Главная стр 1
скачать



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике с учётом Примерной программы основного общего образования. Данная программа предназначена для изучения физики в 9 классе средней общеобразовательной школы.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений в рамках основного общего образования программа предполагает преподавание курса в объёме 70 часов из федерального компонента из расчёта 2 учебных часа в неделю, в том числе контрольных работ – 5; самостоятельных работ - 20; лабораторных работ – 6. В рабочей программе предусмотрен резерв свободного времени в объёме 4 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учёта местных условий. Отбор содержания проведен с учетом требований государственного стандарта общего образования по физике.


Изучение физики в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Выработка компетенций:



общеобразовательных:

  • умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умения использовать элементы причинно-следственного анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, обосновывать суждения, давать определения, пытаться приводить доказательства;

  • умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

предметно-ориентированных:

  • понимать роль науки, усиление взаимного влияния науки и техники, осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

  • развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности учащихся в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации;

  • воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.;

  • овладевать умениями безопасного использования и применения полученных знаний в быту при решении практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Требования к уровню подготовки учащихся.

После освоения курса 9 класса учащиеся должны:



знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление. Физический закон. взаимодействие. электрическое поле. магнитное поле. волна. атом. атомное ядро.

  • смысл величин: путь. Скорость. Ускорение. импульс. кинетическая энергия, потенциальная энергия.

  • смысл физических законов: Ньютона. Всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии.


уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с током. Электромагнитную индукцию,

  • использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени.

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц. Графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. Периода колебаний от длины нити маятника.

  • выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений

  • решать задачи на применение изученных законов, использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.

В 9 классе обучается 5 детей по программе 7 вида. Условия обучения для данных учащихся следующие: программа – общеобразовательная; применение принципов дифференцированного обучения (индивидуальные карточки разной степени сложности, домашнее задание по выбору или оптимальной сложности, подача материала некоторых параграфов в неполном объеме (в календарно-поурочном планировании такие параграфы и д/з выделены «жирным» курсивом)


Итоговая аттестация проводиться в соответствии с «Положением о системе оценок текущей и итоговой успеваемости».

Система оценивания.

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных и самостоятельных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки,(при этом допустимо при оформлении работы не записывать приборы и материалы, а так же не)

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.


Перечень ошибок.

Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки.


  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

Содержание программы.

9 класс

(70 ч.; 2 ч. в неделю)


ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (27 ЧАСОВ)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Относительность движения.

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх.

Закон всемирного тяготения.

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Искусственные спутники Земли.

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты.

Фронтальные лабораторные работы:


  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

  2. Исследование свободного падения.

Демонстрации:

  1. Определение координаты (пройденного пути, траектории, скорости) материальной точки в заданной системе отсчета.

  2. Зависимость перемещения от времени.

  3. Относительность движения. Система отсчета.

  4. Относительность перемещения и траектории.

  5. Опыты, иллюстрирующие закон инерции и взаимодействие тел.

  6. Второй закон Ньютона.

  7. Третий закон Ньютона.

  8. Падение тел в воздухе и разреженном пространстве.

  9. Стробоскоп.

  10. Гравитационное взаимодействие.

  11. Прямолинейное и криволинейное движение.

  12. Направление скорости при движении по окружности.

  13. Закон сохранения импульса.

  14. Реактивное движение

  15. Модель ракеты


МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК (11 ЧАСОВ)
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

Длина волны. Скорость распространения волн.

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо.

Фронтальная лабораторная работа:


  1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины.

Демонстрации:

  1. Примеры колебательных движений.

  2. Зависимость периода колебаний: а) нитяного маятника от длины нити; б) пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

  3. Запись колебательного движения.

  4. Преобразование энергии в процессе свободных колебаний.

  5. Вынужденные колебания.

  6. Образование и распространение поперечных и продольных волн.

  7. Колеблющееся тело как источник звука.

  8. Зависимость высоты тона от частоты колебаний.

  9. Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.

  10. Необходимость упругой среды для передачи звуковых колебаний.

  11. Отражение звуковых волн.


ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (12 ЧАСОВ)
Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции.

Получение переменного электрического тока.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Электромагнитная природа света.



Фронтальная лабораторная работа:

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.

Демонстрации:

  1. Движение прямого проводника в магнитном поле.

  2. Электромагнитная индукция.


СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР (16 ЧАСОВ).
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда. Радиоактивные превращения атомных ядер.

Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона. Открытие нейтрона.

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию Атомная энергетика.

Биологическое действие радиации.

Термоядерная реакция.

Фронтальные лабораторные работы:


  1. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

  2. Изучение треков заряженных частиц по фотографиям

Демонстрации:

  1. Альфа-, бета- и гамма-лучи.

  2. Модель опыта Резерфорда.

  3. Устройство и принцип действия счетчика ионизирующих частиц.

  4. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.

  5. Деление ядер урана.

  6. Ядерный реактор.

Резерв времени (2 ч)

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС

(всего 70 часов)






Тема урока

Тип и форма урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, измерители

Дата проведения

План

Факт

РАЗДЕЛ I. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (27 ЧАСОВ)

1

Материальная точка. Система отсчета.

УИНМ

1

Определение материи. Виды материи, изучаемые в физике, – вещество и поле. Практическое значение механики. Механическое движение. Материальная точка. Точка отсчёта. Координаты тела (точки). Система отсчёта.

Знать: что изучает механика, две основные части этой науки, механическое движение, его описание с помощью СО.

Уметь: определять, в каких случаях можно считать тело материальной точкой.



Фронтальная проверка

Отгадать загадки







2

Перемещение. Определение координаты движущегося тела.

Комбинированный

1

Перемещение. Траектория. Скалярные и векторные величины.

Знать: определения перемещения, траектории, пути.

Уметь: строить вектор перемещения, его проекции, определять знак проекции и определять координаты движущегося тела.



Фронтальная проверка

Найди лишнее слово







3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

Комбинированный

1

Перемещение. Скалярные и векторные величины.

Знать: определения перемещения, траектории, пути.

Уметь: строить вектор перемещения, его проекции, определять знак проекции и определять координаты движущегося тела.



Самостоятельная работа

Тест







4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Комбинированный

1

Мгновенная скорость. Вектор ускорения. Единица ускорения в СИ. Формулы ускорения и скорости в векторной форме и в проекциях на координатные оси, их применение для решения задач.

Знать: характеристики равноускоренного движения, определение ускорения, его единицы.

Уметь: в приведённых ситуациях определять направление ускорения, вычислять числовое значение ускорения, скорости, перемещения.



Самостоятельная работа

Найти аналогию







5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

Комбинированный

1

Вектор скорости. Формула скорости при прямолинейном равноускоренном движении. График зависимости (t), проекции вектора скорости от времени. Решение задач

Знать: скорость – векторная величина.

Уметь: описывать движение графическим и координатным способами; решать задачи на совместное движение нескольких тел.



Самостоятельная работа

Решение задач по образцу







6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

Комбинированный

1

Вектор перемещения. Формула перемещения при прямолинейном равноускоренном движении. График зависимости (t), проекции вектора перемещения от времени. Решение задач.

Знать: перемещение – векторная величина.

Уметь: описывать движение графическим и координатным способами; решать задачи на совместное движение нескольких тел.



Фронтальная проверка

Вставить пропущенные буквы в слова







7

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Комбинированный

1

Формула перемещения при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. График зависимости (t), проекции вектора перемещения от времени. Решение задач.

Знать: перемещение – векторная величина.

Уметь: описывать движение графическим и координатным способами; решать задачи на совместное движение нескольких тел.



Фронтальная беседа, решение качественных задач

Решение задач по образцу







8

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

Урок практикум

1

ЛР «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении» (по инструкции учителя или описанию в учебнике)

Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов. Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

Самостоятельная работа с оборудованием







9

Решение задач «Равномерное, равноускоренное движение»

Урок оценивания знаний по теме

1

Чтение и построение графиков скорости, перемещения и ускорения от времени при равноускоренном движении. Решение задач.

Уметь: строить графики скорости, перемещения и ускорения от времени и решать теоретические задачи и по графикам, приведённым учителем; оформлять решение по образцу.

Тест, решение задач, работа с формулами, с таблицами, с справочным материалом

Работа с иллюстрациями







10

Контрольная работа № 1 по теме «Равномерное, равноускоренное движение»

Урок оценивания знаний по теме

1

КР по теме «Равномерное, равноускоренное движение».

Уметь: применять на практике полученные знания.

Контрольная работа.

Тест








11

Относительность движения

УИНМ

1

Относительность движения. Относительность перемещения и траектории.

Знать: формулы скорости и перемещения.

Уметь: решать задачи на относительность движения.



Фронтальная проверка

Работа с иллюстрациями







12

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона

Комбинированный

1

Инерция. Научный метод познания Галилея. Опытное подтверждение факта относительности движения и покоя. Инерциальные и неинерциальные СО. Первый закон Ньютона. Границы применимости закона.

Знать: понятия инерциальной системы отсчёта, инерции, массы тела; формулировку первого закона Ньютона; условие, позволяющее считать инерциальной СО.

Уметь: приводить примеры ИСО, пояснять, какое отношение имеет ИСО к первому закону Ньютона.



Фронтальная проверка

Закончите предложение







13

Второй закон Ньютона

Комбинированный

1

Сила – причина изменения скорости движения тела. Дольные и кратные единицы силы. Постоянство отношения модулей ускорений двух тел при их взаимодействии. Второй закон Ньютона и границы его применения. Равнодействующая сил и второй закон Ньютона. Решение задач

Знать: что сила есть причина изменения скорости, а значит, и ускорения; что второй закон Ньютона – установление связи между ускорением, силой и массой тела; формулировку закона; что в случае действия на тело нескольких сил ускорение определяется их равнодействующей; что ускорение и вызывающая его сила сонаправлены, что сила – векторная величина.

Уметь: использовать закон для решения задач, находить равнодействующую сил; определять числовое значение ускорения при известной массе тела, движущегося под действием двух противоположно направленных сил.



Фронтальный опрос, решение задач, работа с формулами, с таблицами, с справочным материалом

Работа с справочным материалом, решение задач по образцу







14

Третий закон Ньютона

Комбинированный

1

Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона и границы его применения. Следствия, вытекающие из этого закона. Вес тела и сила реакции опоры.

Знать: формулировку закона; силы взаимодействия всегда приложены к разным телам, а потому не имеют равнодействующей.

Уметь: в приведённых примерах выделять взаимодействующие тела, определять силы взаимодействия.



Тест, решение задач, работа с формулами, с таблицами, с справочным материалом

Работа с учебником







15

Свободное падение

Комбинированный

1

Падение тел в воздухе и в разреженном пространстве. Ускорение свободного падения. Формулы скорости и перемещения. Изображение вектора силы тяжести. Ускорения свободного падения и скорости при свободном падении.

Знать: понятия свободного падения, ускорения свободного падения; экспериментальный факт – ускорение свободного падения всех тел одинаково.

Уметь: решать задачи на нахождение ускорения.



Тест, решение задач, работа с формулами, с таблицами, с справочным материалом

Анаграмма







16

Движение тела, брошенного вертикально вверх

Комбинированный

1

Формулы скорости и перемещения. Изображение вектора силы тяжести. Ускорения свободного падения и скорости при движении тела, брошенного вертикально вверх.

Знать: понятия свободного падения, ускорения свободного падения; экспериментальный факт – ускорение свободного падения всех тел одинаково.

Уметь: решать задачи на нахождение ускорения, скорости движения тела, брошенного вертикально вверх.



Решение задач, работа с формулами, с таблицами, с справочным материалом

Работа с справочным материалом, решение задач по образцу







17

Лабораторная работа №2 « Исследование свободного падения»

Урок практикум

1

ЛР «Измерение ускорения свободного падения»

Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов. Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

Самостоятельная работа с оборудованием







18

Закон всемирного тяготения

Комбинированный

1

Опытные факты, лежащие в основе закона всемирного тяготения. Формулировка закона, условия применимости математической записи закона. Особенности гравитационного взаимодействия. Гравитационная постоянная.

Знать: понятия всемирного тяготения, гравитационных сил; формулировку закона тяготения; три случая, при которых формула закона даёт точный результат.

Уметь: рассчитывать силу тяготения в зависимости от расстояния между телами, ускорение свободного падения для тела, поднятого над Землёй, в разных широтах, находящегося на других планетах, объяснять приливы, отливы и другие подобные явления.



Решение задач, работа с формулами, с таблицами, с справочным материалом.

Работа с справочным материалом, решение задач по образцу







19

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

Комбинированный

1

Независимость ускорения свободного падения тела от массы. Различные значения ускорений в различных точках Земли.

Уметь: рассчитывать силу тяготения в зависимости от расстояния между телами, ускорение свободного падения для тела, поднятого над Землёй, в разных широтах, находящегося на других планетах, объяснять приливы, отливы и другие подобные явления.

Фронтальный опрос, решение качественных задач

Работа с учебником







20

Прямолинейное и криволинейное движение

Комбинированный

1

Отличия прямолинейного и криволинейного движений. Направление вектора скорости при криволинейном движении. Формула центростремительного ускорения. Направление ускорения.

Знать: понятия криволинейного движения, центростремительного ускорения; почему равномерное движение по окружности считается равноускоренным; формулу центростремительного ускорения.

Уметь: решать расчётные и качественные задачи на движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.



Решение задач, работа с формулами, с таблицами, с справочным материалом

Работа с справочным материалом, решение задач по образцу







21

Решение задач «Движение по окружности»

Урок оценивания знаний по теме

1

Решение задач.

Уметь: применять на практике полученные знания.

Тест, решение задач, работа с формулами, с таблицами, с справочным материалом

Тест







22

Искусственные спутники Земли

Комбинированный

1

ИСЗ. 1-я и 2-я космические скорости.

Знать: ИСЗ, условия их запуска на круговую и эллиптическую орбиты.

Уметь: использовать формулу 1-й космической скорости, понимать её назначение и роль при планировании запуска ИСЗ; пояснять требования к высоте ИСЗ над Землёй, приводить примеры конкретных запусков, иметь представление о 2-й и 3-й космических скоростях и соответствующих орбитах; проводить расчёты по формулам.



Фронтальная проверка, работа с учебником.

Работа с дополнительной литературой







23

Импульс тела. Закон сохранения импульса

Комбинированный

1

Импульс тела, его единицы. Понятие замкнутой системы тел. Запись уравнения закона в векторной форме и в проекциях на оси координат.

Знать: понятие импульса, его обозначение, факт совпадения направления импульса с направлением скорости, формулировку закона сохранения импульса.

Уметь: определять общий импульс системы до и после взаимодействия тел.



Самостоятельная работа, решение задач, работа с формулами, с таблицами, с справочным материалом

Работа с справочным материалом, решение задач по образцу







24

Решение задач «Импульс тела. Закон сохранения импульса»

Урок оценивания знаний по теме

1

Решение задач.

Уметь: решать качественные и расчётные задачи на закон сохранения импульса.

Решение задач, работа с формулами, с таблицами, с справочным материалом

Работа с справочным материалом, решение задач по образцу







25

Реактивное движение. Ракеты

Комбинированный

1

Реактивное движение. Устройство ракеты. Идея и практика использования ракет для космических полётов (К.Э.Циолковский, С.П.Королёв, Ю.А.Гагарин).

Знать: примеры применения закона сохранения импульса.

Уметь: определять общий импульс системы до и после взаимодействия тел.



Тест, решение задач

Найдите лишнее слово







26

Повторение и обобщение темы «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Повторение темы «Законы Ньютона. Импульс тела. Закон сохранения импульса тела».

Знать: основные понятия и формулы темы.

Уметь: применять на практике полученные знания.



Самостоятельная работа, составление таблицы

Заполнить таблицу пользуясь учебником







27

Контрольная работа № 2 по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»

Урок оценивания знаний по теме

1

КР по теме «Законы Ньютона. Импульс тела. Закон сохранения импульса тела».

Знать: основные понятия и формулы темы.

Уметь: применять полученные знания при решении задач.



Контрольная работа

Тест







РАЗДЕЛ II. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК (11 ЧАСОВ)

28

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник

УИНМ

1

Колебательные движения, их примеры. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Математический маятник.

Знать: понятия колебательной системы, свободных колебаний и условия их существования; математический маятник, гармонические колебания, величины, характеризующие колебания.

Уметь: объяснять причины затухания свободных колебаний, решать задачи на нахождение величин, характеризующих колебательные движения.



Фронтальный опрос

Вставить пропущенные буквы в слова







29

Величины, характеризующие колебательное движение

Комбинированный

1

Положение равновесия. Смещение, амплитуда колебаний, период и частота колебаний. Формулы и единицы физических величин. Фаза и разность фаз. Решение задач.

Знать: величины, характеризующие колебания.

Уметь: решать задачи на нахождение величин, характеризующих колебательные движения, вычислять координату и скорость, период и частоту колебаний тела.



Фронтальный опрос, решение задач, работа с формулами

Работа с справочным материалом, решение задач по образцу







30

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»

Урок практикум

1

ЛР по теме «Исследование зависимости периода и частоты колебаний математического маятника от его длины»

Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов. Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

Самостоятельная работа с оборудованием







31

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания

Комбинированный

1

Потенциальная и кинетическая энергии в колебательном движении. Полная механическая энергия системы. Затухающие колебания, вынужденные колебания и их примеры. Явление зависимости амплитуды вынужденных колебаний от частоты внешней вынуждающей силы. Определение резонанса. Резонансная кривая. Резонанс в приборах, технике и быту. Полезное и вредное действие резонанса.

Знать: превращения энергии при колебательных движениях, причины возникновения резонанса.

Уметь: объяснять причины затухания свободных колебаний, приводить примеры, показывающие вред и пользу резонанса.



Фронтальный опрос, решение качественных задач

Работа с иллюстрациями







32

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны

Комбинированный

1

Волна и её свойства. Характерные особенности двух видов волн – продольных и поперечных, механизмы их распространения.

Знать: понятия волны, поперечной и продольной волн.

Уметь: объяснять принцип распространения волн в различных средах.



Самостоятельная работа, решение задач

Работа с справочным материалом, решение задач по образцу







33

Длина волны. Скорость распространения волн

Комбинированный

1

Волна и её свойства. Характеристики волны: амплитуда, скорость, длина, частота.

Знать: понятия длины и скорости волны; формулы связи между скоростью, длиной и частотой волны.

Уметь: решать задачи на нахождение величин, характеризующих механические волны.



Фронтальный опрос, решение задач, работа с формулами, с таблицами, с справочным материалом

Аналогия







34

Источники звука. Звуковые колебания

Комбинированный

1

Источник звука. Звуковые колебания.

Знать: понятия звуковых волн.

Уметь: описывать возникновение звуковых волн при колебаниях камертона.



Физический диктант, решение задач

Решение задач по образцу







35

Высота тона. Громкость звука

Комбинированный

1

Громкость и высота тона – субъективные характеристики звука.

Знать: понятия громкости и высоты звука; определение интенсивности звука; единицы громкости; частота колебаний звуковой волны – высота звука.

Уметь: на примере мегафона объяснять, как увеличить громкость звука.



Фронтальный опрос, решение качественных задач

Найди лишнее слово







36

Распространение звука. Звуковые волны

Комбинированный

1

Процесс распространения звука: источник звука – передающая среда – приёмник. Скорость звука.

Знать: причины распространения звуковых волн в среде.

Уметь: объяснять различие скоростей распространения звука в различных средах.



Фронтальная беседа, решение задач.

Работа с справочным материалом, решение задач по образцу







37

Отражение звука. Эхо. Решение задач

Комбинированный

1

Отражение звука. Звуколокация. Условия возникновения акустического резонанса. Эхо.

Знать: причины отражение звуковых волн; возникновение эха, практическое применение этого явления.

Уметь: приводить примеры явлений, связанных с распространением звука в различных средах.



Фронтальная беседа, решение задач, работа с формулами, с таблицами, с справочным материалом

Работа с справочным материалом, решение задач по образцу







38

Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны. Звук»

Урок оценивания знаний по теме

1

КР по теме «Механические колебания и волны. Звук».

Уметь: применять на практике полученные знания.

Контрольная работа

Тест







РАЗДЕЛ III. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (12 ЧАСОВ)

39

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородные и однородные магнитные поля

УИНМ

1

Магнитное поле и его графическое изображение. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

Знать: источники и индикаторы магнитного поля; суть гипотезы Ампера; понятия магнитных линий, однородного и неоднородного магнитных полей.

Уметь: объяснять опыт Эрстеда, изображать магнитное поле при помощи магнитных линий.



Фронтальный опрос

Работа по карточкам







40

Направление тока и направление линий его магнитного поля

Комбинированный

1

Связь направления линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике. Правило буравчика (правило правой руки).

Знать: направление линий магнитного поля можно определить по направлению тока в проводнике при помощи правила буравчика.

Уметь: применять правило правой руки при решении задач.



Фронтальный опрос, решение качественных задач.

Закончите предложение







41

Обнаружение магнитного поля.

Комбинированный

1

Связь направления линий магнитного поля тока с направлением силы, действующей на проводник. Правило левой руки.

Знать: магнитное поле создаётся электрическим полем и обнаруживается по его действию на электрический ток.

Уметь: применять правило левой руки при решении задач.



Решение качественных задач.

Работа с учебником







42

Индукция магнитного поля

Комбинированный

1

Векторная характеристика магнитного поля. Направление и модуль вектора магнитной индукции. Единица магнитной индукции. Линии магнитной индукции.

Знать: понятие магнитных линий; магнитная индукция – векторная характеристика магнитного поля; единицы магнитной индукции.

Уметь: рассчитывать магнитную силу по формуле магнитной индукции, изображать магнитное поле при помощи линий магнитной индукции.



Самостоятельная работа, решение задач

Работа с справочным материалом, решение задач по образцу







43

Магнитный поток

Комбинированный

1

Магнитный поток. Изменение потока сквозь контур при его вращении. Решение качественных задач.

Знать: понятие магнитного потока, характеристики магнитного потока, единицы измерения.

Уметь: отвечать на вопросы типа: «Как меняется магнитный поток при увеличении в n раз магнитной индукции, если ни площадь, ни ориентация контура не меняются?»



Тест, фронтальная проверка

Работа по карточкам







44

Явление электромагнитной индукции

Комбинированный

1

История открытия электромагнитной индукции. Правило Ленца. Решение качественных задач.

Знать: суть явления электромагнитной индукции, опыты Фарадея.

Уметь: Объяснять важность явления электромагнитной индукции.



Тест, решение качественных задач

Вставить пропущенные буквы в слова







45

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Урок практикум

1

ЛР по теме «Изучение явления электромагнитной индукции»

Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов. Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

Самостоятельная работа с оборудованием







46

Получение переменного электрического тока

Комбинированный

1

Понятие о переменном токе как о вынужденных колебаниях в электрической цепи. Гармонические колебания силы тока. Индукционный генератор. Решение задач.

Знать: определение переменного тока, устройство и принцип работы электромеханического индукционного генератора.

Уметь: применять полученные знания в решении задач.



Самостоятельная работа.

Работа с иллюстрациями







47

Электромагнитное поле

Комбинированный

1

Создание теории электромагнитного поля Максвеллом. Источник электромагнитного поля. Решение качественных задач.

Знать: понятия электромагнитного поля, вихревого поля.

Уметь: объяснять причину возникновения электромагнитного поля.



Тест, решение качественных задач.

Работа по карточкам







48

Электромагнитные волны

Комбинированный

1

Передача энергии в связанной системе. Образование волн. Поперечные волны. Напряжённость электрического поля. Конечная скорость распространения волн. Связь между длиной волны, частотой и скоростью распространения электромагнитных волн. Образование электромагнитных волн. Излучение электромагнитных волн. Решение задач.

Знать: понятие электромагнитной волны и её характеристик; диапазоны шкалы электромагнитных волн.

Уметь: объяснять причину возникновения электромагнитной волны.



Фронтальный опрос, работа с учебником

Работа с учебником







49

Электромагнитная природа света

Комбинированный

1

Свет – упругая волна. Светоносный эфир. Свет является частным случаем электромагнитных волн. Решение качественных задач.

Знать: понятие электромагнитной волны и её характеристик.

Уметь: объяснять причину возникновения электромагнитной волны.



Решение качественных задач

Найдите лишнее слово







50

Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле»

Урок оценивания знаний по теме

1

КР по теме «Электромагнитное поле».

Знать: основные понятия и формулы темы.

Уметь: применять полученные знания при решении задач.



Контрольная работа

Тест







ГЛАВА IV. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА (16 ЧАСОВ)

51

Радиоактивность

УИНМ

1

Естественная радиоактивность как самопроизвольное превращение атомных ядер. Состав радиоактивного излучения. Природа и свойства альфа-, бета- и гамма-излучений.

Знать: числовое значение заряда электрона, состав радиоактивного излучения и его компонентов, их свойства.

Уметь: по таблице Менделеева определять заряды ядер атомов химических элементов.



Фронтальный опрос, решение качественных задач

Работа по карточкам







52

Модели атомов. Опыт Резерфорда

Комбинированный

1

Модель атома Дж.-Дж.Томсона. Опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Ядерная модель атома. Оценка размеров атомов и ядер.

Знать: планетарная модель атома, размер ядра атома сравнительно с размерами электронной оболочки.

Уметь: описывать ход опыта Резерфорда.



Фронтальный опрос, решение качественных задач

Работа по карточкам







53

Радиоактивные превращения атомов

Комбинированный

1

Что происходит с веществом при радиоактивном превращении? Образование новых элементов. Массовое и зарядовое числа. Правило смещения. Закон сохранения массового числа и заряда. Решение задач

Знать: правило смещения Содди; определения массового числа, зарядового числа.

Уметь: применять правило Содди для определения взаимного положения в таблице Менделеева исходного элемента и элемента, образующегося в результате его распада.



Фронтальный опрос, решение задач

Работа с справочным материалом, решение задач по образцу







54

Экспериментальные методы исследования частиц

Комбинированный

1

Ионизирующее и фотохимическое действие излучений. Искусственные превращения атомных ядер.

Знать: электроны, протоны, нейтроны, атомные ядра, атомы нельзя увидеть непосредственно, но только с помощью специальных приборов и установок.

Самостоятельная работа, решение задач

Работа с справочным материалом, решение задач по образцу







55

Открытие протона. Открытие нейтрона

Комбинированный

1

Исторические сведения о результатах бомбардировки атомных ядер. Опыты Резерфорда. Протоны. Открытие нейтрона.

Уметь: приводить исторические факты об открытиях элементарных частиц.

Фронтальный опрос, решение задач, работа со справочным материалом

Работа с справочным материалом, решение задач по образцу







56

Состав атомного ядра. Ядерные силы

Комбинированный

1

Устойчивость атомных ядер. Протонно-нейтронная модель строения ядра. Изотопы. Физический смысл определения и условные обозначения массового и зарядового чисел. Решение задач.

Знать: состав атомного ядра, изотопы.

Уметь: приводить примеры применимости изотопов в народном хозяйстве.



Самостоятельная работа, решение задач

Работа с справочным материалом, решение задач по образцу







57

Энергия связи. Дефект масс

Комбинированный

1

Ядерное взаимодействие. Короткодействующий характер ядерных сил. Энергия связи атомных ядер. Дефект масс. Формула расчёта энергии связи. Решение задач.

Знать: новый вид взаимодействия (ядерное) и его особенности; смысл словосочетания «дефект масс».

Уметь: находить энергию связи по формуле Эйнштейна, дефект масс.



Фронтальный опрос, решение задач, работа с таблицами

Заполнить таблицу, пользуясь дополнительной литературой







58

Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция

Комбинированный

1

Понятие о ядерной реакции как о превращении атомных ядер при взаимодействии их с частицами или друг с другом. Условия протекания ядерных реакций. Справедливость законов сохранения энергии, импульса, электрического заряда, массового числа для ядерных реакций. Перспективы реакции деления ядер тяжёлых элементов для получения энергии. Понятие о ядерной энергетике. Понятие о цепной реакции. Критическая масса.

Знать: новый способ получения энергии, открытый при наблюдении деления ядер урана; возможные неуправляемые последствия этого явления.

Уметь: использовать учебный материал для объяснения выделения энергии при реакциях распада и синтеза ядер; составлять уравнения ядерных реакций.



Тест, решение задач, работа с формулами, с таблицами, с справочным материалом

Работа с справочным материалом, решение задач по образцу







59

Ядерный реактор.

Комбинированный




Основные элементы ядерного реактора. Управляемая реакция деления ядер. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Решение задач

Знать: факт «укрощения» ядерной энергии.

Уметь: объяснять принцип действия ядерного реактора; применять полученные знания при решении задач.



Фронтальный опрос

Работа с иллюстрациями







60

Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков»

Урок-практикум

1

ЛР по теме «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов. Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

Самостоятельная работа с оборудованием







61

Атомная энергетика

Комбинированный

1

История развития атомной энергетики. Преимущества АЭС. Перспектива развития атомной энергетики. Ядерное оружие. Проблемы атомной энергетики.

Знать: о проблемах атомной энергетики в Калининградской области и в России в целом.

Уметь: приводить неоспоримые факты о необходимости использования ядерной энергии и соблюдении правил техники безопасности при её использовании.



Фронтальный опрос

Работа по карточкам







62

Лабораторная работа № 6 Изучение треков заряженных частиц по фотографиям

Урок-практикум

1

Собирающая и рассеивающая линзы. Фокус линзы. Фокусное расстояние. Формула оптической силы, единица.

Знать: сферические линзы, их параметры; формулу для вычисления оптической силы линзы.

Уметь: показывать на рисунке виды выпуклых и вогнутых линз, фокусные расстояния и ход параллельного оптической оси пучка лучей после прохождения выпуклой и вогнутой линз.



Самостоятельная работа с оборудованием







63

Биологическое действие радиации

Комбинированный

1

Поглощённая доза излучения. Эквивалентная доза, формула и единицы. Предельные безопасные дозы излучения для живых организмов и способы защиты от воздействий излучений. Дозиметр.

Знать: о проблемах атомной энергетики в Калининградской области и в России в целом, устройство дозиметра.

Уметь: пользоваться дозиметром, определять уровень радиации в помещении.



Фронтальная беседа

Работа с учебником







64

Термоядерная реакция

Комбинированный

1

Термоядерные реакции, их энергетический выход. Выделение энергии при синтезе ядер. Проблемы осуществления управляемой термоядерной реакции

Знать: определение термоядерной реакции; неразрешимые (пока!) проблемы «укрощения» этого явления.

Уметь: приводить примеры, где протекают термоядерные реакции.



Тест, решение задач

Работа с справочным материалом, решение задач по образцу







65

Повторение и обобщение темы «Строение атома и атомного ядра»

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Повторение темы «Физика атома и атомного ядра».

Уметь: применять на практике полученные знания.

Фронтальный опрос, решение задач, работа с формулами, с таблицами, с справочным материалом

Работа с справочным материалом, решение задач по образцу







66

Контрольная работа № 5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

Урок оценивания знаний по теме

1

КР по теме «Строение атома и атомного ядра».

Знать: основные понятия и формулы темы.

Уметь: применять полученные знания при решении задач.



Контрольная работа

Тест







67-70

Резерв




4


















скачать


Смотрите также:
Пояснительная записка рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике с учётом Примерной программы основного общего образования
362.1kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа по алгебре разработана на основе Примерной программы основного общего образования
229.35kb.
Орлова Людмила Ивановна, Никитина Зинаида Николаевна пояснительная записка Данная программа
209.01kb.
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»
78.66kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного)
134.92kb.
Рабочая программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников
243.9kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям
213.96kb.
Пояснительная записка Данная программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по иностранному языку
512.82kb.
Пояснительная записка Данная программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по иностранному языку
60.07kb.
-
214.74kb.
Рабочая программа по алгебре составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике
346.14kb.
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и примерной программы Л
485.07kb.