Главная стр 1
скачать
Рабочая программа

Литературное чтение

 2 класс

2012-2013 уч.г.

УМК «Школа России»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



 

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для   2   класса на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта   начального   общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по литературному чтению. Программы   начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения авторов Л. Ф. Климановой,В.Г. Горецкий, М. В. Бойкиной и др.   «Литературное чтение. 1 – 4   классы» (2012)

 

Содержание программы:



Курс призван продолжить обучение чтению в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства.

Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

       

 Цели обучения

         Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения  

          направлено на достижение следующих целей :

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать   и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского   кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта    младших школьников, формирование представлений о добре и   зле, справедливости и честности,   развитие   нравственных    чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

 

 



Основные задачи:

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,

- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,

- развивать поэтический слух,

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,

- обогащать чувственный опыт ребёнка,

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

 

Актуализация обучения младших школьников:



  • Углублять читательский опыт детей.

  • Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».

 

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:

 

1. Развитие навыков чтения:



- развитие навыка осознанного и правильного чтения,

- выработка плавного чтения целыми словами,

- проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин,

- проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца,

- развитие темпового чтения.

 

2.Развитие выразительности чтения и речи:



-чтение вслух и чтение про себя,

- развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных,

- произносить скороговорки и чистоговорки,

- обучение орфоэпическому чтению,

- обучение чтению по ролям.

 

3.Требования к уровню сформированности навыка чтения:



Уметь:

  • Сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами в темпе – не менее 50 слов/мин

  • Пересказывать небольшие по объёму тексты с опорой на картинный план или вопросы

  • Орфоэпически правильно произносить слова в тексте для чтения.

 

4.Выработка умений работать с текстом:

Уметь :


  • Подробно и выборочно пересказывать прочитанное   с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций,

  • Устанавливать последовательность действия в произведении и осмысливать в нём события, подкрепляя правильность ответа выборочным чтением,

  • Делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль,

  • Пользоваться вопросами и заданиями в учебнике,

  • Различать тексты.

 

Обогащение опыта творческой деятельности :

 

1.Обогащение опыта эстетического восприятия :



- формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,

- развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,

- формировать умение передавать впечатления от общения   с природой в устной речи.

 

2. Развитие умения выразить свои впечатления:



- проводить игры со словами,

- коллективно сочинять различные истории,

- составлять рассказы на свободные темы.

 

3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:



- рисование красками,

- словесными описаниями,

- рассказ по собственному рисунку,

- придумывание своей концовки.

 

4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы :



- приобщать к миру поэзии,

- развивать поэтический вкус.

 

5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:



Знать:

средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),

жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),

знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА 



Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Введение. Знакомство с учебником.

 

2

Самое великое чудо на свете

4

2

Устное народное творчество

15

3

Люблю природу русскую. Осень

8

4

Русские писатели

14

5

О братьях наших меньших

12

6

Из детских журналов

9

7

Люблю природу русскую. Зима

9

8

Писатели – детям

17

9

Я и мои друзья

10

10

Люблю природу русскую. Весна

10

11

И в шутку и всерьез

14

12

Литература зарубежных стран

12

13

Резервные уроки

2

 

Итого

136

Содержание курса.

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Читателю. Р. Сеф

 

Устное народное творчество (15 ч)



Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.

Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).

Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».

 

Русские писатели (14 ч)



А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек».

                                                                                       О братьях наших меньших (12 ч)

Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».

                                                                                             Из детских журналов (9 ч)

1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».

Писатели – детям (17 ч)

Произведения о детях, о природе:  К. И. Чуковский («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршак («Кот и лодыри»), С. В. Михалков («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовов («Затейники», «Живая шляпа»).

 

                                                                             Я и мои друзья (10 ч)



В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».

                                                                   Люблю природу русскую. Весна (10 ч)

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».

                                                                               И в шутку и всерьез (14 ч)

1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы».

Литература зарубежных стран (13 ч)

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X . Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

 

В результате изучения литературного чтения учащийся должен

        знать/понимать

•        названия, основное содержание изученных   литературных произведений, их авторов;

         уметь

•        читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета   скорости);определять тему и главную мысль произведения;

•        пересказывать текст;

•        делить текст на смысловые части, составлять его простой   план;

•        составлять небольшое монологическое высказывание с опорой   на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

•        читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

•        создавать небольшой устный текст на заданную тему;

•        приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

•         различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать   сказки народные и литературные;

•        различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный   лист, иллюстрация, аннотация);

        

       использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и     

         повседневной жизни   для:

•        самостоятельного чтения книг;

•        высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

•        самостоятельного выбора и определения содержания книги по   ее элементам;

•        работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).    



 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 



Тема урока

1 ЧЕТВЕРТЬ – 36 часов

1

Введение. Знакомство с учебником

2

Игра «Крестики-нолики»

3

Самое великое чудо на свете.

4

Библиотеки.

5

Книги.

Устное народное творчество – 12 часов

6(1)

Устное народное творчество

7(2)

Русские народные песни.

8(3)

Русские народные потешки и прибаутки.

9(4)

Скороговорки, считалки и небылицы.

10(5)

Загадки, пословицы и поговорки.

 СКАЗКИ

11(6)

 Народные сказки. Ю. П. Мориц «Сказка по лесу идёт ».

12(7)

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

13(8)

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

14(9)

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».Проверка техники чтения. Текст № 1

15(10)

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

16(11)

Русская народная сказка «Каша из топора».

17(12)

Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

18(13)

Викторина «Вспомни сказку»

19(14)

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». Тест № 1

20(15)

КВН «Обожаемые сказки»

21(1)

Люблю природу русскую. Осень.

22(2)

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …»

23(3)

К. Бальмонт «Поспевает брусника …» А. Плещеев «Осень наступила …»

24(4)

А. Фет «Ласточки пропали…» А. Толстой «Осень»

25(5)

«Осенние листья» - тема для поэтов. С.Есенин «Закружилась листва золотая» В. Брюсов «Сухие листья» И. Токмакова «Опустел скворечник»

26(6)

В. Д. Берестов «Хитрые грибы».

27(7)

М. М. Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом»

28(8)

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Осень.» П. р. № 1

29(1)

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …»

30(2)

 Стихи А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»«Зима! Крестьянин торжествуя …»

31(3)

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

32(4)

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

33(5)

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

34(6)

Обобщение по теме "Сказки А. Пушкина»

35(7)

И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука»

36(8)

И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»

37(9)

Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

38(10)

Л. Н. Толстой «Филипок»

39(11)

Л. Н. Толстой «Филипок»

40(12)

Л. Н. Толстой «Котёнок, «Правда всего дороже»

41(13)

Весёлые стихи. Проверка техники чтения. Текст № 2

42(14)

Обобщающий урок по теме «Русские писатели». К. р. № 1

43(1)

О братьях наших меньших

44(2)

Б. Заходер «Плачет киска …» И. Пивоварова «Жила-была собака …»

45(3)

В. Берестов «Кошкин щенок»

46(4)

Домашние животные

47(5)

 М. М. Пришвин «Ребята и утята»

48(6)

 Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

49(7)

 Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

50(8)

Б. С. Житков «Храбрый утёнок»

51(9)

Б. С. Житков «Храбрый утёнок»

52(10)

В. В. Бианки «Музыкант»

53(11)

В. В. Бианки «Сова»

54(12)

Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». К. р. № 2

55(1)

Знакомство с детскими журналами.

56(2)

Д. Хармс «Игра»

57(3)

Д. Хармс «Вы знаете?...»

58(4)

Д. Хармс ,С.Маршак «Весёлые чижи»

59(5)

Д. Хармс «Что это было?»,

60(6)

 Н. Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

61(7)

Ю. Д. Владимиров «Чудаки».

62(8)

А.И.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка»

63(9)

Обобщающий урок по теме «Из детских журналов». Тест   № 2

64(1)

Люблю природу русскую. Зима.

65(2)

Стихи о первом снеге

66(3)

Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою …»

67(4)

С. А. Есенин «Поёт зима - аукает …», «Берёза»

68(5)

Русская народная сказка «Два мороза»

69(6)

С. В. Михалков «Новогодняя быль»

70(7)

А. Л. Барто «Дело было в январе …»

71(8)

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима». К.р. № 3

72(9)

Игра «Поле чудес» Проверка техники чтения. Текст № 3

73(1)

Писатели – детям.

74(2)

К. И. Чуковский «Путаница»

75(3)

К. И. Чуковский «Радость»

76(4)

К. И. Чуковский «Федорино горе»

77(5)

К. И. Чуковский «Федорино горе»

78(6)

С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

79(7)

С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

80(8)

С. В. Михалков «Мой щенок»

81(9)

А. Л. Барто «Верёвочка»

82(10)

А. Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу»

83(11)

А. Л. Барто «Вовка – добрая душа»

84(12)

Н. Н. Носов «Затейники»

85(13)

Н. Н. Носов «Живая шляпа»

86(14)

Н. Н. Носов «Живая шляпа»

87(15)

Н. Н. Носов «На горке»

88(16)

Н. Н. Носов «На горке»

89(17)

Обобщающий урок по теме «Писатели - детям». К.р. № 4

90(1)

Я и мои друзья. Развитие речи.

91(2)

Стихи о дружбе и обидах.

92(3)

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

93(4)

Ю. И. Ермолаев «Два пирожных»

94(5)

В. А. Осеева «Волшебное слово»

95(6)

В. А. Осеева «Волшебное слово»

96(7)

В. А. Осеева «Хорошее»

97(8)

В. А. Осеева «Почему?»

98(9)

В. А. Осеева «Почему?»

99(10)

Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья». П. р № 2

100(1)

Люблю природу русскую. Весна.

101(2)

Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды»

102(3)

А. Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка»

103(4)

А. А. Блок «На лугу»

104(5)

С. Я. Маршак «Снег теперь уже не тот …»

105(6)

И. А. Бунин «Матери» Проверка техники чтения. Текст № 4

106(7)

А. Н. Плещеев «В бурю»

107(8)

Е. А. Благинина «Посидим в тишине»

108(9)

Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел»

109(10)

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна». П.р. № 3

110(1)

И в шутку и всерьёз.

111(2)

Б. В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

112(3)

Б. В. Заходер. Песенки Винни Пуха

113(4)

Э. Н. Успенский «Чебурашка»

114(5)

Э. Н. Успенский «Чебурашка» «Если был бы я девчонкой»

115(6)

Э. Н. Успенский, «Над нашей квартирой», «Память»

116(7)

Э. Н. Успенский, «Над нашей квартирой», «Память»

117(8)

Стихи В.Берестова

118(9)

Стихи И. Токмаковой

119(10)

Г. Б. Остер «Будем знакомы»

120(11)

В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

121(12)

В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

122(13)

В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

123(14)

Обобщающий урок по теме «И в шутку, и всерьёз». П. р. № 4

124(1)

Литература зарубежных стран.

125(2)

Американская и английская народные песенки.

126(3)

Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети»

127(4)

Ш. Перро «Кот в сапогах»

128(5)

Ш. Перро «Кот в сапогах»

129(6)

Ш. Перро «Красная Шапочка»

130(7)

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

131(8)

Э. Хогарт «Мафин и паук»

132(9)

Э. Хогарт «Мафин и паук»

133(10)

Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран». К. р.   № 5

134(11)

КВН «Цветик- семицветик». Проверка техники чтения. Текст № 5

135(12)

Резервный. Повторение пройденного Задание на лето

 
скачать


Смотрите также:
Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Литературное чтение»
805.91kb.
Пояснительная записка рабочая программа предмета «Литературное чтение»
211.48kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
510.98kb.
Пояснительная записка Обоснование выбора программы по литературному чтению Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»
954.88kb.
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета "
298.73kb.
Литературное чтение Пояснительная записка 4 класс Рабочая программа по литературному чтению
431.93kb.
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Пояснительная записка Рабочая учебная программа курса «Литературное чтение»
241.24kb.
Рабочая программа по литературному чтению пояснительная записка Рабочая программа курса «Литературное чтение»
1822.82kb.
Пояснительная записка по учебной программе «Литературное чтение»
385.62kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»
455.42kb.
Рабочая программа предмета «Литературное чтение»
1046.86kb.
Пояснительная записка Программа по предмету «Литературное чтение»
244.11kb.