Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать
Тема 3. Азиатская Россия (Восточный макрорегион)
Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.


Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.

Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозойской плите и особенности формирования рельефа. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность климатических условий. Высотная поясность.

Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.

Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры и будущие технополисы.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Транссибирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень — Сургут — Ямбург. Современные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.

Практическая работа. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.
Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследователи северных морей.

Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы.

Великие сибирские реки: их водность, питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга — основная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы.

Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска.

Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития промышленности.

Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района.

Якутские алмазы, город Мирный.

Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.

Природно-хозяйственные районы: Путорана и Среднесибирское плоскогорье. Основные экономические, социальные и экологические проблемы района.

Практические работы. 1.Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры). 2. Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.
Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в полосе гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспортные связи с приграничными государствами: Китаем, Монголией и Казахстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. БАМ

Горные системы Южной Сибири. Складчато-глыбовые горы: Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья.

Верхние течения крупных сибирских рек: Оби, Енисея, Лены, Амура. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала.

Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного полушария. Температурные инверсии. Многолетняя мерзлота.

Природные ресурсы: минеральные, лесные.

Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.

Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения и освоения. Создание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новосибирск — научный центр.

Ангаро-Енисейский подрайон. Канско-Ачинский бассейн. Гидроресурсы. Формирование Ангаро-Енисейских ТЭС и ТПК. Заселение территории. Миграции и проблемы трудовых ресурсов. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы развития подрайона.

Забайкальский подрайон. Горные системы, землетрясения, байкальская рифтовая зона. Природные ресурсы: цветные и редкоземельные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перспективы освоения зоны БАМа.

Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.



Практическая работа. Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири.
Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.

Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.

Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и вулканизм, моретрясения, цунами. Долина гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района — добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.

Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.



Практические работы. 1. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. 2. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока — проблемы и перспективы развития.
Тема 4. Россия в современном мире

Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.



Требования к уровню подготовки учащихся


    1. Называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения географической информации:

  • субъекты Российской Федерации;

  • пограничные государств;

  • особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

  • границы часовых поясов:

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек страны по бассейнам океанов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники:

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

  • важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:

  • народы, наиболее распространенные языки, религии;

  • примеры рационального и нерационального размещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России:

  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.


2. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;

  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.


3. Описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);

  • образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

  • особенности быта и религии отдельных народов.


4. Объяснять:

  • роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем

  • страны;

  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на территории страны;

  • различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

  • изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

  • причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

  • особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.




  1. Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе

  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • изменния в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.


Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.


Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.


Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.


Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.


Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.


Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.


Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.


  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.



Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.



Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.


Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.



4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
 

Учебно-методический комплект / Литература


Программа

  • Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы.- М., «Дрофа», 2009 г.

Основная литература

Базовый учебник

  • Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.

  • Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.2: География России: Хозяйство и географические районы. 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.

Методическое пособие для ученика

  • Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2009.

  • Сиротин В.И. География России. 9 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2009.

  • География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.

  • География России. 9 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.

Инструмент по отслеживанию результатов

работы

  • Амбарцумова Э.М., Татур А.О. – Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля, 9 кл. – М.: Интеллект-центр, 2005.

  • Барабанов В.В. – География России: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

  • Барабанов В.В. - Контрольные работы (тесты), 9 кл. - М.: Интеллект-центр, 2000, 2001.

  • Барабанов В.В. - Тематич. тестовый контроль, 9 кл. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.

  • Барабанов В.В. и др. - Сборник заданий для проведения экзамена в 9 кл. – М.: Просвещение, 2006.

  • Баранчиков Е.В. – Тесты, 9 кл. (к учебнику Алексеева) - М.: Экзамен, 2006.

  • Баранчиков Е.В. – Тесты, 9 кл., часть1 и 2 (к уч. Дронова) – М.: Экзамен, 2007.

  • Баранчиков Е.В., Козаренко А.Е., Петросюк О.А. – География России: задания и упражнения – М.: Просвещение, 2008.

  • Баринова И. И. – Сборник заданий и упражнений – 8 кл. – М.: Экзамен, 2007.

  • Баринова И.И. - Дидактические карточки-задания по географии. 8 кл.:к учебнику И.И. Бариновой - М.: Экзамен, 2011.

  • Баринова И.И. - Дидактические карточки-задания, 8 кл. - М.: Экзамен, 2006.

  • Баринова И.И. -Дидактические карточки-задания: 8 кл. - М.: Генжер, 1998.

  • Волобуев Г.П. – Технология тематического тестирования, 8 кл. – Р-на-Д.: Феникс, 2007.

  • Волобуев Г.П. – Технология тематического тестирования, 9 кл. – Р-на-Д.: Феникс, 2007.

  • География: Тесты для 9 кл. Варианты и ответы централиз. тестирования. - М., 2001.

  • Евдокимов В.И. - Тесты по географии России к учебнику А.И. Алексеева - М.: Экзамен, 2009.

  • Евдокимов В.И. - Тесты по географии России к учебнику В.П. Дронова - М.: Экзамен, 2009.

  • Ермошкина А.С - Тематич. тестовый контроль: 8кл. - М.: Интеллект-центр, 2002. (2 шт.)

  • Кошевой В.А., Лобжанидзе А.А. - Тесты 8-9 кл. - М: Дрофа, 2003. (2 шт.)

  • Крылова О. В. - Контрольные работы по геогр.: 8кл. -М.: Новый учебник, 2002.

  • Крылова О.В. – Сборник тестовых зданий для подготовки к итоговой аттестации по географии за курс основной школы – М.: Новый учебник, 2008.

  • Крылова О.В. – Тетрадь итоговых работ по географии, 8 кл. - М.: Поматур, Новый учебник, 2004.

  • Крылова О.В. – Тетрадь итоговых работ, 9 кл. – М.: Новый учебник, 2005.

  • Крылова О.Ю. - Тетрадь для контрольных работ, 9кл.-М.: Поматур, 2002.

  • Летягин А.А. - Тесты: 8-9 кл. - М.: Аквариум, 1997.

  • Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б. - Дидактические карточки-задания по географии. 9 кл.:к учебнику под ред. Алексеева - М.: Экзамен, 2011.

  • Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б. - Дидактические карточки-задания по географии. 8 кл.:к учебнику под ред. Алексеева - М.: Экзамен, 2011.

  • Макарцева Л.В. – Проверочные работы, 9 кл. – Саратов: Лицей, 2004.

  • Моргунова Ю.А. – Тематический контроль, 8 кл. – М.: Интеллект-Центр, 2006.

  • Николина В.В. – Мой тренажер, 8 кл. – М.: Просвещение, 2008.

  • Перлов Л. Е. – Дидактические карточки задания для 9 кл. (в 2 частях).- М.: Экзамен, 2008.

  • Перлов Л.Е. – Сборник тестовых заданий для итоговой аттестации по географии России – М.: Дрофа, 2008.

  • Полякова Л.Н. – Сборник заданий и упражнений к учебнику под ред. Алексеева А.И. – М.: Экзамен, 2009.

  • Полякова Л.Н. Сборник заданий и упражнений по географии. 8 класс. К учебнику под ред. Алексеева «География России 8-9 классы» - М.: Экзамен, 2010.

  • Полякова Л.Н. Сборник заданий и упражнений по географии. 9 класс. К учебнику под ред. Алексеева «География России 8-9 классы» - М.: Экзамен, 2010.

  • Савельев А.И. и др. - Сборник тестовых заданий. 9кл. - М,: Интеллект-Центр, 2000.

  • Симагин Ю.А. Сиротин В.И - Тесты для текущего контроля - М.: СпортАкадемПресс, 2001.

  • Сиротин В.И. - Тетрадь для оценки качества знаний по географии - М.: Дрофа, 2002.

  • Сиротин В.И. - Тетрадь для оценки качества знаний: 8кл. - М.: Дрофа, 2002.

  • Хабибуллин Р.Х. – Дидактические карточки-задания, 8 кл. – М.: Экзамен, 2005.

  • Хабибуллин Р.Х. – Дидактические карточки-задания, 9 кл. – М.: Экзамен, 2005.

  • Чичерина О.В. – Контрольные и проверочные работы - М.: Экзамен, 2007.

  • Чичерина О.В. – Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь – М.: Эксмо, 2009.

  • Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. – ЕГЭ: 9 кл.: Типовые тестовые задания – М.: Экзамен, 2006.

  • Элькин Г.Н. – Тесты, 8-9 кл. – СПб.: Паритет, 2005.

Учебно-методические пособия

для учителя

  • 15.БариноваИ.И. и др. - Дидактич. материалы по геогр. России. 8-9кл. -М.: Просвещение, 1996.

  • Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е. - География. ГИА-2009, 9 класс – М.: Астрель, 2009.

  • Антушева О.В. – Поурочные планы по уч И.И. Бариновой – Волгоград: Учитель, 2005.

  • Антушева О.В. – Поурочные планы по учебнику В.П. Дронова и И.И. Бариновой, 9 кл, часть 1-я и 2-я – Волгоград: Учитель, 2007.

  • Барабанов В.В. и др. – ГИА 9кл. в новой форме, 2009/ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2009.

  • Баринова И. И. - Рекомендации к планированию уроков, 8кл.-М.: Дрофа, 2003.

  • Баринова И.И, Дронов В.П. - Методическое пособие, 8-9 кл. -М.: Дрофа, 2003.

  • Баринова И.И, Ром В.Я. - География России: Методическое пособие - М.: Дрофа, 1997, 2000.

  • Баринова И.И. – Поурочные разработки к учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа. 8 кл.» - М.: Экзамен, 2008.

  • Баринова И.И. - Рабочая тетрадь для учителя: 8кл. -М.: Дрофа, 2001.

  • Баринова И.И. - Самост. и практические работы: 8 кл. -М.: Просвещение, 1990. (

  • Баринова И.И. - Современный урок географии: 4.5, 8 кл. - М.: Школьная пресса, 2003.

  • Баринова И.И. и др. - Готовимся к экзамену по геогр.,8-9 кл. -М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.

  • Баринова И.И., Дронов В.П. – Рабочая тетрадь: Хозяйство и географические р-ны, 9 кл. – М.: Дрофа, 2005.

  • Баринова И.И., Суслов В.Г. – Рабочая тетрадь с комплектом к/к, 8 кл. - М.: Экзамен, 2009.

  • Баринова И.И., Суслов В.Г. – Рабочая тетрадь с комплектом к/к, 9 кл. - М.: Экзамен, 2009.

  • Бенькович Т.М. - Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл. - М.: Просвещение, 1997.

  • Богданова А.А. - Уроки географии: 8 кл. - М.: Просвещение, 1985.

  • Болотникова Н.Б. – Элективный курс: ГП России, 9 кл. – Волгоград: Учитель, 2006.

  • Болотникова Н.В. – Предпрофильная подготовка, 9 кл. – Волгоград: Учитель, 2006.

  • Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2008.

  • Болотникова П. В. -Готовимся ЕГЭ: тесты, 9-10 кл. - Волгоград: Учитель, 2003.

  • Воробцова Т.Н. -Поурочные планы: 8кл. - Волгоград: Учитель-АСТ, 1999.

  • Воробцова Т.П. - Поурочные планы 9 кл. (по уч. В.Л. Дронова) - Волгоград: Учитель-АСТ, 1999.

  • Грушина С.Н. – Поурочные разработки. К учебнику «География России. В 2-х частях. 8-9 кл.» под ред. В.П. Дронова (8 кл.) – М.: Экзамен, 2008.

  • Дронов В.П, Ром В.Я. - Рекомендации к планированию уроков, 9 кл. -М.: Дрофа, 2003.

  • Дюкова С.Е. – Программы элективных курсов, 9 кл. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2006.

  • Ермошкина А.С. - Уроки географии:8 кл. - М.: Просвещение, 1993.

  • Ермошкина А.С. – Экономич. и социальная география России. Методич. пособие – М.: Владос, 2004.

  • Жижина Е.А. – Поурочные разработки – 9 кл. – М.: Вако, 2005.

  • Жижина Е.А. - Поурочные разработки,8 кл.-М: ВАКО, 2004.

  • Иванова Т.С. – Эколого-географическая характеристика Московского региона – М.: УЦ Перспектива, 2008.

  • ИгнатьеваГ.А., Фролова Н.В. - Практич. работы: 8-9 кл.- М.: Просвещение, 1996.

  • Ким Э.В., Петрушина Н.П. – Рабочая тетрадь для учителя, 9 кл. (к уч. АИ. Алексеева) – М. Дрофа, 2003.

  • Клюшникова М.В. – Внеклассная работа, 8 кл. – Волгоград: Корифей, 2006.

  • Клюшникова М.В. – Заповедники России (элективный курс) – Волгоград: Корифей, 2006.

  • Корнекова С.Ю., Семенов С.П. – Социально-экономическая география: Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2007.

  • Курашева Е.М. - География России в схемах и таблицах – М.: Экзамен, 2009. Малиновская С.А. – Поурочные планы - 8 кл. – Волгоград: Учитель-Аст, 2004.

  • Курашева Е.М. География России: 8-9 классы. Материалы для подготовки к экзамену: учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2009.

  • Курашева Е.М. Задания на определение географических объектов: учебное пособие.9-11 класс. – М.: Дрофа, 2009.

  • Лазаревич К.С. - Я иду на урок геогр.: 8 кл.-М.: Первое сентября, 2000.

  • Лисенкова Г.Я. -Разноуровневые практич. работы: 9 кл.-М.: Просвещение. 1997.

  • Маерова Н.Ю. - Уроки географии. 8-9 кл. Методич. пособие для учителя - М.: Дрофа, 2004.

  • Макарцева Л.В., Кусков А.С. - Внеклассная работа по экон. геогр. -М.: Лицей, 2001.

  • Малиновская С.А. – Поурочные планы (8 кл.) – Волгоград: Учитель, 2004.

  • Монакова Г.Г., Яковлева Н.В. – Олимпиадные задания по географии. 9-11 кл. – Волгоград: Учитель, 2009.

  • Моргунова А.Б. – Олимпиадные задания по географии, 9 кл. – Волгоград: Учитель, 2006.

  • Николина В.В. География. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2009.

  • Новенко Д.В. - Тематич. и поурочное планирование: 8 кл.- М.: Астрель, 2002.

  • НовенкоД. В. - География: Справочные материалы.9 кл. - М.: АСТ. Астрель, 2002.

  • Перепечеева Н.Н. – Нестандартные уроки, 8 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.

  • Перепечеева Н.Н. – Поурочные планы по уч. Э.М. Раковской (2 части) – Волгоград: Учитель, 2005.

  • Петрова Н.Н. – Настольная книга учителя географии.6-11 кл. – М.: Эксмо, 2008.

  • Петрова Н.Н. - Новый образовательный стандарт: Оценка качества подготовки выпускников основной школы - М: Экзамен, 2006.

  • Раковская Э.М. -Методическое пособие: 8кл. - М.: Просвещение. 1999.

  • Ром В.Я. – Новое в России: цифры и факты. Дополнительные главы.- М.: Дрофа, 2004.

  • Сагитов Ф.С. – Население и хозяйство. Рабочая тетрадь для 9 кл. – М.: Генжер, 2005.

  • Сидоров М. К. – Соц. – экономич. география РФ: сборник картосхем- М.: Дрофа, 2005.

  • Сухов В.И. - Методическое пособие: 8кл.-М.: Просвещение, 1989.

  • Тарасова Н.В. – Поурочное тематическое планирование. 8 класс: пособие для учителей ОУ – М.: Просвещение, 2009 (Сфера)

  • Фромберг А.Э. – Подготовка к устной итоговой аттестации, 9 кл. - М.: Экзамен, 2007.

  • Экономическая и социальная география Московской области- М.: МОП И, 1993.

  • Элькин Г.Н. - Поурочное планирование, 9кл. - СПб.: Паритет, 2001, 2002.

  • Элькин Г.Н. - Поурочное планирование: 8кл. -СПб.: Паритет, 2001. (2шт.)

  • Элькин Г.Н. – Природа России – Твой справочник, 8 кл. – СПб.: Паритет, 2005.

Дополнительная

литература


  • Арефьев И.П. – Экономика России в опорных схемах и таблицах – М.: НЦ ЭНАС, 2005.

  • Вагнер Б.Б. - Реки и озера Подмосковья (исторический путеводитель) – М.: Вече, 2007.

  • Вагнер Б.Б. – Семь островов и архипелагов России – М.: Московский Лицей, 2004.

  • Вагнер Б.Б. Семь озер России. - М.: Московский Лицей, 2003.

  • Вагнер Б.Б. Семь рек России. - М.: Московский Лицей, 2003.

  • Даринский А.В. - Туристские районы РФ и ближнего Зарубежья - СПб: 1994.

  • Замятин Д.Н - Пространства России (хрестоматия) - М.: МИРОС 1994.

  • Замятин Д.Н. - Русские столицы Москва и Петербург - М.: Мирос, 1993.

  • Лобченкова Т.Ю. Самые знаменитые путешественники России. – М.: Вече, 2001.

  • Лымарев В. И. - Островная Земля России - М.: Просвещение, 1993.

  • Москвин А.Г. - Экология водоёмов России - М.: Школа-Пресс, 1999.

  • Плисецкий Е.Л. – Соц. - экономич. география РФ – Справочное пособие в таблицах, схемах, картах – М.: Дрофа, 2004.

  • Пятунин В.Б., Симагин Ю.А. – Геогр. России 8-9 кл, Гимназия на дому. – М.: Дрофа, 2006.

  • Шинкарчук С.А. – Доклады, рефераты, сообщения (8, 9 кл.) – СПб.: Литера, 2007.

  • Элькин Г.Н. Красная книга России: Чудеса природы / Словарик-справочник школьника. – Спб.: Литера, 2009.

Электронные издания

  • География, 9-10 класс (в помощь учащимся), «Учитель»

  • География: 8 класс, «1С».

  • География: 9 класс, «1С»

  • География: Россия (часть 1) 8 класс: аудикурсы («ИДДК»)

  • География: Россия (часть 2) 9 класс: аудикурсы («ИДДК»)

  • География: экспресс-методика быстрого усвоения школьного курса: 9-11 кл. («Новая школа»)

  • Дидактический и раздаточный материал: География 7-8 кл. («Учитель»)

  • Карта: Агроклиматические ресурсы России

  • Карта: АПК России

  • Карта: Водные ресурсы России

  • Карта: Восточная Сибирь (физическая карта)

  • Карта: Геологическая карта России

  • Карта: Дальний Восток (физическая карта)

  • Карта: Европейский Север (физическая карта)

  • Карта: Европейский Север и С-З России (социально-экономическая карта)

  • Карта: Европейский Юг России (социально-экономическая карта)

  • Карта: Европейский Юг России (физическая карта)

  • Карта: Западная Сибирь (социально-экономическая карта)

  • Карта: Западная Сибирь (физическая карта)

  • Карта: Земельные ресурсы России

  • Карта: Климатическая карта России

  • Карта: Лесная промышленность России

  • Карта: Машиностроение и металлообработка России

  • Карта: Народы России

  • Карта: ПЗ и биологические ресурсы России

  • Карта: Плотность населения России

  • Карта: Поволжье (социально-экономическая карта)

  • Карта: Поволжье (физическая карта)

  • Карта: Политико-административная карта России

  • Карта: Почвенная карта России

  • Карта: Растительность России

  • Карта: С-З России (физическая карта)

  • Карта: Социально-экономическая карта России

  • Карта: Тектоника и минеральные ресурсы России

  • Карта: Топливная промышленность России

  • Карта: Транспорт России

  • Карта: Урал (социально-экономическая карта)

  • Карта: Урал (физическая карта)

  • Карта: Физическая карта России

  • Карта: Химическая промышленность России

  • Карта: Центральная Россия (социально-экономическая карта)

  • Карта: Центральная Россия (физическая карта)

  • Карта: ЧМ и ЦМ

  • Карта: Экологические проблемы России

  • Карта: Электроэнергетика России

  • Памятники культуры Подмосковья («Равновесие»)

  • Природа и география России: лекции для школьников, аудикурсы («ИДДК»)

  • Природа России (Новый диск), 2008

  • Уроки географии (Кирилла и Мефодия) – 8 класс.

  • Уроки географии (Кирилла и Мефодия) – 9 класс.


Перечень обязательной географической номенклатуры
8 класс

скачать

<< предыдущая   следующая >>
Смотрите также:
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство»
1384.89kb.
Программа по географии. 9 класс. Пояснительная записка. Рабочая программа курса «География России. Население. Хозяйство»
89.61kb.
Рабочая программа учителя географии
831.99kb.
Рабочая программа учителя географии
776.26kb.
Малинская Ирина Григорьевна учитель географии высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
699.38kb.
Программа по географии для 9 класса (68 часов) Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 9 класса «География. Россия: природа, население, хозяйство»
29.51kb.
Учебного материала на 2011/2012 учебный год География 8 класс, 2 часа в неделю Учитель: Ульянова Т. В. Учебный комплект для учащихся
109.64kb.
Календарно-тематическое планирование по курсу географии «География России: природа, население, хозяйство»
262.7kb.
Пояснительная записка. Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира»
482.98kb.
Рабочая программа по предмету «География России. Население и хозяйство»
490.79kb.
Пояснительная записка. Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира»
434.26kb.
Рабочая программа курса «География России-население и хозяйство»
415.96kb.