скачать
Тема: «Географическое положение»России”
Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.
Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.
Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.
Озёра: Каспийское море.
Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.
Полуострова: Таймыр, Чукотский.
Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.
Тема «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.
Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.
Районы распространения полезных ископаемых:
Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).
Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).
Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ).
Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).
Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).
Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )
Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).
Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).
Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )
Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).
Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).
Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).
Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).
Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).
Тема «Климат и климатические ресурсы России»
Города: Оймякон, Верхоянск.
Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»
Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.
Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.
Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.
Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.
Тема «Природные комплексы России»
Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.
9 класс
Тема: «Машиностроение»
Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск,
Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.
Центры металлоемкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Тема: «ТЭК»
Нефтегазоносные месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское.
Трубопроводы: с Тюменской области на запад.
ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская.
ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская.
АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская.
ЕЭС: Единая энергосистема.
Тема: «Комплекс конструкционных материалов и химических веществ»
Центры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк.
Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.
Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на-Амуре.
Тема: «Инфраструктурный комплекс»
Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский.
Ж/Д магистрали: Транссибирская, БАМ.
Тема ”Русская равнина”
Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое.
Заливы: Кандалакшский, Онежская губа, Финский.
Острова: Вайгач, Валаам, Кижи, Колгуев, Соловецкие.
Полуострова: Канин, Кольский, Рыбачий.
Крайние точки: Балтийская коса.
Равнины: Кумо-Манычская впадина, Мещёрская низина, Окско-Донская, Печорская низменность, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Северные Увалы, Среднерусская возвышенность, Тиманский кряж.
Горы: Хибины.
Реки: Волга, Вятка, Дон, Кама, Мезень, Нева, Ока, Онега, Печора, Северная Двина,
Озёра: Баскунчак, Ильмень, Имандра, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское, Эльтон.
Водохранилища: Волгоградское, Куйбышевское, Рыбинское, Цимлянское.
Каналы: Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.
Заповедники: Астраханский, Дарвинский, Кандалакшский, Лапландский, Приокско-Террасный, Самарская Лука.
Месторождения: Печерский каменноугольный бассейн, Подмосковный буроугольный бассейн, КМА, апатиты, руды черных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии, Соли Баскунчак.
Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута, Москва, Пущино, Дубна, Троицк, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк, Казань, Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волоград, Астрахань
ЭС: Кислогубская ПЭС, Кольская АЭС.
Тема «Кавказ»
Моря: Азовское, Чёрное.
Заливы: Таганрогский.
Проливы: Керченский.
Полуострова: Таманский.
Крайние точки: район горы Базардюзю.
Равнины: Кумо-Манычская впадина, Прикубанская низменность, Ставропольская возвышенность, Терско-Кумская низменность.
Горы: Большой Кавказ.
Вершины: Казбек, Эльбрус.
Реки: Дон, Кубань, Кума, Терек.
Озёра: Каспийское море, Маныч-Гудило.
Каналы: Ставропольский.
Заповедники: Тебердинский.
Месторождения: цветные металлы Большого Кавказа.
Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа, Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.
Тема ”Урал”
Горы: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.
Вершины: Магнитная, Качканар, Народная, Ямантау.
Реки: Белая, Исеть, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал.
Заповедники: Башкирский, Ильменский, Печоро-Илычский.
Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березники, Краснотурьинск, Салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк.
Тема ”Западная Сибирь”
Моря: Карское.
Заливы: Байдарацкая губа, Енисейский, Обская губа.
Острова: Белый.
Полуострова: Гыданский, Ямал.
Равнины: Барабинская низменность, Васюганская, Ишимская, Сибирские Увалы.
Реки: Иртыш, Ишим, Обь, Пур, Таз, Тобол.
Озёра: Кулундинское, Чаны.
Заповедники: Гыданский, Юганский.
Тема «Средняя и Северо-Восточная Сибирь»
Моря: Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых.
Заливы: Енисейский, Хатангский.
Проливы: Вилькицкого, Дмитрия Лаптева.
Острова: Новосибирские остова, Северная Земля.
Полуострова: Таймыр.
Крайние точки: мыс Челюскин.
Равнины: Колымская низменность, плато Путорана, Приленское плато, Северо-Сибирская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Центрально-Якутская, Яно-Индигирская низменность.
Горы: Ангарский кряж, Бырранга, Верхоянский хребет, Енисейский кряж, Оймяконское нагорье, хребет Черского.
Вершины: Победа.
Реки: Алдан, Ангара, Вилюй, Енисей, Индигирка, Колыма, Лена, Нижняя Тунгуска, Оленёк, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Яна.
Озёра: Таймыр.
Водохранилища: Вилюйское.
Заповедники: Арктический, Таймырский, Усть-Ленский.
Тема «Горы Южной Сибири»
Равнины: Витимское плоскогорье.
Горы: Алданское нагорье, Алтай, Восточный Саян, Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Становое нагорье, Яблоновый хребет.
Вершины: Белуха.
Реки: Ангара, Аргунь, Бия, Катунь, Обь, Селенга, Шилка.
Озёра: Байкал, Телецкое.
Водохранилища: Братское, Красноярское.
Заповедники: Алтайский, Баргузинский.
Тема «Дальний Восток»
Моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское.
Заливы: Анадырский, Пенжинская губа, Шелихова.
Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза, Лонга, Петра Великого, Татарский.
Острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин.
Полуострова: Камчатка, Чукотский.
Крайние точки: мыс Дежнева, остров Ратманова.
Равнины: Зейско-Бурейская, Среднеамурская низменность.
Горы: Джугджур, Колымское нагорье, Сихотэ-Алинь, Чукотское нагорье.
Вершины: Авачинская Сопка, Ключевская Сопка.
Реки: Амур, Анадырь, Зея, Камчатка, Уссури.
Озёра: Ханка.
Водохранилища: Зейское.
Заповедники: Кедровая Падь, Кроноцкий, ”Остров Врангеля”.
Сибирь и Дальний Восток
Месторождения: Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий каменноугольный бассейн, железные руды Горной Шории, цветные и редкие металлы Рудного Алтая, Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны, железные руды Хакасии, Забайкалья, Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья, Ленский, Зыранский, Нижнезейский буро– и каменноугольные бассейны, Охотский нефтегазоносный бассейн, цветные металлы Северо-Востока Сибири, золотые прииски Алдана и Бодайбо, Сихотэ-Алинь.
Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул, Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск, Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.
ЭС: Сургутская ТЭЦ.
Технополисы: Томск, Новосибирск, Омск.
Нефтяные концерны: «Лукойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз».
Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ (Большая и Малая), Амуро-Якутская.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по «Географии России» (Природа. Население. Хозяйство.) в 8 классе
(комплексный курс)
2011 – 2012 учебный год
70 уроков (2ч/н)
Программа
| -
Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы.- М., «Дрофа», 2009 г.
|
Основная литература
|
Базовый учебник
| -
Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.
|
Методическое пособие для ученика
| -
Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2009.
-
География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.
|
№
урока
|
Тема урока
|
Практическая
работа
|
Тип уро-ка
|
Элементы обязательного минимума образования
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
|
Д/З
§
|
Дата
|
Введение – 1 урок
|
1. (1)
|
Что изучает география России.
Источники географических знаний.
|
|
вводный
|
География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации.
|
Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны.
|
с.7
|
|
Раздел 1. Россия на карте мира – 11 уроков
|
2. (1)
|
Географическое положение России: территория, население. Виды и уровни географического положения.
|
|
НМ
|
Географическое положение. Виды и уровни географического положения.
|
Ученик должен понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы
|
1
к/к
|
|
3.(2)
|
Особенности физико-географического положения России.
|
№1: Характеристика ГП России. Сравнение ГП РФ и других стран.
(РТ 8 с.6, к/к – с. 34-35)
к/к – крайние точки, океаны к/к: моря, острова, полуострова, заливы, проливы
|
КБ
|
Особенности географического положения России
|
Ученик должен знать специфику географического положения России
|
2, к/к
|
|
4.(3)
|
Экономико – и транспортно- географическое положение России.
|
|
П
|
Особенности географического положения России
|
Ученик должен знать специфику географического положения России. Уметь объяснять существенные признаки объектов
|
3
|
|
5.(4)
|
Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.
|
|
ОКК
|
Особенности географического положения России
|
Ученик должен знать связь между географическим положением и хозяйством страны. Уметь описывать объект.
|
4
|
|
6.(5)
|
Государственная территория России.
|
|
НМ
|
Территория и акватория
|
Ученик должен знать понятие «государственная территория»
|
5
|
|
7.(6)
|
Российское пространство: вопросы и проблемы.
|
Анализ карт учебника для определения северности территории России, экономической эффективности территории России и ряда крупных государств.
|
КБ
|
Экономически эффективная территория
|
Ученик должен знать связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством страны. Уметь выделять существенные признаки объектов.
|
6
|
|
8.(7)
|
Государственные границы России.
Типы и виды российских границ.
|
Обозначение на К/К пограничных гос-тв. РТ с. 34-35
|
КБ
|
Типы границ, виды границ. Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона РФ
|
Ученик должен знать основные типы и виды границ. Уметь приводить примеры. Знать понятия: террито-риальные воды, экономическая зона, недра, соседние государства. Уметь показывать границу России и назвать соседние страны.
|
7, к/к
|
|
9.(8)
|
Сухопутные и морские границы России.
|
П
|
8
|
|
10.(9)
|
Россия на карте часовых поясов.
|
№2: Определение поясного времени для разных пунктов РФ. (РТ 8 с. 7-8, к/к с. 36-37)
|
П
|
Часовые пояса.
|
Ученик должен знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
|
9, к/к
|
|
11.(10)
|
Этапы и методы географического изучения территории.
|
доклады об исследователях России
|
Урок усв. новых знаний с использованием самост. добыв. знаний
|
История освоения и изучения территории России
|
Ученик должен знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках.
|
10
докла-ды
|
|
12.(11)
|
Особенности административно-территориального устройства России.
|
|
НМ
|
Административно- территориальное и политико-административное деление России
|
Ученик должен знать специфику административно-территориального устройства РФ. Уметь анализировать карту.
|
11,
к/к
|
|
Раздел 2. Природа России - 35 уроков
Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. – 7 уроков
|
13.(1)
|
Геологическая история и геологическое строение территории России.
|
анализ геохр. таблицы
(в учебнике)
|
НМ
|
Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
|
Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты.
|
12
|
|
14.(2)
|
Рельеф России. Основные формы рельефа, их связь со строением литосферы.
|
к/к с. 38-39
|
П
|
Распространение крупных форм рельефа. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.
|
Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты. закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения.
|
13
к/к
|
|
15.(3)
|
Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы.
|
|
КБ
|
13
к/к
|
|
16.(4)
|
Как и почему изменяется рельеф России.
|
к/к 8: с. 40-41
|
И
|
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма.
|
Ученик должен понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь приводить примеры.
|
14
|
|
17.(5)
|
Стихийные природные явления в литосфере.
|
|
КБ
|
Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой.
|
Знать стихийные природные явления, связанные с литосферой. Уметь объяснять существенные признаки явлений
|
15
|
|
18.(6)
|
Человек и литосфера.
|
№3: Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
(РТ 8 с. 9-10)
|
КБ
|
Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.
|
Ученик должен знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения.
|
16
к/к
|
|
19.(7)
|
Рельеф и полезные ископаемые Воронежской области.
|
|
НМ
|
Особенности геологического строения, крупных форм рельефа и полезных ископаемых Воронежской области и Россошанского района.
|
Ученик должен понимать закономерности природных явлений. Уметь сопоставлять карты разного содержания.
|
доклады
|
|
Тема 2. Климат и климатические ресурсы – 8 уроков
|
20.(1)
|
Факторы, определяющие особенности климата России. Солнечная радиация.
|
№4: Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение.
(РТ 8 с. 11)
|
НМ
|
Факторы формирования климата; географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны.
|
Ученик должен знать факторы, определяющие климат России. Уметь объяснять образование циклонов и антициклонов.
|
17
|
|
21.(2)
|
Циркуляция ВМ. Циклоны. Антициклоны.
|
сравнит. характеристика
Ц и АЦ
|
КБ
|
Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения)
|
Ученик должен понимать закономерности распределения тепла и влаги. Уметь анализировать карты
|
17
|
|
22.(3)
|
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.
|
№5: Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов.
(РТ 8 с.11-12)
|
И
|
18
|
|
23.(4)
|
Сезонность климата.
|
|
КБ
|
Сезонность климата. Чем она обусловлена.
|
Ученик должен знать понятие «сезонность». Уметь использовать знания для фенологических наблюдений природы.
|
19
|
|
24,25.
(5,6)
|
Типы климатов России.
|
к/к 8: с. 42-43
|
КБ
|
Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса.
|
Ученик должен знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды.
|
20,
к/к
|
|
26.(7)
|
Комфортность (дискомфортность) климатических условий.
|
|
И
|
Степень благоприятности природных условий
|
Ученик должен знать понятие «комфортность» (дискомфортность) климатических условий. Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.
|
21
|
|
27.(8)
|
Климат и человек.
Особенности климата Воронежской области.
|
№6: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (по выбору уч-ся) (табл., ЛОК)
|
КБ
|
Характеристика климата Воронежской области и Россошанского района.
|
Ученик должен уметь анализировать и сопоставлять карты различного содержания.
|
22
|
|
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы – 6 уроков
|
28.(1)
|
Разнообразие внутренних вод России. Реки.
|
к/к 8: речные системы
(с. 44-45)
|
НМ
|
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны.
Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России
|
Ученик должен знать особенности внутренних вод России, понятия, касающиеся работы реки. Знать реки России, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам.
|
23, к/к
|
|
29.(2)
|
Реки.
|
№7: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.
(РТ 8 с. 15-16)
|
П
|
23
|
|
30.(3)
|
Озера и болота.
|
к/к 8 : озера, болота, вдхр.
(с. 44-45)
|
КБ
|
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
|
Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты.
|
24, к/к
|
|
31.(4)
|
Подземные воды. Ледники.
Многолетняя мерзлота.
|
|
КБ
|
24
|
|
32.(5)
|
Водные ресурсы и человек.
|
№8: Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата. (устно)
|
П
|
Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны
|
Учащиеся должны знать меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений
|
25
|
|
33.(6)
|
Внутренние воды Воронежской области.
|
|
КБ
|
Внутренние воды и водные ресурсы Воронежской области, особенности их размещения.
|
Ученик должен знать особенности вод своего региона, бассейны, режим использования. Уметь объяснять их размещение.
|
к/к
|
|
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы – 4 урока
|
34.(1)
|
Почва – особое природное тело.
|
|
НМ
|
Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения.
|
Ученик должен знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв.
|
26
|
|
35.(2)
|
Образование почв и их разнообразие.
|
|
|
26
|
|
36.(3)
|
Закономерности распространения почв. Главные типы почв России.
|
№9: Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия, знакомство с образцами почв своей местности. (табл., тетр.)
|
П
|
Размещение основных видов почв
|
Ученик должен знать закономерности распространения почв, зональные типы почв, их главные свойства, уметь анализировать карту почв
|
27
|
|
37.(4)
|
Почвенные ресурсы России.
Типы почв Воронежской области.
|
знакомство с образцами почв своей местности
|
КБ
|
Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв . Размещение основных видов почв в Воронежской области и в Россошанском районе, почвенные ресурсы, меры по сохранению почв.
|
Ученик должен знать значение почв, охрану почв, мелиорацию земель. Уметь объяснять процессы почвообразования.
|
28
|
|
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. – 2 урока
|
38.(1)
|
Растительный мир и животный мир России.
|
№10: Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК. (устно)
|
НМ
|
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России.
|
Ученик должен знать растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов.
|
29
|
|
39.(2)
|
Биологические ресурсы и их рациональное использование. Охрана органического мира.
|
|
КБ
|
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.
|
Ученик должен знать понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов.
|
30
|
|
Тема 6. Природное районирование – 8 уроков
|
40.(1)
|
Разнообразие природных комплексов.
|
|
НМ
|
Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственное различие морей России.
|
Ученик должен знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов.
|
31
|
|
41.(2)
|
Природно-хозяйственные зоны России.
|
|
КБ
|
Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
|
Ученик должен знать, что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию.
|
32
|
|
42.(3)
|
Арктические пустыни, тундра, лесотундра
|
|
КБ
|
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы
|
Ученик должен знать характеристику арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Уметь составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников.
|
33
|
|
43.(4)
|
Разнообразие лесов России.
|
|
КБ
|
Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы
|
Ученик должен знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину их различия.
|
34
|
|
44.(5)
|
Растительный и животный мир Воронежской области.
|
|
КБ
|
Природная зона Воронежской области и Россошанского района.
|
Природная зона Воронежской области и Россошанского района. .
|
докла-ды
|
|
45.(6)
|
Лесостепи, степи и полупустыни.
|
№11: Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ.
(РТ 8 с. 18-21)
|
КБ
|
Характеристика лесостепей, степей, полупустынь, пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы
|
Ученик должен знать характерные черты лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки.
|
35
|
|
46.(7)
|
Высотная поясность.
|
Т/Р: текст с ошибками о ПЗ
|
П
|
Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.
|
Ученик должен знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах.
|
36, текст с ошиб-
ками
|
|
47.(8)
|
Особо охраняемые природные территории.
|
|
ОКК
|
Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы.
|
Ученик должен знать заповедники России. Уметь показывать их на карте.
|
37
|
|
Раздел 3. Население России – 9 уроков
|
48, 49.
(1,2)
|
Численность и воспроизводство населения.
|
|
НМ
|
Население России. Численность, естественное движение.
Типы воспроизводства населения.
|
Ученик должен знать численность населения страны, факторы, влияющие на численность. Ученик должен уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям.
|
38
|
|
50.(3)
|
Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.
|
|
КБ
|
Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие ее факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
|
Ученик должен знать своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни. Уметь объяснять причины социальных процессов.
|
39
|
|
51.(4)
|
Этнический, языковой и религиозный состав населения.
|
№12: Изучение этнич. состава населения, выявление закономерностей распространения религий среди народов РФ.
(РТ 8 с. 30-31)
|
КБ
|
Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Народы и основные религии. Многоконфессиональность. География религий.
|
Ученик должен знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы. Уметь приводить примеры, работать с картой. Ученик должен знать основные религии, их географию
|
40
|
|
52.(5)
|
Городское и сельское население.
|
№13: Определение различий в расселении населения по территории РФ.
(РТ 8 с. 26-27)
к/к 9: с. 38-39
|
П
|
Городское и сельское население, роль крупнейших городов.
|
Ученик должен знать особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических проблем. Городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Уметь объяснять существенные признаки социальных явлений.
|
41
к/к
|
|
53.(6)
|
Размещение населения России.
|
№14: Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в своей области. Сопоставление со средними показателями по стране.
(РТ 9 с. 6-7)
|
П
|
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
|
Ученик должен понимать географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. Уметь приводить примеры, анализировать карты.
|
42, к/к
|
|
54.(7)
|
Миграции населения в России.
|
№15: Изучение миграций населения России, выявление основных направлений и причин миграций.
(РТ 8 с. 28-29)
|
КБ
|
Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
|
Ученик должен знать понятие «миграция» и ее основные виды. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Уметь приводить примеры миграций.
|
43
|
|
55.(8)
|
Люди и труд.
|
|
И
|
Экономически-активное население страны и трудовые ресурсы, их роль в размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
|
Ученик должен знать понятия: трудовые ресурсы, экономически-активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость. Уметь приводить примеры.
|
44
|
|
56.(9)
|
Тематический контроль знаний: Население.
|
Социологический опрос: Моя семья
|
ОКК
|
|
|
соц. опрос
|
|
Раздел 4. Хозяйство России – 11 уроков
|
|
57. (1)
|
Что такое хозяйство страны?
|
|
НМ
|
Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйств. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства. Состав отраслей, эксплуатирующих природу: добыча животного и растительного сырья, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство.
|
Ученик должен знать об изменении пропорций меду сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, условия и факторы размещения предприятий, состав первичного сектора экономики. Уметь объяснять, чем различаются условия и факторы размещения, особенности размещения отраслей.
|
45
|
|
58. (2)
|
Как география изучает хозяйство.
|
№16: Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хоз-ва.
(РТ 9 с. 7-9)
|
КБ
|
46
|
|
59. (3)
|
Состав первичного сектора экономики
|
заполнение табл.:
Структура хоз-ва
|
НМ
|
47
табли-ца
|
|
60. (4)
|
Природно-ресурсный потенциал России.
|
|
КБ
|
Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.
|
Ученик должен знать понятия «природные ресурсы», «национальное богатство», основные виды природных ресурсов, крупные ресурсные базы страны.
|
48
|
|
61.(5)
|
Обеспеченность России природными ресурсами.
|
|
П
|
49
|
|
62.(6)
|
Сельское хозяйство.
|
№17: Составление типовой схемы АПК (РТ 9 с. 15-16)
|
КБ
|
Отличие сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития АПК. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.
|
Ученик должен понимать особенности сельского хозяйства страны. Уметь оценивать природные условия для ведения сельского хозяйства. Ученик должен знать основные районы выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Районы садоводства и виноградарства. Знать основные районы разведения крупного рогатого скота, свиней, овец и других видов домашних животных. Уметь объяснить принципы размещения.
|
50
|
|
63.(7)
|
Земледелие.
|
|
П
|
51
|
|
64.(8)
|
Животноводство.
|
№18: Определение по картам основных р-нов выращивания с/х культур, гл. р-нов животноводства
(табл. в ЛОК)
|
П
|
52
табл.
|
|
65.(9)
|
Лесное хозяйство. Охота.
|
|
КБ
|
Роль леса в жизни людей. Российские леса – важная часть национального богатства страны. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения. Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.
|
Ученик должен знать о роли леса в российской экономике, основные лесопромышленные районы страны, географию пушного промысла. Знать рыбопромысловые бассейны, перспективы развития рыбного хозяйства в России. Уметь объяснять проблемы этих отраслей.
|
53
|
|
66.(10)
|
Рыбное хозяйство.
|
|
КБ
|
54
|
|
67.(11)
|
Повторение: Географический фактор в развитии общества.
|
|
ОКК
|
Влияние природной среды на исторический процесс развития общества
|
Ученик должен знать влияние природного фактора на развитие общества
|
55
|
|
Тип урока:
НМ - урок изучения нового материала,
П – практикум,
И – исследование,
КБ – комбинированный,
О - открытие,
ОКК - обобщение , контроль и коррекция знаний и умений
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по «Географии России» (Хозяйство. Географические районы) в
9 классе
(комплексный курс, продолжение)
2011 – 2012 учебный год
68 уроков (2 ч/н)
Программа
|
Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы.- М., «Дрофа», 2009 г.
|
Основная литература
|
Базовый учебник
|
Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.2: География России: Хозяйство и географические районы. 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.
|
Методическое пособие для ученика
| -
Сиротин В.И. География России. 9 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2009.
-
География России. 9 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.
|
скачать