Главная стр 1
скачать




Программа кружковой деятельности

Юный интеллектуал



Шабалина Наталья Николаевна



Содержание:

  1. Нормативно-правовая и документальная основа.

  2. Пояснительная записка.

  3. Цели и задачи.

  4. Актуальность и особенность программы

  5. Принципы программы.

  6. Направления реализации программы.

  7. Формы внеурочной деятельности по направлениям.

  8. Механизм реализации программы.

  9. Сроки реализации программы

  10. Предполагаемы результаты
  11. Внеурочная   деятельность

  1. Содержание изучаемого курса.


  2. Методы и средства внеурочной деятельности.

  3. Учебный план занятий

  4. Организационная структура

  5. Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

  6. Обеспечение эффективности интеллектуального развития учащихся?

1. Обеспечение заинтересованности детей в работе

  1. Роль учителя при работе

  2. Примерные критерии оценок интеллектуального развития младшего школьника

  1. Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса

  2. Календарно-тематическое планирование



  1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА:

  • Закон Российской Федерации « Об образовании».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».

  • Должностная инструкция классного руководителя.

  • Должностная инструкция педагога дополнительного образования



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Начальное общее образование – первая ступень общего образования.

В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным.

Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для интеллектуального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.




  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: Создание условий для полноценного интеллектуального развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.

Задачи:

  • выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;

  • формирование навыков позитивного коммуникативного общения

  • реализация принципа  индивидуального подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

  • создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;

  • внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся

  • создание условий для отслеживания и корректирования результатов самостоятельной, парной, групповой работы;

  • создать условия для формирования алгоритмического мышления учащихся и развития умений: сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть структурные, иерархические и причинно-следственные связи.

  • обеспечить в ходе работы характер взаимоотношений «учитель- ученик – коллектив учащихся».



  1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.



Главная идея– направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат.

Целесообразность. Знание русского языка и математики, а также основ окружающего мира, литературы создаёт условия для успешного участия в конкурсах и олимпиадах. Данная программа закладывает фундамент для преемственности в работе между начальным и средним звеном обучения.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, психологом

Все это предъявляет качественно новые требования к начальному общему образованию, цель которого – заложить потенциал обогащенного развития личности.


  1. ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:

      • обучение и воспитание успехом;

      • связь теории с практикой;

      • научность и интегративность

      • применение принципов развивающего обучения.

      • доступность освоения для ученика и учителя;

      • индивидуальная и личная направленности;

      • наглядность обучения;

      • моделирование дидактических понятий;

      • мотивация и проблемность учения;

      • гуманизация;

      • увеличение объема материала

      • наращивание темпа выполнения заданий

      • смена разных видов деятельности

      • универсальность при использовании различных учебных программ.



  1. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  • мотивация детей на приобретение практически полезных знаний;

  • формирование умений проектной- исследовательской деятельности.

  • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня

  • организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми

  • обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми



  1. ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

      • лектории;

      • практическая работа;

      • игра;

      • тренинги.




  1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Для более глубокого понимания содержания курса в группе ведётся диффиренцированное обучение. В ходе занятия наблюдается интеграция с материалом основных уроков: по математике, русскому языку, окружающему миру , используются разноуровневые задания, тесты, занимательный материал .

Весь курс разбит на разделы. Каждый раздел включает в себя несколько тем, объединённых одним смыслом



№ п/п

Раздел

Русский язык

Математика

Окружающий мир

4 класс

1

Проектная деятельность

2

2

3

7

2

Исследовательская деятельность

3

3

2

8

3

Мониторинговая деятельность

По мере проведения олимпиад, комплексных работ, тестов

4

4

Деятельность саморазвития

5

5

5

15

 

Всего часов

11

11

12

34

Система занятий со школьным психологом способствует развитию мыслительных операций, умению планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Связь с родителями осуществляется на протяжении всего периода обучения в форме «Родительских консультаций». В ходе такого общения родители имеют возможность познакомиться с преподавательским составом, сосгавить представление об успехах ребенка и получить рекомендации, позволяющие скорректировать как учебную, так и другие виды деятельности, влияющие на успешность обучения. Обучение начинается и заканчивается психолого-педагогической диагностикой ребёнка. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность. Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку и математике.

Мониторинг результативности работы с учащимися::

- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);

- изучение структуры интеллекта;

- отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);

- отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П.Торранса);

-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся

Дисциплина поддерживается на основе человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников.

Контроль реализации кружковой работы осуществляет заместитель директора по УВР.


  1. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Срок реализации программы:9 месяцев (с сентября по май).

Обязательные условия:

  • создание ситуаций успеха достижений учащегося;

  • демонстрация достижений на муниципальном, школьном уровне;

  • использование методов, приёмов, направленных на привитие исследовательской деятельности;

  • отсутствие каких- либо отметок и домашних заданий.




  1. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Развитие талантливых и высокомотивированных детей начальной школы в рамках общеобразовательного учреждения

  • Помощь одарённым учащимся в самореализации их интеллектуальной направленности

Качество результата конечного продукта будет зависеть от сформированности умений и навыков



  1. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




  1. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на один год обучения. Программа рассчитана на 33 часа обучения, из расчёта 1 час в неделю. Продолжительность - 40 минут. Программа реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом.

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.



  1. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методы организации учебно-познавательной деятельности

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.


Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

  • словесные методы (рассказ, лекция, беседа и др.)

  • наглядные методы (демонстрация какого-либо устройства, показ иллюстраций, схем, рисунков)

  • практические методы (упражнения, лабораторные, практические работы и др.).

  • кооперативное обучение

  • эксперимент

  • метод проектов

  • групповые обсуждения

  • групповые дискуссии

  • мозговой штурм

  • деловые игры

  • ролевые игры

  • аскет – метод

  • проблемные ситуации

  • исследовательская деятельность

  • анализ, оценка информации

  • сравнение

  • детализация

  • эвристическая беседа

  • моделирование в предметной, графической и знаковой форме

  • анализ практических ситуаций

  • самостоятельная, парная, групповая работа

  • работа с опорными конспектами

  • тестирование

  • лекция с элементами беседы в сочетании с практической работой

Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ




Название предмета

Сен-тябрь

Ок-тябрь

Но-ябрь

Де-кабрь

Ян-варь

Фев-раль

Ап-рель

Март

Май

Развитие





















  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Участники кружковой работы: учащиеся 4 классов, педагогические работники школы, родители (законные представители) обучающихся.

Учебная программа рассчитана на детей 10-11 лет, одарённых и мотивированных на данный вид деятельности, занимающихся в группах наполняемостью от 9 до 11 человек, разработана для кабинета с оборудованием:

  • интерактивная доска

  • компьютеры - (по возможности) 10 ученических + 1 преподавательский, объединенных в локальную сеть,

  • демонстрационная система – проектор, подключенный к преподавательскому компьютеру.


Структура занятия


Мозговая гимнастика


1-2 мин

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности

Разминка обеспечена методической поддержкой, которая содержит задания из различных областей знаний и учебных предметов (математики, русского языка, информатики и т.д.)

10 мин

  • развивать комбинаторные способности, внимание, гибкость мыслительных процессов, умение сравнивать, анализировать,

  • формировать логическое мышление, память, умение подчинять внимание выполнению заданий,

  • развивать способность к обобщению, умению слушать, рассуждать, мыслить и находить ответы, используя имеющиеся знания.

Теоретическая часть

10 мин

Объяснять фундаментальные понятия, закреплять пройденный материал, готовить к работе

Динамическая пауза


10 мин


Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий

Практическая работа

(опирается на

программное обеспечение, используется

видеоматериал)



10 мин


Автоматизировать и индивидуализировать процесс выявления пробелов в базовых знаниях, умениях и навыках (диагностика) и ликвидации выявленных пробелов (коррекция) применительно к каждому ученику.

Рефлексия

3 мин

Вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты




  1. ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ребенок растет, меняется. Особенности учебной деятельности детей определяются их возрастными физиологическими и психологическими особенностями.

В младшем школьном возрасте в организме ребенка происходят существенные изменения. Увеличивается  мышечная масса, сила мышц. Активно развиваются мелкие мышцы кисти. Идет процесс окостенения позвоночника.

Отмечается качественное и структурное изменение головного мозга – устанавливается доминирование и подчинение в системе межполушарных отношений. Доминирование в данном возрасте функций левого полушария создает условия для формирования и функционирования абстрактного (вербально – логического) способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психической деятельности, осознанности психических функций и состояний.  Таким образом, мышление развивается от эмоционально – образного к абстрактно – логическому. 

Переходная стадия развития высшей психической деятельности  предопределяет преобладание процесса возбуждения над процессом торможения. Для данного возраста характерна недостаточность процесса избирательного реагирования, связанная с особенностями функционирования переднеассоциативных областей мозга- ответственных за принятие решений, оценку значимости поступающей информации и организацию адекватного реагирования. Как следствие, наблюдается затруднение в выделении основной значимой информации и отвлечение несущественными деталями.1 Слабость анализа при восприятии компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Возможности памяти очень велики, однако дети не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения (плохо развит самоконтроль, самопроверка при заучивании). Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий.

Для данного возраста характерна известная податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию. 

Педагогам и родителям следует учитывать данные  анатомо – физиологические и психические возрастные особенности при организации учебной деятельности младших школьников в школе и дома.  Необходимо проявлять заботу о  правильной осанке детей во время  учебных занятий, что особо важно именно в этом возрасте. В этом возрасте также формируются и  другие навыки: поддержание правильной позы во время ходьбы, выполнения работ стоя или при ответах у доски. Для развития опорно – двигательной системы  большое значение приобретают подвижные упражнения.

 Хорошие результаты дает сочетание обучения с игрой. Здесь максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность школьников. Недостаток движения вреден для здоровья человека. Нарушается работа сердца, легких, снижается устойчивость к болезням. Также для развития опорно – двигательной системы важны  специальные упражнения мелкой моторики (в том числе письменные, которые отрабатывают точные движения).

Особенности восприятия и памяти в данном возрасте предопределяют критерии отбора содержания.  Педагогу и родителям следует прибегать к увлекательным, ярким, эмоциональным образам, способных вызвать интерес школьников.  Большое значение в данном возрасте приобретает принцип наглядности в обучении. Наглядность связана не только с работой органов зрения, но и слуха, ощущения, обоняния. Следует использовать различные виды наглядности: чувственно – конкретную (рисунки, макеты, объекты природы); абстрактную и символическую (схемы, таблицы, диаграммы,  графики). 

Учитывая богатый потенциал памяти младшего школьника в сочетании с неразвитыми умениями самоконтроля и самопроверки при заучивании, необходимо уделить выработке данных умений, приобщению школьников к рациональной организации собственной учебной деятельности. Существенное место в организации учебной деятельности также должны занять упражнения в произвольном внимании, в активизации волевых усилий для сосредоточения.

Характерные для данного возраста определенная податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию создают благоприятную возможность для  нравственного воспитания младших школьников, приобщения их к позитивным правилам социального взаимодействия. Авторитет педагога, родителя как носителя коллективных норм и ценностей для учащихся этого возраста достаточно высок. Следует прибегать к описанию ситуаций нравственного выбора, стремиться к изложению своей точки зрения, объяснению причин такого выбора, формированию собственной позиции младших школьников.


  1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ?



  1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ДЕТЕЙ В РАБОТЕ.

  • Расширение кругозора детей как основы познавательной активности, развитие интеллектуальных способностей, творческого мышления.

  • Формирование у детей умений, обеспечивающих их социализацию и интеграцию личности в современном обществе.

  • Воспитание основ духовности, гуманности, созидательно – творческого отношения у миру, создание условий для эмоционального и психологического здоровья каждого ребенка, обеспечение детей чувством безопасности и свободы во всех видах деятельности.



  1. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ПРИ РАБОТЕ

  • Общение с ребенком основано на сотрудничестве, демократизации отношений

  • Требовательность к детям основывается на доверии и формировании ответственности

  • Взрослый постоянно ищет лучшие качества ребенка и раскрывает его способности, видит уникальность ребенка, уважает его права и свободы, создает для ребенка ситуацию успеха, помогает ему в самореализации, устраняет причины незнаний, неумений и неправильного поведения, не нанося ущерба детскому достоинству

  • Взрослый выступает как равноправный участник диалога и деятельности, постепенно убавляя свою помощь и увеличивая долю самостоятельности ребенка

  • Педагог - помощник и умелый руководитель

  • Взрослый поощряет доброжелательные отношения между детьми. Создаются условия для активного делового общения.

  • Деятельность ребенка оценивается с точки зрения его субъективных возможностей, персонального развития. Достижения ребенка сравниваются лишь с его собственными, а не с достижениями других. Оценивается не только результат, но и процесс деятельности, оценка дается в мягкой, тактичной форме.  



  1. ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

С целью подготовки к их переходу в 5 класс, то весьма полезной может оказаться методика, предложенная П. А. Мясоедом.

Не в противопоставление несколько тяжеловесной методике ГИТ, а в дополнение к ней предлагаем воспользоваться в работе методикой оценки интеллектуального развития младших школьников (ИРМШ), предложенной к. п. н. П. А. Мясоедом. В своей статье* автор подробно сообщает о процессе разработки методики и о проверке ее валидности и надежности, убедительно доказывая что такой инструмент и способ работы имеет право быть в арсенале педагога-психолога.

Методика предназначена для использования в работе с учащимися I - III классов. В Украине (Автор работает в Полтаве) начальная школа на момент создания методики была преимущественно трехлетняя. Но я считаю, что использование этой методики как экспресс-метода в четырехлетней начальной школе в России вполне допустимо. Тем более в нашем случае - предварительного обследования выпускного класса начальной школы. Для этого вам надо будет нумерацию классов I, II, и III трехлетней школы заменить соответственно на II, III, и IV школы четырехлетней. Предполагаем, что уровень интеллектуального развития выпускника четырехлетней школы не будет отличаться от уровня выпускника трехлетней.

Методика П. А. Мясоеда позволяет быстро оценить уровень ИРМШ с привлечением учителя в качестве эксперта.

Методика состоит из 9 шкал, из которых:


  • 1 - 2 шкалы - определяют потенциальное в развитии ребенка;

  • 3 - 5 шкалы - актуальное в развитии ребенка;

  • 6 - 8 шкалы - нормативное в познавательном развитии;

  • 9-я шкала - оценка общих способностей.

Каждая шкала состоит из пяти утверждений и каждому утверждению соответствует оценка уровня развития.

Работа с методикой оценки ИРМШ состоит из трех шагов.


1. Ознакомить учителя с измерительными шкалами и получить от него первичные оценки (ПО) по каждой из девяти шкал примерно в таком виде:



Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Сумма

1

Иванов Иван

5

4,5

5

4

4

4,5

3,5

5

4

39,5

2

Петров Петр

3,5

4

3

3

2

3,5

4

2

3

28,0

3

Сидоров Сидор

4

4

4

3

4

3

5

4

3,5

34,5

При оценивании учитель может использовать и промежуточные значения. Таким образом, вся шкала допустимых оценок выглядит так: 1 - 1,5 - 2 - 2,5 - 3 - 3,5 - 4 - 4,5 - 5.

2. Перевести сумму первичных оценок в относительную оценку. Для этого воспользуйтесь следующей формулой:

ОО=(ПО1+ПО2+ПО3+ПО4+ПО5+ПО6+ПО7+ПО8+ПО9)*100/МО, где


  • ОО - относительная оценка;

  • ПО - первичные оценки по шкалам;

  • МО - максимальная оценка по всем шкалам.

То есть надо сумму первичных оценок по всем девяти шкалам, умножить на сто и разделить на максимальную суммарную оценку по всем шкалам.

Причем,


  • для учащихся первого класса МО = 27;

  • для учащихся второго класса МО = 36;

  • для учащихся третьего класса МО = 45.

3. Перевести относительные оценки (ОО) в станайны (standard nine) - стандартные оценки по девятибалльной шкале. Для этого воспользуйтесь таблицей:

Классы

Станайны

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I

33 - 36

37 - 43

44 - 56

57 - 66

67 - 77

78 - 92

93 - 97

98 - 99

100

II

50 - 55

56 - 61

62 - 68

69 - 77

78 - 87

88 - 94

95 - 97

98 - 99

100

III

60

61 - 33

64 - 70

71 - 78

79 - 85

86 - 92

93 - 97

98 - 99

100

Станайны от 1 до 3 мы будем расценивать ка признак низкого уровня ИРМШ, от4 до 6 - как средний уровень и от 7 до 9 - как высокий. Если относительная оценка (ОО) не достигает первого станайна, то ИРМШ можно оценить как задержанное интеллектуальное развитие, а если ОО превосходит 9-й станайн - то как опережающее.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Личностными результатами:

Метапредметными результатами:

Предметными результатами

- положительная динамика детского отношения к процессу познания

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;




Регулятивные УУД:

Определение и формулирование цели деятельности.

Планирование совместной деятельности.


изучения курса в классе являются формирование следующих умений.

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-давать определения тем или иным понятиям;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.



Познавательные УУД:
- Предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах.

Коммуникативные УУД:

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.






  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





Раздел

Тема

Цель



ДС

Формирование умения решать задачи с недостающими и лишними данными.

Овладение мыслительными операциями, преобразование текстов, не являющихся задачами, в задачи;
– изменение вопроса так, чтобы действий в решении стало больше (меньше);
– изменение вопроса (условия, данных) так, чтобы задача стала нерешаемой;
– внесение в задачу таких изменений, чтобы в ней появились лишние (недостающие) данные;
– изменение текста задачи так, чтобы в ее решении появилось обратное действие.



ДС

Формирование понятия «морфологические шарады».

закрепление программного материала по русскому языку; развитие индивидуальных способностей учащихся;



ИД

Расширение представлений о временах года на Земле

расширение кругозора учащихся, формировании целостного представления об осени как времени года и воспитании высокого эстетического отношения к природе своей страны



ИД

Знакомство с задачами с несформулированным вопросом

Основные особенности и условия проведения исследовательской работы



ПД

Игра «Только в одном числе»

углубление и расширение знаний учащихся о русском языке и его закономерностях;



ДС

Совершенствование знаний об отчем крае

Воспитание любви к родному краю, отчему дому. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.



ДС

Знакомство с забавными исчезновениями и остроумным дележом.

Совершенствование умений определять падеж имён существительных по вопросам, предлогам



ПД

Игра «Во всех падежах и числах»

Формирование исследовательских умений. Учимся выдвигать гипотезы исследования.



ИД

Формирование представлений о жителях лесного царства

формирование представлений детей о растительном и животном мире, о сезонных явлениях в природе



МД

Олимпиада по математике (школьный тур).

Самооценка моих возможностей. Участие в обсуждении - коллективной оценочной деятельности



МД

Олимпиада по русскому языку(школьный тур).



МД

Олимпиада по окружающему миру(школьный тур).



ДС

Знакомство с задачами с меняющимся содержанием

Формирование исследовательских умений. Учимся самостоятельно составлять план действий



ДС

Формирование представлений о шуточных вопросах

развитие устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления;



ДС

Расширение представлений о жителях подводного царства

формирование представлений детей о растительном и животном мире, о сезонных явлениях в природе



ИД

Знакомство с задачами на доказательство. Усложненные текстовые задачи

Формирование исследовательских умений.



ИД

Учимся комбинировать элементы знаковых систем

дать понятия учащимся о кодировании информации



ИД

Расширение представлений о тайнике Вселенной

Знакомство с чудесами Вселенной




ИД

Формирование представления о числовых лабиринтах.

исследование логического аспекта математического мышления



ДС

Выполнение упражнений на поиск спрятавшихся слов

Формирование исследовательских умений



ПД

Формирование представлений о микроскопических организмах

формирование представлений детей о растительном и животном мире



ДС

Решение задач на нахождение закономерностей.

исследование логического аспекта математического мышления



ИД

Образование синонимических рядов

углубить знания учащихся о синонимах, выявить роль синонимов в тексте, их выразительно-изобразительную функцию.



ПД

Растения - лекари

формирование представлений детей о растительном и животном мире, о сезонных явлениях в природе



ИД

Задачи с различной степенью наглядности решения (чертежи, схемы, иллюстрирование).

исследование логического аспекта математического мышления



ИД

Составление крылатых выражений из отдельных слов

активизировать внимание, включить память, уметь услышать и объяснить, крылатые выражения



ДС

Загадки-обманки о животных

формирование представлений детей о растительном и животном мире, о сезонных явлениях в природе



ПД

Задачи на соображение и логическое рассуждение. Логические задачи.

Цель формирования логического мышления



ДС

Решение Ребусов, занимательных головоломок.

Развитие логического мышления, внимания, памяти



ДС

Словесные загадки о природе

формирование представлений детей о растительном и животном мире, о сезонных явлениях в природе



ИД

Арифметические игры и фокусы.

Развитие образного и логического мышления, воображения, формирования предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования.



ДС

Анаграммы. Шарады. Метаграммы

углубление и расширение знаний учащихся о русском языке и его закономерностях;



МД

Комплексная работа

Самооценка моих возможностей. Участие в обсуждении - коллективной оценочной деятельности

ЛИТЕРАТУРА

  1. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.

  2. Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.

  3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1999.

  4. Классные часы. 4класс. 2 полугодие. Изд. 2 - е, переработанное, /Сост. М. А. Фисенко. - Волгоград: ИТД "Корифей", 2007.

  5. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов ОАО Издательство “Лицей”, 2003.

  6. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. – М.: Илекса, 2002.

  7. Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 1996.

  8. Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.

  9. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 1997.

  10. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1996.

  11. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1998.




  1. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2000.

  2. Узорова О.В. контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: АСТ Астрель, 2003.

  3. Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.

  4. Ресурсы Интернета:

http://www.schoolnano.ru/node/1270

http://www.schoolnano.ru/node/1270

http://festival.1september.ru/articles/415495/

http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-330

http://samlib.ru/s/shkolxnyj_p/umka.shtml

http://www.zankov.ru/umk/additional/article=1610/

http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-330

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/blog/proekt-nashi-nadezhdy-programma-raboty-s-odarennymi-detmi-v-nachalnoi-shkole

http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/library/odarennye-deti-podprogramma-dlya-nachalnoi-shkoly

http://monach.86sch-mortka.edusite.ru/p25aa1.html

http://festival.1september.ru/articles/560033/

http://imc-belovo.ucoz.ru/index/bank_programm_vneurochnoj_dejatelnosti/0-92

http://www.gymnasia73.ru/index.php/2011-04-11-03-06-54/112-2011-05-17-06-02-21/194-2011-05-18-04-45-52

http://samrasp.ru/publ/25-1-0-47

http://www.openclass.ru/blogs/112152

http://library.by/portalus/modules/psychology/referat_show_archives.php?subaction=showfull&id=1107783015&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&



http://vsk-upravlenie.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=60&Itemid=59

http://www.psiholognew.com/mlad03.html
скачать


Смотрите также:
Пояснительная записка. Цели и задачи. Актуальность и особенность программы Принципы программы. Направления реализации программы
276.96kb.
Пояснительная записка. Цели и задачи. Принципы программы. Направления реализации программы
537.32kb.
Пояснительная записка. Цели и задачи. Принципы программы. Направления реализации программы
293.38kb.
Пояснительная записка. Цели и задачи программы. Принципы программы. Основные направления и содержание программы
563.85kb.
I. Основные положения программы. Пояснительная записка. Цель и задачи программы. Основные направления деятельности по реализации программы. II. Общая характеристика содержания работы. III. Этапы реализации программы
247.44kb.
Программа «Одарённые дети»
138.49kb.
Программа «Одарённые дети»
242.79kb.
Программа развития одаренных детей моу сош №8 им. А. Г. Ломакина на 2010-2014 гг. Содержание Паспорт программы 3
415.94kb.
Пояснительная записка Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
199.3kb.
Пояснительная записка Цель программы, Задачи программы, Принципы
148.78kb.
Пояснительная записка Концептуальнве основы: цели, задачи, условия реализации программы
799.82kb.
Пояснительная записка Актуальность программы
456.89kb.