Главная стр 1
скачать
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Содержание программы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Цели и задачи программы.

  3. Ожидаемые результаты.

  4. Пути решения.

  5. Педагогические технологии здорового образа жизни.

  6. Работа с родителями.

  7. Двигательная активность.

  8. Перемены.

  9. Сотрудничество МОБУ СОШ № 32 с другими учреждениями.

  10. Комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся.

  11. Интегрирование образования и воспитания в области формирования.

  12. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

  1. Пояснительная записка

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Модернизация содержания общего среднего образования в МОБУ СОШ № 32 сопровождается внедрением различных образовательных программ и технологий воспитания и обучения.

«Закон об образовании» определяет охрану здоровья обучающихся как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения, администрация которого должна обеспечивать условия безвредного и безопасного обучения, организовывать и проводить постоянный мониторинг влияния этих условий на организм воспитанников и учащихся на протяжении всего периода их обучения.

Среди факторов, влияющих на здоровье человека, ведущее ме­сто занимают физические, духовные и социальные.

Здоровье – важнейшее условие успешной реализации личности. Задача формирования, сохранения и укрепления здоровья человека требует оценки и коррекции методических приемов и педагогических технологий с естественнонаучных позиций. Это означает, прежде всего, учет психофизиологических особенностей школьников на каждом этапе индивидуального развития и обязательное соблюдение физиолого-гигиенических нормативов при организации учебного процесса и вне учебного времени, причем особое внимание следует уделять двигательной силе онтогенеза.


Естественнонаучный подход предполагает также постоянный контроль и вмешательство в динамику показателей здоровья по мере развития ребенка. Подобное вмешательство должно иметь, во-первых, развивающий характер в зоне ближайшего и перспективного развития и, во-вторых, корригирующий характер в виде повышения адаптивного потенциала ученика немедикаментозными средствами и путем оптимизации среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность. Такое опережающее (не специфически профилактическое) воздействие, расширяющее пределы адаптивных возможностей ребенка, помогает сохранить его здоровье, определяет успех в обучении и дальнейшей жизни.
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. Секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Укрепление здоровья, повышение устойчивости организма имеют для детей большое значение. Недостаточная сопротивляемость детского организма неблагоприятным условиям окружающей его среды требует особого внимания к здоровью и физическому развитию ребёнка. Поэтому особенно важно найти наиболее эффективные средства для полноценного физического развития детей. Одна группа средств, к которым относится весь комплекс гигиенических мероприятий, направлена на создание условий, необходимых для нормального развития детей. Сюда входит создание обстановки, удовлетворяющей всем требованиям гигиены, рациональное питание, личная гигиена ребёнка, правильный режим труда и быта, использование природных факторов в целях закаливания. Другой группой средств являются движения специально организованные с целью наилучшего физического развития детей.


  1. Цель и задачи

Цель: воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью, формирование умений предотвратить болезни, осознанного отношения к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Воспитание осознанного приобщения учащихся к ЗОЖ

2. Формирование у учащихся и педагогов потребности в физическом и психическом саморазвитии, развитие интереса в освоении способов сохранения и укрепления своего здоровья.

3. Совершенствование двигательных навыков, укрепление мышц, органов дыхания и кровообращения через дыхательную гимнастику.

4. Формирование у детей сознательного понимания значения для здоровья физических движений.

5. Обеспечение положительного эмоционального отношения к оздоровительным мероприятиям.

6. Привлечение внимания семьи, органов самоуправления, широкой общественности к реализации программы

7. Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся.



3. Ожидаемые результаты

  • осознанное отношение детей, их родителей (законных представителей), педагогов к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

  • создание оптимального режима учебного труда;

  • снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями, заболеваниями позвоночника и глаз;

  • повышение уровня физического, психического и социального здоровья учащихся;

  • повышение уровня профилактической работы;

  • самореализация личности;

  • социальная адаптация.




  1. Пути решения

  • создание развивающей двигательной среды;

  • изготовление наглядных пособий, оборудования, дидактических игр;

  • нетрадиционный подход к проведению оздоровительных мероприятий;

  • совершенствование теоретических и методических знаний педагога;

  • пропаганда знаний, методов и приемов оздоровления среди родителей;

  • интеграция оздоровления в образовательном учреждении.




  1. Педагогические технологии здорового образа жизни

Формирование основ физической культуры реализуется школой благодаря созданным педагогическим технологиям:

  • интегрированные виды деятельности (интеллектуально- познавательные, игровые, тренирующие, работа с родителями);

  • пространственно-предметная двигательная среда, обеспечивающая самоорганизацию самостоятельной двигательной активности ребёнка;

  • развивающие методы (моделирование, опыт, мини-эксперимент, проблемные вопросы, ситуации, тесты);

  1. Работа с родителями

Для того, чтобы родители являлись помощниками и союзниками учителя в деле сохранения здоровья детей рекомендуется, начиная с первого класса, включать материалы по формированию валеокультуры в содержание родительских собраний, знакомить родителей с валеологическими упражнениями, изучаемыми детьми, приглашать на просмотр театральных постановок, проводить выставки работ детей, привлекать к активному участию в реализации программы: подбор материала к темам, помощь в изготовлении костюмов и декораций, участие в экскурсиях, посещения музеев, театров.

В своей работе МОБУ СОШ № 32 планирует следующие темы «Уроков здоровья»:

1. Познай себя.

2. Ты и окружающий тебя мир.

3. Факторы, определяющие физическое и психологическое здоровье человека.

4. Движение и здоровье.

5. Дыхание – основа жизни человека.

6. Водный обмен.
Данные темы в зависимости от года обучения раскрываются с усложнением.

На родительских собраниях раскрываются темы:

1.Закаливание и его роль в укреплении здоровья.

2.Здоровый образ жизни: правильное питание, движение, закаливание.

3.Комнатные растения в квартире, их влияние на самочувствие людей.

4.Показатели здоровья.

5.Физиологические и психологические особенности ребенка младшего возраста.


7.Двигательная активность
Среди всех стрессовых факторов школьной жизни особо следует выделить ограничение двигательной активности ребенка, которая снижается с приходом в школу примерно в 2 раза. Недостаточный ее объем отрицательно сказывается на деятельности всех органов и системы организма.

Двигательная активность – один из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие человека, обеспечивающих адаптацию к условиям внешней среды.

Ежедневный объем двигательной активности учащихся школы составляет не менее 2 ч. Реализации этого объема способствует комплекс мероприятий на день в МОБУ СОШ № 32: физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, уроки физкультуры, спортивный час в группе продленного дня, спортивные внеклассные мероприятия, самостоятельные занятия физкультурой, внеурочная деятельность по физической культуре.
С этой же целью в школе действуют кружки: ритмика(1 раз в неделю), хореография (2 раза в неделю), легкая атлетика (2 раза в неделю).
Приобщение к двигательной культуре выполняется с помощью упражнений в ходьбе, в беге, в прыжках, бросании, равновесии, обще развивающих упражнениях. Проводятся подвижные игры с бегом («Перемени предмет», «Два Мороза», «Горелки» и др.); с прыжками («Из кружка в кружок», «Классы», «Чехарда», и др.); с метанием, бросанием и ловлей («Стоп», «Школа меч» и др.); игры-эстафеты («Перекати обруч», «Кто быстрей» и т.д.); игры с элементами спорта: городки, баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис.



  1. Перемены

На школьных переменах используются игры не только малой, но и средней подвижности. Подвижные перемены могут быть направлены на формирование навыков организации деятельности, на увеличение объема двигательной активности, в также на решение рекреационных задач.

Активный отдых на переменах способствует сглаживанию неблагоприятных функциональных сдвигов, обусловленных преимущественно влиянием статического компонента учебной деятельности, и от того, насколько рационально он будет организован, во многом зависит эффективность целостного учебно-воспитательного процесса. Экспериментально доказано, что сокращение длительности или ограничение длительности или ограничение подвижности школьников во время перемен резко усугубляет их утомление.

Наиболее благотворное влияние на работоспособность и здоровье учеников младшей школы оказывают перемены, проводимые на открытом воздухе в играх средней подвижности, когда ходьба и бег занимают от 60 до 80% времени перемены. Перемены, организованные на воздухе, позволяют детям утолять «двигательный голод» в большей мере, так как интенсивность двигательной активности в этом случае в два раза выше по сравнению с проведением перемен в помещении.

При организации игровой физической деятельности младших школьников следует помнить о том, что правила игр, проводимых на переменах, должны быть достаточно простыми, а участие в них детей – возможно более массовым. С этой целью в школе работает Министерство «Забота» школьного ученического самоуправления, которое организует работу с учащимися начальной школы. За каждым классом 2 и 3 ступени(шефы) закреплен класс начальной школы(подшефные). Старшеклассники организуют игры на переменах, проводят динамические паузы(массовые танцы, элементы аэробики).

Срок реализации программы: 2011-2015 гг.
9. Сотрудничество МОБУ СОШ № 32 с другими учреждениями


Учреждение

Задачи и направления

Формы взаимодействия

Детская поликлиника

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное

лечение.


Проведение ежегодного углубленного медицинского осмотра с привлечением врачей - специалистов, диспансеризация, медицинская

помощь


Детская стоматоло-

гическая поликлиника



Профилактика заболеваний, выявление

их на ранней стадии и своевременное лечение



Профосмотры и при

необходимости лечение



ГИБДД

Предупреждение детского травматизма

Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся


10. Комплексная оценка состояния образовательной среды и

состояния здоровья учащихся





Мероприятия

Срок

Класс

1.

Оформление медицинских карт и листков

Здоровья в классных журналах. Комплектация на их основе физкультурных групп


сентябрь

1-4


2.

Диспансеризация в детской поликлинике

Октябрь - май

1-4


4.

Профосмотры детей в условиях школы

в течение года

1-4

5.

Анализ случаев травматизма в школе

В течение года

1-4

6.

Анализ посещаемости и пропусков занятий

по болезни



Постоянно

1-4


Мониторинг психофизического здоровья учащихся




Мероприятия

Срок

Класс

1.
2.

Психологический мониторинг здоровья учащихся:

тест на адаптацию в начальной школе

Тест на тревожность

Сентябрь - январь


1-4



Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима

в МОБУ СОШ № 32




Мероприятия

Срок

Класс

1.

Эстетическое оформление класса и школы

В течение года

1-4

2.

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)

В течение года

1-4


3.

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:

-проветривание

-освещение

-отопление

-вентиляция

-уборка

Ежедневно

1 раз в нед.

2 раза в год

2 раза в год

Ежедневно

Все


помещения

4.

Контроль качества питания и питьевого

режима


Ежедневно

1-4

5.

Диагностика загруженности учащихся домашними занятиями

В течение года

1-4

6.

Организация активного отдыха на переменах

Постоянно

1-4


Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний




Мероприятие

Срок

Класс

1.

Прививки детей согласно приказам Минздрава

Согласно годовому плану

1-4

2.

Профилактическая работа во время эпидемий

По показаниям

1-4

3.

Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, санбюллетени, полезные советы на различные актуальные темы

В течение года

1-4


Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга




Мероприятие

Срок

Класс

1.

Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры

Постоянно

1-4

2.

Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций

В течение года

1-4


3.

Организация спартакиады, спортивных праздников и участие школьников в городских соревнованиях

В течение года

1-4

4.

Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий.

В течение года

1-4

5.

Работа спортивных секций

В течение года

1-4

6.

Соблюдение санитарно – гигиенического режима при проведении уроков ФЗК

Постоянно

1-4

7

Проведение групповых индивидуальных занятий ЛФК

В течение года

1-4


Профилактика травматизма




Мероприятие

Срок

Класс

1.

Занятия по правилам дорожного движения

(выступление сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов)



В течение года

1-4

2.

Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ на уроках окружающего мира

По программе

1-4

3.

Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности

Сентябрь

март


1-4

4.

Статистика и анализ случаев травматизма в школе

В течение года

1-4


Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек




Мероприятие

Срок

Класс

1.

Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ, окружающего мира

В течение года

1-4

2.

Тематические классные часы по программе «Здоровый образ жизни»

ежемесячно

1-4

3.

Тематические родительские собрания

В течение года

1-4

4.

Конкурсы, викторины

По плану

1-4

5.


Лекции сотрудников детской поликлиники

По плану


1-4


11. Интегрирование образования и воспитания в области формирования

культуры здорового и безопасного образа жизни

 


 №

Разделы Программы

Где изучаются

1.

Самопознание.

1) знание своего тела, самопознание через ощущение, чувства, образ

2) функции основных систем организма; физиологические и психические процессы в различный период взросления

3) представление о здоровом и больном теле в разных культурах обменные и инфекционные болезни, приводящие к нарушению формы тела и/или инвалидности; самоконтроль и саморегуляция настроения и поведения



Окружающий мир физкультура

классные часы




2.

Я и другие.

1) правила межличностного общения; дружба; поведение на улице и в общественных местах; правила поведения с незнакомыми людьми; правила семейного общения; правила ребенка в семье

2) базовые компоненты общения: внимание, слушание, активное слушание. Виды и формы общения. Способы реагирования на критику. Способы разрешения конфликтов с родителями, друзьями, учителями. Отношения между мальчиками и девочками


 

Окружающий мир литературное чтение физкультура классный час

 

 


3.

Гигиенические правила предупреждение инфекционных заболеваний.

1.Гигиена тела, гигиена полости рта, гигиена труда и отдыха

 2.Профилактика инфекционных заболеваний


 Окружающий мир классный час

физкультура



4.

Питание и здоровье

1. Питание – основа жизни

 2. Гигиена питания


 Окружающий мир классный час

5.

Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

1.Безопасное поведение на дорогах

2.Бытовой и уличный травматизм

 3. Поведение в экстремальных ситуациях



 Классный час окружающий мир физкультура


6.

Культура потребления медицинских услуг.

1. Выбор медицинских услуг

2. Обращение с лекарственными препаратами


 Классный час беседа с мед.работником

 7.

 Предупреждение злоупотребления ПАВ.

1.Медицинские препараты

2. Подручные средства


 Классный час



12. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
тематика классных часов
1 класс

1. Как вести себя дома, чтобы не случилось беды.

2. Дружба с природой.

3. Кем работает сердечко.

4. Худощавые дети, избыточный вес.

5. Режим дня.

6. Простуда. Народные приметы.

7. Знай и будь осторожным на улице.



2 класс

1. Вкусы и увлечения.

2. Учусь находить новых друзей и интересные занятия.

3. О чем говорят выразительные движения.

4. Учусь понимать людей.

5. Опасные и безопасные ситуации.

6. Реклама табака и алкоголя.

7. Правда об алкоголе.



в 3 классе

1. Мой характер.

2. Учусь оценивать себя сам.

3. Маленькая ложь.

4. Воспитывай свои чувства.

5. Я становлюсь увереннее.

6. Когда на меня оказывают давление.

7. Курение.



в 4 классе

1. Самоуважение.

2. Привычки.

3. Дружба.

4. Учусь сопротивляться давлению.

5. Учусь говорить «нет».

6. Алкоголь в компании.

В своей работе использую книгу «Полезные привычки» (рабочую тетрадь). Она служит дополнением к учебнику по «Основам безопасности жизнедеятельности» для начальной школы.


тематика родительских собраний

1 класс

1.Трудности адаптации первоклассников в школе.

2.Особенности интеллектуального и личностного развития шестилетних и семилетних детей.

3.Чем накормить первоклассника.

4.Как организовать отдых ребенка в каникулы.
2 класс

1.Физическое развитие второклассника в школе и дома.

2.Домашние задания и их назначения. Как мы к ним относимся.

3.Спорт: нужен ли он вашему ребенку?

4.Утомляемость ребенка и как с ней бороться.
3 класс

1.Режим дня третьеклассника.

2.Все о гриппе.

3.Эмоции положительные и отрицательные.

4.Как повысить самооценку ребенка и почему это важно?
4 класс

1.Темперамент вашего ребенка.

2.Мой ребенок становится взрослым. Встреча со школьным врачом.

3.Питание человека. Роль витаминов для роста и развития человека.

4.Как научить дочь или сына говорить «Нет!».

5.Адаптация при переходе в 5-й класс.


Культурно – оздоровительные мероприятия

Внеклассные мероприятия:

«Здоровье – главное богатство человека»;«Путешествие в страну Здоровячков»; «Винегрет» ( разговор о правильном питании); «Будем беречь здоровье»; Коллективное творческое дело «Чистота – залог здоровья»; Коллективное творческое дело «Здоров будешь - все добудешь»;

КВН «За здоровый образ жизни»; «Мы здоровьем дорожим, соблюдая свой режим»; Игра – путешествие «Откуда берутся грязнули»; Инсценировка «Как медведь трубку нашел»; «Путешествие по городу Ням-Нямску»; Игра «В путь – дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь»; КВН «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД»; Семейный конкурс «Пальчики оближешь»; Утренник «Уроки Мойдодыра», утренник «Страна гигиения»

Тематические Дни здоровья

«Где чистота, там и здоровье»; «Если хочешь быть здоров – постарайся»; «Зимой и летом дружим с игрой и бегом»; «Поликлиника доктора Нехворайки».



Спортивно-игровые мероприятия

«Три богатыря»; «Богатырские потешки»; Игра «Последний герой»; Семейная конкурсная программа «Папа, мама, я – здоровая семья!»; Спортивный весенний праздник «Весне – физкульт – ура»; «Да здравствует страна Спортландия».



Устные журналы

«Хорошие зубы – залог здоровья»; «Здоровый сон»; «Береги здоровье смолоду»; «Руки – это лицо человека»; «Дороже алмаза своих два глаза»; «Советы мастера портного» (гигиена одежды)





скачать


Смотрите также:
Пояснительная записка. Цели и задачи программы. Ожидаемые результаты. Пути решения
201.6kb.
Пояснительная записка 2 Цели и задачи 4 Ожидаемые результаты: 4 Оценка результативности деятельности 5
330.07kb.
Пояснительная записка Цели и задачи Цели: освоение знаний
270.04kb.
Пояснительная записка Цели и задачи Цели: освоение знаний
187.52kb.
Программа развития муниципального образовательного учреждения
558.06kb.
Пояснительная записка ожидаемые результаты
348.96kb.
Пояснительная записка. Цели и задачи. Основные направления деятельности и предлагаемые формы работы Планируемые результаты
220.93kb.
Пояснительная записка Цели и задачи Планируемые результаты Содержание Рабочие программы курсов
182.66kb.
Пояснительная записка. Цели и задачи программы. Принципы программы. Основные направления и содержание программы
563.85kb.
Пояснительная записка ожидаемые результаты и способы определения результативности
612.35kb.
Пояснительная записка. Цели и задачи. Актуальность и особенность программы Принципы программы. Направления реализации программы
276.96kb.
Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года
101.15kb.