Главная стр 1стр 2
скачать
Содержание.
1.Нормативно правовая документальная основа.
2. Актуальность и основные идеи программы.
3. Пояснительная записка.

4. Цели и задачи программы.

5. Принципы программы.

6.Основные направления и содержание программы.

7. Ресурсное обеспечение

7.1 Кадровое

7.2.Научно-методическое

7.3.Информационное

8. Сроки и этапы реализации программы.

1.Нормативно – правовая и документальная основа.

Нормативные документы, регламентирующие организацию работы с трудными подростками:

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА

Основным документов защиты прав детей является «Конвенция о правах ребенка» Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Защита детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию

Защита прав ребенка как пациента.

2.Пояснительная записка

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

                                                                                    (С. Давидович)

Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях.

Проблема помощи детям и подросткам обозначена в нашем обществе особенно остро. Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся с патологией, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитации и коррекция.

Перед школой стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Педагогический коллектив стремится, чтобы воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами, образовательного учреждения, обеспечивала, возможно, более полное и всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.

Особенно актуальной проблема формирования всесторонне развитой, общественно-активной, социально-полноценной личности становится в том случае, когда речь идет о работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, так называемой “группе риска”. К категории детей “группы риска” обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения и т.д

Дети “группы риска” есть в каждом классе. Наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, детско – родительскими отношениями, изучение личностных качеств, их социума позволили выделить следующие причины попадания обучающихся в “группу риска”:

Отчуждение детей от семьи, школы и общества,


  • Неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголя и наркотических средств и др.,

  • Низкий материальный уровень и плохие условия проживания; низкий образовательный и культурный уровень родителей; неправильное отношение и ошибки в воспитании, отрицание самоценности ребенка,

  • Педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к учению),

  • Влияние дурной компании, окружения, социума (это особенно актуально, т.к. недостаточно стабильная организация социальной жизни микрорайона, отсутствие культурных, досуговых центров для подростков 13–16 лет, много учреждений дополнительного образования были закрыты, все это не способствует формированию здорового поколения),

  • Продажа алкоголя и сигарет несовершеннолетним лицам,

  • Пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации.

Необходимо так же отметить приток приезжих из других городов и республик, государств. В этих условиях очень важной является задача формирование норм толерантного поведения как у учеников, так и у родителей. Многие прибывшие семьи в наш город находятся в социально-опасном положении: родители злоупотребляют спиртными напитками, не имеют своего жилья. Как правило, проживают на съемных квартирах, дачах в условиях, не соответствующих никаким санитарно-гигиеническим нормам. Отсутствие регистрации не позволяет многим приезжим получить постоянную, хорошо оплачиваемую работу.

2.Актуальность и концептуальные идеи программы.



Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.

Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей, работников ПДН, учреждений дополнительного образования.

В школе обучается 368 учащихся, из которых 7 детей из асоциальных семей.

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Проблемы:

1.Ухудшение социального положения семей в микрорайоне.

2.Высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития детей.

3.Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме школы.

4.Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.

5.Высокий уровень подавления и насилия.

6.Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

7.Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности.

8.Защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи.

3. Цели и задачи программы

1. Адаптация учащихся школы асоциального поведения в социуме.

2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.

3. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.



4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.

Задачи программы

  1. Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.

  2. Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.

  3. Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.

  4. Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.

  5. Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.

  6. Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.

  7. Обеспечение мотивации:

  • учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

  • родителей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы)

  1. Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим,

  2. Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.

  3. Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе

  4. Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов

  5. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.


Что участие в программе даст его участникам?

Учащимся: адаптация в школе, ликвидация пробелов в знаниях, повышение мотивации и самооценки, снижение агрессивности и тревожности, организация досуга

Педагогам: взаимодействие педагогов с родителями по вопросам обучения и воспитания детей, налаживание тесного контакта с детьми, оказание консультативной помощи по результатам диагностики педагогическая поддержка помощь в разрешении конфликтов

Родителям: содействие в получении социальной помощи нуждающимся родителям, работа по профилактике жестокого обращения с детьми, психологическая помощь в разрешении конфликтов, налаживание контакта семьи с центрами по работе с населением.
4.Принципы программы.

\В работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-педагогической поддержке системная работа психолого-педагогической службы придерживается следующих принципов:



  • Взаимопонимание,

  • Конфиденциальность,

  • Доверие,

  • Единство действий,

  • Гуманность,

  • Разумная требовательность,

  • Вариативность.

5. Основные направления и содержание программы.

Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:

- работа с учащимися;

- работа с семьей;

- работа с педагогами;

- организация досуга детей




  1. Работа с семьей

Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.

Задачи:

-привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;

-выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;

-разработка основных правил семейного воспитания;

-создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку;

-всесторонне психолого-педагогическое просвещение родителей

-способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.

Формы работы:

- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей);

-психокоррекционная работа- семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);

-психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.



Принцип реализации работы с семьей:

- анкетирование;

-опрос родителей и детей;

-совместные праздники;

-творческие семейные выставки

Основные направления работы с семьей:

- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей семьи и города;

- формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий;



-организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления»


  1. Работа с педагогами


Цели и задачи:

- расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;

- дать базовые психологические понятии о психологии развития личности детей;

- расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.


  1. Работа с учащимися

Цели и задачи:

-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;

-профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков);

-профилактика правонарушений;

-психокоррекция;

-профориентация;

-пропаганда здорового образа жизни.

- адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работа

- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;

- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;

- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Методы:

- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);

- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)

Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)

Направления организации досуга:

- изучение интересов и потребностей детей данной категории;

- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;

- методическое сопровождение мероприятий досуга;

- организация социально-значимой деятельности детей.

Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам- нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия)

Профилактика правонарушений

  1. Беседы по факту

  2. Операция "Внимание, дети"

  3. Акция "Детям - заботу взрослых"

  4. Лекции специалистов, классные часы

  5. Конференция "Знаешь ли ты закон?"

  6. Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями

  7. Смотр-конкурс информационных листов "Профилактика асоциальных явлений"

  8. Кинофильмы "Вредные привычки"

  9. Родительские собрания

  10. Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы

  11. Выступления с информацией о состоянии преступности

  12. Собеседования с классными руководителями по работе с т/в, семьями

  13. Профилактика употребления ПАВ

  14. Организация летнего отдыха

  15. Трудовая занятость трудновоспитуемых в каникулы

  16. Работа родительского комитета

  17. Рейды в семьи

  18. Работа органов ученического самоуправления


Контроль

  1. Индивидуальные карточки учета

  2. Рейды в семьи повторные

  3. Рейды в вечернее время

  4. Подготовка материалов на неблагополучные семьи в КДН,ПДН

  5. Совместная работа с инспектором по охране прав детства

  6. Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий

  7. Проверка занятости после уроков

  8. Анализ социального паспорта семей школы

  9. Совещания при директоре

  10. Административные совещания

  11. Методические семинары

Психологическое сопровождение

  1. Специально - коррекционные занятия

  2. Индивидуальные консультации

  3. Программа коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками

  4. Диагностические методики:

- Опросник "СОП"

- Методика изучения личности дезадаптивного подростка и его ближайшего окружения

- Методика диагностики эгоцентризма у подростков

- Цветовой тест М. Люшера

- Социометрия

- Карта психологической характеристики личностного развития подростка

- Карта наблюдений

Организация педагогической помощи


  1. Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.

  2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".

  3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.

  4. Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика ,его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

  5. Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.


Организация медицинской помощи

  1. Проведение систематического диспансерного осмотра врачами "трудных" школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера

  2. Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т.д.

  3. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.

  4. Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.


Организация психологической помощи

  1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

  2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.

  3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

  4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.

  5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания


Организация свободного времени учащихся

Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.



  1. Изучение интересов и способностей детей.

  2. Вовлечение детей асоциального поведения в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.

  3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.

  4. Изучение участия детей асоциального поведения в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.

  5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества учащихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.

  6. Определение одним из главных направлений работы территориального социально - педагогического центра и школьных воспитательных центров на работу с детьми асоциального поведения.

  7. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного дня.




  1. Ресурсное обеспечение


Кадровые ресурсы

педагог-психолог, воспитатели, социальный педагог, учителя-предметники.

Информационные ресурсы

Социальные сервисы

Цели использования

Электронные таблицы в Google www.gmail.com

..

Анкеты в Google www.gmail.com

.проведение опросов.

Календарь в Google www.gmail.com

..

Совместная работа с документами в Google

..

Вики

.участие в сетевых мероприятиях.

Блоги

..

Закладки в БобрДобр http://www.bobrdobr.ru, в Блокноте Google www.gmail.com

..

Видеосервисы в Ютьюб http://youtube.com, Социальная сага, видеоблог

..

Фотосервисы в Фликр http://Flickr.com, Пикаса , Фотодия http://www.fotodia.ru

..

План реализации программы

1 этап - Отбор детей и формирование целевой группы.

2 этап - Образовательная поддержка, занятия по выбору (развитие творческих способностей ребенка, обеспечение его занятости, развитие коммуникативных навыков, заинтересованность ребенка), психологическая помощь (решение коммуникативных проблем, решение актуальных проблем, разрешение конфликтов в группе), разрешение проблем ребенка в отношениях со сверстниками, педагогами, оказание социальной помощи.

3 этап - Завершение работы с ребенком, вывод его из услуги: самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания, развития.



Этапы программы

1 этап (октябрь-ноябрь 2012г..) – констатирующий

2 этап (декабрь 2013 – апрель 2014 г.г.) –формирующий

3 этап (апрель 2014 – май 2015 г.г.) - контрольный



Идея программы

Для того, чтобы дети проводили больше времени в школе, а не на улице, могли адаптироваться и преодолевать проблемы, связанные с девиантным поведением, минимизировали негативное влияние асоциальной семьи требуется специальная организация пространства для этих детей в школе, позитивное отношение со стороны учителей и администрации и целенаправленные занятия с ними.



Управление рисками программы

Риски:

1.Родители детей из неблагополучных семей неохотно идут на контакт со школой.

2.Дети «группы риска» незаинтересованы в посещении школы во внеурочное время.

3.Отсутствие специального помещения для работы с данной категорией.



Минимизация:

1.Привлечь к работе с детьми «группы риска» общественного инспектора по охране прав детства.

2.Активно вовлекать родителей в процесс воспитания детей, оказывая им социальную и психологическую поддержку.

9. Ожидаемые результаты и способы оценки

1.Выявление основных причин появления детей «группы риска».

2.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.

3.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».

4.Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.

5.Снижение заболеваемости среди учащихся «группы риска».

6.Повышение обученности и уровня физической подготовки детей этой группы.

7. Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей.

8. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.

9. Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения.



Дальнейшее развитие программы

- Накаливать опыт работы с детьми «группы риска».

- Формировать банк данных, методических разработок специалистов;

- Освещать деятельность специалистов в СМИ (газета «Степной маяк»);

- Размещать материалы на сайте школы.
«Трудные дети» - кто они?

К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.

Дети зачастую отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

·         отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

·         незнание их интересов и потребностей;

·         политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

·         усиление влияния псевдокультуры;

·         неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

·         отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

·         чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

·         сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;

·         "эпидемия" разводов;

·         потеря эмоциональных контактов с детьми.

 Педагогическая запущенность – это часть общей социальной запущенности. Если поставить вопрос так: виноваты ли только семья и школа в асоциальном поведении детей, то ответ будет отрицательный; виновато общество, не предоставляющие возможностей для нормального функционирования социальных институтов.

 Трудные дети – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.

 К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплированности. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.

 Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает – он тоже трудный. У нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду.

 Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.

 Большую часть жизни в период с 7 до 17 лет ребенок проводит в школе. Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему  в самоутверждении. 

Факторы, определяющие группу риска.

Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним можно отнести всех учащихся, разделив их на 4 группы по различным критериям. 



Группы критерий

Критерии, определяющие «группу риска»

Ф.И. ученика

Медицинские

Имеют хронические заболевания внутренних органов

 

Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи

 

Часто и длительно болеют

 

Состоит на учете у психоневропотолога

 

Перенесли сложные медицинские операции

 

Перенесли стрессы

 

Леворукие дети (левша)

 

Другое

 

Социальные

Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку

 

Живут в малообеспеченной семье

 

В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые)

 

Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса

 

Самовольный уход из дома

 

Другое

 

Учебно-педагогические

Имеют стойкую неуспеваемость

 

Пропуски занятий без уважительных причин

 

Пропускают отдельные предметы без уважительных причин

 

Поведенческие

Нарушение поведения

 

Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями

 

Повышенная тревожность

 

Употребление наркотических веществ

 

Табакокурение

 

Токсикомания

 

Гиперактивность

 

Другое

 

Данная проблема особенно актуальна именно с детьми 10 – 15 лет. Все участники воспитательного процесса должны уделять большое внимание здоровью подростков как физическому, так и душевному для своевременного выявления различных отклонений и их профилактики. В этом возрасте организм подростка более уязвим и повышается риск соматических заболеваний, в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В этом возрасте происходит расширение социальных отношений, которые дают новый социальный опыт. Одним из факторов, которой переводит учащегося в учащегося «группы риска» – это дисгармоничная семья. Жить постоянно в психологическом напряжении очень сложно. Ребенок становится замкнутым, подает успеваемость и качество обучения. В этот момент классный руководитель должен мобилизировать свои силы и помочь ребенку, для этого нужно привлечь дополнительных специалистов – социального педагога, психолога, инспектора. Вторым фактором можно назвать продолжительные заболевания и тяжелые травмы. Для помощи такому ребенку можно подключить одноклассников, которые помогли бы усвоить пропущенный материал. Третий фактор риска - неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками. Сегодня рыночные отношения приоритетным образованием рассматривает личностно-ориентированное образование, тогда и педагоги в своей работе должны опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Личностно-ориентированное воспитание, сущность которого состоит в преодолении противоречий между воспитанием «для всех» и воспитанием «для каждого» на основе поворота к личности, ее индивидуальному сознанию, жизненному опыту, индивидуальному творческому потенциала. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое. Опираясь на зону ближайшего развития ребенка, нам будет легче работать с учащимися "группы риска". Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития (устранение главных причин, сопутствующих причин, помощь и поддержка одноклассников). Гиперактивных дети или дети с синдромом дефицита внимания невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие черты, как чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. Гиперактивность можно рассматривать как одно из проявлений целого комплекса нарушений отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, т.к. они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у них значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. Гиперактивность влияет не только на успеваемость, но и на взаимоотношения с окружающими. Эти дети не могут долго играть со сверстниками, среди остальных они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения. В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Рекомендации психолога и тесное взаимодействие со всеми участниками воспитательного процесса может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой. В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначных прогнозов. Левшами являются около 10% людей, причем доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Детей приучали писать правой рукой. Отсюда наносили вред здоровью детей. (неврозы и невротические состояния). В последние годы школа отказалась от практики переучивания детей и они пишут удобной для них рукой. Вопрос о переучивание ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка. Одной из наиболее важных особенностей таких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие: зрительно – моторной координации, точности пространственного восприятия, зрительной памяти, наглядно – образного мышления, способности к целостной переработке информации, моторики. При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Пояснительная записка. Цели и задачи программы. Принципы программы. Основные направления и содержание программы
563.85kb.
Пояснительная записка. Цели и задачи. Актуальность и особенность программы Принципы программы. Направления реализации программы
276.96kb.
Пояснительная записка. Цели и задачи. Принципы программы. Направления реализации программы
537.32kb.
Пояснительная записка. Цели и задачи. Принципы программы. Направления реализации программы
293.38kb.
I. Основные положения программы. Пояснительная записка. Цель и задачи программы. Основные направления деятельности по реализации программы. II. Общая характеристика содержания работы. III. Этапы реализации программы
247.44kb.
Программа развития одаренных детей моу сош №8 им. А. Г. Ломакина на 2010-2014 гг. Содержание Паспорт программы 3
415.94kb.
Пояснительная записка Цель программы, Задачи программы, Принципы
148.78kb.
Пояснительная записка. Цели и задачи. Основные направления деятельности и предлагаемые формы работы Планируемые результаты
220.93kb.
2012 год Содержание Пояснительная записка содержание программы «Школа Этикета»
596.48kb.
2012 год Содержание Пояснительная записка содержание программы «Школа Этикета»
596.47kb.
I. Паспорт Программы развития школы
444.35kb.
Основные принципы программы «изобразительное искусство и художественный труд» и особенности работы по программе основные принципы программы
62.08kb.