Главная стр 1
скачать
Пояснительная записка
Цели и задачи

Цели:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.


Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа
Программа составлена на основе следующих нормативных правовых документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года)

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".

  • Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).

  • Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ.

  • Программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы) Н,Д.Угриновича.

  • Методические рекомендации «О преподавании предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году»

  • Учебный план МБОУ СОШ №3 на 2013-2014 учебный год.

  • Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ №3 на 2013-2014 учебный год.

  • Локальный акт школы «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №3, реализующей образовательные программы общего образования»

  • Федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год")

  • Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 03.12.1999 № 1075).

  • Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362).

  • Постановление № 189 от 29.12.2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  • Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

  • Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 г. № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях»;

  • Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами или видеодисплейными терминалами в учебных заведениях системы общего среднего и среднего профессионального образования (Разработано в Институте информатизации образования Российской академии образования).

  • Методические рекомендации Министерства образования и науки «Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой»

  • Письмо управления образования и науки Липецкой области от 26.10.2009 № 3499 «Примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.


Сведения о программе
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса составлена на основании авторской программы Н.Д. Угриновича «Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы)», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / Составитель М.Н. Бородин.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.» с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ».
Обоснование выбора программы
В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Представленный материал позволяет избежать повторов при построении непрерывного курса информатики, обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку  учащихся и соответствует государственным стандартам по информатики,

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Курс информатика формирует у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете, реализации учебных целей и саморазвития, а также развивает творческие и познавательные способности учащихся.
Информация о внесенных изменениях.
Содержание рабочей программы соответствует примерной программе базового курса «Информатика и ИКТ», рекомендованной Министерством образования РФ, авторской программе базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) Н.Д. Угриновича и представлено без изменений.
Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.
Информатика способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Информационно-коммуникационные технологии помогают усилить воспитывающую функцию обучения, достигается новый качественный уровень образования, который выражается в способности учащихся находить и обрабатывать информацию, овладевать знаниями и умениями, эффективно применимыми в любой сфере жизнедеятельности, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.


Информация о количестве учебных часов.
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №3, рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 классов рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Из них:


- контрольных работ – 6

- практических работ – 35


Формы организации образовательного процесса.
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов, а также практикумов – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. С помощью компьютера легко реализовать индивидуальный подход к каждому ученику.

При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией; закрепление в процессе практикумов и деловых игр, тренингов; будут использоваться уроки – соревнования.

Типы уроков:



  • урок ознакомления с новым материалом

  • урок закрепления изученного                   

  • урок применения знаний и умений                     

  • урок обобщения и систематизации знаний        

  • урок проверки и коррекции знаний и умений   

  • комбинированный урок    

  • урок коррекции знаний     

  • урок – проектная деятельность

  • урок ‒ семинар



Технологии обучения.
Уделяется большое внимание технологиям личностно ориентированного обучения: технология коллективного взаимодействия, технология адаптивной системы обучения, технология полного усвоения, технология разноуровневого обучения, технология игрового обучения, технология исследовательского обучения, технология модульного обучения, технологии здоровьесберегающего обучения. Здоровьесберегающая технология позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование.

На уроках часто используется работу в группах, ролевые и деловые игры, применяется проектная методика, что помогает сплочению детей.



Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Уроки информатики позволяют сформировать все виды компетенций обучающихся.

  • Ценностно-смысловые компетенции - способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем); умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.); умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы).

  • Общекультурные компетенции получает особое развитие в ходе реализации творческих проектов на уроках информатики. Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (создание произведений компьютерной графики, проектов и др.); понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития (вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и т.п.).

  • Учебно-познавательные компетенции - умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием); умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.); владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.); умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.); умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций); создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

  • Информационные компетенции - владение способами работы с информацией (получение, передача, хранение, обработка, поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах; извлечение информации с различных носителей; систематизация, анализ и отбор информации и т.д.); технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.; преобразование информации (из графической - в текстовую, из аналоговой - в цифровую и т.п.); владение навыками работы с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер и т.п.), и информационными технологиями.

  • Коммуникативные компетенции - владение устной речью (диалог, монолог, приводить доводы при защите проектов); ведение диалога "человек" - "техническая система" (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.); умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.); понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе - формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне); умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, совместная работа приложений и т.д.); владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.).

  • Социально-трудовые компетенции - владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений, видеть достоинства и недостатки в своей работе, предъявлять требования к продукту своей деятельности); осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности, анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям); владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права и т.д.).

  • Компетенции личностного самосовершенствования. Для ее развития эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы: создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.); создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on-line, тренажеры, квесты и т.п.); нахождение новых способов самореализации (создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.); создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.); наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности).


Виды и формы контроля.
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.

Текущий контроль осуществляется путем устного/письменного опроса, а также с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы. Применение тестовой технологии как современного средства повышения качества обучения школьников позволяет развивать у обучающихся самостоятельность и способность к самоорганизации.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.


Информация об используемом учебнике
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе ориентировано на использование учебника Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009». Данный учебник полностью соответствует разработанному Министерством образования РФ образовательному стандарту по информатике.

Учебник «Информатика и ИКТ-8» является мультисистемным, т. к. практические работы Компьютерного практикума могут выполняться, как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.



Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической  и практической  составляющих: освоение системы базовых знаний,  овладение умениями информационной деятельности,  развитие и  воспитание учащихся,  применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.

Содержание программы.

  1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.(15 ч.)

Пиксель. Растр. Разрешающая способность. Глубина цвета. Графические режимы монитора. Видеопамять. Графические объекты. Графические редакторы. Форматы графических файлов. Интерфейс и основные инструменты для создания и обработки графических изображений. Интерфейс и основные инструменты для создания анимации. Интенсивность звука. Частота звука. Громкость звука. Частота дискретизации. Глубина кодирования звука. Интерфейс звукового редактора. Основные команды обработки звука. Технические средства и способы обработки цифровых фото и видео. Методы сжатия видеоинформации. Обзор программ, позволяющих выполнять захват, печать и редактирование цифровых фото и видео.

Практические работы:

  • Практическая работа № 1.1 «Кодирование графической информации».

  • Практическая работа № 1.2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

  • Практическая работа №1.3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»

  • Практическая работа № 1.4 «Анимация»

  • Практическая работа № 1.5 «Кодирование и обработка звуковой информации»

  • Практическая работа № 1.6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

  • Практическая работа № 1.7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»

Контрольных работ: 1

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • формы представления графической информации

  • характеристики растрового и векторного изображения

  • характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов

  • как связаны между собой количество цветов в палитре и глубина цвета, как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB

  • способы получения и редактирования цифровых фотографий: этапы создания цифрового видеофильма

Уметь:

  • редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах

  • выбрать графический редактор для создания и редактирования графического документа

  • проводить оценку качества оцифрованного звука

  • проводить захват и редактирование цифрового фото и видео




  1. Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов)

Кодировки знаков. Принцип кодирования текстовой информации. Текстовый редактор. Текстовый процессор. Способы создания текстовых документов. Параметры страницы. Вставка колонтитулов и номеров страниц. Буфер обмена. Редактирование текстовой информации. Специальные символы. Редактор формул. Операции поиска и замены. Проверка правописания.Автозамена частых опечаток. Сохранение исправлений. Форматирование символов. Абзац. Форматирование абзацев. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Форматирование заголовков. Способы создания таблиц. Редактирование и форматирование таблиц. Гипертекст. Гиперссылки. Закладки. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода. Назначение и использование сканера.

Практические работы:

  • Практическая работа № 2.1 «Кодирование текстовой информации».

  • Практическая работа № 2.2 «Вставка в документ формул».

  • Практическая работа № 2.3 «Форматирование символов и абзацев».

  • Практическая работа № 2.4 «Создание и форматирование списков».

  • Практическая работа № 2.5 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

  • Практическая работа № 2.6 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

  • Практическая работа № 2.7 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

Контрольных работ: 1 (практическая работа).

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • различные кодировки знаков, принцип кодирования текстовой информации

  • различные способы создания документа, установку параметров страницы

  • что такое буфер обмена, редактирование, специальные символы, редактор формул

  • как выполняются операции поиска и замены, проверки правописания, автозамены частых опечаток, сохранения исправлений

  • параметры форматирования символов

  • что такое абзац, основные параметры абзаца

  • понятия нумерованных, маркированных, многоуровневых списков

  • как задаются параметры форматирования заголовков

  • различные способы создания таблиц, методы их редактирования и форматирования

  • понятия гипертекста, гиперссылки, закладки

  • о различных возможностях компьютерных словарей и систем компьютерного перевода

  • назначение и использование сканера, его основные возможности

Уметь:

  • переключать кодировку символов в текстовом редакторе

  • устанавливать различные параметры страницы

  • вставлять в текст специальные символы, буквицу, математические формулы, копировать, перемещать и удалять фрагменты текста

  • сохранять текст в различных форматах, печатать документ

  • использовать различные параметры форматирования символов

  • форматировать абзацы

  • создавать нумерованные и маркированные списки

  • использовать стили форматирования, устанавливать вид оглавления документа

  • создавать и заполнять таблицы

  • создавать простейший гипертекстовый документ

  • переводить англоязычные термины

  • сканировать бумажные документы и преобразовывать их в компьютерные текстовые документы с помощью систем оптического распознавания




  1. Кодирование и обработка числовой информации (10 часов)

Системы счисления и их назначение. Свернутая и развернутая форма записи числа.Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую. Основные арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление) для двоичных чисел. Различные форматы хранения чисел в компьютере. Электронная таблица. Ячейка. Адрес ячейки. Диапазон ячеек. Лист. Книга. Форматирование ячеек. Правила ввода в электронную таблицу основных типов данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Алгоритм суммирования значений диапазона ячеек. Функции для нахождения степени и квадратного корня. Диаграммы. Типы диаграмм. Способы задания исходных данных. Область диаграммы. Легенда.

Практические работы:

  • Практическая работа № 3.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

  • Практическая работа № 3.2 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

  • Практическая работа № 3.3 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

  • Практическая работа № 3.4 «Построение диаграмм различных типов».

  • Практическая работа № 3.5 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

Контрольных работ: 1 (практическая работа)

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • что такое системы счисления, какие они бывают, свернутая и развернутая форма записи числа, назначение систем счисления

  • алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот

  • таблицы сложения, вычитания и умножения двоичных чисел, алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления в двоичной и десятичной системах счисления

  • о различных форматах хранения чисел в компьютере

  • что такое электронная таблица, понятие ячейки, адреса, диапазона, листа, книги

  • правила ввода в электронную таблицу трех основных типов данных

  • что такое относительные, абсолютные и смешанные ссылки

  • алгоритм суммирования значений диапазона ячеек, функции для нахождения степени и квадратного корня

  • различные типы диаграмм, способы задания исходных данных, понятия области диаграммы, области построения диаграммы, легенды

Уметь:

  • записывать числа в свернутой и развернутой формах в десятичной и двоичной системах счисления

  • выполнять перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот

  • выполнять основные арифметические действия для двоичных чисел

  • переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную

  • определять адрес ячейки и диапазона, проводить простейшее форматирование ячеек (ставить рамки, использовать заливку, изменять высоту строк, толщину столбцов, удалять и вставлять строки и столбцы)

  • записывать математические выражения по правилам электронной таблицы

  • вводить формулы с различными видами ссылок

  • заполнять таблицы значениями функции

  • выбирать типы диаграмм, задавать основные параметры, строить простейшие диаграммы




  1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 часов)

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Обзор языков программирования. Язык программирования Visual Basic, назначение элементов интерфейса. Проект, форма, объекты, свойства и методы. Этапы разработки проекта. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры. Тип, имя и значение переменной. Оператор присваивания. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования. Линейный алгоритм. Функции ввода и вывода данных, кодовые значения, определяющие вид окна сообщений. Ветвление: полное и неполное. Алгоритмическая структура «выбор» и ее реализация на VisualBasic. Графические методы.

Практические работы:

  • Практическая работа № 4.1 «Знакомство с системами объектно-ориентированного программирования»

  • Практическая работа № 4.2 «Проект «Переменные»

  • Практическая работа № 4.3«Проект «Калькулятор»

  • Практическая работа № 4.4 «Проект «Строковый калькулятор»

  • Практическая работа № 4.5 «Проект «Даты и время»

  • Практическая работа № 4.6 «Проект «Сравнение кодов символов»

  • Практическая работа № 4.7 «Проект «Отметка»

  • Практическая работа № 4.8 «Проект «Коды символов»

  • Практическая работа № 4.9 «Проект «Слово-перевертыш»

Контрольных работ: 1 (практическая работа).

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • понятие алгоритма, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов

  • понятия исполнителя алгоритма, системы команд исполнителя, программы

  • процесс исполнения алгоритма компьютером

  • понятия транслятора, компилятора

  • классификацию и названия языков программирования

  • особенности объектно-ориентированного программирования по сравнению с алгоритмическими языками программирования

  • основные понятия проекта, формы, объекта, свойств и методов, событийной процедуры

  • этапы разработки и способ загрузки проектов

  • понятия переменной, основные типы переменных, объявление переменных

  • основные алгоритмические структуры

  • структуру функции и типы функций, синтаксис функций ввода-вывода данных

  • правила описания основных геометрических объектов, графические методы для рисования геометрических фигур

Уметь:

  • обосновывать свойства алгоритмов, приводить примеры из собственного жизненного опыта

  • представлять алгоритм в виде блок-схемы

  • изменять свойства объектов, графического интерфейса проекта и редактировать программный код, создавать свои событийные процедуры

  • применять оператор присваивания

  • описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран

  • выполнять арифметические операции над переменными

  • организовать диалоговые окна сообщений

  • применять функции ввода-вывода при создании собственных проектов

  • создавать простые графические редакторы

  • определять результат программы по ее описанию




  1. Моделирование и формализация (10 часов)

Моделирование как метод познания. Модели материальные и информационные. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. План проведения поэтапного моделирования. Компьютерный эксперимент. Компьютерные модели из различных предметных областей. Информационные модели систем управления. Обратная связь.

Практические работы:

  • Практическая работа № 5.1 «Проект «Бросание мячика в площадку»

  • Практическая работа № 5.2 «Проект «Графическое решение уравнений»

  • Практическая работа № 5.3 «Проект «Распознавание удобрений»

  • Практическая работа № 5.4 «Проект «Модели систем управления»


Контрольных работ: 1 (практическая работа).

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • понятия моделирования, формализации, визуализации

  • основные этапы моделирования

  • принцип процесса управления, виды систем управления и различия между ними

Уметь:

  • приводить примеры моделирования в различных областях деятельности

  • создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей

  • строить информационные модели систем управления

  • приводить примеры систем управления в технических устройствах, общественных отношениях




  1. Информатизация общества (3 часа)

Информационное общество. Информатизация и компьютеризация. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Контрольных работ: 1 (тестирование).

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • понятия информационного общества, информатизации и компьютеризации

  • что такое информационная культура

  • перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

Уметь:

  • приводить примеры информатизации и компьютеризации в повседневной жизни

  • приводить примеры перспектив развития информационных и коммуникационных технологий

  1. Повторение (1 час)


Учебно-тематический план курса информатики и ИКТ


раздела, темы.

Наименование раздела, темы.

Количество часов на теорию

Контрольные работы

Практические работы

Всего часов

1.

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

14

1

7

15

2.

Кодирование и обработка текстовой информации

8

1

7

9

3.

Кодирование и обработка числовой информации

9

1

5

10

4.

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

19

1

12

20

5.

Моделирование и формализация

9

1

4

10

6.

Информатизация общества

2

1

-

3

7.

Повторение







-

1




Итого:

61

6

35

68

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;



- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.



Литература и средства обучения


  1. Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  2. Н.Д.Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  3. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие / Составитель М.Н. Бородин.– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  4. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н. И. Михайлова. Практикум по информатике и информационным технологиям – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний – 2011.

  5. Самылкина Н.Н.Информатика и ИКТ. Основная школа: комплект плакатов и методическое пособие.

  6. И. Г. Семакин, Л. А. Залогова «Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 9 класса»;

  7. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2009;

  8. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера ─ М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.;

скачать


Смотрите также:
Пояснительная записка Цели и задачи Цели: освоение знаний
187.52kb.
Пояснительная записка Цели и задачи Цели: освоение знаний
270.04kb.
Цели и задачи Цели: освоение знаний
197.9kb.
Цели и задачи на освоение знаний
193.69kb.
Пояснительная записка Цели и задачи Цели обучения
318.36kb.
Пояснительная записка. Постановка проблемы. Цели и задачи
234.24kb.
Пояснительная записка Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
199.3kb.
Цели и задачи • освоение знаний о
186.39kb.
Цели и задачи • освоение знаний о
200.47kb.
Пояснительная записка. Изучение физики в средних общеобразовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний
74.71kb.
Пояснительная записка. Изучение физики в средних общеобразовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний
89.93kb.
Цели изучения предмета: освоение знаний
1209.55kb.