Главная стр 1
скачать
СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка

  2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования




  1. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

  2. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

  3. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

  4. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования

  5. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования

  6. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся

  7. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

  8. Инструментарий



  1. Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой про­граммы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на сту­пени начального общего образования МБОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа» являются Закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС НОО, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция), Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013г.г.

Программа духовно- нравственного воспитания и развития учащихся разработана на основании опыта реализации программы развития МБОУ Ушаковской СОШ на 2010 -2014 г.г. «Школа ценностного самоопределения». Основная идея программы: Ценностное самоопределение учащихся как предпосылка формирования высоконравственной личности.

Программа духовно-нравственного развития образовательного учрежде­ния содержит теоретические положения и методические рекоменда­ции по формированию целостной образовательной среды и целостного простран­ства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, вне­урочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родите­лей (законных представителей), реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллек­тиву образовательного учреждения. Программа духовно-нравствен­ного развития и воспитания обучающихся содержит восемь разде­лов.



  • Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

  • Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

  • Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

  • Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

  • Виды деятельности и формы занятий

  • Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

  • Принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей

  • Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования


2.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала.

В Концепции сформулирована высшая цель образованиявысоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, и компетентного гражданина России

Цель программы: Создание условий ценностного самоопределения учащихся и формирование высоконравственной личности, обладающей активной жизненной позицией и готовой к успешной самореализации в условиях современного социума.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания, приведенных в Концепции, а также с учетом « Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся, на ступени начального общего образования:



В области формирования личностной культуры:

· формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

· формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

. укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

. принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

· развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.


В области формирования социальной культуры:

·формирование основ российской гражданской идентичности, веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

· формирование патриотизма и гражданской солидарности и доверия к другим людям;

· формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.



В области формирования семейной культуры:

· формирование отношения к семье как основе российского общества;

· формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

· знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.



3.Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другим, раскрывает одну из существенных сторон духовно – нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.



Традиционными источниками нравственности являются:

патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Учитывая возрастные и индивидуальные характеристики обучающихся, их потребности и запросы родителей, региональные условия и осуществления образовательного процесса образовательное учреждение делает упор в воспитании на особые группы базовых национальных ценностей. При этом важно, чтобы школьники получали представление обо всей системе базовых национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всём её социокультурном многообразии и национальном единстве.

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
•элементарные представления о политиче­ском уст­ройстве Российского государства, его институ­тах, их роли в жизни общества, о его важнейших за­конах;

• представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о гербе Нижегородской области, символике Гагинского района;

• элементарные представления о правах и обязанно­стях гражданина России;

• интерес к общественным явлениям, понима­ние ак­тивной роли человека в обще­стве;

• уважительное отношение к русскому языку как го­сударственному, языку межна­ционального обще­ния;

• начальные представления о народах Рос­сии, об их общей исторической судьбе, о единстве народов на­шей страны;

• элементарные представления о националь­ных ге­роях и важнейших собы­тиях истории России и её наро­дов;

• интерес к государственным праздникам и важней­шим событиям в жизни России, Нижегородской области, с. Гагино и своего села Ушаково.

• стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

• любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

• уважение к защитникам Родины;

• умение отвечать за свои поступки;

• негативное отношение к нарушениям поряд­ка в классе, дома, на улице, к невыпол­нению человеком своих обязанно­стей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• первоначальные представления о базовых нацио­нальных российских ценностях;

• различение хороших и плохих поступков;

• представления о правилах поведения в образова­тельном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

• элементарные представления о религиозной кар­тине мира, роли традиционных религий в раз­витии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

• уважительное отношение к родителям, стар­шим, доброжелательное отношение к сверстни­кам и младшим;

• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и вза­имной поддержке;

• бережное, гуманное отношение ко всему жи­вому;

• знание правил вежливого поведения, культу­ры речи;

• стремление избегать плохих поступков, не ка­призничать, не быть упрямым; умение признать­ся в плохом поступке и анализировать его;

• представления о возможном негативном влия­нии на морально-психологическое состояние чело­века компьютерных игр, кино, телевизион­ных передач, рекламы;

• отрицательное отношение к аморальным поступ­кам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художест­венных фильмов и телевизионных передач.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• первоначальные представления о роли труда и значении творчества в жизни чело­века и общества;

• уважение к труду и творчеству старших и свер­стни­ков;

• элементарные представления об основных професси­ях;

• ценностное отношение к учёбе как виду творче­ской деятельности;

• элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни че­лове­ка и общества;

• первоначальные навыки коллективной рабо­ты, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• умение проявлять дисциплинированность, последо­вательность и настойчивость в выполне­нии учебных и учебно-трудовых зада­ний;

• умение соблюдать порядок на рабочем месте;

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному иму­ществу, учеб­никам, личным вещам;

• отрицательное отношение к лени и небрежно­сти в труде и учёбе, небережливому отношению к результа­там труда людей.


Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
• ценностное отношение к своему здоро­вью, здоровь­ю родителей (закон­ных представителей), чле­нов своей се­мьи, педагогов, сверстников;

• элементарные представления о единст­ве и взаимо­влиянии различных видов здоровья чело­века: физического, нравственного (душевного), соци­ально-психологического (здоровья се­мьи и школьного коллектива);

• элементарные представления о влия­нии нравствен­ности человека на состоя­ние его здоро­вья и здоровья окру­жающих его людей;

• понимание важности физической куль­туры и спорта для здоровья челове­ка, его образования, труда и твор­чества;

• знание и выполнение санитарно-гигие­нических правил, соблюдение режи­ма дня;

• интерес к прогулкам на природе, под­вижным иг­рам, участию в спортивных соревнованиях;

• первоначальные представления об оз­доровитель­ном влиянии природы на здоровье че­ловека;

• первоначальные представления о воз­можном нега­тивном влиянии компью­терных игр, телевиде­ния, рекламы на здоровье человека;

• отрицательное отношение к невыпол­нению пра­вил личной гигиены и санита­рии, уклонению от заня­тий физ­культурой.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологи­ческое воспитание):
• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни; понимание активной роли человека в природе;

• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

• элементарный опыт природоохранительной деятельности;

• бережное отношение к растениям и животным.


Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представле­ний об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

• представление о душевной и физической красоте человека;

• формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

• интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

• интерес к занятиям художественным творчеством;

• стремление к опрятному внешнему виду;



• отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
4.Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общение, деятельности может стать содержанием воспитанием, если оно отнесено к определенной ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно – нравственного развития.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример- это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений , продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремленность людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно – нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно - эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, способность к идентификации. В этом возрасте выраженная ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально – привлекательные образы людей ( а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общение человека с другим человеком, ребенка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно – нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласованная на основе целей, задач и ценностей программы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов ценностей.

Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? Семья? Милосердие? Закон? Честь? Понимание – это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла.

Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

• общеобразовательных дисциплин;

• произведений искусства;

• периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь

• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

• жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

• общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

• других источников информации и научного знания.

Ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Они пронизывают всё учебное содержание, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающегося на ступени начального общего образования.

Пример — это персонифицированная ценность.

Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, т. е. его нравственное самосознание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников, формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией.

Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой - бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

5.Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Направления работы по духовно – нравственному развитию и воспитанию младших школьников.

1. МОЕ ОТЕЧЕСТВО

Воспитание патриотизма, гражданского самосознания, уважения к правам и обязанностям человека.



Ценности: любовь к России, к своему народу, к своему краю; уважение традиций своего народа; любовь к близким; долг перед старшим поколением, семьей; свобода и ответственность; доверие к людям.

Задачи:

•Формирование у учащихся уважительного отношения к своему дому, своей семье, к представителям старшего поколения.

•Воспитание любви к своему городу, родному краю, Родине, к своему народу.

•Дать представление о символах государства и субъекта Российской Федерации – Флаг, Герб, Гимн.

•Воспитывать уважение к защитникам Родины, национальным героям.

•Сформировать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России.



Формы и виды деятельности

1 уровень: беседы «Россия-Родина моя» и «Символы Российского государства».

2 уровень: заочная игра-путешествие «С чего начинается Родина», «На что имеем право», выставка рисунков.

3 уровень: участие в праздниках «День народного единства», акциях «Подари подарок ветерану», «Земля - мой дом», музейные уроки «Герои войны», встречи с интересными людьми

2.МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Формирование нравственных чувств и этического сознания через взаимоотношения в коллективе и семье.



Ценности: правила вежливого поведения в обществе, культура общения с людьми, отзывчивость, дружба, честность, справедливость, отношения в семье;

Задачи:

•Познакомить с правилами поведения и культурой общения в общественных местах.

•Учить взаимоотношениям в коллективе.

•Формирование у младших школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

•Воспитание доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.

Формы и виды деятельности

1 уровень: беседа «Золотые правила этикета», «Моя семья»; игра-путешествие «В страну волшебных слов», чтение и обсуждение произведений В.Осеевой, Л.Пантелеева.

2 уровень: занятия – практикумы «Я - зритель», «Я - пассажир», «Идем в гости»; часы общения «Что такое хорошо!», «Давайте говорить друг другу комплименты».

3 уровень: «Акция добрых дел», праздник «Рыцарский турнир вежливости».

3.МИР КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Воспитание духовно-нравственной культуры у младших школьников на традициях народной педагогики.



Ценности: традиции семьи, родная школа и ее традиции, история села, области, национальные герои и важнейшие события истории страны;

Задачи:

•Познакомить с истоками культурного наследия и национальными традициями.

•Формирование у учащихся чувства любви к Отечеству на основе изучения православных культурных традиций.

•Воспитывать чувство национальной гордости.



Формы и виды деятельности

1 уровень: беседа «Традиции семьи», чтение сказок и былин.

2 уровень: игра – путешествие «О чем рассказывают сказки», конкурс пословиц и поговорок.

3 уровень: посиделки «Иван да Марья», народный праздник «Русская березка», «Масленица».

4. МИР ТВОЕЙ ДУШИ

Формирование осознанного духовно-нравственного отношения к жизни через самопознание.



Ценности: нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, любовь, культура миропонимания, жизненные ценности.

Задачи:

•Формирование способности к духовному развитию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции «становиться лучше».

•Способствовать укреплению нравственности, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести.

•Обогащать нравственный опыт личности опытом других людей.

•Укрепление у младшего школьника нравственной позитивной самооценки и самоуважения.

Формы и виды деятельности

1 уровень: беседа «Я и мое имя», «Спеши делать добро», чтение книг.

2уровень: игра-практикум «Подари другому радость», «Взаимоотношения»; час общения «От улыбки солнечной одной», «Что такое характер?»;

3 уровень: тренинг «Научись управлять собой», диспут «Легко ли быть настоящим другом», «Что такое счастье», праздник добрых сердец.

Для решения воспитательных задач, обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

•общеобразовательных дисциплин;

•произведений искусства;

•периодической литературы, публикаций, телепередач, отражающих современную жизнь;

•духовной культуры и фольклора народов России;

•истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

•жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов.

6.Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования

Основные направления духовно-нравственного воспитания осуществляются через уклад школьной жизни, который организован педагогическим коллективом, родителями, учреждениями дополнительного образования и включают различные виды деятельности детей: урочную, внеурочную, внеклассную, внешкольную, семейную, на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России. Схема структуры программы выглядит следующим образом (см. Таблицу 1).



Урочная деятельность. Урок – место разнообразных коллективных действий, переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления необходимо соотносить свои действия и действия других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать другим и самому принимать помощь. На уроках дети коллективно переживают чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчение от неудач ошибок. В воспитательном отношении все учебные предметы, изучаемые в школе, важны. Разнообразие предметов дает возможность каждому ребенку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. У одного острый ум, у другого умелые руки, третий особо ловок, изящен, отлично владеет своим телом движениями, четвертый особенно восприимчив к прекрасному, пятый наблюдателен. Эти сильные стороны личности ребенка проявляются прежде всего в учебном процессе, когда каждый ребенок в какой-то области становится более знающим и умеющим. Поэтому в соответствии с требованиями Стандарта методологической основой урока является личностно-деятельностная технология обучения, которая предполагает:

  • поддержку индивидуальности ребенка;

  • предоставление каждому ученику работать в присущем ему темпе;

  • успешность деятельности;

  • обучение в зоне « ближайшего развития»

  • предоставление права выбора деятельности, партнера , средства обучения;

  • создание возможности для реализации творческих способностей;

  • демократический стиль взаимодействия.

Пути реализации личностно-деятельностного обучения:

  • усиление роли продуктивной, творческой деятельности;

  • организация уровневой дифференциации;

  • изменение функций контроля и оценки учебной деятельности;

  • отказ от инструктивного стиля руководства учителя и др.

Внеурочная деятельность, в соответствии со Стандартом определена следующими направлениями развития личности:

  • Спортивно – оздоровительное,

  • Духовно-нравственное,

  • Общеинтеллектуальное

Основные формы внеурочной деятельности: экскурсии, олимпиады, соревнования, общественно- полезные практические занятия.

Внеклассная деятельность определена в соответствии со школьной программой воспитания младших школьников, которая реализует все направления духовно-нравственного воспитания через разделы:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к уче­нию, труду, жизни.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и цен­ностях (эстетическое воспитание).

Мероприятия, традиции школы, атрибуты, направленные на реализацию программы:

Гимн школы, эмблема школы, День знаний, День Земли, День Воды, Благотворительная акция «Помоги семье», Дни здоровья, Праздники «Посвящение в первоклассники», «Прощай, начальная школа», «Прощай, азбука».

КТД: «День школьника», «Мастерская Деда Мороза», «Сбор корма для птиц», акция «Чистый двор»;

Конкурсы: «Самый, самый, самый» ( 2 – 3 класс), «Ученик года» (4 класс).

Мероприятия по правилам дорожного движения: оформление памяток «Дом – школа – дом», линейки «Знай правила движения, как таблицу умножения» (1 – 2 класс), «Азбука юного пешехода» (3 класс), «За безопасность дорожного движения»; викторины и познавательные игры: «Знаешь ли ты правила дорожного движения» ( 2 – 3 класс), «Знающий пешеход» (4 класс); встречи с инспектором ГИБДД;

Дни здоровья, спортивный праздник «Папа , мама, я – спортивная семья»

Конкурсы рисунков, творческих работ по итогам экскурсий.

Линейки, посвященные Дню Победы, Устный журнал «Никто не забыт, ничто не забыто», встречи с ветеранами, поздравление ветеранов.

Сборы по созданию органов самоуправления – распределение общественных поручений: помощник учителя, санитары, игровик – затейник, библиотекарь, организация дежурства и др.

Внешкольная деятельность основана на деятельности обучающихся в СДК, ДЮСШ, сельской библиотеки.

Взаимодействие с районными службами и организациями.

Совместная деятельность с ГИБДД, КДН (комиссия по делам несовершеннолетних).

Встречи с инспекторами ГИБДД по вопросам профилактики ДТП с участием детей; беседы с работниками комиссии по делам несовершеннолетних по профилактике правонарушений;

практические занятия, психологические тренинги со специалистами по профилактике межличностных отношений.



7.Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.

Образовательное учреждение взаимодействует, в том числе на системной основе, с общественными организациями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:

• участие представителей общественных организаций и объединений в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

• реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

• проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся реализуется Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Ушаковская средняя общеобразовательная школа» в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: сельской библиотекой, сельским домом культуры, ДДТ, детским садом, Правоохранительными органами (КДМ), Детско-юношеской спортивной школой, РДК.


Сфера внешних связей школы: взаимодействие с партнерами.



ДЮСШ


Администрация Ушаковского с/совета


АГПИ им.А.П.Гайдара









Сельская и районная

библиотеки

Детский сад

ДЮСШ


Дом детского творчества













СПК «Ушаково»


Сельский и районный дома культуры

Структура системы работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию на ступени начального общего образования

МБОУ Ушаковская СОШ



8.Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Необходимо восстановление с учётом современных реалий накопленных в нашей стране позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).

Права и·обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся младшего школьного возраста должна быть основана на следующих принципах:

• совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

• сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

• поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

• содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

• опора на положительный опыт семейного воспитания.



Формы работы:

Программа предусматривает следующие виды и формы работы с семьей:



  • благотворительная акция «Помоги семье», акции «Рождественская», «Подарок воину», интеллектуальные и спортивные конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я - интеллектуальная семья»;

  • индивидуальные консультации, оказываемые психологами, социальными педагогами, классными руководителями по вопросам воспитания;

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы: «Воспитание словом и делом», «Впереди – взрослая жизнь»; «Роль отца и матери в семье», «Здоровая семья: духовно-нравственные аспекты»

  • лекторий для родителей «Как помочь ребенку учиться?», «Правовые основы семейных отношений»

  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса (День открытых дверей)

  • проведение совместных мероприятий (конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Всей семьей на старт!», тематические вечера «Рядом с мамой», «Защитники Отечества», «Нам вместе весело.» и т.п.)

  • факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

  • экскурсии на природу, в краеведческий музей

  • визиты домой;

  • ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

  • помощь родителей ОУ (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Просвещение родителей через размещение информации на сайте школы, создание информационных стендов, книжных выставок:

  • о нормативно – правовой базе по воспитанию ребенка, правовыми аспектами;

  • связанными с ответственностью родителей за воспитание детей: статьями;

  • Конституции Российской Федерации; Семейного кодекса Российской Федерации;

  • Закона «Об образовании», Устава школы (права и обязанности родителей);

  • о литературе для родителей в библиотеке школы;

  • о подготовке ребенка к школе;

  • о режиме работы школы;

  • книжные выставки в библиотеке школы по вопросам семейного воспитания;

  • индивидуальные консультации по подбору литературы.

Распространение лучшего опыта семейного воспитания через: обсуждение вопросов на классных родительских собраниях по темам «Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях», «Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания», «Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления», «Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье».

Участие родителей в управлении школой учебно-воспитательным процессом, в организации деятельности общественных родительских формирований через:



  • работу Совета школы, классные родительские комитеты; деятельность инициативных родителей;

  • участие в обсуждении публичного доклада,

Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы, по итогам года, итогам проведения акций, различных мероприятий.


9.Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования.


Направления

Планируемые результаты

Уровни воспитательных результатов и эффектов деятельности

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

•элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

•опыт социальной и межкультурной коммуникации;

•начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.



Первый уровень результатов.

Первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повсе­дневного опыта.



Второй уровень результатов.

Получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения.



Третий уровень результатов.

Получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.



2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

•нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

•уважительное отношение к традиционным религиям;

•неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

•уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

•знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.



3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

•ценностное и творческое отношение к учебному труду;

•элементарные представления о различных профессиях;

•первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

•осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

•первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

•потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

•мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.



4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

•элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

•первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

•первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

•знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.


5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Ценностное отношение к природе;

•первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

•элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

•первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

•личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.


6. Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении и поступках людей;

•элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

•первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

•мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.




10.Инструментарий
Диагностика и исследование нравственной сферы

школьника

(Фридман Г. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я.

Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.,1988, с. 326–341)

Диагностика развития нравственной сферы ребёнка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребёнка,

эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора,

нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т. д.
Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах, 6–7 лет (1 класс).

Развиваются обобщённые представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость,

лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.



Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале:

1 балл – если у ребёнка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии

правильное, но недостаточно чёткое и полное;

3 балла – если сформировано полное и чёткое представление


Методика «Закончи историю»

Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?».



Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1–2 классов) (по Р. Р. Калининой).

Ребёнку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой –плохие, объясняя свой выбор.



Обработка результатов.

0 баллов – ребёнок неправильно раскладывает картинки

(в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребёнок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребёнок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребёнок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.


Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребёнка).

Ребёнку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребёнок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребёнок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребёнка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция

(улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребёнок не имеет чётких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребёнок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребёнок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребёнку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повёл себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?



Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской).

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …

4. Когда в моём присутствии обижают человека, я …

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …

6. Если бы я был на месте учителя, я …



Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Незаконченные предложения, или моё отношение

к людям.

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …



Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

Когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы всё, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …



Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …



(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37)
Анкета-опросник «Настоящий друг»

(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремится, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремится переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите

полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и

ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.



От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Методика - тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»

(Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118)

Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.

1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?

2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?

3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?

5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются её приобрести?

6. Случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?

7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты своё нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой,

говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?



10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + +

– – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьёз призадуматься, каким ты растёшь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.
скачать


Смотрите также:
Пояснительная записка 1 раздел «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования». 2 раздел «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских
533.82kb.
Пояснительная записка Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
455.73kb.
Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
3072.89kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона
544.61kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона
467.03kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
842.07kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
487.69kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
538.89kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 9
3208.76kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
2879.38kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
191.35kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с. Троекурово
595.5kb.