Главная стр 1стр 2
скачать
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

МОБУ СОШ №32
Содержание программы:


  1. Пояснительная записка

  2. 1 раздел – «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования».

  3. 2 раздел – «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников».

  4. 3 раздел - «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы»

  5. 4 раздел - «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования».

  6. 5 раздел - «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников».

  7. 6 раздел - «Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования».


Пояснительная записка.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы патриотического и нравственного развития и воспитания школы №32.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:


Связь МОБУ СОШ №32 с социумом



Портрет ученика школы №32
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.


I. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, Ростовской области, г. Таганрога;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;

  • любовь к образовательному учреждению, своему с городу, народу, России;

  • уважение к защитникам Родины;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.


2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • различение хороших и плохих поступков;

  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.


3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • элементарные представления об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.


4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

  • первоначальные представления об оздоровительном вли­янии природы на человека;

  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.


5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное отношение к растениям и животным.


6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • представления о душевной и физической красоте человека;

  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;

  • стремление к опрятному внешнему виду;

  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.


II. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:



  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.


III. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:


  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  •  формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  •   воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

  •   воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).



IV. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  • в содержании и построении уроков;

  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

  • в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

  • в личном примере ученикам.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:



  • нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

  • социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

  • индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

  • социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов.


IV.1.УМК «Планета знаний»
Ведущую роль в реализации программы играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных предметных программ и программ формирования универсальных учебных действий. УМК «Планета знаний» имеет богатую палитру возможностей для достижения поставленных целей, благодаря реализации в нем принципов гуманистического, историзма, коммуникативного и принципа творческой активности.    

«Планета знаний» -   это комплект, который способствует решению стратегических задач школьного образования, обозначенных в инициативе президента РФ «Наша новая школа».

УМК «Планета знаний» создан на основании системно- деятельностного подхода, позволяющего ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников.

  

 Реализация в комплекте межпредметных и внутрипредметных связей помогает младшему школьнику удерживать и воссоздавать целостность картины мира, видеть разнообразные связи между объектами и явлениями, обеспечивает его целостное развитие с учетом возрастных и психологических особенностей.


     Учитель, работающий по данному УМК, имеет все необходимое для эффективной организации не только учебно-воспитательного процесса, но и для осуществления внеклассной работы по предмету, воспитательной работы по духовно-нравственному развитию ученика.


В содержание УМК «Планета Знаний» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал. Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей:

- воспитывает в детях благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своей семье, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям,


- формирует уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации,
- способствует созданию здоровьесберегающей среды обучения;

- формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. 



В школе реализуется ряд целевых программ.
IV.2. Программа «Моя малая родина»
"Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе".

С. Харрисон


Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Моя малая родина», реализуемая по духовно – нравственному направлению, составлена на основе программы воспитания «С любовью к городу» (авторы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук).

Данная программа способствует развитию у детей проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно – нравственное его совершенствование.


1. Цель программы «Моя малая родина»- формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, города на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

  • создание и поддержка обучающихся по реализации интересов, потребностей в самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении;

  • - воспитание любви к своей малой родине;

  • содействие сплочению участников классного коллектива и связям с семьями обучающихся, укрепление их дальнейшего взаимодействия;

  • ориентация детей на получение знаний об истории своей семьи, школы, города для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;

  • формирование дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых средствами интерактивных методов работы.

1.1.  Ценности: труд, семья, Отечество

 

1.2.Принципы:

 

 1. Принцип общечеловеческого развития на основе национальных, религиозных, местных традиций

2. Принцип приоритета интересов и потребностей школьников и их родителей

3. Принцип открытости и доброжелательности

4. Принцип ответственности, взаимовыручки, взаимопомощи

5. Принцип равенства всех участников воспитательного процесса

6. Принцип культуросообразности

 

1.3.Виды деятельности:

 

1) поисковая деятельность



2) посещение музеев

3) проведение походов, экскурсий

 4) оформление фотоальбома

5) оформление выставок, отчетов

6) тематические классные часы

7) видеолекторий

8) система музейных уроков

9) проектная деятельность


1.4.Этапы программы:

 

1 класс «Моя семья»



2 -3 класс «Мой город»

4 класс «Моя область»

 
1.5.Направления программы:

 

 Знаменитые земляки 


    Места боевой славы 
    Святые места Таганрога
    Изучение родной природы 

Трудовые подвиги таганрожцев


Культура Таганрога

Этнография Ростовской области 


Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Реализация данной программы осуществляется через деятельностный подход формирования универсальных учебных действий – личностных, познавательных и коммуникативных, которые дети получают в рамках образовательной системы «Планета знаний» (авторы Т.М, Андрианова, И.А. Андрианова, Э.Э.Кац Г.Г. Ивченкова и др.).
Содержание программы рассчитано на детей 1 – 4 классов.

В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.



Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс).

Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения,

т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) (2 – 3 классы).



Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое

значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (4 класс).


С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

• на первом уровне воспитание приближено к обучению,

при этом предметом воспитания как учения являются не

столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для

участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.



Срок реализации программы – 4 года.

Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на отдельно взятый класс.

Продолжительность занятий 1 час.

1.6. Связь содержания программы с учебными предметами.

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, ИЗО, музыкой, технологией).


Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеклассная и внешкольная деятельность

Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям.

Литературное чтение 1-2 класс (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).

Русский язык 1-2 класс – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.
Окружающий мир, 3–4 кл.

- «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», - «права и обязанности граждан, демократия»,

- «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка»


– экскурсия «Добро и зло на полотнах художников» и др.;

–беседа «Дом, где живет уважение»;

–экскурсии в культовые места города, встречи с религиозными деятелями;

– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;


– беседы и классные часы: «Биографии народных героев», «Боевые знамена рассказывают», «Орден твоего дома» «Символика России, области, города»;
– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;

– экскурсии и путешествия «таганрожцы - Герои Великой Отечественной войны,

– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;

- участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы,

- ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

- защита проектов



Объединения по интересам 

- студия изобразительного искусства,

- вокальный ансамбль,

- ритмика,

- компьютерная графика «Юные художники»

Общешкольные мероприятия 

- мероприятия, посвященные Дню города,

Митинг, посвященный Дню освобождения Таганрога,

-Поисковая игра – проект «Они защищали наш город»,

-Неделя патриотического воспитания, посвященная Дню защитника Отечества, Дню победы,

-Вахта памяти у вечного огня

 Внешкольные виды деятельности

-тематические экскурсии

по местам боевой Славы,

 -туристические походы по местам боевой славы;

- посещение театров и музеев, выставок.



Воспитание нравственного, чувственного и этического сознания.

Окружающий мир 1 – 2 класс («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.).

Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).

Формирование жизненной позиции личности – взаимосвязь слова и дела.


-ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора;

– тур. походы и другие формы совместно деятельности, требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм,

Тематические классные часы,

Этические занятия




Общешкольные мероприятия

Акция Милосердия «Марафон Добра»,

Акция «Протяни руку помощи»,

День добрых дел,


Конкурс по правилам этики «Идем в гости»

Внешкольные виды деятельности

-Посещение военного госпиталя и вручение подарков солдатам



Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Окружающий мир, 3–4 кл.

- «знакомство с профессиями и ролью труда» (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.


Литературное чтение 3 – 4 класс – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.

Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.

Окружающий мирЛитературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов

Получение трудового опыта в процессе учебной работы.

Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.

Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.





-Встреча с родителями – представителями разных профессий,
«Ожившие» народные промыслы в школе»,

Экскурсия в осенний, зимний парк.

Цикл тематических классных часов «Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России»

изготовление подарков;

- клуб интересных встреч;

- работа кружков, творческих мастерских;

- составление сборника стихов «Времена года»;

- мини проекты

-Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов.

Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.

Презентация своих учебных и творческих достижений.


Утренник «Чем пахнут ремесла»,

Праздник «Город мастеров»

- Праздник русской игрушки (народные промыслы»

-Праздник «Золотая осень»,

-Конкурс рисунков «осенняя палитра»,

-Конкурс чтецов «осенние мотивы»,

Конкурс рисунков «зимние узоры»,

Новогодний утренник «Как встречает весь народ новый день и новый год»


Конкурс проектов,

организация Города Веселых мастеров;





Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

(экологическое воспитание)

Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.

Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.

– сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п



– экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки;

-экскурсии по улицам, города, в Приморский и городской парк,

Экологические экскурсии,

- заочные путешествия;

- беседы о природе ростовской области



Общешкольные мероприятия:

-День моря,

День воды,

Конкурс плакатов «Природа в опасности!»,

Конкурс на новый экологический знак,

Экологическое путешествие,

Утренник «Путешествие Экотопика»,

Утренник «жалобная книга природы»,

- акция «Чистый школьный двор»,

-Акция «Нет – пакетам!»


Внешкольные виды деятельности:

-Музейные экологические уроки (Музей А.А.Дурова),




Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)


Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.

Литературное чтение – приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.

Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.

- классные часы с приглашением музыкантов и художников города, экскурсии по Чеховским местам,

- экскурсии в музей Василенко, А.дурова,

- конкурсы рисунков;

- фотовыставки




Общешкольные праздники:

- конкурс «Поэты нашей школы»,

Конкурс одаренных детей «Школьная звезда»,

- выставка детских работ «Школьный вернисаж».


Внешкольные виды деятельности:
посещение театра, Художественного музея,




2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
2.1 Описание требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям.

Национальные ценности: патриотизм, гражданственность

I уровень:

Знать права и обязанности школьника;

Понимать необходимость соблюдения правил;

Уметь контролировать свои поступки и организую игру по правилам;

Делать первые страницы своего портфолио «Давайте знакомиться»

II уровень:

Знать историю школы, города;

Понимать необходимость изучения своих истоков;

Уметь рассказать о традициях классного коллектива;

Делать творческую страничку своего портфолио «Вот я какой».

III уровень:

Знать историю государственного флага и герба Росси, основные государственные праздники;

Понимать, что являюсь жителем Таганрога, Ростовской области, России;

Уметь рассказать о некоторых праздниках России;

Делать страничку своего портфолио
Воспитание нравственного, чувственного и этического сознания.

Национальные ценности: личность, наука, солидарность

I уровень:

Знать правила вежливого поведения в школе и общественных местах;

Понимать различие хороших и плохих поступков;

Уметь признавать собственные плохие поступки;

Осуществлять что – то полезное для себя и своих родных

II уровень:

Знать, как вести себя в обществе с другими детьми;

Понимать значимость правильного поведения в обществе;

Уметь сказать «нет»;

Защищать честь и достоинство своих друзей и близких.

III уровень:

Знать правила поведения в знакомом и незнакомом обществе;

Понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;

Уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;

Проводить беседы в подшефном классе
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Национальные ценности: труд и творчество, наука

I уровень:

Знать, что лениться – это плохо;

Понимать необходимость трудиться;

Уметь мыть полы, протирать пыль, поливать цветы;

Соблюдать порядок на своем рабочем месте.

II уровень:

Знать о роли труда в жизни человека;

Понимать, что каждую работу нужно доводить до конца;

Уметь работать в коллективе;

Участвовать в трудовых акциях.



III уровень:

Знать различные профессии;

Понимать, что, выполняя работу, нужно стремиться к творчеству, нестандартному ее выполнению;

Уметь работать над проектами;

Выражать свою личность в различных видах творчества, стараюсь быть полезным людям.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Национальные ценности: природа, личность, искусство и литература:

I уровень:

Знать, какие деревья, кустарники и цветы растут возле школы;

Понимать для чего они;

Ухаживать за цветами;

Рисовать плакаты о сохранности природы.

II уровень:

Знать растения, которые надо охранять;

Понимать необходимость сохранности красоты природы;

Уметь вырастить рассаду для школьной клумбы и дома;

Ухаживать за домашним цветником (или клумбой у дома), школы.

III уровень:

Знать лекарственные растения;

Понимать, что загрязнение природы вредно для здоровья;

уметь с помощью слова убедить заботиться о природе;

Добровольно участвовать в экологических акциях
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Национальные ценности: семья, личность, наука

I уровень:

Знать правила личной гигиены, основы правил дорожного движения, безопасный путь до школы;

Понимать важность занятия физкультурой для здоровья;

Уметь делать утреннюю зарядку, могу сам дойти до школы;

Соблюдать режим дня и правила личной гигиены и ПДД.

II уровень:

Знать основы правильного питания,

Перечислить факторы, которые вредят моему здоровью и здоровью моих близких;

Могу сказать «нет»;

Вести подвижный образ жизни.

III уровень:

Знать значение слов «физическое состояние», «настроение человека»;

Понимать зачем нужно человеку правильно питаться;

Уметь приготовить завтрак для себя и своих родных;

Участвовать в агитбригаде «Веселые витаминчики».
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Национальные ценности: искусство и литература, человечество

I уровень:

Знать правила поведения в общественных местах (библиотеки, театре, музее, кино);

Понимать значение слов «опрятный вид», «некрасивый поступок», «»книга – лучший друг».

Уметь проявлять чувства (восторг, радость и.т.д.)Д: соблюдаю режим дня, правила

Посещать музеи, библиотеки, театры

II уровень:

Знать сказки, стихи, песни;

Понимать значение слов «дарить красоту»;

Уметь самостоятельно читать книги, участвовать в концерте;

Самостоятельно украсить класс, дом; участник праздника

III уровень:

Знать памятники культуры в городе;

Понимать, что надо их беречь;

Уметь рассказать о некоторых из них;

Проводить заочное путешествие для подшефного класса
2.2. Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы.
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника


  • Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.



2.3. Формы подведения итогов

Формы подведения итогов реализации данной программы являются:



  • Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);

  • Участие в социальных акциях;

  • Создание и реализация социальных проектов.


2.4. Система контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы.

Эффективность рассматривается рядом исследователей как мера результативности, действенности, как характеристика деятельности по степени приближения к заданной цели. С общедидактической точки зрения эффективность – это показатель того, как в процессе педагогической деятельности конкретные результаты преобразуются в социально – значимые (С.И.Архангельский. Лекции по теории обучения в высшей школе, М., 1974.,с.9) Таким образом, можно говорить об эффективности усвоения программы, если наблюдается положительная динамика в критериях и показателях.

Методика П.П. Капустина «Критерии оценки и показатели воспитанности ученика или качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» ориентирована на такую оценку эффективности деятельности, которая выступает как оценка достижения запланированных результатов и сравнение их в динамике.

IV.2. Программа «Воспитание творчеством»
Цель проекта – обеспечение условий для самореализации творческих возможностей ребенка и его потребностей в самосовершенствовании, саморазвитии и готовности к выполнению различных функций в обществе.

Задачи:

- организация совместной коллективной творческой и общественно- полезной деятельности педагогов, детей и родителей,

- создание условий для творческого, художественно-эстетического развития школьников,

- формирование у ребенка социальных потребностей, мотивов, интересов.


Направления деятельности:

Психофизическое – физическая и моральная помощь в развитии

личности, поддержка и стимулирование инициативы одаренных детей.


Социальное - совместная деятельность учащихся, учителей и родителей, поэтапное самоопределение и социализация школьников.

Культурологическое – ориентация на общечеловеческие ценности,

высокое качество работы педагогического

коллектива школы, эстетический и этический

подходы в деятельности.


Средства реализации программы:
- разнообразные формы творческой деятельности (фестивали, конкурсы, выставки, концерты, праздники и т. д.),

- создание творческих объединений (для реализации каждого конкретного дела),

- создание эстетического центра на базе школы (кружки по интересам, студии, творческие мастерские),

- выступление учащихся школы на городских конкурсах,

- выездной коммунарский (творческо – социальный) сбор (на 2 ступени обучения).


Подпроекты программы:
1.«Созвездие» - направлен на совместное развитие и реализацию творческого потенциала ученического и педагогического коллектива, создание атмосферы, при которой дети и взрослые в школе будут чувствовать себя одной семьей (совместные конструирование, проведение и анализ творческих дел, воспитательных мероприятий в классах и в школе, педагогов, детей и их родителей)
2.«Открытие» - включает в себя ряд мероприятий, позволяющих дать возможность для совершенствования мастерства уже имеющих опыт выступления на сцене детей и открытия новых «звезд» (проведение традиционного конкурса «Школьная звезда», Фестиваля искусств»Татант. Творчество. Мастерство», организация персональных выставок, развитие уже имеющей место школьной картинной галереи, создание Книги «Школьные звезды» и т.п.)
3. «Авторство» - способствует развитию и стимулированию детского творчества (проведение Фестиваля авторского творчества, создание школьного фонда авторского творчества – видео – аудиозаписи, печатные издания, создание сборников стихов учащихся школы, проведение традиционного вечера «Поэты нашей школы»)


подпроекты

Формы, средства реализации

Предполагаемые сроки реализации



С
О
З
В
Е
З
Д
И
Е


- Проведение выездного коммунарского сбора
- Открытие литературно – музыкального салона для учителей и учащихся (1-4, 5-7, 8-10классов)
- Проведение КВНа «Супер – деточки против Супер – учителей» и «Супер- родителелй»).


  • Совместная подготовка проведение и участие в общешкольных праздниках и КТД, таких как:

- Фестиваль искусств «Взрослые и дети», «Талант. Творчество. Мастерство»

- День ученика школы

- Ученик года

- Лучший класс года




Ежегодно (сентябрь)
2012г.
с 2011г.-ежегодно

ежегодно
2011г.

20011-2012уч. г.

2012-2013уч.г.

ежегодно


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Пояснительная записка 1 раздел «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования». 2 раздел «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских
533.82kb.
Пояснительная записка Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
455.73kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона
544.61kb.
Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
3072.89kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона
467.03kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
538.89kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
487.69kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
842.07kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
208.7kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
443.84kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования основные разделы примерной программы
264.13kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 9
3208.76kb.