Главная | стр 1стр 2
МОБУ СОШ №32 Содержание программы:
Пояснительная записка. Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы патриотического и нравственного развития и воспитания школы №32. Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: Связь МОБУ СОШ №32 с социумом ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Портрет ученика школы №32 Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
I. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают: 1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
II. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. III. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
IV. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов. IV.1.УМК «Планета знаний» Ведущую роль в реализации программы играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных предметных программ и программ формирования универсальных учебных действий. УМК «Планета знаний» имеет богатую палитру возможностей для достижения поставленных целей, благодаря реализации в нем принципов гуманистического, историзма, коммуникативного и принципа творческой активности. «Планета знаний» - это комплект, который способствует решению стратегических задач школьного образования, обозначенных в инициативе президента РФ «Наша новая школа». УМК «Планета знаний» создан на основании системно- деятельностного подхода, позволяющего ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников.
Реализация в комплекте межпредметных и внутрипредметных связей помогает младшему школьнику удерживать и воссоздавать целостность картины мира, видеть разнообразные связи между объектами и явлениями, обеспечивает его целостное развитие с учетом возрастных и психологических особенностей. Учитель, работающий по данному УМК, имеет все необходимое для эффективной организации не только учебно-воспитательного процесса, но и для осуществления внеклассной работы по предмету, воспитательной работы по духовно-нравственному развитию ученика. В содержание УМК «Планета Знаний» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал. Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей: - воспитывает в детях благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своей семье, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, - формирует уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации, - способствует созданию здоровьесберегающей среды обучения; - формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. В школе реализуется ряд целевых программ. IV.2. Программа «Моя малая родина» "Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе". С. Харрисон Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Моя малая родина», реализуемая по духовно – нравственному направлению, составлена на основе программы воспитания «С любовью к городу» (авторы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук). Данная программа способствует развитию у детей проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно – нравственное его совершенствование. 1. Цель программы «Моя малая родина»- формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, города на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия. Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
1.1. Ценности: труд, семья, Отечество
2. Принцип приоритета интересов и потребностей школьников и их родителей 3. Принцип открытости и доброжелательности 4. Принцип ответственности, взаимовыручки, взаимопомощи 5. Принцип равенства всех участников воспитательного процесса 6. Принцип культуросообразности
1) поисковая деятельность 2) посещение музеев 3) проведение походов, экскурсий 4) оформление фотоальбома 5) оформление выставок, отчетов 6) тематические классные часы 7) видеолекторий 8) система музейных уроков 9) проектная деятельность 1.4.Этапы программы:
1 класс «Моя семья» 2 -3 класс «Мой город» 4 класс «Моя область»
Знаменитые земляки Места боевой славы Святые места Таганрога Изучение родной природы Трудовые подвиги таганрожцев Культура Таганрога Этнография Ростовской области Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Реализация данной программы осуществляется через деятельностный подход формирования универсальных учебных действий – личностных, познавательных и коммуникативных, которые дети получают в рамках образовательной системы «Планета знаний» (авторы Т.М, Андрианова, И.А. Андрианова, Э.Э.Кац Г.Г. Ивченкова и др.). Содержание программы рассчитано на детей 1 – 4 классов. В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс). Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) (2 – 3 классы). Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (4 класс). С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности. Срок реализации программы – 4 года. Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на отдельно взятый класс. Продолжительность занятий 1 час. 1.6. Связь содержания программы с учебными предметами. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, ИЗО, музыкой, технологией).
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности. 2.1 Описание требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям. Национальные ценности: патриотизм, гражданственность I уровень: Знать права и обязанности школьника; Понимать необходимость соблюдения правил; Уметь контролировать свои поступки и организую игру по правилам; Делать первые страницы своего портфолио «Давайте знакомиться»
Знать историю школы, города; Понимать необходимость изучения своих истоков; Уметь рассказать о традициях классного коллектива; Делать творческую страничку своего портфолио «Вот я какой».
Знать историю государственного флага и герба Росси, основные государственные праздники; Понимать, что являюсь жителем Таганрога, Ростовской области, России; Уметь рассказать о некоторых праздниках России; Делать страничку своего портфолио
Знать правила вежливого поведения в школе и общественных местах; Понимать различие хороших и плохих поступков; Уметь признавать собственные плохие поступки; Осуществлять что – то полезное для себя и своих родных
Знать, как вести себя в обществе с другими детьми; Понимать значимость правильного поведения в обществе; Уметь сказать «нет»; Защищать честь и достоинство своих друзей и близких.
Знать правила поведения в знакомом и незнакомом обществе; Понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества; Уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях; Проводить беседы в подшефном классе
Знать, что лениться – это плохо; Понимать необходимость трудиться; Уметь мыть полы, протирать пыль, поливать цветы; Соблюдать порядок на своем рабочем месте.
Знать о роли труда в жизни человека; Понимать, что каждую работу нужно доводить до конца;
Участвовать в трудовых акциях. III уровень: Знать различные профессии; Понимать, что, выполняя работу, нужно стремиться к творчеству, нестандартному ее выполнению; Уметь работать над проектами; Выражать свою личность в различных видах творчества, стараюсь быть полезным людям.
Знать, какие деревья, кустарники и цветы растут возле школы; Понимать для чего они; Ухаживать за цветами; Рисовать плакаты о сохранности природы.
Знать растения, которые надо охранять; Понимать необходимость сохранности красоты природы; Уметь вырастить рассаду для школьной клумбы и дома; Ухаживать за домашним цветником (или клумбой у дома), школы.
Знать лекарственные растения; Понимать, что загрязнение природы вредно для здоровья; уметь с помощью слова убедить заботиться о природе; Добровольно участвовать в экологических акциях
Знать правила личной гигиены, основы правил дорожного движения, безопасный путь до школы; Понимать важность занятия физкультурой для здоровья; Уметь делать утреннюю зарядку, могу сам дойти до школы; Соблюдать режим дня и правила личной гигиены и ПДД.
Знать основы правильного питания, Перечислить факторы, которые вредят моему здоровью и здоровью моих близких; Могу сказать «нет»; Вести подвижный образ жизни.
Знать значение слов «физическое состояние», «настроение человека»; Понимать зачем нужно человеку правильно питаться; Уметь приготовить завтрак для себя и своих родных; Участвовать в агитбригаде «Веселые витаминчики».
Знать правила поведения в общественных местах (библиотеки, театре, музее, кино); Понимать значение слов «опрятный вид», «некрасивый поступок», «»книга – лучший друг». Уметь проявлять чувства (восторг, радость и.т.д.)Д: соблюдаю режим дня, правила Посещать музеи, библиотеки, театры
Знать сказки, стихи, песни; Понимать значение слов «дарить красоту»; Уметь самостоятельно читать книги, участвовать в концерте; Самостоятельно украсить класс, дом; участник праздника
Знать памятники культуры в городе; Понимать, что надо их беречь; Уметь рассказать о некоторых из них; Проводить заочное путешествие для подшефного класса
2.3. Формы подведения итогов Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
2.4. Система контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы. Эффективность рассматривается рядом исследователей как мера результативности, действенности, как характеристика деятельности по степени приближения к заданной цели. С общедидактической точки зрения эффективность – это показатель того, как в процессе педагогической деятельности конкретные результаты преобразуются в социально – значимые (С.И.Архангельский. Лекции по теории обучения в высшей школе, М., 1974.,с.9) Таким образом, можно говорить об эффективности усвоения программы, если наблюдается положительная динамика в критериях и показателях. Методика П.П. Капустина «Критерии оценки и показатели воспитанности ученика или качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» ориентирована на такую оценку эффективности деятельности, которая выступает как оценка достижения запланированных результатов и сравнение их в динамике.
- организация совместной коллективной творческой и общественно- полезной деятельности педагогов, детей и родителей, - создание условий для творческого, художественно-эстетического развития школьников, - формирование у ребенка социальных потребностей, мотивов, интересов. Направления деятельности: Психофизическое – физическая и моральная помощь в развитии личности, поддержка и стимулирование инициативы одаренных детей. Социальное - совместная деятельность учащихся, учителей и родителей, поэтапное самоопределение и социализация школьников. Культурологическое – ориентация на общечеловеческие ценности, высокое качество работы педагогического коллектива школы, эстетический и этический подходы в деятельности. Средства реализации программы: - разнообразные формы творческой деятельности (фестивали, конкурсы, выставки, концерты, праздники и т. д.), - создание творческих объединений (для реализации каждого конкретного дела), - создание эстетического центра на базе школы (кружки по интересам, студии, творческие мастерские), - выступление учащихся школы на городских конкурсах, - выездной коммунарский (творческо – социальный) сбор (на 2 ступени обучения).
следующая >> Смотрите также: Пояснительная записка 1 раздел «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования». 2 раздел «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских
533.82kb.
Пояснительная записка Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
455.73kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона
544.61kb.
Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
3072.89kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона
467.03kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
538.89kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
487.69kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
842.07kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
208.7kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
443.84kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования основные разделы примерной программы
264.13kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 9 3208.76kb.
|