Главная стр 1
скачать

Оглавление


Оглавление 1

Пояснительная записка 2

Цели и задачи 4

Ожидаемые результаты: 4

Оценка результативности деятельности 5

Содержание образовательной программы 6

VI Методическое обеспечение программы 8

Список используемой литературы 10

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КОРНИ» 14


«Мы все родом из семьи,

и каждый из нас остается в течение

всей своей жизни духовным представителем

отеческо-материнской семьи или

как бы живым символом ее семейного духа ... »

\ И.А. Ильин \


Пояснительная записка


Семья - это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется личность ребенка. Один мудрец сказал:­ «Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это - результат воспитания ». Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни. В семье закладываются основы нравственности, духовности, неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки.

Семья - важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство- человека.

Как же мы относимся к семье?

Многие проблемы семьи возникли не вчера. Сохраняющаяся в течение последних лет нестабильность в обществе, неблагополучная социально-­экономическая обстановка, снижение уровня жизни, рост безработицы, а самое главное, утрата частью общества нравственных ориентиров, стали причиной проявления различных негативных явлений: алкоголизма, наркомании, насилия и т.п., которые привели к дисфункциям в семье. Актуальность на данный момент приобретает задача работать с семьей не только тогда, когда она находится в кризисе и испытывает сложные социально- психологические проблемы, а создавать условия для повышения общественной значимости семьи, пропаганде семейного образа жизни, авторитета материнства и отцовства.

На сегодняшний момент существует государственная программа социальной поддержки семьи, которая рассматривает материальную сторону жизни так называемой ячейки общества, не касаясь при этом, на наш взгляд, более значимого - ее ценностно смысловых ориентиров.

Семейный образ жизни, брак как оформление отношений между мужчиной и женщиной, перестали быть нормообразующими в современном обществе. И как следствие, искаженное представление ребенка о семейной жизни.

Данная программа рассчитан на формирование в ребенке умений:

- соотносить свое сегодняшнее «Я» с частью единого целого - «Семья»;

- на основе полученных знаний и приобретенных навыков моделировать

свою будущую семейную жизнь;

- уметь анализировать процесс формирования взаимоотношений в семье между детьми

и родителями;

- использовать современные информационные и цифровые технологии в оформлении

материалов своих исследований и в организации досуга семьи, а также выработке в

будущем твердой общественной позиции по вопросам семьи и брака.

Программа рассчитана на детей 12-14 лет из семей проживающих на территории Березовского района. Программа рассчитана на 1 учебный год, имеет модульное построение, с проведением массовых мероприятий совместно с родителями.


Цели и задачи


Цель: Формирование в ребенке позитивного отношения к семье, семейным традициям, семейному образу жизни.

Задачи:


1. Изучить исторические корни, традиции, уклад, реликвии своего рода и особенности семей проживающих на данной территории.

2. Организовать совместную деятельность ребенка и семьи, используя подготовку и проведение совместных массовых мероприятий.

3. Сформировать навыки исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты:


1. Дети научатся поиску и обработке собранных материалов при помощи информационных технологий – (создание генеалогического древа семьи, семейного фото и видео архива).

2. Дети научаться организации семейных праздников – (разработка и проведение праздника, изготовление подарков из подручных материалов, оформление семейных газет).

3. Сплочение семей и расширение круга общения.

4. У всех детей сформируется позитивное отношение к семье, семейным традициям, семейному образу жизни.

5. Улучшится микроклимат в социуме, благодаря позиционированию положительного опыта воспитания в семье.

Оценка результативности деятельности




Формирование знаний, умений и компетенций

Критерии

Формы, методы отслеживания результатов

1

Дети получат следующие знания:

Методику проведения массовых мероприятий. Основы исследовательской деятельности

Методику составления генеалогического древа.



Проектная деятельность, презентация проектов, работа с цифровой техникой, создание мультимедийных проектов, массовые мероприятия.

2

Сформируются личные качества и компетенции

Способность работать самостоятельно группе, высказывать свое мнение по проблеме (ораторское искусство).

Разбираться в закономерных процессах происходящих в семье.

Определять истинные и подменные ценности


Работа над проектами, психологические тренинги, экскурсии, видеопросмотры, ролевые игры, лекции, беседы

3

У детей сформируются следующие навыки:

Провести социологический опрос, исследование

Составить генеалогическое древо Разработать и провести семейный праздник

Разработать и защитить проект

Провести фото- видео съемку и сделать ролик



Проектная деятельность, мастер-классы, сюжетно-ролевые игры, проведение массовых праздников

Содержание образовательной программы


Для достижения более значимого результата, образовательная программа имеет модульное построение. Каждый модуль состоит из 3-х дневного заезда и массового мероприятия.

1 модуль

Тема - «Семья не знающая своих корней, не имеет будущего»

Главная задача 1 модуля - дать детям базовые понятия исследовательской деятельности, научить использовать в своей работе методы и технологии получения и обработки материала. Научить основам самопрезентации, применяя полученные знания на практике. Выявление особенностей семейного уклада и традиций поселений, на которых проживают. Дать возможность детям стать исследователями традиций собственной семьи и своих близких.

Массовое мероприятие проводится совместно с родителями.



2 модуль

Тема - «Семейные традиции и устои – основа создания модели будущей семьи»

Главная задача 2 модуля - дать базовые понятия методики составления генеалогического древа семьи, базовые понятия типологии семей, дать возможность детям через ролевые игры понять сущность внутрисемейных отношений, а также в доступной игровой форме получить навыки межличностного и группового общения. Проведение конкурсной программы «Дружная семья», будет способствовать сближению детей и родителей.

3 модуль

Тема - «Семейное хобби, как средство единения детей и родителей»

Главная задача 3 модуля - объединить детей и родителей через совместное увлечение творческой деятельностью - семейное хобби. Дети получат базовые знания по работе с цифровой фото-видео техникой, приобретут навыки работы с мультимедийными проектами, совместно с родителями примут участие в конкурсе «Мама, папа, я – дружная семья»
4 модуль

Тема - «Семейный досуг - основа взаимопонимания между членами семьи»

Главной задачей 4 модуля - является систематизация и обобщение всех полученных знаний и навыков, расстановка всех позиций и понятий по вопросам семьи. Проектная деятельность по работе с игровыми технологиями, разработка семейного праздника, знакомство с технологией изготовления подарков из подручных материалов. Совместное мероприятие – конкурс «Отдыхаем всей семьей».

VI Методическое обеспечение программы

Раздел программы



Дидактические

материалы



Методические материалы, автор составитель, год разработки

Программно-техническое обеспечение

2

3

4




Формирование навыков проектного подхода к решению поставленных задач

Формирование коммуникативных, ценностно-смысловых компетенций

Формирование позитивного отношения к семье, семейным традициям, семейному образу жизни

Проведение массовых мероприятий

Диагностика


Листы-памятки

«Что такое проект»,

канцелярские товары,

опросники, вырезки из газет и журналов

Канцелярские товары

Семейный фото-видеоархив, печатные издания, канцелярские товары,

Листы-памятки по изготовлению куклы-бессонницы, значение деталей в обереге.

Опросники, анкеты, тесты





Методика проектной деятельности:

1.ТГ Новикова, Проектирование инновационной деятельности в образовании, Красноярск, КДПиШ, 2002

2.ОБ Коновалова, Социальное проектирование, Новгород, 2004 г

3.ГМ Беспалова «Социальное проектирование подростка», Новый учебник, 2003 г

Подборка игр на сплочение и командообразование

1.Эксакусто, Практикум групповой психокоррекции, тренинги, упражнения, ролевые игры.

2.Сборник интеллектуальных игр методического кабинета учреждения

3.О.В.Хухлаева. Психология подростка. Москва, 2005.

4.Т.В.Молоканова. Как помочь детям адаптироваться в лагере. Волгоград, 2006

5.К.Фопель. Как научить детей сотрудничать. Москва, «Генезис», 2003

6.А.Грецов, Тренинг общения для подростков. Москва, 2007.

7.А.Г.Грецов, А.А.Азбель. Узнай себя. Москва, 2007.

1.Грюнталь Фотоиллюстрация, светопись,трансформация, фотомонтаж.М::Книга, 1960 г

2.Архейм Р Искусство и визуальное восприятие.-М 1974

3.Доренский ЛМ Динамичность фотокадра – М,1962г

4.АИ Кравченко Семья и брак, Общая социология, ЮНИТИ, Москва, 2001 г

5.ГС Батынин, Семья как социальный институт и как социальная группа, NOTA BENE, М-2000 г

6.ЛВ Байбородова Воспитательная работа в д/загороднем лагере, Ярославль, 2003 г

7.ЛВ Загик, Воспитатели и родители, М-1995

1.«Детские праздники», Ростов – на – Дону, Феникс, 2003 год,

2.«Сценарии праздников для детей и взрослых», Москва, «Мир книг», 2004 г

3. Сурков АБ, «Пока горит свеча», Москва, «Молодая гвардия», 1990 год,

4.Ж.Ж.Смелова, В.Н.Соловьева. Сценарии и рапертуар. Выпуск 1-12 2005г. Москва, 2005

5.Ю.М.Погорельский. Сценарии детских музыкальных представлений. Санкт-Петербург, 2004

6.Е.Ю.Иванова. 100 игр, сценариев и праздников. Москва, 2001

7.Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С.Фурмина. Игры и развлечения детей на воздухе. Москва «Просвещение», Москва, 1983

8.С.Новиков. Любимые праздники. Москва, «Аст-Пресс СКД»

9. НВ Белов, Семейные праздники, М-2005 г

10.М Давыдова, Праздник в семье, АЙРИС ПРЕСС-2001 г

1.Карелин АА «Психологические тесты», Москва, Владос, 2005 год

2.АГ Грецов, Узнай себя, Москва, 2007 г.

3.ЕС Романова Психодиагностика,ПИТЕР



Проекционное оборудование,

диск «Социальное проектирование», орг.техника


Проекционное оборудование, орг. техника


Видеокамера, цифровой фотоаппарат, проекционное оборудование, компьютеры, диск с программой «Генеалогическое древо»

Проекционное оборудование, компьютеры, орг. техника


Освоение компьютерных технологий



Листы-памятки по фотосъемке,

1.В.Г. Мануйлов

«PHOTOSHOP для мультимедийных образовательных проектов

2.В.М.Березин Теория массовой коммуникации изд. РУДН,1997 г.

3.Ю.Г.Буданцев Теория и практика журналистских и массовых информационных процессов М. 1993 год



Диск с презентацией программы

«PHOTOSHOP»


Список используемой литературы


№п/п

Наименование дисциплин, входящих в заявленную образовательную программу

Количество обуч-ся, изучающих дисциплину

Автор, название, место издания, издательство, год издания,

Вид и характеристика иных информационных ресурсов



1

2

3

4

1.

2.

3



4

5


Формирование навыков проектного подхода к решению поставленных задач

Формирование коммуникативных, ценностно-смысловых компетенций

Формирование позитивного отношения к семье, семейным традициям, семейному образу жизни

Проведение массовых мероприятий

Диагностика

40


1.ТГ Новикова, Проектирование инновационной деятельности в образовании, Красноярск, КДПиШ, 2002

2.ОБ Коновалова, Социальное проектирование, Новгород, 2004 г

3. Диск «Социальное проектирование»

4.ГМ Беспалова «Социальное проектирование подростка», Новый учебник, 2003 г

5.Эксакусто, Практикум групповой психокоррекции, тренинги, упражнения, ролевые игры.
1.Сборник интеллектуальных игр методического кабинета учреждения

2.О.В.Хухлаева. Психология подростка. Москва, 2005.

3.Т.В.Молоканова. Как помочь детям адаптироваться в лагере. Волгоград, 2006

4.К.Фопель. Как научить детей сотрудничать. Москва, «Генезис», 2003

5.А.Грецов, Тренинг общения для подростков. Москва, 2007.

6.А.Г.Грецов, А.А.Азбель. Узнай себя. Москва, 2007.

7.Грюнталь Фотоиллюстрация, светопись,трансформация, фотомонтаж.М::Книга, 1960 г

8.Архейм Р Искусство и визуальное восприятие.-М 1974Доренский ЛМ Динамичность фотокадра – М,1962г


1.АИ Кравченко Семья и брак, Общая социология, ЮНИТИ, Москва, 2001 г

2.ГС Батынин, Семья как социальный институт и как социальная группа, NOTA BENE, М-2000 г

3.ЛВ Байбородова Воспитательная работа в д/загороднем лагере, Ярославль, 2003 г

4.ЛВ Загик, Воспитатели и родители, М-1995 г

1.«Детские праздники», Ростов – на – Дону, Феникс, 2003 год,

2.«Сценарии праздников для детей и взрослых», Москва, «Мир книг», 2004 г

3. Сурков АБ, «Пока горит свеча», Москва, «Молодая гвардия», 1990 год,

4.Ж.Ж.Смелова, В.Н.Соловьева. Сценарии и рапертуар. Выпуск 1-12 2005г. Москва, 2005

5.Ю.М.Погорельский. Сценарии детских музыкальных представлений. Санкт-Петербург, 2004

6.Е.Ю.Иванова. 100 игр, сценариев и праздников. Москва, 2001

7.Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С.Фурмина. Игры и развлечения детей на воздухе. Москва «Просвещение», Москва, 1983

8.С.Новиков. Любимые праздники. Москва, «Аст-Пресс СКД»

9. НВ Белов, Семейные праздники, М-2005 г

10.М Давыдова, Праздник в семье, АЙРИС ПРЕСС-2001 г

1.Карелин АА «Психологические тесты», Москва, Владос, 2005 год

2.АГ Грецов, Узнай себя, Москва, 2007 г.

3.ЕС.Романова Психодиагностика, ПИТЕР,2006


6.

Освоение новых цифровых технологий




1.В.Г. Мануйлов

«PHOTOSHOP для мультимедийных образовательных проектов

2.В.М.Березин Теория массовой коммуникации изд. РУДН,1997 г.

3.Ю.Г.Буданцев Теория и практика журналистских и массовых информационных процессов М. 1993 год




УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КОРНИ»




Наименование темы учебного занятия

теория

практика

всего

I

Формирование навыков проектного подхода к решению поставленных задач

5

13

18

II

Формирование позитивного отношения к семье, семейным традициям

1

23

24

III

Обучение цифровым технологиям

2,5

4

6,5

IV

Формирование коммуникативных, ценностно-смысловых компетенций

0,5

18,5

19

V

Диагностика




4,5

4,5



Итого

9

63

72

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЕЙ

I модуль образовательной программы «Корни»

Тема: «Семья, не знающая своих корней, не имеет будущего»



Наименование темы учебного занятия

теория

практика

всего

I

Формирование навыков проектного подхода к решению поставленных задач










1

Основы проектной деятельности.

Методика проектирования



1

-

1

2

Разработка проекта «География заезда»

-

1

1

3

Методы и методики проведения исследовательской работы

1

-

1

4

Практическая работа

по сбору информации



  • Социологический опрос

  • Анкетирование

  • Работа с информационными источниками

-

1

1

5

Аналитическая работа.

Технология оформления результатов.



-

1

1

6

Разработка проекта «География поселения»

-

1

1

II

Формирование позитивного отношения к семье, семейным традициям










1

Защита проектов «Моя семья»

фото, видео презентация



-

1

1

2

Проектная деятельность «Семейная газета»

-

1

1

3

Проектная деятельность по созданию видеоролика « Мой папа»

-

1

1

4

Конкурс «Мы с папой друзья»

-

3

3

III

Формирование ключевых компетенций










1

Формирование коммуникативных компетенций:

1.1.Круг общения ,рефлексия

Психологические тренинги на формирование команды:

Игры на знакомство:

«Знаки зодиака»

«Угадай мое имя»

«Интервью»

«Ассоциации»

Игры на командообразование:

«Мы с тобой одной крови»

«Передай чувство»

«Не урони шар»

«Рождение сердца команды»,

«Папа, мама, я – спортивная семья»



-

-


2

1,5


2

1,5


2

1.2.Формирование ценностно-смысловых компетенций:

Ролевая игра

«Моя семья»,

Мини-сочинение

«Моя семья»,


-

1,5

1,5

IV

Диагностика










1

Уровень овладения ценностно-смысловыми компетентностями в вопросах семьи

-

1

1




ИТОГО:

2

16

18

II модуль образовательной программы «Корни»

Тема: Семейные традиции и устои - основа создания модели будущей семьи»





Наименование темы учебного занятия

теория

практика

всего

I

Формирование навыков проектного подхода к решению поставленных задач










1

Основы проектной деятельности.

Понятие о генеалогии.

Методика генеалогического исследования


1

-

1

2

Методика составления родословной

-

1

1

3

Защита проектов «Семейное древо»

-

1

1

4

Проектная деятельность

Типология семей.



1

-

1

II

Формирование позитивного отношения к семье, семейным традициям










1

Практическая работа

-

1

1

2

Ролевая игра

-

1

1

3

Проектная деятельность по созданию генеалогического древа

-

1

1

4

Проектная деятельность по созданию видеоролика

«Родительский дом»



-

1

1

5

Конкурс « Дружная семья»




3

3

III

Формирование ключевых компетенций










1

Формирование коммуникативных компетенций:

1.1.Круг общения ,рефлексия



-

2

2

2

1.2.Формирование ценностно-смысловых компетенций:

«Экскурсия в исторический музей»



-

1,5

1,5

3

Игра « Мы строим дом»

-

1

1

4

Игра «Семейные баталии»

-

1

1

IV

Диагностика










1


Уровень овладения ценностно-смысловыми компетентностями в вопросах взаимоотношений в семье


-

1,5

1,5




ИТОГО:

2

16

18

III модуль образовательной программы «Корни»

Тема «Семейное хобби, как средство единения детей и родителей»





Наименование темы учебного занятия

теория

практика

всего

I

Формирование навыков проектного подхода к решению поставленных задач










1

Разработка проекта «Семейное фото»

-

1

1

2

Проектная деятельность

-

1

1

3

Проектная деятельность

-

1

1
















II

Обучение цифровым технологиям










1

Методы и методики работы с цифровым фото

1

-

1

2

Практическая работа

-

1

1

3

Методы и методики работы с цифровым фото

1

-

1

4

Фотосессия

-

1

1

5.

Методы и методики работы с видеотехникой

0,5

-

0,5

6

Практическая работа

-

1

1

7

Методы и методики работы с мультимедийными программами

-

1

1

III

Формирование позитивного отношения к семье, семейным традициям










1

Практическая работа по созданию

мультимедийных проектов



-

1

1

2

Создание фото, видео презентаций

-

1

1

3

Конкурс «Мама, папа, я – дружная семья»




3

3

IV

Формирование ключевых компетенций










1

Формирование коммуникативных компетенций:

1.1Психологические тренинги на формирование команды

1.2.Круг общения,

1.3. Рефлексия



-

-

-



0,5

1,5


0,5

0,5

1,5


0,5

V

Диагностика










1


Уровень овладения ценностно-смысловыми компетентностями в вопросах взаимоотношений в семье


-

1

1




ИТОГО:

2,5

15,5

18

IV модуль образовательной программы «Корни»

Тема « Совместный досуг – основа взаимопонимания между членами семьи»





Наименование темы учебного занятия

теория

практика

всего

I

Формирование навыков проектного подхода к решению поставленных задач










1

Методика проектирования газетного издания

1

-

1

2

Разработка творческого проекта газета «Моя семья»

-

1

1

3

Презентация творческих проектов

-

1

1

4

Изготовление подарков для гостей

-

1

1

5

Выпуск семейных газет

-

1

1

III

Формирование позитивного отношения к семье, семейным традициям










1

Игра и игровые принципы, классификация игр

1

-

1

2

Игра и игровые принципы, классификация игр

-

1

1

3

Проектная деятельность по составлению сценария семейного праздника

-

1

1

3

Конкурс «Отдыхаем всей семье»




3

3

IV

Формирование ключевых компетенций










1

Формирование коммуникативных компетенций:

1.1Психологические тренинги на формирование команды

1.2.Круг общения

1.3. Рефлексия



-

-

-



0,5

1,5


0,5

0,5

1,5


0,5

2

Формирование культурных компетенций

2.1 Технология работы с подручными материалами

2.2 Изготовление подарка собственными руками - «Оберег»

2.3 Изготовление подарка собственными руками - «Кукла-бессонница»



0,5

-

-



-

1

1



0,5

1

1



3.

Формирование ценностно-смысловых компетенций

3.1 Игра «Строим дом»



-

1

1

V

Диагностика










1


Уровень овладения ценностно-смысловыми компетентностями в вопросах взаимоотношений в семья.

-

1

1




ИТОГО:

2,5

15,5

18





скачать


Смотрите также:
Пояснительная записка 2 Цели и задачи 4 Ожидаемые результаты: 4 Оценка результативности деятельности 5
330.07kb.
Пояснительная записка. Цели и задачи программы. Ожидаемые результаты. Пути решения
201.6kb.
Пояснительная записка ожидаемые результаты и способы определения результативности
612.35kb.
Пояснительная записка Цели и задачи Цели: освоение знаний
187.52kb.
Пояснительная записка Цели и задачи Цели: освоение знаний
270.04kb.
Пояснительная записка ожидаемые результаты
348.96kb.
Пояснительная записка. Цели и задачи. Основные направления деятельности и предлагаемые формы работы Планируемые результаты
220.93kb.
Программа развития муниципального образовательного учреждения
558.06kb.
Пояснительная записка. Возрастные особенности детей (3-х -7лет)
2065.91kb.
Пояснительная записка Цели и задачи Планируемые результаты Содержание Рабочие программы курсов
182.66kb.
Пояснительная записка. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы: Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение учащимися следующих целей
493.7kb.
Пояснительная записка. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу
1705.48kb.