• Проведение малого педагогического совета с педагогами начальной школы, ознакомление с государственной политикой в сфере духовно-нравственного воспитания и развития личности учащихся, с перспективами перевода комплексною курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) в штатный режим, с целями и задачами ОУ в данном направлении.
• Создание школьной команды по вопросам внедрения курса ОРКСЭ, состоящей из членов администрации школы, педагогов начальной школы с опытом инновационно-проектной деятельности, а также из представителей органов государственно-общественного управления. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы в соответствии с введением курса ОРКСЭ.
• Ознакомление членов школьной команды с нормативной правовой базой введения курса, составление плана-графика мероприятий по введению курса ОРКСЭ, подбор педагогов начальной школы и учителей - предметников для ведения курса в 2012/2013 учебном году и на перспективу,
2 Организация работы с родителями по выбору модулей комплексного курса
• Обеспечение организационно-педагогических условии для реализации максимальной свободы волеизъявления родителей (законных представителей) по вопросам выбора модуля изучения комплексного курса ОРКСЭ; пресечение любых проявлений давления на них, если таковые имеются, как со стороны сотрудников школы, так и со стороны религиозных и общественных организаций.
• Проведение родительских собраний по вопросам введения нового комплексного учебною курса ОРКСЭ, его целей и задач, светского, культурологического характера преподавания, ею нравственно-развивающего характера:
• Организация встреч родителей с преподавателями модулей курса для ознакомления с особенностями содержания модуля, формами и методами педагогической работы;
• Обеспечение условий для ознакомления родителей с содержанием программы и учебников по каждому модулю курса ОРКСЭ в рамках школьной библиотеки, с содержанием «Книги для родителей» Л.Я.Данилюка, размещенной на сайте: httр://www. prosv. ru/ umk/ork/default.aspx;
• Организация индивидуальной консультационной работы с родителями обучающихся, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации, а также родителей членов определённых религиозных групп и сообществ (старообрядцев, баптистов, свидетелей Иеговы и др.) по вопросам выбора модуля обучения;
• Наличие протоколов родительских собраний и письменных заявлений родителей (законных представителей) о выборе определенного модуля для обучения их детей.
3. Принятие мер и проведение мероприятий, обеспечивающих встроенность курса ОРКСЭ и жизнь школы. Определение возможностей сетевого взаимодействия с другими
образовательными учреждениями по вопросам, связанным с преподаванием комплексного курса ОРКСЭ.
• Внесение соответствующих изменений, связанных с введением курса ОРКСЭ в штатном режиме, в структуру и содержание основной образовательной программы ОУ, основной образовательной программы ступени начального общего образования (НОО), программы развития школы. Выделение целей образования, связанных с курсом ОРКСЭ. которые ранее никогда не славились, целей, которые декларировались, но в реальности не достигались, целей, которые требуют корректировки в новых условиях.
• Доработка программ, входящих в ООП, в соответствии с введением новой образовательной области – «Духовно-нравственная культура народов России», в частности, программы развития УУД (ситуации, задания, упражнения, наработанные
учителями или взятые из опыта других школ, которые позволяют формировать УУД на метапредметном и предметном уровнях в курсах ОРКСЭ), программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации и др.
• Внесение изменений в систему оценивания, которая включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий тля опенки их достижения в курсе ОРКСЭ.
• Внесение соответствующих изменений в базисный образовательный план школы, разработка рабочих программ учебного курса, его модулей и других материалов;
• Принятие решения о возможном количестве учебных групп (в том числе на основе комплектования учебных групп из классов одной параллели и из 4-х классов различных близлежащих ОУ) и организации изучения курса в рамках образовательной программы (принимает школьный совет с учетом имеющихся условий и ресурсов в каждой конкретной школе).
• Составление учебного расписания с учётом выбранных модулей.
• Участие ОУ в создании муниципального (межшкольного) банка данных, включающею сведения о выбранных модулях, количестве учащихся 4-х классов, выбравших тот или иной модуль, о наличии и количестве комплектов УМК и электронных дополнений к ним по различным модулям, о наличии и количестве сертифицированных педагогов по курсу ОРКСЭ, расписание по школам и межшкольное расписание преподавания курса, дорожные карты по оптимальному использованию кадрового потенциала в рамках муниципальной образовательной сети, наличие и график работы транспортных средств по доставке педагогов в другие ОУ и т.д.
4. Разработка нормативного правового обеспечения введения курса ОРКСЭ.
• Разработка локального акта об организации изучения курса ОРКСЭ в рамках образовательной программы ОУ и образовательной программы НОО.
• Разработка локального акта о количестве учебных групп (в том числе на основе комплектования учебных групп из классов одной параллели и из 4-х классов различных близлежащих ОУ).
• Разработка локального акта о внесении изменений в методику формирования системы оплаты и стимулирования труда в образовательном учреждения на основе принципа нормативного подушевого финансирования при введении комплексного курса ОРКСЭ.
5. Обеспеченность учебно-методическим и научно-методическим сопровождение курса ОРКСЭ
• Изучение перечней учебно-методических комплектов по курсу ОРКСЭ, соответствующих ФГОС, выбор комплектов, направление заявки на комплектацию УМК в соответствии с результатами выбора родителями (законными представителями) модулей обучения, получение УМК (учебники, методические пособия для учителя, электронные приложения к учебникам, книги - для родителей, книги и хрестоматии для учителя, прочие дидактические и методические материалы).
• Разработка плана методической работы в ОУ. обеспечивающей сопровождение введения ОРКСЭ. Организация деятельности предметных кафедр в ОУ соответствующих типов и видов или обеспечение научно-методического и учебно-методическою сопровождения со стороны муниципальных методических служб или специалистов УО для педагогов, преподающих курс ОРКСЭ.
• Стимулирование педагогов, преподающих ОРКСЭ к сетевому взаимодействию, участию в работе форумов, организация дистанционных форм обучения педагогов в целях получения своевременной методической помощи в преподавании курса.
• Организация доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), размещенным в федеральных и региональных хранилищах ЭOP.
6. Материально-техническое
сопровождение введения курса ОРКСЭ
• Обеспечение соответствующего количества учебных помещений для проведения занятий по ОРКСЭ.
• Создание соответствующей информационно- образовательной среды для изучения курса ОРКСЭ (наличие мобильных компьютерных классов, АРМ учителя для проведения занятий на дистанционной основе, для индивидуализированного обучения школьников по ИОП). Подготовка к введению в ОУ электронных журналов и дневников, электронной школы для родителей.
7. Информационное обеспечение введения курса ОРКСЭ, работа с общественностью и СМИ
• Создание школьною сайта (или участие в работе муниципальных сайтов) в целях информирования заинтересованных структур о ходе подготовки к введению курса ОРКСЭ, который впоследствии станет инструментов организации мониторинга хода реализации курса ОРКСЭ, а также средством информирования родителей, участников местного сообщества, СМИ о завершающих открытых мероприятиях, уроках-инсценировках, уроках-праздниках и т.п., а также позволит наладить системное тесное сотрудничество с родителями школьников па протяжении всего изучения курса.
• Обеспечение участия школьных команд и педагогов школы, готовящихся преподавать курс ОРКСЭ, в педагогических и научно-методических периодических изданиях. СМИ и др.
• Организация изучения общественного мнения, в том числе и методом анкетирования, по вопросам введения курса ОРКСЭ родителей и общественных организаций в целях изучения и минимизации возможных рисков при введении ОРКСЭ.
8.Подготовка кадров к преподаванию курсов ОРКСЭ
• Обеспечение подготовки сертифицированных специалистов численностью не менее количества выбранных родителями модулей курса ОРКСЭ по программам Повышения квалификации в объёме не менее 72 часов с учётом теоретической (фундаментальной) части в учреждениях ПК и проектно-практической части на стажировочных площадках.
9. Финансовое обеспечение
введения курса ОРКСЭ
• Внесение изменений в методику формирования введении курса ОРКСЭ системы оплаты и стимулирования труда в образовательных учреждениях при введении комплексного курса ОРКСЭ на основе принципа нормативного подушевого финансирования. Распределение средств на изучение курса ОРКСЭ в соответствии с собственной системой оплаты труда, принятой в ОУ с учётом необходимости дополнительной оплаты труда учителям, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в связи с делением классов на группы. При этом условия оплаты труда не могут быть ухудшены по сравнению с установленными действующим законодательством.
• Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками.
• Разработка механизмов, позволяющих разделять базовую часть фонда оплаты труда учителей на общую часть (для оплаты за учебную нагрузку и внеурочную работу) и специальную часть (для выплаты доплат, надбавок, размеры которых устанавливает школа, исходя из имеющихся средств) и скорректировать соотношение этих частей, чтобы обеспечить оплату за увеличение нагрузки.
• Разработка механизмов, позволяющих обеспечить полноценную оплату труда педагога в условиях расчетной системы «ученико-час», если таковая была принята в регионе, для финансового обеспечения проведения занятий в группах с малым количеством учеников.
10. Организация управления процессом введения комплексного курса ОРКСЭ
• Разработка системы организационных механизмов управления реализацией введения комплексною курса ОРКСЭ.
• Разработка организационного механизма контроля (мониторинга) за ходом введения курса ОРКСЭ, включающая следующие элементы: цели контроля (какая информация собирается в процессе контроля), субъекты контроля (кто контролирует), объекты контроля (что контролируется), процедуры контроля (каким образом осуществляется контроль) и периодичность контроля (как часто осуществляется контроль).
• Продумывание системы исследования и минимизации рисков при введении курса ОРКСЭ, способов влияния на настрой членов школьной команды и педагогов, предложение мер по обеспечению профессионального и личностного развития педагогов, поиска путей достижения высших результатов в их развитии и саморазвитии.