Главная стр 1
скачать
Утверждаю

Директор МОУ СОШ №43 г. Тюмени

_________________ Н.Л.Спирина

10.09.2007




Программа по самообразованию

учителя биологии и химии МОУ СОШ №43 города Тюмени

Дмитриевой Ирины Николаевны

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

МОУ СОШ №43

г. Тюмень
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Содержание

  1. Пояснительная записка. Состояние проблемы.

2. Цели и задачи программы.

3. Ожидаемые результаты.

4. Критерии оценки результатов.

5. Формы и способы организации работы

6. План работы по реализации программы работы с одарёнными детьми на 2007-2008

учебный год

7. Список рекомендуемой литературы по теме «Обучение и развитие одарённых детей»


  1. Пояснительная записка. Состояние проблемы.

Тема по самообразованию мною выбрана не случайно. В последние годы мне приходилось работать с очень одарёнными детьми, призёрами олимпиад, конференций различных уровней, при подготовке которых иногда испытывала трудности. Они заключались в том, что для этих особо одарённых детей и программа обучения должна быть другая, не такая как для всех учащихся. Для этого мне самой приходилось повышать свой кругозор, искать вопросы по биологии внешкольной программы. А поскольку с этого учебного года я являюсь руководителем школьного научного общества «Малая Академия», то возникла необходимость организации работы с одарёнными детьми в масштабе образовательного учреждения.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.

В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

1. Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.

2. Неподготовленность учителей к индивидуализации обучения.

3. Проблемой остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.

4. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.

5. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.

Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Проблема обучения и развития одарённых детей требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности.
2. Цели и задачи программы.

Для определения и уточнения целей и задач программы необходимо дать определение одаренности.



Одаренность – она проявляется в высоком уровне общего умственного развития, творческих проявлений и восприимчивости к учению во многих областях знаний.

Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

Одаренные дети – это дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению;

дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике,биологии и т.д.).



Одаренность интеллектуальная – такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь, умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов к разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям.

Одарённость творческая – такое состояние индивидуальных психологических ресурсов, которое обеспечивает возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности по сравнению с другими людьми.

Цель работы – развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.


Задачи:

1. Создать банк данных "Одаренный ребёнок".

2. Организовать специальное психолого-педагогическое пространство для возможности интеллектуального и творческого проявления одаренных детей.

3. Провести мероприятия по научному, методическому и информационному обеспечению программы.

4.. Сформировать творческую среду в МОУ СОШ №43 для развития одаренности детей и подростков.

5. Сформировать у интеллектуально развитых учащихся устойчивую потребность к научной и исследовательской деятельности.

6. Оформить и распространить полученный опыт.

Задачи работы с одарёнными детьми в следующем:

  1. развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников;

  2. формирование устойчивого мотива к учебной и творческой деятельности;

  3. овладение элементами исследовательской деятельности;


  4. формирование основ теоретического мышления;

  5. развитие самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности;



Реализация этих задач возможна в условиях целостности образовательного процесса, при максимальном использовании средств урочной и внеурочной деятельности.



3. Ожидаемые результаты.

1. Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.

2. Создание системы работы с одаренными детьми.

3. Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми.

4. Разработка и апробация новых образовательных программ для работы с одаренными детьми.

5. Совершенствование системы работы с одарёнными детьми.



6. Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
4. Критерии оценки результатов.
Результативность реализации программы будет оцениваться следующим образом:

Качественная оценка:

  1. результаты опроса родителей;

  2. достижение конкретных ожидаемых результатов;

  3. прохождение педагогами курсовой подготовки по различным направлениям работы с одаренными детьми.


Количественная оценка:

  1. количество созданных инновационных программ, прошедших утверждение на экспертном совете;

  2. охват различными формами интеллектуальной и творческой деятельности учащихся 1-11 классов в ОУ, в % от общего числа учащихся;

  3. число медалистов в % от общего числа выпускников 11 классов;

  4. увеличение количества призеров интеллектуальных конкурсов, олимпиад, соревнований и т.п. разных уровней, в % от общего числа учащихся;

  5. повышение квалификации педагогических работников, работающих с одаренными детьми, в % к общему числу педагогов;

  6. количество проведённых тематических мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми (семинаров, конференций, круглых столов, мастер-классов и т.д.).


5. Формы и способы организации работы.

Первый этапорганизационный. Работа на данном этапе включает в себя: формирование пакета диагностических методик для выявления разных видов одарённости; анализ информации об одаренных детях, условиях их обучения и развития.

Второй этапреализация программы. Он связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми и предусмотрена реализация следующих направлений:

Координационное направление:

  • Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком.

Научно- исследовательское направление:

  • Проведение диагностики одаренных детей.

  • Диагностика условий обучения и развития одаренных детей.

  • Создание банка данных одаренных детей.

Научно-методическое направление:

  • Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

Экспериментальное направление:

  • Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

  • Организация обучения с использованием образовательного ресурса Интернет.

  • Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.

Третий этап аналитический.

На данном этапе планируется проанализировать результаты работы, определить проблемы, пути их решения и составить перспективный план на 2008-2009 учебный год.


6. План работы по реализации программы работы с одарёнными детьми

на 2007-2008 учебный год



Направление работы

Мероприятие

Сроки

Координационное направление

Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком




октябрь 2007г.

Научно-исследовательское направление



Проведение диагностики признаков одарённости у учащихся МОУ СОШ №43

сентябрь-октябрь 2007г.

Создание и ведение единого банка данных «Одаренные дети»

1 квартал

2007г.


Систематический контроль и мониторинг качества проводимой работы

в течение

года


Научно-методическое направление



Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одарёнными детьми

в течение года

Модификация образовательных программ, а также разработка и апробация инновационных образовательных программ развития одаренных детей

в течение

года


Создание методических материалов для работы с одаренными детьми

в течение

года


Участие в семинарах и научно-практических конференциях различного уровня для педагогов, работающих с одаренными детьми.

в течение

года


Экспериментальное

направ-

ление


Организация экспериментального обучения с использованием образовательного ресурса Интернет.

сентябрь-октябрь 2007г.

Проведение предметных недель

в течение

года


Семинар «Психолого-педагогические основы и особенности работы с одарёнными детьми»

март

2007г.


Использование Интернет-технологий в работе с одаренными детьми»

апрель

2008г.


Организация работы школьного научного общества «Малая Академия».

в течение

года


Проведение «Недели науки», в рамках которой:

- проведение интеллектуальных игр,

- проведение конкурса научно-исследовательских работ учащихся,

- проведения родительской конференции «Одарённый ребёнок в семье: проблемы и радости»


Март

2008г.


Проведение конкурса творческих работ учащихся.

в течение

года


Организация индивидуальных занятий с интеллектуально одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурсам различного уровня

в течение

года


Организация участия учащихся в интеллектуальных и творческих олимпиадах, конкурсах, играх, проектах и т.п. различного уровня

в течение

года

Консультирование родителей, воспитывающих одарённых детей


по запросу

Анализ промежуточных итогов проведённой работы.

май 2008г.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ТЕМЕ «ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ»

Книги

  1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.

  2. Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей: Работа с хорошо успевающими и одаренными учащимися//Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии.- М. : Пед. общество России, 2000.-С. 96-111.

  3. Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина.-М.: Академия, 2001.

  4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия. В. С. Мухина.- М.: Академия, 2001.

  5. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 1991.

  6. Ильин В. П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001. (способности и одаренность)

  7. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка.- М.: Академия, 2002.

  8. Лейтес Н. С. Возрастные основы умственного роста. Возрастная и педагогическая психология. Сост. И. В. Дубровина и др.- М.: Академия, 2000.- С. 166-173.

  9. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я.-М.: Академический проект, 2001.

  10. Одаренность. Современный словарь по педагогике. Сост. Е.С .Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2001. С.532-535.

  11. Одаренность. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред. И.А.Каиров. – М.: Сов. Энциклопедия,1966, Т.3. С.186-187.

  12. Одаренность. Словарь-справочник по педагогике. Авт, В.А. Мижериков. –М.: ТЦ Сфера, 2004. С.249-250.

  13. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя.- М.: Центр "Пед.поиск", 2001.

  14. Психология одаренности: от теории к практике. Ред. Д. В. Ушаков.- М.: ПЕР СЭ, 2000.

  15. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ.высш..и сред. учеб. зав.Под ред. Н.С.Лейтеса.2-е изд., перераб. и доп.-М.: Академия,2000.

  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. Гл. ХУ1. С.535-551.

  17. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.- М.: Пед. общ-во России,1999.

  18. Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе. Ред. М. А. Ушакова.- М.: Сентябрь, 2001.

  19. Савенков А.И. У колыбели гения. - М.: Педагогическое общество России,2002.

  20. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.- СПб.: Питер, 2004.

  21. Тушканова О.И. Развитие одаренности: Пособие для детей 6-9 лет. - Волгоград: Центр психологии и педагогики,1995.

  22. Холодная М. А. Психология интеллекта.-2-е изд., доп., перераб.-СПб.: Питер, 2002.

  23. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя.- М.: Владос,2000.

  24. Штерн В. Умственная одаренность: Пер. с нем. А.П.Болтунова; Под ред. В.А. Лукова: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. Психология ребенка.- СПб: Союз,1997.

  25. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.

скачать


Смотрите также:
По реализации программы работы с одарёнными детьми на 2007-2008 учебный год Список рекомендуемой литературы по теме «Обучение и развитие одарённых детей» Пояснительная записка. Состояние проблемы
112.47kb.
Анализ работы моу сош №44 за 2007-2008 учебный год
603.46kb.
Анализ работы гоу гимназии №1590 сао за 2007/2008 учебный год
1823.89kb.
Программа работы со способными и одаренными детьми на 2010-2015 учебный год Программу составили
106.56kb.
Методические рекомендации по выявлению и сопровождению одаренных детей. Модели урочной и внеурочной деятельности по работе с одаренными детьми
167.01kb.
Годовой план воспитательной работы моу сош №56 на 2007 2008 учебный год
306.11kb.
Организация педагогической работы с одаренными детьми
67kb.
«Общая характеристика одаренных детей», обобщение собственного опыта по работе с одаренными детьми
50.45kb.
Общий отчёт за 2009-2010 уч год по реализации Программы работы с одаренными детьми
523.51kb.
Программа «одарённые и талантливые дети»
132.99kb.
Информация по опыту работы с одаренными детьми за 2012-2013 уч год в мбоусош №22
335.98kb.
Работа с одаренными детьми
18.52kb.