№ п/п
|
Разделы, темы, уроки.
|
Наглядные и практические методы.
|
Лабораторные и практические занятия.
|
Знания, умения, навыки.
|
Региональный компонент.
|
Задание на дом.
|
Дата
|
| -
Основы учения об эволюции. (18ч.)
|
|
1.1
|
Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.
|
Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие систему живой природы; портреты К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина
|
|
Эволюция. Систематические категории, закон зародышевого сходства
|
|
Изучить § 52, (стр. 186-190).
|
|
2. 2
|
Чарльз Дарвин и основные положения его теории.
|
Географическая карта мира; ксерокопии обложек книг Ч. Дарвина; диапозитивы «Эволюция органического мира».
|
|
Эволюция, наследственная изменчивость, естественный отбор, борьба за существование.
|
|
Изучить § 52, (стр. 191-194).
|
|
3.3
|
Вид, его критерии.
|
Таблицы, иллюстрирующие критерии видов растений и животных, комнатные растения, диапозитивы «Эволюция органического мира».
|
Лабораторная работа № 1 «Изучение морфологического критерия вида».
|
Биологический вид, критерии вида: морфологический, физиологический, экологический, географический, исторический.
|
|
Изучить § 53, ответить на вопросы на стр.198.
|
|
4.4
|
Популяции.
|
Таблицы, иллюстрирующие популяции и виды, фотографии представителей местной флоры и фауны.
|
|
Популяции.
|
Примеры видов и популяций Кировского района
|
Изучить § 54, подготовить ответы на вопросы на стр. 200.
|
|
5.5
|
Генетический состав популяций.
|
Таблицы, иллюстрирующие примеры популяций и генетические процессы в них, уровневую организацию живой природы.
|
|
Генофонд популяции.
|
|
Изучить § 55, подготовить ответы на вопросы на стр.202.
|
|
6.6
|
Изменения генофонда популяций.
|
Кинофильм «Современная теория эволюции».
|
|
Генетическое равновесие, случайные изменения состава генофонда, дрейф генов, направленные изменения генофонда.
|
Популяции фазана кавказского в Новоселиц-ком районе.
|
Изучить § 56, ответить на вопросы на стр. 205.
|
|
7.7
|
Борьба за существование и её формы.
|
Таблицы и фотографии, иллюстрирующие проявление в органическом мире борьбы за существование.
|
|
Борьба за существование, формы борьбы за существование: внутривидовая,
межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями.
|
|
Изучить § 57, подготовить ответы на вопросы на стр. 207.
|
|
8.8
|
Естественный отбор и его формы.
|
Слайды «Эволюция органического мира», таблица «Естественный отбор», коллекции насекомых.
|
|
Естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий,
дизруптивный,
полиморфизм, половой.
|
Примеры естественного отбора в популяциях разных видов местной флоры и фауны.
|
Изучить § 58, (стр. 208-211).
|
|
9.9
|
Естественный отбор и его формы.
|
Лабораторная работа № 2 « изучение приспособленности организмов к среде обитания».
|
|
Изучить § 58, (стр. 211-214).
|
|
10.10
|
Изолирующие механизмы.
|
Таблицы, иллюстрирующие проявления в живой природе основных типов и различных групп изолирующих механизмов.
|
|
Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы: предзиготические, постзиготические.
|
|
Изучить § 59, изучить текст на стр. 217.
|
|
11.11
|
Видообразование.
|
Физическая карта Европы и Азии, таблицы «Критерии вида», «Географическое видообразование», «Экологическое видообразование».
|
|
Микроэволюция, аллопатрическое
(географическое) видообразование, симпатрическое
(экологическое)
видообразование.
|
|
Изучить § 60, ответить на вопросы на стр. 222.
|
|
12.12
|
Макроэволюция, её доказательства.
|
Кинофильм «Эволюция и методы изучения эволюции»;
коллекции «Гомология плечевого и тазового пояса позвоночных»,
«Гомология строения конечностей позвоночных», «Рудиментарные органы позвоночных», палеонтологические находки.
|
|
Макроэволюция, переходные формы,
Филогенетические ряды.
|
|
Изучить § 61, (стр.
222-225).
|
|
13.13
|
Макроэволюция, её доказательства.
|
|
|
Изучить § 61, (стр.
225-227).
|
|
14.14
|
Система растений и животных – отображение эволюции.
|
Таблицы, иллюстрирующие систематические группы и общие схемы с изображением родословных древ растений и животных, коллекции насекомых разных видов.
|
|
Биноминальное название видов, естественная классификация.
|
|
Изучить § 62, ответить на вопросы на стр. 229.
|
|
15.15
|
Главные направления эволюции органического мира.
|
Кинофильм «Основные направления эволюции», таблицы «Ароморфоз и идиоадаптация растений», «Схемы кровообращения позвоночных животных», «Схемы головного мозга позвоночных», «Развитие органического мира».
|
|
Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс.
|
|
Изучить § 63, (стр. 230-232).
|
|
16.16
|
Главные направления эволюции органического мира.
|
|
|
Изучить § 63, (стр.
232-236),
подготовиться к зачёту.
|
|
17.17
|
Обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции».
|
Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие движущие силы эволюции, «Биогеоценоз дубравы», «Биосфера», слайды «Эволюция органического мира».
|
Лабораторная работа № 3 «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных.
|
Гербарии, макеты необходимые для лаб. работы.
|
|
Изучить «Краткое содержание главы».
|
|
18.18
|
Контрольно -обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции».
Тест № 1
|
|
|
Термины и понятия темы
«Основы учения об эволюции».
|
|
Изучить «Краткое содержание главы».
|
|
|
II. Основы селекции и биотехнологии. (7 ч.)
|
19.1
|
Основные методы селекции и биотехнологии.
|
Таблицы, иллюстрирующие общие методы селекции, использование клеточной и генной и генной инженерии, альбомы и фотографии сортов растений и пород животных, муляжи плодов некоторых культурных растений.
|
|
Селекция, порода, сорт, штамм, аутбридинг, инбридинг, гетерозис, биотехнология, клеточная инженерия; гибридизация близкородственная, неродственная и отдалённая.
|
|
Изучить § 64, ответить на вопросы на стр. 244.
|
|
20.2
|
Методы селекции растений.
|
Таблицы, иллюстрирующие закон гомологических рядов в наследственной изменчивости и центры происхождения культурных растений, муляжи некоторых овощных, плодовых и др. культур.
Таблицы, иллюстрирующие закон гомологических рядов в наследственной изменчивости и центры происхождения культурных растений, муляжи некоторых овощных, плодовых и др. культур.
|
|
Центры происхождения культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости, протопласт.
Центры происхождения культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости, протопласт.
|
|
Изучить § 65, стр. 244-246.
|
|
21.3
|
Методы селекции растений.
|
|
|
Изучить § 65, стр. 246-252.
|
|
22. 4
|
Методы селекции животных.
|
Таблицы и схемы, иллюстрирующие применение различных методов в селекции животных; альбомы и фотографии с изображением разных пород с/х животных.
|
|
Полиэмбриония, генетическое клонирование.
|
|
Изучить § 66, ответить на вопросы на стр. 256.
|
|
23.5
|
Селекция микроорганизмов.
|
Таблицы с изображением прокариотических и эукариотических организмов, таблицы и схемы, иллюстрирующие методы селекции микроорганизмов и технологию генной инженерии.
|
|
Клон, штамм.
|
|
Изучить § 67, познакомиться со статьёй на стр. 256.
|
|
24.6
|
Современное состояние и перспективы биотехнологии.
|
Таблицы и схемы, иллюстрирующие обязательные этапы биотехнологических процессов; CD «Биотехнология».
|
|
Биологические удобрения, биогумус, культура тканей, экологические виды топлива.
|
|
Изучить § 68,подгото-вить ответы на вопросы на стр. 263.
|
|
25.7
|
Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы селекции и биотехнологии».
Тест № 2
|
Таблицы по теме, альбомы с изображением пород с/х животных, муляжи сортов с/х растений.
|
|
Термины и понятия уроков темы «Основы селекции и биотехнологии».
|
|
Изучить «Краткое содержание главы».
|
|
|
III. Антропогенез ( 7часов)
|
26.1
|
Положение человека в системе органического мира.
|
Таблицы «Родословное древо животного мира», «Приматы», модель «Происхождение человека», научно-популярная литература по проблеме происхождения человека.
|
|
Антропология, Человек разумный
(Homo sapiens).
|
|
Изучить § 69, ответить на вопросы на стр. 270.
|
|
27.2
|
Основные стадии антропогенеза.
|
Таблицы с изображением ландшафта кайнозойской эры, «Стадии эволюции человека», модель «Происхождение человека».
|
|
Парапитеки, дриопитеки, палеоантропы, неоантропы, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, человек умелый, человек прямоходящий.
|
|
Изучить § 70, стр. 270-272.
|
|
28.3
|
Основные стадии антропогенеза.
|
Таблицы с изображением ландшафта кайнозойской эры, «Стадии эволюции человека», модель «Происхождение человека».
|
|
Парапитеки, дриопитеки, палеоантропы, неоантропы, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, человек умелый, человек прямоходящий.
|
|
Изучить § 70, стр. 272-276, прочитать статью в конце параграфа и изучить рис. 111.
|
|
29.4
|
Движущие стадии антропогенеза.
|
Таблицы с изображением всех предковых форм человека, бюсты древних и современного человека.
|
|
Социальные факторы антропогенеза: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.
|
|
Изучить § 71, подобрать материал о проблеме происхождения и эволюции человека.
|
|
30.5
|
Прародина человека.
|
Таблицы, иллюстрирующие гипотезы происхождения человека, географическая карта мира.
|
|
Прародина человека, молекулярно-генетические методы исследования.
|
|
Изучить § 72.
|
|
31.6
|
Расы и их происхождение.
|
Таблица «Человеческие расы», бюсты людей различных рас.
|
|
Человеческие расы: европеоидная, негроидная, монголоидная, расогенез, расизм.
|
|
Изучить § 73, ответить на вопросы на стр. 289.
|
|
32.7
|
Контрольно -обобщающий урок по теме «Антропогенез».
Тест № 3
|
Бюсты древних людей и представителей современных рас, модель «Происхождение человека», скелет человека и млекопитающих.
|
|
Понятия и термины темы «Антропогенез».
|
|
Изучить «Краткое содержание главы».
|
|
|
IV. Основы экологии.(20 ч.)
|
33. 1
|
Что изучает экология.
|
Таблицы и схемы иллюстрирующие примеры взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой, портрет Э. Геккеля, научно-популярная литература по экологии.
|
|
Экология: популяционная, географическая, химическая, промышленная, экология растений , животных, человека, глобальная экология.
|
|
Изучить § 74, выполнить задание на стр. 294.
|
|
34.2
|
Среда обитания организмов и её факторы.
|
Таблицы, иллюстрирующие воздействие различных факторов на организмы.
|
|
Среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), толерантность, лимитирующие факторы, закон минимума.
|
|
Изучить § 75, стр. 294- 296, подготовить ответы на вопросы на стр. 299.
|
|
35.3
|
Среда обитания организмов и её факторы.
|
|
|
Изучить § 75, подобрать материал об экологических проблемах нашей местности.
|
|
36.4
|
Местообитание и экологические ниши.
|
Таблицы, иллюстрирующие местообитание и экологические ниши некоторых видов растений, животных, грибов.
|
|
Местообитание, экологическая ниша.
|
Примеры экологических ниш в пойменном лесу.
|
Изучить § 76, выполнить задание на стр. 302.
|
|
37.5
|
Основные типы экологических взаимодействий.
|
Таблицы с изображением основных типов экологических взаимодействий организмов разных видов, видеофильм BBS.
|
|
Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция.
|
|
Изучить § 77, стр. 303-305.
|
|
38.6
|
Основные типы экологических взаимодействий.
|
Таблицы с изображением основных типов экологических взаимодействий организмов разных видов, видеофильм BBS.
|
|
Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция.
|
|
Изучить § 77, стр. 305-308.
|
|
39.7
|
Конкурентные взаимодействия.
|
Таблицы, иллюстрирующие распространение в природе конкурентных взаимодействий.
|
|
Внутривидовая конкуренция, межвидовая конкуренция.
|
|
Изучить § 78, выполнить задание на стр. 311-312.
|
|
40.8
|
Основные экологические характеристики популяции.
|
Таблицы, иллюстрирующие основные экологические характеристики популяции.
|
|
Демографические характеристики: обилие, плотность, рождаемость, смертность; возрастная структура.
|
|
Изучить § 79, выполнить задание на стр. 314-315.
|
|
41.9
|
Динамика популяции.
|
Таблицы, схемы, графики, иллюстрирующие все процессы изменений биологических показателей популяции.
|
|
Динамика популяции.
|
|
Изучить § 80, выполнить задание на стр. 317-318.
|
|
42.10
|
Экологические сообщества.
|
Таблицы и схемы с изображением основных компонентов любой экосистемы, типов экологических сообществ: естественных и искусственных.
|
|
Биотические сообщества (биоценозы), экосистема, биогеоценоз, биосфера, искусственные (антропогенные экосистемы), агробиоценоз.
|
Экосистема нашей местности.
|
Изучить § 81, стр. 318-320, выполнить задание на стр. 323.
|
|
43.11
|
Экологические сообщества.
|
|
|
Изучить § 81, стр. 320-323.
|
|
44.12
|
Структура сообщества.
|
Таблицы и схемы, иллюстрирующие состав и структуру экосистемы; диафильм «Природные сообщества», таблицы «Сообщество дубравы», «Сообщество водоёма».
|
|
Структура сообщества, видовая структура, морфологическая структура, трофическая структура, пищевая сеть.
|
|
Изучить § 72, выполнить задание на стр. 327.
|
|
45.13
|
Взаимосвязь организмов в сообществах.
|
Таблицы и схемы пищевых сетей в некоторых экосистемах.
|
|
Пищевая сеть, автотрофные организмы, гетеротрофные организмы, продуценты, консументы, редуценты.
|
|
Изучить § 83, подготовить ответы на вопросы на стр. 328.
|
|
46.14
|
Пищевые цепи.
|
Таблицы с изображением обитателей лесов, степей и вод, таблицы, иллюстрирующие пищевые связи и цепи в экосистемах и круговорот веществ и энергии в разных биогеоценозах; гербарные экземпляры растений леса, луга.
|
|
Детрит, пастбищная пищевая сеть, круговорот веществ, биогенные элементы.
|
|
Изучить § 84, составить схемы передачи вещества и энергии в местных экосистемах леса и водоёма.
|
|
47.15
|
Экологические пирамиды.
|
Таблицы и схемы, иллюстрирующие примеры экологических пирамид: биомассы, численности, энергии; а также экологических пирамид, типичных для наземных и морских экосистем.
|
|
Экологическая пирамида, пирамида биомассы, пирамида численности.
|
|
Изучить § 85, выполнить задание на стр. 334.
|
|
48.16
|
Экологические сукцессии.
|
Таблицы и схемы, иллюстрирующие смену сообществ и экологических сукцессий; диафильм «Природные сообщества» и «Сезонные изменения в жизни растений».
|
|
Сукцессия, общее дыхание сообщества, первичная и вторичная сукцессия.
|
|
Изучить § 86, найти в окружающей местности примеры экологических сукцессий.
|
|
49.17
|
Влияние загрязнений на живые организмы.
|
Таблицы, схемы с изображением путей передачи вредных, токсичных веществ по пищевым цепям; фотографии животных или растений, находящихся под воздействием различных загрязнителей.
|
|
Токсичные вещества, диоксины, Предельно допустимая концентрация (ПДК), соли тяжёлых металлов, аллергены.
|
|
Изучить § 87, выполнить задание на стр. 339.
|
|
50.18
|
Основы рационального природопользования.
|
Картины или фотографии иллюстрирующие рациональное природопользование; таблицы с изображением редких и охраняемых видов; Красные книги растений и животных, видеофильм «Охрана природы», «Биосфера и человек».
|
|
Природные ресурсы, экологическое сознание.
|
|
Изучить § 88, подготовить ответы на вопросы на стр. 342.
|
|
51.19
|
Обобщающий урок по теме «Основы экологии».
|
Таблицы, схемы и оборудование темы «Основы экологии».
|
|
Понятия и термины темы «Основы экологии».
|
|
Подготовиться к тестированию по изучаемой теме.
|
|
52.20
|
Контрольно -обобщающий урок по теме «Основы экологии».
Тест № 4
|
|
|
Изучить «Краткое содержание главы».
|
|
|
V. Эволюция биосферы и человек
(9 ч.)
|
53.
1
|
Гипотезы о происхождении жизни.
|
Таблицы по общей биологии, портреты учёных, научно-популярная литература и статьи по проблеме возникновения жизни на Земле.
|
|
Креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции, коацерваты, пробионты.
|
|
Изучить § 89, выполнить задание на стр. 348.
|
|
54.
2
|
Современные представления о происхождении жизни.
|
Таблицы и схемы, иллюстрирующие этапы происхождения живых существ на Земле, портреты учёных, решающих вопросы происхождения жизни на Земле; кинофильм «Возникновение жизни на Земле».
|
|
Гипотеза абиогенного происхождения жизни на Земле.
|
|
Изучить § 90, выполнить задание на стр. 350, изучить текст на стр. 351.
|
|
55.
3
|
Основные этапы развития жизни на Земле.
|
Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие основные этапы формирования жизни, симбиотического образования эукариотической клетки и др.
|
|
Гипотеза биопоэза, гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток, гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органелл путём втягивания клеточной мембраны.
|
|
351-353.
|
|
56.4
|
Основные этапы развития жизни на Земле.
|
|
|
Изучить § 91, стр. 353-356, изучить текст на стр. 356.
|
|
57.5
|
Эволюция биосферы.
|
Схемы круговорота углерода на разных этапах эволюции жизни на нашей планете, таблицы и схемы, иллюстрирующие основные этапы развития биосферы, последствия безответственного отношения человека к биосфере.
|
|
Биосфера, учение В.И. Вернадского.
|
|
Изучить § 92, выполнить задание на стр. 360.
|
|
58.6
|
Эволюция биосферы. Геохронологическая таблица развития жизни на Земле.
|
Геохронологическая таблица развития жизни на Земле, диапозитивы «Эволюция биосферы».
|
|
Эры и периоды развития жизни на Земле.
|
|
Изучить конспект урока.
|
|
59.7
|
Антропогенное воздействие на биосферу.
|
Таблицы, иллюстрирующие состав и структуру биосферы, фотографии, показывающие антропогенное воздействие на биосферу.
|
|
Заповедники, заказники, национальные парки, Конвенция о биоразнообразии.
|
|
Изучить § 93, предложить свой путь выхода из экологического кризиса.
|
|
60.8
|
Контрольно-обобщающий урок по теме
«Эволюция биосферы и человек».
Тест № 5
|
Таблицы и схемы, иллюстрирующие проблемы происхождения и развития жизни на Земле, многообразие антропогенного воздействия на биосферу.
|
|
Основные понятия и термины темы.
|
|
Изучить «Краткое содержание главы».
|
|
61.9
|
Итоговый урок «Роль биологии в будущем».
|
Таблица с перечнем профессий, где необходимы общебиологические знания, таблицы, иллюстрирующие использование общебиологических знаний.
|
|
Бионика, ноосфера.
|
|
Повторить тему «Эволюция биосферы и человек».
|
|
62.
|
Повторение темы «Основы цитологии».
|
Таблицы темы
|
|
Основные термины и понятия темы.
|
|
Подготовиться к тестированию по теме.
|
|
63.
|
Повторение темы «Размножение, индивидуальное развитие».
|
Таблицы темы
|
|
Основные термины и понятия темы.
|
|
Подготовиться к тестированию по теме.
|
|
64.
|
Повторение темы «Основы генетики».
|
Таблицы темы
|
|
Основные термины и понятия темы.
|
|
Подготовиться к тестированию по теме.
|
|
65.
|
Повторение темы «Генетика человека».
|
Таблицы темы
|
|
Основные термины и понятия темы.
|
|
Подготовиться к тестированию по теме.
|
|
66.
|
Повторение темы « Основы учения об эволюции».
|
Таблицы темы
|
|
Основные термины и понятия темы.
|
|
Подготовиться к тестированию по теме.
|
|
67.
|
Повторение темы «Основы селекции и биотехнологии».
|
Таблицы темы
|
|
Основные термины и понятия темы.
|
|
Подготовиться к тестированию по теме.
|
|
68.
|
Повторение темы «Антропогенез».
|
Таблицы темы
|
|
Основные термины.
|
|
|
|