Главная стр 1
скачать

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА


Землями лесного фонда признаются лесные земли, то есть земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли-просеки, дороги, болота и т. п.

Границы земель лесного фонда, согласно статье 101 Земельного кодекса РФ, определяются путем отграничения земель этого фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о таких границах заносятся в государственный земельный кадастр.

Перевод земель лесного фонда в другие категории земель осуществляется Правительством Российской Федерации (см. ст. 8 ЗК РФ). Нелесные земли, временно не ис-

пользуемые для ведения лесного хозяйства, на основании решения компетентного органа государственной власти могут передаваться в аренду на срок до пяти лет для осуществления сельскохозяйственного производства. Условия такого использования и ограничения его устанавливаются договорами аренды этих земельных участков.

К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью или не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).

К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и др.), а также земли, расположенные в границах лесного фонда, под которым понимаются все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов.

В лесной фонд и в леса, не входящие в него, не включается дре-весно-кустарниковая растительность, расположенная на:

- землях сельскохозяйственного назначения, в том числе на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

- землях транспорта (на полосах отводов лее лез но дорожных магистралей и автомобильных дорог);

- землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

- землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

- землях иных категорий.

Оборот лесного фонда не допускается. Купля-продажа, залог и совершение других следок, которые влекут или могут повлечь отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускается. Древесно-кустарниковая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации.

Как предусмотрено ст. 5 Лесного кодекса РФ, отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством Российской Федерации.

В действующем Земельном кодексе РФ говорится и о возмещении потерь лесного хозяйства. Так, в статье 58 ЗК РФ установлено, что при переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, или при изъятии земель лесного фонда возмещаются потери лесного хозяйства. Такие потери возмещаются лицами, которым предоставляются земли лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, или в пользу которых изымаются земли лесного фонда. Порядок возмещения потерь лесного хозяйства утверждается Правительством РФ.

Виды лесопользования.

В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования:


  • заготовка древесины;

  • заготовка живицы;

  • заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);

  • побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки, камыша и другие виды побочного лесопользования);

  • пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

  • пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;

  • пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без такового. Участки лесного фонда предоставляются для осуществления одного вида лесопользования или нескольких, а также одному или нескольким лесопользователям.

Права граждан как лесопользователей

Граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в него, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, лесные орехи, грибы, дру-гие пищевые ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье; участвовать в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных мероприятиях; охотиться, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья, запрещается.

Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, разорение муравейников и гнезд птиц, а также соблюдать другие требования законодательства Российской Федерации. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регламентируется Лесным кодексом РФ и законодательством о животном мире Российской Федерации.

Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, грибов и т. п. может быть ограничен законодательством субъектов Российской Федерации, в том числе в интересах пожарной безопасности лесов, ведения орехово-промыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и на других особо охраняемых природных территориях - в связи с установленным на них режимом лесопользования.

Принципы и система органов государственного управления в области использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

Основными принципами государственного управления в данной сфере являются:

- устойчивое развитие - сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды;

- рациональное, непрерывное, неистощимое использование лесного фонда в интересах Российской Федерации и ее субъектов;

- несовместимость реализации функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины.

Федеральным органом исполнительной власти общей компетенции, осуществляющим государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и восстановления лесов, является Правительство Российской Федерации, осуществляющее государственное управление непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.

Федеральным органом специальной компетенции в данной сфере является Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Оно обеспечивает рациональное использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов в интересах Российской Федерации и ее субъектов. Указанное министерство осуществляет возложенные на него функции как непосредственно, так и через свои территориальные органы.

Территориальные органы управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы.


ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЗАПАСА


К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, а также земли водоохранных зон этих объектов и земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

Земли водного фонда, согласно статье 102 Земельного кодекса РФ, могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбнохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований. Для охраны питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются зоны охраны, в границах которых вводится особый правовой режим использования земель.

Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом РФ и водным законодательством,

Статьей 5 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что отношения по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов.

Согласно ст. 7 Водного кодекса РФ объектом водных отношений является водный объект или его часть. Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект.

В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на:



  • поверхностные водные объекты;

  • внутренние морские воды;

  • территориальное море Российской Федерации;

  • подземные водные объекты.

Каковы особенности прав собственников, владельцев и пользователей земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам?

Как предусмотрено ст. 12 Водного кодекса РФ, собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц. Но они не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Каков порядок определения береговой линии и прибрежной полосы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации?

Береговая линия внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации определяется по постоянному уровню воды, а в случаях периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива.

Прибрежной полосой считается территория, прилегающая к внутренним морским водам и территориальному морю Российской Федерации.

Какова оборотоспособность водных объектов?

Статьей 22 Водного кодекса РФ предусмотрено, что продажа, залог и совершение других сделок, которые могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются. Обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательствами Российской Федерации. Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому лицу только на основании распорядительной лицензии, выдаваемой специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Формы собственности на водные объекты.

В Российской Федерации, как это предусмотрено ст. 34 Водного кодекса РФ, устанавливается государственная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством. Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект, если иное не установлено Водным кодексом.

Все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются государственной собственностью. Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности (на водные объекты, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации) и собственности субъектов Российской Федерации (на водные объекты, принадлежащие на праве собственности субъектам Российской Федерации). Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.

В федеральной собственности находятся:

- поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории двух и более субъектов Российской Федерации;

- подземные водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации;

- водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, обеспечение которых отнесено к полномочиям Российской Федерации;

- водные объекты, являющиеся средой обитания анадромйых и катадромных видов рыб;

- трансграничные (пограничные) водные объекты; ~ внутренние морские воды;

- территориальное море Российской Федерации (прибрежные морские воды шириной 12 морских миль);

- водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

- водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

- иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

В собственности субъектов РФ могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены на территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности.

Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами, находящимися в государственной собственности, относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Право муниципальной собственности на обособленные водные объекты

Обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью. В муниципальной собственности находятся водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд. От имени муниципальных образований права собственника осуществляют соответствующие органы местного самоуправления.

Право собственности граждан и юридических лиц на обособленные водные объекты

В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством Российской Федерации.

Пава пользования водными объектами у лиц, не являющихся их собственниками.

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на водные объекты:

- право долгосрочного пользования;

- право краткосрочного пользования;

- право ограниченного пользования (водный сервитут).

Водопользователи осуществляют владение и пользование водными объектами на условиях и в пределах, установленных Водным кодексом РФ. Водопользователи могут распоряжаться правами пользования водными объектами в случаях, предусмотренных Водным кодексом РФ. Аренда водных объектов устанавливается федеральным законом об аренде водных объектов в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Право долгосрочного и краткосрочного пользования водными объектами

Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.

Право краткосрочного водопользования устанавливается на срок до трех лет, а право долгосрочного водопользования - от трех до двадцати пяти лет.

Право ограниченного пользования водным объектом (водный сервитут)

Право ограниченного пользования водным объектом выступает в двух видах: публичного и частного водных сервитутов.

Публичным сервитутом является право каждого пользоваться водным объектом общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный сервитут). Частные водные сервитуты могут быть установлены и на основании судебного решения.

Общие положения о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к водным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям Водного кодекса РФ.

Общее и специальное водопользование

Общим водопользованием признается использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. Общее водопользование может осуществляться как на водных объектах общего пользования, так и на объектах, не состоящих в общем пользовании, в порядке, предусмотренном Водным кодексом РФ.

Специальное водопользование, то есть использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Виды специального водопользования определяются в перечне, утверждаемом специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Особое пользование водными объектами

Для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, по решению Правительства Российской Федерации могут предоставляться в особое пользование. Для государственных и муниципальных нужд водные объекты могут предоставляться в особое пользование по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В таком решении указываются цели и основные условия использования водных объектов.

Порядок предоставления водных объектов в особое пользование устанавливается Правительством РФ.

Водопользователи при использовании водных объектов имеют право:

- осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством Российской Федерации;

- получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;

- осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством Российской Федерации.

Водопользователи обязаны:

- рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и в договоре пользования водным объектом;

- не допускать нарушения прав других водопользователей, а' также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;

- не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;

- содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;

- информировать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти об авариях и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов;

- своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов;

- выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;

- вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами и представлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда, а по подземным водным объектам - также и в государственный орган управления использованием и охраной недр;

- своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами;

- соблюдать установленный режим использования водоохранных зон;

- осуществлять иные мероприятия по охране водных объектов;

- выполнять другие обязанности, предусмотренные водным законодательством Российской Федерации.

Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.

Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельностью граждан и юридических лиц в водоохранной зоне осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды, специально уполномоченным государственным органом управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

Земли запаса

Как предусмотрено статьей 103 ЗК РФ, к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 Земельного кодекса. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.



Как предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. "О реализации конституционных прав граждан на землю", если собственник земельной доли в течение трех лет не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решение об использовании земельной доли, то эти невостребованные земельные доли остаются в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года. В случае отказа сельскохозяйственной коммерческой организации от использования невостребованных земельных долей они временно переходят в категорию земель запаса.

Данная категория земель довольно обширна и уступает по площади лишь землям сельскохозяйственного назначения и государственного лесного фонда. Она является источником пополнения иных категорий земель, в том числе и сельскохозяйственного назначения. Вовлечение этих земель в хозяйственный оборот осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
скачать


Смотрите также:
Правовой режим земель лесного фонда
147kb.
Изменение структуры лесного фонда и ее влияние на водный режим территории на примере лесов Мышкинского района
118.11kb.
О передаче земельных участков, входивших в состав лесного фонда и включенных в границы населенных пунктов, из федеральной собственности в собственность муниципальных образований
37.54kb.
Вопросы к экзамену по курсу Земельное право для ю 4 (очное)
53.44kb.
Тема правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов
154.24kb.
Анисимов А. П. О некоторых проблемах реализации правового режима земель поселений на современном этапе правовой реформы
72.63kb.
Состояние земельных ресурсов структура и распределение земельного фонда по категориям земель
300.6kb.
Фаунистическое право. Правовой режим животного мира
795.54kb.
Экзаменационные вопросы по специализированному квалификационному
3104.78kb.
Правовой режим группы лиц
1908.54kb.
2. Корпоративная культура; структура и функции. Проблемы формирования корпоративной культуры
15.83kb.
1. Правовой режим национальных парков
75kb.