Главная стр 1
скачать
Православие как основа преподавания литературы и фундамент нравственности
Сколько бы ни проходило лет, столетий, удивительные слова пушкинского стихотворения «Пророк» «Духовной жаждою томим…» остаются эпиграфом к судьбе человека на земле.

Сменяют одна другую цивилизации, изменяются формы жизни, меняется лицо земли, но неистребимой, неутолимой остается духовная жажда: драгоценный и вместе с тем мучительный дар, данный на земле только человеку.

Драгоценный потому, что влечет человека всегда ввысь, не давая ему успокоиться в животном счастье, приобщает его к высшим, ни с чем не сравнимым радостям. Мучительный потому, что так часто противоречит его земным инстинктам, делает всю его жизнь борьбой, тревогой.

Наличие в мире философии и религии несомненно свидетельствует, что в человеке не иссякает духовная жажда, духовное искание.

В одном из своих интервью в 1996 году известный русский поэт Евгений Евтушенко сказал: «Если мы сняли со знамени серп и молот, то что теперь туда водрузить? Золотого тельца? Мы с вами заложники отсутствия цели!»

Сегодня всем абсолютно ясно, что нам не хватает чего-то очень важного, существенного. Мы недосчитываемся его и не знаем, что это такое. С каких это пор так? Сначала мы почувствовали это во время войны, лежа в окопах, где бодрствовали ночами, и звезды стояли в небе. Затем – в неурядицах послевоенного времени.

Современному человеку становится все яснее, что живет он без святыни и что жизнь без нее будет невозможна.

Нужно учесть, что осквернение не коснулось объективного существования мира. Здесь все по-прежнему. Как и прежде, перед очами человека раскрывается молчаливая тайна небосвода, как и прежде, благоухают самые причудливые цветы, ему поют прекраснейшие голоса мира, как и прежде, предлагает ему свои неисчислимые дары мировая история. Осквернен не мир как таковой; он остается тем же, чем был и всегда, – великим иероглифом Господа, воспламененным и оживленным Божественными лучами света, богатый огромным внутренним значением, призванный стать выдающимся произведением искусства. Осквернение относится к самому человеку, к внутреннему устройству его души, его восприятия, его сердца. Его духовная жизнь опустошена и обессилена.

Школьное литературное образование есть материнское молоко, продолжающее необходимое кормление с пеленок, и если оно не отвечает этому назначению, так чего же тогда ждать. Стандарты по литературе теснят все больше и больше Пушкина, Тютчева, Фета, Некрасова, Блока, Есенина, выброшены из программы «Конек-Горбунок» Ершова, «Аленький цветочек» Аксакова, «Снегурочка» А. Толстого, не стало Кольцова, народных былин, сказок.

«Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!» – поклялась в блокадном Ленинграде Анна Ахматова, и тогда от внешнего врага действительно сохранили. «…Возврат к национальным традициям – вот истинная новизна для нашего времени», - сказал Георгий Свиридов. Русский язык, отечественная словесность и отечественная история… Мы можем оберечься этим триединством и встать на путь спасения. Достоевский говорил: «Как только мы почувствуем себя русскими и православными, тотчас все и устроится».

И если мы собираемся жить нормально, как пристало порядочным людям, мы должны вернуть Библии принадлежащее ей место фундаментальной книги. Попытки заменить ее не удались, и пора их оставить.

Сегодня мы уже понимаем, что Библия – это ключевой текст, в котором содержатся начала знаний в важнейших для человечества областях, а также выражаются непреходящие идеи, чувства, образы, влияющие на живопись, музыку, словесность, формирующие мировоззрение, составляющие основу нравственности.

Опыт показывает, что Библия вызывает необычайный интерес у учащихся, обогащает их нравственно, подготавливает восприятие последующей литературы. Она помогает детям приблизиться к интеллектуальным истокам русской письменной культуры, ибо сюжеты и образы Библии, наряду с устными преданиями и народной поэзией, составили начало, исходный пункт.

Какое произведение древнерусской литературы мы ни стали бы изучать, в каждом просматривается глубокая связь с Библией, которую советует «прилежно читать» Кирилл Туровский: «Хорошо же, братья, и очень полезно понимать нам Святого писания смысл: это и душу делает целомудренной и на смирение направляет ум, и сердце на стремлении к добродетели заостряет, и пренебрежение к богатству и славе дает, и все житейского мира печали отводит».

Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Чехов, Блок, Ахматова, Пастернак, Цветаева, Булгаков, Андреев, Айтматов – все они и многие другие писатели и поэты стремились осмыслить страницы Библии, Толстого, например, интересовала Нагорная проповедь, Лермонтова – образ Богородицы. Все они обращались к образу Христа.

За два года до смерти, в самые последние, самые мудрые годы своей жизни Л.Н. Толстой создает «Учение Христа, изложенное для детей», склоняясь к мысли, что духовный и нравственный прогресс человечества более всего зависит от успеха воспитания грядущих поколений.

Широко использовали библейские образы и сюжеты поэты-символисты: Брюсов, Бальмонт, Белый, Блок. На их взгляды, несомненно, повлияли религиозно-философские труды В.Соловьева, который утверждал, что только христианство являет собой положительный и реальный универсализм. В явлении Христа оно дает человечеству живой образ личности, безусловно современной и прекрасной.

В различное время и по-разному обращались к библейским сюжетам Есенин, Маяковский, Пастернак, Булгаков. Особый интерес представляет в этой связи роман «Мастер и Маргарита». Этот роман – образец того, как гениально могут быть вплетены в канву произведения сюжеты из Библии и как они помогают утверждению идеи добра и справедливости.

На современном этапе развития литературы наблюдается стремление писателей по-новому осмыслить страницы древнейшего памятника письменности. Приоритет в этом принадлежит, конечно же, Ч.Айтматову, автору «Плахи». Вслед за Булгаковым он обращается к евангельскому рассказу о страданиях Иисуса Христа, о его противостоянии прокуратору Иудеи. Благодаря использованию этого сюжета призыв писателя сойти с пути разрушения и встать на путь созидания приобретает общечеловеческое всемирное звучание.

И в заключение стихотворение моей ученицы Филипповой Елены.

Святая церковь, вижу образ твой,

Объятый мраком ненасытной ночи,

И голос светлых ангелов немой,

Беседующий с Господом воочию.

Кто видел раз, как плачут в церкви свечи,

Тот вдруг полюбит радость бытия,

И не собьют его с пути все злые речи,

Того полюбят все: и ты, и я…

Но в январе, когда Христос родился,

Свеча не плачет, а вольется в хор,

Который никогда не возгордится,

Который знает, что Господь наш добр.

А хор поет, сливая воедино

Людские, ангельские, мертвых голоса,

И все в нем прославляют небеса.

И церковь в этот час словно живая,

Она живет, и дышит, и поет,

Из стен ее струится радость, воспевая

Нам Сына Божьего, и нас к себе зовет.

И счастье падает на землю водопадом,

И в счастье тонут села, города.

Из глаз Христа льет доброта каскадом.



Христос родился!
скачать


Смотрите также:
Православие как основа преподавания литературы и фундамент нравственности Сколько бы ни проходило лет, столетий, удивительные слова пушкинского стихотворения «Пророк» «Духовной жаждою томим…»
50.32kb.
1. Православие как первооснова духовной культуры
1195.05kb.
Для Вас, абитуриенты! Обязательный минимум литературных произведений Из литературы ХIХ века. А. С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Погасло дневное светило…»
27.68kb.
Основа слова и окончание Цели урока
76.36kb.
Работала над проблемой «Текст как основа развития речевой деятельности учащихся»
183.4kb.
Цель изучения литературы – приобщение учащихся к искусству слова. Основа литературного образования
240.96kb.
Тематическое планирование по литературе в 9 классе
109.01kb.
Удивительные места Армении «Татевский монастырь» Предмет: география
98.66kb.
Тематическое планирование Литература 9 класс ( 102 часа, из них 7 часов рр, 8 часов внекл чтение) I четверть 27 часов
638.44kb.
Использование икт технологий в практике преподавания русского языка и литературы как средство формирования ключевых компетентностей учащихся
272.34kb.
Нравственное воспитание детей и подростков как основа преподавания боевых искусств
32.84kb.
Урок русского языка 9 класс учитель русского языка и литературы Плехова Наталия Ивановна
54.68kb.