Главная стр 1
скачать
Урок православной культуры в 3 классе

Тема: Праздники – радости октября: Покров Пресвятой Богородицы

Цели:

1) создать условия для восприятия ряда культурологических знаний по теме «Покров Пресвятой Богородицы» на основе традиционных для России православных культурных ценностей;



2) расширять кругозор учащихся и их интеллектуальные способности на основе знакомства с новыми терминами и понятиями, литературными, музыкальными, архитектурными, живописными произведениями;

3) способствовать воспитанию школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании.

Оборудование:

1) Иллюстрации «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли. Боголюбово. ΧІІ век» Греческая икона «Покров Пресвятой Богородицы».

2) Музыкальный отрывок из Кондака Богородице.

3) Подборка литературных произведений, народных пословиц, поговорок, примет.



Ход урока.

1.Целеполагание

- Дорогие друзья! Сегодня наш урок хочу начать со стихотворения Т.Шорыгиной. Прочитайте его и подумайте, о чем пойдет речь?


О Божья Матерь! Умягчи

Сердца жестокие и злые.

И пусть Твоей любви лучи,

Как будто стрелы золотые,

Пробудят кротость в них впервые.

Открой сердцам, о Божья Мать,

И доброту, и состраданье

И жалость к каждому созданью

Пролей с небес, как благодать.

- О чем это стихотворение? Как вы понимаете эти строки?

(Мы просим Божью Матерь сделать людские сердца добрыми, милосердными)

- О чем пойдет речь на уроке?

(О Божией Матери, о доброте, о сострадании).

- Как вы понимаете слова «Умягчи сердца жестокие и злые»?

(Помоги людям стать добрее, сердечнее, терпимее)

- Где живет «зло», «добро в человеке»?

(в сердце, в душе)

- Что такое сердце? А душа?

- Есть ли у вас душа? У меня?

- Откуда мы это узнаем?

(Добрые и злые поступки)

- Когда говорят «добрая душа», какого вы себе представляете человека?

(Красивого своими делами, совсем необязательно человек красив внешне.)

- Когда бывает «плохо на душе»?

(Непослушание, когда согрешили)

- Кто подсказывает нам или что?

(Совесть)

- Что может помочь, когда «плохо на душе»?

(Близкие, обращение к богу с помощью молитвы).

- Прочитайте стихотворение Н.Орловой «Икона»:


Над кроваткой, чуть в сторонке,

Божьей Матери иконка.

Добрый взгляд ее лучится;

Если мама отлучится,

То не страшно мне одной

Утром рано я проснусь

На иконку помолюсь.

- О какой иконе идет речь?

(об иконе Божией Матери)

- Как вы думаете, почему именно об этой иконе идет речь?

(Она помогает всем молящимся).

2. Сообщений целей урока.

Сегодня на уроке мы поговорим о Божьей Матери, вернее о празднике – радости, связанном с ее именем – празднике Покрова Пресвятой Богородицы. Но сначала вспомним некоторые понятия, даты, чтобы тема была понятна нам.



3.Актуализация знаний

Тестирование (мультипроектор)

1) Когда начинается церковный год?

14 сентября, 1 января, 1 сентября

2) Когда празднуется праздник Рождества Пресвятой Богородицы?

21 сентября, 14 сентября, 12 сентября

3) Кто были родителями Девы Марии?

Иван и Мария, Иоаким и Анна, Елена и Сергей

4) Что мы называем священным образом, изображением, который почитают?

Икону, молитву, тропарь

5) Как называется изображение на иконах?

Портрет, лицо, лик

6) Как называется первое прижизненное изображение Спасителя:

Спас Нерукотворный, Лик, Богоматерь с Младенцем

Взаимопроверка. Самая главная оценка – ваши знания, ваша культура, образованность, духовность.

4. Работа над новым материалом:

- Подумаем над значением новых слов:

Чудо

Мафорий


Юродивый

- Как вы думаете, что обозначают эти слова (Ответы детей)

- Обобщая ответы, запишем значение новых слов:

Чудо - необычное событие, которое невозможно совершить человеку.

- А как мы называем необычные, помогающие и спасающие людей иконы, события?

(Чудотворные)

Мафорий – накидка

Юродивый – это человек, избравший особый, очень трудный путь в жизни. Такой человек по поступкам казался глупым даже безумным, а на самом деле был исполнены мудрости. Такие люди не боялись обличать зло, терпели холод, голод, насмешки людей. Терпели, подражая жизни Христу. За это терпение Бог наделял их необычными качествами: предвидеть события, видеть то, чего не могли увидеть другие люди. Этот дар они использовали для помощи людям.

Вот теперь мы многое повторили, а знания, приобретенные сегодня, дадут вам возможность стать более чистыми, добрыми, светлыми, а таким людям Богородица всегда помогает.

Рассказ учителя:

Матерь Божья всегда готова заступиться за просящих Её о помощи. О таком заступничестве за людей свидетельствует чудо, происходящее во Влахернском храме города Константинополя, в 10 столетии. Этот греческий город был осажден войсками сарацинов – воинственных арабских племен. Нападение было внезапным, и жители города не успели приготовиться к борьбе. Никто не шел на помощь осаждённым. Тогда все жители города собрались во Влахернском храме и молились Богородице о спасении. Молился и юродивый Андрей со своим учеником Епифанием.

В молитве Андрей вдруг увидел под сводами храма, как Сама Пресвятая Богородица вошла в него по воздуху. Ее окружало множество святых в сияющих белых одеждах. Святые пели удивительной красоты песнопения. Богородица преклонила колени и долгое время пребывала в молитве.

Андрей спросил Епифания:

- Видишь ли Госпожу и Царицу мира?

- Вижу, отче, и ужасаюсь, - ответил Епифаний

Окончив молитву, Богоматерь обернулась к народу, сняла с Себя мафорий и распростерла его над всеми молящимися, как бы покрывая их. Об этом видении святой Андрей рассказал жителям Константинополя. Уверившись в помощи Богоматери, греки, невзирая на слабость своего войска, атаковали сарацин и разбили их. На Руси, вспоминая о чудесном избавлении Константинополя, решили увековечить память заступничества Божией Матери, и в 12 веке был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы, а также построено много храмов в Её честь.

- Как увековечили память заступничества Божией Матери за христиан?



Сообщение ученика:

В 12 веке был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы, сейчас мы его празднуем 14 октября. В честь этого события был построен в Храм Покрова Божией Матери на Нерли под руководством святого князя Андрея Боголюбского. Это – всемирный памятник древнерусской культуры.



Слушаем музыкальное произведение «Дева днесь предстоит» Кондак Покрову.

- Мы видим, что в различных областях культуры отразилось это событие: и в архитектуре, и в музыке. Как вы думаете еще где? (в живописи, в иконописи) Рассматриваем иллюстрации икон: иконы Покров Пресвятой Богородицы и Покров Богоматери на страницах. Это святыни для всех верующих и неверующих людей.

- При помощи каких красок иконописец передал настроение праздника?

- Какое это настроение?

- В каких ещё видах искусства может быть запечатлено упоминание о Покрове Богоматери?

(В литературе)

Учащиеся читают стихи:

С. Высоцкая

Убывает день осенний,

Умолкает птичье пенье,

И сегодня выпал в срок

Первый беленький снежок.

В этот день Андрей блаженный

Видел свет неизреченный:

Богоматерь во Влахернах

Богу молится о верных,

Всех невидимых покровом

Благодатно осеняет

И в земном пути суровом

От несчастий сохраняет.
Николай Гурьянов (протоиерей)

О, Воспетая!

Приклонись ко мне,

Дева вечная,

На моление.

Дева вечная,

Поспеши ко мне,

Всесвятейшая!

На спасение.

Помощь скорая

Беспомощному,

Радость чудная

Безотрадному.

Жезл для старого

И усталого,

Кров для странного

Беспокровного.

5.Углубление сведений

Этот праздник нашёл отражение в поговорках, приметах. (Детям было дано задание подобрать пословицы, поговорки о Покрове).

Покров – первое зазимье. Свадьбы.

Покров не лето, а Сретенье не зима.

На Покров ветер с востока - зима холодная.

Покров землю покроет где листом, где снежком.

Если снег выпадет на Покров, счастья молодым.

Не покрыл Покров, не покроет и Рождество.

Покров – конец хороводам, начало посиделкам.

Отлет журавлей до Покрова – на раннюю холодную зиму.

Не утеплишь избу до Покрова – не будет такова.

Пречистая Мать (Успение или Рождество Богородицы) засевает, а Покров собирает.

- Эти кладези народной мудрости собраны и обработаны В.И. Далем.

6. Итог урока и рефлексия.

Вот и подошёл к концу наш урок. Вспомните все, о чём мы говорили, и вспомните состояние вашей души. Если душа была исполнена радости от того, что узнали, услышали, о чем говорили, то на доске прикрепите голубую полоску. Если же по каким-то причинам на этом занятии душа не возрадовалась, то фиолетовую.

- На столе у вас лежат листки со стихотворением «Молитва». Оно поможет вам, если вы оставите его у себя, а можно отдать друзьям, и тогда оно поможет им. Какой выбор вы сделаете?

- Но если вы дарите, то это должно идти от сердца, от души. (Выбор учащихся).

- А я дарю вам всем эту молитву.

Но вы должны ее переписать сами, чтобы она была только ваша.



6. Домашнее задание. Дома нарисуйте праздник Покрова, как вы его представляете. Пусть родители помогут вам.
скачать


Смотрите также:
Праздники радости октября: Покров Пресвятой Богородицы
69.15kb.
Покров пресвятой богородицы
95.08kb.
Архипастырское Богослужение в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы
12.27kb.
Сценарий праздника Покрова Божией Матери
99.7kb.
Успение Пресвятой Богородицы
34.72kb.
О почитании Пресвятой Богородицы. Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
27.47kb.
Воспоминания о пребывании Пояса Пресвятой Богородицы в Красноярске
43.75kb.
«Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле»
60.66kb.
Волохонскую Ю. Вознесенская Мои посмертные приключения
2348.44kb.
Разработка урока По теме: Иконография образа Пресвятой Богородицы Урок
47.45kb.
«Всё начинается с Любви …»
87.82kb.
Классный час для младших школьников «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»
49.54kb.