Главная стр 1
скачать
Практикум для родителей «Пальчиковый игротренинг»
Цели:

• Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук.

• Вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сделать их союзниками в своей работе с детьми.

• Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.



Метод проведения: имитационная игра.

Информация для родителей


Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют ее развитию пристальное внимание. В методической литературе содержатся результаты исследований (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), которые подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

В нашей группе работу по развитию пальцевой моторики мы проводим систематически 2—3 раза в день по 3—5 мин, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной проводит логопед, а мы закрепляем в специально отведенное в течение дня время.

Для развития тонких дифференцированных движений рук используем традиционные упражнения, игры с мелким конструктором (лего), пазлы, раскрашивание и штриховку рисунков, графические упражнения, к которым относятся «Веселые прописи», «Игры и занятия с клеточками». Они способствуют лучшей ориентации в условиях двухмерного пространства листа бумаги, готовят руку ребенка к обучению письму, развивают аккуратность, графические умения, глазомер.

Также стараемся использовать новые формы работы, потому что пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением наши ребятки выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т.п.

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей. Хотелось бы, чтобы в такие игры и упражнения играли дома вместе с детьми и вы.

Опыт работы показывает, что планомерная работа по развитию моторики рук в детском саду и семье способствует закреплению положительных эмоций, развитию речи, воображения, фантазии, подготовке ребенка к последующему обучению в школе. У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы.
Далее родителям и детям предлагается отправиться в путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам, — страну пальчиковых игр.

Самомассаж кистей и пальцев рук


Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»), стихами.

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.

Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.

2. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками. Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево — как хочу.

Сверху — левой, снизу — правой

Я его катаю, браво.

3. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

4. Массаж грецкими орехами (каштанами).

Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха,

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

5. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.

Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.


Пальчиковый тренинг


Развитию тонких дифференцированных движений рук способствуют следующие игры:

Игры с резиновыми кольцами (эспандерами), направленные на повышение упругости ручной мускулатуры.

Например: игра «Будь сильней, моя рука»

Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая:

Я сожму свое кольцо –

Буду сильным молодцом.

Буду младших защищать,

Буду слабым помогать.

После каждой строки руки меняются. Для более сильного ребенка можно продолжить с соответствующими движениями:

Пополам его согну

И восьмеркой заверну.



«Щелчки» — каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.

«Кус-кус» — бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.

Котенок


Если кто-то с места сдвинется,

На него котенок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котенок схватится.

Прыг-скок! Цап-царап!

Не уйдешь из наших лап!



В. Берестов

Игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев.



Игра с веревочкой «Все узлы переберу»

Ритмичный перехват развивает чувство ритма и координацию движений. Завязываем на веревке 8-16 ощутимых узлов и натягиваем горизонтально, либо связываем концы веревки. Ребенок проговаривает строки, хватаясь за узел на каждый ударный слог:

Я хватаюсь за веревку

Правой ловко, левой ловко.

За узлы ее беру

И играю поутру.

Можно перебирать веревочки с узлами, называя по порядку день недели, месяцы, гласные звуки.

«Прогулка» — с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.

Кто идет?

Идет собака, кот идет,

И дождь идет, и град...

Еще часы идут вперед,

Хоть на столе стоят.

Л.Г. Парамонова


На прогулку мы пойдем,

И в футбол играть начнем.

И с хорошей тренировкой,

Каждый станет сильным, ловким.



«Лыжники» — «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе,

Кто помог мне в этом?..

(Лыжи.)

Кто по лесу быстро мчится,

Провалиться не боится?

(Лыжник.)

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги,

И по большим снегам беги.

(Лыжи.)

«Волшебные превращения веревочки» — из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных.

«Музыканты» — нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.

Слоги:


ша-шо-шу-ши-ше;

шко-шка-шку-шки-шке;

аш-ош-уш-иш-еш;

шта-што-шту-шти-ште.

Чистоговорки:

ша-ша-ша — в доме у нас Маша;

шо-шо-шо — Маша ведет себя хорошо;

шу-шу-шу — на руках ее ношу;

ши-ши-ши — калоши у Маши очень хороши.

Стихотворение:


Кто потерял много игрушек

Маша шла, шла, шла и игрушки нашла:

Кошку, матрешку, шишку, мартышку,

Мишку, машинку, пушку, зайчишку,

Шар, неваляшку, катушку, лягушку.



«Мой веселый мяч-прыгун» — прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно», одновременно рассказывая стихи на автоматизацию, дифференциацию звуков.

Трудно мячик мне вести

Прямо по дорожке —

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

«Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).

Рисование рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок. Выкладывая из них красочные предметы, узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение.


Тренируйте пальчики!

Станет рука сильной,

Головушка умной,

А речь красивой.



Игры со спичками (без головок), палочками, заключающиеся в выкладывании геометрических форм, цифр, букв, изображений предметов. Такой прием способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.

Например:

Задание. Выложить из спичек фигуры по образцу:




Итог практикума

В ходе дискуссии с родителями выясняются.

1. Значение пальчиковых игр и упражнений, которые:

— развивают мелкую моторику рук;

— стимулируют речевое развитие;

— повышают работоспособность головного мозга;

— оказывают оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм.

2. Необходимость использования пальчиковой игры-тренинга не только в детском саду, но и дома.

В детском саду родители могут получить:

— варианты самомассажа кистей и пальцев рук;

— схемы «Значение пальчиковых игр и упражнений», «Формы работы для развития мелкой моторики рук»;

— разнообразный нетрадиционный материал для самомассажа рук (поглаживания, растирания, разминания тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук): «шалуны» — воздушные шары с наполнителем (песок, мука, соль, камушки); перчатки с нашитыми пуговицами, резиновые эспандеры, мячики с шипами, ре­инки для волос, карандаши шестигранные, орехи грецкие, каштаны, мочалки, зубные щетки.



Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 2003.

2. Белкина В.Н. Дошкольник: Обучение и развитие. Ярославль, 1998.

3. Воробьева ТА., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб., 2001.

4. Дудъев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи // Дефектология. 1999. № 4.

5. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1979.

6. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.

7. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.



8. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2001.

9. Чистякова ИА. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. СПб., 2005.
скачать


Смотрите также:
Практикум для родителей «Пальчиковый игротренинг»
90.61kb.
Семинар-практикум для родителей по проблеме «Конфликт в семье»
103.05kb.
Анкета для родителей Практикум для родителей: «Стили семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка»
556.29kb.
Практикум «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
188.32kb.
Практикум по управлению физической подготовкой в войсках и военно-учебных заведениях
931.83kb.
Практикум для родителей с элементами обучающего тренинга «Ступеньки познания»
121.01kb.
Практикум предназначен для студентов всех специальностей очной формы обучения
2685.33kb.
Семинар-практикум для родителей воспитанников социальной гостиной
242.34kb.
Педагогов по самообразованию на 2011-12 учебный год
67.76kb.
Практикум для родителей: компенсация физиологической незрелости
385.74kb.
Памятка для родителей (для каждого). Тема: Родительское собрание: «Конфликты родителей с детьми и пути их разрешения»
169.91kb.
Практикум для родителей «Здоровье дело престижное».
44.38kb.