Главная стр 1
скачать

Тема. Лексика и фразеология.

Цель: 1) Cистематизировать изученное по лексике и фразеологии. Отработать

навыки решения заданий в тестах ЕГЭ.



2) Развивать культуру устной и письменной речи. Развивать

монологическую речь учащихся, умение использовать в своей речи

фразеологические обороты.

3) Воспитывать осознанное отношение к изучаемому.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа, карточки-задания.

Форма проведения урока: урок-практикум.


  1. Организационный момент. Каждый учащийся получает карточки с заданиями на урок.




  1. Вступительное слово учителя.

Учитель: Сегодня мы завершаем работу над разделом «Лексика и фразеология». Наша задача – систематизировать изученное, выявить степень усвоения полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу. Слайд №1.


  1. Запись в тетради даты и темы урока.


Слайд №2. Ученик: Читает со слайда.

Обратимся к эпиграфу: Человеческое существо становится личностью

тогда, когда обретает возможность общаться с другими,

понимать речь других и выразить себя через слово.


Учитель: В связи с этим утверждением возникает вопрос: Какую роль играет слово в жизни человека? Слайд №3.


  1. Теоретическая пятиминутка. Слайд №4.

Что такое лексика? Что изучает лексика?

Как называется раздел языкознания, в котором изучается лексика?

Что называется лексическим значением слова?

Как называется наука, рассматривающая эти значения?

Расскажите о лексике с точки зрения сферы ее употребления.

Расскажите о смысловых рядах слов.

Расскажите об изменениях словарного состава русского языка.

Что изучает фразеология? Что называется фразеологизмом?


Ученики: Ответы учащихся.


  1. Закрепление теоретических знаний. Практикум.

Слайд №5. Задание №1. Подберите как можно больше синонимов к словам.

ЖИЛИЩЕ


ОШИБКА

ДУШИСТЫЙ


ВЕЖЛИВО

ЗДРАВСТВУЙТЕ

ЛАКОНИЧНО

ЛОГИЧНО


Учитель: При выполнении задания помните, что синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению.

Слайд №6. Задание №2. Составьте предложения с омонимами.
ГВОЗДИКА

БОСОНОЖКА

ЛАСКА

СВИНКА


СОЮЗ

Учитель: При выполнении задания помните, что омонимы – слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.

Слайд №7. Задание №3. Подберите в чайнворде антонимы к словам.

Юг, мелко, поздно, закрыт, здесь, сухо, принёс, трус, начало, разбит, зима, согрел, грубо, привык, прямо, весной, север.



С Е В Е /Р/ А Н /О/ Т К Р Ы /Т/ А /М/

О К Р /О/ Т Н Ё /С/ М Е Л Ь Ч А /К/

О Н Е /Ц/ Е /Л/ Е Т /О/ Т О Г Р Е /Л/

А С К О В /О/ Т В Ы /К/ Р И В /О/ С

Е Н Ь /Ю/ /Г/ Л У Б О К О/

Учитель: При выполнении задания помните, что антонимы – слова, противоположные по лексическому значению.
Слайд №8. Задание №4. Выполнение заданий ЕГЭ: задание А2.


  1. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Кошки чрезвычайно терпеливы и могут часами ВЫЖИДАТЬ, когда мышь покинет свое убежище

  2. Никакая работа не ПРЕДСТАВЛЯЛА для этого блестяще образованного и высокоорганизованного человека больших затруднений.

  3. Система контроля в дальнейшем может ПЕРЕТЕРПЕТЬ значительные изменения.

  4. Чем больше мы узнаем о ЖИВОЙ природе, тем больше мы познаем самих себя.

Ответ: 3


  1. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. По мнению преподавателей, ЯЗЫКОВОЙ барьер – это то, что чаще всего мешает взрослому человеку успешно овладеть иностранным языком.

  2. В период заморозков растениям необходимо ЖИВИТЕЛЬНОЕ тепло, поэтому садоводы должны заранее обдумать, какой тип теплиц использовать.

  3. Потенциальные инвесторы продолжают ВЫЖИДАТЬ подходящего момента для вложений денежных средств, оценивая наиболее перспективные направления инвестиций.

  4. Курс культурологии, который изучается на кафедре гуманитарных и социальных наук, был введен с целью ВОСПОЛНИТЬ пробелы в знании требований воинского и гражданского этикета.

Ответ: 1


  1. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Абитуриенты до назначенного дня должны ПРЕДСТАВИТЬ все необходимые для приема в выбранное учебное учреждение документы.

  2. АДРЕСАТ должен сам прийти на почту, как только узнает о том, что для него пришло заказное письмо.

  3. Недостаток кальция в организме черепахи можно легко ВОСПОЛНИТЬ, если кормить животное мелкой рыбой с костями.

  4. Анастасия распахнула окно, и комната наполнилась ЖИВУЧИМ дыханием соснового бора.

Ответ: 4


  1. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Если АДРЕСАТ не приходит за письмом в течение пяти суток, то почтовое отделение направляет ему повторное уведомление.

  2. На полотнах ЗАЧИНАТЕЛЯ крестьянского бытового жанра в русском искусстве М.Шибанова академическая условность композиции и содержательность характеристик персонажей сочетаются с любовной обрисовкой крестьянского быта.

  3. Чтобы получить ЖИВИТЕЛЬНЫЙ заряд положительной энергии, посмотрите цирковое представление или посетите дельфинарий.

  4. Работодатель обязан ПРЕДСТАВИТЬ оплачиваемый отпуск работнику, который учится в аспирантуре заочно.

Ответ: 4

Учитель: При выполнении задания помните, что паронимы – слова, различные по лексическому значению, но похожие по форме.

Слайд №9. Задание №5. Замените фразеологизмы синонимичными оборотами речи.

На скорую руку В пожарном порядке

Обвести вокруг пальца Провести на мякине

На всех порах Во всю прыть

Хоть волком вой Хоть караул кричи

Со всех ног Сломя голову

Тёртый калач Стреляный воробей

Ни зги не видно Хоть глаз выколи


Слайд №10. Задание №6. Замените фразеологизмы антонимичными оборотами речи.

Кот наплакал Куры не клюют

Слова не вытянешь Рта не закрывает

Ходи вокруг да около Попасть в точку

Дать маху

Мухи не обидит

Выйти из себя Овладеть собой

Впасть в отчаяние Воспрянуть духом


Слайд №11. Задание №7. Объясните значение фразеологизмов.

Авгиевы конюшни – очень грязное помещение.

Ахилесова пята – слабая сторона у кого-либо.

Гордиев узел – неразрешимая проблема.



Геометрический хохот – неудержимый, громкий смех.
Слайд №12. Задание №8. Текст. ЕГЭ (Часть 2): задание В8.


  1. Итоги урока.

  2. Домашнее задание.

  1. Карточка-задание: определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.

  2. Текст для работы с заданием В8 (ЕГЭ).

скачать


Смотрите также:
Практикум. Организационный момент. Каждый учащийся получает карточки с заданиями на урок
57.8kb.
Организационный момент. Приветствие
92.14kb.
Урок-практикум план занятия организационный момент Презентация «Избирательная система в рф»
122.67kb.
Урок-путешествие по теме: «Натуральные числа»
96.58kb.
1 конкурс «Разминка» Каждой команде по очереди задаются вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл. 2 конкурс «Викторина имён»
17.81kb.
Почему надо грамотно употреблять иностранные слова?
114.22kb.
Урок по математике по теме: «числа от 1 до 10»
48.16kb.
Технология: тезаурусное обучение
55.37kb.
Итоговый урок по теме: «Северная Америка»
92.9kb.
Интегрированный урок: сбо и логопедия 6 класс тема «Основные средства связи»
91.29kb.
Урок по теме: «Древний Египет» 5 класс Учитель истории: Стручкова Ирина Николаевна
66.17kb.
Социальный статус и социальные роли личности
71.68kb.