скачать
Урок-практикум по теме «Разработка базы данных «9 класс»
Аннотация
Автор делится опытом проведения урока по теме «Разработка базы данных “9 класс”». В разработке представлены все этапы урока. Урок рекомендуется провести после изучения темы «Базы данных» с целью закрепления полученных знаний и навыков. Предложенная форма рассматривается как один из способов подготовки к зачёту по теме.
Цель урока: создать БД класса в электронном виде для классного руководителя.
Задачи урока:
-
отработать изученный материал по теме «Базы данных»;
-
достигнуть сознательного усвоения учебного материала учащимися;
-
формировать умение работать в команде.
Программное обеспечение урока:
-
MS Access 2007 для разработки таблиц, запросов, форм и отчётов.
-
Стандартная программа ОС Windows конференц-зал для передачи сообщений учениками администратору.
-
Для наблюдения за работой учеников и, в случае необходимости, оказания им помощи администратором, приложение для удаленного управления компьютерами Radmin (www.radmin.ru).
-
Для консолидации таблиц и запросов, разработанных в ходе урока, администратор импортирует их средствами MS Access 2007.
Методический комментарий
Урок-практикум отразил использование современных программных сред для быстрого создания базы данных об учащихся класса, что соответствовало заказу со стороны классного руководителя. Урок требовал большой подготовки со стороны учителя и учащихся.
Практикум предполагал предварительный сбор информации учащимися о себе для создания таблиц «Сведения об учащихся», «Сведения о родителях» со следующей структурой:
Таблица 1. Структура таблицы СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩИХСЯ
Имя поля
|
Тип данных
|
№ ученика
|
Числовой
|
Фамилия
|
Текстовый
|
Имя
|
Текстовый
|
Отчество
|
Текстовый
|
Пол (м)
|
Логический
|
Дата рождения
|
Дата/время
|
Рост (см)
|
Числовой
|
Вес (кг)
|
Числовой
|
Домашний адрес
|
Текстовый
|
Микрорайон
|
Текстовый
|
Хобби
|
Текстовый
|
Домашний телефон
|
Текстовый
|
Мобильный телефон
|
Текстовый
|
Таблица 2. Структура таблицы СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ
Имя поля
|
Тип данных
|
ФИО отца
|
Текстовый
|
Образование отца
|
Текстовый
|
Место работы отца
|
Поле МЕМО
|
Должность отца
|
Текстовый
|
ФИО матери
|
Текстовый
|
Образование матери
|
Текстовый
|
Место работы матери
|
Поле МЕМО
|
Должность матери
|
Текстовый
|
Учитель на подготовительном этапе создал таблицу изучаемых предметов.
Таблица 3. Структура таблицы ПРЕДМЕТЫ
Имя поля
|
Тип данных
|
Предмет
|
Текстовый
|
Были подготовлены фотографии учеников класса на одном фоне и одного размера.
Учитель заготовил файлы, подготовленные в MS Excel, ВЫБОР ЭКЗАМЕНОВ со следующими графами: фамилия; имя; 1 экзамен по выбору; 2 экзамен по выбору и ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ с графами: фамилия; имя; серия, номер; дата выдачи паспорта; ИНН; страховое свидетельство.
На уроке дополнили и усовершенствовали данные заготовки.
На уроке работал администратор – ученик, заранее подготовленный учителем. Его задача: объединить результаты работы учеников и при необходимости оказать им помощь.
Каждому ребенку выдано задание, соответствующие его уровню подготовки (см. приложение 1). После выполнения задания ученики отправляли сообщения администратору, и он импортировал их работу в общую БД.
В ходе урока, используя мультимедийный проектор, класс наблюдал процесс работы каждого ученика.

Один из результатов схема базы данных, отражает связь между полученными таблицами (рис. 1).
В конце урока результат работы учащихся – база данных класса, получил анализ соответствия заказу.
Рис. 1
Приложение 1
Контрольный лист 1
Обратитесь к БД «9а класс» со следующими запросами; сохраните результаты:
-
Определите, какие имена носят ученики класса.
-
Получите список учеников родившихся зимой.
-
Определите средний вес класса.
-
Вывести информацию о пяти самых высоких учащихся класса, представленных в базе данных, отсортировав их в порядке возрастания.
-
Найти самого низкого ученика класса.
-
Определить количество отцов с высшим образованием.
-
Определить количество мам с высшим образованием.
-
Подсчитать количество родителей с высшим образованием.
-
Определить средний рост мальчиков класса.
-
Найти самую низкорослую девочку класса.
Контрольный лист 2
-
Обратитесь к БД «9а класс» со следующими запросами; сохраните результаты:
-
Вывести информацию о фамилиях, именах и росте учеников в виде: сначала обо всех девочках, а потом обо всех мальчиках, а в каждой их этих групп – в порядке увеличения роста.
-
Получите список учеников родившихся летом.
-
Определить общее число мальчиков класса.
-
Вывести информацию о трёх самых низких мальчиках класса.
-
По данным таблицы Сведения об учащихся самостоятельно определите необходимые поля для подведения итогов и создайте отчёт. Форму отчёта выберите по своему усмотрению.
Контрольный лист 3
Обратитесь к БД «9а класс» со следующими запросами; сохраните результаты:
-
Вывести фамилии и имена всех девочек класса.
-
Определите «тяжеловеса» класса.
-
Получите список учеников родившихся весной.
-
Найти самого взрослого ученика класса.
-
Найти самого высокого мальчика класса.
-
Определить средний рост девочек класса.
-
Найти количество учеников класса выше 170 см.
Контрольный лист 4
Создайте форму, предназначенную для просмотра данных в таблице СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩИХСЯ.
Примечание: в форме должна отражаться информация о фамилии, имени, отчестве ученика, его дате рождения, микрорайон и домашний адрес, номер домашнего и мобильного телефона, хобби, вес и рост, а также представлена фотография.
Контрольный лист 5
-
Создайте и заполните таблицу РАСПИСАНИЕ УРОКОВ.
С помощью Конструктора определите структуру таблицы РАСПИСАНИЕ УРОКОВ:
Имя поля
|
Тип поля
|
Свойства поля
|
№ п/п
|
Счетчик
|
Индексированное поле: Да (Совпадения не допускаются).
|
Понедельник
|
Текстовый
| -
Откройте вкладку Подстановка;
-
Тип элемента управления: Поле со списком;
-
Тип источника строк: Таблица или запрос;
-
Источник строк: таблица Предметы.
|
Вторник
|
Текстовый
|
Аналогично полю понедельник.
|
Среда
|
Четверг
|
Пятница
|
Суббота
|
-
Создайте форму, предназначенную для удобного просмотра расписания уроков.
Контрольный лист 6
-
Создайте и заполните таблицу Учителя, содержащую следующие поля:
Имя поля
|
Тип поля
|
Свойства поля
|
№
|
Счетчик
|
Индексированное поле: Да (Совпадения не допускаются).
|
ФИО
|
Текстовый
|
Размер поля: 40.
|
Предмет
|
Текстовый
| -
Ключевое поле.
-
Откройте вкладку Подстановка;
-
Тип элемента управления: Поле со списком;
-
Тип источника строк: Таблица или запрос;
-
Источник строк: таблица Предметы.
|
Кабинет
|
Числовой
|
Размер поля: Целое.
|
-
Создайте форму, в которой представлена информация об учителях класса.
Контрольный лист 7
-
Создайте таблицу УСПЕВАЕМОСТЬ по предметам русский язык, алгебра и информатика.
С помощью Конструктора определите структуру таблицы УСПЕВАЕМОСТЬ:
Имя поля
|
Тип поля
|
Свойства поля
|
№ ученика
|
Числовой
|
Размер поля: Целое.
|
Предмет
|
Текстовый
| -
Откройте вкладку Подстановка;
-
Тип элемента управления: Поле со списком;
-
Тип источника строк: Таблица или запрос;
-
Источник строк: таблица Предметы.
|
1 четверть
|
Числовой
| -
Откройте вкладку Подстановка;
-
Тип элемента управления: Список;
-
Тип источника строк: Список значений;
-
Источник строк: введите оценки 2, 3, 4, 5, н/а, осв.
|
2 четверть
|
Числовой
|
Аналогично полю 1 четверть.
|
3 четверть
|
4 четверть
|
Год
|
На вопрос «Создать ключевое поле?» ответьте «Нет».
-
Организуйте связь между таблицами СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩИХСЯ и УСПЕВАЕМОСТЬ.
-
Введите данные об успеваемости учеников.
-
Создайте запрос на поиск «круглых» отличников по предметам.
-
Подсчитайте количество отличников по информатике по итогам 1-й четверти.
-
Подсчитайте количество отличников по информатике по итогам 2-й четверти.
-
Определить средний балл класса за 1-ю четверть (2-ю четверть).
Контрольный лист 8
I. 1. Создайте таблицу ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ, содержащую информацию о серии, номере и дате выдачи паспорта каждого ученика, номере страхового свидетельства и ИНН, импортируя данные Excel из файла ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ.
2. Создайте форму для удобного просмотра данных таблицы ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ.
II. 1. Создайте таблицу ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ, содержащую сведения о выборе экзаменов учениками, импортируя данные Excel из файла ВЫБОР ЭКЗАМЕНОВ.
2. Обратитесь к таблице ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ со следующими запросами; сохраните результаты:
-
Выведите список учащихся сдающих экзамен по литературе.
-
Выведите список учащихся сдающих экзамен по биологии.
-
Выведите список учащихся сдающих экзамен по информатике.
-
Выведите список учащихся сдающих экзамен по технологии.
-
Выведите список учащихся сдающих экзамен по физике.
-
Выведите список учащихся сдающих экзамен по английскому языку.
-
Выведите список учащихся сдающих экзамен по обществознанию.
-
Выведите список учащихся сдающих экзамен по черчению.
-
Выведите список учащихся сдающих экзамен по истории.
-
Выведите список учащихся сдающих экзамен по физкультуре.
Контрольный лист 9
Обратитесь к БД «9а класс» со следующими запросами; сохраните результаты:
-
Вывести фамилии и имена всех мальчиков класса.
-
Выведите информацию о фамилиях и именах учащихся, сгруппировав их по микрорайонам проживания.
-
Получите список учеников родившихся осенью.
-
Определите «худышку» класса.
-
Вывести информацию обо всех учениках, представленных в базе данных, в порядке уменьшения роста.
-
Определить общее число девочек класса.
-
Вывести информацию о трёх самых высоких девочках класса.
-
Найти самого юного ученика класса.
-
Определить средний рост всех учеников класса.
-
Найти самого высокого ученика класса.
Контрольный лист 10
Обратитесь к БД «9а класс» со следующими запросами; сохраните результаты:
-
Выведите список учеников увлекающихся волейболом.
-
Получите список учеников, проживающих на улице Рабочей.
-
Вывести информацию о мальчиках с именем Александр.
-
Вывести информацию об увлечениях ребят.
-
Найти самую высокую девочку класса.
-
Найти самого низкорослого мальчика класса.
-
Определить количество отцов, имеющих среднее специальное образование.
-
Определить количество мам, получивших среднее специальное образование.
-
Подсчитать количество родителей со средним специальным образованием.
Список литературы
-
Златопольский Д.М. Сборник заданий на разработку запросов: Дидактический материал по теме «Базы данных». – М.: Чистые пруды, 2005. 32 с. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 5).
Сведения об авторе
-
Корепанова Эльвира Петровна
-
Учитель информатики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Нарьян-Мара»
-
166002, НАО, г. Нарьян-Мар, ул. Юбилейная, д. 34 корп. А, кв. 5
-
Домашний телефон (81853) 44785, рабочий телефон (81853) 41730
-
ellemacf@rambler.ru
скачать