Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать

Схема расположения класса


(по данной схеме рассадки детей за партами вписать Ф.И. обучающихся)





























































































































Доска стол учителя

На основе наблюдения и анализа паспорта кабинета опишите



что составляет предметно-развивающую среду класса?
обязательное оборудование ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

технические средства обучения _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

учебно-методическое обеспечение ___________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каким требованиям отвечает предметно-развивающая среда в учебном кабинете класса? _________________________________________________

________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как учитель создаёт комфортную обстановку в классе? ___________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карта класса

(составляется на основе изучения документации) Таблица2





Ф.И. ученика

Дата рождения

Сведения о семье

(М - многодет.

Н - неполная П - полная)


Состояние

Здоровья, группа здоровья



Примечание

(интересы детей, кружки и пр.)

















































































































Ф.И. ученика

Дата рождения

Сведения о семье

(М - многодет.

Н - неполная П - полная)


Состояние

Здоровья, группа здоровья



Примечание

(интересы детей, кружки и пр.)


























































































































































































































































































































































































































































































































PS. На основе сведений (таблицы 2) и результатов диагностики адаптации и ГОШ (таблицы 8) составьте социальный портрет класса (характеристику).



Задание 3. Наблюдение и анализ уроков

(Каждый протокол урока должен содержать пункты с 1 по 10)
Примерная схема конспекта урока

              1. Урок: ________________________ Класс: ___________

              2. Тема: _________________________________________________

              3. Тип урока: _____________________________________________

              4. Цель: _________________________________________________

              5. Задачи: ________________________________________________

 образовательные: _______________________________________________

 развивающие: __________________________________________________

 воспитательные: ________________________________________________

6. Планируемые результаты обучения

(личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

7. Оборудование:__________________________________________________

8. Оформление доски:

9. Ход урока: [оформить анализ урока ].



Этапы урока (время и задачи)

Взаимодействие учителя и учащихся

Педагогический анализ (примечания: методы, приемы, средства, УУД)

1. Орг. момент (__ мин.)







2. Постановка цели и задачи урока, мотивация







3. Изучение нового учебного материала







4. Первичное закрепление







5. Подведение итога урока. Рефлексия






10. Выводы (о достижении поставленных целей, достоинства и недостатки) и предложения по совершенствованию урока.


Различные виды анализа урока

1.Комбинированный анализ урока

Урок анализируется с главной дидактической цели, а затем рассматриваются структурные звенья в их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Примерный план:

I. Организация урока.

1. Организационная четкость урока. Наличие плана.

2. Эффективность использования средств обучения.

3. Выполнение психологических и гигиенических требований.

4. Обратная связь.

5. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с учащимися.

6. Разумность распределения времени на этапы урока.

II. Педагогическое мастерство учителя.

1. Педагогическая культура, знание предмета, такт, речь, внешний вид, использование невербальных средств общения.

2. Степень заинтересованности, доброжелательности и чуткости в общении с учащимися.

3. Морально-психологическая атмосфера в классе.



III. Эффективность обучения.

1. Степень реализации принципов научности, прочности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи с жизнью, индивидуализации, дифференциации и т.п.

2. Степень достижения дидактической цели урока.

3. Оптимальность используемых методов и приемов организации обучения, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

4. Эффективность используемых методов контроля.

5. Домашнее задание, его цель и доступность выполнения.


2. Структурный (поэтапный) анализ урока

Проводится с целью оценки отдельных структурных элементов урока (цель урока, изучение нового материала, закрепление, повторение и т.д.)

Примерный план:

I. Тип и структура урока


        1. Тип, структура урока, его место в системе уроков по теме.

        2. Тема, цели урока, решение дидактических задач (образовательные, развивающие, воспитательные) на отдельных этапах.

        3. Распределение времени.

II. Содержание и методика повторения учебного материала

1. Полнота и глубина проверки знаний.

2. Методики повторения, дифференциация заданий.

3. Охват учащихся проверкой, занятость класса во время опроса.

4. Объективность оценки, ее аргументация.

III. Работа над новым учебным материалом

1. Требования программы.

2. Соответствие материала образовательным, развивающим и воспитательным задачам урока.

3. Реализация дидактических принципов, соотношение в учебном материале главного и второстепенного.

4. Активизация познавательной деятельности учащихся.

5. Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими материалами. Целесообразность их применения.

6. Обоснованность применяемых методов.

7. Методика контроля в процессе изложения нового материала.



IV. Закрепление нового материала.

1. Отбор материала для формирования умений и навыков.

2.Самостоятельная работа при закреплении.

3. Обоснованность применяемых методов.

4.Обратная связь. Оценка ответов учащихся.

5. Сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися.



V. Задание на дом.

1. Объем материала для самостоятельного изучение, его связь с изучаемым материалом на уроке, посильность.

2. Наличие и характер инструктажа.

3. Дифференцированность заданий.



VI. Результативность урока.

              1. На что обращается внимание при подведении итогов урока.

              2. Степень достижения планируемых целей урока. Качество знаний, умений, навыков учащихся.

              3. Эмоциональная удовлетворенность результатами урока.


3. Полный анализ урока

Полный анализ  это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность урока.

Примерный план:

1. Цель, задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные), их взаимосвязь и пути реализации.

2. Готовность учителя и учащихся к уроку, оборудование урока, наглядные и учебные пособия, ТСО, санитарно-гигиеническое состояние класса и т.д.

3. Организационная структура: тип урока, его место в системе занятий по предмету; четкость, последовательность этапов урока, дозировка времени, соответствие этапов урока характеру познавательной деятельности учащихся.

4. Содержание урока: научность учебного материала, его воспитывающее и развивающее значение; правильность отбора материала по объему, содержанию и трудности для учащихся; соотношение теоретического и дидактического материалов; группировка, классификация материала вокруг ключевых понятий; направленность материала на связь с жизнью.

5. Методическое обеспечение урока:

Использование разных методов и приемов обучения, характер их сочетания, обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения (соответствие содержания материала уровню подготовленности учащихся и т.д.), соответствие принципам обучения, темп учебной работы на уроке.

Методика проведения различных этапов урока.

– постановка познавательных задач перед учащимися;

– проверка домашних заданий;

– изложение новых знаний;

– обобщение и закрепление учебного материала;

– проверка и оценка знаний, умений и навыков;

– приемы активизации познавательной деятельности школьников (их восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.);

– организация репродуктивной и творческой деятельности учащихся, их соотношение;

– применение проблемного и элементов программированного обучения (использование учебных карточек, заданий, перфокарт и т.д.);

– учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся, уровня их подготовленности, осуществление индивидуализации обучения и дифференцированного подхода;

– организация различных видов самостоятельной работы учащихся (воспроизводящих, творческих и др.), их место на уроке;

– домашнее задание (способ задания, объем);

– воспитывающее обучение на уроке: воспитание сознания и убеждений, трудовых, эстетических и физических качеств личности, культуры учебного труда учащихся;

– внутрипредметные и межпредметные связи в учебном материале, обоснование их педагогической целесообразности.

6. Поведение и деятельность учащихся на уроке:

– порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания;

– активность, самостоятельность, интерес к занятиям при разном уровне подготовленности;

– сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;

– деятельность учащихся, их организованность, аккуратность; отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины; характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;

– отношение учащихся к учителю и друг к другу (подслушивание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.).

7. Характеристика деловых качеств учителя: уровень научных знаний, подготовленность к уроку; знание теории обучения и воспитания учащихся, методики предмета, психологии и гигиены, умение применять эти знания на уроке; педагогический такт, стиль в работе, культура труда и поведения, речь учителя; взаимоотношения учителя с классом и отдельными учащимися, авторитет учителя.

8. Общие результаты урока:

выполнение плана урока; достижение общеобразовательной, воспитывающей и развивающей целей урока; общая оценка урока, его результаты, эффективность и качество; выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию работы, закреплению успехов и устранению допущенных ошибок.


        1. Психологический анализ урока

Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).

Примерный план:

1. Организация познавательной деятельности учащихся:

- Как создавалась положительная мотивация к познавательной деятельности (связь с жизнью, создание проблемных ситуаций; подчеркивание важности материала; эмоциональности изложения; использование ТСО, интересных фактов и иллюстраций)?

- Как добивался учитель нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов (выделение существенного в материале; четкость инструкций, использование ТСО и т.д)?

– Каковы приемы привлечения и поддержания внимания и развития внимательности на уроке?

– Что делал учитель для более успешного запоминания материала обучающимися и какие особенности произвольного, механического и смыслового запоминания проявились у школьников на уроке?

– Какие формы работы использовал учитель для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения и др.)?

– Как на уроке создавались условия для продуктивной работы мышления (создание проблемных ситуаций; четкая постановка вопросов; организация операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения; создание атмосферы свободного обсуждения, побуждение учащихся к самостоятельной постановке вопросов и к самостоятельным выводам)?

– С помощью каких приемов учитель добивался активности и самостоятельности мышления обучающихся: система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке, индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы и др.?

– Как учитель использовал воссоздающее и творческое воображение при изложении нового материала?

– Какие виды творческих работ использовал учитель на уроке и как руководил творческим воображением учащихся: объяснение темы и цели работы, обучение отбору и систематизации материала, обработке результатов и оформлению работы?

2. Мастерство учителя:

- особенности самоорганизации учителя: его подготовленность к уроку, рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, настроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая импровизация, педагогический оптимизм, находчивость и др.);

- речевое поведение (темп, тембр, дикция, культура речи, интонация);

- невербальные способы общения (мимика, жесты, поза, дистанция, паузы);

- педагогический такт учителя;

- психологический климат в классе.




Задание 4. Характеристика педагогической деятельности учителя:
Ф.И.О. учителя: ______________________________________

  • Стаж педагогической работы _______________________________________

  • По какой вариативной программе работает учитель класса? __________________________________________________________________________________________________________________________

  • Какие методы и приемы воспитания детей использует педагог, какова их целесообразность? ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________



  • Какие технологии воспитания детей применяет педагог, какова их целесообразность? _________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Какие средства обучения использует педагог, какова их целесообразность?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        • Какой стиль (авторитарный, демократический, попустительский) доминирует в педагогическом общении с учащимися _____________________________, с родителями _____________________________, с коллегами ______________________________?

  • Какими выразительными средствами общения владеет учитель, помогают ли они ему достичь целей урока? _____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Как учитываются возрастные и половые особенности учащихся в организации учебной работы? _____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________



        • Какие способы реализации индивидуального и дифференцированного подхода к школьникам вы наблюдаете? ________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Какая проводится дифференцированная работа учителем с различными группами учащихся (сильными, слабыми) на всех этапах урока?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________



        • Какие формы и методы работы с родителями обучающихся помогают педагогу установить единство педагогических требований?

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Карта наблюдения и оценки педагогического мастерства Таблица3

Компоненты

Показатели

Оценка (1-5)

  1. Гностический

Педагогические знания

может растолковать современные педагогические понятия, в работе опирается на современные НД, знает требования к организации процесса обучения данной возрастной группы,




Знание психологии

Знает и учитывает в работе возрастные особенности детей класса, определяет способности учащихся




Знание преподаваемой дисциплины

демонстрирует компетентность в преподаваемой дисциплине, в обучении использует эффективные материалы и примеры




Эрудированность

отвечает на вопросы учащихся, приглашает к общению после учебного занятия





Установление предметных связей

устанавливает внутрипредметные связи в изучаемом материале и интеграцию с другими предметами




II. Проектировочный

Целеполагание

цели и задачи занятия позволяют реализовать требования ФГОС и рабочей программы




Планирование

тема занятия соответствует КТП, спланировано сочетание разных видов деятельности учащихся на занятии, обучение спланировано с учетом особенностей класса, требований методики




Конструирование

структура занятия четко продумана, логична, продумана интересные переходы и связи между отдельными этапами занятия, педагог использует нетрадиционные формы занятия




III. Коммуникативный


Речь

устная речь правильная, выразительная, объяснение логично, педагог демонстрирует энтузиазм в изучении темы




Голос

дикция, темп речи, громкость голоса педагога, четкая артикуляция способствуют пониманию учебного материала




Невербальные средства общения

невербальные средства демонстрируют вежливость, открытость, уважение по отношению к ученикам, искренний интерес к их мыслям




Взаимодействие

дает возможность каждому ученику почувствовать собственную значимость, заботу и поддержку, работает на принципах сотрудничества и диалога




IV. Орга-ганизационный


Активность

стимулирует высокую активность учащихся в течение всего занятия, организует познавательную деятельность учащихся с учетом их возможностей и способностей, заполняет все учебное время решением учебных задач




Руководство внеучебной работой

Регулярно организует внеучебную деятельность, формирует навыки самоорганизации у детей, самоуправления, использует разнообразные формы внеучебной работы




Индивидуальная работа

Реализует индивидуальный подход, составляет индивидуальные планы по дальнейшему личностному развитию учащихся




V. Методический

Технология обучения

использует современные образовательные технологии в работе, демонстрирует разнообразие педагогических приемов, обеспечивает стабильное высокое качество обученности учащихся




Принципы обучения

соблюдает психолого-педагогические механизмы усвоения учебной информации, реализуя обще-дидактические и частно-методические принципы обучения




Оценка

оценивает работу учащихся своевременно, гласно, объективно, использует инновационные технологии оценивания, обучает оцениванию и самооценке учебных достижений учащихся по четко разработанным критериям




Итог занятия

подводит итоги учебного занятия, организует рефлексию, актуализирует достижения учащихся на данном занятии, определяет перспективы самообразования (вне школы)




VI. Личностный

Профессионально важные качества

проявляет морально-этические качества, любовь к детям и педагогическому делу, гуманизм, ответственность, альтруизм, справедливость




Педагогическая направленность

высоко ценит профессию педагога, считает ее призванием, личным примером служит формированию гражданских качеств учащихся




Самовоспитание и саморазвитие

имеет программу личностно-профессионального роста, ведет портфолио саморазвития, посещает курсы и другие формы повышения квалификации




Творческий подход

проявляет, инициативность, творчество в учебной и внеучебной деятельности, имеет собственные методические разработки, распространяет свой педагогический опыт




скачать

<< предыдущая   следующая >>
Смотрите также:
Практическое пособие Печатается по решению редакционного совета гоу спо яо ярпк харавинина Л. Н
1364.97kb.
Устройство и эксплуатация водозаборов
2284.37kb.
Учебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделений Казань 2009 ббк 81. 2 Фр. 73 (075. 8) Печатается по решению Совета гуманитарных кафедр Казанского государственного медицинского университета
319.61kb.
Учебное пособие для студентов II курса педагогических университетов Москва 2003 Печатается по решению Ученого Совета Химического факультета мпгу
1131.94kb.
Учебное пособие для студентов мпу москва 2000 Печатается по решению кафедры ито и редакционно-издательского Совета мпу
553.05kb.
Учебное пособие для студентов мгоу москва 2003 Печатается по решению кафедры ито и редакционно-издательского Совета мгоу
567.32kb.
Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2002 Печатается по решению Ученого совета Института специальной педагогики и психологии
1709.92kb.
Печатается по решению редакционно-издательского совета факультета управления, экономики и права кгту
560.85kb.
Учебно-методическое пособие Магнитогорск 2001 Печатается по решению научно-методического совета Орджоникидзевского Центра детского
1648.59kb.
Учебно-методическое пособие по хозяйственному праву могилев, 2013 ббк 67. 3 (2Á) т печатается по решению редакционно-издательского совета
2393.23kb.
Методические рекомендации Самара 2010 ббк 88 п 78 Печатается по решению редакционно-издательского совета
56.92kb.
Учебно-методическое пособие для учителя начальных классов  Махачкала 2009 Печатается по решению ученого совета Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров
1901.66kb.