Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать

Выводы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 5. Психолого-педагогическая диагностика



  • Заранее разложите на каждой парте необходимые для обследования детей стимульный материал. Предложите детям сесть за парты по одному.

  • До начала беседы дайте ребенку возможность освоиться в новой обстановке и постарайтесь определить его состояние (тревожность, заторможенность и т.д.).

  • Перед каждым заданием делайте необходимые объяснения в точном соответствии с инструкцией. Никаких слов «от себя», кроме текста задания, изложенного в инструкции, добавлять не нужно, так как это может нарушить равенство условий, возможность сопоставления результатов проводимых обследований. Задание читайте громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторять текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняйтесь от текста.

  • Обязательно поддерживайте во время работы доверительную, доброжелательную атмосферу, не высказывайте своего недовольства неправильными действиями детей, не указывайте на ошибки, не выносите оценочных суждений, почаще говорите слова: «Очень хорошо»; «Вы молодцы»; «Я вижу, у вас все замечательно получается».

  • При наличии у ребенка ошибок в выполнении заданий группового обследования обратитесь к этим заданиям еще раз, чтобы выяснить причины происхождения ошибок.

  • Данные наблюдений и результаты выполнения ребенком заданий сразу же фиксируйте на листе с заданиями и в бланке обследования, но не привлекая к этому внимания детей.

  • Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 10–15 минут.


Психологическая диагностика

готовности к обучению в школе (ГОШ)

Готовность ребенка к обучению в школе – готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др.

По данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко и др. в структуре готовности ребенка к школе можно выделить следующие компоненты, которые будут являться предметом диагностики.

1. Личностная готовность. Готовность к принятию новой социальной позиции. Определенный уровень развития мотивационной, эмоциональной сфер.

2. Интеллектуальная готовность. Наличие у ребенка кругозора, запаса знаний. Аналитическое мышление, рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии), логическое запоминание, умение выделять учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности.

3. Социально-психологическая готовность.

Формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения
5.1. Программа исследования готовности ребенка к школе Таблица4

(заполните таблицу проведенных исследований ГОШ)

Компонент

ГОШ


Диагностический

инструментарий



Назначение методики

Стимульный

материал


Личностная готовность









Интеллектуальная готовность
























Социально-психологическая готовность









Исследование хода адаптации

Карта наблюдения адаптации детей»

Изучить уровень адаптации ребенка к школе

Бланк наблюдения

Анкета адаптации для родителей первоклассников

Бланк анкеты

5.2. Экспериментальная беседа по выявлению

«внутренней позиции школьника


  1. Ты хочешь идти в школу? __________________________________

  2. Ты хочешь остаться еще на год в детском саду или дома? ________

  3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему? (выявляется познавательный интерес) __________________

  4. Ты любишь, когда тебе читают книжки? ______________________

  5. Ты сам(а) просишь, чтобы тебе почитали книжку? ______________

  6. Какие у тебя любимые книжки? (Спрашивают о содержании. Выясняют, помнит ли название, автора. Это дает представление об уровне развития.) ______________________________________

_______________________________________________________

  1. Почему ты хочешь (или не хочешь) идти в школу? (Уточняется ответ на первый вопрос.) _________________________________

  2. Стараешься ли ты выполнять работу, которая у тебя не получается или бросаешь ее? (Оценивается произвольность.) ______________

  3. Тебе нравятся или нет школьные принадлежности? (Фоновый вопрос, малоинформативный) ______________________________

  4. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему?

________________________________________________________

  1. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему? (Если позиция школьника сформирована, то ребенок выбирает роль ученика.) _____________

  2. В игре в школу, что тебе хотелось бы, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему? ______________________________________


Интерпретация носит качественный характер. Чем больше ответов ребенка касается школьной деятельности, тем более сформированной можно считать внутреннюю позицию.
Выводы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



5.3. Тест мотивационная готовность к школьному обучению

Л.А. Венгера

Инструкция: «Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше».

Проведение теста

Детям читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания детей.


1.Если бы было две школы — одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая — только с уроками пения, рисования и физкультуры, в какой из них ты бы хотел учиться?

2.Если бы было две школы — одна с уроками и переменками, а другая -только с переменками и никаких уроков. В какой из них ты бы хотел учиться?

3.Если бы было две школы — в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, в какой из них ты бы хотел учиться?

4.Если бы было две школы — в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, в какой из них ты бы хотел учиться?

5.Если бы было две школы — в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, в какой из них ты бы хотел учиться?

6.Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?

7.Если бы мама сказала: "Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", — согласился бы ты с таким предложением?

8.Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", — согласился бы ты с таким предложением?

9.Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

Анализ результатов

За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный — 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 и более баллов.



Выводы: _____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________



5.4. Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека (используется с 6 лет).

Тест состоит из 3 субтестов:

А) рисование мужской фигуры;

Б) срисовывание письменных букв;

В) срисовывание группы точек.

Этот тест помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.



Общая инструкция к организации и проведению.

Ребенку предлагают бланк теста. На лицевой стороне листа записываются данные о ребенке, выделяется место для мужской фигуры.

На обороте в верхней левой части – образец письменных букв, а в нижней левой – образец группы точек. Правая часть этой стороны листа оставлена свободной для воспроизведения образцов ребенком.

Карандаш кладут перед ребенком так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук.


Инструкция к субтесту №1.

«Здесь нарисуй какого-нибудь мужчину всего, целиком. Так, как сможешь». Можно подбодрить: «Рисуй, у тебя все получится». Других объяснений делать не надо. «Переверни лист на другую сторону».


Инструкция к субтесту №2.

«Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Хорошенько посмотри, как это написано, и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же». (Предлагается для копирования фраза: «Он ел суп» или «Ей дан чай».)


Ей дан чай
Инструкция к субтесту №3.

«Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же».






. . .

. . .

. . .

.

При проведении теста следует обратить внимание на следующие моменты:

- какой рукой рисует ребенок;

- перекладывает ли карандаш из одной в другую руку;

- вертится;

- роняет карандаш и ищет его;

- начал рисовать не в том месте, которое показали, или просто обводит контур образца;

- желает ли убедиться, что рисует красиво.


Оценка результатов теста

Задание №1 – рисование мужской фигуры.


1 балл – присваивается при выполнении следующих условий. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (или головной убор) и уши, на лице – глаза, нос и рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым «синтетическим» (контурным) способом, т.е. вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей (всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги). На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического более примитивный «аналитический» способ рисования предполагает изображение фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.

2 балла – выполнение всех требований на 1 балл, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.

3 балла – фигура имеет голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.

4 балла – примитивный рисунок с головой и туловищем, конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.

5 баллов – отсутствует четкое изображение туловища («головоног») или обеих пар конечностей. Каракули.
Задание №2 – копирование слов, написанных письменными буквами.

1 балл - хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер образца не более чем в 2 раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 300.

2 балла – все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3 балла – явная разбивка надписи на 3 части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 балла – с образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.

5 баллов – каракули.


Задание №3 – срисовывание группы точек.

1 балл – почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение – не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.

2 балла – Число и расположение точек соответствуют образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой или колонкой.

3 балла – рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 или меньше 7. Допускается любой разворот – даже на 1800.

4 балла – контур рисунка не соответствует образцу, но все же, состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.

5 баллов – каракули.


Результаты диагностики

Суммируются показатели по всем трем субтестам.

Сумма 3-6 баллов говорит о том, что интеллектуальное развитие ребенка в норме, на высоком уровне (о личностных особенностях тест сведений не дает),

7 - 11 баллов – средний уровень развития,

12 - 15 баллов – низкий уровень необходимо провести дополнительное обследование (выявить особенности интеллектуального и личностного развития ребенка для коррекционной и профилактической работы с ним).

5.5. Работа с вербальным субтестом

Экспериментатор должен полностью протоколировать ответ ребёнка на каждый вопрос субтеста. Субтест проводится индивидуально. Каждый вопрос зачитываются только один раз. Нельзя допускать наводящих вопросов, исправлять, если ребёнок отвечает неправильно, дополнительно побуждать к более полному ответу.



Инструкция: «Сейчас я буду задавать тебе вопросы о самых различных вещах, с которыми ты, конечно, знаком, и поэтому сможешь мне о них рассказать. Слушай вопрос первый» .
Вербальный субтест.

  1. Какое животное больше – лошадь или собака?

- Лошадь = 0 баллов.

- Неправильный ответ = -5 баллов.



  1. Утром мы завтракаем, а днём

- Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов.

- Ужинаем, спим, другие ошибочные ответы = -3 балла.

3. Днём светло, а ночью

- Темно = 0 баллов.

- Неправильный ответ = -4 балла.


  1. Небо голубое, а трава

- Зелёная = 0 баллов.

- Неправильный ответ = -4 балла.



  1. Черешни, груши, сливы, яблоки это что?

- Фрукты = 1 балл

- Неправильный ответ = -1 балл.



  1. Почему раньше, чем пройдёт поезд, опускается шлагбаум?

- Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т. д. ) = 0 баллов.

- Неправильный ответ = -1 балл.



  1. Что такое Москва, Ростов, Киев?

- Города = 1 балл.

- Станции = 0 баллов.

- Неправильный ответ = -1 балл.


  1. Который час показывают часы?

- Правильно показано = 4 балла.

- Показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно = 3 балла.

- Не знает часов = 0 баллов.


  1. Маленькая корова – это телёнок, маленькая собака – это, маленькая овечка – это ?

- Щенок, ягнёнок = 4 балла.

- Только один ответ из двух = 0 баллов.

- Неправильный ответ = -1 балл.


  1. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них общего?

- На кошку, потому что у неё тоже 4 ноги, шерсть, когти, хвост (достаточно одного подобия) = 0 баллов.

- На кошку (без приведения знаков подобия) = -1 балл.

- На курицу = -3 балла.


  1. Почему во всех автомобилях тормоза?

- Две причины (тормозить с горы, остановиться на повороте; остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл.

- 1 причина = 0 баллов.

- Неправильный ответ (пример: он не ехал бы без тормозов) = -1 балл.


  1. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

- Два общих признака (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвозди) = 3 балла.

- 1 подобие = 2 балла.

- Неправильный ответ = 0 баллов.


  1. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

- Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвост, шерсть, умеют лазать по деревьям) = 3 балла.

- Одно подобие = 2 балла.

- Неправильный ответ = 0 баллов.


  1. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой?

- У них есть разные признаки: у винта – нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки и т. д. ) = 3 балла.

- Винт завинчивается, а гвоздь забивается; у винта – гайка = 2 балла.

- Неправильный ответ = 0 баллов.


  1. Футбол, прыжки в высоту, плавание это?

- Спорт, физкультура = 3 балла.

- Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла.

- Неправильный ответ = 0 баллов.


  1. Какие ты знаешь транспортные средства?

- Три наземных транспортных средства, самолёт или корабль = 4 балла.

- Только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолётом и кораблём, но только после объяснения, что транспортные средства – это то на чём можно передвигаться = 1 балл.

- Неправильный ответ = 0 баллов.


  1. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

- Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, скорее умрёт, чем молодой)
= 4 балла.

- Одно или два различия = 2 балла.

- Неправильный ответ (у него палка, он курит) = 0 баллов.


  1. Почему люди занимаются спортом?

- По двум причинам (чтобы быть здоровыми, закалёнными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не быть толстыми, чтобы добиться рекорда и т. д. ) = 4 балла.

- Одна причина = 2 балла.

- Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.


  1. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

- Остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несёт ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла.

- Неправильный ответ = 0 баллов.



  1. Почему на конверт нужно наклеивать марку?

- Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов.

- Тот, другой должен был уплатить штраф = 2 балла.

- Неправильный ответ = 0 баллов.

После проведения опроса, подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по следующим 5 группам:



1 группа – плюс 24 и более

2 группа – плюс 14 до 23

3 группа - от 0 до 13

4 группа - от -1 до -10

5 группа - менее -11


По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие количество баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.



5.6. Графический диктант (Д. Б. Эльконин)

Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Материалом служит лист бумаги в клетку с нанесенными на нем 4 точками (рис. 1). Перед проведением методики доска расчерчивается на клетки, чтобы на ней можно было иллюстрировать указания, дающиеся детям.



Проведение теста

Давая детям инструкцию, нужно иметь перед собой ее текст, чтобы она была воспроизведена дословно. После того как детям розданы карандаши и листы (подписанные, как и при выполнении предыдущего задания), учитель дает предварительные объяснения:

«Сейчас мы с вами будем рисо­вать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились кра­сивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, кото­рые я скажу. Когда проведете линию, ждите, пока я скажу, как надо проводить следующую. Следующую линию нужно начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь ( детей, вытянувших не ту руку, поправляют). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так – к двери (на доске показать образец). Это я провожу линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево – к окну (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?»

После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит:



«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

Проверяющему может быть удобнее диктовать, ориентируясь не на текст, а на сам узор.

При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку ис-правлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».

«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка вправо. Две клетка вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Три клетки вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Теперь продолжай сам».

«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».



Рис. 1 Образец оформления графического диктанта


Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются.

В каждом из последующих узоров оценивается порознь вы­полнение диктанта и самостоятельное продолжение узора по шкале:



4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);

3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;

2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;

1 балл – имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;

0 баллов – отсутствие сходства.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за самостоятельное продолжение узора. Каждая из них колеблется в пределах от 0 до 4.

Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

Показатели

0-3 баллов – низкий;

3-6 баллов – ниже среднего;

7-10 баллов – средний;

11-13 баллов – выше среднего;

14-16 баллов – высокий уровень.


5.7. Определение мотивов учения

Методика исследования мотивации учения М.Р.Гинзбург

Инструкция: Если испытуемый мальчик, то в рассказе фигурируют мальчики, и картинки используют с изображением мальчиков (Рис. 2). Для девочки соответственно (Рис. 3).

Сейчас я тебе прочитаю рассказ. Мальчики (девочки) разговаривали о школе.



Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу по­тому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».

На стол перед ребенком выкла­дывается картонка с рисунком № а. (Внешний мотив)



Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Да­же если бы школы не было, я все равно бы учился».

Выкладывается карточка с рисунком № б. (Учебный мотив.)



Третий мальчик сказал: «Я хо­жу в школу потому, что там ве­село и много ребят, с которыми можно поиграть».

Выкладывается карточка с рисунком № в. (Игровой мотив.)



Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в шко­ле, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».

Выкладывается карточка с рисунком № г. (Позиционный мотив.)



Пятый мальчик (девочка) ска­зал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения ни­какого дела не сделаешь, а выу­чишься – и можешь стать кем захочешь».

Выкладывается карточка с ри­сунком № д. (Социальный мотив.)

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что по­лучаю там пятерки». Выкладывается карточка с ри­сунком № е. (Отметка.)
После прочтения рассказа задаются вопросы:


  • А как по-твоему, кто из них прав? Почему? – Выбор I.

  • С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? – Выбор II.

  • С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? – Выбор III.

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребенка, задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?», чтобы быть уверенным в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Рис. 2

Рис. 3
Обработка результатов

Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в общую таблицу 5.

По наибольшему количеству выборов определяются доминирующие мотивы.

Таблица 5

Мотивы

Выбор


1

2

3

4

5

6

Выбор I



















Выбор II



















Выбор III



















Контрольный выбор




















5
.8.*.
Методика «Лесенка»
Ребенку показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объяс­няют задание.
Рис. 4

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех ниж­них ступеньках окажутся плохие дети — чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней сту­пеньке дети не плохие и не хорошие.

Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему».

Для того чтобы легче было выполнять задание, предлагают поместить на ту или иную ступеньку карточку с изображением мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка).

После того как ребенок сделает пометку, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама ( учительница)».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший — плохой», «добрый — злой», «умный — глупый», «сильный — сла­бый», «смелый — трусливый», «самый старательный — самый не­брежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргу­ментирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.


Обработка результатов: Таблица 6

Способ выполнения задания

Тип самооценки

1. Не раздумывая, ставит себя на са­мую высокую ступеньку; считает, что мама и воспитатель оценивают его также; аргу­ментируя свой выбор, ссылается на мне­ние взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Неадекватно завышенная самооценка

2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Завышенная самооценка

3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Адекватная самооценка

4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Заниженная самооценка

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может гово­рить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выпол­нять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не пони­мают и не принимают это задание, действуют наобум.



Выводы:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.9. *. Методика «Рисунок школы»

Для проведения теста каждому ребенку дают чистый стандарт­ный лист бумаги, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

Когда ребенок закончит работу, с ним нужно побеседовать, задать уточняющие вопросы по поводу нарисованного. Коммента­рии ребенка записывают на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов:

Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трем показателям. При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы склады­ваются.


1. Цветовая гамма.

2 балла — в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой и т.д.);



  1. баллов — рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричне­вый, темно-зеленый, черный);

  2. балл — в равной степени присутствуют светлые и темные тона.


2. Линия и характер рисунка.

2 балла — объекты прорисованы тщательно и аккуратно; ис­пользуются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура;



  1. баллов — объекты изображены нарочито небрежно, схематич­но; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщи­ны, слабая линия;

  2. балл — в рисунке присутствуют обе характеристики.


3. Сюжет рисунка.

2 балла — симметричное изображение (рисунок школы зани­мает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветов, деревьев, плакатов, флагов, занаве­сок на окнах и др.); изображение детей, идущих в школу или весна, лето (светит солнце, нет туч); изображение светлого време­ни суток;



  1. баллов — асимметричность рисунка; отсутствие деталей и ук­рашений); отсутствие на рисунке людей либо изображение детей, уходящих из школы; время года — осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток — ночь или вечер;

  2. балл — в рисунке присутствуют обе характеристики.

Анализ результатов

6-5 баллов — у ребенка сложилось эмоционально благополуч­ное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем;

4-2 балла — у ребенка есть некоторая тревога по поводу школь­ного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо рас­ширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной дей­ствительности, формировать положительное отношение к учите­лю и одноклассникам; причинами тревоги могут быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обуче­ния в школе старших детей;

1-0 баллов — у ребенка явно выраженный страх перед школой; часто это приводит к непринятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одно­классниками.

Выводы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



5.10*.Определение доминантной руки у ребенка

(по М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавскому).

Требования к проведению: Проводится индивидуально.

Учитель садится напротив ребенка, но не сбоку. Обстановка должна быть спокойной, благожелательной. Не следует фиксировать внимание ребенка на том, что вы определяете ведущую руку.



Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить».

Все приспособления, пособия, предметы надо положить перед ребенком строго на середину стола на равном расстоянии от правой и левой руки.



Первое задание – рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет (или может). Не торопите ребенка. После того, как он закончит, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: «Я не умею», «У меня не получится». Можете успокоить его: «Я знаю, что это трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся», подбодрить, что он делает все верно. В этом задании учитывается не только, какой рукой ребенок работает, но и при работе какой рукой лучше качество выполнения рисунка.

Второе задание – открывание небольшой коробочки, например спичечного коробка. Ребенку предлагается несколько коробочек (можно покрасить их в разные цвета или оклеить цветной бумагой). Задание: «Найди спичку в одной из коробочек». Ведущей будет считаться та рука, которая совершает активные движения: закрывает, открывает, вынимает спичку.

Третье задание – построение колодца из спичек. Ведущая – будет та рука, которой более активно выполняются все действия.

Четвертое задание – игра в мяч. Нужен небольшой (можно теннисный мяч), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол перед ребенком, и вы просите ребенка как можно точнее бросить его в какую-то заранее намеченную цель несколько раз. Ведущая – та рука, которой ребенок бросает мяч.

Пятое задание – вырезание ножницами по контуру рисунка на любой открытке (вырезать цветок, машину, Чебурашку и т.п.). Ведущая – та рука, которой ребенок держит ножницы. Но бывает и так, что ребенок плохо владеет ножницами: он просто держит их и более активно работает (поворачивает открытку) другой рукой. В этом случае попробуйте попросить его взять ножницы в другую руку и оцените, какой рукой задание выполняется лучше.

Шестое задание – нанизывание бисера, бусинок или пуговиц на иголку с ниткой. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение вне зависимости от того, в какой руке иголка. Активное движение может осуществлять как рука с иголкой, так и рука, держащая и насаживающая бусинку или пуговицу на иголку.

Седьмое задание – выполнение вращательных движений при открывании и закрывании крышек на пузырьках. Предлагают 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками (лучше от мазей, лекарств с широкой крышкой). Ведущая – та рука, которая совершает активные движения (крутит крышку или пузырек).

Восьмое задание – развязывание узелков. Предварительно нужно неплотно завязать несколько узелков (на небольшом расстоянии) из шнура средней толщины. Ведущая – та рука, которая развязывает узелок.

Девятое задание – «Построй из кубиков дом, машину, крепость и т.д.». В этом задании оценить ведущую руку труднее, чем в предыдущих, так как этот вид работы дети выполняют обычно двумя руками. Поэтому не торопите ребенка, а понаблюдайте, какой рукой чаще он берет, укладывает, поправляет кубики.

Леворуким считается ребенок, у которого в графе «Левая рука» больше плюсов. Если ребенок одинаково хорошо владеет и правой и левой рукой, то выбор руки для письма будет определяться не только тем, какой рукой он рисует и пишет, но и тем, каково качество рисунка и левой и правой рукой.


В ходе исследования заполняется протокол:

Фамилия, имя _________________________________________________

Дата исследования _____________________________________________

Возраст _______________________ Класс _________________________




Номер задания

Левая рука

Правая рука

Обе руки

1









2









3









4










5










6










7










8










9










Всего











Выводы:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 6. Педагогическая диагностика

готовности к школьному обучению

Педагогическая диагностика ГОШ заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой.

В ходе педагогической диагностики проверяются состояние пространственного и зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; наличие интуитивных дочисловых представлений; овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания; умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом (Н.Ф. Виноградова, Л.Е. Журова и др).

Практиканту НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ:

1) Азбуку или печатный алфавит.

2) Алфавит письменных букв (карточку из прописей).

3) Напечатанные слова: ДОМ, РАМА, МАШИНА.

4) Напечатанное предложение: МАМА МЫЛА РАМУ.

5) Подборку знакомых детских стихов А. Барто, С. Маршака, К. Чукотского и др. и маленьких рассказов К. Ушинского, Л. Толстого или др. для задания №4.

6) Подборку сюжетных картинок (размер не менее 1/4 листа).

7) Листы из тетради, где каждый проверяемый ребенок будет писать своей рукой.
6.1. Определение уровня готовности детей к обучению грамоте.
Беседа с учеником:


  1. Знаешь ли ты буквы?

Назови буквы: печатные, письменные. (Показываем буквы, расположенные в алфавитном порядке)

  1. Прочитай слова. (Предлагаем прочитать слова типа дом, рама, машина). Что обозначает каждое слово?

  2. Прочитай предложение. (Мама мыла раму). О ком говорится в предложении?

  3. Прочитай рассказ или стихотворение. Расскажи о чем прочитал.

  4. Составь рассказ по картинке. (Ребенок составляет рассказ по сюжетной картинке).

  5. Прочитай стихотворение наизусть.


Результаты:

  1. Знает все буквы – 5 баллов; Знает некоторые буквы – 3 балла;

  2. Знает печатные буквы – 4 балла; Знает письменные буквы – 5 баллов;

  3. Умеет читать словами – 5 баллов; Умеет читать по слогам – 4 балла;

Умеет читать по буквам – 3 балла;

  1. Правильно объясняет смысл слов – 5 баллов;

Затрудняется в объяснении 1–2 сл. – 4 балла;

Не может объяснить – 3 балла;



  1. Умеет определить главную мысль предложения – 5 баллов;

Затрудняется, определяет с помощью учителя – 3 балла;

Не может определить главную мысль предложения – 2 балла;



  1. Знает наизусть стихотворение и выразительно рассказывает – 5 баллов;

Знает стихотворение, но не выразительно рассказывает – 4 балла;

Затрудняется при чтении стихотворения наизусть – 3 балла;



  1. Правильно печатает на слух простые слова – 5 баллов;

На слух печатать затрудняется – 3 балла;

Не может напечатать на слух – 2 балла;



  1. Правильно составляет рассказ по сюжетной картинке из 3–5 предложений – 5 баллов;

Допускает ошибки, но рассказ составляет – 4 балла;

Составляет рассказ из 1–2 сложных предложений, не связанных по смыслу – 3 балла;

Логически (неточный рассказ). Затрудняется составить рассказ или составляет отдельные предложения по вопросам учителя (не понимает сюжета) – 2 балла.
ИТОГОВАЯ СУММА баллов за 8 заданий:

Ребенок не подготовлен к школе: 15–18 баллов;

Ребенок хорошо подготовлен к школе: не менее 32 баллов.

По итогам проведенного обследования 2-3 детей зафиксировать все данные, определить уровень готовности к ОГ и наметить ряд конкретных заданий, упражнений с учетом индивидуального подхода:

а) по чтению;

б) по развитию речи;

в) по овладению навыками письма.

ПРИМЕЧАНИЕ: Все оценки, выводы, предложения должны быть изложены практикантом в развернутой форме и внесены в характеристику ученика.



Выводы:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6.2. Определение уровня готовности детей к обучению математике

Каждый ответ оценивается в баллах:

правильный ответ - 5 баллов, ответ с недочетами - 4 балла.

1. Выяснение временных представлений у детей.

Сейчас - утро (день, вечер, ночь)?

2. Выяснение пространственных представлений.

Покажите правую руку (левую руку). Назови предметы, расположенные на стенах классной комнаты наверху, назови предметы, расположенные внизу, посередине.

3. Пересчитай пальцы на руках. Сколько пальцев на правой руке? На левой руке? На какой руке пальцев больше?

4. Положи столько палочек, сколько точек.......

5. (Перед ребенком на парте выложите пять больших красных кружков и семь маленьких синих). Каких кружков больше, красных или синих?

6. (Положите на парте 6 треугольников вверху и 7 внизу). Где треугольников больше: вверху или внизу?

7. Назови цифры, которые знаешь.

8. Определите, до какого числа считает ребенок. Я считаю: 1, 2, 3 ..Продолжите счет.

9. (Перед ребенком раскладываются фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Назови каждую из этих фигур.

10. Составь прямоугольник из двух треугольников. Суммируйте общее количество баллов.

11. У Саши было 20 рублей. За 15 рублей он купил мороженое. Сколько рублей у него осталось? (Перед ребенком выкладываете монеты, просите назвать достоинство каждой).

12. Наберите 40 копеек из предложенных монет.

Вопросы 11,12 рассчитаны на очень хорошо подготовленных к школе учащихся.

Сосчитайте сумму баллов набранную учеником и поделите на максимальное возможное число (60) и умножьте на 100%. Сравните полученный процент с данной шкалой:

0-50% - низкий уровень, 51-75% - средний, 76-100% - высокий уровень



Выводы:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 7. Диагностика социально-психологической адаптации детей к школе

Адаптация к школе – приспособление ребенка к условиям обучения, выражающееся в выработке новых способов поведения, позволяющих справляться с трудностями; - это «перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению» (Я.Л Коломинский).




    1. Карта наблюдения социально-психологической

адаптации детей к школе Таблица 7

Показатели

баллы



итого







1

2

3

4

5




  1. Учебная активность






















Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отве­чает правильно

5



















На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются

4
















Редко поднимает руку, но отвечает правильно

3
















Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопросов

2
















Пассивен на уроке, дает отрицательные ответы или совсем не отвечает, часто пере­писывает готовое с доски

1
















Учебная активность отсутствует (не включается в учебный процесс)

0
















  1. Усвоение знаний (успеваемость)






















Правильное безошибочное выполнение школьных заданий

5



















Небольшие помарки, единичные ошибки

4
















Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой

3
















Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок

2
















Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий: много исправлений, зачеркиваний

1
















Плохое усвоение программного материала по всем предметам: грубые ошибки, большое их количество

0
















  1. Поведение на уроке






















Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя

5



















Выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время, отвлекается от урока

4
















Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищем

3
















Часто наблюдаются скованность в движениях, позе, напряженность при ответе

2
















Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает

1
















Не выполняет требований учителя: большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы)

0



















IV. Поведение на перемене






















Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных коллективных играх

5



















Активность выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из ребят, чтение книг, спокойные игры

4
















Активность ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску)

3
















Не может найти занятия, переходит от одной группы детей к другой

2
















Пассивный, движения скованные, избегает других детей

1
















Часто нарушает нормы поведения, мешает другим детям играть, нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда ему делают замечание (не владеет собой)

0
















V. Отношение к учителю






















Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним

5



















Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, при необходимости сам обращается за помощью

4
















Старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам

3
















Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным

2
















Избегает контакта с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается

1
















Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейшем замечании

0
















VI.Взаимоотношения с одноклассниками






















Общительный, легко кон тактирует с людьми

5



















Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие дети

4
















Сфера общения ограниченна: контактирует только с некоторыми ребятами

3



















Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт

2
















Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему)

1
















Проявляет негативизм по отношению к одноклассникам, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят)

0
















VII. Эмоциональное благополучие






















Хорошее настроение, часто улыбается, смеется

5



















Спокойное эмоциональное состояние

4
















Эпизодическое проявление сниженного настроения

3
















Отрицательные эмоции:

а) тревожность, огорчение, иногда страх;

б) обидчив, вспыльчив, раздражителен.


2
















Признаки эмоционального неблагополучия:

а) отдельные депрессивные проявления, начинает плакать без всяких причин;

б) агрессивные реакции: часто ссорится с детьми, повышает голос


1
















Устойчивые нарушения настроения:

а) преобладание депрессивного настроения;

б) проявление агрессии (вспышки гнева, злости) по отношению к другим детям (может ударить, что-то сломать, затеять драку) и по отношению к учителю


0
















Итого























Определение уровня адаптации

Оценка ситуации

Баллы

Уровни адаптации

Благоприятная

29-35

Высокий

Условно благоприятная

16-28

Средний

Неблагоприятная

0 - 15

Низкий


7.2.Анкета для исследования хода адаптации

(для родителей первоклассников)
Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вари­ант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.
1. Охотно ли идет ребенок в школу?

1.неохотно, 2.без особой охоты, 3.охотно, с радостью, 4.затрудняюсь ответить


2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

1.пока нет, 2.не совсем, 3.в основном – да, 4. затрудняюсь ответить


3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

1.скорее нет, чем да, 2. не вполне, 3. в основном, да, 4.затрудняюсь ответить


4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

1.нет, 2.иногда, 3.довольно часто, 4.затрудняюсь ответить


5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

1.в основном отрицательные впечатления,

2.положительных и отрицательных примерно поровну,

3.в основном положительные впечатления.


6. Как ребенок преодолевает трудности в работе?

1.перед трудностями сразу пасует,

2.обращается за помощью,

3.старается преодолеть сам, но может отступить,

4.настойчив в преодолении трудностей.
7. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

1.сам не может, 2.иногда может, 3. как правило, может, 4.затрудняюсь ответить


8. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается
на них?

1. довольно часто, 2. бывает, но редко, 3. скорее нет, 4.затрудняюсь ответить


9. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

1.нет, 2.скорее нет, чем да, 3.скорее да, чем нет, 4.затрудняюсь ответить


10. Ночью часто просыпается, вскрикивает, «крутится», зовет
родителей?

1. довольно часто, 2. бывает, но редко, 3. скорее нет, 4.затрудняюсь ответить



7.3. Сводная таблица данных класса по итогам диагностики

Таблица 8



Ф.И.О. детей

Внутренняя позиция школьника

Мотивация

Тест Керна-Йерасика

Вербальный субтест

«Графический диктант»

Самооценка

(«Лесенка»)



Рисунок шолы

Доминантная рука

ГО

грамоте


ГО

математике



Адаптация

Средний уровень














































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Описание получившихся результатов

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Диаграмма 1 Уровень адаптации класса

Условные обозначения



Рекомендации:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 8. Характеристика первоклассника

( оформить отдельно на каждого ребенка в печатном виде на листе А4)
8.1 Схема составления психолого-педагогической характеристики первоклассника
Ученика (Ф.И.)________________________________________________

класса_________ школы ________________ города ___________________ на _____20___ - 20___ уч. год


1. Общие сведения о школьнике (возраст, состояние здоровья).

2. Характеристика условий семейного воспитания школьника, (состав семьи, культурно-бытовые условия в семье, особенности взаимоотношений в семейном коллективе, отношение в семье к ученику, забота о воспитании). Кто сопровождает первоклассника в школу. Указать посещал ли ребенок детский сад, или подготовительные к школе занятия.

3. Отношение первоклассника к школе (потребность в обучении, удовлетворенность условиями, преобладающее настроение школьника, степень эмоциональней возбудимости школьника, быстрота протекания и смены эмоций; внешняя выраженность эмоциональных переживаний, эмоциональная устойчивость в напряженной обстановке и при неудачах, умение сдерживать эмоциональные переживания и изменять их, волевые особенности: целеустремленность, настойчивость, самообладание, моральная воспитанность воли и т.д.).

4. Социальная готовность (взаимоотношения с одноклассниками, дружелюбие или конфликтность, одиночество или общительность, соблюдение правил школьной жизни).

5. Личностная готовность (характеристика осознанных мотивов: интересы, их глубина, широта, познавательные интересы). Взгляды и убеждения, уровень сформированности внутренней позиции школьника, стремления стать школьником, его мечты, идеалы. Уровень притязаний (заниженный, адекватный и завышенный, соотношение самооценки и уровня притязаний, характерная для школьника оценка своих возможностей, требовательность к себе, отношение к критическим замечаниям).

6. Интеллектуальная готовность:



  • особенности восприятия, особенности памяти, характеристика внимания: устойчивость, переключаемость, распределение, рассеянность и др., соотношение творческого и воссоздающего воображения,

- степень развития устной и письменной речи, богатство словаря, умение выражать свои мысли в устной и письменной речи;

- степень развития образного и отвлеченного мышления: последовательность и доказательность изложения своих мыслей, умение рассуждать делать выводы, самостоятельность в суждениях и выводах;

- доминирующая рука (праворукость, леворукость, амбидекстр).

7. Характеристика знаний и умений, с которыми пришел ученик:

-  отсутствие или наличие недостатков речи, умения рассказывать; запас стихотворений, сказок, умение пересказывать, декламировать;

-  знание букв, умение читать, качество чтения;

-  умение писать буквы, слова, предложения, владение печатным или рукописным шрифтом, пишет карандашом или ручкой;

-  умения: считать до 10, 20, 100 и обратно, решать примеры и задачи, сравнивать множество предметов, вычислять, складывать, отнимать, умножать, делить; различать и называть геометрические фигуры;

-  умение различать цвета.

-  владение пространственными и временными представлениями (спереди, сзади, сегодня, завтра вчера), общественными представлениями (название города, улицы; где работают папа и мама), представлениями о природе

8. Способности общие и специальные, наиболее выделяющиеся: музыкальные, технические, математические, организаторские и др.; принадлежность к детским организациям, занятия в детских объединениях.

9. Педагогические выводы о степени готовности к обучению в школе и уровне адаптированности или дезадаптированности.

10.Рекомендации. Указать возможные линии психолого-педагогической работы с данным обучающимся (со стороны учителей, родителей, специалистов школы, а также самого школьника).
Дата. Подпись составителя характеристики.



Задание 9. Анализ внеклассного воспитательного занятия


скачать

<< предыдущая   следующая >>
Смотрите также:
Практическое пособие Печатается по решению редакционного совета гоу спо яо ярпк харавинина Л. Н
1364.97kb.
Устройство и эксплуатация водозаборов
2284.37kb.
Учебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделений Казань 2009 ббк 81. 2 Фр. 73 (075. 8) Печатается по решению Совета гуманитарных кафедр Казанского государственного медицинского университета
319.61kb.
Учебное пособие для студентов II курса педагогических университетов Москва 2003 Печатается по решению Ученого Совета Химического факультета мпгу
1131.94kb.
Учебное пособие для студентов мпу москва 2000 Печатается по решению кафедры ито и редакционно-издательского Совета мпу
553.05kb.
Учебное пособие для студентов мгоу москва 2003 Печатается по решению кафедры ито и редакционно-издательского Совета мгоу
567.32kb.
Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2002 Печатается по решению Ученого совета Института специальной педагогики и психологии
1709.92kb.
Печатается по решению редакционно-издательского совета факультета управления, экономики и права кгту
560.85kb.
Учебно-методическое пособие Магнитогорск 2001 Печатается по решению научно-методического совета Орджоникидзевского Центра детского
1648.59kb.
Учебно-методическое пособие по хозяйственному праву могилев, 2013 ббк 67. 3 (2Á) т печатается по решению редакционно-издательского совета
2393.23kb.
Методические рекомендации Самара 2010 ббк 88 п 78 Печатается по решению редакционно-издательского совета
56.92kb.
Учебно-методическое пособие для учителя начальных классов  Махачкала 2009 Печатается по решению ученого совета Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров
1901.66kb.