Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать



Л.Н. Харавинина

Дневник

производственной практики


Первые дни ребенка в школе

(практическое пособие)

Печатается по решению редакционного

совета ГОУ СПО ЯО ЯрПК


Харавинина Л.Н.

Первые дни ребенка в школе: практическое пособие по педагогической практике /под общ. ред. Л.Н. Харавининой. - Ярославль, 2013. - 72 с.


Рецензенты:

Чернявская Анна Павловна, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»,
Кораблева Альбина Александровна, кандидат педагогических наук, преподаватель ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»

Практическое пособие включает основные положения образовательной программы данного вида практики, раскрывающие положения ФГОС СПО специальностей

050146 Преподавание в начальных классах;

050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании; а также рекомендации для обучающихся к выполнению заданий и практический материал по отдельным темам, связанными с адаптационным периодом обучающихся (диагностики, схемы для разработки и анализа разных аспектов образовательного процесса).

Пособие рекомендовано студентам педагогического колледжа, преподавателям-руководителям педагогической практики, учителям базовых школ, а также специалистам различных направлений системы образования.
В данном пособии пункты 1, 2, 4 разработаны Л.Н. Харавининой, диагностический материал в пункте 3 согласован с преподавателем психологии Т.А. Воробьевой.

© ГОУ СПО ЯО Ярославский педагогический колледж, 2013

© Л.Н. Харавинина, к.п.н., 2013


Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ярославской области

Ярославский педагогически колледж

Дневник


по педагогической практике
Первые дни ребенка в школе

студента 4-го курса

группы ____________
___________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

База практики ________________________________

Директор школы ______________________________

Учитель 1 ___ класса __________________________

Руководитель практики ________________________

Период практики ______________________________

Ярославль 201__





Содержание


ВВЕДЕНИЕ

4

  1. Общие положения практики

5

1.1. Виды деятельности студента-практиканта

5

1.2. Обязанности студентов-практикантов

5

1.3. Образовательные результаты педагогической практики

6

1.4. Руководство педагогической практикой

8

1.5. Отчетная документация

9

  1. Примерное планирование педагогической практики

10

  1. Рекомендации по выполнению заданий педагогической практики

13

Задание 1. Перспективный план работы на период практики

Задание 2. Общие сведения о классе

Задание 3. Наблюдение и анализ уроков

Задание 4. Характеристика педагогической деятельности учителя

Задание 5. Психологическая диагностика готовности к обучению в школе

Задание 6. Педагогическая диагностика готовности к обучению в школе

Задание 7. Диагностика социально-психологической адаптации детей к школе

Задание 8. Психолого-педагогическая характеристика первоклассника

Задание 9. Анализ внеклассного воспитательного занятия

Задание 10. Анализ форм взаимодействия с родителями


первоклассников

Задание 11. Вопросы для контроля знаний

Задание 12. Самообразование студента-практиканта

Задание 13. Отчет о проделанной работе на практике



13

14

17



22

26
47


50
58
60

61
63

64

65


4. Контроль и оценка результатов освоения программы практики

66

Литература

71




ВВЕДЕНИЕ

Практика «Первые дни ребенка в школе» уникальна тем, что позволяет получить важный педагогический опыт организации работы с детьми в самую первую неделю включения их в образовательный процесс. Первая неделя в школе – это новый волнительный период жизни и для первоклассника, и для его родителей, и для учителей. Далеко не каждый учитель позволяет войти в класс посторонним людям, когда он настраивает на единый ритм школьной жизни новый класс детей и их семей….

Педагогическая практика является обязательным видом учебной работы обучающегося, входит в профессиональные модули ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования (20ч), ПМ 03 Классное руководство (8ч), ПМ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса (8ч.); общий объем времени – 36часов. Проводится на IV курсах обучения на базе общеобразовательных школ г. Ярославля в течение первой учебной недели. Студенты выступают в качестве помощников классных руководителей.

Целью практики «Первые дни ребенка в школе» является формирование у студентов целостного представления об особенностях педагогического взаимодействия между учителем и обучающимися начальной школы в первом классе, особенностях организации педагогического процесса в первую неделю обучения первоклассника.

Задачами практики являются:

- ознакомление студентов с особенностями педагогического процесса в первые дни обучения ребенка в школе;

- ознакомление с особенностями педагогического взаимодействия учителя с первоклассниками и их родителями в первую неделю учебного года;

- формирование у студентов исследовательских умений, связанных с выявлением уровня готовности детей к обучению в школе;

- формирование компетентности работать с учебной и рабочей документацией разного уровня и направленности;

- раскрытие преемственности в работе с детьми дошкольных учреждений, семьи и школы по подготовке ребенка к школе.

Общие положения практики


    1. В период данного вида практики студенты осваивают следующие виды деятельности:

- наблюдение за особенностями организационно-педагогической деятельности учителя в первую неделю (прием детей, знакомство их с классом, школой, правилами поведения и режимом работы школы, размещение детей в классе, организацией учебной деятельности детей, формирования в реальном педагогическом процессе отношений «учитель-ученик»);

- изучение методики комплектования первых классов;

- планирование работы учителя в первую неделю;

- анализ содержания, организации и методики проведения уроков в первые дни обучения детей;

- оказание педагогической поддержки обучающимся в адаптационный период;

- диагностика выявления уровня готовности детей к обучению в школе (общей и специальной) и интерпретация результатов;

- проведение и анализ внеклассных мероприятий, игр с учащимися;

- педагогическое взаимодействие с родителями первоклассников, педагогическим коллективом школы.
1.2. Обязанности студентов-практикантов

В школах студентов распределяют в I классы по 5–8 человек, в каждой подгруппе и назначается староста.



В период педагогической практики студенты-практиканты обязаны:

  • выполнять правила внутреннего распоряжения администрации школы, руководителей практики;

  • приходить в базовую школу в деловой одежде;

  • выполнять все виды работ, предусмотренной программой;

  • тщательно готовиться к проведению диагностической и воспитательной работы с детьми, предварительно согласовывать ее с учителем класса и утверждать у руководителя практики;

  • присутствовать на всех учебных и внеучебных занятиях, относящихся к педагогической практике;

  • заблаговременно согласовывать с учителем класса выполняемые виды психолого-педагогической диагностики;

  • активно участвовать в анализе педагогической работы; готовить наглядные пособия и дидактический материал к занятиям;

  • ежедневно и аккуратно вести записи в дневнике практики;

  • своевременно оформлять отчетную документацию и сдать её руководителю практики в обозначенный срок.

В каждой подгруппе назначается староста, в обязанности которого входит:

  • учет посещаемости и соблюдения требований к внешнему виду студентами практики;

  • соблюдение графика выполнения заданий и проведения зачетных воспитательных дел студентами;

  • организация группы студентов на анализ наблюдаемого учебного ил воспитательного занятия;

  • контроль своевременной сдачи документации руководителю практики.

1.3. В ходе прохождения практики обучающийся должен [ФГОС СПО]:



иметь практический опыт: (самооценка готовности по 5 баллам)

анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начальной школы;

составления педагогической характеристики обучающегося;

наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

диагностики уровня сформированности педагогических умений, качеств, способностей учителя;

педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;

наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

участия в создании предметно-развивающей среды в кабинете;

изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования, подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов;

презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;


уметь:

  • использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;

  • устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;

  • анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам,

  • анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;

  • выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, и анализировать результаты;

  • формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

  • планировать деятельность классного руководителя;

  • оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;

  • адаптировать имеющиеся методические разработки;

  • сравнивать эффективность применяемых методов начального общего образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста обучающихся;

  • создавать в кабинете предметно-развивающую среду;

  • готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;

  • организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединений;

  • осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;

  • создавать условия для формирования благоприятного психо-логического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

  • помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;

  • составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);

  • вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими);

  • организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

  • изучать особенности семейного воспитания младших школьников;

  • формулировать цели и задачи работы с семей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

  • анализировать процесс и результаты работы с родителями;

  • определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;

знать:

  • специфику деятельности учителя начальных классов;

  • теоретические и методические основы деятельности классного руководителя;

  • особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников;

  • требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;

  • программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;

  • вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

  • воспитательные возможности урока в начальной школе;

  • педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках;

  • логику анализа уроков;

  • виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению;

  • методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления;

    • возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;

    • основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;

    • особенности процесса социализации младших школьников;

  • особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования;

    • особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;

    • педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды в кабинете;

  • основы делового общения;

  • особенности, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);

  • особенности современной семьи;

  • содержание и формы работы с семьей;

    • источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта.

1.4. Руководство педагогической практикой

Руководители практики

  • принимают участие в конференциях по практике;

  • осуществляют инструктаж учителей школ;

  • распределяют практикантов по рабочим местам;

  • осуществляют методическое руководство и контроль над деятельностью студентов;

  • присутствуют на отдельных уроках учителей школ, на зачетных занятиях практикантов, анализируют их вместе со студентами;

  • организуют диагностическую работу студентов-практикантов;

  • по окончании практики проверяют документацию студентов, оценивают их работу, оформляют аттестационный лист.

Учителя школы:

  • знакомят практикантов с рабочей документаций своего класса;

  • оказывают помощь в выполнении работ, предусмотренных программой практики.


1.5. Отчетная документация

Оценка за практику выставляется за правильное выполнение заданий и своевременное оформление отчетной документации:

  1. заполненный дневник педагогической практики (задание 1 - 13),

  2. конспекты наблюдаемых уроков с разными видами анализа (задание 3);

  3. результаты диагностической работы (работы детей) по изучению готовности ребенка к обучению в школе (ГОШ), школьной мотивации, уровня адаптированности (задания 5, 6, 7) ,

  4. характеристика школьника и рекомендации работы с ним (задание 8),

  5. характеристика /социальный портрет класса (задание 2),

  6. 2-3 методические разработки по взаимодействию с детьми (конспект «Как я проведу День знаний», сценарий классного часа на первой неделе работы с детьми, игры на переменах) (задание 9),

  7. 2 методические разработки по взаимодействию с родителями первоклассников (протокол первого родительского собрания о подготовке к 1 классу и конспект тематической встречи «Особенности адаптации младшего школьника к условиям начальной школы») (задание 10),

  8. отчет о практике с самооценкой своей деятельности (задание 13),

  9. характеристика работы студента с отметкой (в баллах) об освоении общих и профессиональных компетенций, которая заполняется учителем и руководителем практики (Лист контроля).



2. Примерное планирование педагогической практики

Содержание учебного материала,

самостоятельная работа обучающихся

Часы

1

Установочная конференция

Изучение программы практики и заданиями по каждой теме. Инструктаж по их выполне­нию. Составление перспективного плана работы на период практики с ориентиром на конечный результат. Оформление дневника практики. Знакомство студентов-практикантов с организацией практики, правилами ведения документации, системой оценивания работы и подведения итогов педагогической практики.





2

Знакомство с особенностями воспитательной системы школы

Встреча-беседа с администрацией учебного заведения об истории, традициях, перспективах развития школы, системообразующей деятельности, принципах и особенностях воспитательной системы.

Распределение студентов по классам. Оказание помощи учителю в подготовке класса к 1 сентября.


3

Особенности работы учителя начальных классов с родителями первоклассников

Посещение родительского собрания. Стиль педагогического общения учителя начальных классов с родителями.

Наблюдение за процессом встречи детей и беседой с родителями до и после учебного дня.







Самостоятельная работа:

  1. Оформление дневника практики.

  2. Подготовка диагностического материала для изучения уровня готовности детей к школе.

  3. Изучение условий соблюдения санитарно-гигиенических требований в классе.




4

Знакомство с особенностями воспита­тельной работы класса

Организация наблюдения практикантов за своеобразием проведения первого дня занятий. Организация помощи учителю в проведении первого дня: - участие в празднике; прием и отправление ребят домой; подписывание тетрадей.

Знакомство детей с классом, школой, правилами поведения в ней.


6 ч


5

Изучение школьной документации учителя

Школьная документация учителя начальных классов, которую готовит к началу образовательного процесса: образовательные программы, КТП, Планирование работы учителя в первую неделю. Знакомство с порядком и методикой комплектования первых классов.



6

Изучение предметно-развивающей среды в кабинете учителя начальных классов

Условия успешного обучения. Требования к кабинету начальных классов (санитарно - гигиенические, педагогические).

Оборудование и оснащение кабинета.

Обеспечение внеурочной деятельности в системе воспитательной работы школы.











Самостоятельная работа:

  1. Изучение сайта школы.

  2. Подготовка наглядных пособий.

  3. Написание реферата «Как бы я организовал первое сентября».



7

Изучение особенностей организации учебного процесса в первом классе в первую неделю

Содержание, организация и методика проведения уроков в первые дни обучения детей. Наблюдение и анализ первых уроков в 1 классе. Работа над усвоением первоклассниками правил обращения с портфелем, ручкой, тетрадью, учебниками





8

Изучение особенностей организации внеучебного процесса в первом классе

Знакомство с организацией перемен, питанием в столовой. Инструкция о проведении игр и физкультминуток. Требования к рассадке детей в классе, приемы рассадки. Участие в проведении внеучебных форм работы с детьми. Расписание уроков.



9

Анализ уроков в первом классе

Типология уроков в начальной школе. Посещение, наблюдение и ведение протоколов уроков, овладение разными видами анализа уроков.

Изучение педагогического мастерства учителя.





Самостоятельная работа

  1. Оформление протоколов и анализов наблюдаемых занятий (4 - 6).

  2. Ведение записей по организации урочной и внеурочной деятельности в школе.

  3. Схема оборудования кабинета в начальной школе.

  4. Изготовление наглядных пособий, дидактического и раздаточного материала.

  5. Подготовка к итоговому внеклассному занятию.




10

Наблюдение за учащимися в ходе посещения уроков

Наблюдение за учащимися в ходе посещения уроков: учебные отношения в классе; познавательная активность учащихся; отношение к школь­ным предметам; стили общения учащихся между собой и с учителем на уроке; приемы активизации учебной деятельности, используемые учителем, а также мо­тивация школьников на уроке; «фотография» распределения учебного времени на уроке отдельными учащимися.



8 ч


11

Изучение школьников, портрет класса

Изучение школьной документации. Составление социального паспорта класса с информацией о количестве учащихся, их половозрастном составе, социальном составе, психолого-педагогических и физиологических особенностях контингента и т.д.



12

Определение общей готовности ребенка к обучению в школе

Проведение диагностик по выявлению уровня общей ГОШ, обработка и анализ результатов. Выявление отношения детей к школе (беседа о школе), изучение мотивации, тест Керна-Йерасека, «Графический диктант», «Домики», «Лесенка» и др.



13

Определение специальной готовности первоклассника к обучению в школе. Ознакомление с особенностями физиологического развития ребенка 7г.жизни. Диагностика готовности к обучению чтению, письму, математике и др.

14

Диагностика адаптированности ребенка к школе

Наблюдение за процессом адаптации детей к школе, заполнение карт наблюдения, беседа с родителями первоклассников.





15

Психолого-педагогическая характеристика ученика

Составление психолого-педагогической характеристики на ребенка-первоклассника с оценкой уровня ГОШ на основе данных, полученных в ходе наблюдения, бесед; анализа документов (характеристики из ДОУ, анкеты родителей); анализа продуктов деятельности (рисунок, поделки и т.д.) и тестирования.



16

Подготовка и проведение праздника для первоклассников

Составление сценария праздника на тему «Теперь мы первоклассники», репетиция с привлечением детей, выступление и анализ деятельности.






Самостоятельная работа

  1. Оформление протоколов и анализов наблюдаемых занятий.

  2. Анализ и интерпретация данных диагностик.

  3. Составление психолого-педагогических характеристик на 2-3 первоклассников с рекомендациями по дальнейшему развитию.

  4. Разработка родительского собрания «Особенности адаптации младшего школьника к условиям обучения. Как помочь ребенку дома?»

  5. Оформление дневника педагогической практики, отчета по практике



17

Оформление отчетной документации

Рефлексия по итогам практики. Ответы на вопросы контроля.

Оформление документации в портфолио.

Оформление аттестационного листа практики.





18

Защита творческих разработок

Подведение итогов практики, выводы и предложения по совершенствованию проведения данного вида практики.






Итого: 36ч

3. Рекомендации по выполнению заданий практики
Задание 1. Календарный план работы на период практики

Таблица 1





Вид деятельности

Дата

Отметка

































































































































































































































































































































































































Задание 2. Общие сведения о классе

Расписание звонков в школе

I смена
Режим работы класса




понедельник

вторник

среда

четверг

пятница































































скачать

следующая >>
Смотрите также:
Практическое пособие Печатается по решению редакционного совета гоу спо яо ярпк харавинина Л. Н
1364.97kb.
Устройство и эксплуатация водозаборов
2284.37kb.
Учебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделений Казань 2009 ббк 81. 2 Фр. 73 (075. 8) Печатается по решению Совета гуманитарных кафедр Казанского государственного медицинского университета
319.61kb.
Учебное пособие для студентов II курса педагогических университетов Москва 2003 Печатается по решению Ученого Совета Химического факультета мпгу
1131.94kb.
Учебное пособие для студентов мпу москва 2000 Печатается по решению кафедры ито и редакционно-издательского Совета мпу
553.05kb.
Учебное пособие для студентов мгоу москва 2003 Печатается по решению кафедры ито и редакционно-издательского Совета мгоу
567.32kb.
Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2002 Печатается по решению Ученого совета Института специальной педагогики и психологии
1709.92kb.
Печатается по решению редакционно-издательского совета факультета управления, экономики и права кгту
560.85kb.
Учебно-методическое пособие Магнитогорск 2001 Печатается по решению научно-методического совета Орджоникидзевского Центра детского
1648.59kb.
Учебно-методическое пособие по хозяйственному праву могилев, 2013 ббк 67. 3 (2Á) т печатается по решению редакционно-издательского совета
2393.23kb.
Методические рекомендации Самара 2010 ббк 88 п 78 Печатается по решению редакционно-издательского совета
56.92kb.
Учебно-методическое пособие для учителя начальных классов  Махачкала 2009 Печатается по решению ученого совета Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров
1901.66kb.