Главная стр 1
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Старомокшинский лицей»


Конкурс «Учитель года-2008»


Превращение и круговорот воды в природе.

План-конспект урока «Окружающий

мир» в 3 классе.

Учитель первой квалификационной

категории Хамидрахимова Р.Н.

2008 г.
Тема: «Превращение и круговорот воды в природе».



Целевое назначение урока:

применение усваиваемых знаний или способов учебных действий , в условиях решения учебных задач и упражнений


Задачи:

  • обучающая:

сформировать представление о круговороте воды , как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды. (переход из одного состояния в другое);

  • развивающая:

развивать логическое мышление , воображение, восприятие , память, наблюдательность; умение обобщать и делать выводы;

  • воспитательная:

формировать знания об экологической целостности природы; о бережном отношении к ней.
Тип урока: урок овладения новыми умениями, урок формирования первоначальных навыков.
Вид урока: урок с применением информационно-компьютерных технологий.
Оборудование:

  1. Капля-капитошка – эмблема символ воды.

  2. Индивидуальные карточки для проверки домашнего задания.

  3. Применение мультимедийной аппаратуры.

  4. Учебник «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова.

  5. Выставка литературы. ( Энциклопедия , Мир вокруг нас, Я познаю мир)


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Дети входят в класс под музыку «Дождь пойдет по улице» (сл.С.Козлова , муз.В.Шаинского ).
Учитель:

Добрый день! Добрый день!

Заниматься вам не лень?
Дети: Добрый день! Добрый день!

Заниматься нам не лень!


Учитель: Здравствуйте, ребята!

Добрый день!


Учитель: Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Мы ее не замечаем, мы привыкли что вода-

наша спутница всегда!.

Ребята, вы догадались о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Молодцы!)

Сегодня мы продолжим разговор о воде. Узнаем много интересного о ней.




  1. Актуализация прежних знаний.

Учитель проводит краткий опрос по вопросам раздела

«Проверь себя!»

- Какова роль воды в жизни организмов?

- Какие свойства воды вы знаете?

- Как можно очистить загрязненную воду?

- Расскажите о составе воды.
Пока учитель работает с классом, трое учеников получают индивидуальные задания .
Задание №1.

-Прочтите предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова.

Вода ...... ( расширяется) при нагревании и ..... ( сжимается) при охлаждении . В воде растворяются некоторые вещества , потому что вода хороший ....... ( растворитель) Воду можно очистить с помощью ........( фильтра)
Задание№2

Вода-растворитель. Как проявляется это свойство в природе?

Приведите примеры. Ответ напишите.
Ответ: Образуются пещеры. Вода разрушает горные породы, изменяет поверхность Земли. В морях, океанах, некоторых озерах вода соленая на вкус. Благодаря растворяющим свойствам воды образуются минеральные источники.
Задание №3.(перфокарта).

-Какие свойства имеют воздух и вода?

Выберите из таблицы эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами:




Свойства




Ответы

1

2

3



4

5

6



7

8


Без цвета;

не имеет запаха;

расширяется при нагревании;

сжимается при охлаждении;

растворитель;

плохо проводит тепло;

прозрачность;

текучесть.


Воздух


1,2,3,4,6,7


Вода


1,2,3,4,7,8


Три состояния воды.


Вода о себе так говорит:

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.
- Как вы это понимаете?
Учитель показывает иллюстрации. ( слайды 5-6).
-Что объединяет данные иллюстрации? ( Здесь изображена вода. Вода в природе существует в трех состояниях. Слайд 7).
- Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии ? ( это лед на реках, айсберги, сосульки, снег. Слайд 8) Ученик выступает с сообщением об айсбергах.
- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? ( туман, пар. Слайд 9-11) Ученик выступает с сообщением о тумане.
- Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии ( моря , реки, океаны, озера, ручьи. Слайд 12).

Ребята вы очень хорошо поработали , а теперь отдохнем и отправимся в путешествие.


Физминутка.


  1. Сообщение нового материала.

Путешествие воды. Сегодня на уроке мы с вами узнаем о путешествии воды, и поможет нам в этом «Капля-Капитошка». (12слайд).

Учитель от имени Капитошки читает:

«Жил я когда-то в большом, большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестры и братья , нас было очень много. Жили мы весело , играли в разные игры.

Однажды в жаркий день мы так разыгрались , что я оторвался от своих братьев и сестер , стал невесомым, легким и полетел вверх. О чем сейчас нам рассказал Капитошка? Что произошло с водой в жаркий день?
Ученики: Вода испарилась. ( слайд 13).


Лед



Вода

Пар


Учитель: Какое знакомое слово, вы увидели в слове «испарение» ?

Ученики: Пар.

Учитель: Подумайте и скажите , в какое состояние перешла вода при испарении?

Ученики: Газообразное.

Учитель: Давайте вспомним в какую погоду высыхает белье?

Ученики: В жаркую.

Учитель: Многие хозяйки вывешивают белье на улицу и зимой. Какой можно сделать вывод?

Ученики: В холодную погоду тоже происходит испарение.

Слушаем дальше рассказ Капитошки.
«Летел я летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стал встречать своих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, что бы хоть как-то согреться.» какой процесс описывает Капитошка? ( Когда холодный воздух встречается с теплым высоко над землей в атмосфере, газообразные частицы воды начинают притягиваться друг к другу, превращаясь в капли).
- Во что они превращаются зимой. ( В льдинки).

Этот процесс перехода конденсацией. ( Словарная работа. Слайд 16).

Слушаем дальше:

«Мы превратились в большую, тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я еще побываю и что нового увижу?»


Учитель: в виде чего выпала на землю капля?

Ученики: в виде осадков.

« И приземлился я в речку, и снова встретился там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали жить весело. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал , когда же такой момент наступит снова.»
Учитель: Постарайтесь воспроизвести последовательность путешествия капли. ( испарение, конденсация, осадки и снова испарение).Слайд 17
Теперь когда вы уже многое узнали о чудесных превращениях воды , настало время узнать о самом важном , о круговороте воды в природе. Слайд. 18.
Круговорот воды в природе происходит непрерывно : где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков .

Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода , но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.

Подумайте , что было бы , если вся вода на Земле стала грязной , а потом совсем исчезла? ( ответы учащихся).
Учитель: Докажите, что вода –источник жизни.

Какие меры предпринимает государство , чтобы сохранить воду чистой ?

Ученики: (Создает заповедники, заказники, на предприятиях, используют очистительные сооружения).
Учитель: А как же вы сами можете сохранять , беречь воду?

Ученики: ( не загрязнять, не мыть технику в водоемах, экономить воду)


Итог урока : А сейчас ребята вы ответите на следующие вопросы .

Слайд 19.



  1. Вода встречается в природе в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

Варианты ответов: 1. Да . 2 Нет.

2) Вода превращается в лед при температуре +10

Варианты ответов: 1. Да . 2 Нет.

3) Лед и снег –вода в твердом состоянии.

Варианты ответов: 1. Да . 2 Нет.

4) При превращении в лед вода сжимается.

Варианты ответов: 1. Да . 2 Нет.

5) Водяной пар –вода в газообразном состоянии.

Варианты ответов: 1. Да . 2 Нет.
Вывод урока: Вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Слайд 20-22.

-Чем понравился урок?



-А что больше всего понравилось? Слайд 23.
Оценивание учащихся. Выставление оценок в дневники.
Домашнее задание: Слайд 24.

  • Прочитать материал в учебнике на странице 53-56.

  • Нарисовать кадры диафильма «Путешествие капли – Капитошки». (Слайд 22).

А кто захочет написать сказку , найдет интересный материал о воде, то присылайте мне по электронной почте, а я буду ждать. (myud80@mail.ru)
скачать


Смотрите также:
«Превращение и круговорот воды в природе»
73.7kb.
Круговорот в природе химических элементов и воды, осуществляемый при участии живых организмов, изучает раздел науки
118.48kb.
«Вода в природе»
91.15kb.
Внеклассное мероприятие «Поющий родник»
108.01kb.
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах, роль организмов разных царств в нем
13.56kb.
Гидросфера. Что такое Гидросфера? Мировой круговорот воды. (6 класс)
85.64kb.
Занятие по экологии в старшей группе «путешествие капельки»
72.24kb.
Урок биологии 7 класс Чистая вода
74.45kb.
Тема. Вода. Качество питьевой воды. Очистка воды
48.37kb.
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны
99.07kb.
Исследование «Уникальные свойства воды» Цели урока: Обучающие Формирование и дополнение знаний о свойствах воды
101.2kb.
Вода — растворитель
74.35kb.