Главная стр 1
скачать
Тема урока: Предельные углеводороды.

Цель урока: изучение класса органических соединений – алканов.

Задачи: сформулировать знания учащихся о пространственном строении алканов, дать понятия о гомологах, ознакомить с правилами составления названий орг. соединений по систематической номенклатуре, рассмотреть способы получения, химические и физические свойства алканов, показать взаимосвязь между строением и свойствами, познакомить с основными областями применения насыщенных углеводородов, продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы; развить навыки культуры общения,воспитывать экологически образованную личность и ответственное отношение к учебе.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Вид урока: лекция + элементы самостоятельной работы учащихся.

Оборудование: Таблицы: “Строение метана”; “Строение этана и бутана”;

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка знаний

Фронтальная беседа (5 мин).

Что называется органической химией?

Что является теоретической основой органической химии?

Кто и когда сформулировал теорию строения органических соединений?

Назовите основные положения этой теории и объясните их.

Что называется изомерией? Приведите примеры.

III. Сообщение новых знаний

1. Понятия об углеводородах.

Углеводороды – это органические соединения, состоящие из двух элементов - углерода и водорода.

Таких соединений очень много. Алканы – название предельных углеводородов по международной номенклатуре. Исторически алканы называют парафинами, что в переводе с латинского языка означает малоактивный. Алканы по сравнению с другими углеводородами относительно менее активные.

Их также называют насыщенными, т.к. все валентности атомов С насыщены атомами водорода. Простейшим представителем предельных углеводородов является метан.

2. Особенности пространственного строения предельных углеводородов. Современные представления о строении вещества не сводятся только к установлению порядка соединений атомов, но также включают рассмотрение пространственного строения молекул и электронной природы химических связей.

Предлагается написать молекулярную, электронную, структурную формулы метана, выяснить, что они показывают.



СН4 – молекулярная формула (качественный, количественный состав);

– электронная формула (ковалентная полярная связь);

– структурная формула (порядок соединения атомов в молекуле).

Но данные формулы не отражают истинного строения молекул метана. Молекула метана не имеет плоского строения, как можно представить на основании структурной формулы.



Работа с моделями молекулы метана

Молекула метана в действительности имеет форму тетраэдра. Тетраэдр – это пирамида, в основании которой лежит равносторонний треугольник. В центре тетраэдра находится атом углерода, а все его четыре валентности направлены к вершинам тетраэдра. Физическими методами исследования установлено, что валентные углы равны 109о28'.



3. Гомологический ряд метана.

Существует много углеводов, сходных с метаном, то есть гомологов метана. В их молекулах имеются 2, 3, 4 и более атомов углерода. Каждый последующий углеводород отличается от предыдущего группой атомов СН2. Например, если к формуле СН4 прибавить группу СН2, получим следующий углеводород С2Н6 – этан – гомолог метана. Группа СН2 называется гомологической разностью.

Для предельных углеводородов характерна общая формула: СnH2n+2, где n – целое число атомов углерода. Пример:

n=5 C5Н2Х5+25Н12 – пентан

n=8 C8Н2Х8+28Н18 – октан

Работа с учебником стр. 189 (таблица).

Для названия углеводородов используют две номенклатуры: историческую (случайные названия) и систематическую.

IV.Закрепление знаний. Работа с учебником.

V. Выводы.

В конце урока учащиеся записывают выводы, вытекающие из содержания изученного материала .

Алканы (предельные углеводороды) характеризуются общими свойствами, на основании которых объединяются в гомологические ряды:

имеют общую формулу СnH2n+2;

все атомы углерода находятся в них в состоянии SP3-гибридизации;

имеют прочные ковалентные (сигма) связи;

на основе их свойств алканы широко используются в различных сферах деятельности человека.

Свойства алканов находятся в зависимости от электронно-пространственного строения, прочных химических связей.



Итоги урока. Домашнее задание : изучить §51, выучить названия и формулы, задание 7,8
скачать


Смотрите также:
Предельные углеводороды
32.97kb.
Предельные углеводороды. Непредельные углеводороды
83.2kb.
Дидактический материал по органической химии Предельные углеводороды
64.57kb.
Семинар по теме: «Предельные углеводороды»
29.61kb.
«изучаем предельные углеводороды»
26.11kb.
Урок по теме "Предельные углеводороды. Химические свойства"
87.23kb.
Номенклатура июпак (систематическая номенклатура) предельные углеводороды ( алканы )
26.99kb.
Углеводороды. Ароматические углеводороды (арены)
140.29kb.
Семинар по теме «предельные углеводороды: строение, свойства, получение и применение»
18.9kb.
Название : Организация экономики фармации
514.75kb.
Организация экономики фармации. Основы менеджмента 2011
2637.21kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Органическая химия»
52.5kb.