Главная стр 1
скачать
ОПИСАНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ КАК ВИД ТЕКСТА; СТРУКТУРА ТЕКСТА, ЕГО ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Цели:

  • Совершенствовать навыки устной и письменной речи;

  • Расширить словарный запас обучающихся;

  • Научить описывать памятник архитектуры;

  • Подготовить обучающихся к описанию памятника А.С. Пушкину в Москве.


Оборудование и материалы: презентация к уроку; проектор; раздаточный материал; толковые словари русского языка.
Методические приёмы: объяснение учителя, выразительное чтение, словарная работа, составление плана, беседа, конструирование предложений, устное сочинение.
Примечание: если позволяет время, следует уделить этой теме два сдвоенных урока.
Ход урока


  1. Организация урока. Вступительное слово учителя

У ч и т е л ь: Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с описанием памятника как произведения архитектуры.

Что такое описание? (Тип речи.)

Что мы описывали в 5-7 классах? (Игрушки, животных, помещение, внешность человека, природу, трудовые процессы.)

Описывать можно также и памятник. Назовите известные вам памятники людям: учёным, композиторам, художникам, писателям.
II. Работа с учебником

Словарная работа. Записать в тетради слова в рамках: постамент, пьедестал, достопримечательность, искусство, искусный.


III.Описание памятника А.С. Пушкину в Москве
У ч и т е л ь: Сегодня мы с вами узнаем историю создания одного из самых известных памятников великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. (Открываем презентацию «Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности».)
Слайд 1

Изобрази ты в нём поэта,

Чтоб в царстве мысли царь был он,

Исполнен внутреннего света,

Да им и нас бы им охватил.

(А.Н. Майков)


Слайды 2-10

В центре Москвы, на площади, носящей имя А.С. Пушкина, стоит памятник, на котором высечено лишь одно слово: «Пушкину».

С Москвой были связаны у поэта самые яркие «впечатления бытия». Здесь он родился, провёл своё детство. Московские улицы, переулки и дома бережно хранят память о Пушкине. В Москве, на Тверском бульваре, у входа на Страстную площадь, был поставлен и первый памятник поэту.

Место для памятника на бывшей Страстной площади было выбрано неслучайно. Всё здесь связано с именем поэта. Кругом здания, в которых Пушкин бывал не раз.

Памятник поэту был сооружён на деньги, собранные по всенародной подписке.

В воззвании комитета по созданию памятника Пушкину написано:

«Значение Пушкина так сознаётся всеми, права его на памятник так несомненны, что к сказанному прибавлять нечего. Пусть только всякий сочувствующий великому поэту принесёт свою посильную лепту: как бы ни была она ничтожна сама по себе, она получит свой вес в итоге пожертвований…»

Создатель памятника скульптор Александр Михайлович Опекушин вспоминал: «…В течение ряда лет ночи не спались как следует. Было три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени».

Лучшей была признана модель Опекушина, как соединившая, по мнению участников конкурсного комитета, «в себе с простотою, непринуждённостью и спокойствием позы тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта».

Наступило 6 (по старому стилю 18) июня 1880 года. Москва в тот день выглядела празднично. Толпы народа двигались к страстной площади.

Дали знак, одеяло медленно поползло вниз. Прекрасный памятник предстал перед взорами тысяч людей в своей величественной простоте.

Открытие памятника Пушкину было большим событием в жизни русского общества. Много лет прошло со дня открытия памятника, но он продолжает восхищать нас и сегодня.

Памятник хорошо просматривается с любой стороны как вблизи, так и издали.

Скульптор сумел передать не только портретное сходство, но и нашёл удобную позу. Поэт как бы остановился в глубокой задумчивости во время прогулки. При взгляде на памятник внимание зрителя сосредоточивается на статуе поэта, на выражении немного задумчивого его лица.

Постамент окружают четыре чугунных светильника. Они прекрасно гармонируют со статуей, образуя единый композиционный ансамбль.

Зимой и летом у подножия памятника всегда живые цветы. Их приносят те, кому дорого и близко светлое имя − Пушкин.


IV.Индивидуальные задания к уроку. Дополнительный материал. Выступления учащихся. Групповая работа.


    • История создания памятника А.С. Пушкину.

    • Уникальность памятника работы А.М. Опекушина.

    • Надписи на пьедестале.


V.Собирание материала к сочинению
Слайды 11-14

Вопросы:



  • Как называется памятник? Где он сооружён? Когда сооружён?

  • Кто автор этого памятника?

  • Каков общий вид памятника?

  • Каким скульптур изобразил Пушкина?

  • Как передано в лице поэта состояние творческого вдохновения? Обратите внимание на позу поэта, выражение его лица, одежду, положение рук. Что у него в левой руке? Во что он одет?

  • Благодаря чему в фигуре создаётся впечатление движения?

  • Детали памятника и его пьедестал подчинены общему замыслу. Как это проявляется?

VI. Работа над черновиком
Слайд 15

Примерное начало: «В центре Москвы, на площади, носящей имя А.С. Пушкина, стоит памятник, на котором высечено лишь одно слово: «Пушкину».

Примерное заключение: «Зимой и летом у подножия памятника всегда живые цветы. Их приносят те, кому дорого и близко светлое имя − Пушкин».
VII. Подведение итогов урока

VIII. Домашнее задание

Написать сочинение-описание памятника А.С. Пушкину в Москве.



.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: Экзамен, 2010.
2. Крейн А.З. Памятник (1880—1980): К столетию открытия в Москве памятника Александру Сергеевичу Пушкину работы А. М. Опекушина / Художник В. В. Кошмин. — М.: Советская Россия, 1980

3. Рабочие программы по русскому языку (5-11 классы) по программам: М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, А.И. Власенкова / Составитель Г.М. Вялкова. – М.: Планета, 2010.
4. Русский язык. Уроки развития устной и письменной речи с применением информационных технологий. 8-9 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. – М.: Планета, 2012.
5. Русский язык. 5-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
скачать


Смотрите также:
Презентация к уроку; проектор; раздаточный материал; толковые словари русского языка
50.73kb.
Описание внешности человека
125.68kb.
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
58.76kb.
«Сложение и вычитание многочленов»
93.26kb.
Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка"
104.41kb.
Урок литературы в 5 классе по теме: «Удивительный мир сказки П. Ершова «Конёк-горбунок»
131.53kb.
Обработка числовой информации в Excel
152.84kb.
Решение уравнений и систем уравнений с помощью электронных таблиц
54.15kb.
«Теорема Пифагора»
42.3kb.
Динамическое развитие
16.57kb.
Графический способ решения систем уравнений
34.94kb.
Занятие №1 Словари и речевая культура (2 часа) План Теоретическая часть. Дать характеристику следующим словарям
340.7kb.