Главная стр 1
скачать
государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Зимовниковский педагогический колледж»

Направление: учебно-методическое обеспечение специальности-

050146- Преподавание в начальных классах

Интегрированный подход к формированию коммуникативной компетентности студента педагогического колледжа

Направление: учебно-методическое обеспечение специальности 050146- Преподавание в начальных классах

Жанр: описание системы работы

Участник конкурса:

Преподаватель филологических дисциплин

Ханина Людмила Анатольевна
Интегрированный подход к формированию коммуникативной компетентности студента педагогического колледжа
В последнее время все чаще и чаще отечественные школы заявляют о наличии серьезных недостатков в развитии коммуникативной компетентности детей. Это связывают со снижением уровня читательской культуры, отсутствием у учителей педагогических навыков в организации ситуаций, требующих от учеников речевой активности.

Для старших школьников в возрасте 14–17 лет обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе школьника именно коммуникативная компетентность начнет играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.

В этой связи проблема коммуникативной компетентности нашла отражение в следующих законодательных федеральных документах: в Законе об образовании, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., в национальных проектах Президента Российской Федерации и др. Так, в Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку говорится о языковой и коммуникативной компетенции как о сквозных линиях, пронизывающих весь курс языка.

Исследования состояния проблемы формирования коммуникативных умений в практике современной школы показали, что учителя недостаточно готовы к системной работе по формированию коммуникативных умений учащихся. Указываются разные причины: отсутствие необходимой методической литературы; трудности при выделении критериев сформированности коммуникативных умений; недостаточная профессиональная компетентность в данном виде деятельности.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Овладение  коммуникативной  компетентностью – необходимое условие  формирования  социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому.

Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие  коммуникативных  способностей. Для формирования коммуникативной компетентности учащихся необходимо наличие высокого уровня коммуникативной компетентности у самого учителя.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах в требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы отражает формирование способностей, входящих в коммуникативную компетенцию. К ним можно отнести такие способности, как организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Овладение основными видами профессиональной деятельности требует умения определять цели и задачи, планировать, проводить, анализировать уроки; осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения; определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать, проводить внеурочные занятия; проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты; обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания; координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом; оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

В основе формирования коммуникативной компетентности студента – будущего учителя лежит комплексное использование педагогических и дидактических условий.

Относительно организации урочной деятельности Л. С. Выготский указывал на необходимость соблюдения двух «правил интереса», которые должен соблюдать учитель в урочной работе, а именно:

1) связности между предметными знаниями при изучении курса;

2) умения сделать преподавание концентричным, то есть дать предмет в кратком, упрощенном виде сразу и в полном объеме, а затем возвращаться для углубленного и расширенного изучения с множеством фактов, обобщений и выводов – «там, где все знакомо, интерес возникает сам собой» и активизирует мышление.

В Зимовниковском педагогическом колледже создана экспериментальная площадка «Интегративно-креативная модель современного гуманитарного образования».

Интегративно-креативная модель современного гуманитарного образования предполагает интеграцию двух высокоэффективных технологий обучения – блочно-модульную и интегративно-креативной диалогики. Интеграция вышеназванных технологий, используемая в МДК 01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению являющемся частью ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050146 Преподавание в начальных классах, предполагает и интеграцию содержания учебных предметов, и интеграцию методов обучения.

Практикой и научными исследованиями учёных (А.Я.Данилюк, В.Т.Фоменко, К.Ю.Колесина, О.Г.Гилязова, А.Г,Кузнецов и др.) доказано, что содержание учебного материала может структурироваться на различных уровнях интеграции и различными подходами.

Нами используются различные виды интеграции:

- внутрипредметная интеграция – первый блок предполагает ознакомление студентов с теоретическими сведениями по истории развития детской литературы и выразительному чтению, материал подаётся концентрично, в кратком виде, сразу в полном объеме, а углубление знаний и развитие умений применения их на практике с множеством фактов, обобщений и выводов происходит при изучении произведений в последующих блоках; происходит всё большее усложнение соотношений элементов, углубление познания;

- межпредметная интеграция (использование межпредметных связей: предшествующих, сопутствующих, перспективных) - дисциплины «Прктикум по выразительному чтению» (стержневой предмет), «МПРЯ в начальных классах», «Детская литература», «Культура речи», «Литературоведение», «История России»;

- межпредметная интеграция (интегрированный урок) – «Выразительное чтение как многоплановый объект, информация о сущности которого содержится в дисциплинах «Практикум по выразительному чтению», «Культура речи», «МПРЯ в начальных классах», «Слово о писателе …» как фрагмент урока литературного чтения в начальных классах», «Содержание различных программ по литературному чтению: принципы отбора, структура распределения произведений, методика освоения» и др. Самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой сохраняется.

Озвучивание блоков ведётся на основе диалога, так как «чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи – с ними можно только диалогически общаться» (М.Бахтин). Специфический признак предмета – диалоговое общение на уроках литературы, потому что в общение с читателем-студентом вступает автор, другие писатели, критики, студенты, преподаватель и время.

В.В.Преподобная отмечает, что «таким образом создаётся своеобразное художественно-педагогическое произведение, в основе которого лежат сквозные литературные проблемы (дети и война, человек и природа, человек и общество, развитие жанра сказки, поэзия в детском чтении и др.), сквозные сюжеты (библейские сюжеты, путешествия и т. д.). В создании такого произведения участвуют сами студенты, причём, возможен уход от замысла учителя и от сюжета урока, так как творчество предсказать сложно».

Правильная и своевременная замена одного вида деятельности другим, расчленённость блока на фрагменты способствуют снятию перенапряжения, перегрузки студентов. Фрагменты являются не бесцельным чередованием методов и приёмов, не искусственным объединением не связанных между собой частей, а представляют нечто цельное, имеющее идею, смысл, назначение.

Интегрированный урок, проведенный в контексте крупного блока, отвечает всем художественно- коммуникативным задачам. Общение на таком уроке не только выполняет функции познания людьми друг друга, организации и регулирования межличностного общения, обмена информацией, но и создаёт атмосферу коллективного эмоционального переживания, которое, при условии воплощения замысла, поднимается до эстетического. Предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.

Интеграция технологий позволяет интегрировать методы, способствующие формированию коммуникативной компетентности. Выбор методов обусловливается целями обучения, содержанием учебного материала, профессиональной мотивацией обучающихся, необходимостью развития коммуникативных умений и навыков, нужных в практической деятельности.

Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают активные методы обучения. Нами используются следующие методы формирования коммуникативной компетенции:

- ориентированные на устную коммуникацию (все формы учебного диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры, предполагающие роли говорящего и слушающего, задающего вопросы и отвечающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей; обсуждения, дискуссии, диспуты; выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов; выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечерах и т.д.; вовлечение учащихся в работу театральных студий, моделирование);

- ориентированные на письменную коммуникацию (ролевые и деловые игры, предполагающие роли пишущего и читающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников); проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений; подготовка заметок и статей в СМИ с учетом аудитории; рецензирование учебных исследовательских работ и т.п.).

Результаты анкетирования студентов 1 курса показывают, что в области общения многие из них испытывают комплексы: им трудно говорить перед классом – 82%, сделать сообщение по опорному конспекту – 87%, работать в группе – 92% и т.п.

Анализ анкетирования и наблюдений в конце 4 семестра (2 курс) даёт следующие результаты: при работе в группе сотрудничает в совместном решении проблем – 82%, самостоятельно организовывает работу в группе – 49%;в ходе организации публичного выступления могут подготовить план выступления, исходя из поставленной цели – 52%, определяют содержание выступления – 44%; в диалоге задают вопросы и отвечают на вопросы в соответствии с целью диалога – 75%, умеют высказывать свое мнение и запрашивать мнение партнера – 54%, умеют признавать ошибочность своего мнения и корректировать его – 32%.

Таким образом, синтез как взаимодействие, соединение, интеграция выступает одним из основных принципов организации деятельности по овладению коммуникативной компетенцией. Будущие учителя овладевают не суммой знаний, а сознательно оперируют связями между ними, формируется целостная картина мира; предмет, явление рассматриваются с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Осваивая инновационные технологии, основанные на деятельностном подходе к организации учебного процесса, студенты овладевают активными методами, эффективно повышающими интерес к учебному процессу, позволяющими почувствовать ситуацию и определить возможные стратегии собственных действий, что позволит им использовать полученный опыт по формированию коммуникативной компетенции в профессии.


Литература.
1.Генике Е.А., Профессиональная компетентность педагога. – М., «Сентябрь», 2008.

2.Елагина В.С. Становление педагогической компетентности студентов педагогического вуза // Современные наукоёмкие технологии. - 2010. - №10.

3.Елагина В.С., Немудрая Е.Ю. Коммуникативная деятельность как важная составляющая педагогической компетентности учителя // Международный журнал экспериментального образования. - 2009. - №5.

4.Смирнова Е.А., Коммуникативная компетентность – один из компонентов профессиональной деятельности педагогов. Учебно-методические материалы: Издательство «Весть». ГОУ ВПО «ШГПУ»




скачать


Смотрите также:
Преподавание в начальных классах Интегрированный подход к формированию коммуникативной компетентности студента педагогического колледжа Направление: учебно-методическое обеспечение специальности 050146
90.27kb.
Направление: учебно-методическое обеспечение специальности 050146
78.24kb.
Учебно-методическое обеспечение специальности «Преподавание в начальных классах»
93.62kb.
Методические рекомендации для студентов специальности 050146 Преподавание в начальных классах Мишкино 2012 Портфолио студента как инновационное оценочное средство
1245.51kb.
Руководство» по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах»
302.13kb.
Профессионального модуля
144.02kb.
К программе профессионального модуля 05 Организация технологической подготовки младших школьников Область применения программы
63.87kb.
Специальность 050146 Преподавание в начальных классах Матрица контрольных процедур 1 семестр
651.89kb.
Аннотация к программе учебной дисциплины
32.08kb.
К программе учебной дисциплины психология
37.51kb.
К программе учебной дисциплины Физическая культура
25.6kb.
Рабочая программа учебной дисциплины экономика образовательного учреждения специальность 050146 Преподавание в начальных классах
255.79kb.