Главная стр 1
скачать
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Нововяткинская средняя общеобразовательная школа»



Принято на заседании ПС

Протокол от «___»_______20____г

№____


Утверждаю

Директор МАОУ «Нововяткинская СОШ»:

________/С.И.Липчанская/

Приказ от «___»_______20____г

№_____-ОД



Образовательная программа
внеурочной деятельности

начального общего образования


«Весёлый этикет»

Направление: художественно-эстетическое

Форма: кружок
Автор: Мякишева О.Н.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

с.Нововяткино

2013г

Этикет — это совокупность исторически сложившихся

правил поведения человека в обществе.

Правила этикета обычно складываются в

 тесной связи с развитием культуры народа, его национальными традициями и основаны на воспитании в людях вежливости, внимания, уважения друг к другу.

с.Нововяткино

2013г


Пояснительная записка
Данная образовательная программа составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность начального общего образования» по направлению «Духовно - нравственное», которая выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и категорий; предполагает регулярную работу с детьми. Курс имеет четыре раздела, год от года расширяющие знания, представления и опыт нравственного поведения детей: этика общения, этикет, этика человеческих отношений и этика отношений в коллективе.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.



Основная цель программы: формирование эстетической культуры воспитанников посредством изучения основ этикета, знакомство учащихся с нормами поведения в обществе, формирование умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения

Кружок призван решить следующие задачи:

- формирование у детей потребности в речевом совершенствовании;

- расширение словарного запаса учеников;

- развитие у учеников готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

  - пополнение и систематизация этических норм;

- сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;

- формировать устойчивую положительную самооценку школьников, развитие навыков анализа и самоанализа.

Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку.

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей.

Но именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребенка появляется «внутренняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни. Следовательно, наиболее важным периодом обучения этикету является младший школьный возраст.


Общая характеристика программы

Одной из главных задач дополнительного образования является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, правила учтивости и поведения.

Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.

Современный этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то  данного общества, но и самых  различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту и на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях: приемах, церемониях, переговорах.

Программа актуальна, т.к. хорошие манеры, культура общения и поведения становятся внутренней потребностью каждого воспитанника. Знание этикета необходимо для успешной профессиональной деятельности, установлению контактов, взаимоотношений в семье.

Педагогическая целесообразность программы в том, что она направлена на единство воспитательных и образовательных задач, развитие индивидуально-личностных качеств ребёнка. Программа создана с учетом возрастных особенностей и отвечает потребностям детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте целесообразно закладывать основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививать хорошие манеры, умение культурно вести себя дома, на улице, в общественных местах.

Содержание программы выстроено в определенной последовательности с нарастанием сложности. В содержание учебно-тематического плана программы включено изучение современных  норм общения. В младшем школьном возрасте дети в игровой форме осваивают основы этикета.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Место в учебном плане

В плане внеурочной деятельности учебного плана на реализацию направлений художественно-эстетического воспитания «Весёлый этикет» отводится: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 часа, из расчёта 1 час в неделю. Всего 135 час в год.


Ценностные ориентиры

Кружок нацеливает на овладение учениками умениями и навыками



  • использования языка в различных ситуациях общения;

  • расширение знаний об этикете;

  • учить вежливости в речи, в поступках;

  • уважение к себе и к другим людям;

  • формирование представления о красоте поступка;

  • способствовать установлению позитивных взаимоотношений между девочками и мальчиками.

В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка.

Формы и виды деятельности:

  • игровая, развлекательная;

  • познавательная;

  • сюжетно - ролевые игры;

  • просмотр мультфильмов;

  • конкурсы, викторины;

  • рисование;

  • тесты;

  • посещение библиотеки;

  • праздники;

  • общественно – полезные дела;

  • беседы

Формой работы и контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.



  1. Индивидуальная работа.

Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:

- выявить уровень знаний учащихся о природе;

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.


  1. Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.



  1. Групповая работа

Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения.


Планируемые результаты освоения программы
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:



  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

  2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:



  • сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:



  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Ожидаемые результаты. В конце обучения воспитанник должен:

знать:


  • правила поведения в обществе;

  • правила этикета в моде;

  • правила общения в Интернете;

уметь:

  • соблюдать правила этикета в общественных местах;

  • свободно и естественно держать себя в любых обстоятельствах;

  • правильно оформить корреспонденцию в зависимости от ситуации и адресата;

  • выбирать нужную формулу этикетного поведения с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).

проявлять:

  • уважительное отношение к другим людям;

владеть:

  • навыками культуры общения со сверстниками;

иметь:

  • развитые личностные качества (коммуникабельность, вежливость, отзывчивость).


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В процессе освоения материалов кружка ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений

художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).



Личностные результаты:

  • определять и высказывать под руководством педагога общие этические нормы;

  • формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;




  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез,

обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их

поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

Регулятивные УДД:



  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение;

  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;

  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы

«открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке,

находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.



Предметными результатами являются формирование следующих представлений, понятий, умений, навыков:

Представления:

  • сервировка стола;

  • культура внешнего вида.

Понятия:

  • этика;

  • этикет;

  • этикет застолья;

  • речевой этикет;

  • дискуссия;

  • комплимент;

  • коллектив;

  • тезис;

  • антитезис;

  • аргумент;

  • гигиена.

Умения:

  • приветствовать знакомого человека;

  • прощаться со знакомым;

  • вести разговор по телефону;

  • сервировать стол;

  • пользоваться столовыми приборами;

  • вести себя на улице, в транспорте, гостях, школе, магазине, культурных зрелищных учреждениях, за столом, во время игры, дома;

  • строить общение, учитывая нормы поведения, с взрослыми, сверстниками, с ребятами младшего возраста, в коллективе, с больным человеком;

  • дарить и принимать подарки;

  • использовать невербальные средства общения;

  • различать уличную, повседневную, рабочую одежду от театральной и концертной; воспитывать аккуратность, собранность, сдержанность в одежде.

  • оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения;

  • вести себя с соседом по парте, с товарищами, с которыми работаешь в группе;

  • говорить комплименты.

Навыки:

  • личной гигиены.


Содержание программы

При составлении программы учитывались возрастные особенности детей младшего школьного возраста, например, проблемы первого года обучения, подготовка к переходу в среднюю школу. Достаточное количество времени рекомендуется отводить заданиям творческого характера: разыгрывать ситуацию, придумать сказку, стихотворение…

Имеют значение вопросы школьного этикета: одежда школьника, речь и т. д.

Занятия должны быть построены так, чтобы они готовили детей ко взрослой жизни (быть здоровыми, беречь семью и пр.). Этические навыки будут развиваться у учащихся только в случае развития их оценочной деятельности, навыков самооценки, которые ребята должны приобрести на уроках по этикету. Предполагается использование на уроках межпредметных связей с «Литературным чтением», «Музыкой» и др.

Содержание программы кружка раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.



Школьный этикет -

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.



Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.



Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.



О трудолюбии.

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия__

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.

Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.



Универсальные учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.

Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении.



Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Тематическое планирование

1 класс (33ч.)



Тема

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

1

Введение. Понятие «Этика».


1




Участвуют в познавательной беседа, игре. Формируют понятия этика, этикет.

2

Этика – наука о морали. «Этика». «Этикетка»

1




Участвуют в игре. Анализируют ситуации.

3

Как я выгляжу.


1




Создают рисунки, играют, принимают участие в конкурсах.

4

Этикет на уроке.


3




Участвуют в познавательной беседе. Играют в ролевые игры. Выполняют практические задания. Учатся выражать свои мысли.

5

Что такое хорошее поведение.

3




Работают с картинками. Разыгрывают сценки-миниатюры

6

Добро и зло в сказке.


3




Совершают путешествие в сказку. Участвуют в конкурсах.

7

Праздничный этикет.


3




Создают рассказ, играют в ролевые игры, накрывают праздничный стол. Формулируют правила праздничного этикета

8

Обязанности ученика.


2




Формулируют обязанности ученика, выпускают памятки

9

Семья. Обязанности дома. Что значит быть здоровым.

2




Отвечают на вопросы, играют в ролевые игры. Создают проекты «Что значит быть здоровым»

10

Что такое вежливость

3




Играют в ролевые игры, анализируют ситуации. Просматривают и обсуждают видеофрагменты.

11

Моя мама.


2




Создают творческую работу (проект, презентацию, сочинение, рисунок и др.)

12

День рождения.


2




Принимают участие в решении этических задач.

13

Мой класс. Учусь общению.


2




Готовят сюрприз для одноклассника. Принимают участие в игре. Создают проект «Я и мой класс»

14

Книги в моей жизни. Поступки героев.


2




Анализируют поступки героев из произведений и видеофрагментов. Создают оду книге. Готовят рекламу любимой книге.

15

Итоговое занятие.

1




Подводят итоги за год. Создают проект.




Итого

33 часа







2 класс (34ч.)



Тема

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

1

Азбука этики.


1




Учатся высказывать своё мнение, формулируют цель деятельности.

2

Кто я?

1




Создают презентацию «Кто я», учатся защищать свой проект.

3

Как я выгляжу.

3




Создают презентация «Встречают по одежке…» участвуют в сюжетно-ролевой игре.

4

Я на уроке.

3




Участвуют в познавательной беседе. Играют в ролевые игры. Выполняют практические задания. Учатся выражать свои мысли.

5

Я в школе.

3




Формируют умения поведения в школе, в классе, в фойе, коридоре, на лестнице. Создаём презентацию «Правила поведения на перемене»

6

Я дома.

3




Формируют умение вести себя дома, анализируют собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения

7

Я личность.

2




Участвуют в деловой игре-беседе. Ведут диалог на тему.

8

Отношение к старшим.

1




Учатся строить общение со старшими, учитывая нормы поведения.

9

Отношение к учителю.

1




Учатся строить общение с учителями, учитывая нормы поведения. Участвуют в ролевой игре (ученики в роли учителя)

10

Взаимоотношения в классе.

2




Учатся строить общение со сверстниками, в коллективе, учитывая нормы поведения. Анализируют поведение учащихся в предложенных ситуациях.

11

Друг и товарищ.

1




Учатся оценивать понятие «дружба». Работают с пословицами о друге и дружбе.

12

Добро и зло.

2




Учатся различать добро и зло. Создают рисунки - ассоциации на тему. Обсуждают сказки, инсценируют эпизоды.

13

Речевой этикет.

2




Анализируют речевые ситуации. Вырабатывают правила хорошей речи. Выполняют тест.

14

Праздничный этикет.

2




Практикуются в сервировке праздничного стола, играют в ролевые игры. Учатся принимать и дарить подарки.

15

Мои любимые игры.

3




Формируют умение вести себя во время игры, оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения. Разучивают новые игры.

16

Мои любимые книги.

1




Создают творческий проект «Моя любимая книга». Выразительно читают отрывки. Обсуждают.

17

Я среди людей.

2




Учатся оценивать собственные поступки и поступки окружающих с точки зрения моральных норм поведения. Выбирают нужную форму этикетного поведения в предложенных ситуациях.

18

Итоговое занятие.

1




Подводят итоги за год. Создают газету. Составляем, разгадываем кроссворды, шарады, посвященные этике.




Итого

34







 

3 класс (34ч.)



Тема

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

1

Азбука этики.


1




Составляют азбуку этики, используют свой жизненный опыт, информацию от педагога.




Как я выгляжу.


1




Формируют умение различать уличную, повседневную, рабочую одежду от деловой. Играют в сюжетно-ролевые игры. Учатся высказываться о культуре внешнего вида.




Я и мои друзья.


2




Формируют умение вести себя с друзьями. Разговор с соседом по парте.




Я и мои роли.


2




Учатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Показывают невербальные средства общения (мимика и пантомимика).




Речевой этикет.


3




Формируют понятие речевой этикет. Обогащают словарного запаса комплиментами, вежливыми словами, формируют умение говорить комплименты.




Устав – основной закон школы.

1




Изучают устав школы.




Человек и его имя.


2




Рассказывают о происхождении, значении своего имени. Работают группы девочек и мальчиков по составлению советов друг другу.




Родословная.

3




Составляют родословную. Рассказывают о традициях своей семьи.




Я познаю себя и других.

Моральная оценка и самооценка.



2




Учатся выполнять различные роли в группе, оценивать себя и других. Принимают участие в ролевой игре.




В библиотеке.


2




Формируют умения вести себя в библиотеке; умение оценивать собственные поступки и окружающих. Участвуют в деловой игре.




Этикет в общественных местах.


2




Создают правила поведения в общественных местах. Принимают участие в ролевых играх.




Праздничный этикет.


2




Формируют понятия этикет застолья, сервировка, умение вести себя за столом, сервировать его, пользоваться столовыми приборами. Развивают рефлексию.




Культурный человек.


4




Создают портрет культурного человека.




Общение в игре.


3




Сюжетно-ролевые игры. Создают проект «Азбука поведения». Выпускают газету «Калейдоскоп этикета».




Культура общения.


3




Обогащают словарный запас комплиментами, вежливыми словами, формируют умение говорить комплименты. Сюжетно-ролевые игры.




Итоговое занятие.

1




Составляют этический кодекс. Играют «Кто хочет стать миллионером?». Развивают рефлексию




Итого

34








4 класс (34ч.)



Тема

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

1

Азбука этики.


1




Принимают участие в беседе. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач. Инсценирование.




Этикет в школе.


2




Знакомятся с правилами школьной страны. Полезные игры.




Устав – основной школьный закон.

1




Изучают Устав школы. Деловая беседа.




Я среди друзей.


2




Участвуют в познавательной беседе. Сюжетно-ролевая игра. Работают с пословицами.




Я в своей семье.


2




Создают творческий проект «Моя семья»




Этикет в общественных местах.


3




Сюжетно-ролевые игры. Выработка правил поведения в общественных местах.




Чувства, настроение, характер.


3




Работа с иллюстрациями. Выразительное чтение. Инсценировка отрывков.




Природа, здоровье, привычки.


2




Создание проекта. Конкурс рисунков. Просмотр видеофрагментов.




Этикет в одежде.


2




Участвуют в сюжетно-ролевых играх. Проводят акцию «Форма школьника». Конкурс рисунков.




Речевой этикет.


2




Формируют понятие речевого этикета. Обогащают словарный запас комплиментами, вежливыми словами, формируют умение говорить комплименты. Игра.




Я. Моя школа. Моя семья. Моя родина.

2




Составляют буклет. Работают в группах.




Что такое нравственность?

2




Участвуют в играх нравственной тематики. Ведут дискуссию.




Общение с книгой.


2




Рассказывают о любимой книге. Готовят презентацию книге.




Общение в игре.


3




Сюжетно-ролевые игры. Учатся общаться посредством игры. Соревнование.




Праздничный этикет.


2




Практическое занятие. Разыгрывают ситуации. Строят высказывания с целью поздравления.





Формы моральной оценки и самооценки.


2




Учатся оценивать других и давать самооценку себе. Игра «Расскажи о себе», «Расскажи о друге»




Итоговое занятие.

1




Вспоминают, повторяют изученное. Выполняют тест.




Итого

34








Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для учителя:

  1. Белопольская Н.А. и другие. «Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра».

  2. Н.Д. Дик. Премудрости маркиза Этикета, или уроки вежливости на каждый день. Ростов-на-Дону «Феникс», 2008 год

  3. Надежда Попова, Юлия Матюхина. Этикет для маленьких леди и джентльменов.

  4. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

  5. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

  6. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.

  7. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.

  8. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.

  9. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.

  10. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

  11. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.

  12. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  13. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.

  14. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство «АСТ», 1998.

  15. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Изд-во: «Астрель», 2000.


Для обучающихся:

  1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.

  2. Барто А.Л. В театре.

  3. К.Д. Дубцова, Г.П. Станкович. Этикет за столом

  4. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. 1989.

  5. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.

  6. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, 1996.

  7. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.

  8. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.

  9. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.

  10. Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.

  11. Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.

  12. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.

  13. Толстой Л.Н. Волк и собака.

  14. Чуковский К. И. Федорино горе. Мойдодыр. Телефон. Краденое солнце.

  15. Шалаева Г.П. Как себя вести? Как вести себя в гостях. Как вести себя дома. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010


Технические средства обучения.

    1. Компьютер

    2. Мультимедийный проектор




скачать


Смотрите также:
Рабочая программа внеурочной деятельности «развитие познавательных интересов»
244.34kb.
Образовательная программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика»
264.29kb.
Приказ № от 2013 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности
164.58kb.
Приказ № От 2011г. Программа внеурочной деятельности юный эколог
109.32kb.
Приказ от 20 г № од образовательная программа внеурочной деятельности
350.45kb.
Приказ № от Г. Н недбало 2013г. Программа внеурочной деятельности «Город мастеров!»
464.41kb.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умка» Рабочая программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки»
3030kb.
Рабочая программа по английскому языку 4 Рабочие программы по внеурочной деятельности
4057.63kb.
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования Основные задачи внеурочной деятельности
184.68kb.
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
408.7kb.
Программа организации внеурочной деятельности обучающихся моу шиморская сош
556.08kb.
Программа организации внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования для 1-3 классов
351.2kb.