Главная стр 1
скачать



Принято на заседании педагогического совета

протокол № от



«Утверждено»

Директор МБОУ – СОШ № 18

ст. Мочище

________/Мыльникова Т.С./

приказ № от



Концепция воспитательной системы муниципального бюджетного образовательного учреждения Новосибирского района Новосибирской области – средней общеобразовательной школы № 18 ст. Мочище

Ст. Мочище

Новосибирского района

Новосибирской области

Социально - экономические преобразования, происходящие в стране существенные изменения в деятельности сельской школы, состояние и уровень работы, которой сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития села, социокультурным центром на селе.

Содержание и организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе в значительной степени определяется комплексом объективных и субъективных факторов, обуславливающих специфику её функционирования и перспектив развития.

Преимущества осуществления педагогической деятельности на селе характеризуются:

 достаточно широким представлением учителей о детях, условиях их жизни, быта, отношениях в семье, среди сверстников и т.д.;

 близостью к природе, народным обычаям, традициям;

 силой общественного мнения, авторитетом педагогов на селе;

 меньшим уровнем преступности, ограниченностью круга общения;

 оптимальными условиями для подготовки учащихся к жизни на селе, сельскохозяйственному производству, проявления самостоятельности детей и решении хозяйственных и жизненных проблем.

За последние годы наиболее важными достижениями коллектива являются следующие:

 более эффективным стало педагогическое влияние на процесс развития личности ребёнка, формирование его нравственного, познавательного, коммуникативного, национального, эстетического, трудового, физического потенциала;

 происходит интеграция учебного и воспитательного процессов в решении целей и задач воспитания;

 наблюдается рост удовлетворённости учащихся и родителей морально - психологическим климатом в школе, деятельностью учебного заведения;

 сложились традиции школы;

 у педагогов и школьников преобладает позитивное настроение;

 педагогами осознана полезность работы по формированию детского коллектива;

 под постоянным контролем администрации находится работа по профилактике правонарушений:

1) раннее выявление неблагополучных семей и учащихся группы риска;

2) вовлечение учащихся, особенно «трудных», в деятельность школьных и внешкольных кружков, секций, и объединений;

3) ведение дневника наблюдений за поведением «трудных» подростков;

4) посещение их семей и тесная связь с родителями;

5) организация встреч учащихся с врачами – специалистами и представителями правоохранительных органов.

За последние три года учащимися школы не совершено ни одного преступления, сократилось количество правонарушений среди учащихся, уменьшилось число ребят, состоящих на внутреннем учёте в школе, сократилось количество неблагополучных семей.

Достигнутая устойчивость функционирования школы и результативность её деятельности, тем неменее не снимает некоторых проблем, преодоление которых даст новый импульс развитию школы.

Анализ состояния воспитательной работы позволяет сформулировать факторы, негативно влияющие на организацию воспитательного процесса в сельской школе.



Внешние объективные факторы, негативно влияющие на воспитательный процесс школы: в стране пока продолжает ухудшаться социально-экономическая ситуация; дети, подростки, молодёжь недостаточно защищены государством, семьёй, вследствие чего ими часто приобретаются негативные качества.

К числу объективных факторов относятся:

 экономические трудности развития сельского хозяйства, невозможность оказания существенной помощи школе со стороны предприятий, организаций на селе, родителей, спонсоров.

 отсутствие работы на селе, снижение жизненного уровня сельского населения;

 отсутствие возможностей села в организации досуга населения вследствие отсутствия дома культуры, спортивного комплекса,

 школа превратилась фактически в центр культурно-массовой работы не только с детьми и подростками, но и сельской молодёжью и взрослыми людьми;

 появление в сельской местности лиц без постоянного места работы и проживания, что создаёт проблемы для педагогических работников.

К числу субъективных факторов относятся:

 ограниченный доступ сельской учащейся молодёжи к современным каналам информации;

 пенсионный возраст педагогов, поэтому в школе не определена оптимальная совокупность фиксируемых показателей, объективно отражающих состояние воспитательного процесса: уровень социально-психологического развития классного коллектива, уровень удовлетворённости жизнедеятельностью в школе, уровень удовлетворённости родителей деятельностью школы, уровень удовлетворённости классных руководителей в школьном сообществе и своим положением в нём;

 недостаточное участие в воспитательной работе общественности села.

Общая характеристика воспитательной системы

В этих условиях школе невольно приходится искать оптимальные способы организации воспитания с учётом возможностей среды. Сама логика жизни привела педагогов к необходимости опоры на системный подход.

Данная концепция воспитательной системы МБОУ – СОШ № 18 ст. Мочище является результатом теоретической подготовки и практической деятельности коллектива школы и имеет своей целью обозначить основные ценности, цели, направления воспитывающей деятельности, принципы педагогического воздействия, структуру и порядок управления школой как воспитательной системой.

Воспитательная система (в отличие от системы воспитательной работы, которая предполагает взаимосвязанную совокупность форм и методов внеурочной деятельности, направленную на организацию досуга школьников) - это система, которая охватывает весь образовательный процесс, интегрирует учебную и внеурочную деятельность учащихся, деятельность и общение за пределами школы и т. д.

Воспитательная система МБОУ – СОШ № 18 ст. Мочище – система открытая.

Школа находится в селе со слабо развитой социально-культурной инфраструктурой. Это ориентирует школу стать учреждением компенсирующим культурную бедность села. Взаимодействуя с семьями детей школа включается в преобразование среды (охрана природы, уборка территории села, помощь престарелым и др.).

Воспитательная система школы – развивающаяся система. В процессе работы постоянно конкретизируются цели воспитания, расширяются системообразующие виды деятельности и совершенствуются отношения и взаимодействие с окружающей средой.

Воспитательная система школы является гуманистической. Она ориентирована на личность ребёнка, на развитие его способностей, задатков, индивидуальности, на подготовку его к жизни среди людей, взаимодействию с ними, на самопознание и самовоспитание ребёнка; на создание в школе обстановки социальной защищённости, взаимодействия, взаимопонимания, творческого содружества.



Компоненты воспитательной системы

Воспитательная система предполагает единство воспитания в трёх сферах: в процессе обучения (в урочной деятельности), во внеурочной деятельности и в социуме. Она включает в себя следующие компоненты:

Целеполагание как проектирование идеальной модели выпускника школы, определяющее и диагностику, и содержание воспитательной деятельности, и характер отношений педагогов и воспитанников;

Содержание деятельности педагогов и воспитанников представляет собой систему разнообразных дел, поручений, заданий, традиций, определяющих социально ценный жизненный опыт детей и духовную атмосферу школы;

Непрерывная педагогическая диагностика, постепенно переходящая в самодиагностику школьников;

Создание необходимых условий для достижения достаточной результативности педагогического труда, развития педагогической культуры учителей и воспитателей.


Цели и ценности

Цель воспитательной системы школы – развитие социально ориентирован -ной личности, способной строить жизнь, достойную человека, обогащённой знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению.

Основная функция системы – создание условий для развития этой личности.

Опираясь на специфические особенности сельской местности, влияющие на становление личности ребёнка, цель воспитательной системы мы представ - ляем в виде модели личности выпускника МБОУ – СОШ № 18 ст. Мочище- здоровая, творчески развитая, социально ориентированная личность, способная строить достойную человека жизнь;

 умеющая сделать сознательный жизненный выбор в пользу творческого

самоопределения;

 умеющая адекватно оценивать свои познавательные возможности и ставить посильную творческую задачу;

 умеющая продуктивно общаться на уровне приобретённого опыта (знаний, компетентности);

 умеющая сознательно организовать свой стиль (образ) жизни в конкрет-ной социокультурной среде и проработать перспективы своего культур- ного роста;

 знающая свои реальные профессиональные предрасположенности;

 умеющая делать аргументированный, сознательно мотивированный выбор в процессе профессионального самоопределения.

Каждая из составляющих этой модели предполагает наличие у юноши и девушки определённого уровня знаний, умений, навыков, сформированных качеств и привычек. На основе модели выпускника разработаны модели школьника каждой возрастной категории.

Анализ современных документов по проблеме воспитания, изучение опыта других сельских школ и деятельности педагогов нашей школы, опрос учащихся позволили определить основные ценности и идеи, которые должны лежать в процессе воспитания.

1 группа - общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Родина, Земля, Природа, Вера, Знания, Милосердие, Память.

Центральное место в воспитательной системе школы занимает формирование экологического сознания: ответственного отношения к природе, к себе как составной части природы к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас. Эти ценности могут быть усвоены школьниками, если будут правильно воплощены следующие идеи:

 идея согласования ценности поколений (совместное сотрудничество учащихся и педагогов);

 идея приобретения навыков осознанного выбора и понимания личной ответственности за сделанный выбор;

 идея оптимальной организованной деятельности школьников.

2 группа – ценности, отражающие культурно – историческую память.

Здесь в основу работы положили идею сохранения и развития традиций, которая предполагает:

а) организация поисковой деятельности через работу музея;

б) историческое и литературное краеведение;

в) изучение истории школы и сохранения её традиций.

3 группа ценностей – личностные ценности.

Учёт потребностей и интересов ребенка. Интерес - ступенька к саморазвитию.

В основу здесь положена идея творчества, как результата развития личности.

Вся воспитательная работа строится на следующих принципах:

 уважения личности;

 коллективной деятельности;

 разумной требовательности;

 учёт возрастных особенностей;

 стимулирования самовоспитания;

 связи с реальной жизнью села, района, области;

 опоры на интересы и потребности учащихся, педагогов, родителей, учёта социального заказа сельской школе;

 опоры на национальные, региональные и местные традиции.

Системообразующую основу воспитания составляет «Программа воспитательной работы с учащимися».

Система деятельности воспитателей и воспитуемых в школе основана на 4 составляющих подсистемах, вплетающихся одна в другую.

Первая из этих подсистем является воспитание в процессе обучения.

Второй подсистемой – комплексы воспитательных мероприятий, характерных для каждой возрастной группы школьников: младших школьников, подростков, старшеклассников.

Третьей подсистемой является самоуправленческая общественная деятельность учащихся (в сотрудничестве со взрослыми). Это выполнение общественных поручений, участие в деятельности самоуправленческих органов – собраниях, заседаниях, выборах, отчётах, конференциях на различных уровнях.

Четвёртую подсистему представляет дополнительное образование учащихся с использованием других социальных институтов, окружающих школу.

Через эти подсистемы осуществляется целостное воздействие на коллектив и отдельную личность на её интеллектуальную и эмоциональную и волевую сферы.

Пояснительная записка

Программа воспитания представляет собой содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности педагогов по достижению воспитательного результата, заданного воспитательной целью – развитие сициально ориентированной саморазвивающийся личности, способной строить жизнь достойную человека.

Сформулированная цель воспитания предполагает последовательное решение ряда воспитательных задач.

В целом решение любой воспитательной задачи имеет три плана, школьник постепенно и последовательно осваивает:



мир (т.е. учится видеть, анализировать, давать оценку окружающей действительности);

человека и себя в этом мире (т.е. узнаёт себя, свои качества, у него постепенно формируется способность к саморегуляции, учится видеть частное и общее в поведении человека, давать оценку своих нравственных качеств и качеств окружающих);

деятельность (т.е. знакомство с окружающим миром, познание своего «Я» происходит через соответствующие виды деятельности, в которой приобретаются знания, формируются умения и навыки, развиваются личные качества, свойства и способность к творчеству).

При этом, сообразуясь с принципом педагогической инверсии, педагог определяет, что в данный конкретный возраст является самым главным для школьника.

Ключевое решение такого возрастного подхода может дать принцип доминанты. Предполагается, что поочерёдно от возраста к возрасту доминирование какой – либо стороны очередного желаемого результата даёт возможность достигнуть общего целостного результата к концу пребывания в школе. Данное предположение в условиях школы позволяет выделить следующие задачи – доминанты и определить содержание воспитательной деятельности школы на следующих возрастных этапах в жизни каждого школьника.

Предложенные доминанты и их содержание определяет на каждом возрастном этапе основной акцент деятельности, учитывая возрастные особенности учащихся, но в то же время не диктуют преподавателю и воспитателю обязательность выполнения той или иной задачи в конкретном классном коллективе, и тем более, выбора форм, средств и методов достижения желаемого результата.



Программа воспитания школьников различных возрастных

категорий

Первая ступень – 1 – 4 классы.

Задача – доминанта: формирование социокультурных ценностей.

Гигиеническая культура и приобщение к ней. Уход за своим телом. Культура питания. Культура сна. Уход за одеждой и жилищем. Гигиена девочки и мальчика. Культура поведения во время болезни.

Физическая культура, приобщение к физической культуре детей. Походка, пластика, ритмика, физические упражнения и подвижные игры для соверщенствования организма. Водные и воздушные процедуры.

Культура телодвижений. Язык тела. Сила и гибкость, грациозность и лёг- кость человеческого тела.

Культура поведения в общественных местах, в культурных заведениях, с незнакомыми людьми, со стариками, малышами, инвалидами, больными, наедине с собой, в общении с книгой.

Экологическая культура и приобщение к ней. Природа как источник эстетического наслаждения. Способы общения человека с природой. Культура поведения на лоне природы. Общение человека с животными. Уход человека за животными.

Культура умственного труда. Книга как источник знаний. Культура чтения. Культура восприятия информации, её воспроизведения и передачи. Культура диалога и монолога. Культура речи. Культура письменной фиксации знания. Развитие памяти. Развитие воображения.

Культура физического труда. Труд как способ украшения среды обитания. Труд как помощь другому человеку. Труд – забота и труд – работа.

Родина как место, где родился человек. Природа Родины. Родной язык, общее знакомство с иноязычной культурой.

Вторая ступень – 5 – 9 классы.

Задача – доминанта: формирование способности к саморегуляции.

Осуществление самоконтроля физического развития и подготовленности; определение степени утомления по объективным и субъективным показателям; использование средств повышения работоспособности в режиме дня; выполнение физических упражнений для развития физических качеств (силы, выносливости); умение подобрать вид спорта для самостоятельных занятий. Взаимосвязь компонентов здоровья, компонентов ЗОЖ, принципов ЗОЖ. Ответственность человека за своё здоровье. Здоровье как необходимое условие высокой работоспособности в любом виде деятельности. Возрастные особенности физического и психического развития и их влияние на здоровье человека. Способы повышения иммунитета. Самонаблюдение, самооценка, взаимооценка как способы познания себя и других. Взаимосвязь самооценки и здоровья. Методы самовоспитания.

Деятельность как способ существования и выражения «Я» человека. Виды деятельности человека; духовная деятельность как особый вид деятельности по осмыслению своей жизни.

Выдающиеся люди как пример высочайших духовных достижений человека. Человек и природа. Общение с природой как отдых, духовная работа, наслаждение жизнью. Элементы природы, привнесённые в бытовую жизнь человека. Отношение к флоре и фауне. Общение с природой посредством искусства.

Человек и семья. Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки. Жизнь близких как забота моего «Я».

Человек и его профессия. Профессиональный труд как способ самовыра –жения. Способности и талант в профессиональном труде. определение профессиональных интересов.

Человек в общении с другими людьми. Роль «другого» в жизни человека. Правила общения: этические, психологические, эстетические, гигиенические, правовые.

Человек в отношении к самому себе. Проявление и развитие достоинства. Способы защиты от посяганий на достоинство. Внешность как выражение отношения к самому себе.

Родина как место, где человек родился и познал счастье жизни. Национальные особенности жизни людей. Особенность жизни многонационального общетсва. Интернационализм как нравственное качество человека. Патриотизм как отношение к Отечеству. Патриотические чувства.

Общество как социальная среда человека. Общество как фактор развития человека. Условия существования человека в обществе. Условия духовной жизни в обществе. Основные ценности общественной жизни.

Долг человека по отношению к обществу. Долг общества по отношению к отдельной личности.

Государство как регулятивный аппарат общественной жизни. Отношение человека к атрибутам государственной власти.

Культура отбора и восприятия информации. Роль средств массовой информации в жизни отдельного человека.

Для реализации данной программы предлагается совокупность подпрограмм.



Подпрограмма «Ученье»

Раздел 1. Общие положения

Программа направлена на создание условий для получения соответствующего современным представлениям качественного образования, на развитие эрудиции, формирование потребности в самообразовании.



Цель программы: Развитие способностей и познавательных интересов учащихся.

Ожидаемые результаты: Устойчивые естественнонаучные взгляды на природу и общество; самостоятельное и рациональное мышление; убежденность и готовность к самореализации, умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах.

Раздел 2. Основные направления и их реализация

Направление

Задачи

Содержание деятельности

Организация учебной деятельности учащихся

  1. Развивать умения научно организовать умственный труд.

  2. Формирование ответственности за учебный труд.

- Проведение классных часов

«Учись – учиться».

- Организация помощи в учебе.


Индивидуальная работа с учащимися

  1. Формирование положительных мотивов учения.

  2. Изучение возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

  3. Координация деятельности учителей-предметников.




- Диагностика «Мотивы учебной деятельности»
- Наблюдение

- Привлечение к работе малого педсовета, к работе с родителями, информирование, совместный поиск путей решения проблем и анализ.

- Психолого-педагогическое сопровождение


Развитие познавательных интересов

  1. Создание условий для развития познавательных интересов учащихся.




- Проведение интеллектуальных игр, предметных недель, декад, олимпиад…

- Проведение ролевых игр, дискуссий, конкурсов для проявления и развития способностей.




Подпрограмма «Красота спасёт мир»

Раздел 1. Общие положения

Программа направлена на развитие гражданского отношения к эстетической стороне жизни нашего общества, народов других стран, к искусству как составной части духовной культуры, к себе как младшим товарищам взрослых по сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир.

Именно художественно-эстетические дела позволяют целенаправленно развивать у воспитанников художественно-эстетические взгляды и убеждения, действенный интерес к различным видам искусства, умениям и навыкам художественного творчества, эстетическую восприимчивость и отзывчивость, благородство души.

Цель программы: Воспитание человека – носителя культуры с творческим отношением к делу, к работе и жизни.

Ожидаемые результаты: Развитое чувство прекрасного, любовь и интерес к культуре Новосибирской области, Отечества и к мировой культуре; умение найти свое место в творчестве.

Раздел 2. Основные направления и их реализация

Направления

Задачи

Содержание

Художественно-эстетическое

  1. Формирование художественного вкуса, стремление к красоте во всех проявлениях жизни.

  2. Приобщение к духовным ценностям.




- Изучение культурного наследия Новосибирской области, России, стран мира

- Посещение театров, музеев, выставок…

- Проведение классных часов эстетического цикла, вечеров, концертов…


Творчество

  1. Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей.

  2. Создание условий для творческой самореализации учащихся.




- Совершенствование форм дополнительного образования и его содержания.

- Привлечение обучающихся в кружки и факультативы.

- Приобщение обучающихся к творчеству через участие в выставках, конкурсах, фестивалях, социально-значимую деятельность (проектирование)


Подпрограмма профессионального самоопределения учащихся

«Труд как добродетель»

Раздел 1. Общие положения

В настоящее время в России рынок создает условия для свободы выбора жизненного и профессионального пути, он одновременно приводит к невостребованности части населения, т.е. к безработице. В этой ситуации забота школы об обоснованном выборе профессии ее выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными, становятся актуальными задачами, решив которые школа реализует свою гуманистическую функцию, поможет молодым людям осуществить профессиональное и социальное самоопределение. Это возможно только в том случае, когда существует система профориентационной работы, под которой понимается взаимодействие личности и общества в обеспечении социально-профессиональной структуры. Самоопределение – это осознание своего отношения к миру, утверждение своей позиции в нем. Очень важное место в самоопределении личности занимает выбор профессии. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.



Трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида. Поэтому при проведении профориентационной работы необходимо выявить индивидуальные психологические качества личности, уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.

Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей. В основу профессионального самоопределения положена трехфакторная модель Е.А.Климова (хочу-могу-надо).

При построении системы профессиональной ориентации школьников мы придерживаемся структуры, предложенной группой ученых под руководством С.Н.Чистяковой, состоящей из трех элементов: получение школьником знаний о себе самом (образ «Я»); информация о мире профессий; осуществление профессиональных проб (соотнесение знаний о самом себе и знаний о профессиональной деятельности).

В организации профориентационной работы необходим возрастной подход: 1 этап – детская игра, в которой идет своеобразная «примерка» профессиональной роли; 2 этап – подростковая фантазия; 3 этап, захватывающий подростковый и часть юношеского возраста, - предварительный выбор профессии на основе интересов, способностей, системы ценностей; 4 этап – практическое принятие решения. Характер содержания и объем работы будут меняться в зависимости от возраста учащихся, достигая максимальной интенсивности в предвыпускных и выпускных классах. Если в начальных классах профориентация практически сливается с трудовым воспитанием, то по мере приближения к окончанию школы увеличивается профориентационная работа.



Цель программы: Содействие актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся и обогащение их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.

Задачи программы:

  • Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.

  • Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рынка.

  • Привлечение родителей к деятельности в рамках программы.

Раздел 2. Основные направления программы и их реализация

Направления

Основные мероприятия

с учащимися, родителями, педагогами

Просвещение

Обучающиеся:

  1. Проведение классных часов, экскурсий на предприятия (с 1 по 9 класс).

  2. Участие в днях открытых дверей учебных заведений и ярмарке учебных мест (8-9 классы).

  3. Расширение знаний учащихся о профессиях учителями-предметниками (6-9 классы).

  4. Приглашение представителей учебных заведений и специалистов Центра занятости на встречу с учащимися (8-9 классы).

Родители:

1. Проведение родительских собраний на тему «Как помочь своему ребенку выбрать профессию» (9 классы).



Педагоги:

  1. Подготовка рекомендаций по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе.

  2. Разработка классных часов по профориентации.

Диагностика

Обучающиеся:

  1. Проведение опросника профессиональной мотивации.

  2. Выявление интересующих вопросов по теме профориентации.

Родители:

1. Проведение опроса по выявлению проблем при профессиональном самоопределении ребенка.



Психодиагностика

Учащиеся:

  1. Тестирование учащихся 9 класса (специалисты службы занятости, психолог).

  2. Выяснение интересов учащихся средних классов по «Анкете интересов» (психолог).

Педагоги:

Проведение опроса по выявлению интересующих вопросов по профориентации.



Коррекция

  1. Осуществление индивидуальных консультаций.

  2. Организация дискуссий для решения возникающих проблем.

Раздел 3. Критерии и показатели готовности учащихся к профессиональному самоопределению

Критерии

Показатели

Методики изучения

Ответственные

Когнитивный

  1. Знания о профессиях.

  2. Знания о профессиональных качествах.

  3. Знания о возможных путях профессионального самоопределения.

Опросник рефлексии своих знаний о профессиях…

Классные

руководители



Мотивационно-

ценностный

  1. Наличие адекватной самооценки.

  2. Мотивы выбора профессии.




  1. Творческое отношение к деятельности.

Опросник субъективного отношения к самому себе.

Анкета «Мотивация своего профессионального выбора».

Тест Торреса.


Психолог
Классные руководители
Психолог

Деятельностно-

практический

  1. Способность к реализации своих целей.

  2. Ориентация на самоопределение.

  3. Способность к

рефлексии.

Опросник достижений.

Экспертная оценка.


Опросник рефлексии.

Психолог

Классные


Руководители

Психолог


Ожидаемые результаты:

  • Учащиеся должны осознать роль труда в жизни каждого человека и своей собственной.

  • Иметь представление о мире профессионального труда.

  • Учащиеся должны уметь самоопределиться, учитывая свои способности, интересы и возможности, на выходе из школы.

  • Учащиеся должны быть социально-адаптированными к жизни.

Подпрограмма «Я – гражданин России»

Раздел 1. Общие положения

Воспитание – целенаправленная организация процесса вхождения ребенка в современное общество, развитие его способностей жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях. Главным результатом воспитания следует считать Личность, способную строить жизнь, достойную Человека.

В настоящее время особенно важно и необходимо воспитывать у молодежи такие качества как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, окружающей природе – все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» РФ. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит развитие нашего общества и развитие личности каждого молодого человека.

Цель программы: Формирование личности, имеющей высоконравственные идеалы, четкую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, знающей и уважающей свои корни, культуру, традиции и обычаи своего народа.

Раздел 2. Содержание деятельности

Направление

деятельности

Задачи

Содержание

Судьба России – моя судьба

  1. Формирование у учащихся полного представления о культуре народа через познание культурных традиций.

  2. Воспитание готовности к защите своей Родины и служению Отечеству.

  3. Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, уважения к истории своей страны.

- Возрождение и развитие культурных традиций русского народа, своего края.

- Проведение месячников гражданско-патриотической и спортивной работы.


- Изучение военной и трудовой истории Отечества, родного края, школы.

- Проведение массовых мероприятий патриотической направленности.



Я – гражданин

  1. Формирование у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека.

  2. Расширение представлений о правовых нормах во всех сферах жизни и приобщение к ним.

- Изучение и соблюдение гражданских прав и свобод всеми участниками образовательного процесса.

Нравственность и

духовность



  1. Формирование представлений о нравственности, общечеловеческих норм гуманистической морали.

  2. Ознакомление с нормами поведения во всех сферах жизни.

  3. Формирование представления о социальном устройстве жизни и образа жизни, достойной человека.

  4. Социализация личности ребенка, т.е. его интеграция с обществом.

- Проведение мероприятий нравственного цикла.
- Приобщение учащихся к общественной жизни.

Ожидаемые результаты: Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека.

Подпрограмма «В здоровом теле – здоровый дух»

Раздел 1. Общие положения

Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим современная школа должна формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей при необходимом уровне охраны и укрепления здоровья.

На современном этапе развития образования необходима стабилизация и улучшение работы по оздоровлению детей, нужен комплексный системный подход к данной проблеме.

Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья детей младшего, среднего, старшего школьного возраста, формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни.

Сроки реализации: 2012 – 2015 гг.

Ожидаемые результаты:


  • повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;

  • осознанное отношение детей, их родителей и педагогов к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

  • соблюдение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей.

Раздел 2. Основные направления программы и их реализации

Санитарно-просветительская работа по формированию

здорового образа жизни

Задачи: 1.Знакомство детей, родителей с основными понятиями валеологии (здоровье, здоровый образ жизни).

2.Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.

3.Обеспечение условий для пропаганды здорового образа жизни (программно-методическое обеспечение, подготовленность кадров).

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Разработка системы мониторинга здоровья, физической подготовленности, диагностики и оценки уровня сформированности валеологической культуры детей и родителей

2012-2013 гг.

Администрация,

учитель физ-ры,

кл. руководители


Упорядочение работы с семьями по проблемам сохранения и укрепления здоровья

2012-

2014 гг.


Администрация,

кл.руководители



Разработка и сбор методических материалов по проблемам здоровья, системы мер по углублению знаний, умений, навыков педагогов по данной проблеме

2012-2014 гг.

Администрация,

кл.руководители



Проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности

В течение всего периода

Кл.руководители,

Зам.директора по ВР



Профилактическая деятельность

Задачи: 1.Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.

2.Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.

3.Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.



Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организация обследования детей с целью раннего распознавания заболеваний

Постоянно

по графику



Медицинские работники

Мочищенской

больницы


Проведение и организация профилактических бесед, рекомендаций для детей и родителей

постоянно

Мед.работники,

администрация



Система мер по улучшению питания детей:

- режим питания;

- эстетика помещений;

- пропаганда культуры питания в семье.



постоянно

Администрация,

кл.руководители



Система мер по улучшению санитарии и гигиены:

- генеральные уборки классных комнат, школы;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований.


регулярно

Администрация,

кл.руководители



Система мер по предупреждению травматизма:

- оформление уголков по технике безопасности;

- проведение инструктажа с детьми.


постоянно

Администрация,

кл.руководители



Профилактика утомляемости:

- проведение подвижных перемен;

- оборудование зон отдыха.


постоянно

Руководитель

детского коллектива,

администрация


Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа

Задачи: 1.Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

2.Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

3.Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы:

- организация подвижных игр;

- соревнования по отдельным видам спорта;

- спартакиады, дни здоровья, …

- работа спортивных секций


постоянно

Администрация,

учителя физ. культуры


руководители спортивных секций



Расширение и развитие секционной спортивной работы

постоянно

Администрация

Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей.

постоянно

Администрация,

учитель физ. культуры



Подпрограмма развития школьного самоуправления

Раздел 1. Общие положения

На формирование личности ребенка оказывает большое влияние меняющаяся социальная и политическая среда. Воспитательная система школы должна учитывать главное – личность, способную принимать решения, прежде всего перед собой. В связи с этим самоуправление в школе должно быть, прежде всего, управлением самим собой. Программа по самоуправлению должна создавать условия для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности. Добиться проявления каждого ребенка в деятельности школы можно, разбив детей на группы по их способностям, желаниям и возможностям. Под руководством педагогов дети должны быть сориентированы на вечные абсолютные ценности – человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир, земля. Развитие самоуправления в школе – основа ее демократизации.



Цель программы: Создать условия для развития индивидуальных творческих способностей личности ребенка, формирования человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью.

Задачи:

  • Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

  • Организация всех видов коллективной, групповой и индивидуальной деятельности.

  • Развитие и укрепление органов ученического самоуправления, привлечение учащихся к активному участию в жизнедеятельности школьного коллектива.

Ожидаемые результаты: Обучающиеся должны научиться жить в коллективе, стать активнее, сплоченнее, дружнее, проявлять инициативу, должны испытывать чувство ответственности за порученное дело.

Раздел 2. Положение о действии программы ученического самоуправления

  • Главным законодательным и высшим органом ученического самоуправления в школе является общее собрание учащихся, которое проводится не реже одного раза в течение учебного года.

  • Исполнительным органом ученического самоуправления является совет старшеклассников, призванный активно содействовать становлению сплоченного коллектива как действенного средства воспитания учащихся, формированию каждого из них сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям.

  • Заседания совета старшеклассников проводятся не реже одного раза в месяц.

  • Президент ученического коллектива избирается тайным голосованием учащихся 5-9 классов и является председателем совета старшеклассников.

  • Совет старшеклассников издает законы, принимает решения и следит за их исполнением. Протокол ведет секретарь совета старшеклассников.

  • Связь совета старшеклассников с классными коллективами осуществляется через старост и других представителей, избираемых классными собраниями.

  • В соответствии с основным содержанием учебно-воспитательной деятельности школы совет старшеклассников руководит работой отделов: Отдел науки и образования, Отдел культуры и досуга, Отдел здравоохранения и спорта, отдел труда и заботы, Информационный отдел, Отдел правопорядка, Временный совет дела. В состав отделов входят представители всех классных коллективов с 5 по 9 класс. Из числа членов комитета избирается его руководитель. Каждый комитет решает свои задачи (См. Приложение 1).

Органы ученического самоуправления в школе представляют собой одну из форм детского саморазвития и созданы при отдельных условиях:

  1. Наличие личностно и социально значимой деятельности, в которой дети могли бы удовлетворить свои психосоциальные потребности: потребности в общении, в признании, в принадлежности, в самоутверждении, самоопределении, самопроявлении и т.д.

  2. Присутствие и поддержка взрослых, взаимоотношения поколений, через которые и передаются социальный и исторический опыт, достижения культуры.

  3. Социально-ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые, в сущности, и воспитывают.

Цель организации школьного самоуправления: взаимодействие ученического и педагогического коллективов школы – передача опыта ответственности от старших к младшим, организация воспитателем опыта самореализации воспитанника, включающая в себя силу воли человека, целеустремленность, прогнозирование своего поведения в жизни, способность саморегуляции, самовоспитание, самосовершенствование.

Инструментом самореализации и самовоспитания является деятельность школьных органов самоуправления, для создания которых выполнено следующее:



  1. Найдены сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.

  2. Попытка сделать их эмоционально насыщенными и интересными.

  3. Обеспечена педагогическая поддержка и помощь.

Педагоги нашей школы пришли к общему мнению о том, что они должны поделиться реальной школьной властью с учениками, то есть делегировать полномочия. Без прав нет ответственности.

Области школьной жизни, которые предполагается поручить детскому коллективу нашей школы:

  • Учёба. Сбор информации об учебном процессе. Проверка дневников, учебников. Проведение интеллектуального марафона.

  • Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники, спартакиады, КТД и т.п.

  • Заседания клубов, пресс-конференции, встречи с интересными людьми.

  • Деятельность школьной прессы: газеты, боевые и информационные листы и др.

  • Шефская работа с ветеранами ВОВ и ветеранами педагогического труда школы.

  • Реальное участие в организации дней самоуправления, ученических конференций, в составлении плана работы школы, в предоставлении возможности детям поверить в то, что их мнение может повлиять на управленческие решения органов правопорядка.

Ввести в школе самоуправление – значит поставить всех детей в позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева школьной жизни, где каждому есть дело до всех и всем есть дело до каждого.

При организации деятельности органов школьного самоуправления мы руководствуемся следующими принципами:



  • принцип равноправия;

  • принцип выборности;

  • принцип обновляемости и преемственности;

  • принцип открытости и гласности;

  • принцип законности;

  • принцип целесообразности;

  • принцип гуманности;

  • принцип свободы и самодеятельности;

  • принцип ответственности.

Раздел 3. Структура самоуправления

Структура самоуправления в МБОУ – СОШ № 18 ст. Мочище трёхуровневая.



Третий уровень

Общешкольное самоуправление

Управляющий Совет школы



Второй уровень

Школьное ученическое самоуправление

Ученическое собрание (конференция)

Совет учащихся

Школьные ученические отделы



Первый уровень

Ученическое самоуправление в классных коллективах

Классное собрание

Совет класса

Рабочие органы самоуправления



Первый уровень

Ученическое самоуправление в классах


Классное ученическое самоуправление


Совет класса



Информационный сектор

Временный сектор дела

Отдел науки и образования



Трудовой сектор

Сектор правопорядка

Культурный сектор



Спортивный сектор



Учебный сектор


Второй уровень

Школьное ученическое самоуправление


Общее собрание учащихся

(конференция)





Совет учащихся школы

(состоит из председателей классных органов самоуправления)






Отдел труда и заботы

Отдел культуры и досуга

Информационный отдел

Отдел здравоохранения и спорта

Отдел правопорядка

Временный совет дела



Педагоги-консультанты

Третий уровень

Общешкольное самоуправление

Орган третьего уровня – Управляющий совет школы. Он состоит из членов совета учащихся школы, педагогов и родителей (председателей и заместителей председателя общешкольного родительского комитета).

Управляющий Совет школы – это пусковой механизм организаторской работы в школе, он утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.



Раздел 4. Основные функции органов ученического самоуправления:
Общее собрание:

  • рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;

  • решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;

  • формирует органы самоуправление в школе;

  • формирует органы самоуправления в школе;

  • вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;

  • рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;

  • заслушивает отчёты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.

Совет учащихся:

  • координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;

  • организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;

  • устанавливает шефство старшеклассников над малышами;

  • готовит и проводит собрания и конференции учеников;

  • организует выпуск стенной и печатной школьной газеты;

  • обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;

  • заслушивает отчёты о работе своих органов;

  • решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;

  • организует соревнования между классами и рабочими органами самоуправления, подводит итоги;

  • утверждает состав делегации учащихся школы на городские собрания и конференции.


Приложение № 1

Рабочие органы самоуправления

Рабочие органы самоуправления планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности.



Отдел науки и образования

Отвечает за:

  • создание условий для учебной деятельности школьников;

  • сбор информации об учебном процессе;

  • проверку дневников, учебников;

  • проведение интеллектуального марафона.

Отдел культуры и досуга

Отвечает за подготовку и проведение:

  • вечеров отдыха, праздников, фестивалей;

  • интеллектуальных игр, выставок, конкурсов.

Отдел здравоохранения и спорта

Отвечает за:

  • подготовку и проведение спортивных соревнований;

  • участие в общегородских спортивных мероприятиях;

  • сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы.

Отдел труда и заботы

Отвечает за:

  • уборку помещений школы в конце четверти;

  • распределение классов для дежурства по школе;

  • помощь администрации в обеспечении порядка в школе;

  • проведение субботников;

  • оказание помощи младшим, заботу о ветеранах ВОВ и пенсионеров-педагогов.

Информационный отдел

Отвечает за:

  • формирование имиджа школы;

  • выпуск школьной газеты;

  • обмен информацией с другими организациями.

Отдел правопорядка

Отвечает за:

  • дежурство по школе;

  • охрану порядка на школьных вечерах;

  • ознакомление учащихся школы с правилами безопасного поведения;

  • осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка.

Классное ученическое собрание

Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях больше и лучше, где бы то ни было, обеспечивает каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива,

рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива,

заслушивание отчётов о выполнении решений класса отдельными учениками.

Для ведения собрания избирается председатель.

Практикуются в классных коллективах не только собрания с обсуждениями сложных вопросов, но и короткие «оперативки» (10-15 минут). Такая практика сделает классные собрания действительно важнейшей формой коллективного самоуправления.


Классный ученический совет

Каждый рабочий орган самоуправления выбирается из своего состава председателя и заместителя. Из председателей и составляется совет класса. Каждый из членов совета по очереди исполняет роль председателя совета (1,5-2 месяца). Функции: анализ;

контроль;

регулирование;

оценка и самооценка.

Временный совет дела:


  • организует подготовку и проведение коллективных творческих дел;

  • анализирует эффективность проведения КТД;

  • осуществляет связь с классными советами дела.

Раздел 5. Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления:

  1. Устав школы.

  2. Правила для учащихся.

  3. Положение о классном и школьном органах самоуправления.

В основу этих документов положены нравственные ценности, определённые самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.

Раздел 6. Основные критерии эффективной деятельности ученического самоуправления

  • Включенность учащихся в организацию учебно-воспитательной деятельности и управление ею.

  • Умение учащихся организовать деятельность коллектива.

  • Осознание ответственности за достижение совместных целей.

  • Умение анализировать и определять программу действий на перспективу.

Раздел 6. Основные функции управления.

Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять.

анализ планирование организация

основные функции управления

контроль регулирование коррекция


Анализ осуществляется на всех уровнях школьного самоуправления. На первом уровне – в классных коллективах рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На втором уровне – проводится вертикальный уровень анализа, т.е. анализ по каждому направлению деятельности в отдельности. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.

Результат планирования – это ответ на вопрос: «Что делать? (в классе, в школе).

Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документации и работ учащихся.

Регулирование и коррекция - внесение изменений в функционирование самих учащихся, а педагоги-консультанты оказывают лишь поддержку начинаниями школьников.

Программа развития детского самоуправления МБОУ – СОШ № 18 ст. Мочище

на 2012-2013 учебные годы


Направ-ление

Действия

Ответственный

Сроки

Результат

За действия

За контроль

1

2

3

4

5

6



1. Менеджмент

1. Оптимизация управленческой деятельности воспитательного процесса.

Руководитель МО классных руководителей, куратор Совета старшеклассников.

Директор


Зам. директора

по ВР

Сентябрь 2012 г.

Сентябрь 2013 г.

Сентябрь 2014г.

Сентябрь 2015г.




Разработка концепции развития воспитания.

Анализ промежуточных результатов.



2. Обучение классных руководителей и членов Совета старшеклассников интерактивным формам работы.

Руководитель МО классных руководителей, куратор Совета старшеклассников.

Зам. директора по ВР


В течение всего периода



Повышение уровня компетентности у классных руководителей и членов Совета старшеклассников.

3. Деятельность членов педагогического коллектива и старшеклассников в команде.

Руководители разного уровня, классные руководители, лидеры детских объединений.

Руководители разного уровня


В течение всего периода



Совершенствование умений работать в команде, развитие лидерских качеств у старших школьников (реализация программы).


2. Учебный план

Внедрение в систему ДП досуговых и учебных программ, направленных на совершенствование лидерских и организаторских способностей детей; повышение уровня правовой культуры и гражданской позиции

Педагоги дополнительного образования



«Совет молодежной инициативы»






Формирование законопослушного гражданина своей страны; повышение уровня правовых знаний у участников образовательного процесса МБОУ – СОШ № 18 ст. Мочище


3. Достижения учащихся

1. Участие детских коллективов и отдельных учащихся в фестивалях, концертных программах, творческих отчётах.

Классные руководители, ПДО

Директор


Заместители директора

Руководители ШМО



В течение года



Выявление одарённых детей; повышение престижа МБОУ – СОШ № 18 ст. Мочище

2. Участие школьников в акциях милосердия, в разработке концепции воспитания, развитии и укреплении традиций МБОУ – СОШ № 18 ст. Мочище

Классные руководители, ПДО

Директор


Заместители директора

Руководители ШМО




В течение года



Укрепление традиций в детском коллективе.

3. Включение учащихся МБОУ – СОШ № 18 ст. Мочище в проектную деятельность; в подготовку и проведение школьных и районных семинаров и конференций.

Руководители ШМО, классные руководители

Зам. директора



В соответствии с графиком школьных и районных мероприятий

Обобщение опыта работы, обмен опытом работы; повышение уровня рефлексивных умений; отражение результатов работы в форме творческих отчётов и исследовательских работ.

4. Участие школьников в управлении МБОУ – СОШ № 18 и классного коллектива:

  • В начальной школе на уровне класса

  • В среднем звене на уровне школы


Учителя школы, куратор Совета старшеклассников


Заместитель директора по ВР


В течение всего периода



Деятельность Совета Старшеклассников и Совета дела (5-8 классы) в течение всего года. Взаимодействие Совета старшеклассников с родительским комитетом и администрацией МБОУ – СОШ № 18 ст. Мочище. Организация встреч с интересными людьми.

4. Квалификация команды

1. Обучение руководителей ШМО, классных руководителей.


Заместитель директора по УВР,

Заместитель директора по ВР


Директор

В течение года


Повышение педагогического мастерства, развитие коммуникативных и диагностических умений классных руководителей.

2. Оказание управленческой поддержки молодым и начинающим специалистам.

Руководители разного уровня


Администрация

МБОУ – СОШ № 18 ст. Мочище


3. Проведение обучающихся семинарских занятий для педагогов ДО и учителей, задействованных в работе с Советом старшеклассников.

Заместитель директора по ВР



2 раза в год



Повышение профессионального уровня педагогов, совершенствование документального обеспечения образовательного процесса.

4. Деятельность «школы актива» для школьного возраста.

Куратор и актив Совета старшеклассников

Заместитель директора по ВР



В течение года



Выявление лидеров, поддержка творческой инициативы ребёнка и педагога, оказание помощи классу в развитии детского самоуправления.

5. Психологический климат

Диагностика педагогического и детского коллективов с целью выявления конфликтной культуры

Руководители разного уровня

Психолог


Социальный педагог

Директор


Заместители директора

В течение всего периода



Выявление фактов и степени нарушения прав участников образовательного процесса в стенах МБОУ – СОШ № 18 ст. Мочище, выявление уровня конфликтной культуры у детей и взрослых; оценка и коррекция психологического климата в детских коллективах на разных этапах развития детского самоуправления

скачать


Смотрите также:
Приказ № от Концепция воспитательной системы
446.51kb.
Концепция воспитательной системы моау «сош №4 г. Соль-Илецка» «Духовно-нравственное развитие личности». Концепция воспитательной системы моау «сош №4 г. Соль-Илецка» «Духовно-нравственное развитие личности»
181.26kb.
Оренбурга концепция воспитательной системы
288.81kb.
Концепция воспитательной системы школы
332.45kb.
Концепция воспитательной системы. Гуманизация воспитательного процесса
346.75kb.
Анализ воспитательной работы мкоу рудовской сош за 2012-2013 учебный год
204.15kb.
Концепция воспитательной системы
234.06kb.
Концепция воспитательной системы
234.08kb.
Концепция воспитательной системы мбоу «сош №1» г. Протвино
87.37kb.
Концепция воспитательной системы муниципального общеобразовательного учреждения
466.3kb.
Анализ воспитательной работы за 2011-2012 учебный год
165.46kb.
Типология воспитательных систем сельских малочисленных школ
62.25kb.