Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать


2 класс

Музыка

(34 ч)

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Россия – Родина моя (3 ч)

Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.

Гимн России.

Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальный пейзаж. Образы родной природы

в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн — главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой

театр).

Примерный музыкальный материал

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Гимн России. А. Александров, слова С. Михалкова.

Патриотическая песня. М. Глинка, слова А. Машистова; Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, слова К. Ибряева; Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой


Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.

Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций).

Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках.

Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.

Исполнять Гимн России.

Участвовать в хоровом исполнении гимнов

своей республики, края, города, школы.



Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.

Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.



Выполнять творческие задания из рабочей тетради

День, полный событий (6 ч)

Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы... Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

Раскрываются следующие содержательные линии. Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано - его выразительные возможности. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа,

детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие.

Обобщающий урок I четверти.

Примерный музыкальный материал

Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский; Детская музыка. Пьесы. С. Прокофьев; Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

Начинаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса; Спят усталые игрушки. А. Островский, слова З. Петровой; Ай-я, жу-жу, латышская народная песня; Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева


Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Определять жизненную основу музыкальных произведений.

Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре; сочинение.

Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью композитора.

Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы (в паре, в группе).

Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.

Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.

Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.

Различать особенности построения музыки:

двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).



Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках

О России петь – что стремиться в храм (5 ч)

Великий колокольный звон. Звучащие картины.

Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым!

Рождество Христово.

Раскрываются следующие содержательные линии. Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр

молитвы, хорала. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике.

Обобщающий урок II четверти.

Примерный музыкальный материал

Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские. Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

Народные песнопения о Сергии Радонежском. Утренняя молитва; В церкви. П. Чайковский.

Вечерняя песня. А. Тома, слова К. Ушинского. Добрый тебе вечер; Рождественское чудо, народные славянские песнопения; Рождественская песенка.

Слова и музыка П. Синявского



Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. Эмоционально откликаться на живописные

музыкальные и литературные образы.



Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.

Передавать с помощью пластики движений,

детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов.



Исполнять рождественские песни на уроке и дома.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.



Выполнять творческие задания в рабочей тетради

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4ч)

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Выходили красны девицы. Бояре, а мы к вам пришли. Музыка в народном стиле.

Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны.

Раскрываются следующие содержательные линии. Фольклор —народная мудрость. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Народные песенки, заклички, потешки.

Примерный музыкальный материал

Светит месяц; Камаринская, плясовые наигрыши.

Наигрыш. А. Шнитке. Выходили красны девицы; Бояре, а мы к вам пришли, русские народные песни. Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев. Камаринская. П. Чайковский. Прибаутки. В. Комраков, слова народные; Реченька. А. Абрамов, слова Е. Карасева. Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.



Разыгрывать народные игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы.

Общаться и взаимодействовать в процессе

ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.



Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек.

Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках.

Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России.

Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов. Выявлять особенности традиционных праздников народов России.

Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.

Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе образцов отечественного музыкального фольклора.

Использовать полученный опыт общения с

фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности.

Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров. Выполнять творческие задания из рабочей тетради.


В музыкальном театре (5 ч)

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр.

Театр оперы и балета. Волшебная палочка. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал.

Раскрываются следующие содержательные линии. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей.

Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные темы — характеристики главных действующих лиц. Финал.

Примерный музыкальный материал

Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты). М. Коваль; Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам».

С. Прокофьев; Марш. Из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Песня-спор. Из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового


Эмоционально откликаться и выражать свое

отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов.



Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.

Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Выявлять особенности развития образов.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради

В концертном зале (5 ч)

Симфоническая сказка «Петя и Волк».

Раскрываются следующие содержательные линии. Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Обобщающий урок III четверти.

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.

Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40. Увертюра.

Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальная живопись. «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Симфония № 40 соль минор

В.-А. Моцарта. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро».

Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Выразительность и изобразительность образов музыки

В.-А. Моцарта, М. Мусоргского. Примерный музыкальный материал

Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьев.

Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.

Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт; Увертюра. К опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт; Увертюра. К опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Песня о картинах. Ген. Гладков, слова А. Кушнера


Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.

Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др.

Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках.

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Соотносить характер звучащей музыки с ее

нотной записью.



Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.

Выполнять творческие задания из рабочей

тетради


Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6 ч)

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты. И всё это — Бах! Всё в движении. Тройка. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?

Раскрываются следующие содержательные линии. Композитор — исполнитель — слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган).

Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха, М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия — рису-

нок, лад - цвет). Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского в Москве. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.

Обобщающий урок IV четверти — заключительный урок-концерт.

Примерный музыкальный материал

Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты № 2; За рекою старый дом, русский текст Д. Тонского; Токката ре минор для органа; Хорал; Ария. Из Сюиты № 2. И.-С. Бах.

Весенняя. В.-А. Моцарт, слова И.-Ф. Овербек, пер. Т. Сикорской; Колыбельная. Б. Флис — В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.

Попутная; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника; Песня жаворонка. П. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Часть 1-я (фрагменты). П. Чайковский. Тройка; Весна; Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Кавалерийская; Клоуны; Карусель (слова И. Рахилло). Д. Кабалевский.

Музыкант. Е. Зарицкая, слова В. Орлова; Пусть всегда будет солнце. А. Островский, слова JI. Ошанина; Сказки гуляют по свету. Е. Птичкин, слова М. Пляцковского; Это очень интересно; Пони. С. Никитин, слова Ю. Мориц; До чего же грустно. Из вокального цикла «Пять песен для детей».

С. Соснин, слова П. Синявского; Старый добрый клавесин. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского; Большой хоровод. Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта



Понимать триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя.

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.

Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.

Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.

Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям.

Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Участвовать в подготовке и проведении

заключительного урока-концерта.



Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта совместно с одноклассниками


2 класс

Изобразительное искусство

Искусство и ты (34 ч)


Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла.

Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).



Как и чем работает художник? (8 ч)

Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник.

Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.

Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.


Три основных цвета —

желтый, красный, синий



Что такое живопись? Первичные

основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом.

Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов).

Задание, изображение цветов (без

предварительного рисунка; заполнение

крупными изображениями всего листа).

Материалы, гуашь, крупные кисти, большие листы белой бумаги.


Наблюдать цветовые сочетания в природе.

Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска».

Овладевать первичными живописными навыками.

Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.

Белая и черная краски

Восприятие и изображение красоты

природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой).

Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета.

Расширение знаний о различных

живописных материалах: акварельные

краски, темпера, масляные и акриловые краски.

Задание: изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман и т. л.) (без предварительного рисунка).

Материалы, гуашь (пять красок), крупная кисть, большие листы любой бумаги.



Учиться различать и сравнивать

темные и светлые оттенки цвета и тона.



Смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита.

Развивать навыки работы гуашью.

Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению при-

родных стихий.



Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности

Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели.

Выразительные возможности этих

материалов, особенности работы ими.

Передача различного эмоционального состояния природы.

Задание: изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению).

Материалы, пастель или мелки,

акварель; белая, суровая (оберточная) бумага.


Расширять знания о художественных материалах.

Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели.

Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью.

Овладевать первичными знаниями перспективы, (загораживание, ближе — дальше).

Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов.

Выразительные возможности аппликации

Особенности создания аппликации

(материал можно резать или обрывать).

Восприятие и изображение красоты

осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен.

Задание: создание коврика на тему

осенней земли с опавшими листьями

(работа в группе — 1—3 панно: работа по памяти и впечатлению).

Материалы, цветная бумага, куски

ткани, нитки, ножницы, клей.


Овладевать техникой и способами

аппликации.



Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.

Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев.

Выразительные возможности графических материалов

Что такое графика? Образный язык

графики.

Разнообразие графических материалов.

Красота и выразительность линии.

Выразительные возможности линии.

Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.

Задание: изображение зимнего леса

(по впечатлению и памяти).

Материалы тушь или черная гуашь, чернила, перо, палочка, тонкая

кисть или уголь: белая бумага.



Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа.

Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть).

Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.

Изображать, используя графические материалы, зимний лес.

Выразительность материалов для работы

в объеме

Что такое скульптура? Образный

язык скульптуры.

Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов.

Изображение животных. Передача

Характерных особенностей животных.

Задание: изображение животных родного края (по впечатлению и памяти).

Материалы: пластилин, стеки.


Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).

Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).

Выразительные возможности бумаги

Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм.

Что такое макет? Материалы, с по-

мощью которых архитектор создает макет (бумага, картон).

Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, лесенка, гармошка).

Задание: сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно; работа по воображению).

Материалы, бумага, ножницы,

клей.


Развивать навыки создания геометрических форм (кон-уса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.

Овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные

формы.


Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.

Неожиданные материалы (обобщение темы)

Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие материалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы.

Выразительные возможности материалов, которыми работают художники.

Итоговая выставка работ.

Задание: изображение ночного праздничного города.

Материал: неожиданные материалы (серпантин, конфетти, семена, нитки, трава и т.д.), темная бумага (в качестве фона).


Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях.

Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных

материалов.



Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

Реальность и фантазия (7 ч)

Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.

Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек.

Развитие духовной и эмоциональной сферы ребёнка через общение с природой.


Изображение и реальность

Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас.

Учимся всматриваться в реальный мир.

Рассматриваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.

Задание: изображение любимого

животного.

Материалы: гуашь (одна или две

краски) или тушь, кисть, бумага.


Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных. Изображать животных, выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении характер выбранного животного.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Изображение и фантазия

Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей.

Сказочные существа. Фантастические образы.

Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа.

Творческие умения и навыки работы гуашью.

Задание: изображение фантастического животного путем соединения элементов разных животных, птиц и даже растений.

Материалы, гуашь, кисти, большой лист бумаги (цветной или тонированной).



Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.

Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.).

Придумывать выразительные фантастические образы животных.

Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений.

Развивать навыки работы гуашью.

Украшение и реальность

Мастер Украшения учится у природы.

Природа умеет себя украшать.

Умение видеть красоту природы,

разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т. п.).

Развитие наблюдательности.

Задание: изображение паутинок

с росой, веточками деревьев или снежинок при помощи линий (индивидуально по памяти).

Материалы: уголь, мел, тушь и

тонкая кисть или гуашь (один цвет),

бумага.


Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.

Эмоционально откликаться на красоту природы.



Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.).

Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом.

Украшение и фантазия

Мастер украшения учится у природы, изучает её. Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта.

Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь

человека и преобразование ее с по-

мощью фантазии.

Задание: изображение кружева, украшение узором воротничка для платья или кокошника, закладки для книги.

Материалы: любой графический

материал (один-два цвета).


Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде.

Осваивать приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента.

Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры.

Работать графическими материалами (роллеры, тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины.

Постройка и реальность

Мастер Постройки учится у природы.

Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т.д.), их функциональность, пропорции.

Развитие наблюдательности.

Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности.

Задание: конструирование из бумаги подводного мира (индивидуально-коллективная работа).

Материалы: клей, бумага, ножницы.



Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции.

Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе.



Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание).

Конструировать из бумаги формы подводного мира.

Участвовать в создании коллективной работы.

Постройка и фантазия

Мастер Постройки учится у природы.

Изучая природу, Мастер преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции, необходимые для жизни человека.

Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.

Задание: создание макетов фантастических зданий, фантастического города (индивидуально-групповая работа

по воображению).

Материалы, бумага, ножницы, клей.



Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками.

Осваивать приемы работы с бумагой.

Придумывать разнообразные конструкнии.

Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.

Участвовать в создании коллективной работы.

Братья-Мастера Изображения, Украшения и

Постройки всегда работают вместе

Взаимодействие трех видов деятельности — изображения, украшения и постройки.

Обобщение материала всей темы.

Задание: конструирование (моделирование) и украшение ёлочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Создание коллективного панно.

Материалы: гуашь, маленькие кисти, бумага, ножницы, клей.

Выставка творческих работ. Отбор

работ, совместное обсуждение.



Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.

Понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров (их триединство).

Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

О чём говорит искусство (11 ч)

Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит.

Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.



Изображение природы

в различных состояниях

Разное состояние природы несет в

себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное.

Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя.

Задание: изображение контрастных

состояний природы (море нежное и

ласковое, бурное и тревожное и т.д.).

Материалы, гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.


Наблюдать природу в различных состояниях.

Изображать живописными материалами контрастные состояния природы.

Развивать колористические навыки работы гуашью.


Изображение характера животных

Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения.

Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре.

Рисунки и скульптурные произведения В. Ватагина.

Задание, изображение животных веселых, стремительных, угрожающих.

Материалы: гуашь (два-три цвета

или один цвет), кисти.



Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях.

Давать устную зарисовку-характеристику зверей.

Входить в образ изображаемого животного.

Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.

Развивать навыки работы гуашью.

Изображение характера человека: женский образ

Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека.

Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства.

Задание: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов. Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие — злых.

Материалы: гуашь или пастель,

мелки, цветная бумага.


Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства.

Изображение характера человека: мужской

образ

Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает.

Эмоциональная и нравственная

оценка образа в его изображении.

Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д.

Возможности использования цвета,

тона, ритма для передачи характера

персонажа.

Задание: изображение доброго и

злого героев из знакомых сказок.

Материалы: гуашь (ограниченная палитра), кисти или пастель, мелки,

обои, цветная бумага.


Характеризовать доброго и злого сказочных героев.

Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов.

Учиться изображать эмоциональное состояние человека.

Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго или злого героя (сказочные и былинные персонажи).

Образ человека

в скульптуре

Возможности создания разнохарактерных героев в объеме.

Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего.

Изображения, созданные в объеме. — скульптурные образы — выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания.

Задание: создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером (Царевна-Лебедь, Баба яга и т.д.).

Материалы, пластилин, стеки, дощечки.


Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).

Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина.

Овладевать приемами работы с

пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).



Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером.

Человек и его украшения

Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой (например, смелый воин-защитник или агрессор).

Украшения имеют, свой, характер, свой образ. Украшения для женщин подчёркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество.

Задание: украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников, воротников.

Материалы: гуашь, кисти (крупная и тонкая).



Понимать роль украшения в жизни человека.

Сравнивать и анализировать украшения, имеющие, разный характер.

Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники).

Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т.д.

О чем говорят украшения

Через украшение мы не только рас-

сказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому.

Задание: украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная в технике аппликации.

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, склеенные листы (или обои).



Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно.

Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.

Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов.

Образ здания

Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разные дома. Образы зданий в окружающей жизни.

Задание: создание образа сказочных построек (дворцы доброй феи и Снежной королевы и т.д.).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.


Учиться видеть художественный образ в архитектуре.

Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек. Приобретать опыт творческой работы.

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои

чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение

темы)

Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках.

Обсуждение выставки.



Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников.

Как говорит искусство (8 ч)

Средства образной выразительности в изобразительном искусстве.

Эмоциональное воздействие цвета: теплое — холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий.

Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур.

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.



Теплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного

Цвет и его эмоциональное восприятие человеком.

Деление цветов на теплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями теплых и холодных цветов. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.

Задание: изображение горящего костра и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) (работа по памяти и впечатлению) или изображение пера Жар-птицы (краски смешиваются прямо на листе, черная и белая краски не применяются).

Материалы: гуашь без черной и белой красок, крупные кисти, большие

листы бумаги.


Расширять знания о средствах художественной изобразительности. Уметь составлять теплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную выразительность теплых и холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимоотношение цвета.

Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»).

Развивать колористические навыки работы гуашью.

Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная жар-птица и т.п.).

Тихие и звонкие цвета

Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками — получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета.

Передача состояния, настроения

в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.

Задание: изображение весенней земли (по памяти и впечатлению). Дополнительные уроки можно посвятить созданию «теплого царства» (Солнечный город), «холодного царства» (царство

Снежной королевы). Главное — добиться колористического богатства цветовой гаммы.

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.



Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета.

Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета — глухого и звонкого.

Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе.

Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю.

Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы.

Закреплять умения работать

кистью.


Что такое ритм линий?

Ритмическая организация листа

с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы.

Линии как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.

Задание: изображение весенних

ручьев.

Материалы, пастель или цветные

мелки. В качестве подмалевка используется изображение весенней земли (на нем земля видна сверху, значит, и ручьи побегут по всей плоскости листа). Можно также работать гуашью на чистом листе.


Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Уметь видеть линии в окружающей действительности.

Получать представление об эмоциональной выразительности линии.

Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка — изображение

весенней земли).


Характер линий

Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые.

Умение видеть линии в окружаю-

щей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая, суровая

мощь старых дубовых сучьев).

Задание: изображение нежных или

могучих веток, передача их характера и настроения (индивидуально или по два человека; по впечатлению и памяти).

Материалы, гуашь, кисть, или тушь, уголь, сангина; большие листы бумаги.


Уметь видеть линии в окружающей действительности.

Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.

Осознавать, как определенным материалом можно создать художественный образ.

Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.

Изображать ветки деревьев с определенным характером и настроением.

Ритм пятен

Ритм пятен передает движение.

От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц — быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко.

Задание: ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа (работа индивидуальная или коллективная).

Материалы, белая и темная бумага, ножницы, клей.



Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Понимать, что такое ритм.

Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации.

Пропорции выражают

характер

Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого.

Пропорции — выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.

Задание: конструирование иди лепка птиц с разными пропорциями (большой хвост — маленькая головка — большой клюв).

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей или пластилин, стеки.



Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Понимать, что такое пропорции.

Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности

Ритм линий, цвет, пропорции составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры.

Задание: создание коллективного

панно на тему «Весна. Шум птиц».

Материалы: большие листы для

панно, гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.


Повторять и закреплять полученные знания и умения.

Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Создавать коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц».

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объясняя замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли.

Обобщающий урок года

Выставка детских работ, репродукций работ художников — радостный праздник, событие школьной жизни.

Игра-беседа, в которой вспоминают

все основные темы года.

Братья-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки — главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусств.



Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников.

Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти.

Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето.

скачать

<< предыдущая   следующая >>
Смотрите также:
Приказ №51/5 от 31 августа 2012 года Директор школы С. В. Барабанов «принято» на заседании педагогического совета школы
1941.9kb.
На заседании педагогического совета от 30 августа 2012 года
6275.36kb.
Приказ № от августа 2013 года Директор школы И. Н. Осьмаков п л а н
1458.94kb.
Приказ №162 с. Ребриха «О переводе, поощрении учащихся». В связи с окончанием учебного года и на основании решения педагогического совета школы от 25 мая 2012 года №350
465.67kb.
Приказ №226 от 28. 08. 2014 года принята на заседании педагогического совета школы
1434.06kb.
Положение о введении школьной формы обучающихся мбоу сош №53 г. Брянска
35.43kb.
Решением педагогического совета от 30 августа 2012 года №1 Утвержден приказом мдоу №48 от 30 августа 2012 года №49/4 о/д
117.11kb.
На заседании педагогического совета Директор школы А. Н. Ершов
30.33kb.
На заседании Педагогического совета школы Директор
72.72kb.
Директор школы: Л. Г. Никитина (приказ № от августа 2012 года)
205.64kb.
На заседании Совета школы директор школы Алехина Т. П
512.1kb.
Принято на заседании педагогического совета
72.99kb.