Главная стр 1
скачать


Принято

на педагогическом

совете от 24.03.2011 года протокол № 5



Утверждаю:

приказ № 56 от 31 марта 2011 года

Директор школы:

_________ Л.Н.Левина




Положение

об организации единого режима работы с текстовой информацией

муниципального общеобразовательного учреждения Студеновская средняя общеобразовательная школа Илекского района Оренбургской области
Общие положения

    1. Положение о едином режиме работы школы с текстовой информацией разработано методическим советом образовательного учреждения.




  1. Цели и задачи введения единого режима работы школы с текстовой информацией

    1. Основной целью введения единого режима работы школы с текстовой информацией является создание единого читательского пространства, построенного на интеграции деятельности школы и различных культурно-воспитательных институтов.

    2. Достижению цели должно способствовать решение следующих задач:

  • формирование посредством учебной, внеклассной и внешкольной деятельности ученика-читателя, обладающего читательской активностью и компетентностью, информационной культурой, владеющего механизмами адаптации к быстро меняющейся информационной среде, способного применить полученные навыки работы с текстовой информацией в практической жизни;

  • создание условий для формирования в школе единого читательского пространства и читательской активности, в том числе посредством переподготовки педагогического персонала образовательного учреждения;

  • активное вовлечение родительской общественности в формирование единого читательского пространства школы.




  1. Принципы работы с текстовой информацией в ходе учебной деятельности

3.1. Основными принципами работы с текстовой информацией, которых необходимо придерживаться в ходе учебной деятельности, являются следующие принципы:

    • принцип системности и последовательности обучения чтению и работе с письменными источниками;

    • принцип межпредметной интеграции;

    • принцип диалогичности при работе с текстом;

    • принцип активного взаимодействия обучающихся и учащихся в процессе обучения чтению;

    • принцип технологичности процесса обучения работе с письменными текстами;

    • принцип непрерывности обучения чтению;

    • принцип дифференциации при обучении чтению разных категорий читателей.




  1. Перечень основных умений учащихся при работе с текстовой информацией

4.1. В перечень основных умений учащихся при работе с текстовой информацией входят следующие компоненты:

  • иметь понятие о распределении и функционировании письменных текстов в современном обществе; их классификации по культурному содержанию, стилям и жанрам;

– владеть приемами эффективного поиска письменных источников информации разных классов;

  • владеть разными техниками чтения;

– владеть основными способами работы с письменными источниками разных классов; умениями воспринимать структуру текста, вычленять структурные элементы текста, понимать и интерпретировать его содержание, выделять и извлекать из него необходимые для читателя аспекты;

– иметь навыки понимания, интерпретации и оценивания письменных текстов, представленных в разных культурных (терминологических) языках;



– уметь создавать вторичные тексты разных стилей и жанров; владеть такими навыками, как конспектирование, реферирование, аннотирование, рецензирование текста;

  • владеть навыками самоконтроля и саморегуляции, обеспечивающими выбор стратегии работы с текстом, выбор вида чтения и способа репрезентации текстов разных стилей и жанров.

4.2. Основными показателями уровня освоенности учащимися библиотечно-библиографических и читательских навыков можно считать следующие:

  • знание о наборах услуг, которые можно получить в библиотеках и информационных центрах различных уровней;

  • навыки пользования справочно-библиографическим аппаратом библиотек, справочно-поисковым аппаратом информационных изданий и т.п..

  1. Работа методических объединений учителей-предметников школы по реализации единого режима работы школы с текстовой информацией

5.1. Работа методических объединений учителей-предметников по введению единого режима работы с текстовой информацией содержит:

  • изучение основных технологий и приемов работы с текстовой информацией;

  • выявление наиболее эффективных методик и технологий обучения чтению;

  • разработка единых требований к уровню читательской компетентности в зависимости от возраста учащихся;

  • корректирование календарно-тематического планирования учителей с учетом обязательного введения в учебный процесс работы с текстовой информацией и межпредметной интеграции по вопросу работы с текстовой информацией;

  • разработка и утверждение дидактического материала, содержащего тексты различных стилей и типов для работы на уроке с обязательным указанием темы и типа урока, на котором они могут быть использованы;

  • разработка памяток и советов по работе с учебными текстами по каждой предметной области;

  • планирование и подготовка проектной деятельности в рамках каждой предметной области, обеспечивающей работу учащихся с текстовой информацией.

  1. Функции заместителя директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе

6.1. К основным функциям заместителя директора по учебно-воспитательной работе можно отнести:

  • координацию действий всех подведомственных ему структур образовательного учреждения;

  • контроль исполнения возложенных данным положением функций и обязанностей;

  • своевременное выявление и решение проблем, связанных с введением и функционированием единого режима работы школы с текстовой информацией;

  • обеспечение необходимых условий для реализации единого режима работы школы с текстовой информацией, в том числе осуществление кадровой политики в образовательном учреждении.




  1. Функции учителя-предметника

К функциям учителя-предметника относятся:

  • изучение основных технологий и приемов работы с текстовой информацией;

  • участие в разработке единых требований к уровню читательской компетентности в зависимости от возраста учащихся;

  • участие в корректировании календарно-тематического планирования с учетом обязательного введения в учебный процесс работы с текстовой информацией и межпредметной интеграции по вопросу работы с текстовой информацией;

  • участие в разработке дидактического материала, содержащего тексты различных стилей и типов для работы на уроке с обязательным указанием темы и типа урока, на котором они могут быть использованы;

  • участие в разработке памяток и советов по работе с учебными текстами по своей предметной области;

  • реализация работы с текстовой информацией на уроках своей предметной области;

  • организация проектной деятельности в рамках своей предметной области, обеспечивающей работу учащихся с текстовой информацией.

- проведение дополнительных занятий со слабоуспевающими учащимися;

  • формирование у учащихся интереса к чтению книг, с одной стороны, и к работе с электронными носителями письменной информации – с другой;

  1. Функции школьного библиотекаря

    1. Школьная библиотека является важной составляющей образовательного процесса, источником информационных ресурсов, местом, где учащиеся и преподаватели совместно работают с литературой, где можно получить необходимые консультации по работе с информацией – печатной, электронной, содержащейся в мультимедиа, электронных базах данных, в Интернет. Именно библиотека призвана эффективно реализовывать связь информационной теории с практикой поиска, отбора, обработки, использования письменно зафиксированной информации.

    2. К основным функциям школьного библиотекаря относится:

  • распространение библиотечно-библиографических знаний применительно к развитию навыков чтения через индивидуальные консультации по библиографическому поиску литературы; групповые консультации, беседы, лекции о правилах работы с имеющимися информационными сетями; экскурсии по библиотекам; практические занятия по использованию информационных ресурсов, включая электронные;

  • знакомство учащихся с материалами, которые издаются в помощь освоению библиотечно-библиографических знаний: рекомендательными указателями литературы, планами чтения, памятками, путеводителями по библиотеке и библиотечно-информационным службам, инструкциями, методическими рекомендациями и т.п.;

  • вовлечение учащихся в процесс самостоятельного овладения знаниями;

  • оказание необходимой консультационной помощи учащимся в наиболее полном освоении учебного материала, дополнительных сведений, эффективных технологий работы с письменными текстами, включая построение собственных;

  • оказание необходимой консультационной помощи учащимся и педагогам по коллективным формам повышения уровня читательской и общекультурной компетентности;

  • предоставление квалифицированной экспертной оценки специальной, справочной, научно-популярной, художественной литературы;

  • пропаганда чтения специальной, справочной, научно-популярной, художественной литературы среди учащихся, родителей и педагогов через организацию и проведение общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий;

  • организация взаимодействия школы с различными культурно-просветительскими организациями, писательскими союзами, читательскими ассоциациями и т.д.

- проведение диагностики и тестирования качества чтения учащихся;

- руководство внеклассным чтением слабоуспевающих учащихся;

- оказание методической поддержки по работе с текстами преподавателям разных дисциплин.


  1. Функции классного руководителя

    1. Работа классного руководителя по введению единого режима работы школы с текстовой информацией направлена на обеспечение взаимодействия школы и других культурно-просветительских институтов с родителями, а также на взаимодействие школьного психолога, учителя чтения и учителей-предметников.

    2. Классный руководитель:

  • совместно со школьным библиотекарем и учителем чтения способствует развитию и популяризации семейного чтения;

  • планирует и организует внеклассные и внешкольные мероприятия, а также различные проекты, направленные на активизацию читательской деятельности.



Циклограмма обязательных мероприятий

по формированию читательской активности и читательской компетентности


Месяц

Учебная деятельность

Внеклассная деятельность

Внешкольная деятельность

Ответственный

Сентябрь

Урок «Учись учиться»







Учитель-методолог чтения

Утверждение учебных планов учителей-предметников;

утверждение дидактических материалов для организации работы с текстовой информацией









Руководители предметных ШМО




Неделя чтения (1-4 классы)




Классные руководители







Экскурсия в городскую детскую библиотеку (5-7 классы)

Классные руководители, школьный библиотекарь

Диагностические процедуры: проверка техники чтения (2-5 классы); мониторинг уровня читательской компетентности (4, 5-9 классы)

Диагностические процедуры: анкетирование детей и родителей на выявление уровня семейного чтения (1-9 классы)




Учитель-методолог чтения;

учитель литературы



Октябрь

Час информационной культуры (9-11 классы)







Учитель информатики, школьный библиотекарь







Книжная ярмарка (5-6 классы)




Классные руководители, школьный библиотекарь, учителя литературы







Неделя чтения (7-9 классы)




Классные руководители







Проект «Туристический тур по литературным местам города» (10-11 классы)

Классные руководители, школьный библиотекарь, учителя литературы

Ноябрь




Неделя чтения (10-11 классы)




Классные руководители

Час информационной культуры (7-8 классы)







Час информационной культуры (9-11 классы)




Проект «Рекламная акция интересной книги» (5-7 класс)

Классные руководители, школьный библиотекарь,

учитель-методолог чтения



Декабрь




«Мастера книжной иллюстрации» (заочная экскурсия или очная экскурсия в музей изобразительных искусств)

Учитель-методолог чтения;

школьный библиотекарь



Конкурс на лучшую памятку «Как читать статью учебника по …» (5-6 классы)







учитель-предметник;

учитель-методолог чтения






Проект «Словарь «Топонимика моего города» (8-9 классы)

Классные руководители, школьный библиотекарь,

учитель-методолог чтения



Диагностические процедуры: проверка техники чтения (2-5 классы); мониторинг уровня читательской компетентности (4-9 классы)







Учитель-методолог чтения;

учитель литературы



Январь

Конкурс на лучшую памятку «Как составить план учебной статьи по …» (7-8 классы)







учитель-предметник;

учитель-методолог чтения






Конкурс на лучшую книжную выставку литературы для внеклассного чтения (1-9 классы)




Классные руководители, школьный библиотекарь,

учитель-методолог чтения






Литературная гостиная (встреча учащихся 9-11 классов с литературными краеведами)

Школьный библиотекарь,

учитель-методолог чтения; учитель литературы



Февраль

Конкурс на лучшую памятку «Как составить обзор учебной литературы по …» (9-11 классы)







учитель-предметник;

учитель-методолог чтения









Экскурсия в городскую детскую библиотеку (8-9 классы)

Классные руководители, школьный библиотекарь




Презентация проектной деятельности: «Рекламная акция интересной книги» (5-7 класс)

Классные руководители, школьный библиотекарь,

учитель-методолог чтения



Март




Конкурс выразительного чтения (1-8 класс)




Учитель-методолог чтения; учитель литературы




Презентация результатов проектной деятельности: «Туристический тур по литературным местам города» (10-11 классы)

Классные руководители, школьный библиотекарь,

учитель-методолог чтения



Мониторинг уровня читательской компетентности (2-9 классы)







Учитель-методолог чтения;

учитель литературы



Апрель

Урок «Учись учиться: как самостоятельно подготовиться к экзаменам» (9, 11 классы)







учитель-предметник;

учитель-методолог чтения






Презентация читательских дневников (7-8 класс)




Учитель-методолог чтения;

учитель литературы






Презентация результатов проектной деятельности «Словарь «Топонимика моего города» (8-9 классы)

Классные руководители, школьный библиотекарь,

учитель-методолог чтения



Май




Диагностические процедуры: анкетирование детей и родителей на выявление уровня семейного чтения (1-9 классы)




Учитель-методолог чтения





Родительский всеобуч «Организация летнего чтения» (1-10 классы)




учитель-предметник;

учитель-методолог чтения



Еженедельные мероприятия




Урок поддерживающего чтения.




Классные руководители, школьный библиотекарь,

учитель-методолог чтения






Коррекционная работа с детьми, имеющими психологические проблемы при чтении и письме




Школьный библиотекарь,

учитель-методолог чтения; учитель литературы



Ежемесячные мероприятия







Читательский клуб учителей

учитель-предметник;

учитель-методолог чтения






«За страницами учебника» (библиотечный урок)




Классные руководители, школьный библиотекарь

Ежеквартальные мероприятия




Читательская конференция «По страницам любимых книг» (в каждой параллели)




Классные руководители, школьный библиотекарь,

учитель-методолог чтения









Презентация деятельности театральной студии










Клуб семейного чтения

Классные руководители, школьный библиотекарь,

школьный психолог



Рекомендации по организации единого режима работы школы

с текстовой информацией
Большинство специалистов, занимающихся проблемами чтения, отмечает, что информационные условия обновляются быстрее, чем происходит массовая адаптация к ним, поэтому для адаптации людей, находящихся в столь динамичных условиях информационного развития, необходимо уметь работать с разнородной информацией при решении социальных, профессиональных и личностных проблем.

Констатируя современное положение с чтением не только у нас в стране, но и во всем мире, можно говорить о кризисе.

Анализируя причины сложившегося кризиса чтения, социологи отмечают широкое распространение видео- и компьютерной продукции, сопровождающееся оттеснением чтения и письменных текстов на периферию современной культуры. Все это негативно влияет на качество обучения, на профессиональный уровень специалистов разных областей, на объем используемой лексики родного языка и, следовательно, на интеллектуальный потенциал государства.

Вот какие основные проблемы, связанные с подростковым чтением, выделяет Э.А. Орлова:

«В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением подростков, принято считать следующие:


  • снижение интереса к чтению;

  • ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;

  • низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме.

Сложившаяся ситуация во многом обусловлена такими недостатками образовательных программ, как:

  • несоответствие многих используемых приемов и методик обучения чтению современным требованиям работы с письменной информацией; невнимание к разработке и использованию новых стратегий и технологий чтения в соотнесении с его целями;

  • низкий уровень обучения чтению и работе с письменными источниками информации на всех ступенях системы образования».

Кризис чтения, наблюдаемый во всем мире, безусловно, сказывается на результатах школьного обучения.

«Раннее приобщение детей к визуальной массовой культуре, к «картинкам» и последующая работа с компьютером (в основном, компьютерные игры) формируют такие особенности восприятия «культурного окружения», как фрагментарность, поверхностность, неустойчивость…

Сегодня большинство детей и подростков с существенным запозданием приобщаются к фундаментальным ресурсам письменной культуры и недостаточно эффективно используют их в приватной жизни и в процессе получения образования.

Значительно возрос и практически стал превалирующим тип поверхностного чтения, который характеризуется слабой интенсивностью, отсутствием личностных побуждений к работе с текстами, ненаправленностью восприятия их содержания, слабой выраженностью обращения к ним после прочтения. В этих условиях их культурное содержание остается неосвоенным, а разрыв между пластами фондовой письменной и оперативной устной культуры увеличивается…

Согласно результатам исследований для российских школьников характерен низкий уровень таких навыков, как упорядочение собственных познавательных процессов, определение их направленности и выбор соответствующих письменных источников, работа с ними.

Как правило, выпускники средних общеобразовательных учреждений плохо подготовлены к решению типичных задач, связанных с оперированием письменной информацией: не владеют навыками поиска нужных текстов, их отбора и организации в соответствии с определенной темой, их адекватного прочтения и интерпретации, устной и письменной репрезентации прочитанного.

В обществе доминирует ориентация на «легкое» чтение, и школьные программы оказываются содержательнее, чем познания взрослых. Соответственно, семья, как правило, не может обеспечить младшим поколениям базу для приобщения к книжной культуре, нужный уровень читательской компетентности. И в их обыденной внешкольной жизни отсутствуют стимулы приобщения к серьезному чтению. Не выполняет стимулирующих функций и современная школа».

В современной школе наблюдается кричащее противоречие: между высокими требованиями к продукту образовательной деятельности, который должен обладать функциональной грамотностью, и старой методологией обучения, отсутствием системного подхода в обучении чтению.

Данные различных исследований свидетельствуют о снижении читательской активности и уровня читательской компетентности. Среди основных причин сложившейся ситуации в отечественном образовании выделяют:


  • «слабую освоенность современного информационного поля: не сложились отчетливые принципы отбора, оценки качества нужной печатной продукции, ее адекватного использования в профессиональной деятельности и обыденной жизни;

  • плохую организацию образования, связанного с языком, письменными текстами, информационными потоками;

  • дефицит современного методического обеспечения системы образования в области чтения;

  • неподготовленность преподавательских кадров, их неспособность обеспечить учащимся необходимый уровень читательской компетентности;

  • слабость социокультурных стимулов к чтению.

Школа как социальный институт имеет возможности оказать колоссальное влияние на решение проблемы чтения, так как чтение является одним из главных общеучебных навыков.

«Ведущая роль в обеспечении социально необходимого уровня читательской компетентности принадлежит образовательным учреждениям. В общеобразовательных учебных заведениях учащиеся приобретают базовые навыки чтения, владения родным языком (курсы языка и литературы), специализированными кодами письменной культуры (курсы, относящиеся к специальным предметным областям, предусмотренным образовательными стандартами). В специальных (средних и высших) учебных заведениях они овладевают умением работать с письменными текстами, необходимым для профессиональной деятельности, а также для самообразования. В соответствии с действующими законами такие образовательные учреждения располагают полномочиями контролировать уровень читательской компетентности учащихся»,– пишет Э. А. Орлова.

Из перечисленных выше причин снижения читательской активности и уровня читательской компетентности вытекают основные задачи и цели, стоящие перед образовательным учреждением, а также сложившаяся ситуация с грамотностью чтения заставляет рассматривать и решать эту проблему комплексно и поэтапно.

Комплексному решению проблемы, на наш взгляд, может способствовать введение единого режима работы школы с тестовой информацией.


Обозначим основные этапы введения единого режима работы школы с тестовой информацией.

  1. Этап актуализации проблемы и целеполагания, который предполагает:

знакомство с проблемой, её изучение, осознание необходимости введения единого режима работы школы с текстовой информацией;

оценку состояния проблемы в данном образовательном учреждении, для чего необходимо проведение первичного мониторинга-диагностики навыков осмысленного чтения;

проблемный анализ результатов независимого оценивания учебных достижений школьников;

оценку возможностей образовательного учреждения, включающую, прежде всего, оценку имеющихся ресурсов: фонд школьной библиотеки, техническая оснащенность, методическая оснащенность, кадровые ресурсы и т.д.;

мониторинг читательских интересов школьников и посещаемости школьной библиотеки, а также анализ социальных факторов, влияющих на интерес и качество чтения;

формулирование цели и создание модели идеального читателя-школьника.




  1. Этап обучения специалистов.

Одной из важных проблем, без решения которой ситуация с грамотностью чтения вряд ли может измениться, является кадровая проблема, которая складывается из нескольких моментов: низкий уровень читательской компетентности самих преподавателей, неумение мотивировать учащихся на чтение, отсутствие квалифицированных школьных библиотекарей. Исходя из перечисленных проблем, можно выделить приоритетные направления деятельности по переподготовке и подготовке кадров:

повышение уровня читательской компетентности преподавателей и библиотекарей средних учебных заведений, переподготовка преподавателей средних и высших учебных заведений по использованию технологий обучения чтению в контекстах всех учебных дисциплин;

обучение педагогов новой специальности «учитель-методолог чтения» и введение этой категории специалистов в образовательную систему школы;

организация в средних школах образовательных курсов и консультаций для родителей, с тем чтобы они могли помогать детям в повышении уровня общей читательской компетентности и с чтением при подготовке домашних заданий.




  1. Этап выработки стратегии, плана действий и технологий обучения чтению.

Необходимо помнить, что выбор стратегии и технологии обучения чтению зависит от поставленных целей. Так как главной целью обучения чтению на современном этапе является «адаптация людей в современных информационных условиях» (Э.А. Орлова), умение работать с различными видами текстовой информацией и использовать чтение для самообразования и саморазвития, то при выборе технологии работы с текстовой информацией и при планировании деятельности учебного заведения в этом направлении важно придерживаться следующих общих методологических принципов:

принцип системности и последовательности обучения чтению и работе с письменными источниками;

принцип межпредметной интеграции;

принцип диалогичности при работе с текстом;

принцип активного взаимодействия обучающихся и учащихся в процессе обучения чтению (другими словами, обучение должно осуществляться на основе деятельностного подхода);

принцип технологичности процесса обучения работе с письменными текстами, которая может достигаться «при следующих условиях:

– имеются программы, где четко определены цели и задачи объединения технических и культурно-семантических навыков применительно к необходимости адаптации в сложном и динамичном информационном пространстве переходного общества; установлена последовательность обучающих операций, обеспечивающих приобретение учащимися социально необходимого уровня читательской компетентности,

– существуют средства реализации таких учебных программ (учебно-методические, технические, профессионально-квалификационные),

– установлены требования к результатам обучения (знания, навыки, необходимые для работы с письменными текстами), соответствующие каждому из его этапов;

– есть инструменты измерения уровня читательской компетентности (тесты, контрольные задания, рейтинговые шкалы оценок)»;

принцип непрерывности обучения чтению, который дает возможность использования «всех компонентов системы образования – дошкольного, общего среднего, среднего специального, высшего, послевузовского – при формировании социально необходимого уровня читательской компетентности и его последовательном повышении», а также сохранение преемственности между ступенями образования;

принцип дифференциации при обучении чтению разных категорий читателей.

Кроме того, Э.А. Орлова выделяет еще два принципа:

«Вписанность в общекультурную компетентность. Подразумевается акцентирование связи между квалифицированными чтением и работой с письменными текстами, с одной стороны, и расширением кругозора, освоенного культурного пространства – с другой. Речь идет об умении ориентироваться в различных системах мировоззрения, ценностей, социокультурных практик, нашедших отражение в письменных текстах; о навыках перевода в вербальную и письменную форму других языков культуры и личностных переживаний.

Оптимальное соотношение технологического и культурно-символического аспектов обучения. В рамках образовательных программ важно уделять особое внимание и различению, и сочетанию:

– структурных и культурно-содержательных аспектов письменных текстов различных типов;

– технологий поиска информации и ее качественных характеристик;

– репрезентации информации (в текстах, таблицах, графиках) и способов прочтения, интерпретации, понимания их культурной семантики;

– технических приемов работы с письменными текстами и культурной значимости ее конечного результата» (20, С.21).

Также отметим важность в ходе чтения обучать учащихся самоконтролю и саморегуляции, без этого не происходит формирования самостоятельности мышления.

Учитывая то, что чтение является одним из видов речемыслительной деятельности, обязательным элементом работы с текстовой информацией должна быть работа по созданию вторичных текстов (рефератов, эссе, конспектов, тезисных планов, обзоров и т.д.).


  1. Этап реализации единого режима работы школы с текстовой информацией.

Реализация единого режима работы школы с текстовой информацией должна проходить на разных уровнях:

учебная деятельность (стратегиальный подход к чтению, работа с текстовой информацией на уроках всех предметов, урок «Учись учиться», обучающий приемам чтения);

внеклассная деятельность (уроки поддерживающего чтения, создание уголков чтения в классных кабинетах, создание книжных выставок и полок книг-лидеров чтения, проведение общешкольной Недели Чтения, организация работы литературных гостиных, литературное чтение на иностранных языках, организация театральных кружков и студий, совместная работа со школьной библиотекой, создание школьного пресс-центра или школьной газеты, издание школьных литературных альманахов и т.п.);

внешкольная деятельность (организация совместной работы с другими культурно-воспитательными институтами: районной, городской, областной библиотеками, учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, писательскими организациями и читательскими ассоциациями участие в межрегиональных и общероссийских проектах, посвященных повышению читательской активности и читательской компетентности, создание читательских сообществ и ассоциаций среди родительской общественности и т.д.).

Высоким уровнем деятельности образовательного учреждения по введению единого режима работы школы с текстовой информацией можно считать построение в школе единой читательской среды, субъектами которой будут не только учащиеся, но учителя, социальные педагоги, школьные психологи, школьные библиотекари и родители. Низкий уровень семейного чтения – один из важных факторов, влияющих на уровень читательской компетентности школьников, поэтому привлечение родителей к разрешению проблемы грамотности чтения – серьезный и важный этап работы школы. Важно также помнить, что задача образовательного учреждения в данном направлении не должна ограничиваться только учебным процессом и развитием умений и навыков ученика читать только учебную и научно-популярную литературу. Формирование идеального читателя, способного ориентироваться в потоке разноречивой информации и использовать ее для своего дальнейшего культурно-интеллектуального и профессионального продвижения и самоусовершенствования, свободно адаптироваться к часто меняющемуся информационному пространству, – наиважнейшая цель образовательного учреждения. Достичь этой цели невозможно, ограничившись рамками только учебной деятельности.

Для достижения этой цели, в первую очередь, необходимо научить школьников работать с учебной литературой, которая, как правило, содержит тексты научного, научно-популярного стиля, для чего необходимы следующие действия:


    • коррекция учебных планов с учетом введения единого режима работы учреждения с текстовой информацией;

    • создание банка дидактических материалов по предметным областям;

    • создание (выбор) инструментария для проведения контрольных и диагностических процедур, помогающих отследить результаты деятельности школы по данному направлению.

Вот как об этом пишет Э.А. Орлова:

«В современном информационном пространстве такая организация предполагает:



включенность в учебные планы образовательных учреждений всех типов, а в их рамках – в контекст всех учебных дисциплин разделов, связанных с приобретением социально необходимого уровня читательской компетентности, ориентированных на формирование у учащихся знаний и навыков работы с письменными текстами, соответствующими «языкам» различных областей знания, различным стилям и жанрам письменной продукции. Программы этих разделов следует согласовать таким образом, чтобы они в рамках каждой учебной дисциплины дополняли друг друга, позволяя учащимся как овладевать различными «языками» культуры, так и осуществлять переводы с одного языка на другой;

обеспеченность соответствующих программ инструментарием обучения: программным (тематические планы, учебные программы), теоретическим (учебные и справочные пособия, словари, энциклопедии), практическим (сборники упражнений, практических заданий, практикумов, тренингов, обучающих игр и т.п.), методическим (методические рекомендации по построению уроков, практических занятий, домашних заданий, контрольных работ, зачетов, экзаменов); средствами диагностики и контроля над динамикой читательской компетентности – общей и соответствующей отдельным учебным дисциплинам (тесты, контрольные задания; качественные и количественные критерии оценки их выполнения). Учебные материалы такого рода должны содержать ответы на вопросы, что нужно делать, для чего и почему, как следует осуществлять необходимые процедуры, применительно к текстам, соответствующим каждой учебной дисциплине, каждому культурному стилю и жанру…»(20, С.22-23).

Также для повышения уровня читательской компетентности Э.А. Орлова предлагает:

«обучение чтению в системе дошкольного и школьного образования на дифференциальной основе;

совершенствование навыков чтения и работы с письменными документами различных категорий специалистов, осуществляющих такое обучение;

обучение приемам квалифицированного чтения людей, относящихся к проблемным социальным группам (малообразованные, мигранты, те, кто пребывает в пенитенциарных учреждениях, и т.п.);

консультирование родителей относительно помощи детям в работе с письменными источниками разных видов (учебная, научно-популярная, научная, художественная, справочная литература, в особенности словари и энциклопедии);

разработка и использование методик диагностики и критериев оценки уровня читательской компетентности;

инвентаризация и классификация представленных в письменной форме информационных ресурсов, необходимых в системе образования:

– на разных ступенях обучения;

– для каждой учебной дисциплины;

– в качестве обязательных, дополнительных, рекомендуемых;

разработка способов взаимодополнительного использования печатной и компьютерной продукции;

разработка методов дистанционного обучения работе с письменными документами.

Реализация этих мер возможна лишь при эффективном функционировании институциональных структур, ответственных за формирование социально необходимого уровня читательской компетентности. К этим структурам относятся:



  • педагогические вузы, их системы дополнительного образования и повышения квалификации;

  • вузы культуры, их системы дополнительного образования и повышения квалификации;

  • общеобразовательные и детские учреждения;

  • библиотеки и информационные центры.

В их рамках для достижения социально необходимого уровня читательской компетентности можно использовать:

  • учебные программы в образовательных учреждениях;

  • обучающие семинары и тренинги на базе вузов, библиотек, информационных центров;

  • научно-практические конференции;

  • презентации научной, учебной, научно-популярной, художественной литературы;

  • конкурсы читателей и фестивали книги;

  • дистанционные формы обучения чтению и работе с письменными текстами.

Все эти средства дифференцируются в соответствии с различными категориями обучающихся. Варианты учебных программ и тренингов рассчитываются на разное количество часов в зависимости от целей и квалификационного уровня освоения навыков работы с письменными документами разных видов.

Например, в целом ряде стран в средних школах введена должность преподавателя чтения, предусматривается специальный «час чтения», разрабатываются и реализуются проекты приобщения учащихся к книжной культуре. Их обучают приемам и стратегиям работы с письменными текстами на учебных и дополнительных материалах разных дисциплин; со слабоуспевающими учащимися проводятся дополнительные занятия. Преподаватели чтения умеют диагностировать и тестировать качество чтения учащихся; вызывать у них интерес к книгам, с одной стороны, и к работе с электронными носителями письменной информации – с другой; руководить их внеклассным чтением; оказывать методическую поддержку по работе с текстами преподавателям разных дисциплин».

Формы работы по организации единого читательского пространства, построенного на интеграции деятельности различных образовательных и культурно-воспитательных институтов, могут быть различными. Обратимся к опыту отечественных школ-участников международного проекта «Школа, где процветает грамотность», проводимого в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения.

В качестве наиболее привлекательного вида деятельности подобной интеграции Э.А. Орлова называет проектную деятельность, так как именно в ней имеется возможность реализовать деятельностный и дифференцированный подходы. В качестве примеров таких проектов можно назвать проекты, которые уже были апробированы в ряде регионов нашей страны:



«литературные и книжные марафоны по населенным пунктам региона с участием писателей, издателей, библиотекарей и др. Преподаватели и учащиеся в ходе такого рода мероприятий могут стать пропагандистами литературы – учебной, научно-популярной, научной, художественной, – включенной в образовательные программы в качестве обязательной, дополнительной, рекомендуемой литературы.

книжные фестивали и праздники книги различного масштаба. Преподаватели и учащиеся школ и вузов могут принимать участие:

– в разработке тематики и сценариев таких мероприятий;

– в организации в их рамках перформансов и флэш-мобов;

– в костюмированных шествиях, связанных с литературной тематикой;

– в опросах общественного мнения, посвященных чтению и книгам;

– в организации литературных игр, викторин, конкурсов, связанных с тематикой образовательных программ;



проекты, связывающие книжно-литературное и реальное жизненное пространство людей: туристические маршруты; литературные карты районов, поселений, их частей; архитектурные сооружения и интерьеры, описанные в литературе. Преподаватели и учащиеся могут принять участие в разработке тематики, патронаже и проведении экскурсий, связанных с литературной топологией, относящейся к учебным программам;

организация неформальных читательских объединений (клубов, литературных гостиных, любителей определенных литературных направлений и т.п.), формирующихся в учебных заведениях на базе их библиотек с участием преподавателей гуманитарных дисциплин;

организация конференций, семинаров-тренингов, курсов по проблемам чтения внутри отдельных учебных заведений и совместных.

Учебные заведения могут стать инициаторами или активными участниками проектов приобщения к чтению, формирования социально необходимого уровня читательской компетентности, ориентированных на широкую публику, на низкоквалифицированные социальные слои, на жителей отдаленных от областных центров районов и поселений с ограниченными возможностями доступа к печатной продукции высокого качества».

Как видим, формы организации деятельности по формированию читательской компетентности весьма различны и многообразны. Однако надо помнить, что данная работа будет эффективной, если она будет иметь системный характер.


  1. Этап рефлексии и подведения итогов введения единого режима работы школы с текстовой информацией

В любой деятельности важен этап рефлексии, когда можно подвести итоги сделанному и определить результаты деятельности, а также соотнести эти результаты с прогнозируемыми результатам (с идеальным образом читателя-школьника) по формированию читательской культуры, которая, по мнению Н.Н. Сметанниковой, включает в себя следующее:

«рациональную организацию процесса чтения в зависимости от текста, широкого контекста чтения и свойств читателя;

глубокое, точное, отчетливое и полное понимание и «присвоение» содержания текста, сопровождающееся эмоциональным сопереживанием, критическим анализом и творческой интерпретацией прочитанного;

поиск, анализ и выбор текста (книги, электронного документа, базы данных, поисковых систем в Интернете и др.) для чтения в соответствии с интересами и возможностями читателя, а также – с целью чтения;

выбор способов (устного, письменного) и языковых средств сохранения прочитанного на родном или неродном языках (высказывание, суждение, доклад, план, тезисы, конспект, аннотация, реферат и т.д.);

читательская культура реализуется в поступках читателя как проявление его сопереживания, сомышления, сотворчества с другими людьми в обществе, с учетом законов природы и общества»



 По вопросам приобретения полной версии издания «Методические рекомендации по организации единого режима работы школы с текстовой информацией» (объем: 90 стр.) обращаться в ГУ «РЦРО» в срок до 1 апреля 2011 года.


скачать


Смотрите также:
Приказ №56 от 31 марта 2011 года Директор школы: Л. Н. Левина
304.03kb.
Приказ №73 от 17 июня 2011 года. Директор школы: А. А. Зубков
4052.6kb.
Приказ № от 6 декабря 2011 года положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в моу сош с. Кышик
243.72kb.
Приказ №51/5 от 31 августа 2012 года Директор школы С. В. Барабанов «принято» на заседании педагогического совета школы
1941.9kb.
Приказ по школе № от 20 года Директор школы
127.52kb.
Приказ №20/2 от 10 января 2012 года Директор школы: М. П. Ярмушев Положение
290.47kb.
Н. В. Левина от 20 г от 20 г. Приказ № от 20 г
1694.82kb.
Директор школы Т. А. Вагнер Приказ № от 2011 г
113.16kb.
Директор школы: Т. С. Алехина приказ №70. 42 от 01. 09. 2011
2812.55kb.
Приказ № от августа 2013 года Директор школы И. Н. Осьмаков п л а н
1458.94kb.
Приказ №86/1 от 28. 08. 2013 года Директор школы: Закирова Г. А
1155.73kb.
Приказ от 2011 г. № Директор школы : Чебанова О. В. Положение
80.8kb.