Приложение 4 Основные направления и содержание духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся
Направления, ценности
Содержание
Формы работы
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человек Ценности:
любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
Представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
Элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
Элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
Интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
Уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
Ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
Элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;
Стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
Любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;
Уважение к защитникам Родины;
Умение отвечать за свои поступки;
Негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
-Беседы, чтение книг, изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом, на плакатах, картинах;
-В процессе экскурсий, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин;
-Сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы, праздники, изучение вариативных учебных дисциплин;
-Посильное участие в социальных проектах,
-Проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими;
-Встречи и беседы с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
Различение хороших и плохих поступков;
Представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
Элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
Уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
Бережное, гуманное отношение ко всему живому;
Знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
Стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
Представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
Отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
-Изучение учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности- театральные постановки, художественные выставки;
-Проведение экскурсий в места богослужения, встреч с религиозными деятелями;
-Проведение внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения,
-Беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей;
-Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;
-Беседы о семье, о родителях и прародителях;
-Проведение семейных праздников, выполнение презентаций совместно с родителями (законными представителями) и творческих проектов, проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие
Первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
Уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
Элементарные представления об основных профессиях;
Ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
Элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
Первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
Умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
Умение соблюдать порядок на рабочем месте;
Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
Отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
-Экскурсии по посёлку, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями;
-Беседы о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
-Проведение сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий, праздники труда, конкурсы, раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;
-Презентации учебных и творческих достижений, стимулирование творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде;
-Изучение предмета «Технология», участие в разработке и реализации различных проектов;
-Занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, деятельность трудовых и творческих общественных объединений в учебное, и в каникулярное время;
-Встречи и беседы с выпускниками своей школы, знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Ценности:
Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
Элементарный опыт природоохранительной деятельности;
Бережное отношение к растениям и животным.
-Изучение учебных дисциплин, беседы;
-Экскурсии, прогулки по родному краю;
-Высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц, создание и реализация коллективных природоохранных проектов;
-Участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства
-Изучения учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам;
-Изучение вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательного учреждения, посещение конкурсов исполнителей народной музыки, художественных мастерских, тематических выставок;
-Разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
-Участие в проектной деятельности.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) Ценности:
красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение в творчестве и искусстве.
Представления о душевной и физической красоте человека;
Формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
Интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
Интерес к занятиям художественным творчеством;
Стремление к опрятному внешнему виду;
Отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
-Беседы «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседы о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерные игры; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного;
-На уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования;
-Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых мероприятий,
-Участие в художественном оформлении кабинетов.
Воспитательные мероприятия и формы их проведения
Уровень
Формы
Мероприятия
1 уровень
(1 класс)
Беседы
Классные часы
Участие в
подготовке и проведении мероприятий,
конкурсов,
спортивных соревнований
Сюжетно-ролевые игры.
Проектная деятельность
«Здравствуй, школа», «Правила поведения в школе», «Что такое доброта?», «Государственные символы России», цикл бесед «Трудиться - всегда пригодиться», «Твое здоровье».
Тематика классных часов: «Что значит быть учеником?», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Краски природы», «Любимое время года», «Моя семья»; «Моя малая Родина», «Народные приметы», «Мой домашний любимец».
Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Новогодняя сказка», «Посвящение в первоклассники», «Прощание с букварем», конкурсы рисунков «Осторожно, дорога!», «Зимняя сказка», конкурс чтецов «Салют, Победа!»
Спортивные соревнования «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Зарница», «День здоровья».
«Здравствуй, школа», «Все мы -дружная семья»,«Как появилась религия», «Что такое -Конституция ?»
Программа «Навыки жизни»: цикл бесед «Учись учиться», «Береги здоровье смолоду», «Все мы разные, но все мы равные» , «С детства дружбой дорожи», «Хочу и надо- трудный выбор», «Профессии моих родителей», «Моя родословная», «Я и мое имя», «Название моего поселка», «Моя любимая книга».
Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «День именинника» «Новогодняя сказка», «Милая мама», «Конкурс инсценированной военной песни».
Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» (к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!»
Спортивные соревнования «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Зарница», «День здоровья», «Поляна игр».
«Литературно-краеведческие чтения» «Научно-практическая конференция», интеллектуальные игры, олимпиады.
«Мир моих увлечений».
Познаём мир вместе».
3 уровень
( 4 класс)
Беседы
Классные часы
Участие в подготовке и проведении мероприятий,
конкурсов,
спортивные соревнования.
Сюжетно-ролевые игры,
Учебно-исследовательские
конференции
Проектная
деятельность
«Воспитай себя», «Добрым быть совсем не просто» «Мир человеческих чувств », «Для чего нужна религия», «Россия-Родина моя!», «Государственное устройство России», «Мир профессий»,
«А гражданином быть обязан», «Край любимый, край родной», «По страницам истории Отечества», «Мой любимый литературный герой», «Труд и воспитание характера», «Что значит быть полезным людям?».
Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Новогодняя сказка», «Уважаем старость», День матери, «День именинника», «Милая мама», «Конкурс инсценированной военной песни», «День Памяти»