Главная стр 1
скачать
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

В.А. Ефременко

(МОУ « Быковская средняя общеобразовательная школа №15»)
Для реализации задач, стоящих перед современным образованием, нужна эффективная, гибкая система преподавания, базирующаяся на наиболее передовых технологиях и средствах обучения. Ведь современный учитель более не выполняет авторитарные функции, не является единственным источником информации для учащихся. Обучение строится на принципах сотрудничества и ненавязчивого руководства. В распоряжении учителя – новейшие педагогические и информационные технологии, хотя изначально эти технологии не создавались для нужд образования.

В последнее время большое распространение получили программно-педагогические средства, позволяющие разнообразить систему обучения, повысить ее качество.

Благодаря Президентской программе компьютеризации школ, все больше классов оснащаются компьютерами. Конечно, компьютер в классе – это пока еще редкость, но время неумолимо ведет нас к тому, что уже в ближайшем будущем он станет отнюдь не роскошью, а необходимостью. Однако, следует помнить, что новые компьютерные технологии дают высокий эффект при условии, что они подкреплены передовыми педагогическими технологиями. Не первый год на уроках иностранного языка они осваиваются и успешно внедряются.

Основные виды работы можно поделить на две группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ в различных приложениях самим учителем с дальнейшим применением на уроках при объяснении материала или при его отработке и проверке.



Использование обучающих и познавательных программ на CD – наиболее доступный способ использования ПК как на уроках, так и во внеурочное время, причем учитель может проводить как групповую, так и индивидуальную работу. Учителем используются обучающие программы с игровыми элементами:

  • “Triple Play Plus! In English”,

  • “Euro Talk. Elementary”,

  • “Euro Talk. Intermediate”,

  • “Professor Higgins,”

  • "Learn To Speak English"(2 CD)

Маленькие дети познают свой первый, родной язык через игру – произнося звуки, пытаясь складывать из них новые слова, отгадывая названия предметов на картинках, повторяя за взрослыми стихи и разучивая песенки. Наверное, это самый естественный и приятный путь обучения. Почему не использовать его для изучения иностранного языка?

Такую возможность предоставляют данные программы. Овладение языком через игру – вот один из основных принципов системы обучения.

Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, учат понимать речь на слух и правильно писать, знакомят с грамматикой английского языка.

Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, управляя скоростью звучания, позволяя разбивать фразы на отдельные слова, сопоставляя произношение и написание слов.

Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки, ведь уверенность в том, что ваше произношение, верно, вселяет уверенность в способности общения на языке.

Каждая программа ставит задачу, желание, решить которую создает позитивную мотивацию к обучению. Для этого, конечно, нужно усвоить материал. Но что удивительно, это происходит незаметно, без какого-либо стороннего побуждения.

Для работы со всем классом применяются программы, предполагающие возможность соучастия в процессе работы. Т.е. такие, которые дают возможность учителю самому сидеть за клавиатурой, в то время как учащиеся принимают участие в совместном обсуждении материала, выводимого на экран. (Если в школе имеется проектор для вывода изображения на большой экран, то работа принимает вид захватывающего зрелища.) Учащиеся во время такого урока могут делиться на группы, работать совместно, а учитель анализирует выводы учащихся и вводит результат в компьютер, чтобы он отображался на экране.

Среди наиболее удачных программ такого типа надо отметить вышедшую еще в 1997 году программу Triple Play Plus (Multimedia Teacher 3). Данная программа имеет возможности как обучения пониманию речи на слух, так и обучает чтению и произношению на трех уровнях, дает возможность сравнения речи учащихся с эталоном (при наличии микрофона), а также ассимилирует анализируемый голос под особенности говорящего (выбор мужчина/женщина/ребенок). Наиболее успешно используемая часть программы – это описание внешности. Учащимся предлагается создать фоторобот представленного человека. Интерфейс имеет следующий вид:



При помощи мыши или микрофона можно собрать портрет, отработав, таким образом, всю лексику по описанию внешности. С большим успехом учащиеся пятого класса применяли это на уроках, используя коллективное обсуждение. Вызванный таким образом интерес поддерживался в течение месяца дополнительно, так как детям разрешалось приходить после уроков, чтобы дополнительно, индивидуально или группами, самостоятельно поработать на компьютере. (Естественно, под руководством учителя).

Для более полной отработки темы в программе имеется и другие интересные варианты задач и игр. Следующий рисунок, например, представляет собой мозаику по частям тела человека:


Как видно из изображения, словарный запас, отрабатываемый только на данном задании довольно обширен.

Большой интерес для работы в классе на данном диске представляет также отработка предлогов и описание жилища:



Учащимся предлагается найти расположенные в комнате (кухне) карточки или предметы обихода.

Всего на диске имеются следующие темы (три уровня (6-12 видов работы на каждую тему):


  • Food and Drink;

  • Numbers;

  • Home and Office;

  • Places and Transportation;

  • People;

  • Activities.

Среди наиболее широко известных программ на СD это распространенный Министерством образования РФ компакт диск "Профессор Хиггинс". Эта программа дает возможность работать как с фонетикой, так и с грамматикой. Однако применение ее на уроках со всем классом практически невозможно, так как все программы рассчитаны на индивидуальную работу учащегося. В моей практике данный диск нашел применение в следующих видах работы:



  • Отработка фонетики и произнесения звуков (с микрофоном) на начальном этапе обучения. (Надо принять во внимание, что диктор на диске произносит звуки нечетко, а пословицы к тому же с явными дефектами речи, поэтому совместить с ним частотную характеристику на 100% практически невозможно.)

  • Постановка произношения пословиц и скороговорок (с микрофоном).

  • Индивидуальный зачет по отработанной грамматической теме. ( Предполагаемые темы варьируются по уровню сложности, позволяя один и тот же грамматический материал отработать с учащимися разных классов, учитывая уровень их подготовки). Надо отметить, что проведение такого вида зачетов дало довольно большой рост качества знаний, так как при оценке был исключен фактор субъективности учителя.

Диски от Euro Talk имеют, как заявлено, три уровня (Elementary, Intermediate, Advanced) и могут применяться для индивидуальной отработки материала. Правда, заявленный диск уровня Advanced так и не появился.

Наиболее интересным представляется возможность выдавать учащимся "международный сертификат", так как при наборе определенного количества очков программа (при наличии принтера) отпечатывает сертификат на занесенную в программу фамилию даже с подписями руководителей группы Euro Talk. Этот диск удобно применять на начальных этапах обучения сначала на наиболее сильных учащихся группы:

Часто возникает ситуация, когда необходимо отработать определенный материал, а наиболее сильные учащиеся, уже усвоившие его, явно скучают. В этом случае их можно посадить за компьютер (в наушниках) и они будут работать. Здесь достигаются сразу несколько целей: во-первых, разнообразятся виды работы для сильных учащихся; во-вторых, большинство учащихся начинает стараться, чтобы получить возможность на индивидуальное задание в дальнейшем; и, наконец, учащиеся, будучи заинтересованы в скорейшем получении сертификата, начинают самостоятельно приходить после уроков, чтобы побыстрее набрать необходимое количество баллов.

На старших этапах для всесторонней отработки лексических тем с успехом использовалась программа Learn To Speak English (2 CD). На дисках, состоящих из 30 тем-уроков, имеется огромный набор диалогов, упражнений, игр на эти темы, а также видео ролики о городах США. Причем учитель имеет возможность демонстрировать видеофрагменты с английскими субтитрами или без них. При использовании данной программы в течение 2-3 уроков можно всесторонне отработать имеющиеся темы.

Применение в процессе обучения языку обучающих программ на CD является наиболее простым, не требующего больших затрат и серьезной подготовки. Любой учитель, умеющий работать в операционной системе Windows, без особых проблем сможет работать с ними.

Более серьезной подготовки требует самостоятельное создание программ. Они могут отвечать самым разнообразным запросам. Ведь именно здесь проявляется индивидуальность человека, его видение материала. Эти программы могут явиться главным подспорьем в работе по обучению иностранным языкам. Учитель создает презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение.

Что дает применение презентаций на уроках? Прежде всего – наглядность. Возможность анимации, изменение и выделение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера очень хорошо иллюстрируют объясняемое правило. Так, например, при объяснении образования вопросов в английском языке учащиеся видят, как постепенно перестраивается предложение из повествовательного в вопросительное. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Кроме этого, при необходимости в презентацию можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что еще более усиливает эффект воздействия.

Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала.

Однако подготовка такого вида программ требует определенной готовности учителя, а именно умения работать в Microsoft Word и Microsoft Power Point. При достаточном же опыте работы создание презентации в Microsoft Power Point занимает в среднем от одного до трех часов, в зависимости от сложности материала.

Из опыта работы с презентациями в течение учебного года при введении шести грамматических тем в различных (5-8) классах, можно сделать следующие выводы:


  • Концентрация внимания учащихся на вводимом материале приближается к 100%;

  • Скорость и качество усвоения темы увеличиваются.* Обычно уже на следующем уроке учащиеся почти безошибочно работают по пройденной теме.

  • Когда учащихся досрочно предупреждают о проведении такого урока, даже болеющие приходят на урок.

* наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентации, в которых после объяснения материала были вставлены упражнения на закрепление. Эти упражнения учащиеся проделывали коллективно прямо с экрана. Таким образом, презентация, оформленная звуковыми эффектами, (например аплодисментами при правильном ответе) становилась еще и мощным стимулом для работы. Поделенный на команды класс в режиме соревнования прекрасно усваивает материал любой сложности.

Кроме Microsoft Power Point учебные материалы для использования на уроках можно создавать и в Microsoft Word. В течение года мной успешно использовались документы и шаблоны для проверки запоминания лексики. Наличие спеллера у компьютера в данном случае выступает не облегчающим фактором, а вспомогательным средством обучения правильности написания, так как активирует процессы запоминания визуального образа лексических единиц.


Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать следующие выводы:

  • Мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения;

  • Они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;

  • Улучшают качество усвоения материала;

  • Позволяют индивидуализировать процесс обучения;

  • Дают возможность избежать субъективности оценки.

И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.

Создаваемые самим учителем программы рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых и обучает учитель.



Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.
скачать


Смотрите также:
Применение информационных технологий на уроках иностранного языка
85.6kb.
Использование современных технологий на уроках иностранного языка
113.7kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистранта кафедры русского языка Специальность 10. 02. 02 русский язык
393.82kb.
Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы
77.38kb.
Методические рекомендации по использованию новых информационных технологий на уроках английского языка Учитель английского языка
89.53kb.
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка посредством использования инновационных технологий»
212.56kb.
Использование икт на уроках биологии
16.65kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистрант кафедры технологий коммуникации Тимофеева Анна
267.28kb.
«Использование информационных технологий на уроках химии»
138.16kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» магистрант кафедры социологии
304.23kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистранта кафедры менеджмента
332.17kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистранта кафедры менеджмента
332.22kb.