Главная стр 1
скачать
Программа составлена на основании

ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образова­ния.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреж­дения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства.



Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содер­жание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой по­следовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.



Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информа­ционных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззре­ния, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьни­кам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использо­вания средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формиро­вания функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.


Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые - в комбинации «безмашинных» и «элек­тронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотноси­тельно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информа­ции на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информаци­онных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графиче­ской информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики - дис­кретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требую­щие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматри­ваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий ос­новной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формаль­ные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгорит­мами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем ми­ре; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов -интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержа­тельного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50x50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального со­держательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие ра­боты рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуни­кационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ прак­тикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющи­мися средствами базовых ИКТ.

Цели

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на

достижение следующих целей:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, ин­формационных процессах, системах, технологиях и моделях;


овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компь­ютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ор­ганизовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результа­ты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем ос­воении профессий, востребованных на рынке труда.



Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 175 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в 5 классе-35 учеб­ных часов из расчета 1 учебный час в неделю, 6 классе-35 учеб­ных часов из расчета 1 учебный час в неделю, VIII классе - 35 учеб­ных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе - 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 11часов. Распределение содержания по годам обучения может быть вариативным, более того, оно может частично осваиваться уже в начальной школе за счет использования компонента образовательного учреждения и регионального компонентов учебного плана (первоначаль­ное знакомство учащихся с информационными технологиями должно пройти в курсах «Ок­ружающий мир» и «Технология» начальной школы). Содержание образовательной области «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» осваивается как в рамках отдельного школьного предмета с таким названием, так и в межпредметной проектной дея­тельности. Не допускается деление предмета на два («Информатику» и «Информационные технологии») при заполнении журналов и аттестационных документов.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных уме­ний и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом на­правлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стан­дартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуни­кативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Ин­тернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведе­ния).



Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные техноло­гии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полно­стью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практиче­ской деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
скачать


Смотрите также:
Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям
67.02kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям
213.96kb.
Рабочая программа по информатике и икт для 8-9 классов разработана на основе Примерной программы основного (общего) образования по информатике и икт
110.88kb.
Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и икт»
349.28kb.
Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и икт
252.16kb.
Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, государственного стандарта основного общего образования по информатике и икт
161.14kb.
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе Примерной программы по информатике и информационным технологиям среднего (полного) общего образования
98.88kb.
Рабочая программа по учебному курсу «информатика и икт» 5-9 классы
3427.5kb.
Образовательная программа основного общего образования информатике и икт
292.76kb.
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы»
493.03kb.
Программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям
298.48kb.
Программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям
245.77kb.