Главная стр 1
скачать
Российская Федерация




Принят Государственной Думой 3июля 1998года

Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998года

российская федерация



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ

ПРАВ РЕБЕНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года
Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает ос­новные гарантии прав и законных интересов ребен­ка, предусмотренных Конституцией Российской Фе­дерации, в целях создания правовых, социально-эко­номических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство признает детство важным этапом жиз­ни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона ис­пользуются следующие понятия: ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия): дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, — дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психическом и/или физическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, эко­логических и техногенных катастроф, стихийных бед­ствий; дети из семей беженцев и вынужденных пе­реселенцев: дети, оказавшиеся в экстремальных ус­ловиях, дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитатель­ных колониях: дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, прожи­вающие в малоимущих семьях; дети с отклонения­ми в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся об­стоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью се­мьи; социальная адаптация ребенка — процесс ак­тивного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обще­стве правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или мо­ральной травмы; социальная реабилитация ребен­ка — мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполне­нию среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем; социальные службы для детей — организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабили­тации детей, находящихся в трудной жизненной си­туации, обеспечению занятости таких детей по дости­жении ими трудоспособного возраста), а также гражда­не, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социаль­ному обслуживанию населения, в том числе детей; социальная инфраструктура для детей — система объектов (зданий, строений, сооружений), необходи­мых для жизнеобеспечения детей, а также органи­заций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают соци­альные услуги населению, в том числе детям, и дея­тельность которых осуществляется в целях обеспе­чения полноценной жизни, охраны здоровья, обра­зования, воспитания, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.



Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отно­шения, возникающие в связи с реализацией основ­ных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации.



Статья 3. Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального кона, соответствующих федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации а также законов и иных нормативных правовых ак­тов субъектов Российской Федерации в области за­щиты прав и законных интересов ребенка.



Статья 4. Цели государственной политики в интересах детей

1. Целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, не­допущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; фор­мирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, пси­хическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и граждан­ственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоре­чащими Конституции Российской Федерации и фе­деральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

3. Государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности орга­нов государственной власти Российской Федерации и основана на следующих принципах:


  • законодательное обеспечение прав ребенка;

  • государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

  • установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей; ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

  • Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации

К полномочиям органов государственной влас­ти Российской Федерации на осуществление гаран­тий прав ребенка в Российской Федерации относят­ся: установление основ федеральной политики в интересах детей; выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных инте­ресов ребенка, охраны его здоровья и нравственнос­ти; принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о регулировании и защите прав и свобод ребенка:

установление государственных минимальных со­циальных стандартов основных показателей качества жизни детей; формирование и реализация федераль­ных целевых программ защиты прав ребенка и под­держки детства и определение ответственных за ис­полнение таких программ органов, учреждений и организаций; финансирование федеральных меро­приятий по реализации государственной политики в интересах детей за счет средств федерального бюд­жета, внебюджетных источников и иных не запре­щенных законом источников; установление льгот в целях экономического стимулирования участников мероприятий по реализации государственной поли­тики в интересах детей в пределах ассигнований, выделяемых за счет средств федерального бюджета на указанные мероприятия; установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и закон­ных интересов ребенка; исполнение международных обязательств Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в междуна­родных организациях по вопросам зашиты прав ре­бенка.

2. Органы государственной власти Российской Фе­дерации совместно с органами государственной вла­сти субъектов Российской Федерации осуществляют выработку совместных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации:

мероприятия по реализации государственной по­литики в интересах детей в области воспитания, об­разования, здравоохранения, науки, культуры, фи­зической культуры и спорта, социального обслужи­вания и социальной зашиты семьи, формирование внебюджетных фондов поддержки детства.



Глава П. Основные направления обеспечения прав ребенка в российской федерации

Статья 6. Законодательные гарантии прав ребенка в Российской Федерации

Ребенку от рождения принадлежат и гарантиру­ются государством права и свободы человека и граж­данина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нор­мами международного права, международными до­говорами Российской Федерации, настоящим Феде­ральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.



Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов

1. Органы государственной власти Российской Фе­дерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправ­лении, должностные лица указанных органов в со­ответствии со своей компетенцией содействуют ре­бенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Феде­рации объема дееспособности ребенка посредством при­нятия соответствующих нормативных правовых ак­тов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязан­ностей, поддержки практики правоприменения в об­ласти зашиты прав и законных интересов ребенка.



  1. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка.

  2. Педагогические, медицинские, социальные Работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимавшихся защитой прав ребенка.

4. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализа­ции им своих прав и исполнению обязанностей. Та­кие объединения (организации) имеют право по за­явлению ребенка получать от уполномоченных фе­деральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации методическую помощь, в том числе на кон­курсной основе, иную помощь в объеме и в порядке; которые установлены соответствующей федеральной или региональной программой.

Статья 8. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей

1. Государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных мини­мальных социальных стандартов основных показа­телей качества жизни детей, установленных законо­дательством Российской Федерации и являющихся составной частью государственных минимальных социальных стандартов.

Государственные минимальные социальные стан­дарты основных показателей качества жизни детей включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг: по гарантированному, общедос­тупному бесплатному начальному общему, основно­му общему, среднему (полному) общему образованию, начальному профессиональному, на конкурсной ос­нове среднему профессиональному, высшему профес­сиональному образованию, воспитанию в образовательных учреждениях; бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием в со­ответствии с минимальными нормами питания,

гарантированному обеспечению детям по достиже­нии ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустрой­ство, охрану труда, оплату труда в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации; социальному обслуживанию, социальной защите де­тей, в том числе обеспечению гарантированной мате­риальной поддержки путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, а также меры по социаль­ной адаптации и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; обес­печению права на жилище в соответствии с законода­тельством Российской Федерации; организации оздо­ровления и отдыха детей, в том числе детей, прожи­вающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом от­ношении и признанных таковыми в порядке, уста­новленном законодательством Российской Федерации; оказанию квалифицированной юридической помощи.

2. Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей определяются с учетом региональных различий в условиях их проживания.

Органы государственной власти субъектов Россий­ской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавли­вать дополнительные социальные стандарты основ­ных показателей качества жизни детей.

3. Дети, находящиеся в соответствующем образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении, учреждении здравоохранения, учреждении социального обслуживания или ином учреждении, в котором осуществляются уход за ними, образовательный и воспитательный процессы, их защита или лечение, имеют право на периодическую оценку соответствия предоставляемых им услуг государственным минимальным социальным стандартам основных показателей качества жизни детей. Данная оценка проводится уполномоченным органом испол­нительной власти, органом местного самоуправления на основании обращений детей и (или) их законных представителей в порядке, установленном законода­тельством Российской Федерации.

Должностные лица указанных учреждений обяза­ны устранить выявленные нарушения и информиро­вать об этом соответствующий уполномоченный орган в сроки, предусмотренные соответствующими норма­тивными актами об оценке предоставляемых детям услуг в области образования, воспитания, лечения, социальных и иных услуг. Неисполнение должност­ными лицами предписаний об устранении нарушений влечет за собой административную ответственность.



Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

1. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем

соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

2. В соответствии с принципами государственной


политики в интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций. Указанные общественные объединения (организа­ции) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об об­щественных объединениях.

Администрация образовательных учреждений может заключать с органом общественной самодея­тельности договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.

3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учрежде­ний и учреждений начального общего образования, со­ответствующих им подразделений иных образователь­ных учреждений вправе самостоятельно или через сво­их выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования дея­тельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреж­дения, они вправе через своих выборных представи­телей обратиться за содействием и помощью в упол­номоченные государственные органы.

Обучающиеся, воспитанники указанных образо­вательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образова­тельного учреждения не вправе препятствовать про­ведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреж­дения, если выборными представителями обучаю­щихся, воспитанников выполнены условия проведе­ния указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Феде­рации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и вос­питательному процессам.

4. В образовательных учреждениях и иных осу­ществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступ­ных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений, списки органов го­сударственной власти, органов местного самоуправ­ления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных обра­зовательных и иных учреждений, осуществлявших контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.



Статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья

В целях обеспечения прав детей на охрану здоро­вья федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российс­кой Федерации, органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Россий­ской Федерации, осуществляют в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятия по оказанию детям бесплатной меди­цинской помощи, предусматривающие профилакти­ку заболеваний, медицинскую диагностику, ле­чебно-оздоровительную работу, в том числе диспан­серное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хронически­ми заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.



Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости

  1. В соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет.

  2. В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за груд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении обязательного ежегодного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

Статья 12, Защита прав детей на отдых и оздоровление

  1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия о обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.

  2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают социальные гарантии и льготы по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении и признанных таковыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей

  1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений по вопросам социально-экономического развития соответствующих территорий учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей. Такие нормативы устанавливаются Правительством Российской Федерации и применяются с учетом региональных различий, традиций народов Российской Федерации, если иное не установлено законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.

  2. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения. 3. Имущество, которое является государственной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество), которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и возникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целей образования, воспитания, развития, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной зашиты и социального обслуживания детей, может использоваться только в данных целях.

Имущество, которое является собственностью субъекта Российской Федерации и предназначено для целей образования, воспитания, развития, оказания медицинской и лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслужи­вания детей, используется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законо­дательством субъекта Российской Федерации.

  1. Если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, а также земельные участки, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной зашиты и социального обслуживания детей. Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий. Договор аренды может быть признан недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством,

  2. Порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и возникновение, обособ­ление или приобретение которого связано с целями об­разования, воспитания, развития детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, со­циальной защиты и социального обслуживания детей, устанавливается органами местного самоуправления при условии предварительного создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей.

  1. Изменение назначения объектов социальной инфраструктуры для детей, которые являются государственной собственностью и предоставляют детям социальные услуги в объеме, предусмотренном государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей, запрещается.

  2. Изменение формы собственности имущества, которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и является государственной или муниципальной собственностью, может осуществляться в установленных законом объеме и порядке. При этом федеральным законом устанавливается особый порядок приватизации (разгосударствления) объектов социальной инфраструктуры для детей с учетом гарантированного обеспечения государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей.

Статья 14. Защита ребенка от информации и пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию

1. Органы государственной власти Российской Фе­дерации принимают меры по защите ребенка от ин­формации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному к духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расо­вого, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикома­нию, антиобщественное поведение.



  1. В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи до достижения им возраста 16 лет.

  2. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

1. Дети, находящиеся в трудной жизненной си­туации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной вла­сти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Защита прав детей, находящихся в трудной жиз­ненной ситуации, осуществляется федеральными органами государственной власти, органами законо­дательной и исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органами местного самоуправ­ления в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Такая защита должна обес­печивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни.

Государство гарантирует судебную защиту прав де­тей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. В целях защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создаются соответствующие социальные службы для детей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка. Указанная программа включает в себя оценку (экспертизу) состояния ребенка, том числе проведенную учреждениями здравоохранения оценку состояния здоровья ребенка, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации ребенка, которые осуществляются социальной службой самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и другими учреждениями.

В случае установления судом вины родителей (лиц, их заменяющих) в нарушении прав и закон­ных интересов детей компенсация вреда, нанесен­ного детям, определяется судом с учетом проведе­ния необходимых мер по социальной реабилитации и социальной адаптации детей.

3. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе международные объединения (организации) в лице сво­их отделений в Российской Федерации, осуществля­ют свою деятельность по защите прав детей, находя­щихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепринятыми принципами и нормами междуна­родного права, международными договорами Россий­ской Федерации, законодательством Российской Фе­дерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Указанные объединения (организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомер­ные ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, дей­ствия должностных лиц органов государственной власти и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), педагоги­ческих, медицинских, социальных работников и дру­гих специалистов в области работы с детьми.

4. При регулировании внесудебных процедур, связан­ных с участием детей и (или) защитой их прав и закон­ных интересов, а также при принятии решений о нака­заниях, которые могут применяться к несовершеннолет­ним, совершившим правонарушения, должностные лица органов государственной власти» местного самоуп­равления действуют в соответствии с вышепризнанными принципами и нормами международного права, нор­мами, предусмотренными международными договора­ми Российской Федерации, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи, законода­тельством Российской Федерации.

Обязательными являются обеспечение приори­тета личного и социального благополучия ребен­ка, обеспечение специализации правоприменитель­ных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социаль­ного положения ребенка. В случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от наказания с при­менением принудительных мер воспитательного воз­действия суд, принимая решение о применении ука­занных мер, за исключением такой меры, как поме­щение в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение, вправе признать необходимым проведение мероприятий по социаль­ной реабилитации несовершеннолетнего. Указанные мероприятия осуществляются в порядке, установлен­ном пунктом 2 настоящей статьи.

Если ребенок, с участием которого или в интере­сах которого осуществляется правоприменительная процедура (действие), нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помо­щи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие), независимо от предмета рассмотрения сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях.



Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка

Статья 16. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие гарантии прав ребенка в Российской Федерации

1. Компетенция федеральных органов исполнитель­ной власти, которые осуществляют гарантии прав ре­бенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоро­вья, социальной зашиты, социального обслуживании, содействия социальной адаптации и социальной реа­билитации детей, обеспечения их занятости и охра­ны труда, профилактики безнадзорности и правона­рушений, организации детского и семейного отдыха, государственной поддержки общественных объедине­ний (организаций), иных некоммерческих организа­ций и в других областях в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается Президентом Российской Федерации и Правитель­ством Российской Федерации.

2. В соответствии с установленными полномочиями федеральные органы исполнительной власти осуществляют деятельность по следующим направлениям:

обеспечение реализации федеральных ролевых про­грамм, региональных программ, местных программ защиты прав и законных интересом детей, поддерж­ки детства, участие в формировании социальной ин­фраструктуры для детей; определение порядка ин­формирования и проведения консультации, осуще­ствления мероприятий по защите прав и законных интересов ребенка;

полное, частичное, долевое финансирование про­ектов, программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, в том числе на конкурсной основе и (или) на условиях государственного заказа;

обеспечение подготовки соответствующих кино-, радио-, теле- и видеопрограмм для детей;

подготовка государственного доклада о положении детей и защите их прав, других информационных и аналитических материалов, иные направления ко­ординации деятельности в данной области.

3. Компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации государствен­ной политики в интересах детей, регулируется зако­нодательством субъектов Российской Федерации.



Статья 17. Государственная поддержка органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей

  1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий оказывают финансовое, организационное, информационно-методическое и иное содействие органам местного самоуправления, осуществляющим деятельность по защите прав и законных интересов детей.

  2. В соответствии с предметом ведения органы местного самоуправления могут принимать решения об осуществлении мероприятий по защите прав и законных интересов детей, координировать свои действия с действиями органов исполнительной власти в части поддержки федеральных, региональных, местных программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, а также мероприятий, осуществляемых в данной области.

Органы местного самоуправления могут заключать договоры с юридическими физическими лицами об оказании услуг по социальному обслуживанию де­тей, в том числе детей, находящихся в трудной жиз­ненной ситуации.

  1. Финансирование указанных в настоящей статье мероприятий осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Статья 18. Государственная поддержка общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих организаций, граждан, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей

  1. Льготы и компенсации общественным объединениям (организациям) и иным некоммерческим организациям, гражданам, осуществляющим деятельность по защите прав и законных интересов детей, устанавливаются законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

  2. Финансирование проектов и программ общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих организаций, граждан, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей, в части создания учреждений социального обслуживания детей осуществляется на конкурсной основе. Условия конкурса определяет осуществлявший мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей соответствующий орган исполнительной власти.

Финансирование и материально-техническое обес­печение указанных проектов и программ могут про­водиться на условиях государственного заказа.

Статья 19. Государственный заказ на производство товаров и оказание услуг для детей

1. При осуществлении федеральными органами ис­полнительной власти мероприятий по реализации го­сударственной политики в интересах детей в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации может формироваться государственный заказ на про­изводство товаров и услуг для детей посредством за­ключения государственными заказчиками государ­ственных контрактов. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственным контрактом могут быть предусмотрены контроль за выполнением государствен­ного заказа и оказание помощи в его выполнении.

2. Услуги центров социальной помощи семье и де­тям, учреждений реабилитации и социального обслу­живания детей-инвалидов, центров психолого-педа­гогической помощи населению, социальных приютов для детей и подростков, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и других соци­альных служб для детей, включенные в состав госу­дарственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, как пра­вило, оказываются в порядке выполнения государ­ственного заказа.

Социальные службы независимо от организаци­онно-правовых форм и форм собственности в случае размещения государственного заказа на оказание услуг для детей при реализации государственного заказа руководствуются социальными нормативами и нормами, предусмотренными законодательством Российской Федерации для соответствующих госу­дарственных учреждений и организаций.

Статья 20. Целевые программы защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства

1. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют мероприятия по созданию необходи­мых правовых, экономических, социальных условий для реализации федеральных целевых программ за­щиты прав и законных интересов детей, поддержки детства.

Порядок разработки и реализации указанных фе­деральных целевых программ определяется Прави­тельством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и осуществляют региональные целевые программы защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, если это предусмотрено законодательством субъектов Российской Федерации.


  1. Мероприятия по разработке и реализации местных целевых программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и соответствующими правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 21. Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей

Финансирование федеральных целевых программ зашиты прав и законных интересов детей, поддерж­ки детства, федеральных мероприятий по реализа­ции государственной политики в интересах детей осу­ществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников и иных источников, при­влекаемых для указанных целей в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также бюджетов субъектов Российской Федерации, если их участие в реализации таких программ, федеральных мероприятий по реализации государственной поли­тики в интересах Детей предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.'



Статья 22. Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации

Ежегодный государственный доклад о положении детей в Российской Федерации представляется Правительством Российской Федерации палатам Феде­рального Собрания Российской Федерации и публи­куется в официальном печатном органе.



Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона

Статья 23. Судебный порядок разрешения споров при исполнении настоящего Федерального закона

  1. Родители (лица, их заменяющие), а также лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации и (или) иные мероприятия с его участием, вправе обратиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда.

  2. При рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка государственная пошлина не взимается.

Глава V. Заключительные положения

Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона

  1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

  2. Пункт 3 статьи 7, пункт 3 статьи 9, пункты 3,4,6,7 статьи 13, пункт 3 статьи 15 и пункт 2 статьи 23 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 1999 гола,

3. Статья 8 настоящего Федерального закона всту­пает в силу с 1 января 2000 года.

Статья 25. Приведение нормативных правовых ак­тов в соответствие с настоящим Федеральным зако­ном.



Президенту Российской Федерации и Правитель­ству Российской Федерации привести свои норматив­ные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент

Российской Федерации В. Ельцин

Москва, Кремль

24 июня 1998 года № 124-ФЗ
скачать


Смотрите также:
Принят Государственной Думой 3июля 1998года Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998года российская федерация федеральный закон
266.57kb.
Закон от 14 декабря 2001 года n 164-фз российская федерация федеральный закон об аудиторской деятельности Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года
343.96kb.
Закон от 10. 07. 2001 n 87-фз 10 июля 2001 года n 87-фз российская федерация федеральный закон об ограничении курения табака принят Государственной Думой 21 июня 2001 года Одобрен Советом Федерации 29 июня 2001 года
83.19kb.
Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года Российская Федерация Федеральный закон
3097.01kb.
Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года Настоящий Федеральный закон
274kb.
Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года Настоящий Федеральный закон
184.13kb.
Принят Государственной Думой 6 июля 2007 года Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года статья Предмет регулирования настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон
344.71kb.
Принят Государственной Думой 6 июля 2012 года Одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 года статья Предмет регулирования настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон
286.28kb.
Закон 29 декабря 2010 года n 436-фз российская федерация федеральный закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию принят Государственной Думой 21 декабря 2010 года
229.23kb.
Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года статья Сфера действия настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон
201.62kb.
Принят Государственной Думой 24 мая 2001 года Одобрен Советом Федерации 6 июня 2001 года Настоящий Федеральный закон
175.09kb.
Принят Государственной Думой 4 октября 1996 года Одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 года Настоящий Федеральный закон
161.63kb.