Главная | стр 1
Конфликт — противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами. Конфликт - это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон. Предмет К – объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая причиной раздора между сторонами. Предмет конфликта — это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Ситуация, сопровождающая К. Объект К - конкретную материальную или духовную ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся обе стороны конфликта. Цели и задачи курса: -профилактика конфликта -ознакомление с различными типами конфликтов -умение продуктивно разрешать конфликты
Если противоположные силы, их интересы вызывают напряжение, переходящее в открытое противоборство, то, естественно, этому противоборству рано или поздно должен прийти конец. Конфликт и его последующее разрешение и является одним из путей выхода из сложившегося тупика. развитие живой природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов. Одна из общих функций конфликта — функция стимулирования адаптации социальной системы или ее отдельных элементов, включая субъектов, к изменяющейся среде. Обществу, социальным группам, индивидам, партиям и др. объединениям, идеологиям, культурным системам приходится постоянно сталкиваться с новыми условиями и новыми потребностями, порождаемыми происходящими изменениями. Отсюда необходимость адаптации, приспособления к новой ситуации путем преобразования форм и методов деятельности и отношений, переоценки ценностей, критики устаревших образцов поведения и мышления. Понятно, что процесс адаптации не происходит без противоречий и конфликтов между старым и новым, отжившим и нарождающимся. Если общественная система или какие-то подсистемы (экономические, политические и др.) не справляются с возникающими конфликтами в процессе адаптации, они уходят в небытие.
Биосоциальный характер эволюции животных вызывает необходимость изучения зооконфликтов в интересах познния конфликтов у людей. Биологическое значение агрессии заключается в обеспечении выживания вида в целом и каждого из животных в условиях естественного отбора. Внутривидовая агрессия позволяет поддерживать необходимые для нормальной жизни дистанции между животными, разграничивает индивидуальные и стадные территории, обеспечивает расширение среды обитания более сильных животных. Агрессия является инструментом, позволяющим устанавливать и поддерживать иерархическую структуру в сообществе животных. Существуют зооконфликты: - интрапсихические (борьба мотивов, потребностей, конфликт программ) - зоосоциальные (1) между 2 животными: за статус, за возможность продолжения рода, за территорию, за пищу; 2) м животным и группой; 3) м группами жив)
6 в до н.э – восточно-китайские инь и янь 6-5в – Гераклит (закон борьбы противоположностей) 4-3 Платон (война – величайшее зло) 3-2 Эпикур (исторический процесс протекает от мира к войне) 1в Цицерон (понятие справедливой войны) Ср.Века 12-14 Фома Аквинский (война - грех) 15-16 Макиавелли (конфликт – универсальное и непрерывное состояние общества. Причина соц.конфликта – выделение знати) 16-17в Ф.Бэкон (причина К - бедность) 18в Гоббс (война – стремление к равенству, исправлению перекосов) 18в Ж-Ж Руссо (война – этапность всемирного процесса) 18в Смит (причина К – классовое противоречие) 18в Кант (мир должен быть установлен насильственно) 19в Гегель (причина К – соц.поляризация) Дарвин (развитие живой природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов.)
Рассматривались в разных направлениях: 1) Психоаналитическое направление (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм) определяло области причин конфликтов у личности:
2) этологическое направление, в рамках которого теории конфликта австрийского исследователя К. Лоренца и его нидерландского последователя Н. Тинбергена. Главной причиной конфликта здесь выступает агрессия, которая может возникнуть как у отдельного индивида, так и у целой группы или толпы. 3) теория групповой динамики, основателем которой является К. Левин. Теория объясняет функционирование малых социальных групп, законы формирования и развития их структур, взаимоотношения образующих их индивидов между собой. Между индивидом и окружающей средой существует неоспоримая связь, нарушение или искажение этой связи приводит к напряжению и вызывает конфликт у личности. 4)
- до 1924 конфликтология имела религиозный характер (борьба добра и зла), противоречия рассматривались через религиозную призму - 1924-1990 по идеологии в обществе не было борьбы классов, не изучались конфликты - с 1990г появилась конфликтология. Психология конфликта – её подраздел.
Объект – та соц, мат, дух ценность, к обладанию или защите которой стремится чел. Предмет – ситуация, сопровождающая К.
Противоречие, противоборства, острые негативные переживания
- объект - предмет - личности оппонентов (активных участников К) - группа поддержки - третьи лица - стратегия – постановка цели, вектор (а цель – ожидаемый результат), направление усилий по достижению цели. - тактика – технологическая сторона, каким образом достичь желаемого - субъективная модель К - мотивы (любая деятельность полимотивированна, нужно выделитьдоминирующие мотивы, оказывающие наиболее сильное влияние на процесс) - микросреда – непосредственное окружение участников к - макросреда – явления, кот косвенно оказывают влияние на К
Чтобы победить, над найти доп.ресурс. Сначала он ищется в себе, потом вовне. Ресурс вовне – группа поддержки.
2 оси: степень напряженности отношений и время. Латентный период (предконфликтный): 1. Возникновение объективной проблемной ситуации К еще нет, но ситуация уже складывается 2. осознание ей участниками К Отражение возникающих противоречий 3. попытки решить проблему неконфликтным путем Напряженность все равно возрастает, хоть и меньшим путем 4. предконфликтная ситуация Подготовка к борьбе, мобилизация ресурсов.
5. Инцидент – спусковой крючок Какие-то действия, случай, кот имеет смысл провокации для создания чувства враждебности, снятия психологического блока, кот мешает сделать безнравственное 6. Эскалация К Максимум энергии, сильные негативные эмоции. Реализуется весь подготовленные ресурс. 7. Сбалансированное противостояние Происходит отреагирование и эмо состояние чть снижается. Наступает небольшая разрядка 8. Завершение К Осталось чувство враждебности, нет прежнего доверия.
9. частичная нормализация отношений Снижение напряженности 10. полная нормализация отношений + остаточное недоверие Кривая до 0 не доходит
К имеет разные структуры, модальности, и т.к. нет одного основания, трудно сделать классификацию. I. Зооконфликты: - интрапсихические -зоосоциальные (м/двумя особями, м/особью и группой, м/группами)
1) Социальные - межличностные - м/личностью и группой - малыми группами - средними группами - большими группами - м/государственные (между отдельными гос или коалициями) 2) Внутриличностные - хочу и хочу - хочу и не могу - хочу и надо - могу и не могу (есть ресурс, но условия не позволяют) - надо и надо - надо и не могу
Объективные: - нормативно-ценностная система общества Причины проистекают не из проявлений сознания или воли субъектов, а содержатся в надсубъектных факторах, хотя их действия проходят через сознание, приобретая соответствующую субъективную форму (мотив, желание, стремление, ожидание и т.д.). Субъективные: - ориентации и деятельностные установки самих субъектов Однако не везде они являются определяющими. Чем выше уровень конфликта, чем он масштабнее, тем большее влияние на его возникновение оказывают объективные причины, в частности, надличностные общие потребности и интересы развития.
- межличностный - внутрисемейный - в сфере образования - в профессиональной деятельности - межэтнические К
внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. Показатели ВЛК: - когнитивная сфера (снижение самооценки, ощущение психол тупика, задержка принятия решений, проблема ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, противоречивость образа Я) - Эмоциональная сфера (острое негативное переживание; психоэмоциональное переживание) - Поведенческая сфера (снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деят, негативный эмо фон общения) - Интегральные показатели (нарушение норм механизма адаптации, усиление психол стресса)
ВЛК – 1) результат перехода объективных противоречий внешнего мира во внутренний мир чел
Уровни психологического противоречия: 1 – нарушение гармонии внутреннего мира, затруднение основных видов деятельности, проекция психол дискомфорта на общение с окр и на деят 2 – Глубинный уровень: невозможность реализации планов и программ, невозможность выполнять свои жизненные ф до тех пор, пока не разрешится жизн кризис Личностные условия предрасположенности к ВЛК 1. осознание своего сложного внутреннего мира 2. развитая иерархия потр и мотивов 3. высокое развитие чувств и системы ценностей 4. развитая когн структура 5. развитая способность к самоанализу Ситуативные условия возникновения ВЛК: - должны быть равной значимости - личность осознает субъективную неразрешимость ситуации = чел кажется. Что он не в состоянии изменить сит
1. Конфликт нереализованного желания, комплекс неполноценности (к между желанием и действительностью, которая блокирует удовлетворение желания) 2. Мотивационный (2 мотива разной направленности хочу-хочу) 3. Нравственный (хочу-надо) 4. Ролевой (надо-надо) 5. Адаптационный (надо и могу) 6. К неадекватной самооценки (адекватность самооценки личности зависит от ее рефлексивности, критичности) 7. К поколений (ценностный К) Последствия ВЛК 1. Конструктивные – максимальное развитие конфл структур и минимальные личностные затраты на его разрешение 2. Деструктивные – усугубляют раздвоение л, перерастают в жизненные кризисы или ведут к развитию невротических состояний.
Истерический Определяется чрезмерно завышенными претензиями личности, сочетающиеся с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий. Возникает под воздействием генетич. Предрасположенностью, история развития личности ( индивид. Опыта), проблемности воспитания( ослабление способности остановить свои желания противоречащие общественным нормам). Быстро становится агрессивным, когда потребности не выполняются. Постоянные претензии, чем ближе окружение, тем выше претензии. Ребенка, воспитывая, травмируют и ограничивают, заставляя считаться с желаниями других. Он идет в школу, а там он уже не центр внимания, как привык. Он ждет, что все будут с ним общаться как мать, но этого нет. Аутоагрессия
Противоречие между возможностями личности и ее стремлениями, завышенными требованиями к себе. Формируется при повышенных требованиях в процессе воспитания, когда постоянно стимулируется чрезмерное стремление к личному успеху без реального учета сил и возможностей индивида. Поощряются успехи, ребенка загоняют прочь с его оптимальной кривой развития. На психофизиол уровне он перегружен. Темп успехов замедляется и м.б. ниже, чем нормальный уровень его развития. У ребенка остается завышенный уровень ожиданий от себя. Это различие между осознанием, что чел выдохся, и завыш ожиданиями приводит к неврозу. Ребенок вынужден имитировать свой успех, подтверждать свои способности. Конфликт неосознаваемый, переход на репродуктивную деятельность. Идет соматическое разрушение. Очень остро переживается. Причины неудачи в себе. Предъявляют себе высокие требования, которые не могут быть реализованы. Обсессивно-психастенический Обусловлен противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями борьбой между желаниями и долгом ; между моральными принципами и личностными привязанностями; если к личности предъявляются противоречивые требования ,( в процессе воспитания, обучения, личных отношениях), то формируется чувство собственной неполноценности, отрыв от жизни, неадекватные установки. Снижение активности, нерешимость, депрессивные состояния. Человек постоянно мечется между внутренними тенденциями, состояние неопределенности.
Последователь школы психоанализа, американский ученый Карл Меннингер развил представления З. Фрейда о суициде, исследовав их глубинные мотивы. Он выделил 3 основные части суицидального поведения:
К ситуационным факторам на основании исследований проведенных в США Э. Гроллман относит:
Самые распространенные. Межличностные конфликты имеют свои отличительные особен-ности, которые сводятся к следующему. 1. В межличностных конфликтах противоборство людей происхо-дит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу. 2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр извест-ных причин: общих и частных, объективных и субъективных. 3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного вза-имодействия являются своеобразным “полигоном” проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интел-лекта, воли и других индивидуально-психологических особен-ностей. 4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональ-ностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами. 5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями. Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений.
Межгрупповой конфликт – это конфликт между социальными группами и общностями людей с противоположными интересами. при этом в числе групп можно выделить: группы интересов, группы этнонационального характера, группы, объединенные общностью положения. Механизмы: I. 1) Межгрупповая агрессия (Фрейд): главное средство сплочения группы, идентификация со своими и отчуждение от чужих. Чел другой культуры – непонятен, непредсказуем, опасен. 2) Объективный К интересов 3) Внутригрупповой фаворитизм: благоприятствование членам своей группы в противовес членам другой группы
2) неадекватное соц и групповое сравнение (своя группа оценивется выше, достижения чужой занижаются) 3) групповая атрибуция (успехи своей группы объясняются внутренними причинами, неудачи - внешними)
Центральное звено этноса – ценности (святыни). Ради святыни чел жертвует всем. Межэтнические К – происходящие между отдельными представителями, соц группами разных этносом; конфронтация 2х и более этносов. Типы этнических К: - м/л
- этносоциальные - межэтнические Причины имеют комплексный характер, возникают неожиданно. Играют роль 3 осн фактора: - уровень нац.самосознания (адекватный, заниженный = переходит в ВЛК, завышенный = причина м/л к) - наличие критической массы проблем, оказывающих давление на все стороны жизни в этносе - наличие полит сил, способных использовать в борьбе за власть 2 предыдущих фактора Предупреждение межэтнических К: 1. Нерушимость этнических границ 2. Нерешение проблем силовым путем 3. Непредоставление одному этносу более выгодных условий, чем другому 4. Объединение хоз.деят-ти 5. Предоставление этносу полит и хоз автономии.
Смысл разделения политических конфликтов на внутри- и внешнеполитические более чем очевиден. В последних в качестве субъектов конфликта выступают государства (или коалиции государств). Отношения между ними всегда характеризовались взаимной конкуренцией, которая с печальной периодичностью принимала самые острые формы (военные). Принято считать, что государствами движут так называемые национальные интересы. Их основу составляют важнейшие для существования народа-нации потребности: в безопасности, контроле и использовании природных ресурсов, сохранении культурной целостности и национальной специфики. Естественными ограничителями национально-государственных интересов выступают ограниченность ресурсов и национальные интересы других стран. Межгосударственный конфликт часто реализуется в форме войны. Нужно проводить четкую границу между войной и межгосударственным конфликтом: n военные конфликты менее масштабны. Цели - ограничены. Причины - спорные вопросы. Причина войны - глубинные экономические и идеологические противоречия меду государствами. Войны более масштабны n война - состояние всего общества, участвующего в ней, военный конфликт - состояние социальной группы n война частично меняет дальнейшее развитие государства, военный конфликт может привести лишь к незначительным изменениям.
2 варианта завершения к: самостоятельно оппонентами или через вмешательство 3х лиц. Самостоятельно оппонентами: 1) Затухание - потеря мотивации к борьбе - переориентация мотива - истощение ресурсов
- сотрудничество - компромисс - уступки одной из сторон 3) Перерастание в др К 3и лица: 1) Урегулирование (сотр, компромисс, уступки одной стороны) 2) Устранение - перевод одного или обоих оппонентов на др место работы, увольнение - изъятие объекта К - устранение дефицита объекта К 3) Перерастание в др К
Три производные тактики — уход, компромисс и сотрудничество. Жизненные наблюдения показывают, что все люди склонны к соперничеству. Однако одни ощущают предел соперничества и отходят от него, другие же упорно придерживаются этой тактик». Это авторитарные личности. Данный тип людей создает стрессовые ситуации. Такие люди как бы заблокированы от понимания нужд и чаяний других, самое главное для них – удовлетворение своих притязаний. Другая, прямо противоположная группа людей склонна или избегать конфликта, или уступать соперничающим типам. Обычно такие люди не порождают стрессовых ситуаций. Любовь ближнего обычно завоевывают те, кто искренне стремится к сотрудничеству или хотя бы к компромиссу
1. Избегание, уклонение. При выборе этой стратегии действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции, переводя разговор в ответ на предъявленные требования или обвинения в другое русло на другую тему. Такая стратегия предполагает также тенденцию не брать на себя ответственность за решение проблем, не видеть спорных вопросов, не придавать значения разногласиям, отрицать наличие конфликта, считать его бесполезным. Важно не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт. 2. Соперничество. При данной стратегии действия направлены на то, чтобы настоять на своем пути открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения. Противоборство предполагает восприятие ситуации как победу или поражение. 3. Приспособление. Действия, которые предпринимаются при такой стратегии, направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений, на обеспечение удовлетворенности другого путем сглаживания разногласий с готовностью ради этого уступить, пренебрегая своими интересами. 4. Компромисс. Здесь действия направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как свои интересы, так и пожелания другого в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме. Действия направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны, на поиск и выработку в ходе переговоров промежуточных “средних” решений, устраивающих обе стороны, при которых никто особенно не теряет, но и не выигрывает. Существует убеждение, что даже если менеджер уверен в своей правоте, лучше не ввязываться в конфликтную ситуацию и отступить. Однако, если речь идет о деловом решении, от правильности которого зависит успех дела, подобная уступчивость оборачивается ошибками и потерями. 5. Сотрудничество. Предполагает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется данным стилем, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант разрешения конфликтной ситуации.
Третья лица появляются, когда сами оппоненты выступают с инициативой привлечения 3х лиц (когда они потеряли веру в разрешение К либо К слишком деструктивный). Их появление связано с неконтролем ситуации и сильной деструкцией. Посредник – нейтральное лицо, обеспечивает информационную функцию. К нему прибегают, когда К сулит эмо потери, когда дело объективно трудное, когда пространственная разнесенность, языковой барьер. Особенности: - достоверность - объективность - независимость
Особенности: - независимость - объективность - компетентность
Существенным компонентом, без которого невозможна реализация никакой стратегии конфликта, является переговорный процесс. Переговоры являются наиболее существенным звеном в разрешении социального конфликта. В англоязычной литературе по конфликтологии имеют место два подхода к оценке переговоров между сталкивающимися сторонами. Это: 1. "Достижение соглашения", являющееся разновидностью социального конфликта. Данная разновидность может быть определена как символическая коммуникация, с помощью которой две и более сторон стараются достичь соглашения в случае, когда их интересы противостоят друг другу; 2. Собственно переговоры как процесс, при котором позиции, изначально расходящиеся, становятся идентичными. В переговорном процессе важным фактором, влияющим на его результативность, является участие третьей стороны.
Сущность посредничества в конфликтах состоит, как известно, в организации процесса урегулирования взаимоотношений, разрешения сложной ситуации между сторонами. Типичной моделью, используемой при разрешении конфликтов, является модель арбитража, при которой руководитель выступает в роли третейского судьи: выслушивает стороны, собирает необходимую информацию, а затем либо признает правоту одной из сторон, либо принимает «третье» решение. Такая стратегия типична для процесса принятия организационных или технических решений: формулируется проблема, ищутся варианты решения и выбирается «правильное», лучшее из них. Ту же логику руководители используют и при решении проблем человеческих взаимоотношений, однако здесь подобная стратегия редко приводит к успеху. При сопоставлении модели арбитража с моделью посредничества становятся очевидными психологические преимущества последнего: выступая в роли посредника, руководитель организует диалог, но, если его посредничество эффективно, решение принимается самими участниками конфликта, они несут за него ответственность и приобретают позитивный опыт совместного решения сложных ситуаций. Постоянно сталкиваясь в своей работе с проблемами человеческих взаимоотношений, руководители относительно легко трансформируют этот опыт в навыки посреднической деятельности. Наиболее трудный момент в процессе их обучения, пожалуй, связан с созданием альтернативы усвоенной ими парадигме работы с конфликтами — отказом от позиции судьи и переходом в позицию посредника. Важно При этом не просто заменять одну модель на другую, а создать понимание того, что первый шаг руководителя в разрешении конфликта — выбор на основе определенных критериев модели, в соответствии с которой он будет действовать. Другая категория «естественных» посредников, на опыте обучения которых мне и хотелось бы остановиться подробнее, — это психологи-практики. Наиболее типичные профессиональные позиции работы психолога с конфликтами — это психотерапевт и консультант, принимающий сторону клиента, действующий в его интересах, обсуждающий с ним проблему и оптимальные стратегии поведения.
-наблюдение -собеседовние -методики (например, спилбергера и томаса)
Соц напряженность возникает, когда большую часть населения/соц группы лишают или ограничивают в удовлетворении потребностей. По Хершбергу и его гигиенической т.мотивации сущ-ет 2 уровня потребностей: - гигиенический – базовый (в еде, безопасности и тп) Создает ур комфорта, но не является мотиватором - саморазвитие, новые уровни – истинные мотиваторы. Соц напряженность связана с гигиеническим уровнем. Люди сначала протестуют на внутриличностном ур, потом переживания сопоставляются с мнением близких, далее волнения выходят в более широкий круг. Задача состоит не в том, чтобы устранить социальную напряженность, конфликтность полностью, а в том, чтобы изменить систему социальных отношений, изменить ситуацию, вызвавшую повышенную напряженность. Если не сделать этого, то различие приводит к конфликту, а последний перерастает в противоречие. Регулирование социальных отношений может в значительной степени смягчать социальную напряженность или хотя бы не доводить ее до противоречий, тем более бескомпромиссных, деструктивных и тем обеспечивать развитие социальной общности
Муж - жена Борьба за лидерство, сопротивление диктату супруга; частичное несовпадение или даже противоположность взглядов на распределение обязанностей в семье; отрицательная оценка качества их выполнения; сексуальная дисгармония. Мать — отец Различия во взглядах на методы и способы воспитания детей; борьба за приоритетное влияние на ребенка. Невестка — свекровь (свекор) Борьба за влияние на сына (мужа); попытки диктата, подавления свободы, самостоятельности; личная неприязнь. Зять - теша (тесть). То же самое.
Обусловлен 3 доминирующими факторами: А Психосексуальная несовместимость супругов В Неудовлетворение потребности в значимости своего Я, неуважение чувства достоинства со стороны партнера С Неудовлетворение потребности в положит. Эмо, отсутствие заботы, ласки, внимание, понимания Их сумма не должна превышать критический уровень. Если снижается один фактор, его можно компенсировать другими. Д пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алко, нарк, финансовые расходы только на себя) Е Неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения домашнего хоз, воспитания детей, отношения к старшим Ж Различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях Если АВС находятся в зоне благополучия, то ДЕЖ не проявляются Динамика супружеских К: 1. К адаптации друг к другу. Два Я должны стать одним МЫ. В МЫ ассимилируется все позитивное двух Я. Самое лучшее, когда в другом мы находим то, что хотели бы иметь, но не имеем (принцип дополнения). Возникает конструктивная, позитивная взаимозависимость. 2. Появление детей Ухудшается возможность профессионального роста супругов. Уменьшается возможности для увлечений. Жена-мать устает – снижается сексуальная активность. Столкновение взглядов на воспитание ребенка. 3. Средний супружеский возраст – конфликт однообразия Детям по 12-13 лет, они дистанцируются от родителей и уже не так связывают их между собой. Больше конфликтов. 4. Кризис внутреннего одиночества. Существенную роль играет разница в возрасте. Если муж и жена одногодки, то жена стареет раньше, а у мужчин возникают мысли, что они не реализовались как мужчины, они пытаются построить другую семью.
1) ухудшение мат.положения 2) чрезмерная занятость одного из супругов 3) безработица 4) жилищная проблема
ДРК – наиболее распространены, частный случай К поколений. Психологические факторы ДРК: 1. Тип внутрисемейных отношений (гармоничная/дисгармоничная семья) 2. Деструктивность семейного воспитания - разногласия членов семьи по вопросам воспитания - противоречивость, непоследовательность воспитывающих действий - опека и запреты в разных сферах жизни детей - завышенная требовательность к детям, применение жестких осуждений, угроз, наказаний. 3. Возрастные кризисы детей 4. Личностный фактор У родителей: авторитарность, консерватизм убеждений и ценностей, вредные привычки. У детей: упрямство, эгоизм, естественный детский эгоцентризм, снижение общей мотивации, нарушение правил и норм.
Реакция подростка: стремление избегать контакта с родителями; обман, неинформирование их о своей жизни (иначе возникнут нравоучения, упреки, критика); негативизм – оппозиционные демонстрационные действия (чтобы перевести родителя в статус врага – чтобы не ждать от него хорошего и не уступать потом) Факторы, повышающие конфликтность: 1) непредоставление права на самостоятельность 2) К родительского авторитета 3) ролевое поведение «родитель - ребенок» 4) суперопека
I. Физиологический стресс: эндокринная система, перестройка орг, деформация лица и тела. II. Вторжение во «взрослую комнату» (взрослую жизнь). Ожидания и требования родителей оказываются неадыкватными, т.к. они воспринимают детей как детей. Во взрослой жизни нет детских привычных моделей поведений, есть взрослые требования. III. Взрослый объявляет, что подросток не обладает средствами для взрослой жизни и выталкивает его. Возникает острое К противоречие. Решение: 1) у первобытных народов – инициация, после чего ребенка воспринимают как взрослого 2) дать ребенку зону априорного доверия: родители терпят ребенка как взрослого, а он за отведенное время должен быстро взрослеть. Все по договоренности. Конфликты в учебной деятельности Школа осущ. Целенаправленную передачу культ-истор опыта (в мат, соц, дух сфере). Двуединая задача: обучение и воспитание (как единый процесс психического развития). Учителя – один из самых консервативных слоев общества, т.к. отбирают самое проверенное временем. Они живут в системе старых проверенных стереотипов и поэтому не могут реагировать на новинки. Субъекты образовательного процесса: - ученики - учитель -родитель - администрация - психолог Осн.содержание К: - К в учебной деят-ти - К поступков - К отношений Пути предупреждения: 1) усвоение духовных нравственных ценностей (лит-ра) 2) решение проблем самореализации учеников и учителей 3) уважение личности ученика 4) формирование дисциплинированности 5) Личностно-демократический стиль общения
Ценностный К. Выход: принятие, ненавязывание своих ценностей. Тогда ценности младшего поколения обесцениваются и молодежь присоединяется к более старшим, проверенным, но лучшее из молодежных вливается в общечеловеческие.
Роль имеет сценарии, которые м.б противоположны. Между надо-надо.
Внутриличностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление. Длительные ВЛК угрожают эффективности деят-ти, могут тормозить развитие Л. Частые ВЛК приводят к потере уверенности в себе, к комплексу неполноценности, к потере смысла жизни. Острые ВЛК приводят к деструкции м/л отношений, проф.деят-ти. Являются причиной раздражительности, тревожности, агрессивности.
Конфликты в организациях (или трудовые конфликты) – противоречия, возникающие в трудовых отношениях и условиях, связанных с их обеспечением. Конфликты в организациях подразделяются на два основных вида : межличностные (как правило, это конфликты «по вертикали»); межгрупповые. Стороны (группы) межгрупповых конфликтов в организациях: 1) администрация; 2) трудовой коллектив; 3) профсоюз; 4) другая организация; 5) органы управления, муниципалитеты. Выделяют три сферы деятельности, в которых могут происходить трудовые конфликты. 1. Сфера условий труда: режим труда, обеспечение безопасности и комфорта рабочего места, трудовые нормы и т. д. 2. Сфера закрепленных и принятых договоренностей о том или ином предмете производства. 3. Распределение ресурсов или обеспечение материальными вознаграждениями за труд. Внешними причинами могут быть: – общий рост безработицы; – снижение ценности труда; – обнищание населения; – отсутствие регуляции условий труда административными кругами.
Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение. Когда ведут речь о социально-психологическом климате (СПК) коллектива, подразумевают следующее: - - совокупность социально-психологических характеристик группы; - преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива; - характер взаимоотношений в коллективе; - интегральная характеристика состояния коллектива. Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д. Неблагоприятный СПК характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д. Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:
Смотрите также: Природа конфликта. Основные цели и задачи курса «Психология конфликта»
284.86kb.
Динамика конфликта
21.64kb.
Тема 7: Конфликты и способы их решения понятие конфликта
595.83kb.
Динамический анализ конфликта Динамическая модель конфликта в той степени, в какой развивается система
1630.86kb.
Задание по курсу «Психология конфликта» для зачетной работы
25.6kb.
Эскалация – использование сторонами конфликта все более жестких тактик, усиление напряженности конфликта целом. Характеристики эскалации
108.13kb.
Вопросы к экзамену Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии. Основные цели и задачи конфликтологии
39.44kb.
Методы диагностики организационных конфликтов
181.88kb.
Основы конфликтологии
4431.81kb.
Эпистемологические вопросы социологии конфликта
49.1kb.
Классовая теория (насилия) конфликта выводит его причину из
112.96kb.
53. Управление конфликтными ситуациями 29.9kb.
|