Главная стр 1
скачать
ТЕМА УРОКА. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ 7 класс Время 45 мин.

Глядя на мир нельзя не удивляться

К.Прутков

Цели урока:



  1. Формирование знаний о природных зонах Северной Америки; особенностях расположения природных зон на материке; взаимосвязях между компонентами природных зон материка

  2. Формирование понятий: тундра, тайга, прерии, степи

  3. Развитие познавательного интереса, внимания, логического мышления

Оборудование: настенные карты – природные зоны Северной Америки, климатическая карта Северной Америки, мультимедийная презентация, атласы, учебники

Ход урока:



  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Что такое природная зона? ( крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, животного и растительного мира)

- Факторы формирования природных зон? ( Климатические - соотношение тепла и влаги)

- Какой закономерности подчиняется размещение природных зон? ( широтной зональности)

- А в горах? (высотной поясности)

- Посмотрите на карту природных зон. Сравните Северную Америку по набору с другими ранее изученными материками материками. (Больше природных зон)

- С чем связано разнообразие природных зон Северной Америки? ( географическое положение, большая протяжённость с севера на юг)

- какие природные зоны сменяются преимущественно по широте, а какие по долготе? Объясните причины. ( по широте – арктические пустыни, тундра, тайга. Причина смены направлений: материк сужается к югу. Горы на западе. Количество осадков уменьшается к центру материка)

Вследствие изменения континентальности климата от побережья океанов вглубь материков меняется тип ландшафтов. Это закономерное изменение ландшафтов по долготе называется долготной зональностью или секторностью


  1. НОВАЯ ТЕМА. Учитель: Сегодня мы с вами совершим путешествие по природным зонам материка. Познакомимся с особенностями природы тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей, пустынь. Вам предстоит заполнить маршрутный лист, в котором отметить главные черты характерные для компонентов природы каждой зоны. Эти данные будут необходимы для выполнения заданий.

Во время рассказа ученики заполняют таблицу:

Название природной зоны

Климат

Почвы

Растительный мир

Животный мир

  1. Тундра

  2. Тайга

  3. Смешанные и широколиственные леса

  4. Степи

  5. пустыни
















1. ТУНДРА – занимает северное побережье и прилегающие к нему острова. Это безлесное пространство субарктического климатического пояса, покрытое мохово-лишайниковой растительностью на скудных тундрово-болотных почвах. Помимо мхов и лишайников здесь растут карликовые берёзы. Карликовые ивы. Избыточное увлажнение. Поэтому много болот.

Вопрос: почему не растут высокие деревья? (т.к. не хватает тепла)

Животный мир не очень богат видами. Типичные представители: овцебык - с ледникового периода. Находится под охраной. Высота – 1 м., масса 270 кг.

Северные олени – карибу, песцы, полярные волки. Летом прилетает много птиц.

2.ТАЙГА


Вопрос – в каком климатическом поясе формируется? ( в умеренном) . Тёплое лето, холодная снежная зима. В растительном покрове преобладают хвойные породы деревьев – чёрная ель, серебристая ель, веймутова сосна, бальзамическая пихта ( высота до 100м).

Главная растительная достопримечательность – секвойи – самый древний представитель растительного мира Земли. Возраст отдельных деревьев 4000 лет. Мамонтово дерево достигает в высоту 150 метров, а в диаметре 20 метров.



Вопрос – почему хвойные деревья? ( приспособились к суровому климату)

Растут деревья на малоплодородных подзолистых почвах. Подзолистые – т.к. мало перегноя, поэтому почвы светлого цвета. Как зола.



Вопрос – почему несмотря на обилие деревьев почвы малоплодородны? ( первая причина – малый растительный опад, вторая – избыточное увлажнение. Перегной вымывается из почвы)

Животный мир: рысь, чёрный медведь барибал, бобры, енот-полоскун, росомаха

3.СМЕШАННЫЕ И ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА – протягиваются не через весь материк, а занимают восточный сектор умеренного пояса.

Вопрос: в каких климатических условиях формируется эта зона? ( умеренный климатический пояс тёплое лето, мягкая зима, достаточное количество осадков)

Растительность поражает своим разнообразием: и хвойный и лиственные породы: сахарный (канадский) клён (т.к. из его листьев делают сладкий сироп), платаны, тюльпанное дерево ( т.к. в мае – июне покрывается цветами похожими на тюльпаны второе его название – жёлтый тополь). Растут деревья на более плодородных бурых и серых лесных почвах.

Животный мир: белки. Медведь гризли. Куницы, опоссумы, скунсы.


  1. Переходную зону от смешанных лесов к степям в Северной Америке называют – прериями. Вопросы: - Какая природная зона занимает наибольшую площади в Саратовской области?

- Какие климатические условия характерны для наших степей?

- какие почвы формируются в Саратовских степях? Какие на них растут растения?

А теперь послушайте как описал степную зону Северной Америки Майн Рид: «Вокруг расстилалась волнистая прерия. И холмы и долины устланы богатым ярко-зелёным ковром невысокой бизоньей травы. Весной степь зеленеет и цветёт. В высоких и густых травах много животных, прилетает много птиц. Весна в прериях короткая. С наступлением лета и жары всё живое улетает и прячется в заросли, умолкая до будущей весны. Летом степи выгорают, тогда они пустынны и безмолвны».

- Что общего у Саратовских и североамериканских степей? Причины? (положение в континентальных районах)

-Различие?

Вопрос: какие климатические условия характерны для этой зоны? ( жаркое лето, тёплая зима, осадков 300-400 мм.в год. Недостаточное увлажнение). Почвы – чернозёмы, каштановые. Растительный мир - злаки, бизонья трава. Животный мир: бизоны, луговые собачки, степные волки - койоты

Ещё одна общая черта – в естественном виде степей почти не осталось. И у нас и в Америке они полностью распаханы.



Вопрос: почему ? Выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник. Американский континент родина подсолнечника и кукурузы.

Степи Канады называют «хлебной корзиной страны».

Более засушливые участки отведены под пастбища.

Однако уже первые покорители прерий столкнулись здесь со страшными ураганами, вызываемыми ветром на нескончаемых равнинах. Но 30-е гг. уже нашего века принесли на Великие равнины ещё более страшную беду под названием "пыльные бури". На полностью распаханных равнинах ветер поднимал чёрные тучи плодороднейшего чернозёма. Земли уходили из-под ног! Разоряя поля, засыпая дороги и жилища, чёрные тучи достигли Нью-Йорка. Это стихийное бедствие, одно из самых крупных на территории США, дорогой ценой убедило фермеров: нельзя полностью распахивать степные просторы, необходимо оставлять и задернованные участки, надо обязательно высаживать лесные полосы, создавать искусственные водоёмы.



  1. Заканчиваем путешествие в пустынях: они не образуют сплошной полосы. Одни расположены на Тихоокеанском побережье , а другие на внутренних плоскогорьях Кордильер (пустыня Мохаве – в северной части которой расположена знаменитая долина Смерти) .Здесь жаркий, сухой климат. Почвы бурые пустынные . Для них характерны черная полынь, лебеда, кактусы, колючие терновники и агавы. Мексиканское нагорье – страна кактусов. Кактусы растущие здесь, имеют различные размеры и разнообразные формы. Одни похожи на шары, высотой метра в 1,5 и 2,5 метра в обхвате; другие – мелкие, колючие шарики; третьи – словно многогранные колонны, высотой до 15 метров. Все они покрыты колючками. Местные жители из кактусов приготовляют различные кушанья, а также используют как лечебное средство. Посаженные в ряд кактусы служат естественной изгородью.



  1. Вопрос: скажите, что изображено на гербе Саратовской области? Почему? Многие растения и животные стали символами государств Северной Америки.

Орёл – сидящий на кактусе и держащий в когтях змею – символ на гербе Мексики;

На гербе США – белоглавый орёл

На флаге Канады – лист сахарного клёна.

Каждый штат в США имеет свой девиз, свою песню, дерево, цветок и птицу. Штат Мэн – штат сосны, штат Канзас – подсолнечник и т. Д.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ : 1. ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ

На материке Северная Америка природные зоны расположены необычно: на севере они протягиваются с запада на восток, а в центральной и южной частях расположены в меридианальном направлении. На севере расположена зона тундры. Здесь в условиях тёплого климата. Недостаточного увлажнения растут мхи и лишайники. Южнее тундры в субтропическом поясе расположена таёжная зона. Здесь преобладает хвойная растительность на плодородных подзолистых почвах. Таёжная зона к югу меняется степной зоной. Здесь на малоплодородных чернозёмных почвах растут широколиственные и смешанные леса. Увлажнение в степной зоне недостаточное. Степи Северной Америки называют прериями. Они повсеместно изменены человеком – распаханы или превращены в пастбища. На побережье Атлантического океана расположена зона пустынь. Одна из красивейших пустынь мира – Мохаве. Здесь растут самые разнообразные кактусы.

2. ИГРА «КРЕСТИКИ НОЛИКИ»

Кто такой? Что такое?

- Секвойя? - Койот? - Бизон? - Сонора? - Прерии?

- Тундра? - Чернозём? - Опунция? - Барибал? - Карибу?

3. Тестирование с последующей самооценкой и проверкой


  1. Пустыни на территории Северной Америки расположены в основном…

  1. в Аппалачах;

  2. в Кордильерах;

  3. на Великих равнинах;

  4. на Центральных равнинах.

  1. Переходную полосу между лесами и степями зону Северной Америки называют:

  1. пампой;

  2. прериями;

в) сельвой

  1. Самыми плодородными почвами характеризуется зона…

  1. пустынь;

  2. хвойных лесов;

  3. смешанных лесов;

  4. прерий.




  1. Мхи, лишайники, овцебык, олень карибу – это представители животного и растительного мира природной зоны:

А) Тундры

Б) тайги

В) степей


  1. Большая часть тундры и расположена в климатическом поясе

  1. умеренном

  2. субтропическом

  3. субарктическом




  1. Зона умеренного пояса, в растительности которой преобладают хвойные деревья, называются:

  1. тундра;

  2. тайга;

  3. степь.




  1. Представителями животного мира степей являются:

  1. скунс и американская куница;

  2. бизоны и койоты;

  3. секвойи и магнолии.

8. В южной части материка природные зоны меняют друг друга в направлении:



  1. запад - восток;

  2. север - юг.

ОТВЕТЫ: 1- Б; 2 – Б; 3 – Г; 4 – А; 5 – В; 6 – Б; 7 – Б; 8 – А


Оценки: 0 ошибок – пять; 1-2 ошибки – четыре; 3- 4 ошибки – тройка; Более 4 ошибок - двойка
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
скачать


Смотрите также:
Природные зоны северной америки 7 класс Время 45 мин
70.98kb.
Природные зоны Южной Америки
78.43kb.
Внутренние воды и природные зоны северной америки
18.94kb.
Практическая работа по теме «природные зоны евразии»
23.45kb.
«Природные зоны Южной Америки»
94.67kb.
Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования
152.52kb.
Население Северной Америки
56.77kb.
Окладникова Е. А. История культуры коренного населения Северной Америки спб 2002
235.12kb.
Природные зоны южной америки
78.43kb.
Америка Дать общую экономико-географическую характеристику США. Соединенные Штаты Америки
136.17kb.
Конспект урока по теме: «Природные зоны Африки» 7 класс
88.05kb.
Участников второй региональной конференции стран латинской и северной америки
29.74kb.