Главная стр 1
скачать
Проблемы преемственности детского сада и школы.

Пути их решения

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги .

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы. Мы проанализировали программу детского сада: цели, основные принципы и формы образовательной деятельности, интегративные качества, которые развиваются у дошкольника в результате освоения программы и проследили развитие личностных качеств ребёнка в начальной школе.

Предлагаю вам рассмотреть более подробно интегративные качества дошкольника:

▪ Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками - сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

▪ Любознательный, активный - интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

▪ Эмоционально отзывчивый - откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

▪ Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками - ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

▪ Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения - Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

▪ Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту - может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребёнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

▪ Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе - имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

▪ Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

▪ Овладевший необходимыми умениями и навыками - у ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Развитие интегративных качеств дошкольника служит основой для формирования компетенций, необходимых для начала обучения в школе:

▪ познавательной компетенции (способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту);

▪ регуляторной компетенции (способный управлять свои поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; овладевший необходимыми умениями);

▪ коммуникативной компетенции (овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками);

▪ личностной компетенции (любознательный, активный; эмоционально отзывчивый)

Новый стандарт начального образования провозглашает ориентацию на новые ценности образования. В центре внимания должны быть сам ребенок, его способности, его развитие. При этом слово развитие не исчерпывается стандартным школьным набором знаний, умений, навыков. Ответственное отношение к слову развитие неизбежно предполагает индивидуализацию образования, обеспечения таких условий, чтобы каждый ребенок не только мог, но и хотел учиться. Новый стандарт утверждает именно так, школа должна создать условия для развития ребенка, его способностей, необходимых ему для успешного будущего. Какие это способности? Их список достаточно конкретно определен в новом стандарте. Скажем лишь, что важнейшие из них обеспечивают ключевую способность личности к самообучению, самосовершенствованию, а значит к самореализации.

Наша школа разработала образовательную программу начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС, и начала реализовывать ее с 1 сентября 2011 года.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года.

Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов:

- личностных (готовность и способность к саморазвитию, желание учиться и др.);

- метапредметных (универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия);

предметных (освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира).

Обобщенный результат освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника:

портрет выпускника начальной школы»

lЛюбознательный, интересующийся, активно познающий мир

lВладеющий основами умения учиться

lЛюбящий родной край и свою страну

lУважающий и принимающий ценности семьи и общества

lГотовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой

lДоброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,

lУмеющий высказать свое мнение

lВыполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

Вот таким мы хотим видеть выпускника начальной школы

С какими же проблемами мы, педагоги и психологи, сталкиваемся при обеспечении преемственности детского сада и школы?

1. Одной из проблем является выбор школы для обучения ребенка и выбор программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ (что, в принципе, положительный момент), определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребенка (“зону его ближайшего развития”), специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое.

В процессе пятилетнего психологического сопровождения ребенка в детском саду уже определился его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную школу ребенок опять неоднократно обследуется. Упущенное время “работает” против него, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к неуспешности в последующем обучении.

Непосредственный контакт психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребенка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.

2. Тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребенка к школьному обучению в части школ . При поступлении в такую школу требуется, чтобы ребенок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребенка без учета его индивидуальных особенностей. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в “школьной” логике – практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложненной математике, вместо развития познавательных процессов.

Игра и другие, специфичные для этого возраста виды деятельности, вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.

3. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведет к стрессу и к дезадаптации детей.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

4. Решение проблемы преемственности часто невозможно из-за недостаточного количества специалистов-психологов в образовательном учреждении.

5. Нельзя не сказать и о проблеме недостаточной обеспеченности учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствии существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.

Эти и некоторые другие проблемы предстоит решать нам в аспекте психологической преемственности непрерывного образования.

Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов:

составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;

проведение мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний", совместные спортивные праздники, развлечения и т.д.;

работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);

проведение методических заседаний , с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, завучи);

планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;

проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Подводя итог, хочется сказать, что вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа "не навреди” и быть направлена на сохранение физического здоровья, эмоционального благополучия и индивидуального развития каждого ребенка, чему способствует организация всей работы учителя начальных классов, ориентирующегося на осуществление преемственности с ДОУ.




скачать


Смотрите также:
Проблемы преемственности детского сада и школы. Пути их решения
76.84kb.
Осуществление преемственности детского сада и начальной школы в формировании музыкально-эстетического вкуса у детей
52.65kb.
Работа по преемственности «Детский сад и школа» на 2013-2014 учебный год. Задачи детского сада и школы
44.92kb.
О преемственности между детским садом и школой Размышления, поиски, решения…
67.75kb.
План совместной работы по преемственности детского сада, семьи и школы на 2013 – 2014 учебный год
45.07kb.
План совместной работыпо преемственности на ступенях дошкольного и начального образования на 2011-2012 учебный год Цель
88.58kb.
5. Заключение Проблемы школы и способы их решения
43.36kb.
Пояснительная записка в условиях гуманизации, вариативности, демократизации образования всё более актуальной становится проблема обеспечения преемственности на разных ступенях обучения
37.95kb.
Общим собранием трудового коллектива мдоу детского сада №
61.23kb.
Информация по реконструкции мдоу подкуровкого детского сада
24.61kb.
Решением педагогического совета мбдоу перевозского детского сада «Солнечный» от 2012г, №
1707.69kb.
Презентация по теме, раздаточный материал: текст С. Львова «О сострадании…», советы по алгоритму написания сочинения по тексту, дневник успехов и лист самооценки выпускника
122.09kb.