Главная стр 1
скачать
Проверка знаний по разделу «Лексика. Фразеология. Лексические нормы» (тестирование)

10 класс
вариант 2



Первый уровень сложности

п/п


Задание

Эталон

1

Что такое лексическое значение слова?

Лексическое значение слова — это выражаемый им конкретный смысл, знаком которого служит звуковой образ данного слова

2

Какие слова называются многозначными?

Это слова, имеющие два и более лексических значений

3

Какое значение называется прямым?

Прямое значение — это его основное лексическое значение

4

Назовите основные виды переносного значения

Основными видами переносного значения являются: метафора, метонимия, синекдоха

5

Что такое омонимы?

Омонимы — это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению

6

Что такое омофоны?

Омонимы, совпадающие по звучанию, но различные по написанию

7

Что такое антонимы?

Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположными лексическими значениями

8

В основе каких стилистических приёмов лежат антонимы?

Антонимы лежат в основе таких стилистических приемов,как антитеза и оксюморон

9

Дайте определение оксюморону

Оксюморон — это стилистический приём сопоставления на первый взгляд несопоставимых, взаимоисключаемых понятий

10

Что такое паронимы?

Паронимы — это однокоренные слова, как правило, одной и той же части речи, близкие по звучанию и значению

11

Взаимозаменяются ли паронимы в предложении?

В некоторых случаях паронимы сближаются по значению, но чаще их нельзя заменить друг другом. Употребление одного паонима вместо другого часто является нарушением норм словоупотребления

12

Назовите основные стили русского языка

Выделяются два основных стиля: разговорно-бытовой, книжный

13

Какие разновидности книжного стиля выделяются?

В книжном стиле выделяются: официально-деловой, научный, публицистический, художественный

14

Какие слова ограничены в своём употреблении?

В употреблении ограничены диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы

15

Что такое профессионализмы?

Профессионализмы — это специальные слова, употребляемые представителями различных отраслей знания, профессии

16

Приведите пять примеров слов, заимствованных из английского языка

Дикотека, драйвер, конвертор, курсор, файл

17

На какие группы подразделяются устаревшие слова?

Архаизмы и истормизмы

18

Что такое историзмы?

Историзмы — это слова, обозначающие названия таких явлений, которые перестали существовать в результате развития общества

19

Что такое фразеологизм?

Это самостоятельная номинативная единица языка, представляющая собой устойчивое сочетание слов, которое выражает целостное значение и по функции соотносится с отдельными словами

20

Назовите основные одноязычные словари

1. Толковые.

2. Истоические.

3. Этимологические.

4. Диалектологические.

5. Фразеологические.

6. Синонимов.

7. Антонимов.

8. Омонимов.

9. Новых слов.

10. Иностранных слов.

11. Нормативно-справочного характера.


Второй уровень сложности

1

Приведённые слова разбейте на две группы: однозначные и многозначные слова. Конец, гибрид, розетка, река, зоосад, кондор, истерика, лук, конфликт, перо, зерно, утро, хлеб.

1. Однозначные: гибрид, зоосад, кондор, истерика, лук, конфликт

2. Многозначные: розетка, река, зерно, утро.

2

Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в прямом и переносном значении.

1. Прямой



2. Высокий.

1. Прямая поверхность (прямое) — прямой ответ (переносное)

2. Высокий юноша (прямое) — высокий доход, высокий пост (переносное)



3

Приведённые слова разбейте на две группы: многозначные слова и омонимы.

Весть, рука, солнце, липа, ряд, марка, труд, гвоздика, балка

1. Многозначные: рука, солнце, ряд, труд, марка.

2. Омонимы: липа, весть, гвоздика, балка



4

Подберите синонимы к выделенным словам.

1. Думать надо было раньше!

2. Девочка еще слишком мала, чтобы идти в школу.

1. Думать, размышлять, мыслить, раздумывать, помышлять, шевелить мозгами, кумекать (прост.)

2. Мал (краткая форма прилагательного «малый»), малолетний, небольшой по возрасту



5

Подберите синонимы к существительным:

1. Набор

2. Маска

3. Оливки

1. Комплект, совокупность.

2. Личина.

3. Маслины

6

Подберите слова-синонимы к фразеологизмам:

1. Чуть свет

2. В двух шагах

3. Капля в море

1. Рано.

2. Рядом.

3. Мало

7

Подберите антонимы к существительным:

1. Правило

2. Расширение

3. Любовь

1. Исключение.

2. Сужение.

3. Ненависть.

8

Подберите антонимы к словам, обозначающим признак:

1. Глупый мальчик

2. Свежее утро

1. Умный мальчик.

2. Тёплое утро.

9

Подберите антонимы, имеющие приставки пре-/при- к данным словам:

1. отсутствие

2. безобразный

3. удалиться

1. Присутствие.

2. Прекрасный.

3. Приблизиться.

10

Исправьте ошибки в употреблении паронимов:

1. На небе хорошо просматривались плотные дождливые облака.

2. Ты совершил поступок и должен ответить за это.

1. На небе хорошо просматривались плотные дождевые облака.

2. Ты совершил проступок и должен ответить за это.

11

Из группы слов выделите устаревшие: книга, немолчный,неприкаянный, непочатый, прохладительный, непонятный, непотребство, охладелый, перепалка, писец.

Немолчный, неприкаянный, непочатый, непотребство, охладелый, перепалка, писец

12

В предложениях выделены исконно русские слова. Подберите к ним однокоренные старославянизмы:

1. Река Нарово медленно катила холодные воды к морю.

2. Некоторые ротмистры кое-как волоклись, но простые люди попрятались в лесу, по берегу лесному.

1. Холодные — хладный, охладить, охлажденный

2. Волоклись — влачиться

3. Берег — брег, прибрежный

13

Исправьте лексические ошибки, возникшие в результате неточного словоупотребления.

1. Кто крайний в очереди за билетом?

2. Мцыри — герой с красочной душой.

1. Крайний — находящийся с краю

НАДО: последний — замыкающий.

2. Красочный — выразительный.

НАДО: красивый — нравственно прекрасный



14



Выполните лексический анализ выделенного слова по схеме:

1. Определите лексическое значение слова в контексте.


2. Если слово многозначно, укажите другие названия.

3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.

5. Постройте синонимический ряд для слова для слова в данном значении.

6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

7. Определите, является ли данное слово исконно русским или заимствованным из другого языка

8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении

9, Определите, является ли слово устаревшим

10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов
Операции сопровождались серьёзными потерями.


1. Операция — ряд стиратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боёв (воен., проф.)

2. Слово многозначно:

а) хирургическая операция;

б) торговая операция;

в) финансовая опреация

г) почтовая операция

3. Значение прямое.

4. -

5. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия


6. -
7. Слово заимствовано из латинского языка

8. Слово профессиональной лексики (военная термонология)


9. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка

10. -


Третий уровень сложности

1

В каждой группе слов, данных ниже, найдите лишнее слово. По какому признаку объединить другие слова?

Красный, рубиновый, коралловый, кумачовый

Лишнее слово - коралловый, так как все остальные слова обозначают оттенки красного цвета, а коралл может быть и розовым, и белым.

2

Подберите к выделенным словам омонимы, укажите их значение.

1. Цементный завод

2.Лошадь идёт рысью

1. Завод 1 — промышленное предприятие;

завод 2 — действие по глаголу «завести — заводить».

2. Рысь 1-быстрый аллюр; рысь 2 — хищное животное



3

Исправьте неточность словоупотребления: выделенное слово замените соответствующим синонимом:

1. Наша машина неслась на сильной скорости.

2. Дети делали всю тяжёлую работы.

1. Наша машина неслась на большой скорости.

2. Дети выполняли всю тяжелую работу.

4

Подберите современные синонимы к следующим устаревшим словам:

1. Ланиты

2. Десница

3. Выя

4. Чело

1. Ланиты — щеки.

2. Десница — рука.

3. Выя — шея.

4. Чело — лоб.



5

Замените заимствованные слова русским синонимами:

1. Банкротство

2. Имитация

3. Шеф

4. Антракт

1. Банкротство - разорение.

2. Имитация — подделка, подражание.

3. Финал — окончание.

4. Шеф — руководитель, начальник.

5. Антракт - перерыв


6

Учитывая многозначность слова, подберите не менее четырёх антонимов к слову глубокий

1. Глубокий — чуткий (сон)

2. Глубокий — мелкий (водоем)

3. Глубокий — легкий (обморок)

4. Глубокие — поверхностные (знания)



7

Объясните разницу в значениях слов:

болотный-болотистый

Болотный — относящийся к болоту.

Болотистый — обильный болотами, топкий

8

Исправьте ошибки в употреблении паронимов.

1. В жизни пришлось поменять много профессий, даже работал на гранёном станке.

2. Наша генеральская линия такова...

3. Он оказался двуликим человеком.

1. В жизни пришлось поменять много профессий, даже работал на гранильном станке.

2. Нашагенеральная линия такова...

3. Он оказался двуличным человеком.

9

Найдите перифразы, раскройте их значения.

Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой

Свободная стихия - море

скачать


Смотрите также:
Проверка знаний по разделу «Лексика. Фразеология. Лексические нормы» (тестирование) 10 класс
99.39kb.
Методическая разработка лекционного занятия по русскому языку
212.51kb.
Повторение по разделу «Лексика и фразеология»
85.5kb.
Урок-игра «Счастливый случай» Обобщающее повторение по теме «Лексика и фразеология»
65.32kb.
Практикум. Организационный момент. Каждый учащийся получает карточки с заданиями на урок
57.8kb.
Лексика и фразеология. Лексикология § Понятие о лексике и лексикологии
132.02kb.
1 Фонетика 1 Звуки и буквы 2 Фонетический анализ слова 2 Лексика и фразеология
35.51kb.
Вариант 2 Лексика и фразеология Найди соответствия
27.24kb.
Психологическая подготовка к егэ
162.65kb.
Занятие элективного курса «Лексика и фразеология русского языка»
57.63kb.
Обществознание 9 кл ( спецификация)
165.85kb.
Программа элективного курса по русскому языку в 8 классе «Лексика и фразеология русского языка»
78.73kb.