Главная стр 1стр 2
скачать
ГБОУ ООШ №9 г.о. Новокуйбышевск

Программа

Внеурочной деятельности

«Юные спасатели природы»

Составила учитель биологии Белова Н.А

2013г

Пояснительная записка.

  1. Введение:

Как утверждают ученые многих стран мира, человечество движется к экологической катастрофе. И действительно, опасность приближающегося экологического кризиса не преувеличена. За последние десятилетия проблемы загрязнения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, потребительское, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование, экологическая безграмотность привели к сильному загрязнению всех природных сред радиоактивными, промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами. К крупномасштабным экологическим проблемам следует отнести и парниковый эффект, и разрушение озонового слоя, и изменение климата на Земле. Все это приводит к нарушению экологического равновесия, а во многих случаях — и к необратимым негативным процессам в природе. Сегодня дни экологические проблемы стали актуальнее, чем проблемы сохранения мира на планете. Решить проблемы такого масштаба человечество может лишь воспитанием экологической культуры подрастающего поколения. Программа экологического образования в соответствии с определением ФГОС − комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

А в июне 2001 г. в Москве состоялся первый общенациональный экологический форум России, в итоговой резолюции которого одной из первоочередных задач значилось вовлечение в процесс совершенствования природоохранной деятельности миллионов граждан, в том числе и школьников.

.Принципы программы: В основу программы положены следующие принципы:

-актуальности Правительство РФ приняло постановление от 03.11.94 г. № 1208, в котором экологическое образование и воспитание школьников определялось как приоритетное направление работы школы. Программа « Юные спасатели природы» способствует формированию экологической культуры школьников, позволяет повысить уровень экологических знаний, сформировывает практические умения и навыки взаимосвязи между живой и неживой природой , развивает логическое мышления.

-доступности. В соответствии с этим принципом школьникам 5 классов предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения экологической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями «из природы», что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования экологических катастроф.

-положительного ориентирования . В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения экологии, стилям жизни, их благотворному влиянию на человека.



совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.

-системной деятельности. Определяет преодоление изоляции пятиклассников от мира младших и старших и обеспечение их полноценной и своевременной социализации. В социальном плане пятиклассники представляют собой переход к более самостоятельной и ответственной деятельности.



-преемственности - программа для 5 класса базируется на знаниях и умениях, которые учащиеся приобрели в начальной школе в соответствии с ФГОСом начального образования по природоведению. Соответственно, программ для 5 класса является логическим продолжением экологического образования , развивая основные понятия и создавая мотивационную основу для дальнейшего развития экологической культуры.

-сознательности и активности- направлена на повышение активности обучающихся в экологических вопросах, что возможно только при осознании ответственности за свою деятельность. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни человека в окружающей среде, позволяет быть активным при организации социальных проб.



3.Цель программы:

Сформировать ответственного отношения к природной среде, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способствовать осуществлению экологически грамотных действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе. Также формирование высокой культуры поведения человека и гражданской ответственности за рациональное использование природных ресурсов и природной среды во всех видах общественно-трудовой деятельности.



4. Основные задачи программы:

  • сформировать экологическую культуру

  • усвоить нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычках личности.

  • сформировать у школьников навыки участия в экологически ориентированной деятельности, формировать убеждения в необходимости сбережения природы

  • развивать способности к самостоятельному выбору объектов приложения сил; участие в той или иной деятельности с проявлением самостоятельности и творчества;

  • формировать потребность участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических знаний

  • развивать способности к самоконтролю, осознанию необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;

  • освоить знания о природе, ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха;

5.Основными направлениями организации и развития экологической деятельности:

1 Развитие учебной деятельности для достижения предметных и личностных результатов по приобретению знаний, умений и навыков .

2)  Развитие творческой деятельности  для формирования личностных результатов и потребности непрерывного экологического образования.

3)   Развитие проектно-исследовательской деятельности для формирования у обучающихся метапредметных результатов, как ресурс готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

 Ценностными ориентирами содержания образования является экологическое образование и формирование экологической компетентности, экологической культуры. Это означает, что у обучающихся формируются не только предметные знания и умения, обеспечивающие им возможность самостоятельно учиться, но и компетенции по организации экологической работы.

Тематическое планирование





Название темы

Всего часов

Из них

Формы контроля

аудит

внеаудит

1

Введение Что такое экология.

1

1




Анкетирование

2

Загадки природы

13

4

9

Анкетировавние, выполнение проектов, участие в конкурсах практические работы по выращиванию растений

3

Среда обитания

13

4

9


Участие в практической деятельности, участие в конкурсах

4

Человек и природа

6

0

6

Выполнение проектов, участие в природоохранной деятельности.




Итого

33

9

24
































































6. Содержание программы:

Содержание программы включает все понятия и термины по биологии, входящие в перечень обязательных общебиологических знаний, разработанных Министерством образования РФ. Программа соответствует федеральным требованием, она продолжает и развивает научные и методические приемы. В основе этих подходов лежат принципы научной достоверности, доступности изложения, наглядности и занимательности В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход. Программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении природоведения и биологии. Программа ориентирована на активное познание мира ПРИРОДЫ. В соответствии с целями и задачами экологического образования и воспитания строится содержание работы со школьниками, основные направления которой освещены в методических пособиях : Т.А. Попова “Экология в школе”, О.К. Костко “Экология: Пособие для средней школы”, Н.А.Касаткина “Внеклассная работа по биологии”, Н.А. Степанчук “Дидактический материал по экологии”. Программа рассчитана на 1 год обучения, для учащихся среднего возраста 12-13 лет. Занятия проводятся один раз в неделю в течение 1 часа, за год 34 часа.



6.1.Формы занятий:

  • Индивидуальная- которая тесно связана с приобщением учащихся к чтению научно-популярной и специальной литературы, с выполнением наблюдений, проведением экспериментов, составлением индивидуальных проектов.

  • Групповая внеклассная работа успешно осуществляется как при проведении праздников, так и при выполнении проектов, практической деятельности

  • Массовая. В экологическом образовании велика роль массовых экологических праздников, ролевых игр. В игре школьники психологически готовятся к реальным экологическим ситуациям, учатся понимать отношение людей к природе, овладевать приёмами общения с товарищами.

6.2 Методы :

Традиционные: беседы, конкурсы рисунков, плакатов; вечера, утренники, праздники, кампании, экскурсии, внеклассные чтения, выпуск стенгазет, полевые практикумы, фенологические наблюдения, акции, операции, опыты.

Нетрадиционные: КВН, “Поле чудес”, турнир знатоков природы, заочное путешествие по заповедным местам, музей или театр на столе, защита фантастических проектов, фестиваль рисованных фильмов, игра “ЭКОГРАД”, экология и фольклор, рейды в природу, организационный сбор “Огонек”, экологический мониторинг, викторины, решение кроссвордов, ребусов

7. Планируемые результаты обучения

  • Смогут оценить состояния окружающей среды;

  • Соблюдать нормы поведения в природе,

  • Ухаживать за природным окружением;

  • Пропагандировать идеи охраны природы;

  • Будут владеть методикой проведения самостоятельного исследования, наблюдения, определение объектов и явлений в природной среде

  • Смогут оценить роль и место антропогенного фактора в природных сообществах, а также состояние окружающей среды под его воздействием, прогнозирование возможных изменений в окружающей среде при избранном варианте поступка;

  • Соблюдать правила сбора растений и их плодов, грибов;

  • Правильно обращаться с огнем в походах;

  • Уменить выращивать растения, предотвращать разрушение почв.

  • Проводить словесного описания характерных признаков объекта или явления,

  • Устанавливать связи вида с факторами среды, а также взаимосвязи между особыми видами

  • Определять признаки загрязнения;

  • Определять виды собираемых растений;

  • Проводить таких мероприятий, как выкапывание , транспортировка высаживание растений, определение мест возможной эрозии почв, комплекс возможных мероприятий по защите почв и др.

  • Проводятся викторины по различным вопросам воспитания экологической культуры.

8. Формы контроля

В программе использованы различные формы контроля за деятельностью учащихся формирующих УУД

*практические работы по выращиванию растений

*практические работы по ухаживанию за растениями

*практическая работа по уборке природных территорий

*выполнение проектов экологической направленности

*участие в экологических викторинах

*участие в экологических конкурсах

*участие в экологических праздниках

*участие в конкурсах рисунков на экологическую тему

*участие в защите плакатов на экологическую тему

*выращивание рассады цветов

* участие в озеленение, прилегающей к школе территории

*участие в операциях « Кормушка», «Скворечник»

*помощь птицам зимой.

*Операция «Чистые берега»



В качестве контроля используются критерии определяющие освоение

программы

Карта определения уровня освоения программы



И учащихся

Уровни освоения программой




1 уровень

2 уровень

3 уровень





















Карта определения уровня освоения программы заполняется 3 раза в год разным цветом



    1. На начало учебного года.

    2. В середине учебного года

    3. 3.На конец учебного года

Календарно-тематическое планирование



Тема занятия

Кол. часов

Из них

УУД

Формы организации занятий

Формы контроля

аудит

внеаудит

1

Введение.

1

1







Беседа

Входной контроль. Анкета




Загадки природы

14

4

10










1

Живая и неживая природа

1

1




Презентация.

Выполнение проекта

2-4

Изменения природы осенью

3

1

2

Практическая работа « Осенний сбор "семян» Практическая работа»Зеленый уголок»

Сбор семян, посадка растений осенью, участие в создании зеленого уголка в школе

5

Осенний период в жизни растений.

1




1

Практическая работа «Посадка деревьев»

Практическая работа

6

Быть полезным природе

1




1

Участие в конкурсе проектов »Мой вклад в охрану окружающей среды»

Конкурс проектов

7-9

Куда девается и откуда берется мусор

3

1

2

Акция «Чистый город» Участие к конкурсе «Мои предложения по утилизации мусора»

Участие в конкурсе и практической работе по уборке территории

10

Вторая жизнь вещей







1

Проект »Изделия из бросового материала»

Выставка работ

11

Гармония и красота в природе

1




1

Эко-объектив

Выставка фоторабот

12

Загадочный мир животных

1




1

Защита плакатов «В защиту животных»


Выполнение и защита плакатов

14

Загадочный мир цветов

2

1

1

Конкурс знатоков

Участие вконкурсе

2

Среда обитания

13

4

9










1

Три среды обитания

1

1







Заочное путешествие

Участие в викторине

2-3

Многообразие живых организмов

2

1

1

Брейн-ринг, конкурс рисунков

В участие в выставке,

участие


4

Природные зоны

1

1




Конкурс презентаций

Участие в конкурсе

5-6

Природные сообщества

2

1

1

Исследование «Особенности строения растений и животных, связанные со средой обитания» ( на примере комнатных растений и обитателей живого уголка

Качество выполнения исследований

7

Жизнь в море и океане

1




1

конференция

Участие, качество выступления

8

Аквариум

1




1

Практическая работа по устройству аквариума

участие

9

Жизнь леса

1




1

Викторина «Лукошко с грибами»

Участие в викторине

10-12

Птицы наши друзья

3




3

Викторина, Праздник «Путешествие в птицеград» Операция «Кормушка»

Участие в празднике и викторине

Участие в конкурсе кормушек для птиц



13

Охота и браконьерство

1




1

Игра

Участие в игре

3

Человек и природа

6

0

6










1

Наш дом земля

1




1

Праздник

Участие в празднике

1

Цветочная фантазия

1




1

Акция «Цветок в подарок»

Выращенные цветы

2

Заповедные места

1




1

Защита проектов


Выполнение проекта

3

Великое значение воды

1




1

Акция «Чистые берега»

Участие в уборке берега Волги

4

Эко-эрудит

1




1

Конкурс

Участие в конкурсе

5

Экологический знак

1




1

Защита плакатов

Участие в защите плакатов.

Начало формы

Конец формы

2012


Пояснительная записка

Программа экологического образования в соответствии с определением ФГОС − комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Главными компонентам формирования экологической культуры обучающихся является просветительская работа не только с их родителями (законными представителями), но и с местным сообществом, привлечение к совместной социально-экологической работе с детьми. Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. Программа призвана объединить все образовательные и воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.

Цель экологического образования требует уточнения и конкретизации в соответствии с основными этапами обучения. Если на уровне начального образования педагогическая деятельность направлена на формирование у ребенка элементарных научных и образных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды, то в основной школе — это этап становления экологической культуры как культуры разумного потребления, деятельности, основанной на соблюдении экологического императива.

Но имеется проблема, заключающаяся в том, что для успешной реализации ФГОС нового поколения необходимо менять содержание экологической деятельности образовательной программы основного общего образования.

Современное образование и воспитание в школе зависит от того, в каком пространстве обучаются школьники, в каких условиях организована эколого-практическая деятельность.

Основными направлениями организации и развития экологической деятельности:

1)                      Развитие учебной деятельности для достижения предметных и личностных результатов по приобретению знаний, умений и навыков через уроки и занятия по разным направлениям.

2)                      Развитие творческой, внеурочной, воспитательной и внешкольной деятельности для формирования личностных результатов и потребности непрерывного экологического образования и воспитания обучающихся.

3)                      Развитие проектно-исследовательской деятельности для формирования у обучающихся метапредметных результатов, как ресурс готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

 

Ценностными ориентирами содержания образования является экологическое образование и формирование экологической компетентности, экологической культуры. Это означает, чтоу обучающихся формируются не только предметные знания и умения, обеспечивающие им возможность самостоятельно учиться, но и компетенции по организации экологической деятельности как метапредметные, так и личностные результаты.



Цель инновационной образовательной программы

 Создание воспитательно-образовательной среды, формирующей экологическую культуру, как часть общей культуры личности ребёнка, представляющей собой совокупность экологически развитых сфер: интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной.

            Основные задачи программы:

            - сформировать экологической культуры;

 - воспитать у ребенка интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, потребности в общении и заботе о представителях животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;

 - усвоить нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычках ребёнка;

 - сформировать у школьников навыки участия в экологически ориентированной деятельности, развитие способностей к самостоятельному выбору объектов приложения сил; участие в той или иной деятельности вместе с взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;

 - развивать способности к самоконтролю, осознанию необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;

- сформировать качественно новый уровень исследований, проектирования обучающихся, совершенствование и углубление интеграции образовательного процесса с фундаментальными исследованиями через системное взаимодействие с педагогами, обучающимися муниципалитета;

-повысить степень участия обучающихся и педагогов в проектно - исследовательской и проектной деятельности;

- сформировать у подростков социально-экологические компетенции, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в природе.

Все эти задачи призваны решить Программа, при этом происходит формирование экологической культуры и экологической компетенции, знаний, установок, личностных ориентиров, норм поведения и опыта экологического образа жизни, обеспечивающих сохранение человека в окружающей природе как одного из ценностных составляющих всего мира, способствующих достижению планируемых результатов освоения на ступени основного общего образования.

2. Система оценки образовательных результатов

формируется в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, целями и задачами, содержанием инновационной образовательной программы. Система оценки достижения планируемых результатов образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Оценка предметных результатов

При оценке предметных результатов применяются такие диагностики: качество и степень обученности, успеваемость обучающихся по таким предметам: биология, химия, география, физика и природоведение, используется методика независимой оценки знаний (в форме ГИА).

Оценка личностных результатов

Определение уровня мотивации

У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с неуспешностью в обучении.

Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы.

Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что еще больше снижает желание учиться и тормозит процесс усвоения знаний. Таким образом, чувство постоянной неуспешности приводит ребенка к потере интереса к учебе.

Трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины: слабое здоровье, несформированность приемов учебной деятельности, недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), недостаточное развитие мотивационной сферы.

Причины недостаточной успешности учения у каждого ребенка свои. Выявление этих причин – дело трудоемкое. Среди основных способов обнаружения отставаний учащихся можно назвать:

· наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

· вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

· обучающие самостоятельные работы в классе.

При их проведении учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба Первомайского района. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:

·           тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг);

·           диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;

·           диагностика индивидуальных способностей учащихся;

·           тестирование самооценки своих способностей.

Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся. Задача учителя – создать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (у них, как правило, вырабатывается мотивация избегания неудачи); размыть “позицию неуспевающего”; повысить самооценку. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.

Работу по изучению возможностей ребенка и созданию условий для его оптимального развития в школе проводят поэтапно:

· 1-й этап – сбор предварительных данных об ученике (наблюдение за поведением на уроке и во внеурочной деятельности);

· 2-й этап – диагностика;

· 3-й этап – сопоставление полученных данных и определение возможных причин школьной неуспешности;

· 4-й этап – выбор средств для совершенствования учебной деятельности.

Также для определения путей формирования учебной мотивации полезно будет изучить отношение учащихся к учебным предметам. Для этого можно воспользоваться анкетой для определения мотивации.

В нашей школе в каждом классе в течение года проводятся административные работы: входной контроль на определение уровня обучаемости по каждому предмету, рубежный, промежуточный и итоговый контроль.

Тест – наиболее удобная форма проверки качества знаний учащихся. Технология обработки результатов заключается в следующем: отслеживание фактического усвоения учебного материала проводится на уровне поэлементного анализа. Если проверочный элемент выполнен 70% учащихся класса, считается, что элемент усвоен на базовом уровне. Более наглядно выглядит такой способ оценки качества знаний учащихся, выполненный графически.

Мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок (стимул). К числу стимулов познавательного интереса мы отнесем:


  • новизна информационного материала – стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности;

  • демонстрация незавершенности теоретических знаний. Учащиеся при изучении того или иного предмета должны понять, что в школе изучаются лишь первоначальные основы науки. Многие школьные темы позволяют ставить новые проблемы; решение некоторых из них непосредственно связано с изучаемым в школе материалом, решение других потребует дополнительных знаний.

В школе было проведено исследование с целью выявления уровня учебной мотивации. Было опрошено 47 обучающихся.

Вопросы анкеты:



  1. Тебе нравится в школе?

-не очень

-нравится

-не нравится


  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-чаще хочется остаться дома

-бывает по-разному

-иду с радостью


  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

-не знаю

-остался бы дома

-пошел бы в школу


  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

-не нравится

-бывают по-разному

-нравится


  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел бы

-не хотел бы

-не знаю


  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

-не знаю

-не хотел бы

-хотел бы


  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

-часто

-редко


-не рассказываю

  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

-точно не знаю

-хотел бы

-не хотел бы


  1. У тебя в классе много друзей?

-мало

-много


-нет друзей.

Выделяется пять уровней учебной мотивации:

Высокий уровень развития имеют 25 человек (51% от числа всех опрошенных). У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.

Средний уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у 12 учащихся (24%). При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

Ребята, показавшие развитие внешней школьной мотивации (6 человек, что составляет 12%), имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Низкая школьная мотивация была выявлена у 5 человек (10%). Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.

5 уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация – 1 человек от числа опрошенных (2%). Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Таким образом, дети с низким уровнем мотивации по данному тесту находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Им требуется контроль и помощь взрослых, они составляют "группу риска".

Для оценки уровня сформированности экологического самосознания у учащихся, мы используем следующую анкету:

обучающихся в различные направления экологической направленности.

При оценке личностных результатов обучающихся используются порфолио

 ученика школы, которое в большей степени, чем традиционное, нацелено на выявление:


  • объективно существующего уровня владения умениями и навыками;

  • пробелов в подготовке;

  • трудностей усвоения;

  • уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс;

  • положительных моментов учения;

  • интереса к предмету;

  • развития мыслительной деятельности;

  • критического отношения к учебной деятельности.

Кроме этого, портфолио в большей степени способствует формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Отслеживание собственных достижений учащимися развивает такие компетентности, как персональная ответственность и самоконтроль.

Оценка метапредметных результатов

Оценка коммуникативных результатов

При оценке навыков сотрудничества обучающихся при разработке проектных работ используются различные опросники и анкеты, которые позволяют выявить коммуникативные метапредметные результаты.

Анкета «Навыки сотрудничества при разработке проектов».

1. Чему лично вы научились в процессе разработки проекта?

2. Чему научился весь коллектив в процессе разработки проекта?

3. Какие умения вы приобрели или развили, работая по реализации проекта?

4. Какова эффективность работы конкретной команды?

5. Что вами сделано хорошо?

6. В чем вы видите недоработки команды?

7. Что бы вы сделали по-другому, если бы разрабатывали другой проект, по другой проблеме?

Анкетирование показало, что 54% обучающихся научились видеть недостатки работы группы, 32% определили, что умеют слушать друг друга, 14% - научились оказывать помощь другим участникам проектной группы.

При оценке метапредметных результатов применяется методика изучения сформированности творческой активности у обучающихся через опросники по темам «Критичность» и «Чувство новизны»

 Измерение осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество.

            Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.

  Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41 – 44; по критерию «критичность» - на вопросы 45 – 48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» - на вопросы 49 – 52; по критерию «направленность на творчество» - на вопросы 53 – 56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка – 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой. Можно выделить три уровня творческой активности школьника и отдельных ее аспектов: низкий – от 0 до 1; средний – от 1 до 1,5; высокий – от 1,5 до 2.


  1. Опросник. «Чувство новизны»

Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполните символ ответа в карточках):

 


1. Если бы я строил дом для себя, то:

 

А) построил бы его по типовому проекту

0

Б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или кино

1

В) построил бы такой, которого нет ни у кого

2

2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:

 

а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми

0

б) сочиняю сам сюрприз для гостей

2

в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино

1

3. Среди предложенных задач по контрольной я выбираю:

 

а) оригинальную

2

б) трудную

1

в) простую

0

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

 

а) красивое

1

б) точное

0

в) необычное

2

5. Когда я пишу сочинение, то:

 

а) подбираю слова как можно проще

0

б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо отражают мои мысли

1

в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова

2

6. Мне хочется, чтобы на уроках..

 

а) все работали

1

б) было весело

0

в) было много нового

2

7. Для меня в общении самое главное:

 

а) хорошее отношение товарищей

0

б) возможность узнать новое

2

в) взаимопомощь

1

8. Если бы я был поваром, то:

 

а) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны

0

б) создавал бы новые блюда

2

в) старался бы мастерски готовить все известные блюд

 

9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я бы выбрал:

1

а) «Седьмое чувство»

0

б) «поле Чудес»

1

в) «Очевидное - невероятное»

2

10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

 

а) наиболее удобный маршрут

0

б) неизведанный маршрут

2

в) маршрут, который мои друзья

1

  1. Опросник «Критичность»

Согласны ли вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:

А) полностью согласен – 1;

Б) не согласен – 2;

В) не готов дать оценку – 1.

11.  Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).

12.  Лицо – зеркало души (М. Горький).

13.  Единственная настоящая ценность – это труд человека (А. Франс).

14.  Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).

15.  Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).

16.  Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).

17.  Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).

18.  Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).

19.  Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев).

20.  Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.Л. Оруэлл).

При изучении уровня сформированности творческой активности среди обучающихся 5-9 классов в анкетировании участвовало 100%, анализ показал, что 8% имеют низкий уровень творческой активности, 67% - средний, 25% - высокий.

3.      Содержание инновационной образовательной программы

Инновационная образовательная программа имеет модульное построение. Каждый модуль характеризует деятельность определенного направления программы, характеризует всю деятельность по формированию экологической культуры и экологической компетенции через внедрение инновационных педагогических технологий. Программа реализуется на базе внедряемых учебно-методических комплексов.

Модуль 1. Создание среды для обучающихся через осмысление цели обучения и овладение учебной деятельностью в единстве с мотивационно-смысловым компонентом, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, направленного на самостоятельное осуществление действий.

Задача – формирование новой внутренней экологической позиции обучающегося, направленной на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий.

5-7 класс – формирование учебных ситуаций, направленных на индивидуальную работу, на самопроверку и инициативу в организации учебной деятельности; инструментарий индивидуальные маршруты и карты;

Технологии: ИКТ, РКМЧП, дебаты.

8-9 класс – формирование учебных экологических ситуаций, направленных на инициацию групповой и коллективной деятельности, направленных на взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе своего одноклассника; методологический инструментарий мониторинга экологического воспитания - рефлексивные тесты, диагностики, синквейны, анкеты;

Технологии: ИКТ, дебаты, исследовательская деятельность.

Модуль 2. Реализация совместных образовательных инициатив.

Задача модуля - Развитие способов, действий и возможностей переноса инициативы в различные экологические ситуации, качественного преобразования учебных действий, моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися задач к реализации образовательных инициатив.

Для обучающихся 5-9 класса - организации образовательных проб через групповую и коллективную работу во внеурочной деятельности, проведение игры - дебаты, конкурсов, конференций.

Технологии: ИКТ, проектная и исследовательская деятельность, РКМЧП,инструментарий - анкеты, отзывы.

Модуль 3. Формирование коммуникативности и организация кооперации и сотрудничества.

Задача модуля - развитию способности проектирования учебной деятельности через построение жизненных планов во временной перспективе, расширение пространства личных образовательных инициатив; ситуация выбора заданий и проектного способа их решения;

5-9 класс – с овладением коммуникативными средствами происходит и развитие учебного и внеурочного сотрудничества обучающихся с педагогами и сверстниками, при этом происходит выход с результативными социальными проектами на социум.

Технологии: Проектная и исследовательская деятельность, дебаты.

Инструментарий - карты, анкеты, листы наблюдений, оценка портфолио работ, отзывы и тд.

В основу Программы положены следующие принципы:

-актуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные с окружающей природой, знакомство обучающихся с наиболее важной экологической информацией;

-доступности. В соответствии с этим принципом школьникам 5-9 классов предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения экологической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями «из природы», что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования экологических катастроф.

-положительного ориентирования и идентификации. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения экологии, стилям жизни, их благотворному влиянию на человека. Идентификация—устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;

-совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.

-системной деятельности. Определяет преодоление изоляции подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечение их полноценной и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.



-преемственности - программа для 5 класса базируется на знаниях и умениях, которые учащиеся приобрели в начальной школе в соответствии с ФГОСом начального образования по природоведению. Соответственно, каждая из программ для 6—9 классов является логическим продолжением программы предыдущей, развивая основные понятия и создавая мотивационную основу для дальнейшего изучения курса экологии.

-сознательности и активности. Направлен на повышение активности обучающихся в экологических вопросах, что возможно только при осознании ответственности за свою деятельность. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни человека в окружающей среде, позволяет быть активным при организации социальных проб.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

—воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности;

—формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

—ориентацию на достижение цели и основного результата образования— развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и экологическому непрерывному образованию;

—признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

—учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

—разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для реализации Программы необходимо научно-методическое и организационно- управленческое сопровождение, обеспечивающие и предполагающие следующие действия:

·                изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента (педагогические советы, производственные совещания, методические объединения и т.д.);

·                введение основ экологического образования в программы школьных предметов, от биологии до изобразительного искусства (введения эколого-краеведческих компонентов);

·                совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;

·                разработка комплекса учебных программ, определяющих экологическое образование учащихся (учебные предметы и междисциплинарные курсы);

·                организовать курс лекций для учащихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;

·                осуществить отбор и подготовку одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях экологической направленности;

·                разработать программы внеурочной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).

Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.

Структура и направления экологизации образовательного и воспитательного процесса


Урочная деятельность

Внеурочная и воспитательная деятельность

Дополнительное образование

Экологическое образование в процессе изучения каждого предмета

Экологизация учебно-воспитательного процесса

- Естественнонаучный- обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика и обществознание.

- Натуралистический- изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.

- Этический- пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).

- Этнический - стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой (в России - древних славян).

- Гуманистический- решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.

Планирование работы по экологизации образовательного и воспитательного процесса осуществляется ежегодно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере необходимости.

Экологическое образование формирует следующие ключевые компетентности:

 - компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);

- компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);

- компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);

- компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.

Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в Школе целостной системы такого образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-IV) классы, основной общей (V-IX классы) и средней (полной) (Х-XI классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

Основой методической реализации программы предполагается сочетание практической деятельности школьников с усвоением ими научных знаний в доступной фор

Метапредметные результаты оцениваются - анкетированием, тестированием, рейтинговая оценка исследовательских и проектных работ, применяется оценка исследовательских, проектных работ, портфолио, оценочные листы деятельности обучающихся.



Введение

1







1

Что такое экология?

1




2.




Мой дом за окном

6

4




2

Мой дом

1







3

Дом, где мы живём

1







4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»




1




5

Откуда берётся и куда девается мусор?

1







6

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы»




1




7

Деревья твоего двора

1







8

Экскурсия по территории школы




1




9

Птицы нашего двора

1







10

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»




1




11

Дорога из дома в школу

1




3.




Я и моё окружение

7

4




12

Моя квартира

1







13

Моя сем







Тематический план

п//п

название темы

Всего часов

Из них

аудит неаудит

Формы контроля























































































































































































  • ия УУД по ФГОС НОО

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Программа Внеурочной деятельности «Юные спасатели природы»
679.23kb.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Юные музееведы» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]
143.83kb.
Программа «юные туристы-спасатели»
1221.64kb.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умка» Рабочая программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки»
3030kb.
Рабочая программа внеурочной деятельности «развитие познавательных интересов»
244.34kb.
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
408.7kb.
Программа организации внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования для 1-3 классов
351.2kb.
Программа организации внеурочной деятельности обучающихся моу шиморская сош
556.08kb.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
156.85kb.
Программа внеурочной деятельности Оригами
436.22kb.
Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по основам безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности»
500.17kb.
Программа внеурочной деятельности Филиппова Елена Владимировна учитель начальных классов мкоу
588.63kb.