Главная стр 1стр 2 ... стр 6стр 7
скачать
Программа воспитания и обучения в детском саду .Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой

Содержание


Объяснительная записка 2

Структура программы 8

Группа детей раннего возраста (от года до двух лет) 10

Первая младшая группа (от двух до трех лет) 24

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет) 41

Средняя группа (от четырех до пяти лет) 66

Старшая группа (от пяти до шести лет) 95

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет) 129




Объяснительная записка

Наряду с этим авторы-составители постарались бережно сохранить в новом издании лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообраз­ных видов детской творческой деятельности.

Доработанный документ сохранил свое первоначальное название. Такой подход предпо­лагает, что в условиях современных преобразований воспитание и обучение направлены на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникатив­ных, творческих, регуляторных). При этом составители программы основывались на важней­шем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном положении Л. С. Выгот­ского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Они также имели в виду, что воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособлен­ных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках дан­ного варианта программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.

С учетом обозначенных подходов новое издание представляет собой современную ва­риативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недо­статки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рас­сматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд).

Издание существенно дополнено и переработано; традиционное содержание програм­мы обогащено необходимой развивающей средой.

Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способнос­тей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Настоящее издание сохраняет преемственность с первоначальным вариантом программы в обеспечении традиционных сторон дошкольного воспитания: физического, умственного, нравственного, эстетического, трудового. Наряду с этим новый вариант программы представ­ляет более широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребенка.

Ведущие цели обновленной программы — создание благоприятных условий для полно­ценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культу­ры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современ­ном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

В программе раскрыты закономерности и особенности развития малышей от рожде­ния до 2 лет. В силу возрастной специфики программы для первой и второй групп ранне­го возраста структурно иные, чем программы для дошкольных групп.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

1) забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем разви­тии каждого ребенка;

2) создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем вос­питанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, ини­циативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

3) максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интегра­ция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

4) творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;

5) вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

6) уважительное отношение к результатам детского творчества;

7) единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

8) соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключаю­щей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошколь­ного возраста.

Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при це­ленаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его куль­туры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стре­миться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Физическое воспитание

В программе выделены оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания. Предусматривается охрана жизни и укрепление здоровья ребен­ка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций; совершенствование всех функций организма, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культу­ры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности, в повседнев­ной жизни детей.

В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблю­дается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребенком на основе личностно-ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пре­бывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика. При наличии соответствующих усло­вий организуется обучение детей плаванию. Во всех возрастных группах большое внима­ние уделяется выработке у детей правильной осанки.

Программа предусматривает расширение индивидуального двигательного опыта ре­бенка, последовательное обучение движениям и двигательным действиям. Детей обуча­ют четко, ритмично, в определенном темпе выполнять различные физические упражне­ния по показу и на основе словесного описания, а также под музыку.

Важными задачами программы являются воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др.), развитие координации движений, равновесия, уме­ния ориентироваться в пространстве, формирование способности к самоконтролю за каче­ством выполняемых движений.

В физическом воспитании большое место отводится физическим упражнениям, кото­рые проводятся в игровой форме, и подвижным играм. В программу старшей и подгото­вительной к школе групп включено обучение детей отдельным спортивным упражнени­ям и элементам спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона, настольного тенниса; игр в городки, кегли и др.).

Программа ориентирует на создание в детском саду обстановки, способствующей фор­мированию навыков личной гигиены. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

В зависимости от климатических условий, материально-технической оснащенности детского сада, национальных традиций региона педагоги могут вносить определенные из­менения в предлагаемые физические упражнения.

Умственное воспитание

Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельно­сти внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов ум­ственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, уста­навливать простейшие причинно-следственные связи и др.).

Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориен­тировка в окружающем мире.

Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.

Введение в предметный мир предполагает:

1) ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, группировка, классификация и т. п.);

2) восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятель­ности.

В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой являют­ся жизнь и труд взрослых.

Ознакомление с миром природы включает экологическое воспитание. Через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления.

Умственное воспитание организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности, обогащено современным развивающим содержанием и обеспечивает:

1) формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

2) развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира (мир людей, животных, растений); местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);

3) ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);

4) формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.);

5) формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о деятельности людей, явлениях общественной жизни;

6) формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях;

7) формирование элементарных экологических представлений.

Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи.

Определено содержание работы по овладению детьми звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.

На занятиях по развитию речи и вне их, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.

Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диалогической речи, формирование культуры речевого общения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь каждого ребенка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми.

В программу включена новая рубрика «Развивающая речевая среда». Ее цель — содействие в совершенствовании речевых коммуникаций ребенка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми более младшего и старшего возраста.

Большое значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений. Цель программы — формирование основ интеллектуальной культуры личности, приемов умственной деятельности, творческого и вариативнoгo мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Важно использовать материал программы для развития умения четко и последовательно излагать свои мысли, общаться друг с другом, включаться в разнообразную игровую и предметно-практическую деятельность, для решения различных повседневных жизненных проблем.

Необходимым условием успешной реализации программы по элементарной матема­тике является организация особой предметно-развивающей среды.

Программа состоит из пяти разделов: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».

Содержание программного материала этих разделов расширяется и углубляется от од­ной возрастной группы к другой. Это обеспечивает доступность в формировании у детей необходимых знаний, умений и навыков.

В рамках гуманистической концепции дошкольного воспитания предусмотрено мак­симальное содействие становлению ребенка как личности, развитию активности детей в процессе организации их учебной деятельности.



Нравственное воспитание

Нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания предусмотрена во всех ее разделах.

Содержание программы направлено на воспитание у ребенка с первых лет жизни гу­манного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, го­роду, поселку, Родине.

В программе ставится задача воспитания с раннего возраста уважения к взрослым, формирования навыков культурного поведения, ответственного отношения к выполне­нию поручений и обязанностей, умения дружно играть и трудиться.

Необходимо развивать социальные чувства детей, коллективные взаимоотношения; создавать благоприятные условия для формирования индивидуальных способностей каждого ребенка.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирова­ния культуры межличностных отношений. В программе ставятся задачи развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, желания трудиться; вос­питание навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное их участие в по­сильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной направленностью труда, его социальной значимостью; формирования уважительного отношения к людям труда.

В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда.

Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности и самостоя­тельности.

Художественная литература

Особое место в программе занимает ознакомление детей с художественной литерату­рой как искусством.

Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, закладыва­ет позитивное отношение к миру. В структуре программы художественная литература как средство всестороннего развития ребенка занимает место между умственным и художест­венно-эстетическим воспитанием.

Списки художественной литературы в программе значительно обновлены: в них включены новые классические произведения из золотого литературного фонда.

Программа предоставляет воспитателю право вносить определенные изменения в список рекомендуемой литературы с учетом регионального компонента содержания до­школьного образования.

В процессе чтения следует знакомить детей с писателями и поэтами, учить обмениваться мнениями по поводу прочитанного, привлекать внимание старших дошкольников к особен­ностям художественной прозы и поэтической речи, к образности и выразительности языка писателей и поэтов.



Художественно-эстетическое воспитание

Художественно-эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления " природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные ви­цы художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к ис­кусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

В разных возрастных группах программа предусматривает:

1) развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декора­тивно-прикладное искусство, музыка, архитектура и др.);

2) формирование художественно-образных представлений, эмоционально-чувственного от­ношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмо­циональной отзывчивости на прекрасное;

3) развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно-ре­чевой и музыкально-художественной деятельностях;

5) обучение основам создания художественных образов, формирование практических на­выков и умений;

6) развитие сенсорных способностей: восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, уме­ния элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных об­разах;

7) приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

В программе представлен раздел «Культурно-досуговая деятельность», включающий са­мостоятельную художественную и познавательную деятельность ребенка, праздники и раз­влечения как основу творчества детей.

В программе представлено описание эстетической предметно-развивающей среды, выделены направления работы по ее созданию.

Значительная роль в эстетическом воспитании отводится конструированию (с игро­вым строительным материалом в младших и средних возрастах, с бумагой и природными материалами — в старших дошкольных группах), основными задачами обучения которо­му являются развитие у детей элементов конструктивной деятельности и творчества.



Игровая деятельность

Игра является особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способ­ностей.

В программе определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с уче­том возраста детей: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр с правилами, игр-драматизаций, а также игровых действий с игрушками и предметами-заместителями.

К семи годам дети должны научиться самостоятельно организовывать ракообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполнять установленные пра­вила.




скачать

следующая >>
Смотрите также:
Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М. А. Васильевой Программа воспитания и обучения в детском саду"
37.69kb.
Программа воспитания и обучения в детском саду
2883.97kb.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, 2010 года
150.55kb.
Пояснительная записка мадоу №228 в 2009 2010 учебном году планирует работать по общеобразовательной программе «Программа воспитания и обучения в детском саду»
92.3kb.
Учебный план составлен на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду»
81.73kb.
Программа доу на основе программы воспитания и развития детей в детском саду «Радуга» Т. Н. Дороновой, Т. И. Гризик, А. А. Грибовской и др
17.51kb.
Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой Мозаика Синтез, 2007
189.39kb.
Программа воспитания и обучения в детском саду
117.26kb.
Программа воспитания и обучения в детском саду
109.66kb.
Программа воспитания и обучения в детском саду
115.3kb.
Программа воспитания и обучения в детском саду
71.25kb.
Рабочая программа по образовательной области «Музыка» для 2 младшей группы составлена на основе федеральных государственных требований и «Программы воспитания и обучения в детском саду»
138.48kb.