Главная | стр 1стр 2стр 3стр 4
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 2» 2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования «ОТЕЧЕСТВО» п. Октябрьский, 2012г. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка………………………………………………………………………3 Концепция программы………………………………………………………………………5 Принципы программы……………………………………………………………………….7 Направления программы…………………………………………………………………….11 Содержание программы:
свободам и обязанностям человека…………………………………………………….12 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания…………………………….14 3. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду, жизни, подготовка к выбору профессии ………………………………………15 4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни ……………………………………………………………………………………….16
об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)……………………..17 6. Приложения 1) Словарь нравственных понятий и терминов………………………………………….18 2) Законы дружбы………………………………………………………………………….22 3) Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности (Родина, добро, дружба, правда, совесть, труд, честь, долг, семья)………………..23 4) Диагностический инструментарий…………………………………………………….25 5) Реализация плана внеурочной деятельности.………………………………………...57
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся МБОУ «ОСОШ №2» на ступени основного общего образования (далее Программа) является продолжением программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Нормативно-правовой и методологической основой Программы являются следующие документы: Конституция РФ, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный образовательный государственный стандарт (Приказ Министерства образования и науки РФ №373, от 06.10.2009г., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программа воспитания и социализации обучающихся, Программа развития школы «XXI век за порогом и в школе». Актуальность программы продиктована состоянием современного периода в российской истории и образовании. Произошедшие в 90-е годы крупные социально-политические изменения оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, отношение людей к обществу, государству, закону, труду, на отношение человека к человеку. Период перестройки характеризуется демонтажем советской идеологии и копированием западных форм жизни. Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность. В 2007 и 2008 гг. в посланиях президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в повышении доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Наиболее системно и последовательно ценности личности формируются в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В тоже время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующем. Следует учитывать особенности современных условий осуществления ведущей деятельности ребёнка. Усиление конфликта между характером усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формированию потребительского отношения к жизни. Школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. Процесс нравственного воспитания динамически подвижен и динамика этого процесса связана со следующими особенностями: - возрастно-психологическими различиями учащихся; - индивидуальными особенностями нравственного опыта и состояния группы, класса и отдельных школьников; - определенными нравственными ситуациями жизни детей и фоном местности. Программа разработана с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся, выделены основные понятия, нравственные ценности, к осознанию которых приходят дети на определенной стадии своего развития. В 5- 6 классах кроме расширения представлений о таких понятиях как «семья», «школа», «труд», «знания», начинается осмысление более значимых в масштабном смысле понятий: «регион», «природа», «культура». В этом возрасте большее внимание нужно уделять классному самоуправлению. Признание и поощрение заслуг каждого ребенка при участии в различных формах воспитательной деятельности. В 7- 8 классах продолжаем делать упор на такие понятия: «страна», «мир», «честь», «достоинство», «толерантность», «здоровье», «экология». Учащиеся могут выбирать самостоятельно поле деятельности, через которое развивают умения работать в группе, коллективе, приучаясь к сотрудничеству, учатся делать выводы и отстаивают свою точку зрения. При переходе в 9 класс происходит наиболее глубокое осмысление ценностей учащимися. Усложняются формы их деятельности, развивается самостоятельность в самопознании и познании окружающего мира. Через различные формы работы они еще глубже знакомятся с историей своего региона, его культурой, понимая основные взаимосвязи между человеком и производством, человеком и природой, человеком и обществом. Одним из результатов освоения учеником основного полного образования является разработка, осуществление и защита проектов, демонстрирующая понимание вышеперечисленных понятий.
Результатом реализации программы для образовательного учреждения будет являться воспитание выпускника, как компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России; принятие каждым выпускником 9 класса базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.Реализация программы будет обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся, и предусматривает согласование усилий социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, включая общественную детскую организацию Устьянский Союз Учащихся. Программа предусматривает интеграцию учебных предметов, особенно таких как: история, обществознание, география, биология, литература, технология и др. для формирования у учащихся целостной картины мира, развития гуманистического мировоззрения. Программа воспитания и социализации продолжает формировать нравственный уклад школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 2» расположена в центре рабочего поселка Октябрьский, являющегося районным центром. Для организации работы по реализации программы воспитания и социализации обучающихся у школы есть возможность использовать ресурсы следующих учреждений и организаций поселка и района: МУК «Устьянский краеведческий музей», районная библиотека, детская библиотека пос. Октябрьский, МОУ «Устьянский детско-юношеский центр дополнительного образования детей», МУК «Устьянская центральная районная больница», Центральный дом культуры, Устьянский центр традиционной культуры (с. Шангалы), Устьянская детская школа искусств и др. В формировании ценностного отношения к природе, красоте родного края, бережному отношению к ресурсам, особое внимание следует уделять использованию возможностей природных факторов: смешанный лес, сосновые боры, реки Устья, Соденьга, богатый растительный и животный мир. В школьном возрасте нравственное воспитание осуществляется через непосредственное педагогическое влияние, когда педагог оказывает прямое воздействие на нравственно-личностное состояние воспитанника, но особая роль в формировании духовно- нравственного потенциала детей, их социализации отводится родителям учащихся, т.к. именно в семье закладывается основа нравственной культуры, духовных ценностей. Задача школы состоит в развитии педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье, использовании инициативы и возможностей родителей. Концепция программы «Отечество» Основной упор настоящей программы делается на воспитание гражданина своей страны, поэтому она и называется «Отечество». Весь смысл деятельности по данной программе состоит в том, чтобы педагоги совместно с родителями, вовлекая в воспитательный процесс как можно более широкий круг учреждений, организаций, обществ и отдельных достойных людей поселка Октябрьский, вместо попытки формировать и контролировать поведение ребенка, начали бы взращивать отношения адекватное детей: друг к другу, к предкам, к региону, у стране, к ее культуре и традициям, к ее настоящему и будущему. Нужно помочь школьнику в осознании, прочувствовании им своей принадлежности к семье, к человеческому роду, к своей родине; через это найти свое место в жизни, а может, и опору для преодоления трудностей. Знание своих корней, умение сознательно и ответственно относиться к себе и окружающему миру – важнейшие составляющие любой личности. Необходимо подвести учащихся к осмыслению понятий «род», «регион», «Россия», «мир» не только в плане изучения их на уроках истории или географии, но в плане осознания ценности каждого отдельного компонента для единого целого на конкретных примерах, которые дети найдут сами, учась анализировать и определять личное отношение к ним. ► «Мой род как он есть» для осознания ценности семьи – как первоосновы и звена в длинной цепи, которая должна иметь продолжение. ► «Мой регион как он есть» для осознания ценности малой родины и чувства собственных «корней», дающих опору для жизни. ► «Моя страна как она есть» для осознания своей принадлежности, идентификации, чтобы подрастающее поколение не было прокурором своего Отечества, а росло достойным представителем его, извлекающим уроки из прошлого. ► «Весь мир как он есть» для осознания разнообразия мироустройства. Все эти направления в целом, призваны способствовать осознанию Земли как общего дома человечества, за который все несут ответственность. Отсюда идут другие ценности, которые тоже имеют огромное значение для становления личности человека, определения ею своего места в мире. ► «Жизнь» как наивысшая ценность, которая должна быть достойной. ► «Труд» как способ преобразования мира, получения средств для достойной жизни, способ реализовать свой личностный потенциал. ► «Культура» как безусловная ценность, делающая мир возможным для благоприятного сосуществования людей. ► «Знания» как основа для достижения человеком новых горизонтов, не нарушая гармонии в мире. Абсолютное разграничение всех этих понятий для подачи их детям по отдельности, порой неосуществимо, но есть возможность разнообразного выделения из общего ряда той или иной категории или ценности. Акцент в организации мероприятий в рамках программы необходимо ставить на сотрудничество. Никакое дело никто не должен делать один. Учиться слышать другого, ценить чужое мнение, использовать потенциал каждого, дать возможность раскрыться каждому, знать, кого надо привлечь в помощь, уметь договариваться. Так как эти аспекты содержатся в проектной деятельности, поэтому ее надо признать приоритетной в выполнении программы «Отечество». Данное положение касается всех участников реализации программы: детей, их родителей (или законных представителей) и педагогического коллектива. Необходимо полнее использовать потенциал родителей, специалистов школы и поселка. Чем больше людей будет вовлечено в воспитательный процесс, тем нагляднее дети получат представление о своей родине, о человеческих взаимоотношениях, о жизни как таковой. А так же о том, что нам есть чем гордиться, есть что беречь, и есть смысл созидать новое. Цель: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России Задачи: ♦ содействовать воспитанию у детей гражданственности, патриотизма, интеллигентности, уважения к правам и свободам человека; ♦ способствовать формированию гуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом, будущими поколениями за результаты своей деятельности в социальной и культурной среде; ♦ совместно изучать историю и культуру региона, инициировать сознательное и активное участие в его преобразовании; ♦ создавать условия для более эффективного освоения школьниками Российской и мировой культуры; ♦ оказывать помощь учащимся в развитии познавательных интересов, навыков самопознания и самообразования, способствующих их дальнейшему развитию и самореализации личности. Концепция данной воспитательной программы по характеристикам участия педагогов близка воспитательной концепции О.Газмана, С.Полякова, С. Михайлова и др. – «концепция личностно ориентированной системы деятельности классного руководителя», т.е. характеризуется переходом от декларативного постулата «ребенок – субъект воспитания» к методически обеспеченной системе саморазвития личности, как помощи ребенку в самостоятельном решении своих жизненных проблем, в преодолении трудности учения, в проведении досуга и т.п. то есть помощи в самоопределении, самоорганизации, самореализации.
- гуманизация: поворот в процессе изучения содержания каждого учебного предмета к личности, направленности всех знаний на личный рост и самораскрытие человека; - личностный подход: уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, опора на его естественный процесс саморазвития формирующейся личности; - природосообразность: воспитание с учетом природы ребенка, его индивидуальных биологических, физиологических и психических особенностей. Использование возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения; - педагогическая целесообразность: это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; предоставление самостоятельности и возможности самовыражения личности ребенка; - культуросообразность: формирование личности ребенка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействие с семьей; - принцип событийности: введение в жизнь ребенка эмоционально значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел; - дифференцированность: создание условий освоения знаний и компетенций оптимальным для каждого ребенка способом, темпом и объемом, отбором содержания, форм и методов воспитания. Выявление и развитие генетических задатков каждого, и максимальное использование возможностей окружающей среды и социальной наследственности; - социально-педагогическое партнерство: воспитательная деятельность осуществляется на основе выстраивания педагогически целесообразных партнерских отношений с различными субъектами социума (семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ и др.). При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности; - индивидуально-личностное развитие: педагогическая поддержка личности, развитие её способностей, талантов, передача знаний, навыков, компетенций должна осуществляться на нравственном, ценностном отношении к труду, семье, другим людям, Отечеству, миру; - интегрированность программ духовно-нравственного воспитании (системно-деятельностный принцип организации воспитания). Содержание воспитания включено в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьный жизни; - социально-востребованности воспитания: воспитание должно быть эффективным, востребованным в жизни ребенка, его семьи, других людей, общества. Социальное становление личности ребенка происходит посредством его добровольного, посильного включения в решение задач семьи, класса, школы, общества; - диалогического общения: диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым; - ориентация на идеал: идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности; следование нравственному примеру: следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим». Особое значение имеет пример нравственный пример педагога, родителя. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного и гражданского личностного поведения. Педагоги и родители являются главными примерами нравственного и гражданского личностного поведения; - совместное решение личностно и общественно значимых проблем: личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем; - системно-деятельностный принцип организации воспитания: интеграция содержания различных видов деятельности в рамках программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей через содержание: • общеобразовательных дисциплин; • произведений искусства; • периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; • духовной культуры и фольклора региона и народов России; • истории, традиций и современной жизни своей семьи, своего края, своей Родины; • жизненного опыта своих родителей и прародителей; • общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; • других источников информации и научного знания. Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.
Школа должна стать таким ведущим сообществом, внутри воспитательного пространства поселка, в котором личности каждого ребенка на гуманистических основах представляется возможность социализации, самоопределения и наиболее полной реализации. В результате воспитательной деятельности личность выпускника должна максимально приблизиться к ожидаемой модели личности выпускника 9 класса, который имеет следующие потребности: ♦ в творческой деятельности, ♦ быть здоровым, ♦ в защите и безопасности, ♦ в смысле жизни, ♦ в самореализации, ♦ в уважении, признании, в необходимом социальном статусе, ♦ в свободе (самостоятельность и независимость); ► имеет сформированный набор нравственных, интеллектуальных, физических и психических качеств личности; ► имеет умения, компетентности в различных видах деятельности, как физической, интеллектуальной, познавательной, организаторской (управленческой), коммуникативной, предметно-художественной (эстетической), эмоционально-чувственной, так и правовой защиты и гражданского самоопределения; ► умеет правильно поставить перед собой цели и задачи для саморазвития, самосовершенствования и самовоспитания; ► способна сделать выбор жизненных позиций и профессиональной ориентации; ► понимает значимость физического и нравственного здоровья и владеет навыками его поддержания; ► осознанно принимает традиции, ценности культурно- исторической, социальной и духовной жизни Российского общества. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), - первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с педагогами (в основном и дополнительном образовании), родителями (законными представителями) и другими взрослыми, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
- получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, - формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Направления программы Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Ценности: Любовь к России, своему народу, своему краю; предки; род; служение Отечеству; моя школа, мой учитель, одноклассники, друзья; правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; Воспитание нравственных чувств и этического сознания Ценности: нравственный выбор; добро и зло; милосердие; честь; достоинство; честность; уважение достоинства человека; ответственность и чувство долга; забота и помощь; щедрость; дружба; толерантность; представление о вере. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду, жизни, подготовка к выбору профессии; Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие, выбор профессии. ·Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; ресурсосбережение, экологическое сознание, экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни, здоровье; ·Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. Содержание программы 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания
3. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду, жизни, подготовка к выбору профессии
4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Приложение 1 Словарь нравственных понятий и терминов Вежливость – качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Включает в себя: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Верность - стойкость в отношениях с людьми, в исполнении своих обязанностей, вера в человека. Вера в человека – глубокая уверенность в этом человеке, то есть если этот человек пообещает что-либо, то обязательно исполнит. Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости и доблести. Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения; противоположное вежливости. Грубость, как внешнее проявление неуважительного отношения к людям, выражается в откровенной недоброжелательности к чужим интересам и запросам, в навязывании другим своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в оскорблении достоинства окружающих, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях. Заботливый – проявляющий заботу, внимательный, старательный. Здоровый – обладающий здоровьем, не больной. Добро – одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью – злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. В понятии добро люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее. С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия других людей. Друг – человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно. Корысть – выгода, материальная польза. Культурный человек – это человек с хорошими манерами, умеющий вести себя в обществе и соблюдающий правила этикета. Ложь – специально искаженное событие, рассказ, неправда. Любовь – чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Проявления любви могут быть различными: половая любовь, разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми, положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности (любовь к природе, к истине, к жизни и т.д.) Манеры – способ действия человека, способность себя держать, внешняя форма поведения и обращения с другими людьми. Обязанность – требование общества к группе или каждому конкретному человеку в соответствии с той ролью, которую он играет в жизни. Обида – отрицательная морально-психологическая эмоция на несправедливое отношение, оскорбляющее слово или действие. Обман – ложное представление или заблуждении человека в чем-то. Общение – это обмен мыслями, чувствами, навыками между людьми. Обязанность – требования к поведению и отношениям, которые человек должен выполнять. Ответственность – обусловленная нравственной свободой способность и готовность человека выполнять, принимать решение, совершать действия, отвечать за них перед собой и другими. Патриот – человек, преданный интересам какого-нибудь дела. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу. Поведение – все поступки и действия человека, которые он совершает и которые отражают его отношение к людям и к себе. Подвиг – поступок, требующий напряжения духовных и физических сил, воли, разума. Правдивость – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать действительное положение дел. Право – охраняемые государством свобода личности, условия учебы, работы, жизни, которые государство дает человеку, защищает его. Режим – распорядок дел, действий. Родина – место рождения человека, родная страна, с которой связана его жизнь, жизнь его семьи и жизнь всего народа, к которому он принадлежит. Скромность – моральное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав, добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно существующим в данном обществе материальным условиям жизни народа, относится ко всем людям с уважением, проявляет терпимость к мелким недостаткам людей, если эти недостатки затрагивают лишь его собственные интересы, и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам. Совесть – умение личности производить самоконтроль поведения, потребность поступать в соответствии с требованиями общества. Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждения, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов с точки зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания. Трудолюбие – моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее результатов. Его проявления – трудовая активность, добросовестность, старание, усердие. Уважение – признание достоинства личности, почтительное отношение к человеку, способность считаться с его интересами. Устав – это документ, в котором записаны права и обязанности человека. Человечность – моральное качество, включающее в себя уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, скромность, честность, искренность. Честность – моральное качество, включающее правдивость, принципиальность, верность слову, обязательству, искренность. Чувство – это способность человека ощущать свое состояние и состояние другого человека, испытывать сострадание или ненависть, умение сопереживать горе или радость, осознавать и понимать окружающий мир на основе ощущений и впечатлений. Чуткость – моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей; внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям, чувствам; понимание мотивов, которыми руководствовались люди в своем поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми. Связано с уважением, великодушием, скромностью, сочувствием, благородством, доверием. Чуткость – составная часть культуры поведения. Она исключает грубость, высокомерие, нетерпимость, подозрительность, недоверие к людям. Этика – наука о нравственности и морали, ее нормах, категориях, закономерностях и развитии. Этикет – совокупность норм и правил поведения человека в обществе. Добро и зло. С детства человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. «Добро» и «зло» как центральные понятия представляют наиболее общую форму выражения моральной оценки, разграничивающую нравственное и безнравственное. Через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, его деятельности. Добро является наиболее общим понятием морали, которое объединяет всю совокупность положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал; добро может рассматриваться как нравственная цель поведения и в таком случае оно выступает как мотив поступка; добро может выступать как добродетель, как моральное качество личности. Добро противостоит злу. К сожалению, подчас в этой борьбе сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Действовать в морали – значит выбирать между добром и злом. Этикет – правила учтивости и обхождения принятые в обществе, воплощающие внешнюю культуру поведения. В.Г.Белинский: «Будьте вы человеком какого угодно вам происхождения, держитесь каких вам угодно убеждений – светскость вас не испортит, а только улучшит». Т.о., этикет – это не лишние церемонии, не усложнение простых отношений, это один из важных элементов личностной культуры. Правила этикета призваны подчеркнуть доброжелательное, уважительное, корректное отношение человека к окружающим, они утверждают человечность, гуманность. Правила этикета направлены на то, чтобы общение доставляло людям радость. Единство правил этикета и ценностей морали составляет основу подлинной культуры человеческих отношений.
Приложение 2 Законы дружбы
Приложение 3 Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности (Родина, добро, дружба, правда, совесть, труд, честь, долг, семья)
Приложение 4 Диагностический инструментарий Деятельность органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников Анализ деятельности органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников (П.В. Степанов) При анализе организации и структуры ученического самоуправления можно выделить следующие блоки: 1.Позитивный блок – представление ученического самоуправления в виде общей схемы с указанием взаимосвязи ее структурных компонентов. 2.Организационный блок – выделение и описание уровней ученического самоуправления (индивидуальный уровень – ученик, уровень первичного коллектива – класс, уровень коллектива ОУ – совет, парламент и др.) с указанием возможностей для учащихся участвовать в самоуправлении на каждом уровне. 3.Нормативно-правовой блок – перечень основных нормативных документов, регулирующих функционирование ученического самоуправления, где указываются полномочия каждого органа самоуправления. 4.Содержательный блок – описание основного содержания деятельности всех структурных компонентов, составляющих данную систему ученического самоуправления. 5.Технологический блок – описание форм и методов работы участников и органов ученического самоуправления. 6.Управленческий блок – описание взаимодействия с другими органами самоуправления (педагогическим и родительским). Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (М.И.Рожков) Цель: определить уровень развития ученического самоуправления. Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями: 4 3 2 1 0 1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше 4 3 2 1 0 2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса. 4 3 2 1 0 3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. 4 3 2 1 0 4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. 4 3 2 1 0 5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям. 4 3 2 1 0 6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися. 4 3 2 1 0 7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива. 4 3 2 1 0 8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями. 4 3 2 1 0 9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей. 4 3 2 1 0 10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса. 4 3 2 1 0 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены. 4 3 2 1 0 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. 4 3 2 1 0 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы. 4 3 2 1 0 14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива школы. 4 3 2 1 0 15. Мы стремимся помочь представителям коллектива класса в органах самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед ними. 4 3 2 1 0 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы. 4 3 2 1 0 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении проблем, стоящих перед коллективом школы. 4 3 2 1 0 18. Удовлетворен отношением своих товарищей к другим класса. 4 3 2 1 0 19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. 4 3 2 1 0 20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом. 4 3 2 1 0 21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива. 4 3 2 1 0 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов. 4 3 2 1 0 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. 4 3 2 1 0 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива. На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 4 - «Да», 3 - «Скорее да, чем нет», 2 - «Трудно сказать», 1 - «Скорее нет, чем да», 0 - «Нет». Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 - максимальное количество балов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 - средний; если больше 0,8 - высокий. Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 - уровень развития самоуправления средний; если больше 0,85 - высокий. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОУ (Е.Н. Степанов) Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива. Ход проведения. На родительском собрании родителям предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения. Цифры означают следующие ответы: 4 - совершенно согласен; 3 - согласен; 2 - трудно сказать; 1 - не согласен; 0 - совершенно не согласен. Класс. в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным. 4 3 2 1 0 В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно. 4 3 2 1 0 Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. 4 3 2 1 0 Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка. 4 3 2 1 0 В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель. 4 3 2 1 0 Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка. 4 3 2 1 0 Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. 4 3 2 1 0 Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка. 4 3 2 1 0 В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку. 4 3 2 1 0 В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок. 4 3 2 1 0 Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания. 4 3 2 1 0 В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка. 4 3 2 1 0 Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка. 4 3 2 1 0 Администрация, учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. 4 3 2 1 0 Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни. 4 3 2 1 0
Обработка результатов тестаУдовлетворенность родителей работой школы (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов. Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения. Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика Н.П. Капустиной) 1 – 2-е классы
Оценка результатов: 5 – всегда 4 – часто 3 – редко 2 – никогда 1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл – уровень воспитанности. 5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень 4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика Н.П. Капустиной), 3 – 4-е классы
Оценка результатов: 5 – всегда; 4 – часто; 3 - редко; 2 – никогда; 1 – у меня другая позиция По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл – уровень воспитанности. 5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень 4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень (Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001, стр. 115 – 118)
следующая >> Смотрите также: Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования (проект) 2013г
651.02kb.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
1032.71kb.
Программа социализации обучающихся на ступени
842.3kb.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
591.9kb.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
1034.82kb.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
1119.55kb.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
1119.55kb.
Программа духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся маоу «сош №26» на 2011 2015 учебный год
596.18kb.
2 Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
552.42kb.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
593.08kb.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования г. Богородицк, 2013 г
638.32kb.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования г. Моздок, 2012г 555.53kb.
|