Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 2»

2.3. Программа

воспитания и социализации обучающихся

на ступени основного общего образования

«ОТЕЧЕСТВО»

п. Октябрьский, 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………………………3

Концепция программы………………………………………………………………………5

Принципы программы……………………………………………………………………….7

Направления программы…………………………………………………………………….11

Содержание программы:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,

свободам и обязанностям человека…………………………………………………….12


2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания…………………………….14

3. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию,

труду, жизни, подготовка к выбору профессии ………………………………………15

4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа

жизни ……………………………………………………………………………………….16
5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений

об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)……………………..17


6. Приложения

1) Словарь нравственных понятий и терминов………………………………………….18

2) Законы дружбы………………………………………………………………………….22

3) Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности

(Родина, добро, дружба, правда, совесть, труд, честь, долг, семья)………………..23

4) Диагностический инструментарий…………………………………………………….25

5) Реализация плана внеурочной деятельности.………………………………………...57

Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся МБОУ «ОСОШ №2» на ступени основного общего образования (далее Программа) является продолжением программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.


Нормативно-правовой и методологической основой Программы являются следующие документы: Конституция РФ, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный образовательный государственный стандарт (Приказ Министерства образования и науки РФ №373, от 06.10.2009г., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программа воспитания и социализации обучающихся, Программа развития школы «XXI век за порогом и в школе».

Актуальность программы продиктована состоянием современного периода в российской истории и образовании. Произошедшие в 90-е годы крупные социально-политические изменения оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, отношение людей к обществу, государству, закону, труду, на отношение человека к человеку. Период перестройки характеризуется демонтажем советской идеологии и копированием западных форм жизни. Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в повышении доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Наиболее системно и последовательно ценности личности формируются в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В тоже время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующем.

Следует учитывать особенности современных условий осуществления ведущей деятель­ности ребёнка. Усиление конфликта между характером усво­ения ребёнком знаний и ценностей в школе (системность, по­следовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формиро­ванию потребительского отно­шения к жизни. Школа призвана активно противо­действовать этим негативным тенденциям.

Процесс нравственного воспитания динамически подвижен и динамика этого процесса связана со следующими особенностями:

- возрастно-психологическими различиями учащихся;

- индивидуальными особенностями нравственного опыта и состояния группы, класса и отдельных школьников;

- определенными нравственными ситуациями жизни детей и фоном местности.


Программа разработана с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся, выделены основные понятия, нравственные ценности, к осознанию которых приходят дети на определенной стадии своего развития.

В 5- 6 классах кроме расширения представлений о таких понятиях как «семья», «школа», «труд», «знания», начинается осмысление более значимых в масштабном смысле понятий: «регион», «природа», «культура». В этом возрасте большее внимание нужно уделять классному самоуправлению. Признание и поощрение заслуг каждого ребенка при участии в различных формах воспитательной деятельности.

В 7- 8 классах продолжаем делать упор на такие понятия: «страна», «мир», «честь», «достоинство», «толерантность», «здоровье», «экология». Учащиеся могут выбирать самостоятельно поле деятельности, через которое развивают умения работать в группе, коллективе, приучаясь к сотрудничеству, учатся делать выводы и отстаивают свою точку зрения.

При переходе в 9 класс происходит наиболее глубокое осмысление ценностей учащимися. Усложняются формы их деятельности, развивается самостоятельность в самопознании и познании окружающего мира. Через различные формы работы они еще глубже знакомятся с историей своего региона, его культурой, понимая основные взаимосвязи между человеком и производством, человеком и природой, человеком и обществом.

Одним из результатов освоения учеником основного полного образования является разработка, осуществление и защита проектов, демонстрирующая понимание вышеперечисленных понятий.

Результатом реализации программы для образовательного учреждения будет являться воспитание выпускника, как компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России; принятие каждым выпускником 9 класса базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.


Реализация программы будет обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся, и предусматривает согласование усилий социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, включая общественную детскую организацию Устьянский Союз Учащихся. Программа предусматривает интеграцию учебных предметов, особенно таких как: история, обществознание, география, биология, литература, технология и др. для формирования у учащихся целостной картины мира, развития гуманистического мировоззрения.
Программа воспитания и социализации продолжает формировать нравственный уклад школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 2» расположена в центре рабочего поселка Октябрьский, являющегося районным центром. Для организации работы по реализации программы воспитания и социализации обучающихся у школы есть возможность использовать ресурсы следующих учреждений и организаций поселка и района: МУК «Устьянский краеведческий музей», районная библиотека, детская библиотека пос. Октябрьский, МОУ «Устьянский детско-юношеский центр дополнительного образования детей», МУК «Устьянская центральная районная больница», Центральный дом культуры, Устьянский центр традиционной культуры (с. Шангалы), Устьянская детская школа искусств и др.

В формировании ценностного отношения к природе, красоте родного края, бережному отношению к ресурсам, особое внимание следует уделять использованию возможностей природных факторов: смешанный лес, сосновые боры, реки Устья, Соденьга, богатый растительный и животный мир.


В школьном возрасте нравственное воспитание осуществляется через непосредственное педагогическое влияние, когда педагог оказывает прямое воздействие на нравственно-личностное состояние воспитанника, но особая роль в формировании духовно- нравственного потенциала детей, их социализации отводится родителям учащихся, т.к. именно в семье закладывается основа нравственной культуры, духовных ценностей. Задача школы состоит в развитии педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье, использовании инициативы и возможностей родителей.

Концепция программы «Отечество»

Основной упор настоящей программы делается на воспитание гражданина своей страны, поэтому она и называется «Отечество».

Весь смысл деятельности по данной программе состоит в том, чтобы педагоги совместно с родителями, вовлекая в воспитательный процесс как можно более широкий круг учреждений, организаций, обществ и отдельных достойных людей поселка Октябрьский, вместо попытки формировать и контролировать поведение ребенка, начали бы взращивать отношения адекватное детей: друг к другу, к предкам, к региону, у стране, к ее культуре и традициям, к ее настоящему и будущему.

Нужно помочь школьнику в осознании, прочувствовании им своей принадлежности к семье, к человеческому роду, к своей родине; через это найти свое место в жизни, а может, и опору для преодоления трудностей.

Знание своих корней, умение сознательно и ответственно относиться к себе и окружающему миру – важнейшие составляющие любой личности.

Необходимо подвести учащихся к осмыслению понятий «род», «регион», «Россия», «мир» не только в плане изучения их на уроках истории или географии, но в плане осознания ценности каждого отдельного компонента для единого целого на конкретных примерах, которые дети найдут сами, учась анализировать и определять личное отношение к ним.

► «Мой род как он есть» для осознания ценности семьи – как первоосновы и звена в длинной цепи, которая должна иметь продолжение.

► «Мой регион как он есть» для осознания ценности малой родины и чувства собственных «корней», дающих опору для жизни.

► «Моя страна как она есть» для осознания своей принадлежности, идентификации, чтобы подрастающее поколение не было прокурором своего Отечества, а росло достойным представителем его, извлекающим уроки из прошлого.

► «Весь мир как он есть» для осознания разнообразия мироустройства.

Все эти направления в целом, призваны способствовать осознанию Земли как общего дома человечества, за который все несут ответственность. Отсюда идут другие ценности, которые тоже имеют огромное значение для становления личности человека, определения ею своего места в мире.

► «Жизнь» как наивысшая ценность, которая должна быть достойной.

► «Труд» как способ преобразования мира, получения средств для достойной жизни, способ реализовать свой личностный потенциал.

► «Культура» как безусловная ценность, делающая мир возможным для благоприятного сосуществования людей.

► «Знания» как основа для достижения человеком новых горизонтов, не нарушая гармонии в мире.

Абсолютное разграничение всех этих понятий для подачи их детям по отдельности, порой неосуществимо, но есть возможность разнообразного выделения из общего ряда той или иной категории или ценности.

Акцент в организации мероприятий в рамках программы необходимо ставить на сотрудничество. Никакое дело никто не должен делать один. Учиться слышать другого, ценить чужое мнение, использовать потенциал каждого, дать возможность раскрыться каждому, знать, кого надо привлечь в помощь, уметь договариваться. Так как эти аспекты содержатся в проектной деятельности, поэтому ее надо признать приоритетной в выполнении программы «Отечество».

Данное положение касается всех участников реализации программы: детей, их родителей (или законных представителей) и педагогического коллектива. Необходимо полнее использовать потенциал родителей, специалистов школы и поселка. Чем больше людей будет вовлечено в воспитательный процесс, тем нагляднее дети получат представление о своей родине, о человеческих взаимоотношениях, о жизни как таковой. А так же о том, что нам есть чем гордиться, есть что беречь, и есть смысл созидать новое.



Цель: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России

Задачи:

♦ содействовать воспитанию у детей гражданственности, патриотизма, интеллигентности, уважения к правам и свободам человека;

♦ способствовать формированию гуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом, будущими поколениями за результаты своей деятельности в социальной и культурной среде;

♦ совместно изучать историю и культуру региона, инициировать сознательное и активное участие в его преобразовании;

♦ создавать условия для более эффективного освоения школьниками Российской и мировой культуры;

♦ оказывать помощь учащимся в развитии познавательных интересов, навыков самопознания и самообразования, способствующих их дальнейшему развитию и самореализации личности.

Концепция данной воспитательной программы по характеристикам участия педагогов близка воспитательной концепции О.Газмана, С.Полякова, С. Михайлова и др. – «концепция личностно ориентированной системы деятельности классного руководителя», т.е. характеризуется переходом от декларативного постулата «ребенок – субъект воспитания» к методически обеспеченной системе саморазвития личности, как помощи ребенку в самостоятельном решении своих жизненных проблем, в преодолении трудности учения, в проведении досуга и т.п. то есть помощи в самоопределении, самоорганизации, самореализации.

Принципы воспитательной деятельности

- гуманизация: поворот в процессе изучения содержания каждого учебного предмета к личности, направленности всех знаний на личный рост и самораскрытие человека;



- личностный подход: уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, опора на его естественный процесс саморазвития формирующейся личности;

- природосообразность: воспитание с учетом природы ребенка, его индивидуальных биологических, физиологических и психических особенностей. Использование возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения;

- педагогическая целесообразность: это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; предоставление самостоятельности и возможности самовыражения личности ребенка;

- культуросообразность: формирование личности ребенка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействие с семьей;

- принцип событийности: введение в жизнь ребенка эмоционально значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел;



- дифференцированность: создание условий освоения знаний и компетенций оптимальным для каждого ребенка способом, темпом и объемом, отбором содержания, форм и методов воспитания. Выявление и развитие генетических задатков каждого, и максимальное использование возможностей окружающей среды и социальной наследственности;

- социально-педагогическое партнерство: воспитательная деятельность осуществляется на основе выстраивания педагогически целесообразных партнерских отношений с различными субъектами социума (семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ и др.). При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности;

- индивидуально-личностное развитие: педагогическая поддержка личности, развитие её способностей, талантов, передача знаний, навыков, компетенций должна осуществляться на нравственном, ценностном отношении к труду, семье, другим людям, Отечеству, миру;
- интегрированность программ духовно-нравственного воспитании (системно-деятельностный принцип организации воспитания). Содержание воспитания включено в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьный жизни;
- социально-востребованности воспитания: воспитание должно быть эффективным, востребованным в жизни ребенка, его семьи, других людей, общества. Социальное становление личности ребенка происходит посредством его добровольного, посильного включения в решение задач семьи, класса, школы, общества;
- диалогического общения: диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым;
- ориентация на идеал: идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности;

следование нравственному примеру: следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим». Особое значение имеет пример нравственный пример педагога, родителя. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного и гражданского личностного поведения. Педагоги и родители являются главными примерами нравственного и гражданского личностного поведения;
- совместное решение личностно и общественно значимых проблем: личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем;

- системно-деятельностный принцип организации воспитания: интеграция содержания различных видов деятельности в рамках программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей через содержание:

• общеобразовательных дисциплин;

• произведений искусства;

• периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

• духовной культуры и фольклора региона и народов России;

• истории, традиций и современной жизни своей семьи, своего края, своей Родины;

• жизненного опыта своих родителей и прародителей;

• общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

• других источников информации и научного знания.

Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию.

Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.
Участники программы: Учителя, учащиеся 5-9 классов, родители, заведующий школьной библиотекой, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, сотрудники Устьянского краеведческого музея, специалисты Центрального дома культуры, педагоги Устьянской детской школы искусств, работники библиотек поселка Октябрьский, администрация муниципального образования «Октябрьский», администрация муниципального образования «Устьянский муниципальный район»

Ожидаемый результат реализации программы:

Школа должна стать таким ведущим сообществом, внутри воспитательного пространства поселка, в котором личности каждого ребенка на гуманистических основах представляется возможность социализации, самоопределения и наиболее полной реализации.

В результате воспитательной деятельности личность выпускника должна максимально приблизиться к ожидаемой модели личности выпускника 9 класса, который имеет следующие потребности:

♦ в творческой деятельности,

♦ быть здоровым,

♦ в защите и безопасности,

♦ в смысле жизни,

♦ в самореализации,

♦ в уважении, признании, в необходимом социальном статусе,

♦ в свободе (самостоятельность и независимость);

► имеет сформированный набор нравственных, интеллектуальных, физических и психических качеств личности;

► имеет умения, компетентности в различных видах деятельности, как физической, интеллектуальной, познавательной, организаторской (управленческой), коммуникативной, предметно-художественной (эстетической), эмоционально-чувственной, так и правовой защиты и гражданского самоопределения;

► умеет правильно поставить перед собой цели и задачи для саморазвития, самосовершенствования и самовоспитания;

► способна сделать выбор жизненных позиций и профессиональной ориентации;

► понимает значимость физического и нравственного здоровья и владеет навыками его поддержания;

► осознанно принимает традиции, ценности культурно- исторической, социальной и духовной жизни Российского общества.


Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов

- приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.),

- первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с педагогами (в основном и дополнительном образовании), родителями (законными представителями) и другими взрослыми, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.



Второй уровень результатов

- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов

- получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия,

- формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения.

Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.




Направления программы
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Ценности: Любовь к России, своему народу, своему краю; предки; род; служение Отечеству; моя школа, мой учитель, одноклассники, друзья; правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная;

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Ценности: нравственный выбор; добро и зло; милосердие; честь; достоинство; честность; уважение достоинства человека; ответственность и чувство долга; забота и помощь; щедрость; дружба; толерантность; представление о вере.

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду, жизни, подготовка к выбору профессии;

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие, выбор профессии.

·Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; ресурсосбережение, экологическое сознание, экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни, здоровье;

·Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).



Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Содержание программы


1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.


Ценности:

Задачи

Направления деятельности

Формы деятельности

Результаты

Диагностика

Любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; поликультурный мир; свобода личная и национальная;

доверие к людям, институтам государства и гражданского общества



Способствовать

формированию патриотизма и гражданской солидарности, пробуждению веры в Россию, свой народ. Формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России



Знание государственной символикой — Герба, Флага Российской Федерации, Гимна, символики Архангельской области, Устьянского района.

Знакомство с культурой , историей, традициями народов России.



Чтение книг, изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом;

проведение бесед, классных часов, викторин, интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?», «Бейн-ринг», «Калейдоскоп», участие в библиотечных уроках и др.



Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, природе, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

«Уровень воспитанности» (Капустина Н.П.)

Опрос «Быть гражданином, значит…»



Родной край, предки, род

Изучение исторического и культурного наследия родного края. Формирование отношения к семье, как основе российского общества.

Формирование потребности в приумножении богатств родного края.



Ознакомление с историческим и культурным наследием родного края.

Сотрудничество с родителями

Взаимодействие учреждениями культуры, общественными организациями


Экскурсии в краеведческий музей, встречи с интересными, достойными людьми района, региона.

Путешествия по родному краю (туристическая программа «Пилигрим», походы.

Встречи, совместные мероприятия с родителями, учреждениями, общественностью. Выполнение творческих работ, оформление выставок, участие в конкурсах, проектах, исследовательских работах.


Применение полученных знаний на уроках истории, литературы, музыки, ИЗО, МХК, краеведение и др.

Уважительное отношение к традициям, родителям, старшим, заботливое отношение к младшим.

Написание исследовательских работ, проектов.


Творческие работы, активность участия в мероприятиях

Мини сочинения «Я желаю своей семье…»



Моя школа, мой учитель, одноклассники, друзья

Воспитание ценностного отношения к истории и традициям школы, класса.

Создание традиций классов, школы.



Изучение истории школы

Сохранение и развитие традиций школы



Классные часы, встречи с педагогами-ветеранами, выпускниками школы; участие в традиционных мероприятиях;

Создание альбома, презентаций «Наш класс», «Наша гордость» и др.



Оформление альбома, портфолио класса;

Уважительное отношение к учителю, одноклассникам, школе. Посещение школы после её окончания, желание привести свои детей учиться в родную школу.



«Удовлетворенность учащихся школьной жизнью» (Андреев А.А.)

Самоуправление, коллектив, ответственность,

долг


Развитие органов ученического самоуправления классов, школы.

Формирование ответственного отношения к порученному делу.

Воспитание уважительного отношения к участникам образовательного процесса.


Работа органов ученического самоуправления

Активное участие учащихся в делах класса, школы, поселка.

Привлечение учащимися ресурсов школы, поселка для реализации проектов.

Работа летнего профильного отряда «Лидер»



Классные часы, диспуты, дискуссии. Классные и общешкольные мероприятия, участие в социальнозначимых акциях, проектах. Шефская помощь.


Высокий уровень проведения мероприятий. Увеличение числа участников в районном Совете молодёжи из числа школьников.

Сформированная активная жизненная позиция выпускников.



Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (М.И.Рожков). Уровень развития коллектива коллектива класса. (Лутошкин)

Анализ деятельности органов ученического самоуправления (П.В.Степанов)



Правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок;

Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;


Знакомство с положениями Конституции РФ, Устава школы, прав и обязанностей гражданина, ученика.

Отработка стратегии законопослушного поведения.

Правовое воспитание родителей.

Взаимодействие с органами правопорядка.



Классные часы, беседы «Конвенция о правах ребенка», «Твои права и обязанности», «Устав школы», «Главный закон страны – Конституция» и др.

Встречи с инспектором ПДН, родительские собрания



Выполнение учащимися обязанностей ученика,

человека, гражданина, семьянина, товарища.



Уровень выполнения Правил поведения учащихся, отсутствие правонарушений

Диагностика «Личностный рост» (П.В. Степанов, Д.В.Григорьев. И.В. Кулешов)





2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания


Ценности:

Задачи

Направления деятельности

Формы деятельности

Результаты

Диагностика

Нравственный выбор;

добро, зло; милосердие; честь; достоинство; честность;

уважение достоинства человека;

ответственность и чувство долга; забота и помощь; щедрость;

дружба; толерантность; представление о вере


  1. Нравственное просвещение с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений оценок. 2. Формирование основ морали, осознанной обучающимися необходимости определенного поведения




  1. Развитие представлений о базовых национальных российских ценностях на примерах произведений устного народного творчества, классической русской и зарубежной литературы, истории страны, региона, района.

2. Формирование умений различать

«хорошее» и «плохое»

3.Воспитание уважительное

отношения к родителям, старшим. семейным ценностям.



  1. Беседы, классные часы, встречи, экскурсии, внеурочная деятельность

2. Внеклассные мероприятия, ролевые игры, просмотры фильмов, игровые проекты.

Беседы, театральные постановки, художественные выставки, литературно-музыкальные композиции, чтение и обсуждение книг.





  1. Сформированность представлений о моральных нормах поведения, взаимоотношениях в семье, между поколениями, этносами, представителями разных социальных групп.

  2. Соблюдение Правил поведения учащихся, Правил внутреннего распорядка

  1. Анкетирование

«Уровень воспитанности» (Капустина Н.П.)

  1. Мониторинг соблюдения правил поведения учащихся

3.Сочинение «Моя семья».

4.Создание генеалогического древа


Диагностика «Личностный рост» (П.В. Степанов, Д.В.Григорьев. И.В. Кулешов)


3. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду, жизни, подготовка к выбору профессии

Ценности:

Задачи

Направления деятельности

Формы деятельности

Результаты

Диагностика

уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие; выбор профессии

  1. Формировать позитивное отношение к учебе, учебно-трудовой деятельности, общественно-полезным делам.

  2. Воспитывать уважение к труду старших, сверстников, бережное отношения к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

  3. Развивать способность к преодолению трудностей.

  4. Оказать помощь в выборе профиля обучения или профессионального выбора.

  1. Воспитание ценностного отношения к учебе, как виду творческой деятельности.

  2. Развитие представлений о нравственных основах труда.

  3. Формирование умений проявлять последовательность, настойчивость,

дисциплинированность в выполнении трудовых действий.

  1. Основы выбора профессий и профессионального самоопределения.

Классные часы «Трудом славен человек», «Все профессии важны…» и др.

Экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий, проведение презентации «Труд наших родных», сюжетно-ролевые игры, участие в акциях «Чистый двор»;

деятельность по самообслуживанию в классе, школе и дома, посильное участие в делах благотворительности;

Презентация учебных и творческих достижений (выставки детских работ), стимулирование творческого учебного труда.



Ценностное отношение к труду и творчеству человека труда. Ясное представление о выбираемых профессиях.

Широкий опыт участия в различных видах творческой, общественно-полезной деятельности



Мониторинг участия детей, динамика участия.

«Уровень воспитанности» (Капустина Н.П.)

Диагностика «Личностный рост» (П.В. Степанов, Д.В.Григорьев. И.В. Кулешов)



4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни


Ценности:

Задачи

Направления деятельности

Формы деятельности

Результаты

Диагностика

Родная земля; заповедная природа; планета Земля; ресурсосбережение,

экологическое сознание; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни, здоровье;




  1. Воспитывать любовь к природе.

2.Развитие познавательного интереса к явлениям природы и окружающей среды, понимания активной роли человека в природе.

3.Формировать экологическую культуру, культуру здорового и безопасного образа жизни.





1. Участие в природоохранной деятельности: экологических акциях, проектах и др.

  1. Организация физкультурно-оздоровительной работы.

  2. Реализация модульных образовательных программ.

  3. Просветительская работа с родителями.

Просмотр фильмов, классные часы «Будь природе другом», Акции «Помогите птицам»; «Чистый двор», «Чистый поселок».

Внедрение превентивных программ, направленных на формирование ЗОЖ

Исследовательская деятельность. Экскурсии. Экологические акции по очистке территории. Выставки из природных материалов.

Создание зеленого уголка в классе



Ценностное отношение к природе. Личный опыт участия в экологических инициативах и в природоохранной деятельности.

Экологически грамотное поведение в школе и дома.

Написание исследовательских работ и проектов в области экологии, здоровья.

Активное участие в школьной спартакиаде и др спортивно-оздоровительных мероприятиях школы, поселка. Высокий уровень занятости в спорт. секциях. Помощь родителей в проведении экологических акций, походов, экскурсий спортивно-оздоровительных мероприятий.



Динамика участия в экологических мероприятиях.

«Уровень воспитанности» (Капустина Н.П.)

Диагностика «Личностный рост» (П.В. Степанов, Д.В.Григорьев. И.В. Кулешов)


5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)




Ценности:

Задачи

Направления деятельности

Формы деятельности

Результаты

Диагностика

Красота, гармония, духовный мир человека, художественное творчество, эстетическое развитие

человека


  1. Формировать эстетическую потребность во всех сферах деятельности учащихся (труде, творчестве, спорте, поведении, в отношениях с окружающими людьми, природой).

  2. Побуждать интерес к эстетическим идеалам посредством чтения, посещения спектаклей, выставок концертов.

  3. Организовывать занятия художественным творчеством.




  1. Формирование представлений о душевной и физической красоте человека.

  2. Формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного, интереса к чтению, произведениям искусства, развитие способности видеть прекрасное.

  3. Знакомство с искусством народов России.

Посещение фестивалей, выставок, просмотр фильмов, поездки, встречи.

Организация конкурсов рисунков, сочинений, творческих работ; выставок.

Проведение рейдов «Чистые руки», «Школьная форма», «Портфель ученика»


Умение видеть красоту в окружающем мире. Самореализация в различных видах творческой деятельности.

Написание исследовательских работ и проектов в области искусства.

Выполнение всеми учащимися Положения о школьной форме.


Мониторинг участия в различных конкурсах

Результаты рейдов

«Уровень воспитанности» (Капустина Н.П.)

Диагностика «Личностный рост» (П.В. Степанов, Д.В.Григорьев. И.В. Кулешов)



Приложение 1



Словарь нравственных понятий и терминов

Вежливость – качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Включает в себя: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт.

Верность - стойкость в отношениях с людьми, в исполнении своих обязанностей, вера в человека.

Вера в человека – глубокая уверенность в этом человеке, то есть если этот человек пообещает что-либо, то обязательно исполнит.

Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости и доблести.

Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения; противоположное вежливости. Грубость, как внешнее проявление неуважительного отношения к людям, выражается в откровенной недоброжелательности к чужим интересам и запросам, в навязывании другим своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в оскорблении достоинства окружающих, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.

Заботливый – проявляющий заботу, внимательный, старательный.

Здоровый – обладающий здоровьем, не больной.

Добро – одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью – злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. В понятии добро люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее. С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия других людей.

Друг – человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно.

Корысть – выгода, материальная польза.

Культурный человек – это человек с хорошими манерами, умеющий вести себя в обществе и соблюдающий правила этикета.

Ложь – специально искаженное событие, рассказ, неправда.

Любовь – чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Проявления любви могут быть различными: половая любовь, разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми, положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности (любовь к природе, к истине, к жизни и т.д.)

Манеры – способ действия человека, способность себя держать, внешняя форма поведения и обращения с другими людьми.

Обязанность – требование общества к группе или каждому конкретному человеку в соответствии с той ролью, которую он играет в жизни.

Обида – отрицательная морально-психологическая эмоция на несправедливое отношение, оскорбляющее слово или действие.

Обман – ложное представление или заблуждении человека в чем-то.

Общение – это обмен мыслями, чувствами, навыками между людьми.

Обязанность – требования к поведению и отношениям, которые человек должен выполнять.

Ответственность – обусловленная нравственной свободой способность и готовность человека выполнять, принимать решение, совершать действия, отвечать за них перед собой и другими.

Патриот – человек, преданный интересам какого-нибудь дела.

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.

Поведение – все поступки и действия человека, которые он совершает и которые отражают его отношение к людям и к себе.

Подвиг – поступок, требующий напряжения духовных и физических сил, воли, разума.

Правдивость – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать действительное положение дел.

Право – охраняемые государством свобода личности, условия учебы, работы, жизни, которые государство дает человеку, защищает его.

Режим – распорядок дел, действий.

Родина – место рождения человека, родная страна, с которой связана его жизнь, жизнь его семьи и жизнь всего народа, к которому он принадлежит.

Скромность – моральное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав, добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно существующим в данном обществе материальным условиям жизни народа, относится ко всем людям с уважением, проявляет терпимость к мелким недостаткам людей, если эти недостатки затрагивают лишь его собственные интересы, и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.

Совесть – умение личности производить самоконтроль поведения, потребность поступать в соответствии с требованиями общества.

Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждения, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов с точки зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания.

Трудолюбие – моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее результатов. Его проявления – трудовая активность, добросовестность, старание, усердие.

Уважение – признание достоинства личности, почтительное отношение к человеку, способность считаться с его интересами.

Устав – это документ, в котором записаны права и обязанности человека.

Человечность – моральное качество, включающее в себя уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, скромность, честность, искренность.

Честность – моральное качество, включающее правдивость, принципиальность, верность слову, обязательству, искренность.

Чувство – это способность человека ощущать свое состояние и состояние другого человека, испытывать сострадание или ненависть, умение сопереживать горе или радость, осознавать и понимать окружающий мир на основе ощущений и впечатлений.

Чуткость – моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей; внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям, чувствам; понимание мотивов, которыми руководствовались люди в своем поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми. Связано с уважением, великодушием, скромностью, сочувствием, благородством, доверием. Чуткость – составная часть культуры поведения. Она исключает грубость, высокомерие, нетерпимость, подозрительность, недоверие к людям.

Этика – наука о нравственности и морали, ее нормах, категориях, закономерностях и развитии.

Этикет – совокупность норм и правил поведения человека в обществе.

Добро и зло. С детства человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. «Добро» и «зло» как центральные понятия представляют наиболее общую форму выражения моральной оценки, разграничивающую нравственное и безнравственное. Через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, его деятельности. Добро является наиболее общим понятием морали, которое объединяет всю совокупность положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал; добро может рассматриваться как нравственная цель поведения и в таком случае оно выступает как мотив поступка; добро может выступать как добродетель, как моральное качество личности. Добро противостоит злу. К сожалению, подчас в этой борьбе сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества.

Действовать в морали – значит выбирать между добром и злом.



Этикет – правила учтивости и обхождения принятые в обществе, воплощающие внешнюю культуру поведения.

В.Г.Белинский: «Будьте вы человеком какого угодно вам происхождения, держитесь каких вам угодно убеждений – светскость вас не испортит, а только улучшит». Т.о., этикет – это не лишние церемонии, не усложнение простых отношений, это один из важных элементов личностной культуры. Правила этикета призваны подчеркнуть доброжелательное, уважительное, корректное отношение человека к окружающим, они утверждают человечность, гуманность. Правила этикета направлены на то, чтобы общение доставляло людям радость.

Единство правил этикета и ценностей морали составляет основу подлинной культуры человеческих отношений.

Дружба – высшее воплощение избирательно-личностных отношений, особое состояние души, без которого невозможны ни взаимопонимание, ни доверительность. Избирательность составляет одну из важных черт дружбы. «Друзей много, да друг один», «Будешь друг, да не вдруг». В дружбе главное духовное единство друзей. Большое значение в дружбе имеют такие моральные качества, как прямота, честность, бескорыстие, искренность, доверие, верность, взаимная требовательность.

Приложение 2



Законы дружбы

    • Не обзывай и не унижай своего друга.

    • Помогай другу в беде.

    • Умей с другом разделить радость.

    • Не смейся над недостатками друга.

    • Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.

    • Не обманывай друга ни в чем. Будь с ним честен.

    • Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.

    • Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.

    • Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

    • Не предавай друга.

Приложение 3



Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности

(Родина, добро, дружба, правда, совесть, труд, честь, долг, семья)

  • Герой – за Родину горой.

  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

  • Своя земля и в горсти мила.

  • Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.

  • Где родился, там и сгодился.

  • Всякому мила своя сторона.

  • За край свой насмерть стой.

  • Где смелость – там победа.

  • Русский боец – всем молодец.

  • Смелого враг не берет.

  • Долг платежом красен.

  • Чем крепче дружба, тем легче служба.

  • Если с другом вышел в путь, веселей дорога.

  • Будь другом сам – и тебе помогут в беде.

  • Друг денег дороже.

  • Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.

  • Друг познается в беде.

  • Всякая дорога вдвоем веселей.

  • Доброе братство лучше богатства.

  • Недруг поддакивает, а друг спорит.

  • Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду скажет.

  • Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

  • Тайное всегда становится явным

  • Шила в мешке не утаишь.

  • Кто правдой живет, добро наживет.

  • Правда светлее солнца, дороже золота.

  • Не ищи правды в другом, коли в тебе ее нет.

  • Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

  • Маленькая ложь за собой большую ведет.

  • Скромность каждому к лицу.

  • Береги платье снову, а честь смолоду.

  • Совесть без зубов, а гложет.

  • Не дал слово – крепись, а давши – держись.

  • Нет большего позора, как не выполнить уговора.

  • «Помогу, помогу», - а пришло: «Не могу».

  • Дерево сильно плодами, а человек – трудом.

  • Счастье в воздухе не вьется, а трудом достается.

  • Хочешь есть калачи – не сиди на печи!

  • Кто ленив, тот и сонлив.

  • Лень до добра не доводит.

  • Ленивому всегда праздник.

  • Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник.

  • Кто любит труд того люди чтут.

  • Без дела жить – только небо коптить.

  • Всякий человек у дела познается.

  • Делано наспех – сделано насмех.

  • Играть играй, да дело знай.

  • У ленивого что на дворе, то и на столе.

  • Делать добро спеши.

  • Свет не без добрых людей.

  • Худо тому, кто добра не делает никому.

  • Зла за зло не воздавай.

  • Добро помни, а зло забывай.

  • За добро плати добром.

  • Доброму слову и добрая слава.

  • Доброму слову – добрый ответ.

  • Великое слово – «Спасибо!».

  • От вежливых слов язык не отсохнет.

  • Других не суди – на себя погляди.

  • На что клад, когда в семье лад.

  • Почитай старых, сам будешь стар.

  • Вся семья вместе, так и душа на месте.

  • Мир да лад – большой клад.

  • На свете все сыщешь, кроме отца и матери.

  • При солнце тепло, а при матери – добро.

  • Своя семья – самые верные друзья.

  • Нет такого дружка, как родная матушка.

  • Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

  • Здоровье дороже золота.

Приложение 4



Диагностический инструментарий

Деятельность органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников

Анализ деятельности органов ученического самоуправления,

необходимых для самореализации школьников (П.В. Степанов)

При анализе организации и структуры ученического самоуправления можно выделить следующие блоки:

1.Позитивный блок – представление ученического самоуправления в виде общей схемы с указанием взаимосвязи ее структурных компонентов.

2.Организационный блок – выделение и описание уровней ученического самоуправления (индивидуальный уровень – ученик, уровень первичного коллектива – класс, уровень коллектива ОУ – совет, парламент и др.) с указанием возможностей для учащихся участвовать в самоуправлении на каждом уровне.

3.Нормативно-правовой блок – перечень основных нормативных документов, регулирующих функционирование ученического самоуправления, где указываются полномочия каждого органа самоуправления.

4.Содержательный блок – описание основного содержания деятельности всех структурных компонентов, составляющих данную систему ученического самоуправления.

5.Технологический блок – описание форм и методов работы участников и органов ученического самоуправления.

6.Управленческий блок – описание взаимодействия с другими органами самоуправления (педагогическим и родительским).



Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (М.И.Рожков)

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:

4 3 2 1 0 1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше

4 3 2 1 0 2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4 3 2 1 0 3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4 3 2 1 0 4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4 3 2 1 0 5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.

4 3 2 1 0 6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.

4 3 2 1 0 7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

4 3 2 1 0 8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

4 3 2 1 0 9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

4 3 2 1 0 10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.

4 3 2 1 0 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.

4 3 2 1 0 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4 3 2 1 0 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.

4 3 2 1 0 14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива школы.

4 3 2 1 0 15. Мы стремимся помочь представителям коллектива класса в органах самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед ними.

4 3 2 1 0 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы.

4 3 2 1 0 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении проблем, стоящих перед коллективом школы.

4 3 2 1 0 18. Удовлетворен отношением своих товарищей к другим класса.

4 3 2 1 0 19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4 3 2 1 0 20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.

4 3 2 1 0 21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.

4 3 2 1 0 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.

4 3 2 1 0 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

4 3 2 1 0 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива.

На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 4 - «Да», 3 - «Скорее да, чем нет», 2 - «Трудно сказать», 1 - «Скорее нет, чем да», 0 - «Нет».



Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

  1. включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1 - 4);

  2. организованность классного коллектива (5 - 8);

  3. ответственность членов первичного коллектива за его дела (9 - 12);

  4. включенность класса в дела общешкольного коллектива (13 - 16);

  5. отношения класса с другими ученическими общностями (17 - 20);

  6. ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (21 - 24).

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 - максимальное количество балов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 - средний; если больше 0,8 - высокий.

Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 - уровень развития самоуправления средний; если больше 0,85 - высокий.



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ

УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОУ

(Е.Н. Степанов)

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход проведения. На родительском собрании родителям предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения. Цифры означают следующие ответы:

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

Класс. в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

4 3 2 1 0

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

4 3 2 1 0

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4 3 2 1 0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.

4 3 2 1 0

В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

4 3 2 1 0

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

4 3 2 1 0

Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

4 3 2 1 0

В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

4 3 2 1 0

В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

4 3 2 1 0

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

4 3 2 1 0

В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Администрация, учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

4 3 2 1 0

Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

4 3 2 1 0

Обработка результатов теста

Удовлетворенность родителей работой школы (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика Н.П. Капустиной) 1 – 2-е классы




Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

  • мне интересно учиться

  • я люблю мечтать

  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

  • мне нравится выполнять домашние задания

  • я стремлюсь получать хорошие отметки










2. ТРУДОЛЮБИЕ:

  • я старателен в учебе

  • я внимателен

  • я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

  • мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу

  • мне нравится дежурство в школе










3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

  • к земле

  • к растениям

  • к животным

  • к природе










4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:

  • я выполняю правила для учащихся

  • я добр в отношениях с людьми

  • я участвую в делах класса и школы










5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

  • я аккуратен в делах

  • я опрятен в одежде

  • мне нравится красивое вокруг меня

  • я вежлив в отношениях с людьми










6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

  • я управляю собой

  • я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

  • у меня нет вредных привычек










Оценка результатов:

5 – всегда

4 – часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция


По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика Н.П. Капустиной), 3 – 4-е классы






Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

  • мне интересно учиться

  • я всегда выполняю домашние задания

  • я люблю читать

  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

  • я стремлюсь получать хорошие отметки










2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

  • я старателен в учебе

  • я внимателен

  • я старателен

  • я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

  • мне нравится самообслуживание в школе и дома










3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

  • я берегу землю

  • я берегу растения

  • я берегу животных

  • я берегу природу










4. Я И ШКОЛА:

  • я выполняю правила для учащихся

  • я выполняю правила внутришкольной жизни

  • я участвую в делах класса и школы

  • я добр в отношениях с людьми

  • я справедлив в отношениях с людьми










5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

  • я аккуратен и опрятен

  • я соблюдаю культуру поведения

  • я забочусь о здоровье

  • я умею правильно распределять время учебы и отдыха

  • у меня нет вредных привычек










Оценка результатов:

5 – всегда; 4 – часто; 3 - редко; 2 – никогда; 1 – у меня другая позиция

По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень

(Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001, стр. 115 – 118)


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования (проект) 2013г
651.02kb.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
1032.71kb.
Программа социализации обучающихся на ступени
842.3kb.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
591.9kb.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
1034.82kb.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
1119.55kb.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
1119.55kb.
Программа духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся маоу «сош №26» на 2011 2015 учебный год
596.18kb.
2 Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
552.42kb.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
593.08kb.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования г. Богородицк, 2013 г
638.32kb.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования г. Моздок, 2012г
555.53kb.