Главная стр 1стр 2 ... стр 12стр 13
скачать


Согласовано

Директор МБДОУ ДС «МАЯЧОК»

____________ Н.Д. Давыдова

«____»______________2013 г.

Утверждаю

Заведующий д/сад № 110 ___________ Ю.Ю. Пиняжина «____»_______________2013 г.


Основная общеобразовательная программа

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «МАЯЧОК»

детский сад № 110 комбинированного вида

Программа выполнена на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23 ноября 2009 г. № 655)

Принято на заседании

педагогического совета №___

от «___» ___________ 201 г.

г. Нижний Тагил
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Паспорт программы…………………………………………………………

часть 1.образовательной программы (Обязательная)

1.Пояснительная записка ......................................................................................

1.1.Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении……………………………….

1.2.Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

1.3.Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования…..........................................................................................................

1.4.Особенности осуществления образовательного процесса ……………………

1.5.Принципы и подходы к формированию Программы …………………………



  1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении…………………………………………………………………………

2.1. Режим и организация ежедневной деятельности детей…………………….

2.2. Графики взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей……….

2.3. Модель образовательного процесса………………………………………….

2.4. Система закаливающих мероприятий………………………………………..

2.5. Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ…………………..


  1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей…………………………………………………………

3.1. Перечень комплексных программ……………………………….

3.2. Физическая культура…………………………………………….

3.3. Здоровье…………………………………………………………...

3.4. Безопасность………………………………………………………

3.5. Социализация……………………………………………………..

3.6. Труд……………………………………………………………….

3.7. Познание…………………………………………………………..

3.8. Коммуникация…………………………………………………….

3.9. Чтение художественной литературы……………………………

3.10. Художественное творчество……………………………………

3.11. Музыка…………………………………………………………...


  1. Содержание коррекционной работы……………………………………..

  2. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования……………

5.1. Промежуточная оценка………………………………………………………..

5.2. Итоговая оценка………………………………………………………………..



  1. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы………………………………………………………………

  2. Вариативная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования……………………………………………………….

  3. Литература……………………………………………………………………






ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Наименование учреждения:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «МАЯЧОК» комбинированного вида детский сад № 110 комбинированного вида

Статус

 Бюджетное учреждение

Учредительные документы:

-Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «МАЯЧОК» комбинированного вида детский сад № 110 комбинированного вида (утвержден 24.12.2012 г.)

- лицензия № 15126 от 10.02.2012 г.



Год основания учреждения

1976 г.

Юридический и фактический адрес 

622002, г. Нижний Тагил, ул. Космонавтов, 37

Режим работы ДОУ

  • 5 дней в неделю с понедельника по пятницу

  • Выходные дни: суббота, воскресенье

  • 12 часов в день с 07.00 до 19.00

Контингент детей

Общее количество детей, посещающих ДОУ – 114 чел.

Списочный состав детей в возрасте от 2 до 3 лет – 15 чел.

Списочный состав детей дошкольного возраста – 99 чел.

Функционирующие группы раннего возраста:



  • 1 младшая группа (2-3 года) -15 детей;

Функционирующие группы для детей от 3 до 7 лет:

  • 2 младшая группа (3-4 года) - 21 детей;

  • средняя группа (4-5 лет) - 22 детей;

  • старшая группа (5-6 лет) - 22 детей;

  • подготовительная (6-7 лет) - 22 ребенка;

  • логопедическая (5-7 лет) – 12 детей.

Контингент детей по состоянию здоровья:

  • первая группа здоровья – 17 детей,

  • вторая группа здоровья – 107 ребенка.

Характеристика кадрового состава

Сведения о квалификации педагогических работников

Руководитель ДОУ - 1

Старший воспитатель - 1

Воспитатели ДОУ - 12

Специалисты ДОУ:

Логопед - 2

Психолог - 1

Инструктор по физической культуре - 1

Музыкальный руководитель - 1

Старшая медсестра - 1;

Общее количество педагогов – 19 (100%), из них имеют:

высшее образование – 6 (60%), из них:

- высшее педагогическое – 5 (53%);

- среднее специальное педагогическое специализированное (дошкольное) образование – 6 (40%);

Распределение по стажу работы:

0- 5 лет – 2 (13%);

5-10 лет - 2 (13%);

10-20 лет - 6 (40%);

свыше 20 лет - 5 (34%).

По квалификационной категории:

-I категория – 15 (86%);

-II категория – 2 (7%);

-соответствие – 2 (7 %)



По возрасту:

- 25-30 лет –9 (33%);

- 30-40 лет – 4 (27%);

- 40-50 лет – 6 (40%);



Сведения о семьях воспитанников

Контингент родителей:

По количеству детей:

-1 реб. - 49;

-2 реб. – 55;

-3 реб. – 9;

-Более 3-х –1.

По образовательному уровню:

-Высшее – 87;

-Среднее профессиональное – 91;

-Среднее – 33;

-Неполное среднее – 1.

По социальному статусу:

-Полные - 88

-Неполные - 26

По возрасту родителей:

-До 20 лет – 0;

-20-25 лет – 23;

-25-30 лет – 109;

-30-40 лет – 115;

- Старше 40 лет – 25.



Наименование программы:

Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 110 комбинированного вида

Цель Программы

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Основные задачи Программы

- Охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья и своевременное всестороннее развитие каждого ребенка;

-максимальное использование разнообразных видов детской деятельности: их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

-креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

-вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

-обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

-координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

-обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

-соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.



Перечень подпрограмм

  • «Успех» (под ред.Н.В. Фединой)

  • «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» (Т.Б.Филичева, Г. В.Чиркина);






Пояснительная записка
Общеобразовательная программа МБДОУ детский сад № 110 комбинированного вида направлена на разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 лет до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по четырем основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к обучению школе.

Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ детский сад № 110 комбинированного вида (далее Программа) является нормативно-управленческим документом, определяющим: цели, задачи, содержание, применяемые педагогические методики и технологии; формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.



Программа представляет собой модель организации образовательного процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты жизнедеятельности детей в условиях детского сада, с учетом приоритетного направления деятельности ДОУ, приоритетного вида детской деятельности (игры) в каждом возрастном периоде и обеспечивающую формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья дошкольников, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии; достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе.

Нормативно-правовой базой для разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад № 110 комбинированного вида является;

* Закон Российской Федерации «Об образовании» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ).

* Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года).

* Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. 3 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

* Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех», разработанная в соответствии с ФГТ.

* Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (Дата первой официальной публикации: 26 января 2012 г. Опубликовано: в "РГ" - Федеральный выпуск №5688 26 января 2012 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 января 2012 г.)

* Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ детский сад № 110 комбинированного вида

Содержание образовательного процесса в МБДОУ детский сад № 110 комбинированного вида выстроено в соответствии с программой «Успех»/ под редакцией Н.В. Фединой/



В структуре программы выделяется две части: обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 3 до 7 лет, обеспечивающая достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе, и вариативная, формируемая участниками образовательного процесса.

Задачи, содержание, объём образовательных областей, основные результаты освоения Программы, подходы и принципы построения образовательного процесса отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования и являются обязательными составляющими реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Программа раскрывает содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей (Здоровье, Физическая культура, Социализация, Труд, Безопасность, Чтение художественной литературы, Коммуникация, Познание, Музыка, Художественное творчество), особенности организации деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Родители (законные представители) имеют право знакомиться с результатами реализации и освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Программа начинается с раздела «Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении», в котором даны общие принципы построения режима дня, создания предметно-развивающей образовательной среды, интеграции образовательных областей и проектирования воспитательно-образовательного процесса.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам.

Программа охватывает три возрастных периода физического и психического развития детей:

- младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет ( I I-я младшая группа),

- средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа),

- старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительные к школе группы).

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве отражена в Программе в разделе «Коррекционная работа».

В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» изложены принципы мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.


1.1.Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение МБДОУ детский сад № 110 комбинированного вида осуществляет воспитание, обучение и развитие детей в возрасте от 2-х до 7-лет. В детском саду функционирует 6 групп, из них 5 групп - общеразвивающей направленности, 1 группа (логопедическая) – компенсирующей направленности для детей с нарушением речи, в которых воспитывается 110 детей. Все группы однородны по возрастному составу детей.

Дошкольное учреждение посещают 14 % детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи и нуждающихся в коррекционной помощи учителя-логопеда. 8% воспитанников учреждения имеют повышенную познавательную активность и нуждаются в психолого-педагогической поддержке; воспитанники подготовительных групп имеют высокие показатели по психологической и социальной готовности к школе (85%), по развитию познавательной деятельности (90%), по развитию школьно-значимых психофизиологических функций (83%).


Возрастные особенности детей:

От 3 до 4 лет

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.

Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.

По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

К четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг).

Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.

Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.
От 4 до 5 лет

Детям исполнилось четыре года. Возросли их физические возможности: движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, воспитатель, родитель, зная слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Он объединяет детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Своим участием в играх воспитатель помогает детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку.

Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Как и дети младшей группы, они охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. Нередко средний дошкольник многократно обращается к взрослому с одними и теми же вопросами, и от взрослого требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать на них ответы.

Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослого к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим. Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним проезжала машина, и пр.).

У детей средней группы ярко проявляется интерес к игре.

Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В средней группе, как и в младшей, воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни детей.

В течение дня дети участвуют в разнообразных играх - сюжетно-ролевых, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных и др. Часть из них организуется воспитателем и используется как средство решения определенных задач. Например, игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму.

У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование. Неопытный воспитатель иногда расценивает такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относится. Между тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении.

Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.

Внимательное, заботливое отношение взрослого к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей.

Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка, открытию им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос «почему? ».

Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения.

Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.

Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которых ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
От 5 до 6 лет

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Мы можем научить малышей тому, что умеем;

Мы - помощники воспитателя;

Мы хотим узнать новое и многому научиться;

Мы готовимся к школе, - такие мотивы охотно принимаются старшими дошкольниками и направляют их активность.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, взрослый должен обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно должен создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставить перед ними все более сложные задачи, развивать волю, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливать на поиск новых, творческих решений.

Взрослому следует придерживаться следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, подтолкнуть к решению наводящими вопросами, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от взрослого), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, в разных видах деятельности. При этом воспитатель пользуется средствами, помогающими дошкольникам планомерно осуществлять замысел: опорными схемами, моделями, пооперационными картами.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача взрослого - развивать интерес к творчеству. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения. Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей или придумать и записать в «волшебную книгу» различные истории, а затем оформить обложку и иллюстрации. Такие самодельные книги становятся предметом любви и гордости детей. Вместе с воспитателем они перечитывают свои сочинения, обсуждают их, придумывают новые продолжения историй.

Серьезное внимание нужно уделять развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей.

Особо подчеркивается роль книги как источника новых знаний. Нужно показывать детям, как из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. В «трудных» случаях воспитатель специально обращается к книгам, вместе с детьми находит в книгах решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и пробуждает в них стремление к овладению чтением.

Предметом особого внимания является социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими. Важно помочь каждому ребенку занять благоприятную для его развития позицию в коллективе сверстников: найти друзей, объединить детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности (рисованию, ручному труду, уходу за животными).

Своим поведением взрослый должен показывать примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждать ребенка замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. Нужно привлекать внимание детей к признакам выражения эмоций в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса. Воспитатель специально создает в группе ситуации гуманистической направленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей.

Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил. Поддерживая положительные действия и поступки, взрослый опирается на развивающееся в ребенке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран. Обсуждая с детьми эти проблемы, педагог стремится воспитать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле. Он показывает детям, как их добрые поступки делают жизнь лучше и красивей.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в гpyппах старших дошкольников. Интерес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового.

Организованное обучение старших дошкольников включает занятия познавательного цикла: по природоведению и математике, по развитию речи, художественно-продуктивной деятельности и музыкально-ритмических способностей. В самостоятельной деятельности создаются возможности для расширения, углубления и широкого вариативного применения детьми содержания, освоенного на занятиях.

Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка об Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко.

К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника.

Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.

Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.

Кроме коммуникативной развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

К интеллектуальным чувствам можно отнести:

- любопытство;

- любознательность;

- чувство юмора;

К эстетическим чувствам можно отнести:

- чувство прекрасного;

К моральным чувствам можно отнести:

- чувство гордости;

- чувство стыда;

- чувство дружбы.

Ha фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Программа выполнена на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства
3770.49kb.
Культурно-антропологических практик в системе дошкольного образовательного учреждения на примере дополнительной образовательной программы «Клуб почемучек»
672.16kb.
Приказ "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" от 23 ноября 2009 г. N 655
176.9kb.
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований
104.3kb.
Министерство образования и науки
116.99kb.
«О порядке разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
60.23kb.
Программа по образовательному компоненту «Обучение элементам грамоты»
574.15kb.
Анализа образовательной деятельности доу в соответствии с фгт за 2010-2011 учебный год
238.9kb.
Методическое сопровождение новой программы на основе Федеральных государственных требований
42.56kb.
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной о сновной общеобразовательной программы дошкольного образования «от рождения до школы»
939.94kb.
Тенденции развития Дубровского детского сада
45.68kb.
Учебный план на 2012 2013 учебный год муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №63 комбинированного вида» г. Кандалакша
212.58kb.