Главная стр 1
скачать
Муниципальное образовательное учреждение

«Актанышская средняя общеобразовательная школа №2

с углубленным изучением отдельных предметов»

Актанышского муниципального района

Республики Татарстан



«СОГЛАСОВАНО»

Педсовет

Протокол № ___

От 2010 г.



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор АСОШ №2



_____________

Нурлыева Л.Ф.



____________2010 г.



ПРОГРАММА

гражданского и патриотического воспитания учащихся

Актаныш, 2010

Введение
Программа определяет цели, задачи, основные направления, конкретные мероприятия патриотического воспитания учащихся на 2010-2013г.г. и ориентирована на повышение статуса патриотического воспитания в школьной системе воспитания.

Реализация Программы предполагают совместную деятельность педагогического коллектива школы, муниципальных учреждений дополнительного образования и общественных организаций по реализации всех направлений патриотического воспитания учащихся.


I. Содержание проблемы и необходимость её решения программными методами.

Приоритетными направлениями в области патриотического воспитания учащихся в школе определены:

воспитание высоких духовно-нравственных принципов, гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству;

формирование патриотических чувств на основе культурно-патриотических ценностей славных трудовых и боевых традиций российского народа;

формирование глубокого понимания конституционного гражданского долга;

формирование здорового образа жизни учащихся, профилактика правонарушений.

Важными составляющими в работе по патриотическому воспитанию являются традиционное проведение месячника по патриотической и спортивной работе (февраль, май) участие в республиканских и районных акциях, таких как: «Никто не забыт, и ничто не забыто», «Как живешь ветеран», «Я – гражданин России».

Ежегодно учащиеся школы несут почетную вахту у памятника погибшим землякам в Парке Победы.

В школе сложилась система организации и проведения уроков мужества с участием ветеранов ВОВ, семинаров, конкурсов, по проблемам патриотического воспитания. Вместе с тем для эффективного функционирования системы патриотического воспитания в школе сделано еще не все, остается ряд проблем, требующих решения.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодежи, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма.

На сознание подрастающего поколения оказывает разрушающее воздействие пропаганда в средствах массовой информации чуждых традиционному российскому менталитету идеологических, социально-политических, духовно-нравственных стереотипов и штампов, фальсификация отечественной истории и истоков российской культуры.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания программными методами.


II. Цель и задачи Программы.

Основной целью Программы является становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.


Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Повышение качества патриотического воспитания в школе.

2. Реализация программы мероприятий патриотического направления с последующей оценкой качества результативности.

3. Обновление содержания патриотического воспитания, расширение спектра активных форм и методов работы по данному направлению.

4. Усиление взаимодействия с муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, муниципальными образовательными учреждениями и общественными организациями по вопросам патриотического воспитания.

5. Усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.


Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий.
III. Комплексная программа содержит следующие принципы:
1. Принцип доверия и поддержки: решительный отказ от практики социоцентрического по направленности и авторитарного воздействия на родителей и культивирование доверия и взаимной поддержки педагогического коллектива и родительской общественности, глубокое осознание того, что только совместными усилиями нам удастся решать воспитательные задачи.

2. Принцип партнерства: оказание взаимной помощи педагогами, родителями, членами общественности в вопросах воспитания, уважение мнения всех участников учебно-воспитательного процесса, привлечение к делу воспитания культурного, профессионального и жизненного опыта родителей, представителей различных социальных институтов воспитания.

3. Принцип субъектности: предоставление родителям, членам общественности возможности реально обладать субъектными полномочиями, т.е. стать полноправными участниками жизнедеятельности учебного заведения.

4. Принцип выбора: родители, члены общественности, представители социальных институтов воспитания, являясь полноправными участниками всех событий, происходящих в школе, должны иметь возможность выбора содержания (школьный компонент), форм и способов организации воспитательного процесса.

Определенные как основные, данные принципы лежат в основе образовательной деятельности, позволяют смоделировать и представить весь процесс реализации программы, ее функции и направления.
Векторы деятельности:

Формирование единой воспитательной позиции всех субъектов образовательной деятельности по гражданскому, патриотическому воспитанию и здоровому образу жизни

Формирование патриотического сознания и гражданского поведения

Формирование правовой культуры и гражданского сознания

Формирование коммуникативной культуры

Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности

Формирование опыта социально-значимой деятельности

Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья школьников


IV. Обновление содержания и форм патриотического воспитания.

1. Обновление содержания и форм патриотического воспитания достигается путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям. Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
Культурно историческое направление, предполагающее:

воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;

вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;

формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.


Гражданско-правовое направление, ориентированное на:

изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.

формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

развитие реально действующего школьного самоуправления.
Военно - патриотическое, включающее в себя:

изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;

сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

2. Основные направления научно-методического обеспечения патриотического воспитания включает в себя:
разработку комплекса учебных и специальных программ и методик по организации патриотического воспитания;

обобщение опыта по использованию наиболее эффективных форм и методов патриотического воспитания; формирование комплектов литературы патриотической направленности для библиотеки школы;

проведение «круглого стола» с приглашением ветеранов войны, воинской службы и труда по проблемам методологии патриотического воспитания учащихся.

3. Военно-профессиональная ориентация и подготовка к военной службе учащихся осуществляется по следующим направлениям:

встречи старшеклассников с офицерами военкоматов по вопросам ориентации на приобретение воинских профессий; ознакомление с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих;

получение начальных знаний по основам военной службы;

формирование у учащихся готовности к действиям в экстремальных условиях природного, техногенного и социального характера;

практическая подготовка военной, военно-технической и военно-спортивной направленности (учебно-полевые сборы на базе воинских частей, военно-спортивные игры, спартакиады, секции по военно-прикладным видам спорта).
V. Модель реализации программы

1. Содержание образования.

В патриотическом воспитании значительная часть самого его содержания – исторические, культурные, личностные проблемы.

Чему будем учить и какие качества личности воспитывать.

Мы будем формировать патриотическое сознание и гражданское поведение; развивать нравственные качества, такие, как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие через создание проблемных ситуаций, социально-значимую деятельность, акции и проекты.

Будем формировать опыт социального поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; нравственные привычки, нравственное сознание, основными категориями которого является нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этические оценки.

2. Формы организации деятельности учащихся: уроки Мужества, социально-значимые акции, создание совета Дела, НОУ, поисковых групп, деловые и спортивно-военизированные игры, необходимые для создания условий для выражения личностной, патриотической и гражданской позиции учащихся.

Активное использование метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности воспитанника, его гражданской мотивации, изучения среды и ее влияния на воспитание (анкетирование, ранжирование, неполные предложения, опросы и т.д.)

3. Материальная база: учебно-методический комплекс по программе ОБЖ, кабинет ОБЖ, спортивный зал, уголок Боевой Славы, материально-техническое обеспечение уроков ОБЖ, компьютеры, мультимедийные учебники)

4. Ресурсная база: преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физкультуры, заместитель директора по воспитательной работе, педагоги-организаторы, социальный педагог.


VI. Ожидаемые результаты от реализации программы.

Реализация Программы призвана способствовать:

развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России, родного села и района;

воспитанию у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;

формированию ответственного понимания учащихся своего гражданского долга и конституционных обязанностей;

созданию благоприятных условий для нравственного интеллектуального и физического формирования личности ребенка и подрастающего поколения.
VII. Механизм реализации Программы.

Механизм реализации Программы предполагает совершенствование форм и методов работы педагогического коллектива в целях обеспечения роста патриотизма у учащихся и создание благоприятных условий для духовного и культурного подъема учащихся. Администрация школы осуществляет координацию процесса патриотического воспитания в пределах своих полномочий, объединяя все усилия в целях обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания в школе.


VIII. Оценка эффективности реализации Программы.

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия.


Духовно-нравственные параметры:

повышение толерантности, проявление активной гражданской позиции учащихся;

повышение интереса к историческому прошлому села, района, области и страны;

утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей, взглядов;

проявление мировоззренческих установок на готовность учащихся к защите Отечества.
IX. Контроль и управление реализацией Программы.

Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет администрация МОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Актанышского муниципального района Республики Татарстан. Классные руководители в установленном порядке готовят отчеты, предложения о работе с учащимися по патриотическому воспитанию и представляют их заместителю директора по воспитательной работе.




План основных мероприятий по реализации Программы гражданского и патриотического воспитания учащихся МОУ АСОШ №2




Мероприятие

Период
исполнения


Ответственные

1

2

3

4



Изучение проектов постановлений, распоряжений, программ, положений, приказов, планов мероприятий по организации патриотического воспитания граждан

В течении учебного года

Администрация школы



Подготовка методических материалов по обеспечению формирования у подростков правильного репродуктивного поведения и установок на создание семьи как основы возрождения моральных ценностей

В течении учебного года

Администрация школы



Создание материально-технического обеспечения и организация работы военно-патриотических объединений по патриотическому воспитанию детей

В течении учебного года

Администрация школы



Организация возрождения тимуровского движения по оказанию помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников ВО войны, локальных войн и конфликтов

Сентябрь

Педагоги-организаторы



Подготовка методических материалов по обеспечению формирования у подростков правильного репродуктивного поведения и установок на создание семьи как основы возрождения моральных ценностей

Март


Директор школы



Создание материально-технического обеспечения и организация работы военно-патриотических объединений по патриотическому воспитанию детей

Октябрь

Зам. директора по ВР



Привлечение родителей учащихся и жителей села к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.)

В теч. года.

Директор школы, заместитель директора по ВР, классные руководители



Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы

В теч. года

Руководители методических объединений, учителя-предметники



Участие в смотрах-конкурсах на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы с учащимися

В теч. года

Учителя физкультуры



Создание «методической копилки» разработок и сценариев мероприятий и классных часов с патриотической направленностью

В теч. года

МО классных руководителей,

зам. директора по ВР





Изучение государственной символики Российской Федерации




Классные руководители






Разработка Положения и инструкций по охране труда при проведении военно-спортивных игр на местности с учащимися школы

В теч. года

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель физкультуры






Организация и проведение месячников:

- патриотического воспитания;

- здорового образа жизни;

февраль


май

Учитель физкультуры, зам. директора по ВР






Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по патриотическим тематикам

В теч. года









Проведение воспитательных мероприятий и игр:

• игра «Зарница»;

• конкурсы «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мальчики!»;

• смотр строя и песни;

• соревнования по военно-прикладным видам спорта;

• праздник, посвященный Дню защитника Отечества



В теч. года

Учитель физкультуры, истории, классные руководители






Проведение туристско-краеведческих соревнований

Июнь

Учителя физкультуры

и ОБЖ







Уход за памятником воинам, погибшим в Великой Отечественной войне

В теч года

Преподаватель ОБЖ






Проведение Уроков мужества

В теч года

классные руководители, учителя-предметники






Проведение поисковых операций, направленных на пополнение материала по военно-патриотическому воспитанию учащихся

В теч года

Поисковый отряд






Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным историческим датам

В теч года

Учителя физкультуры






Проведение викторин, познавательных игр, конкурсов, связанных с углубленным знанием истории Отечества, биографий исторически значимых личностей, краеведением.

По плану внеурочных мероприятий

Зам. директора по ВР, классные руководители






Организация выставки литературы на патриотическую тему

В теч года

Библиотекарь






Проведение концертов, посвященных Дню защитника Отечества и юбилейным историческим датам, конкурсов чтецов

«Я люблю тебя, Россия»



В теч года

Зам. директора по ВР, педагоги-организаторы, учителя литературы






Проведение конкурсов рисунков, чтецов, песни на темы: «Я люблю тебя, отчий край», «Никто не забыт, ничто не забыто»

По плану внеурочных мероприятий

Зам. директора по ВР, педагоги-организаторы






Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн

В теч года

Классные руководители






Выпуск тематических стенгазет к памятным датам истории Отечества


По календарю

ШМО учителей истории






Проведение викторины

«Мы этой памяти верны»



Апрель -май

ШМО учителей истории






Проведение читательских конференций по книгам о

Великой Отечественной войне



В теч года

Библиотекарь






Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотические темы

В теч года

Классные руководители






Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию в средствах массовой информации, на сайте школы

В теч года

Педагог ДО «Юный корреспондент», «Мир информатики»






Обмен опытом работы с образовательными учреждениями района, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников.

В теч года

Директор школы, заместители директора по УВР и ВР






Организация туристических походов и автобусных экскурсий по родному краю, походов

По плану внеурочных мероприятий

Классные руководители, учителя предметники






Акция «Герои моей страны»

декабрь

Зам. директора по ВР






Конкурс «Юный патриот»

май









Патриотический марафон




Зам. директора по ВР, кл. руков






Районная интеллектуальная игра «Героями славится Отчизна»

апрель

ШМО учителей истории






Школьный конкурс на лучшее знание Государственной символики РФ и РТ

январь-март

Учитель истории, кл. руков.






Организация и проведение месячника оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества

февраль

Преподаватель ОБЖ






Проведение военно-спортивной игры «Зарница»

февраль

Преподаватель ОБЖ






Районное соревнование «Салют Победы»

февраль

Преподаватель ОБЖ






Акция «Подарок защитнику Отечества»

февраль

Руководитель преподаватель ОБЖ






Районный зимний туристский слёт

февраль

Руководитель преподаватель ОБЖ, уч. физической культуры






Выставка детский рисунок

«Я люблю тебя Россия»



декабрь,

февраль,май



уч. нач. классов






Конкурс информационных листков

«Этих дней ни смолкнет слава»



декабрь,

февраль,май



Классные коллективы






Тематические выставки книг

«Этих дней ни смолкнет слава»



в теч.года

. шк. библиотекарь






Проведение военно - полевых сборов по подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и защите Отечества

май

Преподаватель ОБЖ






Вечер «Солдатами не рождаются»

май

Зам. директора по ВР, вожатая кл. руков

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ключевые мероприятия и традиции по гражданственному и патриотическому воспитанию

Акция «Ветеран живет рядом».

Акция «Письмо солдату».

Вахта Памяти.

Игра «Зарница».

Встречи с ветеранами.

Встречи с участниками современных воин.

Экскурсии в школьный музей (по тематическим экспозициям).

Единые классные часы.

Спортивно-конкурсная программа «А, ну-ка, парни!»

Возложение цветов к Памятным местам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию

Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.

Изучение символики округа, города, школы.

Работа школьного музея.

Организация встреч с ветеранами и участниками воин.

Шефская помощь ветеранам.

Изучение основ государства и права.

Изучение культуры народов России.

Изучение края и страны, через организацию походов, экскурсий (Музейный Ресурсный Центр и Школьный музей), заочных путешествий.

Организация и проведение благотворительных акций: «Ветеран живет рядом», «Письмо солдату».

Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам.

Исследовательская деятельность

Музейная деятельность.

Вахта Памяти.

Марш-Парад.

Игра «Зарница».

Встречи с ветеранами.

Встречи с участниками современных воин.

Встречи с представителями ВК с. Актаныш.

Экскурсии в школьный музей (по тематическим экспозициям).

Единые классные часы.

Спортивно-конкурсные программы.

Возложение цветов к Памятным местам.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Традиционные месячники по гражданско-патриотическому воспитанию

"Село, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ"

Цель: Привить чувство любви к родному городу, дать почувствовать ребятам, что они являются полноправными членами общества и несут ответственность за свои поступки и действия.


"БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ"

Цель: Добиться того, что ученики уяснили и осознали то, что здоровье является высшей жизненной ценностью, беречь которую они должны и обязаны.

Темы:

"Землянам чистую планету".



"В здоровом теле здоровый дух".

Мир моих увлечений.


"А ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН"

Цель: Добиться того, чтобы ученики нашей школы были законопослушными гражданами нашей страны, довести до сведения учеников основные законы общества

Темы:

"Ты и закон".



«Я гражданин и патриот своей страны».

Мои права и обязанности.

''ДЫМ ОТЕЧЕСТВА И СЛАДОК, И ПРИЯТЕН..."

Цель: Воздействовать на сознание учеников, пробудить в них патриотические чувства, чувство долга, чести, мужества; воспитывать на их основе достойное поколение.

Темы:

"Юность, опаленная войной".



"С чего начинается Родина?"

"Достойное поколение".

Славные сыны Отечества.

Мы - защитники мира.


"СЕМЬЯ – СЕРДЦЕ ОБЩЕСТВА"

Цель: Развитие познавательного интереса к традициям семьи, к своим истокам; воспитание и уважение к старшему поколению.

Темы:

Твои истоки.



Я и Вселенная.

Мой дом, мои родные, близкие.


"НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО"

Цель: воспитание уважения к прошлому нашей страны, любви к своей Родине; сохранение и почитание памяти о ветеранах ВОВ.

Темы:

«День Победы».



«Ветеран живет рядом».

Вахта Памяти.


День Защитников Отечества.

На кануне праздника проводятся конкурсы для мальчиков и юношей «А ну-ка, парни!», «Солдат удачи!», «Верный страж и защитник» и т.д.

К этому празднику каждый класс выпускает красочные плакаты, рисунки, поздравительные газеты. Ребята посещают школьный музей.

На тематический классный час приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, ветераны Афганистана, Чечни. Учащиеся и педагоги проводят для гостей концертную программу.


9 мая. Вахта памяти.

Накануне праздника учащиеся оформляют школу рисунками, плакатами, газетами, пишут стихи, сочинения о войне, разносят ветеранам приглашения.

В фойе школы оформлен импровизированный вечный огонь.

В актовом зале проводится экскурсия, посвящённая памяти ВОВ.



Подобные мероприятия помогают учащимся школы почувствовать и понять важность и значимость подвигов ветеранов войны, воспитывают в них гражданственность и патриотизм.
скачать


Смотрите также:
Программа гражданского и патриотического воспитания учащихся
259.74kb.
Программа патриотического воспитания учащихся мбоу сош №54
150.83kb.
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся гимназии №2
268.53kb.
Внеклассное мероприятие по литературе «Пусть поколения знают»
181.71kb.
Программа военно-патриотического воспитания комплексно-целевая программа патриотическое
202.93kb.
Программа «Школа знаний»
94.59kb.
Программа патриотического воспитания «Будущее России»
86.26kb.
Программа гражданско-патриотического воспитания школьников моу
454.77kb.
Система гражданско-патриотического воспитания
37.7kb.
Программа развития гражданского образования и патриотического воспитания учащихся «Возвращение к истокам»
574.24kb.
Программа гражданско патриотического воспитания «Мы Россияне»
50.52kb.
Отчет о проделанной работе в рамках
45.72kb.