Главная стр 1
скачать


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по Образованию

гоу впо

Всероссийский заочный финансово-экономический институт



Планирование социально-экономических систем и процессов

Программа для студентов VI курса специальности 080504

«Государственное и муниципальное управление»

Факультет менеджмента и маркетинга

Кафедра региональной экономики и управления
Курс — VI

Лекции — 20ч.

Практические занятия — 4ч.

Всего — 24ч.

Аудиторная (контрольная) работа — 4 ч.

Экзамен — 4 ч.


Москва 2008

Составитель

кандидат экономических наук, доцент С.В. Артемов

Ответственный редактор

Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления,

доктор экономических наук, профессор



А.П. Левин

Обсуждена

На заседании кафедры региональной экономики и управления

Протокол № от « » 2008 г.

Программа одобрена на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ

Протокол № от « » 2008 г.



Программа



  1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе


1.1. Цель преподавания дисциплины
Целью данного курса является овладение студентами - будущими специалистами в области государственного и муниципального управления, знаниями по теории, методологии и организации планирования социально-экономических территориальных систем различного уровня, а также некоторыми практическими навыками формирования и обоснования плановых показателей и мероприятий, обеспечивающих социально-экономическое развитие. Социально-экономическое планирование рассматривается как отрасль общественного знания, опирающаяся на важнейшие закономерности функционирования и развития природы и общества в их взаимодействии. Само же планирование трактуется не только как мыслительный, но и социальный процесс, организованный в определенном социо-культурном, политическом и экономическом пространстве. Особое внимание уделяется социальной обусловленности, социальному содержанию и социальным результатам макропланирования. В то же время обращается внимание и на специфику планирования социально-экономических систем на региональном и муниципальном уровнях.

Объектом дисциплины являются: национальная экономика, ее отрасли, корпоративные, региональные и муниципальные звенья, рынки сырья, товаров, услуг, труда и капитала.

Предметом изучения дисциплины являются процессы планирования развития социально-экономических систем представляющих собой любое социально-экономическое образование, обладающее определенной свободой выбора формы деятельности и единством организационной структуры, элементы которой взаимосвязаны и совместно функционируют для достижения общей цели.

Программа дисциплины ориентирована на базовые знания, приобретенные студентами по всем дисциплинам учебного плана для специальности 080504 "Государственное и муниципальное управление". Методология социально-экономического прогнозирования и планирования взаимосвязана с методологиями таких дисциплин, как экономическая теория, макроэкономика, микроэкономика (в части основ макроэкономики), государственное регулирование экономики, теория вероятностей, статистика, математическое моделирование социально-экономических прогнозов.

Приступая к изучению проблем планирования социально-экономических систем (СЭС) студент должен знать основные положения этих дисциплин.

Данный курс относится к общепрофессиональным дисциплинам. Он тесно связан с курсом "Прогнозирование и планирование в условиях рынка".

В качестве текущей аттестацией качества усвоения знания используются вопросы раскрываемых тем, аудиторные работы, обсуждение проблемных вопросов.
1.2. Задачи изучения дисциплины

Задача дисциплины — научить студентов научным основам планирования социально-экономических систем.



В результате изучения дисциплины студенты должны

а) знать:

  • теоретические основы планирования социально-экономического развития страны и регионов, отраслевых комплексов, секторов экономики, предприятий;

  • методы разработки программ экономического роста;

  • принципы, законы, типы планирования;

  • организацию и процесс планирования на федеральном, региональном, отраслевом, корпоративном уровнях;

б) владеть:

  • методологией планирования различных аспектов социально-экономического развития страны и регионов;

  • методами и технологией стратегического, индикативного, программно-целевого, проектного планирования;

  • методикой разработки программ и планов социально-экономического развития территории;

в) иметь представление:

  • об объектах, субъектах, организации, технологии, целях и задачах стратегического планирования социально-экономических систем;

  • о формах государственных и муниципальных планов и их схемах;

  • методах, технологии и организации стратегического планирования.



1.3. Дисциплины, знание которых необходимо для изучения курса



Дисциплина


Вопросы (темы), знание которых необходимо для изучения данной дисциплины


Экономическая теория


Основы экономического анализа. Функционирование конкурентного рынка. Основы государственного сектора. Валовой внутренний продукт. Инфляция. Безработица. Мировая экономика и экономический рост. Факторные рынки. Тенденция и закономерности экономического роста


Статистика


Информационная база. Ряды динамики, регрессионные модели, индексный метод в исследовании и прогнозировании социально-экономических явлений и процессов


Региональная экономика и управление


Региональная политика государства. Межотраслевые комплексы, особенности их размещения. Моделирование региональной экономики. Экономические механизмы регулирования регионального развития. Региональные особенности хозяйствования федеральных округов


Прогнозирование и планирование в условиях рынка

Прогнозирования при принятии решений органами законодательной и исполнительной власти. Планирование доходов и расходов государства. Планирование развития государственного сектора экономики. Прогнозирование социального развития.

Основы социального прогнозирования

Социальное прогнозирование как процесс разработки социальных прогнозов. Методология социального прогнозирования. Методы прогнозирования. Прогноз основных показателей и факторов качества жизни. Прогнозирование развития социальной сферы.


2. Содержание дисциплины

В ходе изучения дисциплины «Планирование социально-экономических систем» предусматривается проведение лекционных, практических занятий, выполнение контрольной работы, сдача экзаменационного зачета. Для подготовки контрольной работы необходимо воспользоваться методическими указаниями к выполнению контрольной работы.


2.1. Лекционные занятия
Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Понятие планирования. Уровни планирования: микро-, мезо-, макро. Планирование как мыслительный процесс. Становление "планирующего мышления" как историческая закономерность. Планирование в структуре повседневного мышления.

Мезоуровень планирования. Планирование как технико-экономическая деятельность. Бизнес-план в системе управления организацией. Социальное планирование на предприятии.

Планирование как социальный процесс. Понятие макропланирования. Социополитическая среда макропланирования. Достоинства и недостатки макропланирования. Типы макропланирования: директивное, индирективное, регулятивное, индикативное. Место макропланирования в системе государственного управления. План по форме и по содержанию.

Субъекты и объекты макропланирования. Социальные и экономические процессы как предмет макропланирования. Планирование пропорций и темпов социально-экономического развития.

Объективная необходимость и возможность планирования социально-экономического развития страны. Предпосылки общегосударственного планирования. Проблема соотношения плана и рынка в макропланировании. Формирование системы индикативного планирования.

Связь науки планирования с общественными и социально-экономическими науками. Задачи и структура курса.

Тема 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Общая характеристика системы социально-экономического планирования. Система плановых органов: их задачи, функции, статус. Предплановые документы. Диагностика социально-экономических проблем.

Центральные государственные органы планирования. Отраслевые и территориальные органы планирования. Локальные органы планирования.

Содержание государственного плана. Социально-экономическое программирование. Технология социально-экономического планирования. Этапы и последовательность разработки и утверждения государственного плана. Доведение плановых показателей и мероприятий до исполнителей. Контроль и обеспечение выполнения государственного плана.

Схемы планирования. Роль экономиста-менеджера в планировании на государственном и муниципальном уровне. Информационные технологии в планировании.


Тема 3. Методология планирования социально-экономического развития


Теория расширенного воспроизводства - методологическая основа планирования социально-экономического развития страны.

Методы разработки планов. Аналитические и плановые методы. Рабочие приемы плановых проектировок и расчетов. Укрупненные методы планирования и методы детального счета. Метод плановых расчетов по факторам. Экстраполяция. Экспертные оценки в социально-экономическом планировании. Методы социальных сравнений, социальных образцов и передвижек в планировании.

Программно-целевой метод. Нормативный метод: технико-экономические, экономические, социальные нормы и нормативы. Метод вариантных приближений. Метод последовательных приближений. Балансовый метод планирования. Материальные, трудовые, финансовые и социальные балансы. Баланс народного хозяйства. Метод критического пути.

Оптимизационные методы планирования. Методы формальной и неформальной оптимизации. Экономико-математические методы и автоматизация плановых расчетов.

Содержание стратегического планирования применительно к специальному объекту: развитию государства, города и региона. Общие положения разработки стратегии экономического развития, соблюдение которых активно увеличивает возможность успеха. Методы и процедуры стратегического планирования.


Тема 4. ПЛАНИРОВАНИЕ социально-экономического развития РЕГИОНА

Понятие и особенности регионального планирования. Цель разработки стратегии развития региона. Взаимосвязь макроподсистем региона. Формирование целей и критериев управления. Модель анализа внутренней среды региона. Выбор рационального варианта регионального развития на базе методологии САПСЭР.

Анализ внешней и внутренней среды региона. Анализ основных факторов макросреды. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития региона. Стратегические варианты развития региона. Типовые стратегии. Возможные стратегии по вариантам развития.

Функциональные элементы управления реализацией стратегии развития региона. Классификация региональных целевых комплексных программ.

Программная разработка решения проблем на уровне региональных программ. Мониторинг реализации стратегического плана Оценка эффективности стратегии.

Формы и уровни социального планирования. Показатели социального развития. Процедура их формирования. Планирование занятости населения.

Основные принципы анализа и планирования региональных рыночных процессов формирование потребительского рынка. Развитие региональных потребительских рынков в России. Комплексный анализ развития материально-технической базы регионального потребительского рынка. Разработки прогнозов развития потребительского рынка. Прогнозирование развития регионального потребительского рынка. Главные направлениями развития инфраструктурного потенциала регионального потребительского рынка.

Развитие финансово-экономической сферы территории. Структура финансовых ресурсов территории. Структура консолидированного бюджета субъектов РФ. Распределение средств между звеньями бюджетной системы РФ. Основные направления реализации программ по улучшению инвестиционного климата. Составление оптимального инвестиционного портфеля территории.


Тема 5. Планирование социально-экономического развития города

Город как объект стратегического планирования. Взаимосвязь макроподсистемы города этапов стратегического управления городом Целевые комплексные программы Управление реализацией стратегического плана. Анализ среды города. Стратегические цели и критерии Стратегические цели и критерии управления городом. Прогноз социально-экономического развития города прогнозирование социально-экономического развития города. Стратегические варианты развития города.

Факторы, определяющие стратегию развития города. Стратегическое маркетинговое планирование подходов к развитию города. Формулирование стратегии. Стратегическое маркетинговое планирование.

Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование инновационной деятельности Освоение инноваций разрабатывать долгосрочные прогнозы инновационно-технологического. Система национальных инновационных проектов и программ. Состав и тенденции динамики инновационно-инвестиционного сектора. Модели территорий инновационного развития как организационная форма планирования инновационной деятельности.

Формирование доходов и расходов местных бюджетов. Анализ бюджета территории, методы и инструментарий. Оценка финансовой устойчивости бюджетов. Анализ с помощью бюджетных коэффициентов. Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании.


Тема 6. планирование территориального развития

Формирование системы территориального прогнозирования и планирования. Прогнозные проектировки, программы и планы. Задача совместимости подходов центра и регионов к территориальному прогнозированию и планированию проведения обоснованной и целенаправленной региональной государственной политики на базе анализа показателей эффективности развития. Показатели, используемые на разных ступенях расчетов. Группы показателей, используемых при прогнозах регионального развития. Этапы и алгоритмы территориального прогнозирования и стратегического планирования. Использование экономико-математических моделей при прогнозировании параметров развития страны в территориальном разрезе. Районная планировка в таксономической системе исследований и проектирования районных комплексов разного ранга проектов территориального планирования. Схема районной планировки. Районная планировка муниципальных образований Единые генеральные планы городских промышленных районов. Особые экономические зоны создаются.




2.2. Практические занятия

Цель практических занятий — закрепление полученных знаний, углубленное изучение наиболее значимых тем и вопросов дисциплины, приобретение студентами навыков прогнозирования и планирования, проведение необходимых расчетов. Практические занятия могут иметь различные формы: семинары, деловые игры, лабораторные работы, диспуты и т.п. В процессе проведения практических занятий необходимо использовать технические средства обучения.



Содержание практических занятий


Тема

Часы

Методология планирования социально-экономического развития

1

Региональное планирование

1

Планирование развития города

1

Планирование территориального развития

1

Итого

4



2.3. Распределение бюджета времени при изучении дисциплины (в часах)





Тема

Всего

Лекции

Практи-ческие занятия

1

2

3

4

5



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

2

2

-



СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

2

2

-



МЕТОДОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

5

4

1



ПЛАНИРОВАНИЕ социально-экономического развития РЕГИОНА

5

4

1



Планирование социально-экономического развития муниципального образования (города)

5

4

1



планирование территориального развития

5

4

1




Итого

24

20

4


ГЛОССАРИЙ

Бюджетные услуги (применительно к муниципальному управлению) — муниципальные услуги, финансирование которых полностью или частично осуществ­ляется из средств местного бюджета.

Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно и не требует вмешательства органов государственной власти.

Воспроизводство - воссоздание израсходованных факторов производства посредством их последующего производства. В экономической теории различают воспроизводство капитала, простое воспроизводство и расширенное воспроизводство.

Восстановление рынка - рынок, на котором происходит движение цен в направлении, противоположном предыдущему тренду.

Город федерального значения (применительно к муниципальному управлению) — город, в котором местное самоуправление осуществляется на внутригородских территориях.

Городское поселение — город или поселок с прилегающей территорией, на которой осуществляется местное самоуправление.

Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района.

Градообразующая сфера — совокупность предприятий и организаций, расположенных на территории поселения, продукция которых в основной части реализуется за его пределами в рамках территориального разделения труда.

Градообслуживающая сфера — совокупность предприятий и организаций, основная часть продукции и услуг которых реализуется внутри поселения и обеспечивает его функционирование и развитие.

Градостроительный регламент — совокупность установленных правилами землепользования и застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях.

Инвестиции в основной капитал - совокупность затрат, направленных на создание и воспроизводство основных фондов (новое строительство, расширение, реконструкцию и модернизацию объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объектов и относятся на добавочный капитал организации, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, на формирование основного стада, многолетние насаждения и т.д.).

Инвестиции в основной капитал - совокупность затрат, направленных на создание и воспроизводство основных фондов (новое строительство, расширение, реконструкцию и модернизацию объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объектов и относятся на добавочный капитал организации, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, на формирование основного стада, многолетние насаждения и т.д.).

Инвестиции иностранные - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности и других видов деятельности с целью получения дохода; долгосрочные вложения капитала иностранными собственниками в экономику региона.

Индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги представляет собой средний индекс цен на товары и услуги, как произведенные внутри страны, так и импортные, и потребляемые внутри страны.

Индекс промышленного производства - относительный показатель, характеризующий изменение масштабов производства в сравниваемых периодах.

Индекс физического объема оборота розничной торговли – относительный показатель, характеризующий изменение объема продажи товарной массы (количественного фактора оборота) в текущем периоде по сравнению с базисным.

Индекс физического объема оборота розничной торговли (объема платных услуг населению) характеризует динамику показателя и определяется путем сопоставления величины показателя за отчетный и базисный период с учетом снятия инфляционной составляющей с помощью индексов потребительских цен.

Индекс-дефлятор () - индекс цен, характеризующий средневзвешенное изменение цен всех произведенных товаров и услуг, как для внутреннего потребления, так и на экспорт.

Инновационная программа - как инструмент реализации стратегии инновационного развития территории - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленных на достижение установленных целей и задач в интересах развития основных общественных сфер, повышения конкурентоспособности инновационной сферы и экономики в целом.

Инновационная система (ИС) – состав взаимосвязанных элементов, способных в совокупности организовать инновационный процесс и поддерживать его на требуемом уровне. ИС имеет внутреннюю и внешнюю среды, управляемую и управляющую подсистемы. Элементами ИС являются инновации, сам инновационный процесс и его участники, отношения и связи которых упорядочены организационной структурой, осуществляющие инновационную деятельность, а также инновационный механизм. ИС является предметом инновационного менеджмента.

Инфраструктура поселения — комплекс сооружений и коммуникаций, обеспечивающий функционирование и устойчивое развитие поселения. Подразделяется на инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру.

Кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, государственные органы управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга.

Конкуренция территорий - соревнование между регионами (муниципальными образованиями) с целью завоевания различных целевых групп потребителей местных ресурсов и услуг общественной сферы территории, а также привлечения новых источников финансирования для социально-экономического развития территории.

Концепция инновационной политики территории - нормативно-правовой документ, утверждающий цели и задачи инновационной политики, приоритетные направления развития и механизмы поддержки инновационной деятельности.

Маркетинг территории муниципального образования — деятельность органов местного самоуправления по привлечению инвестиций на территорию муници­пального образования путем наиболее полного раскрытия его инвестиционного потенциала.

Межселенная территория — часть территории муниципального района, находящаяся вне границ поселений.

Местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

Местное сообщество — население муниципального образования, объединенное коллективными интересами по решению вопросов местного значения.

Местные налоги и сборы — налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно, в соответствии с действующим законодательством.

Методы экспертных оценок - сущность которых заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте.

Методы экстраполяции - Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее.

Муниципальная деятельность — деятельность населения муниципального образования и (или) органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Муниципальная казна — средства местного бюджета и муниципальное имуще­ство, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Муниципальная политика — система целей муниципальной деятельности и спо­собов их достижения на основе властных полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления.

Муниципальная служба — профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

Муниципальная экономика — совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения на местном уровне, и отношений по их использованию.

Муниципальное имущество — имущество, находящееся в собственности местного сообщества. Термины «муниципальное имущество» и «муниципальная собственность» могут использоваться как идентичные.

Муниципальное образование — городское, сельское поселение или несколько поселений, объединенных в муниципальный район, в пределах которого осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальное предприятие — предприятие, собственником имущества и учредителем которого является муниципальное образование.

Муниципальное учреждение — учреждение, собственником имущества и учредителем которого является муниципальное образование.

Муниципальные минимальные социальные стандарты — устанавливаемые органами местного самоуправления минимальные нормы и нормативы предо­ставления муниципальных услуг по объему, качеству и срокам (периодичности).

Муниципальные услуги — услуги, которые должны предоставляться в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которых органы местного самоуправления несут ту или иную меру ответственности.

Муниципальные финансы — совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения возложенных на него задач.

Муниципальный заказ — совокупность муниципальных контрактов, система финансирования расходов местного бюджета через заключение муниципальных контрактов.

Муниципальный контракт — договор, заключаемый органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организаци­ей от имени муниципального образования с физическими или юридическими ли­цами на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств местного бюджета.

Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера.

Национальная инновационная система - совокупность различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя организационно-правовую основу, служащую правительствам для формирования и реализации политики, влияющей на инновационный процесс. Под институтами, в свою очередь, понимаются организации, принципы и формы, в которых происходят инновационные процессы.

Неформальная экономическая деятельность – деятельность, осуществляемая на законном основании, отдельными лицами, домашними хозяйствами, которые не оформляются как предприниматели в установленном порядке, их работа основана на неформальных отношениях, как вторичная занятость, а также физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (зарегистрированными и незарегистрированными).

Оборот розничной торговли - стоимость товаров, проданных населению за наличный расчет для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, посредством платежных карт, что также учитывается как продажа за наличный расчет.

Оборот розничной торговли - стоимость товаров, проданных населению за наличный расчет для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве.

Органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Планирование трудовых ресурсов - функция управления трудовыми ресурсами, заключающаяся в определении потребности в людях трудоспособного возраста и их способностей к трудовой деятельности. Планирование трудовых ресурсов имеет вероятностный характер и зависит:

- от уровня спроса и предложения рабочей силы в конкретном регионе;

- от уровня занятости;

- от организации процесса трудоустройства населения и других факторов.



Плановая калькуляция - калькуляция, определяющая среднюю себестоимость продукции на плановый период. Плановые калькуляции составляют исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов топлива и т.п. Нормы расходов берутся средними для планируемого периода.

Плановая экономика - экономика, в которой распределение ресурсов определяется решениями правительства.

План-прогноз - план, в основу которого положены научно обоснованные прогнозы экономических процессов и будущего состояния экономики.

Поселение — городское или сельское поселение.

Постоянное население – это постоянно проживающие на данной территории, включая временно отсутствующих на момент статистического учёта (переписи).

Потенциальная занятость - показатель, характеризующий верхний предел занятости, который может быть достигнут при определенных условиях в том или ином районе.

Потребительские товары - товары и услуги, непосредственно удовлетворяющие потребности человека, предназначенные для семейного или личного потребления.

Потребительский рынок - рынок покупателей, образованный отдельными лицами и домохозяйствами, покупающими или приобретающими иным способом товары и услуги для личного потребления.

Потребительский рынок - рынок покупателей, образованный отдельными лицами и домохозяйствами, покупающими или приобретающими иным способом товары и услуги для личного потребления.

Правила землепользования и застройки — нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие использование и изменения объектов недвижимости на территории поселений.

Прямые иностранные инвестиции - приобретение иностранными инвесторами не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории региона в форме хозяйственного товарищества или общества; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории региона; осуществление на территории региона иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.

Районная планировка - проектные предложения по планировочной организации территории экономических или административных районов страны. Р. п. основана на широком круге социальных, экономических, санитарно-гигиенических и градостроительных мероприятий и проводится с учётом природных условий.

Реальный сектор экономики - сектор экономики, связанный непосредственно с материальным производством, получением прибыли и наполнением бюджета.

Регионализация - развитие, укрепление экономических, политических и иных связей между областями или государствами, входящими в один регион.

Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых осуществляется местное самоуправле­ние.

Скрытая экономическая деятельность – законная экономическая деятельность (осуществляемая с целью получения экономической выгоды), которая скрывается или преуменьшается осуществляющими ее единицами с целью уклонения от уплаты налогов, социальных взносов или иных обязанностей.

Стратегия инновационного развития территории - совокупность целей, задач, методов их достижения, направленных на усиление конкурентоспособности территории в долгосрочном периоде путем воздействия на инновационные факторы ее экономического роста.

Территориальное общественное самоуправление — самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Экономико-математическая модель - математическая модель связи экономических характеристик и параметров системы. Описывает экономические процессы, объекты и связи с использованием математического аппарата.

Экономико-статистическая модель - экономико-математическая модель, дающая количественную характеристику связи, зависимости и взаимообусловленности экономических показателей.

Экономическая модель - упрощенное представление действительности, воплощенное в форме экономико-математической модели.

Экономический анализ - выявление экономических закономерностей из фактов экономической действительности. Экономический анализ предполагает раскладывание экономики на отдельные части (экономические категории).

Эффективность - в макроэкономическом анализе - показатель выпуска товаров и услуг в расчете:- на единицу затрат; или

- на единицу затраченного капитала; или



- на единицу совокупных затрат всех производственных ресурсов.

Литература
Основная

  1. Морозова Т.Г., Пикулькин А.В. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

  2. Парсаданов Г.А., Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны. Учебное пособие. – М.: Юнити, 2001.


Дополнительная

  1. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: Инфра-М, 2007.

  2. Гаврилов К.Л. Механизм обновления: Концепция развития национальной инновационной системы России. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.

  3. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. —М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

  4. Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР.– Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.

  5. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / Под ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. — М.: Экономика, 2000.

  6. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие МГУ. — М.: Дело, 2001.

  7. Гранберг А.Г. Социально-экономическое пространство России: трансформацилнные тенденции и перспективы. – М.: ГУУ, 2004.

  8. Кандаурова Г.А., Борисевич В.И., ред. Прогнозирование и планирование экономики. – М.: Современная школа, 2005.

  9. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической динамики. - М.: Наука, 1991.

  10. Котлер Ф.. Основы маркетинга. - М.: Вильямс, 2003.

  11. Костылева Н.Е. Инновационные методы повышения конкурентоспособности городов и регионов. – СПб.: ИРЭ РАН, 2005.

  12. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия – 2050. Стратегия инновационного прорыва. – М.: «Экономика», 2005.

  13. Парсаданов Г.А., Егоров В.В. Прогнозирование национальной экономики. – М.: Высшая школа, 2002.

  14. Маршалова А. С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций/ НГАЭиУ — М.: ОАО "Ищательство"Экономика", 1998.

  15. Поляк Г.Б Территориальные финансы. – М.: Вузовская книга, 2006.

  16. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия: Учебник для вузов. — М.: Экономика, 2000.



Вопросы к контрольной работе по дисциплине

«Планирование социально-экономических

систем и процессов»

  1. Понятие «планирование». Уровни планирования.

  2. Место планирования в системе социально-экономического управления.

  3. Прогнозирование и планирование развития потребительского рынка региона.

  4. Экономические и социальные процессы как предмет макропланирования.

  5. Объективная необходимость и возможность планирования социально-экономического развития.

  6. Проблема соотношения плана и рынка в государственном регулировании.

  7. Общая характеристика системы социально-экономического планирования.

  8. Предплановые исследования и разработки.

  9. Система планов.

  10. Разделы и разрезы государственного плана.

  11. Система плановых показателей государственного плана.

  12. Содержание стратегического планирования.

  13. Методы социально-экономического планирования: общая характеристика.
  14. Модели территорий инновационного развития как организационная форма планирования инновационной деятельности


  15. Стратегические варианты развития города.

  16. Балансовый метод в планировании.

  17. Программно-целевой метод в планировании.

  18. Предмет планирования.

  19. Система органов макропланирования.

  20. Стратегическое планирование развития инновационно-инвестиционного сектора.

  21. Технология макропланирования.

  22. Особенности индикативного планирования.

  23. Формирование государственной инвестиционной политики.

  24. Социальные показатели в планировании социального развития.

  25. Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование инновационной деятельности.

  26. Использование экономико-математических моделей при прогнозировании параметров развития страны в территориальном разрезе.

  27. Стратегическое планирование на муниципальном уровне.

  28. Концепция устойчивого развития.

  29. Стратегическое маркетинговое планирование развития города.

  30. Необходимость и возможность макропланирования.

  31. Развитие финансово-экономической сферы территории.

  32. Формирования доходов и расходов местных бюджетов.

  33. Межбюджетные отношения.

  34. Организация бюджетного процесса и в муниципальном образовании.

  35. Формирование системы территориального прогнозирования и планирования.

  36. Формирование и выбор рационального варианта регионального развития.

  37. Этапы и алгоритмы территориального прогнозирования и стратегического планирования.

  38. Районная планировка в таксономической системе исследований и проектирования районных комплексов разного ранга.

  39. Субъекты и объекты макропланирования.

  40. Прогноз социально-экономического развития города.

  41. Анализ и планирование бюджета территории.

  42. Моделирование трудового потенциала региона.

  43. Управление реализацией стратегии региона.

  44. Планирование развития финансово-экономической сферы региона.



скачать


Смотрите также:
Программа комплексного государственного экзамена по специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
286.84kb.
Программа для студентов VI курса специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»
282.37kb.
Методические рекомендации по подготовке, выполнению и защите дипломного проекта для студентов, обучающихся по специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
700.14kb.
Программа преддипломной практики студентов специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
267.78kb.
Программа комплексного государственного экзамена для студентов, обучающихся по специальности
345.86kb.
Программа по дисциплине Планирование социально-экономических систем и процессов Для студентов 6 курса специальности «Государственное и муниципальное управление»
1942.99kb.
Программа учебной дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» для студентов специальности
277.3kb.
Методические рекомендации по ее проведению 7 Подведение итогов практики и подготовка отчета 8
141.11kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного обучения по изучению дисциплины «Трудовое право России»
216.96kb.
Дипломных работ по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»
104.22kb.
Тематика дипломных проектов по специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» на 2009-2010 учебный год Специализация "Государственная служба"
102.06kb.
Программа учебной практики Направление подготовки 081100 государственное и муниципальное управление профиль подготовки
139.33kb.