Главная стр 1
скачать
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Образовательная программа – это документ, регламентирующий тип и способы построения содержания учебно-воспитательного процесса в условиях той или иной педагогической системы.

Образовательная программа определяет теоретические основы, направления деятельности детского объединения, организационные и методические особенности учебно-воспитательного процесса, а также его условия и результаты.


Современные дополнительные образовательные программы нового поколения разрабатываются в русле личностно-ориентированного и компетентностного подходов, создают условия для самостоятельного самоопределения личности, становления ее социальной компетентности и гражданской ответственности.

Отличительные признаки программы нового поколения:

  1. Новые личностно-профессиональные установки педагога по отношению к обучающемуся как субъекту образовательного процесса и к самому себе как участнику диалога – одновременно и ведущему и равноправному.

  2. Использование развивающих технологий и методов образовательной деятельности.

  3. Ориентация на широкое гуманитарное образование, позволяющая гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности.

  4. Результатом образования являются ключевые компетентности воспитанника, выражающиеся в формуле: «хочу, могу, действую».

Разработка программы является одним из важнейших условий и одним из средств осуществления образовательного процесса. Поэтому, приступая к разработке программы, педагог должен четко представлять назначение, структуру и содержание этого документа, только тогда он сможет построить свою работу грамотно и оптимально.


Нормативно-правовой аспект.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными.


Содержание дополнительных образовательных программ.

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:


  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

  • интеграция личности в национальную и мировую культуру;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.



Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.

В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:



  • достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

  • соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

  • направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

  • современным образовательным технологиям, отраженным:

    • в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);

    • формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.);

    • методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей);

    • средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

Основные качественные характеристики образовательных программ:



  • актуальность – свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни с ориентацией на эффективное решение проблем в будущем;

  • прогностичность – свойство программы отражать в целях и планируемых действиях не только сегодняшние потребности к образованию, но и будущие;

  • рациональность – определяется выбором таких целей и способов их достижения, которые в конкретных условиях региона на основе имеющихся ресурсов позволяют получить максимально полезный результат;

  • реалистичность – выражается в установлении соответствия цели предлагаемым средствам ее достижения;

  • целостность – полнота и логичность построения всех ее структурных компонентов, обусловливающие согласованность и последовательность действий по достижению целей;

  • контролируемость – в программе не только определяются ожидаемые результаты, но и предлагаются параметры и способы проверки как конечных, так и промежуточных результатов;

  • корректируемость – свойство программы, позволяющее своевременно обнаруживать отклонения и сбои в ее реализации, быстро реагировать на них и, меняя какие-то детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику, достигать ожидаемых результатов.

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

  1. титульный лист.

  2. пояснительную записку.

  3. учебно-тематический план.

  4. содержание изучаемого курса.

  5. методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

  6. список литературы.


Титульный лист включает:

  • полное наименование образовательного учреждения согласно Уставу ОУДОД;

  • реквизиты по согласованию программы на заседании коллегиального органа (педагогического совета или методического совета с правами экспертного), а также реквизиты учреждения программы как действующего нормативного документа (Программа считается принятой к работе, утвержденной с момента ее подписи директором, подтвержденной печатью);

  • название дополнительной образовательной программы;

  • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

  • срок реализации дополнительной образовательной программы;

  • Ф.И.О. автора (авторов) дополнительной образовательной программы, занимаемую должность в ОУДОД;

  • название города, населенного пункта;

  • год разработки дополнительной образовательной программы.

Нумерация страниц текста начинается со 2 (или 3-4), но только с той, на которой начинается собственно текст работы. Цифра страницы текста ставится без точек или тире.

Оглавление или содержание.

Раздел программы «Оглавление» или «Содержание» может отсутствовать в программе небольшого объема как годичной, так и рассчитанной на несколько лет. Потребность в таком разделе возникает лишь при большом числе разделов или частей. Например, если программа рассчитана на 3-5 лет, для удобства пользования необходимо ввести оглавление, снабженное ссылками на номера страниц.



Пояснительная записка (первый раздел программы).

Этот раздел программы может называться Пояснительной запиской или Объяснительной запиской, по усмотрению автора. Принципиального значения это не имеет. Однако, различие зависит от времени прохождения программы.

Программа одного года более конкретна, чем программа двух и т.д. лет. В продолжительной программе Пояснительная записка становится более объемной. Для более четкого размещения информации этот раздел можно разделить на два раздела: Введение и Пояснительную записку.

Во Введении необходимо представить те основные концептуальные подходы педагога к работе с детьми, которые будут подробно изложены в следующих разделах программы:

(Концепция:1. система взглядов, то или иное понимание явлений и процессов; 2. единый определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.).

Программа должна начинаться с небольшого педагогического обоснования:



  • направленности дополнительной образовательной программы;

  • определения данного вида деятельности в культуре общества, его значения для развития личности ребенка;

  • существующей ситуации, выходов на социальную действительность и потребности ребенка;

  • новизны, актуальности (для страны, конкретного региона или учреждения), педагогической целесообразности;

  • отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы от других аналогичных ей либо смежных с ней по профилю деятельности;

  • основных ведущих педагогических идей (научных – по предмету знаний, общепедагогических, социальных и прочие, раскрывающие научную и методологическую позицию автора).

Введение (концепция) и пояснительная записка не должны дублировать друг друга. Текст концепции пишется в свободной форме и, большей частью, содержит основные педагогические и технологические идеи программы.

В самой Пояснительной записке размещается информация, относящаяся к конкретной программе:



  • цели и задачи программы на все годы ее реализации (если она долгосрочная), а также цели, определяемые для каждого года деятельности в отдельности;

  • краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей группы детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

  • сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

  • краткое описание методов, обеспечивающих, с точки зрения автора, сознательное и прочное усвоение детьми материала, воспитывающие и развивающие навыки их творческой деятельности, умение фиксировать и обобщать материалы наблюдений и исследований;

  • краткое описание разнообразных форм работы с детьми (экскурсии, походы, практические и лабораторные занятия, массовые мероприятия и т.п.), которые дают возможность детям максимально проявлять свою активность и изобразительность, а также развивают их эмоциональное восприятие;

  • ожидаемые (прогнозируемые) результаты и способы их проверки (что будут знать и уметь обучающиеся, где они смогут продолжить свои занятия по профилю объединения, какие качества личности могут быть развиты у детей в результате занятий и каким образом это определяется).

Учебно-тематический план (второй раздел программы) включает:

  • перечень разделов, тем;

  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Оформляется на каждый год обучения, представляет собой таблицу:


п/п

Тема

Количество часов

Примечания







Всего

Теоретических занятий

Практических занятий




Итого часов:












Учебно-тематический план должен отражать особенности каждого года обучения, каждой конкретной группы. В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах: «Всего», «Теоретических занятий», «Практических занятий». Итоговое количество часов в год зависти от количества часов занятий в неделю. Существует традиционный расчет часов:



Содержание дополнительной образовательной программы (третий раздел программы) раскрывает:

  • содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через полное описание тем (теория и практика) с указанием всех основных вопросов как в теоретической, так и в практической части программы. При этом в теории указываются основные теоретические понятия, в практике – практическая деятельность учащихся. (При планировании экскурсии желательно указывать название места проведения экскурсии, по возможности раскрыть ее содержание).


Условия реализации программы (четвертый раздел программы) включает в себя:

  • материальное обеспечение программы – перечень необходимого оборудования, например: зеркала, приборы, музыкальные инструменты, декорации, костюмы, станки, микрофоны, другие технические средства обучения (ТСО) и т.д.; описание помещения для занятий;

  • методическое обеспечение программы

описание

    • форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

    • приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактического материала, технического оснащения занятий;

    • форм подведения итогов по каждой теме или разделу.

  • кадровое обеспечение программы. Кадровое обеспечение программы необходимо прописывать в том случае, если для работы детского объединения нужно несколько специалистов. Например: концертмейстер, аранжировщик, художник и т.д.

Список литературы:

  • список литературы, использованной при составлении данной программы (рекомендованный педагогам);

  • список литературы, рекомендованный детям и родителям в помощь освоения программы.

Эти списки составляются по следующей форме: фамилия, инициалы автора; название; место издания, издательство; год издания.

Приложения к программе:

  • словарь специальных терминов с пояснением;

  • контрольные вопросы;

  • готовые изделия, образцы;

  • условия прослушивания;

  • описание занятий;

  • технологические карты;

  • материалы тестирования;

  • условия выбора и коллектив;

  • памятки для родителей и др.

Автор образовательной программы может изменить порядок следования разделов структуры, начиная с условий реализации программы.
скачать


Смотрите также:
Программа дополнительного образования детей нового поколения
96.65kb.
Методические рекомендации по организации дополнительного образования в общеобразовательной школе в условиях введения стандартов нового поколения
201.03kb.
График проведения традиционных мероприятий лангепасского городского муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей «Радуга» на 2012-2013 учебный год
46.93kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей
161.46kb.
Методические рекомендации по написанию образовательной программы дополнительного образования детей для педагогов дополнительного образования
119.82kb.
Педагога дополнительного образования моу дод вгсют
129.89kb.
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы: Титульный лист
263.69kb.
Программа дополнительного образования детей «Элегия» Возраст обучающихся: 11 17 лет Срок реализации: 3 года
375.74kb.
Инструкция педагога дополнительного образования при переходе на фгос нового поколения
51kb.
Образовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Бокситогорский центр дополнительного образования детей»
3830.53kb.
Программа дополнительного образования в мбскош №16 г. Липецка
199.37kb.
И. О. главы Муниципального образования общего и дополнительного образования «Мухоршибиирский район» А. И. Бочеев В. Н. Молчанов июня 2013 г. Программа
84.66kb.