Главная стр 1стр 2
скачать

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26»

Утверждена Утверждаю

на заседании Педагогического совета. Директор МАОУ « СОШ № 26»

Протокол № ___ _______________Кирилов А.А.

от « » _________ 201_ г. « »______________201 г



Программа

духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся

МАОУ «СОШ №26»

на 2011 – 2015 учебный год

г. Стерлитамак



II Программа духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся

на ступени основного общего образования

Паспорт программы

Тип: Программа

Наименование программы: Программа духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Направленность: Внеклассная работа

Основания для разработки: Программа разработана в соответствии Федеральным Законом от 24 июня 1998года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», на основе стандартов второго поколения «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» 2009 г., закона «Об образовании» п.32, приказа № 373 от 06.10.2009 г. ФГОС НОО

Место проведения: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 26»

Контингент: Обучающиеся 5 – 11 классов

Авторы: Директор Кириллов А.А., заместители директора Батталова О.А., Пырова Л.Н.

Задачи: Данная программа формирует личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством, формирование позитивной самооценки, конструктивных способов самореализации, семейную и социальную культуру школьников.

Результат: Обучающийся должен стать сформированной личностью, самостоятельно мыслящей, способной решать сложные задачи и брать на себя ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Ресурсы: Методические пособия, отдельные разработки мероприятий программы.

Механизм реализации: Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования основывается на базовых национальных ценностей российского общества.

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся являются:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» п.32

- Государственные стандарты «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся являются ориентиром для формирования всех разделов данной воспитательной программы.

Программа духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся является также концептуальной и методической основой в целях более полного достижения национального воспитательного идеала обучающихся школы с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, то есть, конкретизация задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, форм воспитания и социализации школьников, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих объединений.

Программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной воспитательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития и социализации школьника, определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей). При этом обеспечивая духовно-нравственное воспитание и социализацию обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс в школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

«Созидается общество началами нравственности», - говорил Ф.М. Достоевский. Нравственность наряду с правом является одним из основных регуляторов социального поведения. Сфера нравственности, морали – это сфера различия добра и зла, определения смысла жизни, границ свободы и ответственности человека, долга, справедливости, совести. Эти понятия входят в ядро мировоззрения личности. Духовно – нравственные ценности всегда имели приоритетное значение в нашей национальной системе ценностей.

Наша история знает много примеров высоких духовно – нравственных проявлений: Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов; герои Великой Отечественной войны, современники – А.Сахаров, тысячи людей, беззаветно отдавших и отдающих свои силы и труд на благо Отечества.

Духовно-нравственное воспитание и социализация является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка. Поэтому целостная система образования должна включать не только обучающий компонент, но и систему духовно - нравственного просвещения и воспитания школьников.

«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» определяет обеспечение полноценного личностного развития обучающихся в условиях идеологического кризиса. В этой социокультурной ситуации необходима система образования, которая, опираясь на национальные традиции народа, на национальный региональный компонент обеспечит высокие нравственные качества обучающихся.

В современных условиях образование является той сферой духовной жизни общества, где передаётся социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития. Эта идея принадлежит К.Д. Ушинскому, который сказал, что дело воспитания – важное и святое, так как «именно здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины».

Какое поколение будет жить в России в XXI веке? Сумеет ли оно взять с собой духовно – нравственное богатство предков? Что может сделать школа, чтобы не прервалась «времён связующая нить»?

На решение этих вопросов направлена сложившаяся в нашей школе система воспитательной работы с обучающимися, задачами которой являются: развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества; формировать у молодого поколения такие черты национального характера, как милосердие, веротерпимость, совестливость; предоставление возможности подрастающему поколению глубже почувствовать свои национальные корни.

Духовно – нравственное воспитание и социализация личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно – нравственного воспитания гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Важным свойством духовно – нравственного воспитания и социализации гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

Программа духовно – нравственного воспитания и социализации школьников, нацелена обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно – региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.



Актуальность Программы

в наше время, когда у детей всё меньше и меньше остаётся настоящих примеров для подражания, когда их Родина меркнет перед засильем европейской и американской культуры, а духовная жизнь беднеет с каждым днём, перед педагогами встала основная задача – помочь ребёнку в развитии его личности. Вся педагогическая деятельность должна быть направлена на создание условий, необходимых для этого. Поэтому в школе приоритетными направлениями воспитательной деятельности стали: патриотизм, гуманизм и нравственность.

К сожалению, планка нравственности, патриотизма, гуманизма опускается вниз (влияние средств массовой информации, внедрения в сознание молодёжи системы ценности, не соответствующей духовно-нравственным требованиям.) Положение осложняется тем, что эти привлекательные идеалы являются регуляторами поведения обучающихся в жизненных ситуациях. В качестве непосредственных психологических механизмов этого выступают их главные структурные элементы: образы положительных, личностно значимых для подростка лиц, в которых персонифицируются соответствующие собственные ценности. Эти структурные образования являются эталоном анализа и оценки обучающимися окружающих людей, их поступков, действий и решений, а также критерием собственного поведения.

В настоящее время Россия, вступает в мировое сообщество на основах уважения прав человека и мирного сотрудничества, и поэтому от педагогов зависит каким мы хотим видеть будущее России, на какие ценности ориентируем новое поколение.

Наш долг – не только сохранить общественные ценности мировой цивилизации, но и самобытное лицо России, выстраданную тысячелетней историей систему ценностей – патриотизм, нравственность, духовность, милосердие, толерантность которые и должны быть положены в основу системы воспитания гражданина России XXI века.

Обеспечение духовно – нравственного воспитания и социализации личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Таким образом, духовно – нравственное воспитание и социализация обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа общества.

Содержание

духовно – нравственного воспитания и социализации обучающихся

данная программа предусматривает переход к системному духовно-нравственному воспитанию и социализации обучающихся, направленному на формирование морально-нравственного, личностно - развивающего, социально открытого уклада жизни школы. Уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, общественных организаций). В основе программы духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся начальной школы и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие подходы: аксиологический, антропологический, системно-деятельностный, социализирующий, развивающий.



Аксиологический подход

воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности присваиваются человеком через совместную с другими людьми деятельность. Присвоение ценности – ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Присвоение ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание – совесть человека.

Аксиологический подход изначально определяет всю систему духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся, весь уклад школьной жизни, в основе которого – национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей, которая определяет содержание основных направлений духовно-нравственного развития. Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, как субъекта, способного к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм.

Антропометрический подход

направление современной педагогики, интегрирующее «знание о ребенке как о целостном существе, полноценном представителе вида Homo sapiens, полноправном участнике воспитательного процесса. По своей сути антропологический подход реализует известную со времен «Великой дидактики» Я.А. Каменского концепцию природосообразности. Воспитание с позиции педагогической антропологии рассматривается как естественный процесс, отвечающий природе человека, как развитие индивидуальных способностей, задатки которых присущи ему от рождения.

Антропологическая воспитательная система строится с учетом следующих условий: открытая постановка гуманистических целей как нравственных добродетелей человечности, доверия, благодарности, терпимости; специальное внимание к здоровью воспитанников, воспитание у них опыта здорового образа жизни и безопасного поведения; постоянная педагогическая диагностика, изучение, в первую очередь, природных задатков, внутренних предпосылок дарований и способностей детей; природосообразные, ненасильственные методы воспитания (особое внимание методам «наставления», «увещевания», «обращения», «включение в деятельность»).

Системно-деятельностный подход

этот подход является определяющим для формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, и его содержание раскрыто в Стандарте. Один из основателей системно - деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.



Развивающий подход

развивающий характер воспитания и социализации заключается в сознательном принятии обучающимся определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию: общеобразовательных дисциплин; произведений искусства и кино; периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания.

Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного воспитания личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Социализирующий подход представляет воспитание как многомерную и открытую социальную систему, где на личность воспитанника вариативно воздействуют различные социальные источники. Важнейшей характеристикой воспитания является его «социальная эффективность», т.е. обеспечение социализации ребенка и его личностного самоопределения. Ключевым понятием в концепции социализирующего подхода является «социальное воспитание». Воспитание понимается как процесс включения человека в систему отношений с институтами социализации, приобретение личного жизненного опыта в рамках социализирующего подхода активно разрабатываются также новые ценностные установки образовательной политики современной России: сотрудничество государственных институтов образования и семьи; обогащение воспитательных возможностей школьного сообщества; обеспечение гармоничного соотношения социализации и индивидуализации в процессе воспитания; создание образа мира как результата совместной деятельности и общения взрослых и детей; организация практики социальной деятельности школьников, их социального творчества; развитие у школьников опыта самоуправления, нормотворчества, гражданской инициативы.

Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.

Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного воспитания последних. Родители, также как и педагог, подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном воспитании. Пример – это персонифицированная ценность.

Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни школьника множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самосознание, формирования норм толерантности, достоинства, понимания себя и других людей.

Избранные нами подходы являются не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга, определяющими стратегию воспитательной деятельности нашего учреждения: воспитание человечности посредством формирования нравственности, в основе которой положен этический код – альтруизм.

Цель духовно-нравственного развития, воспитания и социализации

способствовать воспитанию «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

В программе духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся отражен национальный воспитательный идеал. При этом, учитывая, что в современном процессе развития и воспитания ребенка активно участвуют не только традиционные субъекты (семья и школа), но и различные общественные, культурные, религиозные организации, средства массовой информации (СМИ), необходимо на этапе реализации программы обеспечить согласованность действий между этими субъектами в решении принципиального вопроса о том, на воспитание какого человека направлены непосредственные или опосредованные их усилия.

Педагогическое сообщество, образовательное учреждение способны взять инициативу в определении и реализации национальных педагогических приоритетов. При этом национальный воспитательный идеал должен стать принципиальной основой социального партнерства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами духовно-нравственного развития и воспитания детей .

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», установленных Стандартом, определены общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся .

Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации

Личностная культура

формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»; укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; формирование нравственного смысла учения; формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; осознание ребенком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.



Социальная культура

формирование основ российской гражданской идентичности; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.



Семейная культура

формирование отношения к семье как к основе российского общества; формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; знакомство учащихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников для более полного достижения национального воспитательного идеала с учетом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей учащихся и их родителей.

Базовые национальные ценности

содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

В Концепции приведена система базовых национальных ценностей.

Критерием систематизации и разделения по определенным группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.

В наши дни духовные основы российского общества, «то, что можно назвать исконными ценностями россиян» были определены В.В.Путиным в докладе «Россия на рубеже тысячелетий»: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, традиционные российские религии, семья, природа и искусство, человечество

Источники нравственности

патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству; социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие; природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.



Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации

организация духовно-нравственного развития, воспитания и социализации осуществляется по следующим направлениям:

-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;



-Воспитание нравственных чувств и этического сознания

ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;



-Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость



-Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.



-Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.



-Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие. Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.



-Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся

педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклада жизни обучающегося.

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Необходимо восстановление с учетом современных реалий позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и школы, систематического повышения педагогической культуры родителей, накопленных в нашей стране в советский период ее истории.

Права и обязанности родителей в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании». Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития.Воспитания и социализации школьников должна быть основана на следующих принципах: совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации; сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей, содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей, опора на положительный опыт семейного воспитания.

Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях, должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

Содержание программ повышения педагогической компетентности родителей должны отражать содержание основных направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся начальной школы.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей должны быть согласованы с планами воспитательной работы школы. Работа с родителями, как правило, должна предшествовать работе с обучающимися и подготавливать к ней.

В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно - деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.



Основные принципы организации

духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

 принцип нравственного примера педагога;

 принцип социально-педагогического партнёрства;

 принцип индивидуально-личностного развития;

 принцип интеграции программ духовно-нравственного воспитания;

 принцип соответствия социальному запросу общества



Механизм реализации Программы

механизм реализации Программы развития, воспитания и социализации обучающихся основывается на совершенствовании методов работы школы в целях обеспечения процесса воспитания, пропаганды патриотизма среди обучающихся, координации деятельности школьников.



Ожидаемые результаты

реализация Программы духовно-нравственного воспитания и социализации подрастающего поколения предполагает обеспечение повышения статуса воспитания в школе на основе широкого общественного согласия. К ожидаемым результатам относятся:

 повышение культурного уровня образовательного процесса;

 повышение педагогического мастерства, обретение педагогами гуманистической педагогической позиции, овладение технологиями творческого взаимодействия с людьми, построение гуманистических отношений .

 поддержка инновационной деятельности педагогических работников и развитие научно-педагогического потенциала, экспертная оценка предлагаемых к внедрению педагогических новаций;

 подготовка методических материалов, обобщение и распространение лучшего педагогического опыта по воспитанию духовной личности;

 создание условий для воспитания личности свободной, духовно-нравственной, гуманной, способной адаптироваться к созидательному труду, к защите Отечества.

 создание условий для сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья обучающихся и педагогических работников.

 ориентация на такие формы деятельности, как сотрудничество, взаимодействие, развитие патриотизма.

 основными ценностями в воспитании становятся развитие духовности, гуманности, патриотизма, творчества и трудолюбия.

 ориентация на национальную культуру как среду, питающую духовное и нравственное развитие личности.

Результатом национального воспитания и образования качественным продуктом школы должна быть личность выпускника – патриота, гражданина своей страны.

Достижение гармонии индивидуального и коллективного, национальной солидарности и общности, продолжение здоровых традиций, единение в классе,школе, семье, формирование черт благодарности, добра, правдивости, доверия, взаимопонимания, сотрудничества, сердечности, отзывчивости, терпения, значения авторитета старших, формирование крепкой школьной дружбы .

Мы продолжим добрые традиции нашей школы,которые обрастают новыми конкурсами, встречами, появляются новые формы проведения мероприятий –тематические чтения, круглые столы .



Оценка эффективности реализации Программы

результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением обучающихся школы к выполнению своего гражданского и патриотического долга. Их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества.

Конечным результатом реализации Программы должна стать положительная динамика роста нравственной и экологической культуры, патриотизма, интернационализма, воспитанности в школе, обеспечение на её основе благоприятных условий для духовного и культурного подъёма в обществе.

Этапы реализации Программы

Этапы реализации программы

Прогнозируемые результаты

Методы исследования

Средства контроля результата

1 этап

Осмысление идеи и внедрение концепции и программы духовно-нравственного воспитания в практику




Обеспечение нормативно-правовой базы

Анализ состояния воспитательной работы

Организация работы с педагогическими кадрами (методическая учёба, индивидуальные консультации). Разработка Программы ДНВ на основе традиций и её внедрение. Разработка воспитательного плана с учётом базовых ценностей и индивидуальных особенностей обучающихся и его внедрение. Мониторинг качества (здоровье, обязанность, развитость, воспитанность, семейное воспитание) Разработка и освоение критериев психолого-педагогической, социологической диагностики)


Тестирование,

анкетирование,

собеседование учащихся, родителей, учителей.

Практическая, методическая оценка



Анализ оценочной деятельности школьников

2 этап

Реализация программы



Подготовка материалов для экспертизы программы .

Программно-методическое обеспечение воспитательной работы по ДНВ.

Создание системы педагогического мониторинга ценностных ориентаций.

Программа комплексной педагогической поддержки службы сопровождения: «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни», «Коррекционная работа в школе». – получение

школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).




Тестирование, анкетирование, самодиагностика наблюдение за мотивацией поведения и противодействие аморальным проявлениям

Анализ оценочной деятельности школьников

3 этап

Диагностико-коррекционный





Подведение итогов

Анализ реализации и корректировка воспитательной системы школы– получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.






Анализ, коррекция и систематизация накопленного опыта

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Программа духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся маоу «сош №26» на 2011 2015 учебный год
596.18kb.
Программа духовно-нравственного воспитания
581.28kb.
Анализ работы Центра духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Свет души» на базе мбоу бондарской сош за 2011-202 учебный год
68.49kb.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
1032.71kb.
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся моу сош №1 ст
487.7kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников маоу «Гимназия
612.49kb.
Программа «Духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся»
303.18kb.
Духовно-нравственного развития обучающихся в семье и в лицее
181.84kb.
Основная образовательная программа начального общего образования гимназии №32 Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
508.26kb.
Духовно-нравственного развитие, воспитание обучающихся
452.76kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит
403.04kb.
Программа духовно нравственного развития и социализации младших школьников
225.38kb.