Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работыМОУ «Шильдинской СОШ»
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:
Администрация п.Шильда, ОАО «Шильдинский ремзавод», ЗАО «Шильдинский элеватор», Дом культуры п. Шильда, Сельская библиотека п. Шильда, Дом творчества п. Адамовка, ФОК п. Адамовка.
Цель и задачи
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Оренбургской области, , Адамовского района, п.Шильда.
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, поселка;
любовь к образовательному учреждению, своему поселку, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
представления о душевной и физической красоте человека;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Портрет ученика МОУ «Шильдинская СОШ»
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
в содержании и построении уроков;
в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
в личном примере ученикам.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов.
УМК «Гармония»
Ведущую роль в реализации программы играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных предметных программ и программ формирования универсальных учебных действий. УМК «Гармония» имеет богатую палитру возможностей для достижения поставленных целей, благодаря реализации в нем принципов гуманистического, историзма, коммуникативного и принципа творческой активности. УМК «Гармония» создан на основании системно-деятельностного подхода, позволяющего ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников.
Достижению указанных результатов способствует тематическое единство всех предметных линий комплекта, выраженных в следующих тезисах:
«Я в мире и мир во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я», которое включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром.
«Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем. Наша задача сохранить этот интерес и при этом научить ребенка самостоятельно находить ответы, планировать свою деятельность и доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки и ставить новые цели.
«Я общаюсь, значит, я учусь»: процесс обучения невозможен без общения. Нам кажется чрезвычайно важным строить процесс обучения как совершенствование субъект-субъектного и субъект-объектного общения, то есть, во-первых, учить ребенка свободно вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную культуру — находить необходимые источники знаний учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, и, конечно, работать с книгой.
«В здоровом теле здоровый дух!»: здесь важно и сохранить здоровье учеников в процессе обучения, и научить детей самим заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не только физическая, но и духовная ценность. В этой связи, в понятие здоровье включены не только правила гигиены и правила безопасного поведения, но и определенные ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе, об окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано.
Эти тезисы раскрываются через тематические направления: «Моя семья - мой мир», «Моя страна - мое Отечество», «Природа и культура - среда нашей жизни», «Моя планета - Земля», которые интегрируют учебный материал разных предметов и позволяют эффективнее формировать у ребенка целостную картину мира и базовые национальные ценности.
Средствами разных учебных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Учащиеся знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя гражданами великой страны.
Значительную часть содержания учебников составляют родиноведческие и краеведческие знания, их содержательное, дидактическое и методическое обеспечение. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности развития младших школьников, создаются условия для развития у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.
Во всех учебниках «Гармонии» обеспечивается поликультурность содержания образования. В каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.
Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность направлена на социализацию обучающихся, развитие творческих способностей школьников и воспитание стремления к здоровому образу жизни.
Задачи внеурочной деятельности:
- реализация индивидуальных потребностей учащихся школы путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей
- обучение школьников способам овладения различными видами внеурочной деятельности;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения
- формирование и развитие детских коллективов, совместно участвующих в различных видах внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность представлена по направлениям развития личности, согласно ФГОС: спортивно-одоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, в различных формах ее организации, отличных от урочной системы обучения – кружки, секции, подготовку к олимпиадам и конференциям, проектная деятельность и др., а также проведение тематических классных, школьных, внешкольных мероприятий.
При организации внеурочной деятельности обучающихся школой используются ресурсы школы, сельского Дома культуры и муниципальных учреждений дополнительного образования (ФОК, ЦРТДЮ). Для проведения занятий есть спортивное оборудование, актовый зал, кабинет психолога, школьная и сельская библиотеки, компьютерный класс, игровая комната.
Задействованы ресурсы уже существующих объединений: кружок «Театральный», кружок « Информашка»», спортивные секции «ОФП», и опыт организации праздников и школьных мероприятий.
Данные ресурсы позволяют организовать внеурочнуюдеятельность следующими видами и программам
Направления развития личности
Виды внеурочной деятельности
Программы, проекты, акции
Формы организации внеурочной деятельности
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
Игровая деятельность
Спортивно - оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая
деятельность
«Ритмика», «Тропинка к здоровью», неделя здоровья, «ОФП»,Спортивные праздник и «День здоровья»
Секции, соревнования, экскурсии, олимпиады, военно – спортивная игра «Зарница», школьные спортивные игры, смотр песни и строя, совместные с родителями спортивные праздники
Семь Я» , «В школу с улыбкой» , «Все цвета кроме чёрного»
Акция «Дорогой добра»
Детские общественные объединения, акции, социально значимые проекты, тимуровское движение (организация помощи ветеранам ВОВ и ветеранам труда уход за памятником, посвящённому солдатам ВОВ.
ОБЩЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
Познавательная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность
«Мой край», «Растения нашей местности», «Юным умникам и умницам», «Информатика в играх и задачах»
Интеллектуальные олимпиады, исследовательские проекты, индивидуально – групповые занятия
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
Досугово - развлекательная деятельность
Художественное творчество
«Самоделкин»
творческий концерт школы, выставка рисунков
Кружки художественного творчества, классные часы, концерты, спектакли, выставки, социальные проекты на основе художественной деятельности
«
Календарь традиционных школьных дел и праздников
Здесь образовательное учреждение может представить циклограмму событий общенационального календаря, мимо которых не должны пройти школьники и важные события, которые принято выделять в школе.
Время проведения
Тема мероприятия
Сентябрь
1 сентября – День знаний; Праздник посвящения в ученики; Праздник Букваря; неделя здоровья
Октябрь
Праздник осени (Праздник урожая); конкурс чтецов ; Весёлые старты.
Ноябрь
День народного единства; праздник национальных культур; Пост прав ребенка; День матери
Декабрь
Новогодний праздник, ЗОЖ
Январь
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», праздник профессий
Февраль
День защитника России.
Март
Праздник 8 марта; День птиц; Праздник книги; Встречаем весну.
Апрель
Праздник подарков ; « Эврика» - исследовательские работы
Май
До свидания, школа; Здравствуй лето!
Целевые программы:
В школе реализуется ряд целевых программ, которые направлены на формирование у школьников демократической культуры как основы развития гражданского общества через реализацию демократических принципов во всех аспектах школьной жизни. Данные программы способствуют формированию и развитию ключевых компетенций.
Программа
Краткое содержание
Направление
« Школа лидера»,
Задачи программы: формирование активной гражданской позиции; приобретение учащимися навыков правовой, политической и экономической культуры; знакомство с основными демократическими процессами современного гражданского общества; умение адаптироваться в изменяющихся условиях современного общества; выявление актива среди учащихся и развитие самоуправления в школе. Смысл ученического самоуправления заключается в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Школьное самоуправление организовано в рамках политико-экономической игры «Школьная республика «Радуга»
Воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
«Здоровое поколение», «Семья и школа», «Радуга жизни»
Цель программы: создать условия для коррекция психического и соматического здоровья детей. Система оздоровительной работы проходит по пяти направлениям, которые делают её результативной: зоровая окружающая среда, взаимодействие школы и всего социума в деле охраны здоровья, служба психологической поддержки, рациональное питание, распространение знаний о здоровье на различных уровнях
Формирование мотивации здорового образа жизни
«Интеллект», «Правильный выбор», «Я - гражданин»,
Цель программы: создать благоприятные условия по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Совместная работа школы, учреждений социума и образовательных учреждений дополнительного образования способствует формированию системы выявления, поддержки и развития одаренных детей во всех сферах деятельности: интеллектуальной, учебной, художественной (изобразительное, прикладное искусство, музыка), двигательной (любительский спорт) и лидерстве.
Развития и реализация способностей детей в различных сферах деятельности
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по основным направлениям духовно-нравственного воспитания и развития
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
Основное содержание
Виды деятельности
Формы организации занятий
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе оренбургской области и Адамовского района;
получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Томской области и Первомайского района
Изучение плакатов, картинок,
в процессе бесед, чтения книг,
изучения предметов, предусмотренных учебным планом
элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;
знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детской школьной организацией, с реализацией игры Демократическая Республика «УЛУС»
В процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях,
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни
В процессе бесед, народных игр,
организации и проведения национально-культурных праздников.
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
ознакомление с историей и культурой родного края,
народным творчеством, фольклором, особенностями быта народов России
В процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов,
фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, изучения вариативных учебных дисциплин
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России
и её народов;
ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина
В процессе бесед, экскурсий,
просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко – патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;
знакомство с важнейшими событиями в истории нашей
страны, содержанием и значением государственных праздников
В процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам
любовь к школе, своему селу, народу, России;
участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы,
ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма
уважение к защитникам Родины;
участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов; проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества; подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
умение отвечать за свои поступки; негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
Основное содержание
Формы организации
Ответственные
Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.
Классный час «Правила поведения в школе» «Как надо вести себя на улице, в магазине, в гостях?»
Диспуты «Что такое хорошо и что такое плохо?»
классные руководители начальных классов, зам. по ВРшкольный библиотекарь, работники сельского Дома культуры.
Участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся забота о животных, природе.
Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.
Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.
Заседание клуба «СемьЯ»
Праздники вместе с родителями.
Конкурс творческих работ: «История и традиции моего села», «История и традиции моей семьи».
Классные руководители, работники Дома культуры
Получение первоначальных представлений о ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов.
Заочные путешествия «Традиции народов России»
Виртуальные посещения музеев с помощью информационного продукта «КМ - школа»
Классные руководители, учителя образовательной области «Искусство», учителя курсов внеурочной деятельности
Ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей с деятельностью православных религиозных организаций.
Экскурсия в церковь . Встреча с религиозным деятелем.
Классные руководители
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Основное содержание
Виды деятельности.
Формы организации занятий
ервоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
элементарные представления об основных профессиях; элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества: участвуют в экскурсиях по селу, встречах с представителями разных профессий; Презентация «Труд моих родных»
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно - трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно - трудовых заданий;
умение соблюдать порядок на рабочем месте; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);
получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно - трудовой деятельности учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике
приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих организаций социума
В ходе сюжетно - ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий
Конкурсы: На лучшую тетрадь
На лучшего чтеца
Конкурсы по трудовой тематике на лучшую поделку: из природного материала, оригами, аппликация
Изготовление подарков
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей
приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
деятельность школьников на пришкольном участке в учебное и каникулярное время
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
Основное содержание
Виды деятельности
Формы организации занятий
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья;
участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки;
составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания;
получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социального-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива)
получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
в ходе уроков физической культуры и других учебных дисциплин (например, в курсе «Окружающий мир» разделы: Здоровье и безопасность, Путешествия, Как устроен мир, Мы и наше здоровье, Наша безопасность),
бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий,
в спортивных секциях школы, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований
Через здоровьесберегающие формы досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия школы и местного социума
в ходе бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями;
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
Основное содержание
Виды деятельности.
Формы организации занятий
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой
в ходе изучения учебных дисциплин «Окружающий мир», некоторых тем «Литературное чтение», «Обучение грамоте», курсов внеурочной деятельности экологической направленности:
бесед, просмотра учебных фильмов «Мой край», «Растения нашей местности»
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
получение первоначального опыта эмоционально - чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе
в ходе экскурсий, прогулок,
туристических походов и путешествий по родному краю
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школьном в «Зимнем саду» и на пришкольном участке, экологические акции, десанты – уборка территории рощи около памятника, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка пришкольной территорий от мусора и т. д.),
в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей;
участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
бережное отношение к растениям и животным.
усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей)
расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности (проект «Комфорт и уют пусть в селе у нас живут») по месту жительства