Главная стр 1
скачать
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Перспектива», с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы гражданско-патриотического и нравственного воспитания школы, в основу которого положена концепция системного построения процесса воспитания, разработанной известными учеными В.А.Караковским, Л.И.Новиковой, Н.Л. Селивановой. Авторы концепции системного построения процесса воспитания считают, что за основу содержания воспитания необходимо брать общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Мир, Природа, Культура, Отечество. В соответствие с этими общечеловеческими ценностями разработана программа деятельности детской организации «Семицветик» для учащихся 2-4 классов, направлениями которой являются «Я и природа», «Я и Отечество», «Я и моя семья», «Я и здоровье», «Я и общество», «Я и знания», «Я и моё «Я». Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:



Данная программа состоит из следующих разделов:

- «Пояснительная записка»;

- «Методологические основы программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» (описанные направления программы, цель и задачи направление, воспитываемые ценности, формы и методы реализации);

- «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся»;

- «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся»;

- «Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся»;

- «Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в 1 классе»;

- «Организация сотрудничества школы и семьи в процессе духовно-нравственного развития и воспитания учащихся»;

- «Диагностика обучающихся начальной школы».



Методологические основы программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся



Направление

Цель

Задачи

Ценности

Формы работы

Гражданско-патриотическое

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • сформировать представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  • сформировать элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • сформировать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

  • привить интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • сформировать уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

  • сформировать ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

  • сформировать начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

  • сформировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Челябинской области, города Миньяра;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;

  • сформировать любовь к своей школе, городу, народу, России;

  • сформировать уважение к защитникам Родины;

  • сформировать умение отвечать за свои поступки;

  • сформировать негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.




Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.


Беседы, прочтение книг, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, встречи с интересными людьми, участие в творческих конкурсах, мероприятия, посвященные государственным праздникам


Нравственное воспитание

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • различение хороших и плохих поступков;

  • сформировать представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  • сформировать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • сформировать уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • сформировать бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

  • сформировать представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • сформировать отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.




Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.


Беседы, экскурсии, участие в творческих конкурсах, литературно-музыкальные гостиные, художественные выставки, создание генеалогического древа, открытые семейные праздники, совместные поездки, творческие проекты, спортивные соревнования.

Трудовое воспитание

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.


  • сформировать первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • сформировать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • сформировать элементарные представления об основных профессиях;

  • сформировать ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

  • сформировать элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • сформировать первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • сформировать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • сформировать умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • сформировать бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • сформировать отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.




Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.


Экскурсии по городу, на предприятия, встречи с людьми различных профессий, презентации, праздники труда, конкурсы, город мастеров, экономические игры, трудовые акции, работа детских объединений, благоустройство пришкольной территории.

Экологическое воспитание


Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.


  • развить интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • сформировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • сформировать бережное отношение к растениям и животным.




Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.


Беседы, классные часы, просмотр кинофильмов, экскурсии, туристические слеты и походы, прогулки, благоустройство пришкольной территории, экологические акции, подкормка птиц, участие в реализации экологических проектов, уход за животными и растениями.

Этическое воспитание

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.


  • сформировать представления о душевной и физической красоте человека;

  • сформировать эстетические идеалы, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • привить интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

  • привить интерес к занятиям художественным творчеством;

  • стремление к опрятному внешнему виду;

  • сформировать отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.




Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.


Экскурсии, посещение краеведческого музея, исследовательские работы, участие в конкурсах, фестивалях, художественных мастерских, разучивание стихов, знакомство с картинами, просмотр фильмов, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, беседы, просмотр фильмов, проведение выставок, музыкальных вечеров, занятость в объединениях дополнительного образования, участие в художественном оформлении школы и дома.

Методы реализации программы

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Метод воспитания – способ воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности.

Метод убеждения - путь воздействия на знания учащихся для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов.

Приёмы использования метода.



Рассказ на этическую тему - яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.

Разъяснение – эмоционально-словесное воздействие на малую группу или отдельную личность, основанного на знании особенностей класса и личностных качеств отдельных учащихся.

Этическая беседа – привлечение учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок.

Пример – представление конкретного примера для подражания (родителей, друзей, литературных героев и т.д.)

Поручение – создаёт и расширяет опыт учащихся в различных видах деятельности.

Ситуация выбора – ситуация, в которой требуется совершить выбор поступка на основе моральной нормы.

Поощрение (одобрение, похвала, благодарность, награждение) – выражение положительной оценки действий учащихся.

Наказание – компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Требование – метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определённую деятельность воспитанника и проявление у него определённых качеств.

Соревнование – формирование качеств конкурентноспособной личности.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:



  • в содержании и построении уроков;

  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

  • в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

  • в личном примере ученикам.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:



  • нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

  • социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

  • индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

  • социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Особенность программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.


Реализация программы в процессе обучения.
Все учебники для учащихся начальных классов содержат богатый материал, необходимый для формирования у учащихся нравственных понятий и представлений.

Естественно, что больше всего материала, который можно использовать в целях нравственного просвещения учащихся, содержатся в книгах литературного чтения. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки учащихся. При чтении произведений детской литературы обогащаются детские представления об отношениях людей, позволяющие сделать выводы о нормах и правилах жизни в обществе. Знакомство на уроках чтения с пословицами и поговорками позволяет раскрыть этические нормы жизни народа.

На уроках русского языка для развития речи учащимся предлагаются творческие задания нравственного характера, например сочинения на тему: «Что значит – воспитанный человек?», небольшие изложения, в текст которых включаются нравственные задачи. Также ведётся работа над обогащением словарного запаса нравственными определениями, понятиями «справедливость», «честность» и др. В учебниках русского языка даются специальные материалы по культуре речи. На уроках русского языка легко работать с воспитательным потенциалом пословиц, поговорок, фразиологизмов.

Воспитательная функция учебного предмета «Окружающий мир» непосредственно связана со всесторонним и гармоничным развитием личности учащихся и предполагает формирование основ мировоззрения, развития самостоятельности, социализацию. Учитель на занятиях не только вооружает детей знаниями по предмету, но и формирует экологическое сознание, экологическое отношение к природе.

На уроках математики воспитательные возможности заложены в текстовых задачах, которые можно сгруппировать следующим образом:

- задачи о труде, воспитывающие бережливость, ответственность;

- задачи, отражающие достижения науки, техники, трудовую жизнь людей;

- задачи, направленные на формирование духовных интересов, воспитывающие чувство прекрасного, чувство меры и пропорции;

- задачи по охране окружающей среды, воспитывающие чувство любви к животным, бережное отношение к природе.

Предметы эстетического цикла помогают реализовывать целый комплекс воспитательных задач. Дисциплины этого комплекса направлены на развитие у учащихся способности эмоционально реагировать на культурно-этические достижения народов разных стран, умение понимать и оценивать творения художников разных эпох.

Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека, во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Участие детей и подростков в разнообразных спортивных объединениях, секциях, создание в школе необходимых условий для занятий спортом — один из способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди подростков. Особое внимание в настоящее время уделяется внедрению в практику школы здоровьесберегающих технологий, пропаганде здорового образа жизни. Занятие физической культурой и спортом необходимо рассматривать как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, содержание учебников для учащихся начальных классов имеет большое значение для духовно-нравственного воспитания младших школьников. Включённые в них тексты учат детей любить и защищать Родину, трудиться во имя её процветания, раскрывают духовный мир человека, которому присущи гражданская ответственность, коллективизм, товарищество, трудолюбие, честность, порядочность, отзывчивость.
Реализация программы в процессе внеурочной деятельности.

Реализация программы в процессе внешкольной деятельности.


Направление

Основные виды и формы занятий

Гражданско-патриотическое

Участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам.

Знакомство с деятельностью детско-юношеских организаций, движений.

Подготовка и проведение игр военно-патриотического содержания.

Экскурсии. Благотворительные мероприятия.



Нравственное воспитание

Участие в творческой деятельности: театральные постановки, литературно-музыкальные композиции.

Трудовое воспитание

Спортивные секции. Участие в туристических походах, спортивных соревнованиях, трудовых бригадах.

Экологическое воспитание

Туристические походы. Участие в деятельности экологических центров, патрулей.

Этическое воспитание

Краеведческая деятельность. Посещение конкурсов, фестивалей, выставок. Участие в различных видах творческой деятельности, просмотр спектаклей.



Совместная деятельность школы, семьи и общественности

по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

  • Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских собраний и индивидуальных консультаций, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год.

  • Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников (например, туристический слёт, спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», литературный конкурс «Мама, папа, я – читающая семья», вечер, посвящённый Дню матери и т.д.)

  • Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся и т.п.

Школа активно взаимодействие с социальными партнерами в целях реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Учащиеся начальных классов частые гости историко-краеведческого музея города. Более десяти лет в школе существуют эстетические классы, цель которых – развитие творческого потенциала личности, получение начального музыкального образования. Педагоги Школы искусств преподают в этих классах ребятам лепку, рисование, хор, развитие речи, обучают азам хореографии. Педагоги станции детско-юношеского туризма и экскурсий «Серебряные ключи» работают с классами по программам краеведения.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного

развития и воспитания учащихся

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих воспитательных результатов:



1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традиционным религиям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;

  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Воспитание ценностного отношения к природе, окру­жающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

5) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Ожидаемые результаты любого из видов деятельности распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатовполучение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.



Действия педагога, направленные на достижения ожидаемых результатов.

Уровень

Особенности возрастной категории

Действия педагога

1 уровень

(1 класс)

Приобретение школьником социальных знаний


Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность

 

 



Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию (самоизменению).

 

 



 

 


2 уровень

(2-3 класс) Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества



Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом

Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы.


3 уровень

( 4 класс) Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.



Потребность в самореализации, в общественном признании, в желаниями проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности

Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.

Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:



  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Организация духовно-нравственного

развития и воспитания учащихся в 1 классе


Время проведения

Тема мероприятия

Гражданско-патриотическое

«Опознавательные знаки мест, где мы живём и учимся»

«Символы нашего города»

«Государственные символы»

Экскурсия в городской историко-краеведческий музей

Экскурсия по школе «Теперь мы ученики»

Участие в городском митинге ко Дню Победы.

«Права и обязанности учащихся в школе»

«Права ребёнка»

«Главный закон РФ»

«Опасности на пути от школы до дома»

Участие в месячнике по ПДД, пожарной безопасности.

«Полководцы во славу России»

«Покорители космоса»

Спортивные соревнования «Мальчишки, вперёд!»

«Народные традиции в моей семье»

«Моя малая родина»



Нравственное воспитание

День знаний

Посвящение в первоклассники.

Международный женский день

День защитников отечества

Беседы по произведениям литературы, фильмов.

«Наши родители»

«Правила дружбы»

«Добро и зло»

«Добрые слова»

Конкурс вежливости



Трудовое воспитание

«Труд в жизни людей»

«Порядок в доме и учёбе»

«Самые нужные профессии»

«Учёба – ваш труд»

Участие в выставке поделок, мастерской Деда Мороза.

Игра «Я учитель»

Уборка классной комнаты, уход за комнатными растениями


Экологическое воспитание

«Природа и человек»

«Почему вымерли динозавры?»

«Подарки леса»

«Традиции новогодней ёлки»

«Откуда пришла к нам книга?»

Экскурсия в лес

«Хлебная корочка спасёт птиц зимой»

Экологические праздники (Масленица, День воды, Международный день Земли, праздник Урожая» и пр.)



Этическое воспитание

«Коса – девичья краса»

«Секретные советы нашим девчонкам»

«Люди с добрым сердцем»

«Школа волшебных чувств»

Посещение спектаклей, концертов

Прогулки на природу «Как прекрасен этот мир»




Организация сотрудничества школы и семьи в процессе

духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
В современных условиях взаимодействия семьи и школы рассматривается как партнёрство в интересах ребёнка. Организация совместной работы с родителями должна выстраиваться именно на ступени начального общего образования, т.к. активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребёнка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности. Формируют потребность общения со школой.

Формы взаимодействия с семьёй:

  1. Урок наблюдения за деятельностью педагога и детей.

  2. Открытый урок.

  3. Концерты, праздники и театрализованные постановки.

  4. Лекция.

  5. Посещение семьи.

  6. Переписка с родителями.

  7. Родительское собрание.

  8. Работа родительского комитета.

  9. Индивидуальные тематические консультации.


Диагностика обучающихся начальной школы.

 Класс

Задачи

Форма диагностики

1класс

Необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»), которые помогут учителю грамотно организовать взаимодействие с детьми

Тест направленности личности Б. Басса

2 -3 класс

Особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребенка, его положение в системе личных взаимоотношений класса («звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»), а также характер его отношения к школе.

Анкета «Отношение учащихся к школе, себе и другим»

4 класс

Изучения самооценки детей младшего школьного возраста

Методика «Оцени себя»



Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника

Основные отношения

Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;

2 – любит и бережет природу;

1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 – природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 – интересуется историческим прошлым;

1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 – не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других;

2 – находит дела на службу малому Отечеств;

1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;

0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству.

4. Забота о своей школе

3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других;

2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 – в делах класса участвует при побуждении;

0 – в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5. Познавательная активность

3 – сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;

2 – сам много читает;

1 – читает при побуждении взрослых, учителей;

0 – читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует.

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим;

2 – стремится учиться как можно лучше;

1 – учится при наличии контроля;

0 – плохо учится даже при наличии контроля.

7. Саморазвитие

3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;

2 – есть любимое полезное увлечение;

1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;

0 – во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении

3 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;

2 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно;

1 – работу на уроке и домашние задания выполняет под контролем;

0 – на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет.

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество в труде

3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;

2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;

1 – участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;

0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность в труде

3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;

2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;

1 – трудится при наличии контроля;

0 – участия в труде не принимает.

11. Бережное отношение к результатам труда

3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует к этому других;

2 – бережет личное и общественное имущество;

1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;

0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда

3 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;

2 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;

1 – не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;

0 – не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение к старшим

3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;

2 – уважает старших;

1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;

0 – не уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;

2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;

1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;

0 – груб и эгоистичен.

15.Милосердие

3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;

2 – сочувствует и помогает слабым, больным;

1 – помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля;

0 – неотзывчив, иногда жесток.

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других;

2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми;

1 – не всегда честен;

0 – нечестен.

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17. Развитая добрая воля

3 – проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли сверстниками;

2 – проявляет добрую волю, стремится развивать ее;

1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;

0 – силой воли не обладает и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;

2 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;

1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;

0 – нормы и правила поведения не соблюдает.

19. Организованность и пунктуальность

3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;

2 – своевременно и качественно выполняет свои дела;

1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;

0 – начатые дела не выполняет.

20. Требовательность к себе

3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

2 – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

Сводный лист к ориентировочной минимальной диагностической программе изучения уровней проявления воспитанности младших школьников

Качества

Патриотизм

Любознательность

Трудолюбие

Доброта и отзывчивость

Самодисциплина

Итого

Ф. И. учащегося

Любовь к Родине

Гордость за свою страну

Служение своему отечеству

Забота о своей школе

Средний балл

Любознательность

Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

Саморазвитие

Организованность в учении

Средний балл

Сознание значимости труда

Самостоятельность в труде

Бережное отношение к результатам труда

Инициативность и творчество в труде

Средний балл

Уважительное отношение к старшим

Дружелюбное отношение к сверстникам

Милосердие

Честность в отношении с товарищами

Средний балл

Развитие доброй воли

Самоуважение, соблюдение правил культуры

Деловитость и пунктуальность

Требовательность к себе

Средний балл


















































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































На 3-м уровне















































































На 2-м уровне















































































На 1-м уровне















































































скачать


Смотрите также:
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона
544.61kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона
467.03kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
443.84kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
208.7kb.
VI. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
626.87kb.
Пояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
444.89kb.
Развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Введение Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
638.06kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
244.77kb.
Пояснительная записка 1 раздел «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования». 2 раздел «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских
533.82kb.
Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
3072.89kb.
Программа «Духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся»
303.18kb.
Пояснительная записка Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
455.73kb.