Главная стр 1стр 2 ... стр 11стр 12
скачать

Пояснительная записка 4

1.  Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 9

1.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14

1.2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 19

1.3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 21

1.4. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 24

1.4.1. Современные особенности развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 24

1.4.2. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 34

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 34

Воспитание нравственных чувств и этического сознания: 35

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: 36

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: 37

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): 38

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): 38

1.4.3. Примерные виды деятельности и формы занятий
с обучающимися на ступени начального общего образования 39

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 39

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 42

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: 44

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): 46

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): 47

1.5. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся 49

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся 50

1.6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 53

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 56

Воспитание нравственных чувств и этического сознания: 57

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: 57

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: 58

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): 58

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): 59



2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 61

2.1. Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) 66



2.1.1. Личностные универсальные учебные действия 68

2.1.2. Регулятивные универсальные учебные действия 70

2.1.3. Познавательные универсальные учебные действия 72

2.1.4. Коммуникативные универсальные учебные действия 74

2.1.5. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты) 76

2.1.6. Формирование ИКТ-компетентности учащихся 80

2.2. Русский язык. Родной язык 86



2.2.1. Содержательная линия «Система языка» 89

2.2.2. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» 92

2.2.3. Содержательная линия «Развитие речи» 93

2.3. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке 94



2.3.1. Виды речевой и читательской деятельности 97

2.3.2. Творческая деятельность 100

2.3.3. Литературоведческая пропедевтика 101

2.4. Иностранный язык (английский) 102



2.4.1. Умения 104

2.4.2. Языковые средства и навыки оперирования ими 106

2.5. Математика 109



2.7.1. Числа и величины. Измерения 110

2.7.2. Арифметические действия 111

2.7.3. Работа с текстовыми задачами 113

2.7.4. Пространственные отношения. Геометрические фигуры 113

2.7.5. Геометрические величины 114

2.7.6. Работа с информацией 115

2.6. Окружающий мир 117



2.6.1. Человек и общество 119

2.6.2. Человек и природа 121

2.7. Музыка 123



2.7.1. Музыка в жизни человека 125

2.7.2. Основные закономерности музыкального искусства 126

2.7.3. Музыкальная картина мира 127

2.8. Изобразительное искусство 128



2.8.1. Восприятие искусства и виды художественной деятельности 130

2.8.2. Азбука искусства. Как говорит искусство? 131

2.8.3. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? 133

2.9. Технология 134



2.9.1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание 137

2.9.2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты 138

2.9.3. Конструирование и моделирование 139

2.9.4. Первое знакомство с устройствами 140

2.9.5. Первичные навыки использования различных средств ИКТ 142

2.10. Физическая культура 143



2.10.1. Знания о физической культуре 145

2.10.2. Способы физкультурной деятельности 146

2.10.3. Физическое совершенствование 147

3. Базисный учебный план начального общего образования 149

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 170

4.1. Ценностные ориентиры начального общего образования 172

4.2. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования 175

4.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 185

4.4. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию 197

5. Программы отдельных учебных предметов, курсов 201

5.1. Общие положения 201

5.2. Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования 205

5.2.1. Русский язык 205

5.2.2. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке 214

5.2.3. Иностранный язык 221

5.2.4. Математика 234

5.2.5. Окружающий мир 238

5.2.6. Основы духовно-нравственной культуры народов России 246

5.2.7. Искусство 247

5.2.8. Музыка 253

5.2.9. Технология 255

5.2.10. Физическая культура 262


Пояснительная записка

Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

На основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования разрабатывается основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный с:


  • изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • формированием у школьника основ и умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности учащегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:



  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • базисный учебный план образовательного учреждения;

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программа коррекционной работы;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса1, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

При этом формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России2.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться, с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей), индивидуальные учебные планы, реализация которых должна сопровождаться поддержкой тьютора образовательного учреждения.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяется в соответствии с действующими санитарными нормами.

Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа предусматривает:



  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса с:

  • уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

  • их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения;

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре (Приложение 1), отражающим ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона
467.03kb.
Пояснительная записка 1 раздел «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования». 2 раздел «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских
533.82kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона
544.61kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
191.35kb.
Программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
114.27kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с. Троекурово
595.5kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
208.7kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
842.07kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
256.72kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
443.84kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Нормативно-правовой и документальной основой Программы
305.25kb.
Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
3072.89kb.